Человеческий капитал: эволюция подходов, способы оценки

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом. Однако не только на уровне отдельного производства или корпорации, но и в национальном масштабе человеческий фактор не имеет себе равных. Именно от человека, его труда в наибольшей мере зависит конкурентоспособность любой станы. Человеческий капитал представляет собой, возможно, самый загадочный термин в экономической науке и один из наиболее сложных по своему содержанию. В этой связи становится понятным то обилие публикаций по проблематике человеческого капитала, которое появилось за последние годы.

Данная курсовая работа призвана осветить эволюцию подходов к категории «человеческий капитал» и проанализировать способы ее оценки. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач. Во-первых, проследить развитие теории человеческого капитала: определить предпосылки возникновения данной теории, выявить основные черты динамики и показать степень развития современной концепции человеческого капитала. Во-вторых, установить и доказать тесную связь категории «человеческий капитал» с экономикой, рассмотреть данный вид капитала, как один из важнейших факторов экономического роста. В-третьих, в связи с актуальностью данной концепции, оценить уровень развития человеческого капитала в нашей стране, в разрезе качественных и количественных параметров.

Актуальность проблемы человеческого капитала объясняется большим количеством литературы, в том числе и периодической, затрагивающей данную тему. Множество авторов, ссылаясь на концепции Т. Шульца и Г. Беккера, дают анализ человеческого капитала, либо подтверждая их точку зрения, либо добавляя какие-то новые идеи при рассмотрении этой категории. Что касается данной курсовой работы, то для ее написания были использованы книги как белорусских, так и российских авторов, а также материалы различных журналов экономического характера. Наиболее точно изложить методологические основы теории человеческого капитала и проследить особенности процессов его формирования мне помогла книга И.В. Корнеевец. Также в ней содержится материал о развитии человеческого капитала в Беларуси. Оценить роль человеческого капитала в экономике удалось с помощью книг А.И. Добрынина, а также статей таких авторов, как И.М. Удовенко, А. Бузлагин, М. Казарян и др. Другие источники позволили более полно раскрыть и дополнить статистическими данными тему данной курсовой работы.

12 стр., 5919 слов

Концепция власти в экономической теории

... уникальность "власти" в человеческом обществе: концепция власти рассматривается сточки зрения морали. Именно эти человеческие возможности и силы становятся основой того, что мы придаем моральный и политический смысл понятию и теорий власти, которые ...

1. Теория человеческого капитала: исторический аспект и развитие современной концепции

1.1. Методологические основы теории человеческого капитала

Истоки научного осмысления категории «человеческий капитал» восходят к основоположникам классической политэкономии, в трудах которых отражены исходные концептуальные подходы к ее формированию. Некоторые базисные понятия и отдельные положения, характеризующие человеческий капитал, сформулировали У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, определившие проблематику и заложившие основу научных исследований способности человека к труду, ее формирования, накопления и эффективного использования в трудовой деятельности. Важно отметить, что в их трудах, а также в исследованиях Ф. Листа, Л. Вальраса, Дж. С. Милля, Ж. Б. Сэя и других способность человека к труду рассматривалась как важнейший источник доходов и главный фактор экономического развития страны [10, с. 8].

До появления теории человеческого капитала наиболее устоявшейся и отражающей роль человеческого труда в общественном производстве была категория «рабочая сила». Она рассматривалась как главная производительная сила, а общественное воспроизводство в широком аспекте – как воспроизводство средств производства и рабочей силы. Эти моменты неизменно привлекали внимание экономистов-классиков. А. Смит одним из первых ввел понятие «человеческий капитал» как накопленные знания и умения членов общества, которые дают право на получение дохода. В понятие фиксированного капитала им включались мастерство и полезные способности «человека, получившего образование путем упорного труда…» [10, с. 9]. Эти способности, являясь частью состояния определенного лица, вместе с тем становятся частью богатства общества, к которому это лицо принадлежит.

Д. Рикардо, как и А. Смит, отождествлял производство способностей человека с потреблением жизненных средств и благ и воспроизводством самого населения.

Доказывая необходимость отнесения рабочей силы к капиталу, Ж. Б. Сэй отмечал, что «человек не рождается с теми способностями и силами, которые были бы достаточны для исполнения даже самой легкой работы. Эти способности и силы, достигающие своего развития в возрасте 15-20 лет, могут быть рассматриваемы как капитал, который образовался лишь ежегодными накоплением и последовательным увеличением расходов на его воспитание» [10, с. 8].

Основываясь на методологии классической политэкономии, К. Маркс определил двойственный характер труда, создающего товар, дифференцировал понятия «труд» и «рабочая сила». Он показал, что товаром является не труд, а рабочая сила, имеющая стоимость и потребительную стоимость. Труд трактуется им как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В процессе труда потребляется рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости»[10, с. 10]. Путем купли-продажи рабочая сила отчуждается от работников, приобретая форму переменного капитала, принадлежащего предпринимателю.

33 стр., 16459 слов

Что такое человек

... считает, что то, что происходит здесь, на Земле, судьбоносно, а это адресует нас к тайному предначертанию на челе человека. Человек - еще не завершен, это лишь набросок. Ницше, например, считал, что он есть ... влиятельных метанарративов, которые в случае Истории являются Текстами, претендующими на новый тип жизнеустройства. Я вижу, что реальность плоха (и идет к катастрофе), я понимаю, что в ней ...

По утверждению К. Маркса, творческие способности людей могут выступать в форме духовного богатства, как результат накопления знаний и опыта предшествующего общественного труда. При этом труд является не только источником создания материальных благ, но и главным условием развития самого человека.

Один из основоположников кембриджской школы и неоклассического направления А. Маршалл полагал, что капитал включает все, что предназначено для торгово-промышленных целей, — машины, сырье или торговые изделия, театры и гостиницы, семейные фермы и дома и т.п. При этом он не включал в данное понятие рабочую силу, поскольку «человеческие существа не продаются на рынке», а капитал человека определял как ту часть его богатства, которую он выделяет для получения дохода. Он отмечал, что «сам человек – главное средство производства …богатства, и он же служит конечной целью богатства…»[20, с. 13].

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX ст. в русле неоклассической парадигмы возникла современная теория человеческого капитала, в числе основоположников которой следует назвать Т. Шульца, Г.Беккера, В.Вейсборда, Дж. Минцера и т.д. В пределах этих же временных рамок теория человеческого капитала оформилась как самостоятельный раздел экономического анализа. Заслуга в ее выдвижении принадлежит американскому экономисту Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ главным образом в области образования» (1964).

Эта работа стала основой для всех последующих исследований в данной области – Й. Бен-Порэта, М. Блауга, Р. Лейарда, Ф.Уэлча, Л. Туроу и других известных ученых. Однако, можно согласиться с суждением о том, что концепция человеческого капитала была окончательно легитимизирована и получила международное признание к концу XX в., когда была присуждена Нобелевская премия по экономике Т. Шульцу в 1979 году и Г. Беккеру в 1992 году за их оценку значимости индивида как фактора экономического роста, согласно которой «человеческий капитал начинает рассматриваться как ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не оборудование или производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности»[4, с.128]. В качестве важнейших постулатов теоретической модели Т. Шульца и Г. Беккера можно отметить следующие. Во-первых, они выдвинули аксиому, согласно которой инвестиции в образование, здравоохранение и другие виды и сферы социальной деятельности по совершенствованию способностей человека имеют рациональную экономическую мотивацию (получение в будущем дополнительных индивидуальных доходов), следствием чего является цепная реакция рациональных действий хозяйствующих субъектов, обеспечивающих получение позитивных результатов на всех уровнях организации общественного производства – от домохозяйств до национальной экономики.

13 стр., 6389 слов

Капитал как фактор производства

... которой играет один из важных факторов производства - капитал. Таким образом, тема курсовой работы очень актуальна. Целью курсовой работы является изучение капитала как фактора производства. Для этого поставлены следующие задачи: рассмотреть виды капитала: денежный и реальный; рассмотреть основной ...

Во-вторых, весьма важным постулатом теории Т. Шульца и Г. Беккера является то, что образование, здравоохранение и другие отрасли, обеспечивающие совершенствование качественных характеристик человека, создают экономические ресурсы длительного пользования. Образование трансформирует рабочую силу, обеспечивая ей способности к высококвалифицированному и соответственно более высоко оплачиваемому труду, а здравоохранение увеличивает срок и интенсивность использования накопленной индивидом способности к труду. Исходя из этих предпосылок, производительные качества и характеристики работника были признаны особой формой капитала, поскольку они, подобно прочим видам капитализированных ресурсов, обеспечивают своему владельцу получение в течение некоторого времени определенных доходов.

Современные теоретики акцентируют внимание на различных аспектах формирования человеческого капитала. Так, Й. Бен-Порэт определяет человеческий капитал с позиций производительных способностей как «фонд, функция которого – производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен любой машине как представительнице вещественного капитала» [10, с.16]. По мнению Л. Туроу, человеческий капитал – это «способность индивидуума производить товары и услуги», «его производительные способности и знания» [10, с. 16].

Одно из центральных мест в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность инвестиций в человека, прежде всего в образование и производственную подготовку. Существует два основных подхода к расчету нормы отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек, второй исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека от уровня образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж. Минцера.

М. Блауг отмечал, что «человеческий капитал есть приведенная стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность людей самих по себе» [10, с. 17].

Следует отметить, что в рамках неоклассического подхода исследуются преимущественно производительные способности человека. Исследователи человеческого капитала обращали особое внимание на значимость общего обучения и принятие оптимальных инвестиционных решений. Большинством авторов человеческий капитал рассматривается с позиций теории факторов производства; инвестиции в него становятся условием повышения производительности труда индивида в процессе осуществления им трудовой деятельности. При этом в стороне остается понимание человеческого капитала как самостоятельной ценности, результатом его накопления может и должно быть не только повышение производительности труда, но и повышение общей эффективности деятельности индивида. Современные трактовки человеческого капитала характеризуются более широким подходом, выходящим за пределы рассмотрения его только как фактора производства или инвестиционного ресурса. Так, в частности, при исследовании сущностных характеристик и особенностей данной категории акцентируется внимание на том, что человеческий капитал это – не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей, которые целесообразно им используются в той или иной сфере общественного производства, способствуют росту производительности труда и эффективности производства. Во-вторых, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту доходов работника. В-третьих, увеличение доходов стимулирует человека путем вложений в здоровье, профессионально-образовательный уровень и другие качественные характеристики увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в будущем его вновь эффективно применить [10, с. 25].

40 стр., 19972 слов

«Формирование творческих способностей учащихся в практике ...

... необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, ... к действительности» [26;56]. Анализ работ Л.С. Выготского [9], Д.Б. Богоявленской [6] и др., посвященных исследованию проблем творчества, позволил определить творчество как вид человеческой ...

Таким образом, человеческий капитал как фундаментальная экономическая категория современности отражает глубинные изменения в производственных силах и экономических отношениях и раскрывает новые социально значимые характеристики человека в условиях становления нового типа общественного развития, обусловленного процессами глобализации и особенностями современного этапа НТР. Человеческий капитал представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования и укрепления посредством инвестиций физического, психического и социального здоровья, накопления знаний, профессиональной компетентности, мотивации, а также совокупности предпринимательских и инновационных способностей, интеллектуальной активности, мобильности, креативности и других качественных характеристик, приобретаемых в течение жизни и приносящих отдачу от их производительного использования и тем самым способствующих росту личного общественного благосостояния.

1.3 Особенности формирования и накопления человеческого капитала

Теория человеческого капитала опирается на принцип сходства между процессами формирования вещественного и человеческого капитала. Тем не менее для термина «капитал» характерна многозначность. Многие исследователи обращали внимание на существенные особенности человеческого капитала и его отличия от вещественного. Так В.П. Щетинин отмечает: «В категории человеческого капитала необходимо видеть то, что присуще капиталу в целом, а также специфические свойства, характерные именно для человеческого капитала» [10, с. 29]. Сходство между названными видами капитала заключается в следующем: являясь основными факторами общественного производства и взаимодействуя в процессе эффективной реализации, они способны обеспечивать прибыль их владельцам; формирование и накопление данных видов капитала осуществляется за счет инвестирования средств, что позволяет обеспечить длительный экономический эффект; существует временной лаг между инвестированием средств и получением выгод от них; и один и другой капитал могут накапливаться и выступать в форме запаса; оба вида капитала имеют денежную оценку, что позволяет разрешить сложную проблему соизмеримости; тот и другой подвержены физическому и моральному износу.

Однако сходство не исключает и наличия существенных различий, важнейшим из которых является минимальная степень ликвидности человеческого капитала, поскольку он воплощается в личности своего носителя и не может продаваться либо передаваться, подобно вещественному капиталу.

12 стр., 5745 слов

Человеческий капитал как главный фактор экономического роста

... Понятие человеческого капитала 1.2. Накопление человеческого капитала 1.3. Инвестирование в человеческий капитал Рассмотреть человеческий капитал как главный фактор экономического роста. Информационная база: учебные пособия, средства периодической печати, словари, материалы Интернет-сайтов. 1. Теория человеческого капитала 1.1 Понятие человеческого капитала Идея человеческого капитала имеет ...

Вторая особенность человеческого капитала обусловлена спецификой процесса его накопления: равные объемы инвестиций в результате могут иметь различные объемы человеческого капитала в зависимости от природных способностей человека, его мотивации и личных трудовых усилий. Кроме того, в отличие от вещественного капитала помимо способности приносить денежную отдачу человеческий капитал имеет собственную внутреннюю ценность для владельца.

Третьей особенностью человеческого капитала является его возможность реализоваться только в труде своего обладателя. Поэтому покупатель, приобретая право на использование услуг человеческого капитала, вступает в контакт со свободной личностью, права которой он обязан соблюдать, что приводит к значительной насыщенности рынка труда институциональными структурами.

Четвертая особенность человеческого капитала заключается в том, что для него характерны более продолжительные сроки окупаемости и длительный период оборота. Так, например, время получения общего и специального образования составляет не менее 10-15 лет, и лишь по его окончании вложения в человеческий капитал начинают приносить отдачу, возрастающую по мере накопления производственного опыта.

Целесообразнее рассмотреть особенности процессов формирования и накопления человеческого капитала на различных стадиях его функционирования. Во-первых, это формирование потенциального человеческого капитала (до 16-18 лет) посредством воспитания в семье, детских дошкольных учреждениях, получения среднего или среднего специального образования. Во-вторых, это формирование совокупности способностей к труду в процессе приобретения высшего образования и соответствующей профессиональной квалификации (18-25 лет).

В-третьих, это функционирование человеческого капитала (в течение последующих 30-35 лет), результатом чего является производство экономических благ, а также профессиональное совершенствование и накопление новых качественных характеристик. В-четвертых, это пенсионный период – завершение регулярной трудовой деятельности (55-60 лет).

Рассмотрим особенности формирования, накопления и развития человеческого капитала в рамках обозначенных выше периодов, учитывая влияние основных социальных и общественных институтов.

Институт семьи является важнейшим социальным институтом, оказывающим влияние на формирование, сохранение и воспроизводство человеческого капитала. Формирование психофизиологических и интеллектуальных способностей детей в семье является фундаментом их дальнейшего развития, постоянного совершенствования и накопления человеческого капитала индивида. Также очевидно, что уровень образования определяет более ответственное отношение людей к своему здоровью, образу жизни, условиям проживания, что при прочих равных условиях детерминирует меньший риск наследственных или врожденных патологий у детей и их заболеваемости. Образованные родители более грамотны и в вопросах воспитания детей, формирования у них определенных поведенческих и ценностных установок, что положительно сказывается на совокупности способностей, знаний и интересов ребенка.

13 стр., 6264 слов

Образование как общественное благо

... экономических взаимоотношений» (эта позиция – следствие рыночной «демократизации»), а другая рассматривает образование только как «благо, бесплатно предоставляемое государством» (хотя необходимость наличия общественных благ – аксиома развития социума) неприемлемы. В первом случае человек ...

В современных условиях важная роль в формировании и развитии человеческого капитала принадлежит дошкольному и внешкольному воспитанию и образованию, степень доступности которых создает предпосылки развития человеческого капитала детей.

Общее среднее образование призвано обеспечить физическое и духовное становление личности, подготовку молодежи к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук, навыками физического и умственного труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения и здорового образа жизни.

Значимость этапа получения специального и профессионально-технического образования обусловлена тем, что сфера образования и профессиональной подготовки создает условия накопления и развития совокупного человеческого капитала. Профессионально-техническое образование обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих. Среднее специальное образование решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики квалифицированными специалистами среднего звена.

В современных условиях кардинально усиливается роль высшего образования как важнейшего источника подготовки высококвалифицированных кадров, предоставляющего возможность для развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности с целью удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации.

Рассматривая особенности функционирования человеческого капитала в течение периода трудовой деятельности, важно отметить его особую значимость, обусловленную тем обстоятельством, что совокупность сформированных на предыдущих этапах способностей человека к труду формирует лишь его потенциал, и только в процессе производительного потребления обеспечивается сущностное проявление человеческого капитала, состоящее в способности последнего приносить доход не только его носителю, но и фирме, а также всему обществу в целом [10, с. 36]. Следовательно, в формировании и накоплении человеческого капитала в рамках трудового периода ключевая роль принадлежит фирмам и организациям. В связи с этим внутрифирменные вложения в человеческий капитал рассматриваются как издержки производства, а прежде всего как долгосрочные инвестиции, способствующие повышению эффективности функционирования компании и достижению экономического успеха. Специальная подготовка формирует у работника производственные характеристики, соответствующие особенностям деятельности данной фирмы, адаптируя их к ее целям, возможностям и внутрифирменной философии. В результате формируется специальный человеческий капитал, эффективное использование которого возможно в конкретной производственной обстановке.

Одним из важных этапов процесса функционирования человеческого капитала является пенсионный фонд. Особенностью трудовой деятельности лиц пенсионного возраста является, с одной стороны, общее снижение уровня работоспособности, быстрая утомляемость, смена жизненных ориентиров и ценностей. С другой стороны, именно работники старших возрастных групп наиболее ценны для фирм и организаций с точки зрения производственного и жизненного опыта, компетентности и авторитета.

2 стр., 910 слов

Образование в условиях кризиса: проблемы ,пути решения ,перспективы развития

... образования, это наиболее динамично развитая область общественных отношений. Образовательные учреждения всегда являлись тем «спусковым крючком», который подталкивал наиболее ... на "уход" государства из образования, что коммерциализирует образование, закрепляет нищенское положение педагогических работников; реструктуризация сельской школы; переход на 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги ...

Таким образом, формирование и накопление человеческого капитала является длительным и многоплановым процессом, включающим неформальное обучение и воспитание (прежде всего в семье), образование и общую профессиональную подготовку в рамках специализированных организаций системы общеобразовательного школьного, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; профессиональную подготовку и переподготовку в рамках внутрифирменных образовательных программ; неформальное обучение посредством накопления новых знаний как в процессе функционирования общественного производства, так и в процессе повседневной жизнедеятельности.

2 Характеристика человеческого капитала

2.1 Качественные и количественные характеристики человеческого капитала

Личность целостного человека представляется как диалектическое единство и различие биологического (природного) и социального. Первое характеризует человека как часть живой природы, второе – как члена общества.

Каждый человек обладает совершенно определенным, только ему присущим набором качеств и особенностей. Несмотря на то, что человек представляет собой неделимое биосоциальное целое, можно все же выделить ряд отдельных черт и качеств, представляющих различные стороны человеческой личности и имеющих самое непосредственное отношение к трудовой деятельности индивида. Речь идет о том, что во внутреннем содержании человеческого капитала как экономической формы созидательных качеств человека можно выделить по меньшей мере три группы особенностей: физические, интеллектуальные и психологические [7, с. 45].

Уровень физических данных зависит прежде всего от пола и возраста, а также от состояния здоровья, которое можно довольно точно выразить различными количественными показателями. По мере взросления человека его физические возможности возрастают до определенного момента, затем некоторое количество лет находятся приблизительно на одном уровне, после чего начинают постепенно снижаться. Физические данные и показатели здоровья в известных пределах поддаются корректировке при помощи тренировки, лечения, физической культуры, правильно организованного отдыха и т.п.

Интеллектуальные способности включают определенные знания, способность к абстрактному и логическому мышлению, а также подразумевает наличие опыта и навыков. С определением уровня интеллектуальности дело обстоит несколько сложнее, хотя в настоящее время разработаны различные тесты, при помощи которых выявляют наличие и уровень этих способностей. Одним из важнейших и наиболее доступных показателей качества человеческого капитала является срок формального обучения для конкретных лиц. Интеллектуальные особенности, в отличие от физических, продолжают накапливаться в течение всей жизни человека. В целом интеллектуальные способности представляют собой важнейший составной элемент человеческого капитала.

К психологическим качествам человека относятся национальный менталитет, склад характера, эмоциональные и поведенческие реакции, ценности, установки, призвание, ответственность и т.д. Эта группа качественных характеристик человеческого капитала наиболее сложна для оценки. Им зачастую возможно дать количественную интерпретацию, однако современной психологической наукой разработан достаточно богатый арсенал приемов и методов их косвенной оценки. Психологические особенности отдельного индивидуума в значительной степени предопределяют выбор вида трудовой деятельности.

5 стр., 2354 слов

«Человеческий капитал института педагогики и

... и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал. В терминах педагогической науки и практики человеческий капитал – это совокупность качеств и характеристик, ... данном эссе мы на примере Института Педагогики и Психологии образования рассмотрим Человеческий капитал как фактор качественного развития образовательного процесса в бакалавриате. Измерение человеческого капитала ...

Среди качественных характеристик человеческого капитала особое место занимает его способность создавать различные блага и услуги. Это качество предполагает также передачу и накопление знаний, опыта, трудовых навыков от поколения к поколению.

Важнейшей качественной и количественной характеристикой совокупного человеческого капитала является профессионально-квалификационная структура совокупной рабочей силы. Эта характеристика достаточно условно отражает качество совокупного человеческого капитала.

Качественный и количественный анализ человеческого капитала общества позволяет более точно оценить происходящие изменения в сфере труда, выявить зависимости в макроэкономических пропорциях при помощи агрегированных показателей, а также провести некоторые межстановые сопоставления.

2.2 Основные виды инвестиций в человеческий капитал

Одной из важных особенностей человеческого капитала является его динамический характер: состав, структура человеческого капитала и ряд других параметров могут изменяться, при этом изменяется и величина человеческого капитала. Основным путём увеличения (накопления, производства, воспроизводства) человеческого капитала является инвестирование в него.

В целом инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов. Во-первых, расходы на образование — включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.д. — являются наиболее очевидным и, вероятно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Во-вторых, расходы не здравоохранение имеют также большое значение. Хорошее здоровье — следствие расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий — удлиняет срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих. Наконец, расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [7, с. 92].

и т.д……………..