Одной их коренных социально — экономических проблем современного этапа развития российской экономики является проблема безработицы. А именно, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство молодежи. Молодежь — это величайший стратегический ресурс страны, который необходимо ценить. Так как молодежь является гарантом социальной стабильности и наиболее активным и гибким трудовым ресурсом в образование, в который инвестируются деньги государства. От успешной борьбы с молодежной безработицей зависит социальная стабильность и экономическое развитие России. [11, С.3] Эта проблема остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. Проведенные реформы негативным образом отразились на слабо защищенных слоях населения, к которым относят детей, женщин, стариков, инвалидов. [10, С.4 ] В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально-демографической группы, как молодежь.
Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать свои учебные заведения. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью среднеспециальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент «групп риска». Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем. Многие молодые люди не находят себе работы по специальности и вынуждены обращаться к службам по трудоустройству для разрешения своей проблемы. Одной из самых востребованных организаций, где горожане могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости населения. [10, С.7] Молодежь — это будущее России. Актуальность темы исследования определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы.
В отечественной социологии советского периода проблема безработицы среди молодежи не рассматривалась (поскольку, согласно официальной идеологии, это социальное явление при социализме отсутствовало), а занятость исследовалась как аналог задачи оптимизации социального управления на производстве, как кадровая проблема. [1, С.4]
Социальное положение молодежи и меры по профилактике безработицы
... в молодежной сфере. Самым болезненным для молодежи является проблемы трудовой занятости и профессиональной востребованности. Проблема безработицы одна из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. В социальной статистике категория работающей молодежи существовала еще в ...
Объектом исследования в работе являются методические подходы к анализу проблемы молодежной безработицы, а предметом — молодежная безработица в России.
Целью курсовой работы является изучение проблем молодежной безработицы в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть Российский рынок труда;
- исследовать современное состояние молодежной безработицы в России;
- изучить причины, вызывающие молодежную безработицу;
- предложить пути решения проблемы молодежной безработицы.
1.
Теоретические вопросы безработицы
1.1 Понятие, сущность и причины возникновения безработицы
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. Экономически активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:
занятых (предпринимателей и нанятых работников)
безработных [13, С.89]
Международной организацией труда — безработным признаётся любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. [3, С. 88]
Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% — социально опасный уровень, которого надо избегать.
В рыночной и в нерыночной экономике обычно существуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места.
В целом безработица обусловлена состоянием экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое положение страны.
Основными показателями безработицы являются её уровень и продолжительность. Уровень безработицы измеряется как отношение официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.
Мировая экономическая практика свидетельствует, что обеспечение полной занятости и одновременное повышение экономической эффективности общественного производства в современных условиях трудно достижимо, скорее всего, невозможно. Это объясняется тем, что главный фактор экономического роста и объективности производства — научно-техническая революция выступает одновременно и главным фактором возникновения безработицы.
В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы:
Реферат экономика труда и социально трудовые отношения
... уровне между работодателем и наемными работниками с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и ... трудовом договоре) и факультативные (необязательные, дополнительные). Обязательные условия трудового договора: оплата труда, место работы, трудовая функция работника (вид работы ... в большинстве стран с рыночной экономикой. Например: в США действует около ...
- безработица — следствие слишком высокой заработной платы;
- низкий спрос на рабочую силу;
- негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара — рабочей силы.
[3, С. 89]
1.2 Виды безработицы
фрикционной.
Маргинальная
структурной
Вынужденная (безработица ожидания)
сезонная безработица
конъюнктурной
технологическая
Институциональная, Добровольная, Зарегистрированная —
Скрытая:
- формально занятые, но фактически безработные лица;
- в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется;
- наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу. [11, С. 81]
Подводя итоги, можно сказать, что нынешняя безработица по своей сути мало напоминает безработицу в ее классическом понимании, когда характер безработицы связан, прежде всего, с перепроизводством различных товаров и услуг, падением спроса на них. Наша страна находится в условиях хронического перепроизводства практически большинства жизненно необходимых населению товаров и услуг. И видимое их изобилие определяется относительно небольшим спросом, связанным с низким жизненным уровнем подавляющей части населения и наполнением местных рынков товарами зарубежного производства. Уровень безработицы, с одной стороны, непосредственно отражает масштабы и глубину кризисных явлений в том или ином регионе, а с другой — оказывает определяющее воздействие на обострение социально-политической напряженности и, следовательно, требует первостепенного учета при разработке государственной региональной политики.
2. Рынок труда и молодёжь
2.1 Молодёжь на рынке труда
Молодёжь на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда, во многом зависит благополучие общества и собственное благополучие молодёжи. [4, С.22]
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, являются достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. [8, С.25]
Молодежный рынок труда имеет свою специфику.
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. На рынке труда, она обусловлена: недостатком профессиональных знаний; отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; несформированностью привычки к систематической, регламентируемой работодателем работе; социально-психологическими характеристиками; в т.ч. такими как, стремление к смене рабочего места или профессии, переоценке привязанностей и интересов и даже перемене места жительства, вплоть до эмиграции. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.
Безработица как социально-экономическое явление
... занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Задачи курсовой работы: раскрыть сущность понятия безработицы, как социально-экономического явления; определить виды безработицы; выявить причины, порождающие явление безработицы; рассмотреть последствия безработицы, их влияние на развитие ...
В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, в конце 2009 года из примерно 620 млн экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 25 лет 81 млн человек не имели работы, и это самый высокий показатель молодежной безработицы за все время проведения оценок.
В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения. [6, С.50]
В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.
Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. [6, с.44-60 ]
2.2 Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры. [15, С.56]
На основе комплексного исследования центром занятости были выявлены проблемы занятости молодежи:
- диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда;
- причины незанятости безработной молодежи;
- конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города;
- факторы успешной профессиональной карьеры;
проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,
Молодежь и безработица
... проблем безработицы; описать социальные индикаторы факторов безработицы молодежи и особенности молодежного рынка труда; выделить особенности безработицы среди молодежи в РФ; определить пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества. Гипотеза - факторы, снижающие безработицу молодежи, является успешность в обучении, ...
несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. [4, с. 23-25]
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений. [6, с.56-57]
В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).
В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации — это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района. [13, С.127]
3. Молодёжная безработица в России
3.1 Характеристика молодёжной безработицы
Несмотря на то, что молодежь является наиболее перспективным социально — демографическим ресурсом, в российской экономической науке отсутствует четкое определение этого понятия. В отечественных социологических исследованиях и практике работы административных органов к молодому возрасту обычно относят промежуток от 14 до 29 лет.
Безработица среди молодежи
... работы: 1. Безработица среди молодежи как проблема молодежи Массовая безработица среди молодежи, в силу ... труда. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. ... вырождению нации. Решить проблему увеличения занятости можно, но ... молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого ...
Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является большой проблемой для страны. Молодые специалисты — это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.[2, С.45]
Безработица среди молодежи имеет свои специфические черты — по продолжительности она значительно короче, чем у представителей более старших возрастов, однако значительно выше по частоте; наиболее распространена так называемая «поисковая» (или «фрикционная») безработица.[16, С. 30]
Если фрикционная безработица среди молодежи является естественным, а зачастую и полезным для ее самоопределения явлением, то усиление структурной и циклической безработицы отражается на ней самым негативным образом. В период экономического спада работодатели в первую очередь освобождаются от наименее конкурентоспособных работников, к которым относятся молодые люди, не имеющие трудового стажа и профессионального опыта. Они пополняют ряды безработных. В результате уровень молодежной безработицы в несколько раз превышает аналогичный показатель по более старшим категориям рабочей силы.
Если кризисные периоды затягиваются, молодежная безработица приобретает хроническую форму: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется полученная квалификация. Велика вероятность, что молодые люди останутся безработными и в посткризисный период. [8, с. 23-25]
По данным ГСЗН, продолжительность безработицы молодых россиян растет: поиски работы занимают в среднем до восьми месяцев. По мнению специалистов, незанятость молодежи, длящаяся более полугода, ведет не только к утрате трудовых навыков и деквалификации, но и к появлению неуверенности в себе, депрессии. Общая картина молодежной безработицы осложняется наличием скрытой, не учитываемой безработицы, которая, по оценкам экспертов, превышает официальную в 5-7 раз. Специалисты утверждают, что молодежь обращается за помощью в центры занятости только в крайних случаях. Чаще всего молодые люди прибегают к самостоятельному поиску работы (помощь знакомых, СМИ, обращения в кадровые агентства).
Прогнозируется, что безработица будет продолжать «омолаживаться».
В процессе реформ, вместе с отказом от принципа всеобщей занятости, было упразднено большинство мер по адресной поддержке молодежи. Государство вообще отказалось от проведения политики занятости, ограничив свои функции в этой области политикой на рынке труда. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденные постановлением ВС РФ № 5090-1 еще в 1993 г., декларировали обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи. Официально этот документ имеет силу и по сей день, предлагая эффективные механизмы реализации права молодых людей на труд. Однако он действуют лишь на бумаге, как и множество других целевых программ по содействию занятости молодежи, разработанных на всех уровнях власти за прошедшие 15 лет. В них правильно анализируются жизненные условия и социальные проблемы молодежи, ее ценностные ориентации, интересы и потребности, но никаких реальных мер по ее поддержке не предпринимается. [17, с.40-45]
Молодежь на рынке труда
... Предмет - проблемы занятости молодежи. Задачи: Выявить способы разрешения проблем занятости молодежи. Рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкивается молодежь при трудоустройстве. Дать оценку состояния рынка труда в России. Раскрыть безработицу молодежи как социальную ...
Существует прямая связь между молодежной безработицей и преступностью, пристрастием к наркотикам, алкоголизмом, которые приняли невиданный размах в среде молодых. Высокий уровень безработицы приводит к озлоблению молодежи, отчуждению от общества значительной ее части, социальным волнениям и внутренним конфликтам, а так же сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность — все это способствует естественному вырождению нации. По экспертным оценкам, в настоящее время в стране более половины всех правонарушений совершается молодыми гражданами. На территории страны действует более 300 крупных преступных синдикатов и 1000 молодежных преступных банд.
Так же безработица среди молодого населения ведет к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие — увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов) и снижению социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию.
Проблема эффективной занятости молодежи требует комплексного решения, выработка которого возможна лишь при взаимодействии федеральных структур и местных органов, руководства предприятий и учебных заведений. [5, С.19]
3.2 Анализ безработицы среди молодежи по данным статистических органов России
Данные официальной статистики не позволяют адекватно оценить масштабы занятости молодежи в секторах экономики. Работодатели подчас игнорируют правовые нормы, регулирующие наем, увольнение, продолжительность рабочего дня и прочие льготы, предоставляемые в госсекторе. В некоторых случаях отношения занятости в целях ухода от налогов и социальных отчислений не оформляются юридически и нигде не регистрируются, что приводит к грубым нарушениям трудовых норм.
За время мирового глобального кризиса — с 2007 по 2009 г. — доля безработных среди молодежи в мире выросла с 11,9% до 13%. То есть в конце 2009 г. из 620 млн экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 24 лет 81 млн человек не имели работы, и это самый высокий показатель молодежной безработицы за все время проведения оценок, отмечают исследователи Международной организации труда (МОТ) в своем докладе «Глобальные тенденции молодежной занятости в 2010 году» . [2, С.45]
В 2010 году удельный вес молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет (чуть более трети трудоспособного населения страны) составил 42,4% от общего количества безработных. Среди них доля молодёжи до 20лет — 6,2%; 20 — 29 лет — 36,2%. При этом каждый шестой молодой безработный — выпускник учебного заведения. [5, С.19]
Проблема безработицы молодежи и способы её решения учащихся
... о работе Направление Социальная политика Название Проблема безработицы молодежи и способы её решения Проблема безработицы молодежи и способы её решения Актуальность. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в ... современных условиях ведет к безработице среди специалистов, работающих на компьютерах первых поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так как персональные ...
Поскольку скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, можно предположить, что официальные показатели молодежной безработицы сильно занижены — далеко не все молодые люди в поисках работы обращаются в службы занятости. Причин здесь довольно много. Одни не хотят прибегать к помощи службы из-за мизерности пособия, другие — из-за незнания как своих прав, так и возможностей служб занятости. Иногда причиной является большая удаленность служб от мест проживания безработных. По мнению многих, унизителен сам статус безработного. В результате молодые люди предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, обходя регистрацию. Специалисты Института молодежи (Москва) считают, что доля безработной молодежи в официальной статистике занижена как минимум на 20%. Таким образом, по удельному весу молодежи среди безработных России приближается к мировым стандартам, однако в плане решения проблем молодежной безработицы далеко отстает от них.
Обследования показали, что чем моложе безработные, тем короче у них продолжительность безработицы. Показатель средней продолжительности безработицы у молодежи в возрасте до 18 лет ниже соответствующего показателя среди безработных от 18 до 24 лет (табл. 1).
Таблица 1 — Продолжительность безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 25 лет (в %)
Продолжительность безработицыДо 18 летОт 18 до 25 летДо 1 месяца6,38,1От 1 до 3 месяцев29,827,4От 3 до 6 месяцев28,829,4От 6 месяцев до года34,028,9Более года1,06,3Средняя продолжительность безработицы5,05,3
Как в первой, так и во второй группе продолжительность безработицы значительно меньше, чем средняя продолжительность безработицы. Таким образом, характеристики молодежной безработицы в России в целом сходны с ее характеристиками в других странах, но не исключено, что в ближайшее время (учитывая критическое экономическое положение страны и демографическую ситуацию на молодежном рынке труда) может наметиться тенденция к увеличению ее длительности. [12, С.281]
Рассмотрим безработицу молодёжи на основе проведения анкетного опроса.
При помощи проведения анкетного опроса в качестве причин безработицы указаны следующие причины:
- были уволены по различным причинам — 16%;
- не трудоустроились после окончания учебного заведения — 84%.
С целью поиска работы, из числа всех опрошенных:
- обращались в службу занятости — 8% всех опрошенных;
- самостоятельно искали работу — 62%%;
- обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее — 10%;
- обращались на объявления о найме на работу -14 %;
- никаких действий не предпринимали — 6%.
% от числа всех опрошенных указали на то, что им приходилось отказываться от предлагаемого рабочего места, 58% — не отказывались. Из числа тех, кто отказался от предлагаемой работы, указали следующие причины :
- низкая зарплата — 74%;
- не устраивают условия труда — 11%;
- предлагаемая работа не по специальности — 11%;
- другие причины- 5%. [8, с.23-25]
Причины отказов работодателей в приеме на работу молодого специалиста можно наблюдать в таблице (табл.2).
Новые рынки труда и формы занятости
... новые рынки труда и формы занятости, а также проанализировать состояние российского рынка труда в современных условиях. Для достижения цели необходимо решить определить понятие и экономическую сущность занятости; изучить виды занятости; выявить понятие, сущность и формы безработицы; раскрыть понятие новой занятости и безработицы; ...
Таблица 2 — Причины отказов работодателей в приеме на работу
Молодежь, %РейтингПричины6,25 3Недостаточный уровень образования, квалификации501Недостаточный опыт работы6,254Отсутствие необходимых для работы умений и навыков18,752Молодой возраст6,55Мои требования к зарплате12,516Неумение правильно вести себя в беседе с работодателем
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных все-таки предпочитает искать работу с высокой оплатой. Большинство респондентов совершенно справедливо полагают, что для хорошего трудоустройства им необходимо иметь хорошую специальность и квалификацию, а так же высшее образование.
Анализ предпочтений работодателей в приеме на работу говорит о том, что у большинства из них еще не сложились верные представления о преимуществах молодежи с современным профессиональным образованием в рыночной экономике. Эти представления следует формировать в процессе их сотрудничества, развития социального партнерства с заинтересованными субъектами рынка труда: образовательными учреждениями, службой занятости, молодежными и профсоюзными организациями и т.п.
3.2.1 Уровень безработицы среди городской и сельской молодёжи
Среди городской молодёжи в возрасте 15 — 19 лет уровень безработицы выше, чем среди сельской (соответственно 38,4% и 34,6%).
В возрастной группе 20 — 24 года ситуация иная — уровень безработицы среди сельского населения в 1,4 раза выше, чем среди городского (соответственно 22,3% и 15,6%).
В среднем среди молодёжи в возрасте 15 — 24 года уровень безработицы составил 19,8% в том числе среди городского — 18%, среди сельского населения — 24,2%. Надо отметить, что ситуация с безработицей среди молодёжи не улучшается, а в возрастной группе 15 — 19 лет — ухудшилась.
В феврале 2009г. увеличение уровня безработицы было зафиксировано как среди городского (в 1,4 раза к февралю 2008г.), так и среди сельского населения (в 1,2раза).
При этом преимущественный рост отмечался среди молодёжи в возрасте 25 — 29 лет (в 1,9раз) и сельской молодёжи в возрасте 20 — 24 года (в 1,4раза).
[16, С.30]
В марте 2010г. при снижении по сравнению с февралём 2009г. уровня безработицы в целом (как среди городского, так и сельского населения) продолжает увеличиваться уровень безработицы среди городской молодёжи в возрасте 15 — 19 лет и 20 — 24 года, сельской молодёжи в возрасте 15 — 19 лет, 25 — 29 лет. Наиболее значительным был рост уровня безработицы среди сельской молодёжи в возрасте 15 — 19 лет — в 1,3 раза (рис. 1).
Рисунок 1 — Уровень безработицы среди городского и сельского населения в марте 2010г., % от экономически активного населения
4. Проблемы трудоустройства молодёжи и пути их решения
4.1 Роль службы занятости населения в трудоустройстве молодёжи
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно — самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[18, С.28]
Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель — управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:
- тем, кто ищет работу или хочет пройти профессиональную переподготовку;
- предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим и технологическим развитием и расширяющим производство;
государству.
Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:
- оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
- организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками;
- чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
- оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных. [14, С.26]
Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:
- регистрация безработных;
- регистрация вакантных мест;
- трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
- изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
- тестирование лиц, желающих получить работу;
- профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
- выплата пособий зарегистрированным безработным [18, С.30].
Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.
С целью смягчения последствий невостребованности выпускников служба занятости решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных программ. Однако из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что реально не может повлиять на сложившуюся ситуацию. [16, с.30-31]
Чтобы трудоустройство молодых людей было успешным и долгосрочным, работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой весомый вклад.
4.2 пути решения проблемы молодёжной безработицы
Сегодня работа для студента — получение практического профессионального опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа — возможность самостоятельно зарабатывать деньги.[10, С.135]
Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду. Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда. Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.[7, С. 18]
В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.
В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях.
Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.
Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.
Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию.[17, С.45]
Молодым специалистам предлагается ряд эффективных методов поиска работы:
Рассылка резюме потенциальным работодателям.
Объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей.
Участие в ярмарках вакансий.
Обращение в службы занятости.
Использование рекомендаций родственников и знакомых.
Рассылка резюме потенциальным работодателям. [18, C.33]
Заключение
Можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив её, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.
Безработица — явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. [15, С56]
В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста. В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике. [7, с. 16-17]
На уровне регионов, в целом, складывается система социальных служб по работе с молодежью. Однако следует отметить, что это лишь контуры, зачатки того огромного механизма, который должен оказывать социальную помощь молодежи.
Главными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:
- Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие научного прогноза в востребованности кадров.
- Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей.
- Снижение практических навыков по полученной профессии у молодых специалистов.
- Низкая зарплата у молодых специалистов.
- Нежелание и отсутствие возможности обучения молодых специалистов на производстве, нескрываемое игнорирование работодателями социальных прав молодых специалистов.
- Ошибочный или конъюнктурный выбор профессии, специальности.[5, С.19]
Так же, сегодня большая часть подростков и молодежи — будущих соискателей на рынке труда — психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Так как в поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего. Отсюда однобокий взгляд молодежи на новые экономические условия. Реклама «Вот бы выиграть миллион!» встречается постоянно. Реклама типа «Вот бы так научиться хорошо работать!» отсутствует. В конечном счете, у молодежи создается иллюзия легкого получения благ — минуя общественно-значимую деятельность.
Особое беспокойство вызывает уровень здоровья молодежи — как фактор, влияющий на безработицу.
Все менее привлекательной становиться для выпускников школ работа в промышленности, строительстве, на транспорте. «Его Величество Рабочий класс» не престижен для современных юношей и девушек.
Таким образом, причины молодежной безработицы состоят не только в социально-экономическом положении страны, но и в деформации в ценностных ориентациях молодежи, к ее психологической неготовности, неправильной мотивации (не стимулирующие молодежь к творческой активности и инициативности к новым формам самоутверждения в труде).
[1, с. 417-419]
Список использованной литературы
-Анисимов А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова; под ред. Е.Н. Барикаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 599с.
-Багаев В. Занятость молодежи — задача государственная //Человек и труд. — №12. — 2008. — С. 45-46.
-Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макрокономика. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2006. — 544с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
-Герций Ю. Занятость и рынок труда. // Человеческие ресурсы. — №2. — 2008. — С. 22 — 25.
-Дунаев Н., Салахутдинов Р.Эффективная занятость российской молодёжи — стратегическая проблема. // Человек и труд. — №2. — 2010. — С.19.
-Запевалин И.С. Современный рынок труда и некоторые его особенности // Гуманитарные науки и современность. — Вып.2. — 2008. — С. 43 — 80.
-Иванов Н. Мировой кризис и рынок труда. // Мировая экономика и международные отношения. — №11. — 2011. — С.3-18.
-Кравченко Л. Трудовая адаптация молодежи: ставка на социальные предприятия. // Человек и труд. № 10. — 2008. — С. 23 — 28.
-Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы. // Человек и труд. — №7; №8. — 2010. — С.21-24; С.14-17.
-Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. — М.: РАГС, 2004. — 384 с.
-Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Рофе. — М.: Издательство «МИК», 1997. -160с.
-Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ. 2011.
-Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. — М.: ИНФА-М, 2000. — 400с. — (Серия «Высшее образование»).
-Рыбаков Л. О проблемах трудоустройства молодых специалистов // Человек и труд. -№1.- 2008 -С.26.
-Сапаниди П. Молодёжь на рынке труда. // Человек и труд. — №4. — 2011. — С.55-56.
-Селиванова О. Занятость молодежи — стратегическая проблема // Человек и труд. -№3. — 2009 -С. 29-32.
-Сергомасова Н.А. Современные тенденции занятости населения в России. //Социальная политика и социология. — №6. — 2010. — С.40-47.
-Юлиникова М.С. Проблемы занятости молодежи // Труд и социальные отношения. Спецвыпуск. Соискатель. №2 (29), 2008. -С. 28-34.