Резервы федерального бюджета

Список литературы

Приложение

Темой данной курсовой работы являются федеральные резервы государственного бюджета, которые рассматриваются с момента создания в России финансовых резервов, затем Стабилизационного фонда в 2000году, а затем разделение его на Резервный фонд и ФНБ.

Актуальность данной работы определяется следующими факторами: Россия имеет относительно недолгую, но достаточно своеобразную историю развития суверенных фондов. Начав в 2004 году с одного фонда — Стабилизационного фонда РФ, в 2008 году, накануне кризиса, страна имела два достаточно крупных фонда, в том числе один из них — Фонд национального благосостояния, которые служили «подушкой безопасности» для российской экономики. Однако в настоящее время происходят коренные изменения в системе управления федеральными резервами, в частности переда полномочий по их управлению специализированной финансовой организации «Российское финансовое агентство» (Росфинагентство).

Цель настоящей работы: определение понятия федеральных резервов государственного бюджета применимого к российским реалиям, раскрытие понятий: финансового резерва, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, определение их роли и значения, а также генезиса формирования, выявление основных направлений размещения резервов федерального бюджета РФ, а также перспектив управления финансовыми резервами.

Задачи:

  • Определение сущности и видов резервов федерального бюджета РФ.
  • Обозначение их роли и значения для сбалансированности бюджетной системы РФ
  • Выявление генезиса формирования финансовых резервов федерального бюджета РФ
  • Анализ динамики объема финансовых резервов федерального бюджета за 2008-2013 гг.
  • Определение основных источников формирования резервов федерального бюджета РФ
  • Анализ направлений использования резервов федерального бюджета РФ
  • Определение перспектив управления финансовыми резервами федерального бюджета РФ.

Теоретической и методической основой послужили законы РФ, постановления правительства РФ, Министерства финансов, труды ученых по проблемам формирований и использования суверенных фондов. При исследовании темы были использованы труды таких авторов, как Мысляева И.М, Бабич А.М., Павлова Л.Н и периодические издания, а также ресурсы Интернет

14 стр., 6761 слов

Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

... при уплате налогов. Что напрямую связано с аудитом расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Целью исследования является изучение методологии аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также более подробное рассмотрение самого процесса проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами определение сильных сторон того, что существенные ...

1.1 Понятие, сущность и виды резервов федерального бюджета РФ

Федеральные резервы — централизованные на федеральном уровне материальные и финансовые резервы, предназначенные для обеспечения предполагаемых и непредвиденных событий (стихийные бедствия, аварий техники, в т.ч. атомных электростанций, и др.).

У федеративных государств (США, Германия, Югославия. РФ и др.), помимо общих для всех целей, возникает необходимость оказания помощи членам Федерации, имеющим более низкие экономические потенциалы; в РФ Ф.р. материального характера ведает Комитет по материальным резервам РФ. В федеральном бюджете РФ выделяется статья “Пополнение государственных запасов и резервов”. В расходах федерального бюджета выделяются суммы резервного характера, а именно: Резервный фонд Президента РФ, Резервный фонд Правительства РФ, Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, ряд других фондов резервного назначения.

Федеральные резервы стратегического и оперативного назначения выполняют разные функции: политического характера, социального (миграция населения и др.), хозяйственного. Федеральные резервы государства дополняются золотовалютными резервами, резервами децентрализованными — в ведомствах, у субъектов хозяйствования. Например, резервы коммерческих банков в ЦБ РФ, резервы страховых фирм по видам страхования.

Финансовый резерв — денежные ресурсы, резервируемые государством для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей, в основном пиковых платежей по внешнему долгу. В 2002 г. на образование финансового резерва был направлен весь профицит бюджета в сумме 109,8 млрд. рублей.

Источников образования финансового резерва несколько. Во-первых, это свободные остатки средств на счетах Федерального Казначейства по состоянию на начало года; во-вторых, доходы от приватизации и продажи части государственных запасов; в-третьих, поступления от внешнеэкономической деятельности.

Средства финансового резерва не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета — только на погашение государственного долга, а в случае возникновения дефицита федерального бюджета — на замещение внутренних или внешних источников его финансирования (в частности, из финансового резерва можно компенсировать недостаток поступлений от размещения государственных ценных бумаг или от продажи имущества, находящегося в государственной собственности).

Когда Совет Федерации предложил использовать в 2002 г. финансовый резерв для повышения зарплат бюджетникам в регионах, Правительство возразило, что это привело бы к сверхплановой инфляции.

Минфину предоставляется право размещать средства финансового резерва на финансовых рынках в “первоклассные и высоколиквидные” государственные ценные бумаги РФ, выраженные в валюте РФ и иностранной валюте, а также в государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющие “наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств”. Минфин определяет, в каких объемах, по каким ценам и т.д. приобретать государственные ценные бумаги или продавать их.

В случае дефицита федерального бюджета и отсутствия иных источников его финансирования указанные ценные бумаги подлежат продаже, а вырученные средства направляются на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

11 стр., 5027 слов

Бюджет Фонда социального страхования России

... внебюджетный Фонд социального страхования РФ. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства Фонда являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов соответствующих ...

Финрезерв использовался для восстановления последствий летних наводнений на юге России (3 млрд руб.).

В резерве на тот момент, т.е. в августе-сентябре 2002 г., находилось 68,5 млрд. руб.

Направления использования средств финрезерва оставляют Правительству свободу маневра. Обязанности регулярно отчитываться по использованию этих средств нет, хотя Счетная палата проводит регулярные проверки, и Минфин предоставляет информацию о формировании и расходовании средств резервного фонда.

Логика создания финрезерва такова. Если доходы от высоких цен на нефть не резервировать (для сокращения государственного долга), вырастут непроцентные расходы. Рубль будет укрепляться в реальном выражении, вырастет импорт, финансовая стабильность станет уязвимой для внешних шоков: снижение цен на нефть будет означать для бюджета секвестр, а для рубля — девальвацию. “Аварийные” кредиты будут стоить дорого, далее — путь к кризису образца 1998 г. Следовательно, пока голландская болезнь реально угрожает России, внутренние инвестиции малы, а прямые иностранные инвестиции падают, — профицит бюджета и сильный платежный баланс являются единственным эффективным средством.

В то же время, несмотря на последовательную политику резервирования “конъюнктурной” валютной массы, решить важную для России проблему голландской болезни не удалось, т.к. экономический рост из-за укрепления реального курса рубля замедлился.

Идея финрезерва явилась альтернативой идее стабилизационного фонда, куда предлагалось зачислять сверхдоходы от экспорта нефти, если мировые цены превышают $10-12 за баррель. Однако рост цен в 2002-2003 гг. показал, что стабилизационный фонд и необходим, и возможен. К концу 2003 г. резерв был преобразован в стабилизационный фонд, который должен был не только снять проблему “лишних” денег, но и смягчить возможные риски при проведении

Стабилизационный фонд.

Создание первого в России суверенного фонда — Стабилизационного фонда Российской Федерации — связано с идеей институционализировать профицит федерального бюджета, формирующийся в виде остатков на счетах бюджета в Центральном банке РФ, с 2000 года. Понимая конъюнктурный характер бюджетных доходов на фоне роста цен на нефть на мировом рынке, желая не допустить пропорционального роста расходных обязательств бюджета, Правительство РФ в 2003 году предложило создать Стабилизационный фонд, в который поступали избыточные (по сравнению с теоретическим значением при некоторой долгосрочной цене на нефть — цене отсечения или базовой цене) доходы от добычи и экспорта нефти.

Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» № 184-ФЗ, на основании которого с 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации, принят 23 декабря 2003 года.

Целью создания Стабилизационного фонда РФ являлось обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Согласно информации Министерства финансов РФ «Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров». Таким образом, на начальном этапе своего создания Фонд являлся классическим вариантом сырьевого стабилизационного фонда, призванного гасить конъюнктурные колебания бюджетных доходов центрального правительства. Средства Фонда могли быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета только при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Однако если накопленный объём средств Фонда превышал 500 млрд руб., сумма превышения могла быть использована и на иные цели.

Таблица Динамика движения финансовых ресурсов Стабилизационного фонда РФ в 2004-2007 гг., млрд. руб.

Годы

Поступления

Использование

Всего

Вывозная пошлина

НДПИ (нефть)

Зачисление остатков средств ФБ

Финансирование институтов развития

Покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ

Остатки средств на конец года

2004

522,3

240,8

175,5

106,0

522,3

2005

1387,8

663,4

507,3

217,1

643,1

30,0

1237,0

2006

1708,6

991,2

646,7

47,8

604

2346,9

2007

1895,9

918,9

674,7

156,7

33,7

300,0

3849,1

Итого

5514,6

2814,8

2004,1

527,6

1281,5

300,0

30,0

Резервный фонд.

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 февраля 2013 года объём средств резервного фонда составлял 2 589,45 млрд рублей

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

В свою очередь, нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. А Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. Например, на долю долговых обязательств иностранных государств Правительство РФ разрешает инвестировать от 50 до 100% всех средств Резервного фонда (разумеется, не всех, а только разрешенных).

При этом средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Однако, в настоящее время, а именно с 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 января 2013 года по данным Министерства Финансов в Фонде национального благосостояния Российской Федерации размещено 2 690,63 млрд руб.

— Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

  • Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели, указанные в пункте 1 настоящей статьи.
  • Фонд национального благосостояния формируется за счет:
  • дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины с учетом положений пункта 4 статьи 199 настоящего Кодекса;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
  • путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее — разрешенные финансовые активы).

Однако, Президент РФ Владимир Путин предложил начиная с 2013г. использовать часть средств Фонда национального благосостояния для инвестирования в российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов. По словам В.Путина, такую меру целесообразно реализовать после создания Российского финансового агентства, которое будет управлять средствами суверенных фондов. Выступая с посланием Федеральному собранию РФ, глава государства поручил Министерству финансов РФ проработать этот вопрос.

По словам президента, уже в 2013г. на покупку ценных бумаг может быть направлено до 100 млрд руб.

Президент добавил, что соответствующие инфраструктурные проекты должны быть окупаемыми и обеспечивать гарантированный доход.

«Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну. Однако пока средства Фонда национального благосостояния практически не вкладываются в развитие», — сказал В.Путин. Он отметил, что по итогам 2012г. совокупный объем Резервного фонда и ФНБ составит около 9% от ВВП. «Значит, определенная подушка безопасности у нас сформирована», — сказал глава государства.

Помимо упомянутых выше Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, существует, так называемый Государственный материальный резерв.

1.2 Роль и значение резервов федерального бюджета для сбалансированности бюджетной системы РФ

Резервный фонд напрямую связан со степенью сбалансированности бюджетной системы государства. Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают: с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, достигая баланса, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета.

Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

1.3 Формирование финансовых резервов федерального бюджета РФ

Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

В свою очередь, нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

В состав нефтегазовых доходов федерального бюджета входят доходы федерального бюджета от уплаты вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, вывозной таможенной пошлины на природный газ, вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, и налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья).

Согласно ФЗ о федеральном бюджете, средства Резервного фонда, которые могут быть использованы на досрочное погашение государственного внешнего долга России, перечисляются со счета по учету средств Резервного фонда на счет по учету средств федерального бюджета. Эти операции осуществляет Федеральное казначейство на основании поручений Минфина РФ

Средства Фонда национального благосостояния, подлежащие использованию на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, перечисляются Федеральным казначейством на основании поручений Минфина РФ со счета по учету средств Фонда национального благосостояния на счет по учету средств федерального бюджета.

Средства из резервного фонда правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий -выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального, регионального, федерального и трансграничного уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций.

В свою очередь Центральный Банк РФ пополняет свои золотовалютные резервы

покупки 75 % валютной выручки экспортеров;

  • покупки валюты у коммерческих банков в ходе торгов на валютных биржах;
  • покупки валюты у Министерства финансов особенно в виде кредитных средств, получаемых последним от МВФ и других международных финансовых организаций;
  • прибыль ЦБ как результат его собственных операций.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Учет операций с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном для учета операций со средствами федерального бюджета.

Расход финансовых резервов производится только в случае наступления событий, на случай возникновения которых и было предусмотрено создание данных резервов. Расходование финансовых резервов является целевым, поэтому профинансированы могут быть только те цели, которые связаны с наступившими событиями и их неблагоприятными последствиями.

1 Анализ динамики объема финансовых резервов федерального бюджета за 2008-2013 гг.

В этой главе мы рассмотрим динамику объема Резервного фонда и Резерва национального благосостояния России.

В Приложении 1 и 2 приведены таблицы объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный Фонд РФ был разделен на две части: Резервный фонд (первоначальны объем — 3069,0 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб)

Резервный фонд, как и ранее Стабфонд, является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Нормативная величина Резервного фонда устанавливается на уровне, равном 10% ВВП. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

 анализ динамики объема финансовых резервов федерального бюджета за гг  1

В самом начале формирования Резервного фонда в феврале 2008 года его объем составлял 3057,85 млрд. рублей, затем до середины июля был период стагнации, и после этого размер денежных средств начал увеличиваться вплоть до марта 2009 года, и достиг своего пика 01.03. 2009, когда его объем составил 4869,74 млрд. рублей. Затем произошло резкое снижение размера денежных средств фонда до января 2011 года, в то время его объем составлял 775,21 млрд. рублей, и оставался на такой же отметке вплоть до марта 2012 года, тогда начался постепенный рост объема Резервного фонда.

Рост денежной массы Резервного фонда в 2008 году объяснятся тем, что государство накапливало средства для борьбы с финансовым кризисом, а его резкое снижение в 2009-2010 годах — необходимостью ликвидировать дефицит бюджета, как последствия кризиса. В настоящее время Резервный фонд увеличивается, однако, пока не достиг в размере своего первоначального объема, что увеличивает угрозу дефолта, в случае еще одного финансового кризиса.

Резервный фонд фактически стал функциональным преемником Стабилизационного фонда, так как представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; а также за счет доходов от управления средствами Резервного фонда. Иными словами, он является классическим сырьевым стабилизационным фондом.

Сейчас рассмотрим динамику Фонда национального благосостояния за 2008-2012 годы.

 анализ динамики объема финансовых резервов федерального бюджета за гг  2

Можно сказать, что с октября до настоящего момента ФНБ сохраняет определенную стабильность, не считая небольших колебаний в течение 5 лет.

ФНБ по типу близок к суверенным фондам или сырьевым фондам будущих поколений, и формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативной величины, а также за счет доходов от управления средствами ФНБ.

2.2 Основные источники формирования резервов федерального бюджета РФ

Как уже было сказано выше, в 2003 году был принят Федеральный закон «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» от 23.12.2003 № 184-ФЗ, на основании которого с 2004 года был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации. Законом в Бюджетный кодекс РФ была введена глава 13.1, которой были установлены основы формирования Стабилизационного фонда и прядок его использования.

Согласно указанному закону, Стабилизационный фонд представлял собой часть средств федерального бюджета, образующуюся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Источниками первоначального формирования Стабилизационного фонда являлись:

  • дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;
  • остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определялись как сумма:

  • фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;

— фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).

Бюджетным кодексом РФ было предусмотрено только одно направление использования средств Стабилизационного фонда, а именно — финансирование дефицита федерального бюджета «при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд рублей».

В 2007 г. порядок формирования фондов, аккумулирующих нефтегазовые доходы федерального бюджета, а также порядок управления их средствами был коренным образом изменен. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Согласно данному закону Стабилизационный фонд был разделен на две части, и на его основе были созданы:

  • Резервный фонд, с целью минимизации рисков российской экономики в случае резкого падения цен на энергоносители на мировых рынках (ст. 96.9 БК РФ);

— Фонд национального благосостояния, с целью обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 96.10 БК РФ).

Помимо этого, начиная с 2007 г. часть нефтегазовых доходов стала использоваться в составе средств федерального бюджета для выполнения, прежде всего, масштабных социальных программ и финансирования дефицита федерального бюджета посредством так называемых «нефтегазовых трансфертов» (ст. 96.8 БК РФ).

Резервный фонд

Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины, а также за счет доходов от управления средствами Резервного фонда.

П. 2 ст. 96.9 БК РФ установлен порядок определения нормативной величины Резервного фонда. Согласно этому пункту, она устанавливается в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.

Однако Действие значительной части норм ст. 96.9 БК РФ приостановлено до 2013 г. Соответствующее решение было принято в рамках антикризисных мер и утверждено Федеральным законом от 17.12.2009 № 314-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”».

До 2013 года доходы от управления средствами Резервного фонда направляются на финансирование бюджетных расходов, порядок определения размера фонда, установленный п. 2 ст. 96.9 может не соблюдаться. Также до 2013 г. Правительство РФ вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта), в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета5.

Фонд национального благосостояния

Ст. 96.11 БК РФ устанавливает порядок управления средствами фондов, а также предъявляет требования к активам, которые могут использоваться для инвестирования средств двух рассматриваемых фондов. Указанные требования детализируются на подзаконном уровне. Согласно данной статье, управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3 Анализ направлений использования резервов федерального бюджета РФ

С точки зрения макроэкономической эффектов и последствий создания суверенных фондов в РФ можно выделить три аспекта:

  • Межвременная стабилизация федерального бюджета.
  • Поддержка антиинфляционной политики ЦБ РФ и политики ограниченного роста курса рубя.
  • Финансирование антикризисных мер в 2008-2009 гг.

Как уже было сказано выше, основной целью создания Стабилизационного фонда РФ было институционализированное накопление профицита федерального бюджета в условиях благоприятной внешней конъюнктуры за счет нефтегазовых доходов бюджета. К нефтегазовым доходам относятся поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

Часть нефтегазовых доходов направляется на финансирование текущих расходов федерального бюджета (нефтегазовый трансферт), а часть может сберегаться. Для оценки конъюнктурных рисков с точки зрения стабильности государственных финансов важен показатель ненефтегазового дефицита, представляющий собой разницу между ненефтегазовыми доходами и совокупными расходами бюджета. Соответственно, растет объем средств в фондах.

Таким образом, в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры наличие Стабилизационного фонда являлось серьезным институциональным ограничителем для роста бюджетных расходов. В то же время, даже такой ограничитель имел ограниченную силу, и в 2007-2008 годах на фоне пиковых цен на нефть наблюдался заметный рост расходов федерального бюджета в реальном выражении.

В свою очередь, в 2009-2010 годах средства Резервного фонда стали основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, образовавшегося за счет снижения доходной части бюджета, так и вследствие принятия пакета антикризисных мер. Однако масштабы дефицита бюджета в РФ (как, впрочем, и во многих странах мира) явно выходят за рамки ожиданий. Так, если целевой размер первоначально Стабилизационного фонда, а потом — Резервного фонда определялся исходя из необходимости финансировать дефицит в 3% ВВП на протяжении не более трех лет, то в 2009 году дефицит федерального бюджета РФ составил 5,9%, а в 2010 году ожидается в размере 6-7% ВВП, что означает полное исчерпание Резервного фонда уже в текущем году. Поскольку и в будущем Правительство РФ предполагает сохранять дефицит федерального бюджета (с постепенным снижением до 2% ВВП в 2013 году при среднегодовых ценах на нефть не ниже 70 долларов за баррель), возникает риск привлечения к финансированию дефицита и средств Фонда национального благосостояния.

Наличие бюджетных суверенных фондов, а также их размещение в составе международных резервов Банка России имело важные последствия и для денежно-кредитной и курсовой политики в РФ.

Так, общий объем рублевой денежной массы, изъятой из экономики и размещенный на счетах фондов в ЦБ РФ, по состоянию на 1 января 2009 года составил примерно 120% от денежной базы (денег повышенной мощности) на тот момент. Сохранение такого объема денежного предложения в экономики в 2004-2008 годах означало бы увеличение темпов роста денежного предложения примерно на 15-20 п.п. в год. Инфляционным последствием этого могло стать повышение среднегодовых темпов инфляции с 11,35% в год (что само по себе является одним из самых высоких показателей в мире) до 13,5-14% в годовом исчислении.

В то же время, общий размер средств фондов, размещенных в валюте, составляет примерно 35-40% суммарного профицита платежного баланса РФ за 2006 год — первую половину 2008 года. Соответственно, на такой объем поступлений валюту в страну был сформирован спрос со стороны Минфина России на внутреннем валютном рынке, что позволило удержать Банку России курс рубля на уровне не выше 23,5-24,0 рублей за доллар США. Моделирование ситуации, при которой в 2006-2008 годах отсутствовала необходимость размещения средств фондов в иностранной валюте показывает, что в этом случае номинальный курс рубля мог вырасти до уровня 13-15 рублей за доллар США к августу 2008 года. Соответственно, реальный эффективный курс рубля к началу кризиса осенью 2008 года составлял бы не 116,5% по отношению к июля 1998 года (максимальное значение реального курса рубля перед кризисом 1998 года), а 180-200%, что означало бы полную потерю конкурентоспособности национальных товаропроизводителей и резкое замедление роста экономики даже при высоких ценах на нефть и другие товары российского экспорта еще в 2007 году.

Проанализируем направления использования средств Резервного фонда за 2008-2012гг..

В 2008 году, когда фонд только начал своё существование, расходования денежных средств осуществлялось только по статьям «Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами Резервного фонда» 449 245 992 133 рублей на конец периода, а также «