региональный бюджет расходы межбюджетный
Расходы региональных бюджетов представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные средства поступают по своему назначению. Это именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.
Экономическая сущность расходов региональных бюджетов проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой страны, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т. д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета государства на определенном этапе его социально-экономического развития.
В последние десятилетия во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации, наблюдается регионализация социальных и экономических процессов. Все в большей степени функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль региональных финансов, а, следовательно, и значение региональных расходов, усиливается, а сфера их применения расширяется. Таким образом, в сложившихся условиях возрастания роли региональных финансов, в том числе и повышения роли расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона и качество жизни населения, представленная тема курсовой работы видится одной из наиболее актуальных. Это и обуславливает необходимость рассмотрения расходов регионов в Российской Федерации, их динамики, состава и структуры, показывает целесообразность и своевременность написания данной курсовой работы.
Расходы региональных бюджетов: особенности финансирования и роль ...
... Классификация расходов регионального бюджета Виды расходов бюджетов субъектов Российской Федерации Говоря о видах расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего, следует отметить, что Бюджетный кодекс Российской Федерации все виды бюджетных расходов делит на 4 группы: 1) расходы, финансируемые ...
Основной целью этой работы является, во — первых, показать экономическую сущность и значение бюджета субъекта Российской Федерации для экономической, финансовой и бюджетной системы региона. Во — вторых,задачей ставится рассмотреть основные виды расходов бюджета региона,показать основные направления использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также основные принципы формирования расходов этих бюджетов. Также целью данной курсовой работы является анализ влияния расходов бюджета субъекта Российской Федерации на достижение стабильного экономического роста в регионе, обеспечение финансовой стабилизации, включая и муниципальные образования. В работе будет рассмотрена необходимость иметь сбалансированный бюджет; приведены причины вызывающие дефицит регионального бюджета и методы его покрытия.
В данной курсовой работе важное внимание уделяется проблемам финансирования из регионального бюджета социальной защиты и социального обеспечения населения, образования и здравоохранения, также будут предложены определенные меры по повышению эффективности используемых ассигнований на эти нужды из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сама курсовая работа состоит из введения, двух глав включающих 8 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Сущность и значение расходов региональных бюджетов
Все большее значение в экономическом развитии и решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти субфедерального уровня; устойчивости их бюджетов; обоснованности планирования доходов и расходов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой инфраструктуры. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.
Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
... сущности финансов регионального бюджета; изучение структуры доходов регионального бюджета; выявление имеющихся источников доходов регионального бюджета; изучение расходных обязательств регионального бюджета; выявление расходов регионального бюджета; методы покрытия дефицита бюджета. Объектом исследования курсовой работы являются доходы и расходы регионального бюджета. Оптимальным промежутком ...
1.1 Понятие и назначение расходов регионального бюджета
Расходы региональных бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Поступление средств из бюджетов благодаря их расходам — именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуется цели всей бюджетной деятельности.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Расходы бюджета субъекта федерации формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам Федерации выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня).
Определяющее направление деятельности региональных органов власти — это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти категории в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов. Потому что на протяжении десятилетий господства в нашей стране командной экономики осуществлялось беспрецедентное по своим масштабам перераспределение национального дохода. По этой причине регионы, бюджетно обеспеченные выше среднего уровня, оказались в этих относительно благоприятных условиях во многом благодаря многолетнему перераспределению национального дохода в их пользу, соответственно, в ущерб другим регионам.
Формирование расходов региональных бюджетов РФ базируется на:
- единых методологических основах;
- нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;
- финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемыхправительством субъекта РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.
1.2 Классификация расходов регионального бюджета
Говоря о видах расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего, следует отметить, что Бюджетный кодекс Российской Федерации все виды бюджетных расходов делит на 4 группы:
Роль бюджетных кредитов для бюджетов субъектов Российской Федерации
... и выбор соответствующих форм финансирования бюджетных расходов. В данной работе, бюджетные кредиты и их роль в формировании бюджет субъектов РФ, мы и будем рассматривать непосредственно предоставление бюджетных кредитов. Однако в России бюджетные кредиты стали использоваться ...
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;
3) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации;
4) расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
совместно финансируются
* государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации указанных расходов производятся по согласованию, соответственно, органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В нормативных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации особо оговаривает, что запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет (п. 3 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исключительно из бюджетов субъектов
- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
- проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
Некоторые субъекты Российской Федерации в своих законодательных актах пошли по пути конкретизации расходов, финансируемых исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации.
Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации (на примере ...
... система Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:– федеральный бюджет;– бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет ...
Что касается расходной части бюджета субъекта Российской Федерации, то она формируется в соответствии с Бюджетной классификации Российской Федерации. Данная Бюджетная классификация применительно к расходам содержит три вида классификаций: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций субъектов Российской Федерации.
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций субъектов Российской Федерации в пределах разделов.
Классификация видов расходов бюджета субъекта Российской Федерации образует третий уровень функциональной классификации расходов этих бюджетов и детализирует направления финансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации по целевым статьям.
Функциональная структура расходов бюджетов субъектов Российской Федерации обычно предусматривает такие направления, как: государственное управление и местное самоуправление; правоохранительная деятельность; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; транспорт, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации; финансовая помощь местным бюджетам; дорожное хозяйство; прочие расходы; целевые бюджетные фонды.
Экономическая классификация
Исходя из экономической классификации расходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на текущие и капитальные.
Капитальные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, Текущие расходы бюджетов, Ведомственная классификация
Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации в части функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В то же время законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
1.3 Специфика расходов территориальных бюджетов (факторы роста и меры по сокращению)
Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до80%.
В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц. Положение еще более осложняется тем, что практически несопоставима социальная инфраструктура регионов, неравномерно распределяются расходы на финансирование ведомственной социальной сферы, переданной на баланс субъектов Федерации и т.п. Различны и расходы бюджетов регионов на содержание социальных объектов, имеющих межрегиональное значение.
Развитие урбанизации появляется в ускоренных темпах роста расходов территориальных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширение жилищно-коммунальные строительства, повышение стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, — также важный фактор роста расходов территориальных бюджетов. Однако даже в натуральном виде практически невозможно определить, какая минимальная дотация на жилищно-коммунальное хозяйство должна выделяться в расчете на душу населения по всей территории России. Например, объем «минимального социального стандарта» в области услуг жилищно-коммунального хозяйства в небоскребах Москвы и в одноэтажных строениях Северной Осетии объективно различен. Соответственно, различна и потребность минимальных расходов государства в форме эксплуатационных расходов на коммунальное хозяйство. Одним из выводов по решению данного вопроса, является неудовлетворенность системой бюджетного выравнивания расходов на социальные проблемы и дотации бюджетам субъектов Федерации, основной идеей которой являются расходы на душу населения. Таким образом, попытки определить единый минимальный социальный стандарт для всей территории России упираются в необходимость в значительной мере корректировать его применительно к каждому региону в отдельности.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, ЖЕКовскими организациями, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Необходимо отметить, что только в субъектах Федерации есть достаточно информации для определения приоритетных направлений расходов, которые не могут и не должны регламентироваться из центра. Таким образом, нормативы, разработанные на основе методик министерств и ведомств, должны носить рекомендательный характер, а конкретные направления расходов находятся в полной компетенции регионов.
Также нужно отметить, что расходы бюджетов субъектов Федерации зачастую используются не по назначению, это касается в первую очередь федеральных средств. Важно заметить, что первоочередным критерием для нормирования расходов региональных бюджетов должно стать исполнение действующих законодательных актов. Если определенные отношения, требующие дополнительных затрат бюджетов субъектов Федерации, законодательно не регламентированы, они могут регулироваться едиными для всех регионов подзаконными актами федеральных министерств и ведомств.
Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы, а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы, не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.
Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов).
Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.
В числе мер, принимаемых субъектами РФ для сокращения расходов региональных бюджетов, — урезание текущих расходов бюджетных учреждений и сферы социальной защиты населения, уменьшение капитальных вложений, трансфертов местным бюджетам и средств на оплату услуг по содержанию имущества.
Будут сокращены текущие расходы бюджетных учреждений, такие как затраты на коммунальные услуги, а также транспорт, питание и медикаменты. За счёт уточнения численности пользователей, планируется снизить расходы в сфере соцзащиты населения. Сокращение сумм, выделяемых на капитальные вложения, будет производиться за счёт введения запрета на новое строительство и приобретение оборудования — финансироваться будут только объекты с высокой степенью готовности.
Также ряд регионов планируют полностью отказаться от капитального ремонта, сократить расходы по благоустройству, освещению улиц и содержанию городских дорог, снизить субсидии, направляемые муниципальным образованиям, и даже совсем отменить некоторые виды субсидий.
1.4 Роль расходов региональных бюджетов в экономике РФ
В последние десятилетия во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации, наблюдается регионализация социальных и экономических процессов. Все в большей степени функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Одной из стратегических задач развития страны является формирование региональной экономики, ориентированной на «обеспечение единства экономического пространства».
Такой подход в большей степени отвечает задачам экономического роста и стимулирует собственные усилия региональных и местных властей по интенсификации экономического развития на своей территории.
Поэтому роль региональных финансов, а, следовательно, и значение региональных расходов, усиливается, а сфера их применения расширяется. На основе предоставления территориальными органами власти средств осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание региональных и местных дорог. При этом круг финансируемых мероприятий за счет региональных бюджетов постоянно расширяется (за счет средств из региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и, частично, высшие и средне специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и т. д.) и роль расходов региональных бюджетов на социальную политику, социально-культурные мероприятия, народное хозяйство, общее поддержание экономической стабильности в регионе постоянно увеличивается. В сложившихся условиях возрастает роль региональных финансов, в том числе и роль расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона и качество жизни населения в целом.
2. Анализ структуры и динамики расходов регионального бюджета
2.1 Краткий обзор состояния системы региональных бюджетов в 2010 г
В целом 2010 год можно охарактеризовать как год постепенного восстановления бюджетной сферы регионов от кризиса. Доходы регионов в реальном выражении выросли по сравнению с 2009 годом, причём исключительно за счёт роста собственных доходов, федеральная помощь регионам в форме трансфертов при этом снизилась. Сдерживание расходов, которые остались на уровне 2009 года в реальном выражении, позволило исполнить консолидированный бюджет регионов с очень незначительным дефицитом, который оказался более чем в семь раз ниже запланированного и более чем в три рази ниже дефицита 2009 года. Вместе с тем сдерживание роста расходов было достигнуто, в значительной степени, за счёт неполного исполнения запланированных бюджетных расходов. Осуществляя свою бюджетную политику в 2010 году, регионы стремились максимально исполнить свои социальные обязательства отчасти за счёт снижения финансирования инфраструктурных расходов, что нашло свое отражение в сохранении или превышении уровней 2009 года в реальном выражении по отдельным статьям социальных расходов и заметном снижении этих уровней по статьям расходов, направленным на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство. В 2010 году всё более возрастающую роль в финансировании дефицитов региональных бюджетов играли бюджетные кредиты из федерального бюджета. За два последних года объём этих обязательств регионов перед федеральным бюджетом вырос на 291,5 млрд. рублей или на 0,7% ВВП 2010 года.
2.2 Проблема оптимизации расходов региональных бюджетов
Оптимизация бюджетных расходов региональных бюджетов с целью достижения максимальных социально-значимых результатов требует предварительного решения вопросов политического характера, приоритизации целей и задач экономической политики, как текущих, так и на отдаленную перспективу.
Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. Он должен выполнять постоянную работу, связанную с планированием бюджетных расходов в увязке с конкретными видами общественных услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюджетной сети по оказанию общественных услуг.
В распределении расходов бюджета большую роль играет политический фактор. Например, доля расходов на содержание органов государственной власти превышает сумму расходов на культуру и охрану окружающей среды в 3 раза, несмотря на очевидную высокую потребность в финансировании последних.
По экспертным оценкам обеспечение полного финансирования текущих расходов региональных бюджетов возможно путем принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами и т.п.
При составлении региональных бюджетов часто не прогнозируются численность потребителей бюджетных услуг по отраслям. Решение проблемы избыточности существующей сети бюджетных учреждений приведет к необходимости снижать численность персонала, перепрофилировать или закрывать ясли, детские сады школы, поликлиники, больницы и т.д.
Недостаточно используется такой механизм повышения эффективности расходов бюджетных учреждений, как лимитирование потребления ресурсов в натуральных показателях. Наиболее затратные из них тепловая и электрическая энергия, вода, услуги по канализации, вывоз твердых бытовых отходов, транспортные услуги и услуги связи. Сейчас лимиты потребления ресурсов в натуральных показателях слабо зависят от объема оказываемых общественных услуг бюджетным учреждением, и в основном определяются денежными лимитами финансовых органов и потреблением ресурсов в прошедшем финансовом году, определяемом по выставленным счетам.
Еще один из резервов оптимизации расходов региональных бюджетов — нормализация процедур ведения бюджетными учреждениями предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.
Управление бюджетными расходами должно быть нацелено на улучшение качества предоставляемых населению социальных услуг, повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, осуществление перехода от сметного финансировании учреждений к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг. В пределах этого направления предусмотрено, прежде всего, изменение финансирования бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, расширение хозяйственной самостоятельности учреждений социальной сферы.
В настоящее время повышаются требования вышестоящих уровней власти к нижестоящим за эффективное использование финансовой помощи. На наш взгляд внедрение аудита эффективности бюджетных расходов является одной из мер противодействия коррупции в органах исполнительной власти. Эффективное управление бюджетными расходами способствует оптимизации механизма закупок для государственных нужд.
Вопрос увеличения отдачи бюджетных расходов (доли расходов бюджета в ВРП) становится для субъектов РФ особенно острым в части межбюджетных отношений между Федерацией и субъектами РФ, поскольку в соответствии с Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами предусматривается переход на «сквозной метод управления эффективностью бюджетных расходов»: на финансовую помощь могут претендовать только те субъекты РФ, где бюджетный рубль дает большую отдачу.
В настоящее время существует ряд факторов, ограничивающих возможности эффективного использовании бюджетных ресурсов и увеличивающих, централизацию бюджетных доходов и расходов, а также предлагаемые меры повышения их эффективности рассмотрены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Факторы, ограничивающие эффективное использование бюджетных ресурсов
Факторы централизации бюджетных доходов и расходов |
Меры повышения эффективности использовании бюджетных ресурсов |
|
Макроэкономическая нестабильность, требующая концентрации на федеральном уровне власти инструментов налоговой и бюджетной политики |
Осуществление мониторинга эффективности бюджетных расходов с оценкой удовлетворения потребностей получателей бюджетных услуг |
|
Высокая долговая нагрузка |
Создание методики объективно расстанавливающей расходы бюджета и снижающей влияние политического фактора |
|
Зависимость экономики от экспорта и внешнеэкономической конъюнктуры. |
Совершенствование методического обеспечения принятия управленческих решений в органах государственной власти |
|
Рассмотрев проблему оптимизации расходов региональных бюджетов, можно сделать вывод, что эффективность управления бюджетом субъекта РФ следует рассматривать комплексно, а её оценку — как междисциплинарную методическую проблему. Разумные объемы и структура государственных расходов — это один из достаточно мощных рычагов повышения экономического положения в регионах.
2.3 Основные подходы к формированию межбюджетных отношений и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2014 — 2016 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
- обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
- консолидация отдельных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации;
- поддержка реализации структурных реформ в бюджетной сфере на региональном уровне.
параметры консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
В плановом периоде прогнозируется повышение доли налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в общих доходах этих бюджетов с 83% в 2013 году до 87% к 2016 году.
Это обусловлено как ростом налоговых и неналоговых доходов в реальном выражении, так и оптимизацией общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в период до 2016 года.
Оценка объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации производилась с учетом исполнения за 2012 год и уточненных плановых назначений бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год.
При этом учитывались следующие факторы:
- реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе по увеличению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- ежегодный рост расходов субъектов Российской Федерации в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- увеличение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства в связи с созданием дорожных фондов субъектов Российской Федерации;
- ежегодная индексация расходов на социальное обеспечение населения, услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, увеличение стоимости основных средств и материальных запасов на уровень инфляции;
- сохранение прочих расходов на уровне 2013 года.
Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2014 году в сумме 222,5 млрд. рублей, в 2015 году — 195,8 млрд. рублей, в 2016 году — 100,8 млрд. рублей.
Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Состав межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривает рост доли дотаций.
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности
В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014-2015 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год. В 2016 году указанные дотации предусмотрены на уровне 2015 года.
Получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2014 году будут являться 72 региона.
Предоставление данного вида финансовой помощи позволит в 2014 году сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации с 6,2 до 2,8 раз. При этом уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по 10 наименее обеспеченным регионам в 2014 году прогнозируется на уровне 110,0% от расчетного уровня 2013 года.
В 2015 и 2016 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществлено с учетом резерва в объеме 15 и 20 % или 69,3 и 92,4 млрд. рублей соответственно.
дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности
Прогнозируется, что к 2016 году дотации будут составлять почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, что превышает показатели 2013 года на 5,8 процентных пункта.
При этом в 2016 году прогнозируется существенное сокращение объема субсидий (на 45,0% в номинальном выражении относительно 2013 года), что обуславливается завершением ряда проектов, в том числе в части реализации региональных программ модернизации систем общего образования, субсидирования в полном объеме первоначального взноса, но не более 20 процентов от суммы ипотечного кредита, предоставленного молодым (в возрасте до 35 лет) учителям государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, выплаты денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Одной из основных задач по совершенствованию порядка предоставления субсидий из федерального бюджета является повышение доли субсидий, распределенных приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете.
В 2014 году предусматривается распределение указанными приложениями 10 субсидий (без учета субсидий, получателем, которых является один субъект Российской Федерации) в сумме 30,9 млрд.рублей (в 2013 году — 2 в сумме 10,8 млрд.рублей).
В отношении субсидий, нераспределенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, предполагается установить требование об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации до 1 апреля текущего года.
субвенций
В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрена единая субвенция бюджетам субъектов Российской Федерации, которая сформирована из 11 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2013 г. № 1456-р, и направлена на финансовое обеспечение соответствующих переданных полномочий Российской Федерации.
Общий объем единой субвенции рассчитан как сумма объемов единых субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. В свою очередь, объем единой субвенции, предоставляемой бюджету конкретного субъекта Российской Федерации, рассчитан как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методиками распределения этих субвенций.
При этом объем расходов регионального бюджета на каждое из делегированных федеральных полномочий, финансово обеспечиваемых за счет единой субвенции, будет определяться законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Формирование единой субвенции имеет своей целью расширение финансовой самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по распоряжению средствами, поступающими из федерального бюджета на финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий, и повышение эффективности использования таких средств.
При этом в отношении каждого конкретного полномочия будет предусмотрено утверждение значений целевых показателей. Контроль над их достижением будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти — субъектами бюджетного планирования, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в период 2014-2016 годов для бюджетов субъектов Российской Федерации повышается значимость выполнения своих социальных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
взвешенная долговая и бюджетная политика
Поддержка бюджетных реформ на региональном уровне будет осуществляться за счет субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, что будет способствовать внедрению лучших практик в сфере управления финансами.
На федеральном уровне также будет продолжен мониторинг качества управления региональными финансами, в том числе в сфере внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг и повышение эффективности бюджетных расходов.
разграничения расходных полномочий
С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с местного на региональный уровень власти передаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, и доходные источники.
В этих условиях необходимо особое внимание уделить вопросам повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, создания условий для получения больших результатов в условиях рационального использования имеющихся ресурсов за счет их концентрации на проблемных направлениях.
Достижению таких целей способствовало бы совершенствование территориальной организации местного самоуправления, оптимизация формирования и организации управленческой структуры органов местного самоуправления, направленная на устранение дублирования реализации властных полномочий на одной территории.
В целом необходимым условием для обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является реализация региональными и местными органами власти комплекса мер по оптимизации расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе — путем внедрения принципа нуждаемости при оказании социальной поддержки, а также активизация мер по стимулированию экономического развития. В этом случае дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации может быть существенно уменьшен относительно прогнозируемых значений.
2.4 Оценка экспертов
Все регионы можно условно разделить на две большие группы: ядро — «староосвоенные» регионы, которые не делают «резких движений» и находятся в рамках общего негативного тренда; и регионы на периферии, где власти, стараясь хоть как-то изменить ситуацию, предпринимают радикальные шаги.
Это указывает на то, что вертикаль власти на самом деле является декларативным инструментом, и в реальной жизни не работает. Да и сама идеология вертикали была ошибочна изначально. Сейчас в региональном разрезе Россия выглядит скорее как феодальное государство, где государь поддерживает города и отдельные области как точки силового влияния, не позволяя им самостоятельно развиваться. В нынешнем году объем межбюджетных трансфертов снизится на 14%, а это означает, что центр будет перечислять в регионы все меньше денег, а долговая нагрузка у них только повысится. Выход один — прекратить завинчивать гайки, тем более, что на это уже не хватает ресурсов, и дать регионам больше свободы, позволить им развиваться и зарабатывать самостоятельно (Оценка Дмитрия Орешкина, руководителя группы «Меркатор»).
То, как именно пересматривают свои бюджеты регионы, является достаточно надежным ориентиром при прогнозировании. «Точно так же расходы по направлению «Общегосударственные вопросы» будут расти из-за необходимости обслуживания долгов и маловероятности снижения затрат на содержание госаппарата, — отмечает директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — А расходы по направлению «Национальная экономика» будут сокращаться в первую очередь по причине необходимости поддержания планки социальных расходов на завышенном уровне». Учитывая все перечисленное, из кризиса Россия будет выходить тяжело и долго.
«Цель исследования региональных бюджетов — выявить реальные тенденции социально-экономического развития. Картина изменения структуры расходов в регионах в кризис дает очень важную информацию о том, что происходит на самом деле и чего можно ждать в ближайшем будущем, — говорит Николаев. — При этом исследование получилось вполне репрезентативным, так как оно охватывает 75 регионов, а это — около 90% всех расходов региональных бюджетов».
То, как именно пересматривают свои бюджеты регионы, является достаточно надежным ориентиром при прогнозировании. «Точно так же расходы по направлению «Общегосударственные вопросы» будут расти из-за необходимости обслуживания долгов и маловероятности снижения затрат на содержание госаппарата. А расходы по направлению «Национальная экономика» будут сокращаться в первую очередь по причине необходимости поддержания планки социальных расходов на завышенном уровне». Учитывая все перечисленное, из кризиса Россия будет выходить тяжело и долго.