Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива — усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций.
В настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема курсовой работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.
Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации, на основе изучения ее теоретических аспектов.
Предмет исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации., Основные задачи исследования:
- изучение сущности денежно-кредитной политики, ее направлений и инструментов;
— определение роли Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики Российской Федерации;
- выявление проблем в области проведения денежно-кредитной политики;
- предложение путей совершенствования проведения денежно-кредитной политики.
Информационная база исследования — различные учебные пособия, посвященные денежно-кредитной политике государства, материалы статей из журналов «Деньги и кредит», «Банковское дело», «ЭКО», «Вопросы экономики». Также были использованы информационно-аналитические материалы сайта Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru).
Денежно–кредитная политика и её трансмиссионный механизм
... позиции трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики нуждаются в серьезном исследовании с учетом воздействия внешних и внутренних факторов. Слепое копирование механизмов, используемых в практике центральных банков развитых стран, без учета российских реалий, ...
1. Теоретические основы организации деятельности Центрального Банка Российской Федерации
1.1 Сущность, задачи и функции ЦБ РФ
Центральный Банк РФ (Банк России) — государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача — это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения [8] .
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России [14] .
Принцип независимости — ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации — проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах [7] .
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации
... работы: Изучить особенности государственного регулирования обращения денег в РФ. Задачи: o Изучить деньги как экономическую и стоимостную категорию, o Исследовать систему денежного обращения в Российской Федерации, ... далеко не одинакова. Анализ современного состояния экономики и тенденций развития денежной политики России необходим для того, чтобы дать оценку «усилиям правительства по стабилизации ...
Банк России выполняет следующие функции:
Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики [28] .
1.2. Сущность, цели и функции денежно-кредитной политики
В современном мире денежно-кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый П. Самуэльсон еще в 1951 г. писал так: «с помощью соответствующе денежно-кредитной политики… возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост».
Денежно-кредитная политика – это часть единой макроэкономической политики государства, предполагающая целенаправленной воздействие на денежно-кредитную систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста.
Суть денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач денежного регулирования и определения механизма их достижения.
Проводниками денежно-кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые условно можно разделить на две группы:
— институты, основным назначением которых и является проведение денежно-кредитной политики от имени государства. Практически во всех странах мира, в том числе и в России, это центральный банк;
— институты, косвенно участвующие в процессе проведения денежно-кредитной политики. В данную группу можно отнести министерства финансов, казначейства и ряд аналогичных организаций.
Главная роль среди названных институтов отводится центральному банку, так как именно он координирует реализацию государственной денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитное регулирование – это инструмент проведения денежно-кредитной политики; процесс прямого или косвенного воздействия центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) с целью достижения поставленных целей.
Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на конечные, промежуточные и тактические. К конечным целям относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса, полную занятость трудоспособного населения, рост реального объема производства. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.
Денежно-кредитные отношения
... цели, и международный кредит, который обслуживает межгосударственные связи. Новыми формами кредитных отношений, которые успешно применяются в цивилизованных странах, являются лизинг-кредит, факторинг, ... стабильности необходимо поддерживать устойчивый долговременный темп роста денежной массы. Это означает попытку создания нового механизма регулирования количесгва денег в обращении. Обращение денег в ...
Для достижения поставленных целей центральные банки – проводники официальной денежно-кредитной политики – могут использовать разные ее виды и стратегии.
Структурная денежно-кредитная политика
Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.
Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции — косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.
Данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, — к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики. Большим недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего долга, внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента. И, наконец, в условиях высокой инфляции жесткую монетарную политику реализовать практически невозможно, иначе возникает кризис ликвидности.
Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная рестрикция должна использоваться только в исключительных случаях, то есть в ситуации внезапного и значительного увеличении темпов инфляции и выхода ее из-под контроля.
В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, которая характеризуется снижением процентных ставок.
Существует четыре основные цели и четыре мотива, которыми руководствуются монетарные власти при проведении политики денежно-кредитной экспансии:
Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и, как следствие, политической нестабильности. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, который подразумевает защиту национальной банковской системы и финансовых рисков от различного рода кризисов. Ну и, наконец, может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.
Анализ кредитного портфеля коммерческого банка
... целом по кредитному портфелю, определение величины источников резерва на покрытие возможных потерь по ссудам, оценка качества кредитного портфеля на основе системы финансовых коэффициентов, а также путем его сегментации - структурного анализа). При формировании "кредитного портфеля" необходимо ...
Следствием проведения денежно-кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.
Таким образом, и экспансия и рестрикция могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей монетарных властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.
Денежно-кредитное регулирование экономики может осуществляться с помощью административных и рыночных инструментов.
К административным методам регулирования экономических процессов относятся такие способы перераспределения денежных средств, которые реализуются путем прямого вмешательства органов государственного управления (как правило, это прямые количественные ограничения кредитной деятельности).
Такой метод воздействия на народно-хозяйственный комплекс существует всегда и во всех странах, независимо от общественно-политического устройства. Различна лишь степень вмешательства в функции управления хозяйствующими субъектами со стороны государственных органов.
Центральный банк может реализовывать политику прямых количественных ограничений в ряде случаев:
- при прямом регулировании кредитных и иных инвестиционных операций;
— в ситуации прямого регулирования норм доходности банковских операций (регламентация пределов ставок по кредитным и депозитным операциям);
— при проведении политики содействия развитию отдельных отраслей экономики или регионов страны, когда денежно-кредитная политика носит структурный характер.
Экономические методы регулирования включают создание таких условий, которые стимулировали бы субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия со стороны органов управления. Степень охвата экономическими методами управления перераспределительных процессов в обществе показывает уровень экономической и политической свободы, зрелость общественного сознания, степень независимости бизнеса от государственной власти.
И административные, и экономические методы управления равно необходимы для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса. Перекос в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.
Наибольшей эффективности денежно-кредитное регулирование экономики достигает в процессе использования как прямых, так и косвенных рычагов одновременно. В ситуации, когда в силу обстоятельств рыночные рычаги действуют либо недостаточно эффективно, либо вообще не действует, их сочетание с административными методами позволяет достичь желаемого эффекта.
Кредитно-денежная политика России
... резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9 млрд. - с мая по август 1998 г. Такая политика денежных властей многими авторами напрямую называется безответственной. Цель данной курсовой работы - рассмотреть кредитно-денежную политику, ...
Большинство развитых стран при проведении политики денежно-кредитного регулирования особое внимание уделяют экономическим методам, к числу которых относятся:
- изменение обязательных резервных требований;
- изменение ставки рефинансирования (в ряде стран – учетной ставки)
- валютные интервенции;
- операции на открытом рынке
Обязательные резервы
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию [ 14 ] .
Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса — наоборот. Повышение нормы резерва на 1 — 2 процентных пункта — действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.
Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке [8] .
Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования).
В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,
где Ms — предложение денег,
cr — коэффициент депонирования ( наличность -депозиты ),
rr — норма резервирования ( резервы — депозиты ),
MB — денежная база.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна [16] .
Рефинансирование кредитных организаций
Под рефинансированием понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным организациям.
Ставка рефинансирования — очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования — нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.
Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования).
Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства — векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита — процентная ставка — должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.
Как известно, повышение ставки рефинансирования влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.
В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
Валютные интервенции — это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы. Главная цель данного мероприятия – укрепление позиций национального производителя на внешнем товарном рынке. Подчиненной ею целью может быть поддержание позиций национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте. Когда эти цели меняются местами. валютная политика теряет смысл, а центральный банк проводит регулирование рынка лишь с количественных позиций.
Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке — покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке — третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю — продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом).
Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.
Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в современных условиях
Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный Банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.
Характер проводимой денежно-кредитной политики зависит от степени независимости Центрального Банка. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральным банком, в то же время Центральный Банк не может независимо от правительства установить тот или иной валютный режим.
Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:
1)проведение исследований по проблемам экономики и состоянию денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
2) определение направлений денежно-кредитной политики;
3) выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования;
4) создание и ведение базы статистических данных по объему денежной массы, кредитам и сбережениям;
5) составление денежных программ и контроль за их выполнением.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
процентные ставки по операциям Банка России;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Единая государственная денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.
В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции — до 5—6.8% в 2011 году. При этом на 2009 год ставится задача снизить инфляцию до 7—8,5% из расчета декабрь к декабрю.
В 2009 году будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы, однако вследствие изменения макроэкономических условий ее проведения потребуется перенос акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.
Банк России намерен в указанный период завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины, в качестве операционного ориентира политики валютного курса.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию проведения бесперебойных расчетов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики.
В ближайшее время Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волантильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, система инструментов денежно-кредитного политики в среднесрочной перспективе будет направлена на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России.
Следует отдельно рассмотреть использование Банком России каждого инструмента денежно-кредитной политики в современных условиях.
2.1. Обязательные резервные требования
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств.
Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России приведены в приложении 2.
Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций – организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).
Счета по учету обязательных резервов открываются в зависимости от вида валюты резервируемых обязательств (бухгалтерский учет ведется на балансовых счетах №№ 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте РФ, перечисленные в Банк России», 30204 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России»).
Резервируемые обязательства – обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которых определен в главе 2 Положения Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П.
В состав резервируемых включены обязательства кредитных организаций перед физическими лицами, юридическими лицами, в том числе, обязательства кредитных организаций перед банками – нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами корреспондентского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами), а также иные обязательства.
Не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства, а именно, денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет, облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет; обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг), обязательства перед другими кредитными организациями, зарегистрированными в установленном порядке и действующими на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.
Обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам включаются в расчет размера обязательных резервов за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций резидентов и облигации Банка России.
Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 процентов величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации.
Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.
Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, приведены в приложении 3.
Банк Росси использует также механизм усреднения обязательных резервов. Право на использование механизма усреднения обязательных резервов предоставляется стабильной кредитной организации (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У с изменениями), отвечающей следующим критериям:
не допускала недовзноса в обязательные резервы, не имела штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов, непредставленного расчета размера обязательных резервов в течение установленного периода;
выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения;
не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам и процентам по ним.
Усреднение обязательных резервов предполагает, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете (корреспондентском(их) субсчете(ах)) кредитной организации, открытом(ых) в Банке России.
Сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах (субсчетах) в Банке России (усредненная величина обязательных резервов) представлена в следующей таблице 1:
Период усреднения | Объем, в млрд. рублей |
2005 год январь | 12,7 |
2006 год январь | 19,2 |
2007 год январь | 46,5 |
2008 год январь | 130,8 |
февраль | 178,5 |
март | 226,0 |
апрель | 228,0 |
май | 239,2 |
июнь | 243,2 |
июль | 312,6 |
август | 319,6 |
сентябрь | 150,4 |
октябрь | 42,1 |
ноябрь | 37,6 |
декабрь | 37,5 |
2009 г. январь | 37,0 |
февраль | 39,1 |
Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям «валютный своп», другим операциям Банка России).
Банк России предполагает и дальше придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям.
С 15.10.08. норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по всем категориям резервируемых обязательств временно (с последующими повышениями в феврале и марте 2009 года) снижен до 0,5% в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора.
Банк России планирует 1 мая 2009 г. установить норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств в размере 1,5%, а 1 июня 2009 г. – повысить его до 2,5%.
2.2. Операции на открытом рынке
Как правило, к операциям на открытом рынке относят операции по покупке, продаже государственных ценных бумаг, операции междилерского РЕПО и валютные интервенции. В России данный инструмент (за исключением валютных интервенций) вряд ли можно считать эффективным, что обусловлено и низкой степенью развития финансовых рынков, и недостаточной заинтересованностью банков в государственных бумагах. Тем не менее операции на открытом рынке остаются важнейшим инструментом, позволяющим оперативно регулировать ликвидность банковской системы.
Для предоставления ликвидности банковскому сектору Центральный Банк использует следующие инструменты: ломбардные аукционы, прямое РЕПО на аукционной основе (биржевое и внебиржевое), покупка государственных ценных бумаг и облигаций Банка России (ОБР), продажа иностранной валюты.
Для абсорбирования излишней ликвидности Банк России проводит депозитные аукционы, продает ОБР, а также государственные ценные бумаги, занимается продажей иностранной валюты.
В результате уменьшения цен на энергоносители при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, произошло существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита. В связи с этим Банк России сократил покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Сокращение валютных интервенций существенно уменьшило роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжает активно использовать операции по рефинансированию банков.
2.3.Рефинансирование кредитных организаций, Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Кредиты Банка России можно разделить на 2 группы в зависимости от вида обеспечения: кредиты, обеспеченные рыночными активами (ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России) и кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций.
Банк России предоставляет ломбардные, внутридневные кредиты, а также кредиты овернайт. Все они предоставляются под залог ценных бумаг, входящих в ломбардный список (ГКО, ОФЗ с постоянным купонным доходом, ОФЗ с фиксированным купонным доходом, облигации Банка России).
К указанным ценным бумагам предъявляются следующие требования:
Требования. предъявляемые к кредитным организациям для получения кредита: При выполнении данных условий банк может получить несколько видов кредита на разные сроки. По ломбардным кредитам и кредитам овернайт уплачивается процент, по врутридневным взимается плата.
Ломбардные кредиты предоставляются на срок до 30 календарных дней, пролонгация по этим видам кредита не допускается.
В целях предоставления кредитным организациям возможности для эффективного управления собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов Банк России проводит операции ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные средства предоставляются в день обращения кредитной организации на сроки 1, 7 и 30 календарных дней по фиксированной процентной ставке, установленной в размере 12% годовых.
Основанием для предоставления однодневных расчетных кредитов является наличие в конце операционного дня неисполненных платежных поручений, наличие непогашенных внутридневных кредитов.
Основанием для предоставления внутридневных кредитов является наличие неисполненных платежных поручений в течение операционного дня. Погашение кредита происходит за счет поступления денежных средств на корсчет кредитной организации.
Подробнее о видах кредитов Банка России и условиях кредитования в Приложении 4.
Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется по ставке рефинансирования. Изменяя ее величину, ЦБ РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежной предложение в целом.
Ставка Центробанка зависит не только от роста цен. Она определяется фазой делового цикла, инфляционным давлением, состоянием платежного баланса и ситуацией на денежном рынке. Ставка рефинансирования не может не ориентироваться на уровень инфляции в стране, так как она должна обеспечивать владельцам денежных средств в банках компенсацию потерь от обесценения денег вследствие инфляции.
Ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ в текущем году была ниже уровня инфляции (11-12% при инфляции в 12-13%) и ее повышение до 13 % стало реакцией на инфляционные процессы в экономике.
Таким образом, можно сказать, что процентная политика Банка России адекватна текущей макроэкономической ситуации. Если принять во внимание, что ключевыми ставками Банка России, с точки зрения пополнения ликвидности банков, является минимальная аукционная ставка прямого РЕПО «овернайт» (9%) и месячная ставка по кредитам без обеспечения (11,5%), то можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика в России мягкая, стимулирующая. Расчет по стандартным моделям, позволяющим оценивать политику Центробанка, свидетельствует о том, что ставка должна варьироваться от 15 % (по правилу Болла) до 20 (по правилу Тейлора).
Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Банком России будет продолжена политика расширения перечня активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения по инструментам рефинансирования Банка России. После внесения соответствующих законодательных изменений, позволяющих Банку России совершать операции на фондовых биржах с корпоративными ценными бумагами, планируется проведение операций прямого РЕПО с биржевыми облигациями и акциями наиболее надежных эмитентов.
В целях улучшения возможностей кредитных организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные соглашения», что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.
В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги концептуальных подходов к формированию денежного обращения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности денежно-кредитной политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.
Для эффективного функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в российской экономике необходимо выявить его каналы, что должно основываться на эконометрическом анализе широкого круга показателей. Например, использование процентной ставки в зависимости от особенностей экономики конкретной страны может повлиять на разные экономические индикаторы. Ее рост способен привести к увеличению товарных запасов вследствие удорожания потребительского кредита. Очевидно, подобная ситуация реальна для экономики с развитой кредитной системой. Но изменение процентной ставки может также сказаться на объемах кредитования реального сектора, и кроме того, обусловить снижение денежного мультипликатора с соответствующим изменением динамики денежных агрегатов. Поэтому определение конкретных каналов трансмиссионного механизма должно основываться на изучении особенностей российской экономики.
и т.д……………..