Денежно-кредитная политика в условиях финансового кризиса

Денежно-кредитная политика (по англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. При помощи денежной-кредитной политики государство может:

  • регулировать темпы экономического роста;
  • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
  • сдерживать инфляцию;
  • воздействовать на платежный баланс.

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли, с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

14 стр., 6757 слов

Денежная политика государства

... эмиссии денег, как средству денежной политики, к инструментам, а также к прогнозам денежно-кредитной политики России на 2007 год. В конце данной курсовой работы мы подведем некоторые итоги. I Теоретические основы денежной политики Денежно-кредитная политика ... в целом С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить ... уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары ...

Целью данной курсовой работы является изучение инструментов денежно-кредитной политики и её роль в экономике государства. Так же предполагается решение следующих задач:

1. определить понятие денежно-кредитной системы;

2. определить методы использования денежно-кредитной политики в условиях кризиса;

3. произвести расчет эффективности инвестиционного проекта по открытию аптеки.

Глава 1. Понятие денежно-кредитной политики

1.1 Цели денежно-кредитного регулирования

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен, денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором держится вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, и, как следствие снижение жизненного уровня, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае — на ее сокращение, переходу к политике «дорогих цен» (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в основном в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

1.2 Инструменты денежно — кредитной политики

Выше нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Большинство из них имеет косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом.

4 стр., 1786 слов

Функции и операции Центрального Банка (на примере России)

... изучить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики; проанализировать статистические показатели Центрального банка РФ, показать их динамику; рассмотреть функции и операции Банка России; определить роль Банка ... дипломной работы является актуальной и очень важной в настоящее время. Ведь Банк России — это орган банковского регулирования и надзо­ра за деятельностью банков. ...

Учетная (дисконтная) политика.

Данный вид операций относится к давно используемым методам регулирования. Центральный банк выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. Центральный банк имеет право манипулировать ставкой процента, под который он выдает банкам кредиты. Возможность установлений «цены» кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.

Определяемый Центральным банком уровень «цены» кредита получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую также называют дисконтной или ломбардной).

Взятые в Центральном банке кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых баков отражает те изменения, которые осуществляет Центральный банк в ходе своей политики. С помощью ставки процента Центральный банк тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов. Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки «удешевляет» кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни воздействие параметров является, естественно, не всегда столь простым. Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установление норм обязательных резервов.

Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк стал практиковать в 1995 году также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг ( в основном государственных казначейских облигаций).

Политика обязательных резервов.

В настоящее время минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или иных высоко ликвидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

12 стр., 5938 слов

Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике

... данной курсовой имеет важное значение для отображения влияния денежно-кредитной политики, проводимой Правительством и Центральным Банком, на банковский сектор и на экономику страны в целом, особенно в ... всей потребности в земельном кредите. В дореволюционной истории банковской системы России ключевую роль играл Государственный банк Российской Империи, основанный в 1860 г. в процессе реорганизации ...

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования.

Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже отмена ее по некоторым видам депозитов.

Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции Центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Прибегая к данному виду регулирования, Центральный банк осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже).

За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств, покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция Центрального банка остается в известном смысле пассивной. К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг Центральный банк, реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.

Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

1.3 Денежно-кредитная политика в условиях мирового кризиса

Кризис, с которым столкнулся весь мир, уже назвали самым значительным за последние 60 лет. Весь мир ищет пути скорейшего выхода из него и разрабатывает национальные стратегии и антикризисные мероприятия. Если в начальной фазе спасались в основном банки и финансовые институты, то сейчас речь уже идет о сохранении реального сектора экономики. Естественно, антикризисные мероприятия должны быть увязаны между собой не только в секторальном плане, но еще и в региональном межгосударственном масштабах. Собственно, именно по причине последнего 2 апреля собирался саммит двадцати крупнейших экономик G-20.

Однако если все же говорить об основных денежно-кредитных мерах по выводу экономики из кризиса, то возникает вопрос какие инструменты уже использованы, какие не могут быть эффективными в данном отрезке времени и что необходимо наладить в трансмиссионном механизме монетарной политики страны.

После сильного сужения спроса в развитых экономиках, а за ними и краха сырьевых рынков, Россия начала чувствовать кризис во всех секторах экономики. Экспорто-ориентированная экономика основанная больше на спросе внешнего мира, чем на внутреннем, стагнировала. Тем временем заметного улучшения мировой конъюнктуры ожидать не приходится, но и сидеть, сложа руки, тоже не представляется разумным. Итак, рассмотрим три ключевых инструмента монетарного регулирования — как они используются и как можно было бы их использовать.

Обязательные резервы.

Резервные требования выступают в роли денежного буфера, помогая «банкам банков» в краткосрочном периоде управлять ликвидностью коммерческих банков, регулировать кредитную эмиссию. В то время как в развитых странах данный инструмент играет все меньшую роль или вообще не используется (Канада, Швейцария, Великобритания, Бельгия, Австралия, Мексика), в РФ этот инструмент работает, начиная с 1991 года и по сей день. Кстати, в первый год его использования ставка резервов составляла всего 2%, а в последующие годы ставки были значительно выше и в зависимости от валюты вклада или даже от банка доходили до 20%.

С июля 2004 и по 31 мая 2009 года норматив обязательных резервов в среднем составил 1% по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами, 3,33% по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и 3,63% по всем остальным обязательствам. Отсюда видно, что Банк России в целом стимулировал рост вкладов в национальной валюте, проводя политику дедолларизации, однако та разница в ставке, которая должна была бы стимулировать вклады в рублях на самом деле просто позволяла держать уровень прежних лет в долевом выражении. Причем в конце 2008 года в результате объявленной министром финансов девальвации рубля доля валютных вкладов резко выросла с 13% в январе 2008 года до 27% в январе 2009 года. Норматив обязательных резервов был многократно снижен в отношении валютных обязательств перед банками-нерезидентами и чуть в меньшей степени по отношению к рублевым вкладам в период с октября 2008 по апрель 2009 года и теперь составляет всего 0,5%.

Думается, что в краткосрочном периоде Банк России предпринял достаточно эффективный маневр: опасаясь чрезмерного роста валютных обязательств банков перед зарубежными кредиторами и стимулируя внутренние вклады Банк России с одной стороны избежал раздувания кредитного пузыря, а с другой — избежал риска инфляционной спирали. Однако в среднесрочном периоде центральному банку необходимо пересмотреть свою политику относительно резервных требований. Реальный сектор экономики в условиях кризиса и дефицита ликвидности нуждается в кредитных вливаниях, а это значит, что норматив обязательных резервов необходимо держать либо на существующем низком уровне, либо вовсе отменить на ближайшие 3 года. И при этом не следует ожидать чрезмерного инфляционного давления после отмены резервных требований, так как по некоторым расчетам в России увеличение денежной базы на 1% приводит к росту ИПЦ всего на 0,05%, в то время как фактор инфляционных ожиданий на 0,56%.

Ставка рефинансирования.

Учетная ставка — традиционный для Запада инструмент денежно-кредитной трансмиссии, но в России он практически не используется. Широко распространено мнение, что Банку России необходимо снизить ставку рефинансирования для расширения кредитования экономики. Совсем недавно данное мнение могло быть легко опровергнуто тем тезисом, что в России до сих пор существовал избыток ликвидности, что было связано с очень благоприятной внешней конъюнктурой. Следовательно, было необходимо в большей степени заниматься вопросами кредитного мультипликатора и микроэкономических факторах влияющих на него, а не ставкой рефинансирования, имеющей в настоящее время незначительный эффект на кредитное предложение. Вместе с тем, в условиях кризиса, когда правительство на льготных условиях предоставляет мультимиллиардные транши и реальному сектору и коммерческим банкам, ввиду дефицита ликвидности, представляется возможным воспользоваться менее инфлирующим способом, а именно — рефинансированием.

При анализе динамики ставки рефинансирования и сравнении ставок с развитыми странами напрашивается вывод, что Центробанк России весьма пассивно использует данный метод регулирования ликвидности банковской системы. Однако, как известно, монетарная политика многих западных стран в большей степени основана на маневрировании учетной ставкой, которая в настоящее время в США, Еврозоне, Японии и даже Китае снижена до беспрецедентно низких уровней. В это же время, в России, при том, что процент был и так нелогично высок, ставка рефинансирования вопреки мировому тренду и существующему кредитному голоданию, даже поднялась (Табл. 1).

В настоящее время ставка рефинансирования равна 12%. В данном случае банковские власти исходят из предположения, что реальная ставка процента (за минусом инфляции) должна быть выше индекса потребительских цен, однако как показывает мировая практика это правило является в мире скорее исключением, чем закономерностью. К примеру, в США ставка в октябре 2008 года была снижена до 1,75%, хотя инфляция в стране превысила 3%. Денежные власти России во избежание нарушения «искусственного» правила создают условия для ухудшения ситуации с ликвидностью — в то время как поток нефтедолларов уменьшился, а банки сберегают деньги в ожидании худших времен, Банк России сокращает и без того сузившийся кредитный рынок страны. Естественно, коммерческие банки не готовы расплачиваться по столь высоким ставкам рефинансирования, однако эту ставку в кризисный период можно снизить хотя бы до 5-6%, что вместе с низким нормативом обязательных резервов принесет заметное оживление в кредитный рынок, а это развитие несырьевых отраслей, а в среднесрочной перспективе и сокращение инфлирующего импорта.

Таблица 1.

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Период действия

%

14 мая 2009 г.

12

1 декабря 2008 г. —

13

12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.

12

14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г.

11

10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г.

10,5

4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г.

10,25

19 июня 2007 г. — 3 февраля 2008 г.

10

Операции на открытом рынке.

Банк России активно использует открытый рынок для регулирования эмиссии и деэмиссии. Операции на открытом рынке с краткосрочными государственными ценными бумагами (казначейскими векселями — ГКО в России) считаются наиболее эффективным инструментом денежно-кредитного регулирования в условиях развитой рыночной экономики. При покупке госбумаг у коммерческих банков ЦБ зачисляет на их корреспондентские счета соответствующие денежные средства. Тем самым он осуществляет денежную эмиссию. И, наоборот, продавая госбумаги, ЦБ списывает с корсчетов банков денежные средства, производя деэмиссию. Это приводит к увеличению кредитных ставок и увеличению потребности банков в кредитных ресурсах.

Анализ операций Банка России на вторичном рынке показывает, что рынок на период с января 2008 года по март 2009-го купил облигаций Банка на сумму 3968 млн. рублей и за этот же период продал бумаг на сумму 26340 млн. рублей. Эти цифры доказывают возрастающее голодание кредитной системы по ликвидности (Табл. 2).

Однако Банк России вместо того чтобы удовлетворить запросы финансовой системы в кредитах или хотя бы удержать предложение по докризисным ставкам, наоборот повышает их. В результате, если продажа бумаг Банка до сентября 2008 года отставала от покупки в 2 раза, то после сентября разница составила 1130%.

Таблица 2.

Информация об операциях Банка России на вторичном рынке ОБР c 01/01/2008 по 31/03/2009 (млн. рублей, если не указано иное)

Тип операции

Период

Средняя ставка, % годовых

Объем по рыночной стоимости

Покупка ЦБ

до сентября 2008 года

5,6

4473

Покупка ЦБ

после сентября 2008 года

7,7

21868

Продажа ЦБ

до сентября 2008 года

5,05

2195

Продажа ЦБ

после сентября 2008 года

7,7

1774

В результате получается, что Банк России стимулировал кредитную систему только снижением нормы обязательных резервов, в то время как ставка рефинансирования и условия работы на открытом рынке, наоборот, приняли рестрикционный характер.

Основной довод денежных властей понятен — недопущение роста инфляции. Однако что делать, если в период назревающей депрессии экономика стагфлирует, не имея кредитной поддержки банковской системы. Правильно, можно раздавать деньги из бюджета адресно крупным производствам, однако такой механизм поддержания экономики несправедлив.

И потом, сектор мелкого и среднего предпринимательства, который является основой развитых экономик при таком подходе, ставится в неравное положение и никакой поддержки ни от банков, ни от бюджета не получает.

В итоге, инфляция, которая в основном импортируется извне остается на достаточно высоком уровне, хотя МВФ справедливо прогнозирует падение уровня инфляции в России (12% по итогам 2009 года в РФ).

Снижение инфляционного давления, в свою очередь, позволяет денежным властям быть более раскрепощенными в денежно-кредитной политике. Ведь, если весь развитый мир создает условия для восстановления финансовых и кредитных рынков, почему Россия должна сужать кредитование, а не воспользоваться имеющимися ресурсами, для более эффективного логичного и планомерного вливания ликвидности?

Глава 2. Расчет эффективности ИП

(Открытие аптеки)

Первоначальные инвестиции составят 390 000 руб. (IC), 50 % из которых предполагается привлечь в виде банковского кредита под 23% (R) сроком на 2 года, 50 % составят средства учредителей, которым следует уплатить дивиденды под 7% (К).

Чистые денежные потоки по годам проекта CFi (руб.): 180 000; 320 000; 460 000; 990 000.

Рассчитать:

1) средневзвешенную стоимость капитала (WACC);

2) риск по данному виду инвестиционного проекта; ставку дисконтирования;

3) показатели эффективности инвестиционного проекта (чистый дисконтированный доход — NPV, индекс рентабельности инвестиций — PI, дисконтированный срок окупаемости инвестиций — DPB, внутреннюю норму рентабельности инвестиций).

Расчет WACC.

Где К б — цена единицы данного источника;

  • Н — ставка налога на прибыль;

р 1 — часть банковского процента за кредит, относимая на себестоимость продукции (ставка рефинансирования ЦБ РФ плюс три процентных пункта);

р 2 — оставшаяся часть банковского процента, уплачиваемая за счет прибыли.

К б = 13+3*(1-0,2)+7=19,8 (%)

WAСС= 0,5*19,8+0,5*7=13,4 (%)

В результате данных расчетов делаются выводы по оптимизации структуры капитала. Стоимость обслуживания всех источников не должна превышать рентабельности основной деятельности или нормы рентабельности инвестиций (IRR) по реализуемому в настоящий момент проекту. В противном случае средств на покрытие расходов по привлечению всех источников не хватит. Оптимальной признается структура капитала компании, отвечающая не только критериям цены и рентабельности, но и соблюдения следующего неравенства:

  • Сз>WAСС<
  • Сс,

где Сз — цена заемного капитала (19,8);

  • Сс — цена собственного капитала (выпуск акций) (7).

19,8>13,4>7

В нашем случае структура капитала не оптимальная, так как Сз>WAСС> Сс.

Риски. Для оценки величины риска можно воспользоваться методикой бально-весового метода. Для этого на основе экспертного анализа каждому неблагоприятному фактору присваивается значимость риска (от 1 до 3).

Затем выбранные показатели с первым приоритетом значимости сводятся в таблицы (оценочные карты) и оцениваются с использованием весовых коэффициентов (от 0 до 1).

В сумме весовые коэффициенты выделенных факторов не должны превышать единицы. Далее рассчитывается взвешенная оценка каждого риска (величина риска * весовой коэффициент) и определяется интегральная оценка риска по проекту в целом как сумма взвешенных оценок по выделенным факторам риска.

Таблица 1

Расчет средневзвешенной оценки риска по проекту

Наименование риска

Средняя оценка экспертов

Приоритет

(от 1 до 3)

Вес риска (вероятность)

Взвешенная оценка

1

2

3

4

5

Подготовительная стадия

1. Отношения с местной властью

55

1

0,09

4,95

2. Недопоставки комплектующих к оборудованию

25

2

3. Проблемы по расчетам с лизинговой компанией (кредиторами)

25

2

4. Новизна применяемой технологии

55

1

0,09

4,95

Функционирование объекта. Финансовые риски

6. Неопределенность объема спроса на производимую продукцию (нестабильность сбыта)

40

3

7. Неопределенность уровня цен на производимую продукцию

30

2

8. Появление конкурентов

65

1

0,11

7,15

9. Рост производства у конкурентов (в том числе за счет снижения цен конкурентов)

60

1

0,09

5,4

10. Рост цен на закупаемое сырье

60

1

0,07

4,2

11. Рост налогов

35

3

12. Зависимость от поставщиков сырья

55

1

0,08

4,4

13. Недостаток оборотных средств

35

2

14. Сезонность продаж

25

3

15. Задержки в реализации (рост дебиторской задолженности)

20

3

16. Изменения в законодательстве

7

3

Социальные риски

17. Трудности с набором необходимого персонала

40

2

18. Уровень зарплаты, не устраивающий работников

60

1

0,1

6

19. Увольнение работника за нарушение ТК

20

3

20. Возможность получение производственных травм

15

3

Технические риски

21. Выход из строя оборудования

25

3

22. Нестабильность качества сырья

65

1

0,1

6,5

23. Непрерывность производства

20

2

24. Недостаточная надежность технологий (соль, сахар и т.д. по рецепту)

55

1

0,1

5,5

Экологические риски

25. Вредность производства

10

3

26. Нарушение санитарных норм

65

1

0,1

6,5

Прочие риски

27. Недостаточный уровень менеджмента

25

3

28. Неорганизованность товаро- потока

40

2

29. Хищения

30

3

30. Пожар

15

3

31. Отключение электричества

40

2

32. Использование конкурентами активных маркетинговых действий

55

1

0,07

3,85

Итого:

1

59,4

Взвешенная оценка риска представляет собой произведение величины средней оценки экспертов на вероятность риска. Сумма взвешенных оценок рисков первого приоритета дает нам итог пятой колонки (59,4).

Именно данный показатель используется далее для расчета дисперсии по формуле:

Дисперсия=(55-59,4)І*0,09+(55-59,4)І*0,09+(65-59,4)І*0,11+(60-59,4)І*0,09+(60-59,4)І*0,07+(55-59,4)І*0,08+(60-59,4)І*0,1+(65-59,4)І*0,1+ (55-59,4) І*0,1+ (65-59,4) І*0,1+(55-59,4) І*0,07 =18,458

Затем определяем стандартное отклонение как:

Стандартное отклонение = = 4,29

Стандартное отклонение составит 4,29 %. Это и есть величина риска по проекту. В соответствии с методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов применительно к бюджетной эффективности риск неполучения предусмотренных проектом доходов считается — низким (на уровне 3 — 5 %) в случае развития производства на базе уже освоенной техники.

Ставка дисконтирования.

Для выбора ставки дисконтирования можно просто сложить данные относительные показатели или рассчитать среднее значение.

d= 1,13 : 1,15-1+0,0429= 0,025

Методы дисконтирования.

1) чистый дисконтированный доход (NPV )

Таблица 2

Расчет чистого дисконтированного дохода

Период времени реализации инвестиционного проекта t, лет

Начальные инвестиционные затраты и чистые денежные потоки, руб.

Фактор дисконтирования при ставке d, равной 2,5%, коэф. (1: (1+d)) t

Текущая стоимость проектных денежных потоков, руб. (гр.2*гр.3)

Текущая стоимость нарастающим итогом, тыс.руб. (NPV)

1

2

3

4

5

1. Начальный период инвестирования (t=0)

-390 000

1,0

-390 000

( )

-390 000

2. Первый год (t=1)

+180 000

(CKi)

0,9756

+175 608

-214 392

3. Второй год (t=2)

+320 000

0,9518

+304 576

+90 184

4. Третий год (t=3)

+460 000

0,9286

+427 156

+517 340

5. Четвертый год (t=4)

+990 000

0,9059

+896 841

+1 414 181

Так как , то проект следует принять.

2) индекс рентабельности инвестиций (PI)

Для оценки эффективности и целесообразности инвестиционного проекта рассчитаем индекс рентабельности инвестиций (PI):

PI =1 414 181: 390 000= 3,6 (руб.)

Так как- проект следует принять.

3) дисконтированный срок окупаемости (DPB)

При расчете дисконтированного срока окупаемости инвестиционного проекта (DPB) находится период времени, в котором текущая стоимость чистых денежных потоков (NPV ) будет равна начальным инвестиционным затратам. Как видно из Таблицы 2 срок окупаемости первоначальных инвестиций неравен целому числу лет (к концу первого года чистая текущая стоимость принимает отрицательное значение, к концу второго — уже положительное).

В этом случае найдем:

  • сумму доходов за целое число периодов, при которых она оказывается наиболее близкой к размеру первоначальных инвестиций (1 год);
  • часть инвестиций еще непокрытой доходами (214 392руб.);
  • разделим этот остаток на доход в следующем целом периоде и получим ту долю данного периода, которая в сумме с предыдущими целыми числами и образует срок окупаемости (1 год + (214 392 руб.: 304 576 руб.) = 1,7 года).

4) внутренняя норма рентабельности (IRR)

Данный показатель характеризует целесообразность вложения средств в проект.

Таблица 3

Расчет внутренней нормы рентабельности

Период времени реализации инвестиционного проекта t, лет

Начальные инвестиционные затраты и чистые денежные потоки, руб.

Фактор дисконтирования при ставке d, равной76,5692%, коэф. (1: (1+d) t )

Текущая стоимость проектных денежных потоков, руб. (гр.2*гр.3)

Текущая стоимость нарастающим итогом, тыс.руб. (NPV)

1

2

3

4

5

1. Начальный период инвестирования (t=0)

-390 000

1

-390 000

-390 000

2. Первый год (t=1)

180 000

0,56635019

101 943

-288 057

3. Второй год (t=2)

320 000

0,320752538

102 641

-185 416

4. Третий год (t=3)

460 000

0,181658261

83 563

-101 853

5. Четвертый год (t=4)

990 000

0,102882191

101 853

0

IIR= 76,5692%

Внутренняя норма рентабельности превышает средневзвешенную стоимость капитала (IIR>WACC),проект следует принять, так как доход по проекту обеспечит возможность покрытия расходов по привлечению инвестиций (собственных и заемных).

Вывод: После проведения сложнейших расчётов можно сказать, что данный проект эффективный, так как доход полностью покроет все возможные расходы расход и инвестиции через 1год и 7 месяцев, что является положительным фактором.

Индекс доходности равен 3,6 руб. это показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль. Риск неполучения предусмотренных проектом доходов считается — низким, так как составляет всего 4,29%, в пределах нормы.

Заключение

Денежно-кредитная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанную с экономикой.

В рыночной системе государство — не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили через налоги — другим (имеющим меньший доход).

В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

Список использованной работы

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 г. // Деньги и кредит // 2007г.

Лунтовский Г.И. Проблемы денежно-кредитной системы // Деньги и кредит №3 // 2007г.

3. Геращенко В.В. Деятельность Банка России: предварительные итоги 2006г. и основные задачи на 2007 г. // Деньги и кредит //2007г.

4. Симановский А.Ю. К вопросу о целях денежной и кредитной политики // Деньги и кредит 4/2008г.

5. www.rbc.ru

6. www.cbr.ru