Тема данной курсовой актуальна, т.к. кредитно-денежная политика представляет собой один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Такими конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния кредитно-денежной сферы, то центральный банк — основной проводник кредитно-денежного регулирования экономики — стремится с помощью присущих ему методов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства.
История не знает постоянно растущих экономик или всегда удачливых спекулянтов — стабильно растущего денежного спроса нет. В долгосрочной перспективе накапливается избыток денег, который либо абсорбируется в проигрышах в локальных пузырях, либо вызывает системные кризисы. Кредитно-денежная политика со своим расширенным предложением лавирует между периодическими локальными кризисами или более редкими системными. Локальные кризисы ставят под удар отдельные отрасли или типы финансовых институтов, а системные разрушают экономику и даже страны.
Экономический рост, спекуляции, пузыри и кризисы суть единое целое, без них финансовая стабильность превращается в застой с финалом в системном кризисе. Чрезмерные спекуляции разрушают экономику, сокращают реальное производство сначала на вовлечении ресурсов в спекуляцию и затем под грузом долгов и ошибок. Умеренные спекуляции дают шанс разбогатеть, сверхмотивацию к интенсивному труду, двигают новации и экономику в целом. Умеренные потери постоянно напоминают о рациональном использовании ограниченных трудовых и финансовых ресурсов, выводят из экономики наименее эффективных субъектов.
Центробанки в угоду экономическому росту закрывают глаза на умеренные спекуляции, вскрывают пузыри лишь при системной угрозе. Преследуются лишь откровенные махинаторы, а умеренные спекулянты с приличной долей вклада в реальный рост получают поддержку во время рецессии и дна рынков. Такое умеренное попустительство и умеренные потери многих рядовых экономических субъектов и абсорбируют избыточную денежную массу, предотвращают системный перегрев и разрушение экономики.
Идеального отклика экономики, в виде всецело реального роста, на умеренную кредитно-денежную эмиссию не бывает. На практике, не все бизнес-планы, задания рабочих и служащих выполняются идеально, не все кредиты и инвестиции возвращаются, экономика не всегда растет ожидаемыми темпами. Возникает избыточное денежное предложение, выливающееся сначала в умеренный рост цен и заканчивающееся системными кризисами. Кредитно-денежная политика, проводя опережающий умеренный рост денежного предложения, должна создавать механизмы использования, абсорбирования новых денег.
Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России
... нарастающего финансового кризиса, изучение методов денежно-кредитного регулирования является особенно актуальной задачей для российской экономики. Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов применения методов денежно-кредитного регулирования экономики, в том числе и ...
Цель данной курсовой работы — изучить особенности проведения кредитно-денежной политики в России и инструменты ее реализации.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
- изучить механизм денежно-кредитной политики государства;
- дать общую характеристику инструментов денежно-кредитной политики;
- проанализировать макропоказатели плана среднесрочного развития и перспективы долгосрочного развития.
Объектом исследования является кредитно-денежная политика.
Предмет исследования — кредитно-денежная политика России на современном этапе.
Информационной базой курсовой работы является нормативно-правовые акты, учебная и методическая литература по макроэкономике.
1. Кредитно-денежная система в процессе воспроизводства на национальном уровне
1.1 Основные элементы денежной системы Российской Федерации
Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; правовое регулирование денежного обращения.
Денежной единицей страны является рубль, который состоит из 100 копеек, имеет одинаковую платежную силу на всей территории Российской Федерации. Выпуск и обращение других денежных единиц и денежных суррогатов не допускается.
Рубль до 1990 г. по закону имел твердо фиксированное золотое содержание, равное 0,987412 г золота. Экономика / А.И. Архипов. — М., 2006. — С.270. Это количество золота, зафиксированное в денежной единице, являлось масштабом цен, который за время существования бывшего Советского Союза неоднократно менялся. В результате денежной реформы 1922—1924 гг. в обращении находились кредитные деньги: червонец, казначейские билеты достоинством 1, 2, 5 руб. и разменная монета. Червонец представлял в обороте 7,7 г золота, равных бывшей 10-рублевой золотой монете царской чеканки, а казначейский рубль содержал в обороте 0,77 г золота, что являлось масштабом цен. С 1928 г. обмен червонцев на золото был отменен, рубль законодательно утратил золотое содержание. Был установлен твердый валютный паритет между франком и рублем: 1 французский франк равнялся 3 руб. С 1937 г., когда рухнул «золотой блок», возглавляемый Францией, и резервной валютой стал доллар, был установлен валютный паритет рубля и доллара: 1 долл. приравнивался к 5 руб. 30 коп. По этому паритету шли расчеты во внешней торговле. И только с марта 1950 г. наша валюта была откреплена от доллара, законодательно было выработано твердо фиксированное золотое содержание рубля, равное 0,222168 г золота, что являлось масштабом цен.
Валютный курс рубля устанавливался путем сравнения золотого содержания иностранной валюты и рубля. С января 1961 г. масштаб цен был изменен: золотое содержание рубля было увеличено в 4,44 раза и стало составлять по закону 0,987412 г золота. Масштаб цен утратил свой экономический смысл, поскольку Ямайской валютной реформой 1976—1978 гг. официальная цена на золото и золотое содержание денежных единиц была отменена. В связи с переходом России к рыночной экономике и потерей рублем покупательной способности, соответствующей его золотому содержанию, с 1992 г. это золотое содержание утратилось. Цены на товары и услуги устанавливаются в рублях. Золото перестало быть основой нашей денежной системы, но сохранилось как стратегический металл, имеющийся у каждой страны в золотовалютных запасах, на который можно купить валюту и получить в иностранных банках кредит под залог золота.
Создание денег: роль центрального банка и банковской системы в целом
... банковской системы в целом в создании денег и кредитной роли государства Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Определить роль государства в создании денег. 2. Рассмотреть банковскую систему и ее роль в создании денег. 3. Обозначить значение Центрального банка и его роль в создании денег. ...
Сегодня в нашей стране функционируют банковские билеты и разменная металлическая монета. До 1992 г. в обращении кроме банковских билетов находились казначейские билеты достоинством 1, 3, 5 руб. С 1992 г. они изъяты из обращения, а структура современной денежной массы состоит из кредитных денег и монет. Галицкая, С.В. Деньги, кредит, банки. — М., 2008. — С. 85.
Эмиссия представляет собой выпуск денег в обращение. Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска в обращение уполномоченным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от потребностей экономики. Федеральным законом о Центральном банке РФ предусматривается монопольное право указанного банка на эмиссию денег и эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении. Налично-денежный оборот обслуживается банкнотами и металлической разменной монетой. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. В первом случае он обеспечивается векселями и другими банковскими обязательствами и ценными бумагами, во втором — государственными долговыми обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответственно золотом и валютой. Обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Центрального банка РФ. Выполняя эту функцию, он определяет порядок ведения кассовых операции, устанавливает правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, определяет признаки платежеспособности денежных запасов, а также порядок замены или уничтожения поврежденных банкнот и монет.
В основе механизма эмиссионно-кассового регулирования денежной массы лежит соотношение централизованного монопольного права на эмиссию денег Центрального банка РФ с децентрализованной системой их выпуска и изъятия по территориям страны. Функцию эмиссионно-кассового регулирования денежной массы выполняют расчетно-кассовые центры при главных территориальных управлениях Центрального банка РФ. В них по его разрешению создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Основное назначение резервных фондов заключается в обеспечении эмиссии денежных знаков в обращение, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет новыми, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.
Кроме резервных фондов при расчетно-кассовом центре существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Их остаток в оборотной кассе лимитируется, а при превышении установленного лимита в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения Центрального банка РФ и считается изъятием денег из обращения. Если в оборотной кассе расчетно-кассового центра не хватает наличности для обслуживания банков и клиентов, требуется эмиссионное разрешение — подкрепление оборотной кассы из резервных фондов Центрального банка РФ. Эта операция по перечислению наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу уже является эмиссией. Правление Центрального банка РФ выдает разрешение на выпуск денег, в обращение в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ в соответствии кредитно-денежной политикой на предстоящий период (год).
Коммерческая деятельность в рыночной экономике
... что, говоря об экономики вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности. Коммерческой деятельности свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же ...
Механизм эмиссионно-кассового регулирования позволяет экономно и рационально регулировать и перераспределять наличную денежную массу на определенной территории, оперативно удовлетворять потребности регионов в денежных знаках.
На расчетно-кассовые центры главных территориальных управлений Центрального банка РФ возложено кассовое обслуживание коммерческих банков, причем эти отношения носят договорной характер. Выдача денежной наличности банкам и другим юридическим лицам, прием от них излишков денег, а также кассовое обслуживание производятся с отражением всех операций по корреспондентским счетам банков и счетам других юридических лиц. Излишки денежной наличности сдаются в оборотную кассу расчетно-кассового центра, обработанными, сформированными и упакованными в установленном порядке.
В зависимости от объемов работы расчетно-кассового центра и с учетом экономической целесообразности по согласованию с главным территориальным управлением при расчетно-кассовом центре может быть создан участок инкассации для перевозки ценностей. Услуги, оказываемые им для банков и клиентов, производятся на платной договорной основе. Кассовое обслуживание коммерческих банков предполагает представление за 45 дней до начала очередного квартала в территориальное управление Центрального банка РФ прогноза ожидаемых поступлений и выдач наличных денег, а также подкреплений или излишков в предстоящем квартале. Эти данные используются для планирования деятельности расчетно-кассового центра, определения общей потребности в эмиссии наличных денег по региону. В коммерческих банках для проведения операций с наличными денежными знаками имеется операционная касса, через которую осуществляется работа по приему, пересчету и выдаче денежной наличности, поступающей от клиентов. Для нее также устанавливается лимит остатка денежной наличности на конец дня, которая должна сдаваться в расчетно-кассовом центре. Недостаток наличных денег для проведения операций с клиентами должен оформляться заявкой и передаваться в главное территориальное управление Центрального банка РФ. После получения разрешения на подкрепление операционной кассы банка наличные деньги передаются в кассу банка, и делается соответствующая проводка по корреспондентскому счету в расчетно-кассовый центр.
Правовое регулирование денежной системы означает, что денежная система России, как и любого другого государства является объектом правотворчества компетентных органов.
Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики
... стран показал, что ошибки денежно-кредитного регулирования обходятся экономике дорого, ибо могут привести как к инфляции, так и к спаду производства. Денежно-кредитная политика - системное использование центральным банком методов и инструментов, обеспечивающих достижение экономического ...
Денежная система России имеет конституционную основу. В соответствии с Конституцией РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации (п. «ж» ст. 71).
Таким образом, денежная система является одновременно объектом правового регулирования конституционного права и финансового права.
Непосредственное правовое регулирование денежной системы осуществляется нормами финансового права, которые определяют статус денежной системы РФ, устанавливают признаки платежеспособности денежных знаков, регулируют порядок обращения наличных денег, основы организации и формы расчетов и т. п. Именно посредством финансово-правового регулирования обеспечивается действенное функционирование денежной системы.
Комплексное финансово-правовое регулирование денежной системы осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Определенные общественные отношения в сфере денежной системы регулируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
1.2 Кредитная система
Кредитная система с одной стороны представляет собой совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и расчетов, с другой— это совокупность кредитно-финансовых институтов, осуществляющих расчеты и кредитование.
Кредитная система включает в себя не только банки, хотя они — главный элемент системы, но и специализированные финансово-кредитные учреждения: пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные компании, сберегательные учреждения, инвестиционные банки, выпускающие и размещающие ценные бумаги.
В России, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, получила развитие двухуровневая банковская система. Она состоит из центрального банка и коммерческих банков.
По определению П.Самуэльсона, центральный банк — это банк для банков и для правительства. «Каждый центральный банк имеет одну основную функцию: он осуществляет контроль за денежной массой и кредитом в экономике». Самуэльсон П. Экономика. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2004. — С. 344.
В развитых странах центральные банки выполняют большое количество регулирующих и контрольных функций. Они несут громадную общественную ответственность и обладают обширными исполнительными полномочиями.
К числу основных функций центральных банков, реализация которых позволяет им выполнять свое главное предназначение в национальной экономике, относятся:
1. Денежная эмиссия и управление резервами иностранной валюты. Центральные банки печатают деньги, распределяют банкноты и монеты, осуществляют интервенцию на валютных рынках с целью регулирования обменных курсов национальной валюты и управляют резервами иностранных активов для поддержания внешней стоимости национальной валюты.
2. Определение приоритетных целей кредитно-денежной и валютной политики и их реализация. Центральные банки пытаются с помощью инструментов кредитно-денежной политики (денежная масса в обращении, учетная ставка, валютный курс, резервные требования коммерческих банков и т.п.) обеспечить достижение важных макроэкономических целей, таких, как контроль над инфляцией, стимулирование инвестиций и регулирование движения международных валют.
3. Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране, формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования национальной экономики.
Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты ...
... налогово-бюджетной политики (система государственных закупок). Второй ее стороной являются чистые налоги. Вышесказанным и обусловлена актуальность темы настоящей работы «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструмент стабилизационной политики». Цель данной курсовой работы - осуществить анализ денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики ...
4. Как банкир правительства центральный банк открывает банковские депозиты и предоставляет займы правительству, управляет государственным долгом, выступает фискальным агентом и гарантом размещения ценных бумаг правительства.
5. Как банк банков или банкир местных коммерческих банков центральный банк с целью регулирования кредитных ресурсов коммерческих банков осуществляет куплю-продажу бумаг; изменяет учетную ставку (ставку процента, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки, скупает или учитывает ценные бумаги).
Центральный банк своей учетной ставкой определяет нижнюю границу ставки банковского процента. Коммерческие банки предоставляют кредит своим клиентам под процент, куда входят учетная ставка и процент, обеспечивающий банку собственную прибыль. Изменяя вверх-вниз учетную ставку, центральный банк оказывает прямое воздействие на величину кредитной ставки коммерческих банков. Тем самым центральный банк увеличивает или уменьшает объемы банковских кредитов.
Центральный банк изменяет резервные нормы коммерческих банков или минимума депозитных обязательств (ликвидных средств), которые в любой момент должны находиться в коммерческом банке. Этот минимум ликвидных средств центральный банк устанавливает в процентах к активам коммерческих банков. Этот резерв не может использоваться в качестве кредита. За минусом этого минимума, оставшиеся активы могут использоваться в качестве кредитных ресурсов.
Контроль над резервным фондом коммерческих банков — это вопрос контроля над денежной массой в стране со стороны центрального банка. Уменьшая или увеличивая резервную норму, центральный банк проводит политику удешевления-удорожания кредита, дешевых или дорогих денег.
Реализация дешевых и дорогих денег позволяет понять действия центрального банка как банкира коммерческих банков, ответственного за поддержание макроэкономического равновесия в условиях конъюнктурных экономических колебаний.
Так, политика дешевых денег, как правило, реализуется в условиях экономического спада и роста безработицы. Центральный банк в этой ситуации стремится сделать кредит более дешевым и доступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Центральный банк достигает этой цели за счет уменьшения учетной ставки процента, увеличения покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, уменьшения нормы резервных требований и увеличения за счет этого мультипликатора денежного предложения.
Политика дорогих денег реализуется центральным банком с целью ограничения денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции. Для этого центральный банк повышает учетную ставку процента, сокращает покупку ценных бумаг, увеличивает нормы резервных требований.
Быстрота и гибкость кредитно-денежной политики центрального банка оказывает существенное влияние на эффективность ее воздействия на мак роэкономические процессы. Однако ее эффективность может снижаться в случае противонаправленности в изменении скорости обращения денег.
Учет денежных, расчетных и кредитных операций в организации
... в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств предприятий, обеспечивает их более надежную сохранность. Актуальностью темы курсовой работы «Учет денежных, расчетных и кредитных операций в организации» является роль денежных, расчетных и кредитных операций в формировании финансовой деятельности хозяйствующих ...
Коммерческие банки — объективно необходимый элемент не только в денежно-кредитной системе в условиях рынка, но и в социально-экономической системе вообще, на всех уровнях ее организации.
Коммерческие банки осуществляют расчетные и кредитные функции. Осуществляя расчетные операции между всеми хозяйствующими субъектами, коммерческие банки ускоряют движение денег, сокращают необходимость в наличных деньгах, ускоряют расчеты, сокращают издержки обращения денег и товаров.
Как крупное учреждение коммерческий банк мобилизует свободные денежные средства и предоставляет их во временное пользование предприятиям и населению на основе возвратности и платности. Тем самым кредит способствует образованию ссудного капитала и его использованию для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства и экономического роста. Наряду с прибылью предприятий и финансированием государственного бюджета кредит служит инвестиционным источником. Плата за использование кредита выступает в форме ссудного процента, который К. Маркс назвал иррациональной ценой ссудного капитала. Термин «иррациональная» применительно к цене ссудного капитала означает, что она не соответствует стоимости ссудного капитала. Цена ссудного капитала складывается на рынке ссудного капитала в зависимости от предложения и спроса на него, но в рамках средней нормы прибыли функционирующего капитала. Прибыль капитала делится на предпринимательский доход и ссудный процент.
В кредитной практике современных коммерческих банков распространены следующие основные формы кредита:
1) коммерческий предоставляется предприятиями и организациями друг другу в товарной форме. Эта форма кредита существует в основном в виде отсрочки платежа, которая и определяет срочность его предоставления;
2) банковский предоставляется специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (банками, различными фондами), всем хозяйствующим субъектам, нуждающимся в кредитах;
3) потребительский предоставляется физическим лицам на покупку потребительских товаров длительного пользования, как правило, на срок до 3-х лет и за самый низкий процент;
4) ипотечный кредит выдается под залог недвижимости (землю, строения) с целью получения долгосрочной ссуды;
5) межхозяйственный предоставляется предприятиями (друг другу) с хорошо налаженными межхозяйственными связями путем продажи акций, облигаций и других ценных бумаг;
6) государственный предоставляется населением страны своему государству путем покупки государственных облигаций внутренних займов;
7) международный предоставляется странами друг другу в денежной и товарной формах. Кредиторами и заемщиками в данном случае могут выступать не только центральные правительства, но и фирмы, банки и другие учреждения с разрешения правительства, которое выступает в качестве гаранта сделок.
1.3 Правовые основы проведения кредитно-денежной политики в России
Кредитно-денежная политика является составным элементом государственной экономической политики и определяется главными целями последней. Ее можно определить как совокупность мер воздействия государства, на состояние кредитно-денежной сферы (прежде всего на динамику таких кредитно-денежных показателей, как спрос и предложение денег, уровень банковской ликвидности, процентных ставок и валютного курса, объем кредитов).
Галицкая, С.В. Деньги, кредит, банки. — М., 2008. — С. 247.
Единая государственная кредитно-денежная политика имеет юридическое значение, поскольку утверждается Центральным банком РФ и рассматривается Государственной Думой. Требования к нормативному содержанию основных направлений единой кредитно-денежной политики установлены ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Основные направления единой кредитно-денежной политики на предстоящий год ежегодно представляется Центральным банком РФ в Государственную Думу. До этого названный документ направляется Президенту РФ и Правительству РФ.
После этого, не позднее 26 августа, проект основных направлений представляется Банком России в Государственную думу. Не позднее 1 декабря в Государственную думу представляются основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на предстоящий год. Согласно Закону они должны включать следующие положения (ст. 45):
- концептуальные принципы, лежащие в основе кредитно-денежной политики, проводимой Банком России;
- краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров кредитно-денежной политики в текущем году;
- количественный анализ причин отклонения от целей кредитно-денежной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
- сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
- прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
- целевые ориентиры, характеризующие основные цели кредитно-денежной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
- основные показатели денежной программы на предстоящий год;
- варианты применения инструментов и методов кредитно-денежной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
Таким образом, из определения в Законе первой функции Банка России следует, что кредитно-денежная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Банком России во взаимодействии с Правительством РФ, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства.
2. Анализ формирования и развития кредитно-денежной политики России, Анализ применения инструментов ЦБ РФ по проведению кредитно-денежной политики
На Банк России совместно с Правительством Российской Федерации возложено проведение кредитно-денежной политики, основными инструментами которой являются: Галицкая, С.В. Деньги, кредит, банки. — М., 2008. — С. 248.
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения.
1 Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Задача процентной политики — оказание воздействия на рыночные процентные ставки с целью укрепления рубля.
2 Нормативы обязательных резервов устанавливаются в процентном отношении к обязательствам кредитной организации Советом директоров, который также определяет порядок их депонирования.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций, не должны единовременно изменяться более, чем на пять пунктов.
В отношении обязательного резервирования в Российской Федерации необходимо отметить следующее. Обязательные резервы коммерческих банков в Банке России депонируются на специальных счетах. В современных банковских системах обязательные резервы представляют собой средства коммерческих банков на корреспондентском счете в резервной системе или центральном банке, по отношению к которым коммерческий банк осуществляет все полномочия собственника. Такие резервы используются для регулирования сальдо по межбанковским переводам. В российской практике обязательные резервы представляют собой средства, фактически конфискованные Центральным банком у коммерческих банков на неопределенный срок. Полномочия собственника в отношении данных средств у коммерческих банков оказываются заблокированными. Для обеспечения расчетов российские коммерческие банки вынуждены создавать добровольные резервы на корреспондентских счетах. В конечном счете, все это влияет и на стоимость, и на объем денежных средств, направляемых на кредитование реального сектора экономики.
3 Операции на открытом рынке — операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг с обратным выкупом.
4 Рефинансирование банков — кредитование Банком России коммерческих банков. Рефинансирование осуществляется посредством кредитных аукционов, предоставления ломбардного и переучетного кредита.
Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения кредитных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые Банком России исходя из задач кредитно-денежной политики. О дате проведения очередного аукциона сообщается через средства массовой информации за семь календарных дней. Участниками аукциона являются непосредственно Банк России (продавец кредитов), а также коммерческие банки (покупатели кредитов).
Филиалы коммерческих банков не могут быть участниками аукционов.
Кредитные аукционы проводятся по следующим системам:
- по американской;
- по голландской;
- с фиксированной процентной ставкой.
При проведении кредитного аукциона по американской системе заявка удовлетворяется по процентным ставкам, предлагаемым банками, но не ниже минимальной, предложенной Банком России. Заявки, в которых процентная ставка равна минимальной, удовлетворяются пропорционально остатку неразмещенных кредитов.
При проведении кредитного аукциона по голландской системе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке (ставке отсечения), которая войдет в список удовлетворенных заявок.
При проведении кредитного аукциона по системе с фиксированной процентной ставкой удовлетворяются все заявки. Однако при превышении общей суммой заявок объема предложенного на аукционе кредита они удовлетворяются частично.
Коммерческие банки, участвующие в аукционе, обязаны соблюдать установленные Банком России нормативы и другие требования. Кроме того, для включения заявки коммерческого банка в аукцион необходимо выполнение следующих условий: Банковское дело / О.И. Лаврушин. — М., 2007. — С. 249.
- общая задолженность коммерческого банка по всем аукционным кредитам рефинансирования с учетом кредита, запрашиваемого на данном аукционе, не должна превышать двукратной величины капитала банка;
- общая задолженность коммерческого банка по всем аукционным кредитам с учетом запрашиваемого на данном аукционе не должна превышать 10% заемных средств;
- ни один банк не может запросить более 25% объема предложенного на данном аукционе кредита.
Аукцион ломбардных кредитов представляет собой форму финансирования банков, при которой Банк России выдает ссуды под залог надежных ценных бумаг, список которых он определяет сам. Как правило, это государственные ценные бумаги и векселя предприятий, в отдельных случаях — корпоративные ценные бумаги.
Ломбардный кредит предоставляется на основе ежегодно заключаемого генерального кредитного договора, в котором предусматриваются принципиальные условия кредитования. Каждая ссуда выдается сроком до 30 дней и оформляется отдельным кредитным соглашением. Величина ломбардного кредита составляет 75% рыночной стоимости ценных бумаг, принятых в залог. При снижении их стоимости коммерческий банк обязан увеличить сумму залога путем перечисления со своего счета «Депо» на счет «Депо» Банка России дополнительного количества ценных бумаг.
Для получения ломбардного кредита необходимо соблюдение определенных условий, в том числе коммерческий банк должен: Банковское дело / Жарковская Е.П. — М., 2008. — С.234.
- успешно функционировать не менее года;
- соблюдать установленные нормативы;
- своевременно перечислять деньги в резервные фонды Банка России;
- своевременно и в полном объеме предоставлять Банку России свою отчетность, достоверность которой должна быть подтверждена аудиторской организацией.
Кроме этого, на момент получения ломбардного кредита коммерческий банк не может иметь просроченной задолженности по ранее полученным от Банка России ссудам.
Аукцион переучетных (вексельных) кредитов. Переучетный (или вексельный) кредит основывается на использовании векселей. Покупка коммерческими банками векселей предприятий называется учетом векселя (или учетной операцией или предоставлением вексельного кредита).
Последующая покупка векселей центральным банком у коммерческих банков называется переучетом векселя (или переучетной операцией или предоставлением вексельного кредита).
С помощью переучета векселей ЦБ РФ осуществляет учетную политику, которая означает определение условий, на которых Банк России покупает векселя у коммерческих банков, предоставляя им, таким образом, кредиты в порядке рефинансирования. Учетная политика может называться дисконтной, если центральный банк учитывает дисконтные векселя.
В рамках дисконтной политики Банк России устанавливает цену вексельного кредита — размер переучетной ставки; определяет количественные рамки дисконтной политики; устанавливает качественные требования к переучитываемым векселям.
Определяя переучетную ставку, Банк России косвенно воздействует на ставки коммерческих банков. Количественные ограничения означают установление лимитов вексельного (переучетного) кредитования коммерческих банков. ЦБ РФ может снижать или увеличивать их в зависимости от требований кредитной политики и состояния коммерческого банка.
Вексельное кредитование может осуществляться двумя способами:
- посредством учета, т.е. покупки векселя Банком России;
- предоставления Банком России коммерческому банку кредита под залог векселя.
Банк России разработал следующие требования к векселям, принимаемым к переучету: Деньги, кредит, банки / О.И. Лаврушин. — М., 2009. — С. 176.
- используются только простые векселя предприятий-поставщиков, выписанные на коммерческий банк;
- номинал векселя не должен быть менее 100 тыс. руб.;
- вексель составляется на русском языке;
- срок платежа по векселю указывается на определенный день;
- вексель должен быть дисконтным, то есть не содержать условия начисления процентов на вексельную сумму;
- в качестве места платежа указывается коммерческий банк, совершивший учет векселя;
- на векселе векселедателем делается пометка «без протеста»;
- никакие ограничительные пометки не допускаются;
- вексель должен быть подлинным, т.е. копии к переучету не допускаются;
- вексель составляется по единой форме, установленной Банком России.
5 Валютные интервенции — купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля, а также на объем спроса и предложения денег.
6 Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
7 Прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Операции Банка России. Банк России осуществляет следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, а также Правительством России:
- предоставляет кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
- покупает и продает чеки, простые и переводные векселя, имеющие товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
- покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;
- покупает и продает облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
- покупает и продает иностранную валюту, а также платежные обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
- покупает, хранит и продает драгоценные металлы и другие виды валютных ценностей;
- проводит расчетные, кассовые и депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
- выдает гарантии и поручительства;
- осуществляет операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
- открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций;
- минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
- предельный размер неденежной части уставного капитала;
- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
- максимальный размер крупных кредитных рисков;
- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
- нормативы ликвидности кредитной организации;
- нормативы достаточности капитала;
- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
- размеры валютного, процентного и других рисков;
- минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
- нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам.
Сокращение кредитования центральным банком коммерческих банков приводит к сокращению кредитования коммерческими банками экономики, что, в свою очередь, приводит к сокращению денежной массы в обращении.
Сокращение (связывание) денежной массы в обращении в краткосрочном периоде приводит к снижению темпов инфляции.
Сокращение (связывание) денежной массы в долгосрочном периоде приведет к дефициту денег в экономике, что повлечет за собой закрытие предприятий и, соответственно, безработицу.
В целях борьбы с безработицей центральный банк: Крохина, Ю.А. Финансовое право / Ю.А. Крохина. — М., 2007. — С. 207.
- снижает учетную ставку;
- снижает норму резервов;
- выкупает у коммерческих банков государственные ценные бумаги.
В результате этих действий коммерческие банки:
- берут кредиты в центральном банке в большем объеме, так как они становятся дешевле;
- оставляют меньшую часть заемных средств в центральном банке, так как снижается норма резервов;
- продают государственные ценные бумаги центральному банку, увеличивая, таким образом, объем своих кредитных ресурсов;
- в связи с увеличением объема кредитных ресурсов увеличивают кредитование экономики.
Увеличение кредитования центральным банком коммерческих банков приводит к увеличению кредитования коммерческими банками экономики, что, в свою очередь приводит к увеличению денежной массы в обращении.
Увеличение (развязывание) денежной массы в обращении в краткосрочном периоде приведет к удешевлению кредитов коммерческих банков экономике, которые будут привлекать экономические субъекты для расширения существующих предприятий и создания новых, что, в свою очередь, приведет к созданию новых рабочих мест и, соответственно, к снижению уровня безработицы.
Увеличение (развязывание) денежной массы в обращении в долгосрочном периоде приведет к перенасыщению экономики деньгами и, следовательно, инфляции.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что кредитно-денежное регулирование экономики России осуществляется Центральным банком РФ (Банком России) путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует коммерческие банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов. Кроме того, Банк России устанавливает для банков ряд экономических нормативов, в частности минимальный, размер уставного капитала; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в ранке России, в процентном отношении к обязательствам банков; ограничения размеров валютного и курсового рисков и др.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности кредитно-денежной системы, при этом он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков.
кредитный денежный политика макропоказатель
2.2 Развитие денежно
Условия развития российской экономики в январе-сентябре 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. — 2010. — № 6. — С. 6..
Сокращение объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе-сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9% (в январе-сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%).
Таким образом, происходило заметное сокращение внутреннего спроса.
Проводимая государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе-сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.
Произошедшая под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.
В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась на 3,9 процентного пункта — до 7,6%. В годовом выражении в октябре потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года — на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%).
Таблица 1. Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||||||
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
Базовая инфляция |
Инфляция |
||
Январь |
0,8 |
2,4 |
0,6 |
1,7 |
1,1 |
2,3 |
1,3 |
2,4 |
|
Февраль |
2,0 |
4,1 |
1,1 |
2,8 |
2,1 |
3,5 |
2,9 |
4,1 |
|
Март |
2,8 |
5,0 |
1,7 |
3,4 |
3,2 |
4,8 |
4,3 |
5,4 |
|
Апрель |
3,2 |
5,4 |
2,2 |
4,0 |
4,5 |
6,3 |
5,2 |
6,2 |
|
Май |
3,6 |
5,9 |
2,5 |
4,7 |
5,7 |
7,7 |
5,7 |
6,8 |
|
Июнь |
3,9 |
6,2 |
3,0 |
5,7 |
6,7 |
8,7 |
6,0 |
7,4 |
|
Июль |
4,5 |
6,9 |
3,9 |
6,6 |
7,6 |
9,3 |
6,3 |
8,1 |
|
Август |
5,1 |
7,1 |
5,0 |
6,7 |
8,6 |
9,7 |
6,8 |
8,1 |
|
Сентябрь |
5,9 |
7,2 |
6,7 |
7,5 |
10,1 |
10,6 |
7,3 |
8,1 |
|
Октябрь |
6,5 |
7,5 |
8,9 |
9,3 |
11,5 |
11,6 |
7,6 |
8,1 |
|
Ноябрь |
7,1 |
8,2 |
10,1 |
10,6 |
12,7 |
12,5 |
|||
Декабрь |
7,8 |
9,0 |
11,0 |
11,9 |
13,6 |
13,3 |
|||
Несмотря на то, что в январе-октябре 2009 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары — до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь-октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта — до 9,0% Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. — 2010. — № 6. — С. 6..
В целом по итогам 2009 года инфляция на потребительском рынке может составить заметно меньше 11%.
2.3 Анализ формирования и реализации денежно- кредитной политики
При принятии решений по денежно-кредитной политике Банк России основывается на анализе складывающихся внутренних и внешних макроэкономических тенденций, формирующихся в обществе ожиданий относительно будущей динамики инфляции и валютного курса рубля, а также принимает во внимание динамику денежных и кредитных агрегатов. Изменение со второй половины 2008 года условий реализации денежно- кредитной политики повысило значимость для Банка России задачи по поддержанию стабильности банковской системы и финансовых рынков и ограничению негативного влияния мирового финансового и экономического кризиса на состояние российской экономики. В то же время основной целью денежно-кредитной политики по-прежнему является снижение инфляции и поддержание ее на уровне, обеспечивающем условия для долгосрочного устойчивого экономического роста.
В условиях сохранявшихся в начале 2009 года негативных тенденций, сформировавшихся в 2008 году, Банк России продлил на первое полугодие 2009 года действие рекомендаций кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам. С целью ограничения инфляционного давления Банк России в начале года принимал решения о повышении процентных ставок по своим операциям, оставляя при этом неизменной ставку рефинансирования.
Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала снижению девальвационных ожиданий. С апреля текущего года наметилась тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. В то же время, несмотря на принимаемые Банком России меры по увеличению предоставления рублевых средств кредитным организациям, стоимость кредитных ресурсов оставалась на высоком уровне. Значительное сокращение как предложения кредитов со стороны банковского сектора, так и спроса на кредиты со стороны экономических агентов обусловило сокращение в феврале- сентябре 2009 года общей задолженности по кредитам, выданным кредитными организациями. В этих условиях Совет директоров Банка России в апреле-октябре текущего года восемь раз принимал решение о снижении процентных ставок. За этот период ставка рефинансирования была снижена с 13 до 9,5% годовых, а ставки по операциям Банка России — на 2,25-3,75 процентного пункта.
Изменение процентных ставок по операциям Банка России оказало влияние на снижение краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов. В частности, средневзвешенная ставка MIACR по однодневным кредитам в рублях снизилась с 16,3% годовых в январе до 7,2% годовых в сентябре. Тем не менее высокие оценки рисков потенциальных заемщиков, общая неопределенность в отношении дальнейшей экономической динамики, а также необходимость реструктуризации банковских балансов и связанное с этим предпочтение кредитных организаций формировать значительную часть своих активов в наиболее ликвидной форме сдерживают процесс снижения процентных ставок по кредитам конечным заемщикам и увеличение объемов кредитования Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. — 2010. — № 6. — С. 7..
В условиях кризиса заметно возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы. В текущем году рост спроса на деньги существенно замедлился по сравнению с предыдущим годом, главным образом вследствие значительного снижения объема ВВП, снижения темпов роста цен на активы, продолжившейся в январе текущего года девальвации национальной валюты, обусловившей переток рублевых средств в активы в иностранной валюте.
По оценкам Банка России, в целом в 2009 году значительное снижение экономической активности окажет отрицательное влияние на темпы роста спроса на деньги. В то же время постепенное увеличение спроса на национальную валюту (в том числе как на средство сбережения) в связи со стабилизацией обменного курса рубля и снижением девальвационных ожиданий, а также изменение динамики цен активов могут способствовать умеренному положительному приросту спроса на деньги в текущем году. Учитывая уточненные прогнозные оценки макроэкономических показателей, темп прироста рублевой денежной массы в 2009 году может составить 8-10%.
В целом за девять месяцев 2009 года объем рублевой денежной массы увеличился на 1,2%. При этом значительное сжатие денежного агрегата М2 произошло в январе 2009 года (на 11,1% против 2,7% за январь 2008 года) в результате роста спроса на иностранную валюту, обусловившего существенное сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (в долларовом эквиваленте на 9,8%).
Тем не менее в феврале-сентябре среднемесячный темп прироста денежного агрегата М2 был положительным. При этом объем денежной массы М2 за апрель-сентябрь текущего года возрос на 12,7%, превысив на 5,3 процентного пункта прирост данного показателя за апрель-сентябрь 2008 года. Однако в годовом выражении темпы прироста рублевой денежной массы в течение девяти месяцев 2009 года были отрицательными и на 1.10.2009 ее сокращение по сравнению с аналогичной датой предыдущего года составило 5,0%.
Скорость обращения денег (по денежному агрегату М2), несмотря на неустойчивость ее динамики, по предварительным оценкам, за январь-сентябрь 2009 года снизилась на 2,2% (за январь-сентябрь 2008 года ее снижение также составило 2,2%).