Актуальность данной курсовой работы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП. Соответственно, рассмотрение бюджетного дефицита и методов его регулирования напрямую связанно с понятием и исследованием самой бюджетной системы.
Цель: изучить понятия бюджета и бюджетного дефицита, видов и функций бюджетного дефицита, его регулирования. Проанализировать способы финансирования государственного бюджета.
Задачи: проанализировать определение бюджета. Изучить причины появления бюджетного дефицита. Разобрать принципы построения бюджетной системы РФ.
В данной работе я рассматривал бюджетный дефицит. Для того, чтобы понять суть бюджетного дефицита в первом пункте были проанализированы определения бюджета и была выявлена сложность данного определения в связи с тем, что бюджет можно отнести ко многим аспектам, влияющим на благополучие государства.
Далее мною рассматривалось само определение бюджетного дефицита, его функции и виды. Виды были распределены по нескольким критериям, для того, чтобы было легче определить сущность того или иного вида бюджетного дефицита.
Во второй главе мною был рассмотрена бюджетная система РФ. Были проанализированы ее уровни и главные принципы.
Далее я рассматривал метода регулирования бюджетного дефицита на примере России и европейских стран.
В заключительном пункте я разобрал способы финансирования бюджетного дефицита, такие как эмиссия, внутренний и внешний долги.
1. Основные понятия бюджетного дефицита
1.1 Понятие Бюджета
Бюджетная система — один из важнейших институтов государства, отражающий основы его социального, экономического и политического устройства и влияющей прямо и косвенно на все сферы жизнедеятельности общества. Как центральное звено финансовой системы бюджетная система является одновременно и объектом управления, и механизмом управления государства и муниципалитетов, важнейшим инструментом государственного и муниципального регулирования экономики и социальных процессов.
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющим государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой, бюджетная система.
Дефицит региональных бюджетов: пути решения
... очередь позаботиться о решении существующих проблем на региональном уровне. Одним из таких вопросов является дефицит региональных бюджетов. В условиях нынешнего кризиса бюджеты всех регионов имеют дефицит. В связи с ... 1. Объем государственного долга субъектов РФ Место ФО Сумма бюджетного кредита от других бюджетов бюджетной системы 1 Приволжский федеральный округ 275 200 775,73 2 Центральный ...
Под государственным бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”. Данное определение подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения.
С другой стороны, государственный бюджет — это ”основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период”. Такой подход к определению бюджета отражает его существенный признак — плановость.
Иное определение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ (ст.6).
В нем бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Это определение бюджета представляется более функциональным. Оно показывает многоуровневую структуру бюджетной системы, задачи, решаемые ею, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой — расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.
Таким образом, сложность определения понятия “бюджет” выражается в том, что он одновременно является категорией и материально-денежного, и экономического, и правового, и организационного, и социального содержания.
1.2 Функции и виды бюджетного дефицита
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов бюджет должен быть сбалансированным по доходам и расходам. Однако в силу действия различных факторов часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета, превышение доходов над расходами — профицитом бюджета.
Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет, то есть такой, где объём расходов превышает поступления, фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.
Бюджетный дефицит нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения, среди которых выделяют следующие:
1) рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности
Налоговые доходы государства и муниципальных образований
... государство, вставшее на путь либеральной налоговой политики и, следовательно, на путь либерализации налогового законодательства, неизбежно сталкивается с проблемой поиска альтернативных доходов, которые могли бы восполнить снижение налоговых ... единую систему. Современное налоговое законодательство не содержит определения системы ... фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные ...
2) сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса
3) чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
4) неэффективность финансовой системы государства
5) политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами
6) коррупция в государственном секторе
7) неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики
Таким образом, дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования (см. прил. А).
Бюджетный дефицит выполняет распределительную, фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции.
1. В функции распределения роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций.
2. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.
3. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов.
4. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
1) В зависимости от периодичности возникновения, бюджетный дефицит может быть:
- случайный (кассовый);
- действительный (фактический).
Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, как правило, обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования.
Действительный (фактический) дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.
2) По отношению к плану бюджетный дефицит может быть:
- плановый, то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете;
- внеплановый, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
3) По степени учета конъюнктурных доходов выделяют:
- скрытый (латентный);
- реальный.
Скрытый или латентный дефицит представляет собой разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т. е. доходов, полученных в связи с ростом цен на нефть, газ и других факторов, влияющих на показатели доходов бюджета.
Бюджет и бюджетная система Российской Федерации
... то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бюджетная система Российской Федерации: Учебник ... наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим. Если Дипломная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или ...
4) По степени учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга различают:
- первичный (рабочий или структурный);
- вторичный.
Дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга называют первичным, с учетом — вторичным.
5) В зависимости от фазы экономического цикла различают:
- циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений;
— структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Иными словами, это потенциальный показатель, который мог бы быть получен, если бы при существующей системе налогообложения и деятельности законодательного органа в стране наблюдалась полная занятость всех ресурсов и производственных мощностей.
6) По способу воздействия на социально-экономические процессы различают:
- активный;
- пассивный.
Активный дефицит бюджета связан с дефицитом бюджета развития, пассивный с бюджетом текущих расходов. Таким образом, бюджетный дефицит выступает как сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства. Категория бюджетного дефицита является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.
распределительный контрольный бюджетный дефицит
2. Способы регулирования и финансирования бюджетного дефицита
2.1 Бюджетная система в РФ
Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами федерации, края, области, автономные округа. В соответствии с конституцией РФ (ст.71 и 132) и бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система российской федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
Бюджетная система РФ включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 54 краевых и областных бюджетов, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 6 окружных бюджетов автономных округов и более 24 тыс. местных бюджетов, в том числе 1868 муниципальных районов, 329 городских округов, более 22 тысяч бюджетов городских и сельских поселений. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие:
- Единство бюджетной системы;
- Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной cистемы;
- Самостоятельность бюджетов разных уровней;
- Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов;
- государственных внебюджетных фондов;
- Сбалансированность бюджета;
- Эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- Общее покрытие расходов бюджета;
- Гласность;
- Достоверность бюджета;
- Адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы предполагает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ — это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ разбивается на два взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы — федеральный, региональный либо местный бюджет — имеет равные права на закрепление за ним в части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.
Принцип самостоятельности всех бюджетов — один из важнейших и означает:
- право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством российской федерации;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Обязательно открыты для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.
Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств — бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
2.2 Методы регулирования бюджетного дефицита
Вопросы регулирования дефицита бюджета принято рассматривать через призму так называемых фискальных правил — совокупности институциональных ограничений в сфере бюджетной политики. Они получили широкое распространение в целом ряде государств, в связи с общими задачами поддержания макроэкономической и финансовой стабильности. Так, государства, подписавшие в 1992 г. договор о европейском союзе, одобрили несколько критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в «зону евро», и в их числе два критерия представляют собой фискальные правила.
1. Плановый и фактический дефицит бюджетной системы страны не должен превышать 3% ВВП, исчисленного по рыночным ценам.
2. Совокупный государственный и муниципальный долги страны в номинальном выражении на конец финансового года должен быть менее 60% ВВП.
В Великобритании, например, принят кодекс фискальной стабильности, который устанавливает цели фискальной политики: в среднесрочной перспективе — гарантировать устойчивые общественные финансы; краткосрочном периоде — поддерживать монетарную политику и, в частности, применять автоматические стабилизаторы сглаживания колебаний экономического цикла. Для обеспечения этих целей правительство принимает два фискальных правила:
- Золотое правило: правительство может осуществлять займы только для инвестиций, но не для финансирования текущих расходов (иначе говоря, доходы бюджета должны покрывать текущие расходы бюджета, либо обеспечивать их превышение);
- Устойчивое инвестиционное правило: государственный долг должен быть менее 40% ВВП.
Фискальные правила были установлены в России с момента введения бюджетного кодекса РФ (2000 г.), при этом они были структурированы относительно уровней бюджетной системы РФ. В их составе входило и «золоте правило», которое было отменено с 2005 г. к 2009 г. в составе фискальных правил для федерального уровня остались следующие нормы:
Дефицит федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов и общим объемом расходов федерального бюджета).
Одновременно были установлены ограничения на размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета, который не мог превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП.
Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого ВВП.
Однако мировой экономический кризис заставляет пересмотреть жесткие ограничения на размер дефицита федерального бюджета. Так, весной 2009 г. было принято решение о временном прекращении действия нормы, ограничивающей дефицит 1% ВВП. Кроме того, были изменены цели использования средств резервного фонда — они будут направляться на финансирование дефицита бюджета, возникшего не только в результате падения цены на нефть. Фискальные правила для субъектов РФ и муниципальных образований можно увидеть в Таблице 1.
Таблица 1
Схема предельных размеров дефицита бюджета, долга и расходов по его обслуживанию для субъектов РФ и муниципальных образований
Показатель |
Субъекты РФ |
Муниципальные образования |
|
Размер дефицита бюджета |
Не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для высокодотационного субъекта РФ — 10% |
Не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для высокодотационного муниципального образования — 5% |
|
Предельный размер долга |
Не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для высокодотационного субъекта РФ — 50% |
Не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для высокодотационного муниципального образования — 50% |
|
Предельный объем расходов на обслуживание долга |
Не должен превышать 15% объема расходов бюджета |
Не должен превышать 15% объема расходов бюджета (без субвенций) |
|
2.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег, за счет займа у населения своей страны (внутренний долг), за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).
Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета.
1) Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.
Этот способ заключается в том, что Центральный банк увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.
Достоинства:
- рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служить средством выхода из состояния рецессии;
— это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).
Недостатки:
- главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования;
— этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.
2) Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.
Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства:
- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется;
— это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать), высоконадежны (гарантированы государством) и достаточно доходны.
Недостатки:
- очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг, тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит;
— парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде является инфляционным. Два американских экономиста Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Сарджента — Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа, как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик, что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, нежели если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.
Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
— Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост).
Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.
3) Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.
В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).
Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
- возможность получения крупных сумм;
- неинфляционный характер.
Недостатки:
- необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);
- невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
- необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике.
1) За счет эмиссии
2) За счет внутреннего долга
3) За счет внешнего долга
Также в заключение хотел бы упомянуть, что наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой бюджетной системы РФ в 90-х годах 20-го века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит бюджета России имел место в 1994 году. Он составил 10,7% от ВВП, более 28% от расходов бюджетной системы. На 2015 в России бюджетный дефицит составил около 3% от ВВП.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31.07.1998 №145-Ф3, ред. 26.13.2014, вст. 01.01.2016
2. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов 4-е изд. СПб: Питер, 2008.
3. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Криворогов И.В. Бюджет и бюджетная система: учеб. 3-е изд., стереотип М.: Юрайт, 2012.
4. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие / Т.П.
5. Белоножко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская. — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014.
6. Иванова Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит». — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.