денежный кредитный банк политика
Денежно — кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно-кредитная политика — очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
Отцом кредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства.
Денежная политика государства
... как средству денежной политики, к инструментам, а также к прогнозам денежно-кредитной политики России на 2007 год. В конце данной курсовой работы мы подведем некоторые итоги. I Теоретические основы денежной политики Денежно-кредитная политика в промышленно ...
Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.
1. Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае — на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег» (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. А вот что показывает западная статистика:
Банк как коммерческая организация
... заставляют функционировать денежный, кредитный рынки, рынок ценных бумаг, становятся их главными действующими лицами. Целью данной курсовой работы является исследование особенностей банков как коммерческих организаций. Указанная цель ... оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, ...
Уровень роста предложения денег и средний уровень цен практически линейно зависимы с коэффициентом более 0.9 для всех агрегатов во всех странах со всеми экономиками (по развитости).
Уровень роста предложения денег и реального производства абсолютно не связаны между собой там, где прирост денежной массы более чем примерно 18% в год. В странах же с меньшими темпами роста денежной массы существует практически линейная зависимость с коэффициентом около 0.1
Уровень инфляции и уровень роста реального продукта абсолютно не взаимосвязаны.
Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Центральный банк Монголии и его денежная политика
... денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. А вот что показывает западная статистика: “ Уровень роста предложения денег ... Леонтьевым. В настоящее время в Монголии рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать ... государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система США, Банк Англии, Немецкий федеральный ...
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.
Среди экономистов ведутся споры, обусловленные двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом. В чем же суть этих разногласий?
Теории денег и денежного обращения
... в экономике. Задачи: Рассмотреть теоретические основы денег; Раскрыть сущность понятий "теория денег", "денежное обращение"; Определить роль закона денежного обращения. Таким образом, роль денег всегда была велика и имела ... обязательства, также выражающиеся в денежной форме. Целью данной работы является попытка составить общее мнение о деньгах, их теориях и обращении, значении в жизни человека ...
Кейнсианская теория денег.
Джон Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними «пороками», что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект — номинальный ВНП).
Основополагающим кейнсианским уравнением является:
ВНП=С+I+G+NX
(С — потребительские расходы населения, I — инвестиции, G — государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX — чистый экспорт).
Кейнсианцы считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса, чем денежная политика.
По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. «Движутся» только деньги «для сделок», деньги — активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.
Расширение денежного предложения понизит процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь деньги в качестве активов, население будет держать больше денежных активов с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает.
Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.
Выше было отмечено, что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.
Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.
На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен — инфляции.
Если же на рынке предложение эластично (товаров много — денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно инфляция начнет утихать.
Кейнсианцы считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.
Монетаристский подход.
На 70-е годы приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист.
Брендинг как современное направление товарной политики в банке
... Брендинг как основа построения товарной политики в банке Для эффективной маркетинговой деятельности банка ему необходимо разработать рациональную товарную политику. Товарная политика банка подразумевает под собой оказание банковских услуг. В ... Юрайт, 2013. - 424 с. - Серия: Магистр; 3. Брендинг в банковской сфере // Энциклопедия маркетинга: сост. В. Тамберг, А. Бадьин. Дата публикации: 20.0. 2006 8 ...
Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты — следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.
Монетаризм делает упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И. Фишера:
МхY=PхG
(M — денежная масса, Y — скорость денежного обращения, Р — индекс цен, G — количество товаров).
Ведь если посчитать, что ВНП=PхG, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.
В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.
Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом.
1.2 Объекты и методы денежно-кредитной политики
Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты, регулирования.
В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:
- спрос на деньги и предложение денег;
- объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
- скорость оборота денег;
- объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
- коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
- объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
- курс национальной денежной единицы.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.
Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота.
Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.
Для этого необходимо:
- создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков;
- формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;
- проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;
- достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.
Показатели денежной программы не являются жестко заданными. В зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации они могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции.
Ипотечное кредитование в России на примере банка ОАО «Сбербанк»
... обеспеченные ипотечными кредитами. 2. Реализация стратегий продвижения ипотечного кредитования в банке ОАО «Сбербанк России» 2.1 Характеристика банка ОАО «Сбербанк России» Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации ... бумаги; Инвесторы - юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги операторов вторичного ипотечного рынка ( в основном институциональные инвесторы - ...
Установление срока действия денежных параметров должно дополняться в условиях нестабильной рыночной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету прогнозов.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Методы денежно-кредитной политики можно классифицировать в зависимости с поставленной целью на:
Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении.
При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или их разнообразные сочетания: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и тд.), лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление предельного уровня маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т.д.
Сущность, формы и функции кредита. Создание банками денег
... России и США. Задачами работы являются: изучение теоретических основ кредитных отношений; анализ кредитного рынка и денежно-кредитной политики ... другие производственные ресурсы, создают и продают готовый ... защитить кредитные деньги от инфляции. ... накопления суммы денег может не ... ссуженной стоимости, предоставляемой банками взаймы на принципах ... заемщик - выступают как юридически самостоятельные субъекты, ...
В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках денежно-кредитной политики:
- изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
- процентная политика Центрального банка, то есть изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;
- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)
В этом разделе мы увидим, в чем заключается и каков механизм реализации политики дешевых и дорогих денег.
Политика дешёвых денег проводится в период низкой конъюнктуры.
Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки.
Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика «дешевых» денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.
Сегодня выбор политики «дешевых» денег может быть обусловлен задачами:
- стимулирования внутреннего спроса и производства (в том числе и поддержки уровня занятости);
- обеспечения стабильности банковской системы.
Позитивные последствия:
- минимизация спада производства;
- поддержка уровня занятости;
- стабильность (отчасти временная и видимая) банковской системы.
Негативные последствия:
- сохранение угрозы дальнейшей девальвации рубля;
- высокие риски ускорения инфляции;
- консервация структурных диспропорций.
Возможные результаты в текущем году:
- расширение спроса снизит темпы падения производства;
- решение проблемы «плохих» долгов будет перенесено на последующие годы;
- сохранится высокая инфляция;
- продолжится снижение курса рубля;
- произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
- сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.
Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Есть все основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.
Политика дорогих денег — политика правительства и центрального банка, направленная на сокращение объема денежной массы в стране. Используется для решения проблемы инфляции.
История банков и денег в Древней Греции и Риме
... банкиров — собственных займов. История банков и денег в Древнем Риме Древнейшим общим эквивалентом у римлян при обмене был скот — быки и овцы. Кстати, слово «деньга» (pecunia) произошло от латинского «pecus» ... первым предложил делать знаки на весовых деньгах. На таких древнейших деньгах встречаются изображения животных. В середине IV века до н.э. в Риме по примеру греков начали чеканить монеты ...
Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это — кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика «дорогих» денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.
Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами:
- поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту;
- удержания и снижения уровня инфляции.
Реализация политики «дорогих» денег включает в себя повышение (или неснижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия реализации данной политики будут различными.
Позитивные последствия:
- стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
- селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).
Негативные последствия:
- сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
- рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
- снижение устойчивости банковской системы;
- ухудшение ситуации с «плохими» долгами.
Ожидаемые результаты в текущем году:
- стабилизация курса рубля;
- рост сбережений населения;
- снижение темпов роста кредитования;
- сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
- увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
- сокращение спроса и снижение объемов производства;
- падение инвестиционной активности;
- рост числа банкротств предприятий и банков.
2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно-кредитной политики
2.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
Центральный Банк РФ (Банк России) — государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача — это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Принцип независимости — ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации — проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Функции Банка России:
- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
- устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
- определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
- публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России
Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
— проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП).
Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства — покупать потребительские товары.
Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
— проведение реструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки.
Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти. Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.
2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБР
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 №65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- процентные ставки по операциям Банка России;
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- валютное регулирование;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения.
Обязательные резервы. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.
Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса — наоборот. Повышение нормы резерва на 1 — 2 процентных пункта — действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.
Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования).
В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB,
где Ms — предложение денег,
cr — коэффициент депонирования (наличность — депозиты),
rr — норма резервирования (резервы — депозиты),
MB — денежная база.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Рефинансирование банков. Ставка рефинансирования — очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.
Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.
Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.
В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
Девизные операции (валютные интервенции) — это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
Объем валютных интервенций ЦБ РФ с начала 2014 года составил $40 млрд. По ее словам Эльвиры Набиуллиной, интервенции проводились для «сдерживания чрезмерных колебаний курса, которые угрожали финансовой стабильности».
Банк России в июне снизил объем валютных интервенций, направленных на сглаживание волатильности обменного курса рубля, на $100 млн. Тогда же регулятор снизил величину накопленных интервенций с $1,5 млрд до 1 млрд.
В результате принятых решений ширина диапазона, в котором Банк России не совершает валютные интервенции, направленные на сглаживание волатильности обменного курса рубля, увеличилась с 3,1 до 5,1 руб., при этом общая ширина плавающего операционного интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (7 руб.) не изменилась.
ЦБ РФ отмечал, что принятое решение не окажет значимого влияния на текущую динамику курса рубля, поскольку сейчас стоимость бивалютной корзины находится в «нейтральном» диапазоне плавающего операционного интервала (в котором не совершаются интервенции, направленные на сглаживание волатильности).
В конце мая Банк России уже принимал решение снизить объем валютных интервенций, направленных на сглаживание волатильности обменного курса рубля, также на $100 млн.
Помощник президента России Андрей Белоусов на Петербургском международном экономическом форуме заявлял ИТАР-ТАСС, что экономика России не готова к плавающему курсу рубля, а чрезмерная волатильность курса в итоге приводит к повышению ставок кредитования.
Центральный банк планирует полностью перейти к плавающему курсу и отказаться от интервенций с целью поддержания курса с 2015 года.
Вместе с тем, по словам Набиуллиной, ЦБ РФ считает неприемлемым монетарное стимулирование экономики, которое неизбежно разгонит инфляцию. «Инфляция обогнала долго лидировавшие проблемы ЖКХ в перечне наиболее беспокоящих наших граждан. Поэтому мы считаем неприемлемым предложение монетарного стимулирования экономики ценой роста цен, как некоторые предлагают, до 10-15%», — отметила она.
По данным Росстата, в годовом выражении инфляция в мае 2014 года подскочила до 7,6% по сравнению с 7,3% в апреле, 6,9% в марте и 6,2% в феврале.
По мнению Набиуллиной, в 2014 году сохраняются риски превышения инфляцией показателя 6%.
Банк России представил обобщенные данные по интервенциям на внутреннем валютном рынке за ноябрь 2014 г.
Операции по покупке долларов США:
- всего — 0,00 млн;
- целевые — 0,00 млн.
Операции по продаже долларов США:
- всего — 773,91 млн;
- целевые — 0,00 млн.
Операции по покупке евро:
- всего — 0,00 млн;
- целевые — 0,00 млн.
Операции по продаже евро:
- всего — 221,56 млн;
- целевые — 0,00 млн.
Валютные интервенции, совершаемые Банком России, осуществляются в целях сглаживания колебаний обменного курса рубля, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Их проведение направлено главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры. Объемы целевых (плановых) интервенций определяются с учетом оценки внешнеторгового баланса страны и динамики цен на энергоносители на мировых рынках.
Операции на открытом рынке — покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.
Операции на открытом рынке — третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю — продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом).
Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации. Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО).
В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования).
Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства — векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита — процентная ставка — должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе
Ухудшение внешних условий в сентябре — начале декабря 2014 г. стало новым вызовом для денежно-кредитной политики. Снижение цен на нефть продолжилось на фоне превышения ее предложения над спросом на мировом рынке и укрепления доллара США. В условиях действия финансовых санкций в отношении российских компаний спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке вырос. В результате курс рубля существенно снизился по отношению к основным мировым валютам, его волатильность увеличилась, наблюдался рост девальвационных и инфляционных ожиданий, значительно увеличились инфляционные риски и риски для финансовой стабильности.
Для нормализации ситуации на валютном рынке Банк России принял комплекс мер: ввел инструменты рефинансирования в иностранной валюте, использовал консервативный подход к управлению ликвидностью банковского сектора, в том числе установил лимиты на предоставление рублевой ликвидности с помощью операций «валютный своп». При этом в ноябре 2014 г. Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, предполагавший регулярное проведение интервенций в соответствии с установленными правилами, то есть фактически перешел к режиму плавающего валютного курса. Вместе с тем Банк России сохранил за собой право проводить интервенции в случае возникновения угроз финансовой стабильности. Так, в начале декабря 2014 г. в связи с существенным отклонением курса рубля от фундаментально обоснованного уровня и чрезмерным ростом его волатильности, представляющим угрозу для финансовой стабильности, Банк России неоднократно проводил интервенции на валютном рынке.
Наблюдавшееся в августе-ноябре 2014 г. ослабление рубля привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен. Увеличению инфляции также способствовали введенные в августе 2014 г. ограничения на импорт ряда продовольственных товаров.
Под влиянием данных факторов темпы роста потребительских цен повысились с 8,0% в сентябре до 9,1% в ноябре. При этом в начале декабря сохранилась тенденция к их дальнейшему увеличению. По оценкам Банка России, по итогам 2014 г. инфляция составит около 10%, при этом вклад ослабления рубля с конца 2013 г. в годовые темпы прироста потребительских цен составит 2,6 процентного пункта. Для ограничения инфляционных последствий курсовой динамики Банк России принял решение повысить ключевую ставку в октябре и декабре 2014 г. в совокупности на 250 базисных пунктов, до 10,5% годовых. Банк России готов продолжить ужесточение денежно-кредитной политики в случае дальнейшего усиления инфляционных рисков.
Неблагоприятные внешние факторы оказывали сдерживающее влияние на рост российской экономики. В условиях сохранения экономической неопределенности, ограничений доступа к международным рынкам капитала, роста цен на импортируемые товары инвестиционного назначения и ужесточения условий кредитования наблюдалось сокращение инвестиций в основной капитал. В то же время курсовая динамика способствовала росту конкурентоспособности российских товаров как на внешнем, так и на внутреннем рынке, создавая предпосылки для развития процессов импортозамещения. Несмотря на снижение темпов роста реальных доходов населения и розничного кредитования, потребительская активность несколько выросла. Это было обусловлено повышенным спросом на отдельные группы потребительских товаров, прежде всего товары длительного пользования, на фоне увеличения инфляционных ожиданий. Дефицит рабочей силы сохранялся, а уровень безработицы оставался низким из-за действия неблагоприятных демографических факторов.