Особенности бюджетно-налоговой политики в современной России

  • Список используемой литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Целями бюджетно-налоговой политика как любой стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции); 2) стабильного экономического роста; 3) полной занятости ресурсов (в первую очередь решение проблемы циклической безработицы).

[10]

Фискальная политика — это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства — самая важная, так как, я считаю, с ее помощью правительство может свободно реализовывать все свои функции и обязательства. Бюджет играет большую роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, субсидий и т.д.), сокращении неравенства населения (прогрессивная шкала налогообложения) и во многих других направлениях. [4]

Полнота бюджета, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, сократить статью расхода на медицину, уменьшить финансирование всех секторов экономики, увеличить налогообложение и т.д. Но в то же время достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить трансфертные отчисления, увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды; позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. В разных странах эти процессы происходят по-разному, и в моей курсовой работе можно будет заметить, что в России этот механизм реализовывается немного иначе.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой, или так называемой фискальной политики Российского государства.

13 стр., 6008 слов

Учетная политика бюджетного учреждения

... учете". Поэтому учетная политика учреждения вполне может представлять собой папку с приказами по организации работы бухгалтерии и пакета нормативных документов по бюджетному учету. Налоговый кодекс РФ обязывает бюджетное учреждение составлять учетную политику только ...

Объектом курсовой работы является бюджетно-налоговая политика, предметом — особенности функционирования бюджетно-налоговой политики в России.

Задачи данной курсовой работы:

  • Рассмотреть теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства;
  • Рассмотреть реализацию фискальной политики в период 1990-2012 гг.
  • Проанализировать современное состояние бюджетно-налоговой политики в России;
  • Выделить проблемы и ошибки.
  • Предположить и описать дальнейшие перспективы развития бюджетно-налоговой политики России.

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент

В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Но общепринятой классификации видов экономической политики не существует. Принято выделять в укрупненном виде фискальную (бюджетно-налоговую политику), монетарную (денежно-кредитную) и внешнеэкономическую политику.

Бюджетная политика — важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Можно сказать, что наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Основными инструментами осуществления бюджетно-налоговой политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К основным налоговым регуляторам относятся:

  • налоговые ставки;
  • налоговые льготы, кредиты, каникулы;
  • объекты обложения, субъекты платежей;
  • источники налогов;
  • санкции;
  • политика ускоренной амортизации.
  • В качестве бюджетных регуляторов выделяют:
  • государственные инвестиции;
  • государственные закупки товаров и услуг;
  • государственные трансферты;
  • уровень централизации средств государством;
  • дефицит бюджета;
  • соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами,
  • бюджетную классификацию статей доходов и расходов;
  • социальные программы;
  • общественные работы.

В макроэкономике нет точного определения термина фискальной политики, существует много ее формулировок:

фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей , таких как рост производства, занятости, снижения темпов инфляции. [2]

2 стр., 708 слов

Культурная политика государства

... с учетом специфики федеративного государства; инновации. реферат [38,8 K], добавлен 26.06.2013 Региональная политика в Российской Федерации: понятия, цели, задачи, элементы, уровни. Стратегические цели социальной политики государства. Государственное регулирование проблемных регионов. Развитие ...

  • фискальная политика государства представляет собой систему экономического регулирования посредством государственных расходов и налогов, т.е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
  • фискальная политика — это деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны.
  • фискальная политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.

-фискальная политика — это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.[11]

Все несколько вышеперечисленных определений, несмотря на некоторые различия в формулировках, отражают сущность фискальной политики. Из этих определений следует, что фискальная политика представляет собой совокупность мероприятий правительства государства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.

В смешанной экономике рыночный механизм дополняется активным государственным регулированием. Решение общенациональных экономических проблем может быть обеспечено лишь в том случае, если у государства есть собственные финансовые рычаги. Финансы — это система денежных ресурсов государства, фирм, местных органов власти и общественных организаций. Отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств называют финансовыми отношениями.

Государственные финансы -это все финансовые средства государственных организаций. Они включают в себя государственный бюджет и внебюджетные денежные фонды, которые находятся в ведении государства (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Ведущим звеном финансовой системы является бюджет государства. [2]

Государственный бюджет — это финансовый план правительства, сопоставляющий ожидаемые доходы с необходимыми расходами. Консолидированный бюджет -это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории. Так, консолидированный бюджет страны включает в себя государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований.

Бюджетные системы развитых стран основаны на следующих основных принципах:

  • единство бюджетной системы страны;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельность бюджетов;
  • сбалансированность бюджетов;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Государственные бюджеты сроком на один год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. Никакие другие документы — программы, заявления, обещания — так не раскрывают действительных намерений правительства, как это способен сделать государственный бюджет.

11 стр., 5341 слов

Контрольная работа: Виды государственной социально-экономической политики

... его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, которая опирается на общественную поддержку государственная социально-экономическая политика предназначена ...

Доходы государственного бюджета формируются за счёт налоговых поступлений с доходов, капитала, товаров и услуг и неналоговых доходов (например, доходы от государственной собственности, приватизации, и т.д.).

В расходах государственного бюджета можно выделить несколько блоков:

  • расходы на национальную оборона и содержание государственного аппарата. Сюда входят расходы на национальную оборону и вооружение, функционирование органов власти и международную деятельность, суды и правоохранительную деятельность, обслуживание государственного долга;
  • расходы на социальное развитие, которые включают в себя расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику;
  • расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.

д.;

  • финансовая помощь нижестоящим бюджетам.

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Фактический дефицит (профицит) — это разность между доходами и расходами государственного бюджета.

Структурный дефицит (профицит)- это разность (сальдо) доходов и расходов ГБ в условиях полной занятости ресурсов., т.е эта та разность, которая существовала если бы при осуществляемой правительством бюджетно-налоговой политике в экономике наблюдалась полная занятость ресурсов. Он связан с дискреционной политикой государства.

Циклический дефицит (профицит) — это разность между фактическим и структурным дефицитом (профицитом).

Он возникает в период спада (подъема) в экономике из-за автоматического уменьшения (увеличения) и увеличения (уменьшения) государственных расходов, в том числе трансфертов. [13]

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. [10]

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами выступают:

  • а) увеличение государственных закупок;
  • б) снижение налогов;
  • в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.1 (б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются:

  • а) сокращение государственных закупок;
  • б) увеличение налогов;
  • в) сокращение трансфертов.

Рис. 1.[12]

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

13 стр., 6098 слов

Государственный бюджет – профицит, дефицит и пути преодоления дефицита

... и структуру бюджета; 3) раскрыть принципы построения бюджетной системы: 4) проанализировать фискальную политику государства; 5) выявить причины возникновения дефицита и профицита бюджета, а также найти пути их преодоления; 6) оценка концепций балансирования государственного бюджета. Курсовая работа ...

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых стимулирует деловую активность при спаде и сдерживает ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается.

Налоговая функция имеет вид:

Т = tY , где

Т — величина налоговых поступлений;

  • t — ставка налога;
  • Y — величина совокупного дохода (выпуска).

Отсюда следует, что величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги — это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота).

Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.[10]

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется. [2]

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным).

Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Система государственных трансфертных платежей. В период подъема увеличение реального объема производства и снижение безработицы автоматически сокращает расходы правительства на трансфертные платежи. Возрастающие отчисления на социальное страхование и в другие социальные фонды направляются в резервный фонд, формирование которого является сдерживающим экономический рост фактором. В условиях же спада, автоматически расширяются программы государственных трансфертных платежей на поддержку социально уязвимых слоев населения. Расходование ранее сформированного резервного социального фонда поддерживает совокупный спрос и ослабляет возможное падение воспроизводства.

13 стр., 6399 слов

Военные расходы государственного бюджета в условиях реформирования

... черты военных расходов. 2. Выявить целевые ориентиры государственных расходов на национальную оборону. 3. Проанализировать динамику военных расходов в федеральном бюджете РФ. 4. Предложить направления повышения эффективности расходов государственного бюджета на национальную оборону. Объект курсовой работы - военные расходы государственного бюджета. Предмет курсовой работы ...

Система государственных закупок. Особенно, деятельность этого стабилизатора заметна в сельском хозяйстве. Например, цены на зерно падают ниже 5 тысяч рублей за тонну. Государство, чтобы не допустить разорения с/х предприятия, производит закупку зерна. Объемы продукции сократятся на рынке, что приведет к повышению цен на зерно. После повышения цен появляется инфляция, тогда государство продает зерно, чтобы изъять излишнюю денежную массу у населения. Следуя правилам автоматической фискальной политики, чем масштабнее государственные закупки, тем плавне экономические циклы.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 — за счет действия встроенных стабилизаторов.

Подводя итог, можно выделить достоинства и недостатки фискальной политики.

К достоинствам следует отнести:

1.Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2.Отсутствие внешнего лага. Внешний лаг — это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

3.Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.[4]

Недостатки фискальной политики:

1.Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада и/или сокращение доходов бюджета ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Присутствует эффект запаздывания: в связи с необходимостью затрат дополнительного времени, для принятия соответствующего нормативного документа, после вступления в действие которого положительные результаты можно увидеть льши через какой-то период.

3. Неопределенность. Неопределенность касается:

  • § Проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Это может привести к дестабилизации экономики;
  • § Проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики — монетаристы, сторонники теории экономики и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

11 стр., 5255 слов

Расходы бюджетов: виды и формы расходов

... государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств бюджетов. Расходы бюджетов зависят от объема бюджетных доходов. ... экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма. Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств ... и услуг по заключенным государственным или ...

В настоящее время экономика находится в удобной для налогово-бюджетного реформирования точке, поскольку благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.[5]

Равновесный бюджет — редкое явление в мировой практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные краткие моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определенном диапазоне осуществляется колебание их разницы. В общем случае профицит бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с подоходными налогами оказывают и государственные расходы. Их увеличение сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост государственных закупок приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.

Наша страна на сегодняшний день характеризуется недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов.

Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной бюджетно-налоговой стратегии, необходимо учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван и экспансионистской политикой государства, и спадом экономической активности, и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором и третьем — фискальная политика, способствующая росту. [5]

Сегодня бюджетный дефицит не редкость и для рыночных экономик стран Запада. Однако если в послевоенный период он использовался как активный инструмент фискальной политики, как способ увеличения совокупного спроса, то в настоящее время главная его причина — непропорциональное повышение социальных расходов.

При мягких формах осуществления денежно-кредитной политики рост бюджетного дефицита является стимулом развития инфляции, поэтому его высокий уровень ассоциируется, как правило, с высокими темпами инфляции. Современный этап развития рыночных экономик характеризуется появлением новой тенденции. В ряде стран Запада периодически фиксируется сочетание низких темпов инфляции с высоким уровнем бюджетного дефицита.

Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки, приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост процента по кредитам.

Наиболее эффективной и перспективной мерой сбалансировать бюджет при одновременном росте доли государственных расходов в ВВП считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако с целью пополнения госбюджета правительству приходится искать разные способы, в том числе и увеличивать налоговые ставки.

Другой путь — увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту.

Ещё одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

Сокращение бюджетного дефицита создает лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост, как потребления, так и инвестиций.

Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет и создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.

По направлению проведения бюджетной политики министерством финансов на 2010-2012 гг. доходы населения в реальном выражении в 2010 должны были снизиться на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года, на деле же произошел их рост на 4,1%, что свидетельствует о том, что направленность нашего государства на увеличение жизнеобеспеченности проходит успешно. В последующие годы реальные доходы населения умеренно росли с темпом 2-3% в год. Но структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2011 году против 69,5% в 2010 году), как сообщает нам министерство финансов. В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения — 14,5% в 2011 году (14,1% в 2010 году).

Бюджетная политика на 2010-2012 гг. была направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой, — на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетно-налоговой политики на 2010-2012 гг. являются:

  • Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса;
  • Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов;
  • Таблица 3(См. Приложение 2)

Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств;

  • Повышение эффективности налоговой системы;
  • Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам;
  • Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

Бюджет 2012-2014 гг. направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Приоритетные задачи бюджетно-налоговой политики на 2012-2014 гг., определяющие стратегию развития страны:

1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего — путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.

Из данных направлений можно сделать вывод, что некоторые планы министерства финансов на 2010-2012 гг. не выполнены, например, задача увеличения роста уровня жизни населения, в т.ч. и роста доходов граждан, поставлена уже как наиболее приоритетная для государства.

Пути и методы совершенствования налогово-бюджетной политики. В своем бюджетном послании Президент отметил: «Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств».

Министерством финансов планировалось, что в 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году — достигнут 182,9 тыс. рублей.

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах являлись расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%).

На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

Основные фискальные проблемы пришли в нашу страну из советской системы. В те времена существовала плановая (административно-командная) экономика, которая носила в себе достаточно много отрицательных моментов:

— В бюджетно-налоговой политике господствовал принцип максимальной возможности, т.е. все финансовые ресурсы, перекачиваемые в государственный бюджет, должны были подвергаться налоговому изъятию. Доля ВВП, перераспределяемая через бюджетную систему, доходила на 60-70%. Эта черта явно характеризовала нерыночную экономику. Но плюсами этого принципа было обеспечение населения социальными гарантиями и уверенность в будущем.

— В советской экономике преобладала фискальная функция налогов, что мешало в полной мере осуществлять регулирующую функцию. Кроме этого, в структуре налоговой системы господствовали косвенные изъятия, а не прямые. Этот аспект делал отечественную продукцию дороже и менее конкурентоспособной за рубежом. (Кстати, такая структура налогов сохранилась, к сожалению, и в наше время, что является существенным тормозом в развитии современной экономики России.) В целом, налоговая нагрузка была очень высокой, что препятствовало поступлению инвестиций в страну, снижала покупательную способность и мотивацию к труду. Всё это, в конечном итоге, в купе с высокими социальными гарантиями вело к иждивенчеству и, как следствие, к тормозу экономики.

— Для советского периода характерны высочайшие расходы: на инвестиционные цели, военные расходы, на осуществление социальных обязательств. Их масштабность обернулась для СССР нарастанием государственного долга, за который мы расплачиваемся до сегодняшнего момента.

В рамках сессии «Фискальная политика государства как инструмент развития предпринимательства» особенно остро прозвучали вопросы передачи большей части налоговых сборов на уровень муниципалитетов, а также вопрос налоговых каникул для начинающих предпринимателей.

Муниципальные власти уверены, что расширение прав муниципалитетов в области налоговой политики могло бы решить существенные проблемы. Если город собирает 25 млрд. налогов, а остается в городе только 2,5 млрд. Как на них содержать город и развивать предпринимательство?

Но однозначного ответа на этот вопрос нет. Речь идет о переводе налога на прибыль, однако ситуация у разных муниципалитетов будет кардинально разная. Если в муниципалитете «прописано» крупное промышленное предприятие, бюджет города или района будет существенно пополняться за его счет. Однако для тех муниципалитетов, кому повезло меньше, ситуация не изменится. Сегодня бюджет муниципалитета формируется, в основном, за счет налога на доходы физических лиц.[14]

Важно отметить зависимость российского правительства от нефтегазовых доходов, которые играют основную роль, обеспечивая значительную часть поступлений бюджета. Чувствительность данной категории доходов к колебаниям мировых цен на нефть прослеживается в прогнозах правительства, и не так давно МВФ подчеркивал необходимость укрепления бюджетно-налоговой системы России с особым вниманием к ненефтегазовым балансам вместо общего сальдо.

За период с 2010 г. по 2025 г. отношение населения пожилого возраста (старше 65 лет) к населению трудоспособного возраста (15-64) возрастет с 17,8% к 26,4%. Россия по соотношению людей пожилого и трудоспособного возрастов находится в средней категории стран «Группы двадцати», но проблема старения населения становится все более актуальной.

Долгосрочные фискальные риски России связаны с ростом расходов как на систему здравоохранения, так и выплату пенсий. Расходы на здравоохранение могут возрасти на 0,7-1,6% ВВП с 2010 г. по 2030 г. Согласно результатам различных исследований, расходы на выплату пенсий к 2030 г. увеличатся на 4-7% ВВП. В среднем доходы бюджета должны возрастать на 1% ВВП каждые 5 лет в период 2010-2050 гг., чтобы бюджет справился с возросшей нагрузкой.[15]

Еще стоит выделить одну проблему — это покрытие государственного долга. Не стоит возражать, что это очень важно и нужно, но во всем необходимо знать меру. Наши власти настолько увлеклись, что порой нежелание вновь оказаться в долговой петле и стремление любой ценой сократить размер внешнего долга привел страну к раздуванию фондов финансовых резервов, к огромному внутреннему долгу, о котором государство вообще не думает, а ведь напрасно. Рост социальной напряженности, массовый отток специалистов за границу, нежелание молодежи идти в науку, работать в школах, в больницах, трудиться по низкооплачиваемым техническим специальностям и многие-многие другие последствия предельной скупости властей делают нынешнюю относительную финансовую стабильность в российском обществе крайне неустойчивой.

Проанализировав несколько научных статей, изучив разные точки зрения, мне хотелось бы выделить несколько путей развития фискальной политики России и рассказать о методах, предложенных разными экспертами.

В последние годы в бюджетной политике РФ проявлялись тенденции, свидетельствующие об отказе от следования правилам, характерным для стран с ресурсной экономикой. Между тем фактор ресурсной зависимости накладывает жесткие ограничения на бюджетную политику: значительная доля доходов, формирующихся в нефтегазовом секторе, приводит к тому, что поступления в бюджет оказываются подвержены непредсказуемым колебаниям. Усилия властей по смягчению последствий кризиса привели к еще большей разбалансированности бюджетной политики. Во время кризиса 2008-2009 гг. фактически произошел отход от бюджетных правил, принятых в 2002-2004 гг.: бюджетные доходы, получаемые за счет высоких текущих цен на нефть, стали направляться не в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а на финансирование текущих расходов федерального бюджета. В структуре расходов расширенного правительства отмечается наращивание текущих затрат на финансирование пенсионной системы, а также расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Были приняты политические решения о финансировании масштабных инфраструктурных проектов в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. в г. Сочи, проведению саммита АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 г., чемпионата мира по футболу в 2018 г. . Значительные ресурсы выделяются в виде субсидий и взносов в уставные капиталы государственных корпораций и компаний с государственным участием.

Все эти обстоятельства заметно усиливают существующие риски неустойчивости бюджетной системы: вероятность сохранения дефицита федерального бюджета даже при высоких текущих ценах на нефть; невозможность существенного сокращения имеющихся социальных обязательств, а также перспектива роста расходов в связи с неблагоприятной демографической обстановкой и несбалансированностью Пенсионного фонда; нежелательность повышения налоговой нагрузки на экономику, вероятное сокращение доходов бюджета в среднесрочной перспективе; ограниченные возможности для структурного маневра в целях модернизации экономики. В контексте этих вызовов ключевые задачи в области бюджетно-налоговой политики состоят в обеспечении макроэкономической стабильности, ответственном исполнении принятых обязательств наиболее эффективным способом и стимулировании устойчивого экономического роста посредством налогового и бюджетного механизмов. В качестве первоочередной задачи в целях поддержания макроэкономической стабильности является возврат к «бюджетному правилу», регулирующему порядок использования бюджетных доходов, связанных с колебаниями цен на энергоресурсы, и ограничивающему рост расходов и государственного долга. Федеральный бюджет должен быть сбалансирован при «базовой» цене на нефть. В качестве «базовой» предлагается использовать расчетную цену на нефть марки «Urals», полученную как скользящее среднее цен на нефть за последние 10 лет. Например, в 2012 г. «базовая» цена на нефть составляет примерно 60-65 долл./барр. Добиться сбалансированности федерального бюджета при таком уровне цен на нефть уже в 2012 г. возможно по некоторым оценкам, федеральный бюджет в 2012 г. окажется бездефицитным при среднегодовых ценах на нефть не ниже 115 долл./барр.

в целях финансирования модернизации российской экономики и повышения уровня инвестиций в человеческий капитал необходимо изменение не только структуры государственных расходов, но и в первую очередь подходов к предоставлению бюджетных средств. Дело в том, что большинство публичных секторов, финансируемых сегодня из бюджета, используют финансовые ресурсы с невысокой эффективностью, а, значит, выделение бюджетных средств этим секторам должно осуществляться на условиях проведения ими необходимых преобразований. Примером реализации этой проблемы может служить отчет о своих доходах высших чинов нашего государства. Закон о предоставлении расходов высокопоставленных лиц находится сейчас на обсуждении Госдумы.

В целях усиления стимулирующей функции налогов и повышения надежности финансирования государственных обязательств целесообразно по возможности не увеличивать уровень налоговой нагрузки на экономику, осуществив расширение структурной составляющей налоговой системы. [6]

По словам помощника президента РФ Аркадия Дворкович, если бы налог на прибыль был такой же, как НДФЛ, то мы и собрали бы даже больше, чем сейчас, при высоких ставках, и экономика росла бы быстрее.

Кроме этого, сейчас широко обсуждается вопрос о введении налога на сверхпотребление (налог на роскошь).

По словам Эльвиры Набиуллиной главы Минэкономразвития, повышенным сбором будут облагаться собственники жилья с площадью выше 1000 квадратных метров и владельцы машин мощностью от 250 лошадиных сил. В случае складывающегося устойчивого профицита бюджета расширенного правительства наиболее оправданным для балансирования бюджета является снижение тарифов страховых взносов, например, до 26% при одновременном повышении порогового значения дохода, выше которого взимается ставка 5%.

Повышение справедливости и эффективности налогообложения в России также предусматривает необходимость поэтапной отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с компенсацией выпадающих доходов путем увеличения НДПИ, введения налога на дополнительный доход в нефтедобыче, обеспечения прогрессивности налогообложения в металлургии, производстве минеральных удобрений, угля и др.

Следует ввести прогрессивность налогообложения доходов и имущества, повысить минимальный доход, с которого не взимается НДФЛ, повысить экологизацию системы налогообложения за счет увеличения роли платы за выбросы загрязнений и введения налога на углерод. Отдельного внимания заслуживают вопросы повышения качества таможенно-налогового администрирования. В частности, необходимо реформирование таможенного администрирования на основе перехода к выборочному контролю по результатам анализа рисков, завершение этого процесса в налоговом администрировании; содействие дальнейшей информатизации процессов администрирования и развитию бесконтактных методов работы с налогоплательщиками.

По словам министра правительства Москвы, руководителя Департамента экономической политики и развития города Максима Решетникова, изменения в Налоговом Кодексе не повлекут за собой значительной нагрузки на малый и средний бизнес.

Предусмотренные законопроектом нормы не ведут к увеличению налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства и добросовестных налогоплательщиков из числа представителей среднего бизнеса. Они представляют собой всего лишь техническую корректировку действующих норм законодательства с целью более точного согласования норм различных глав Налогового Кодекса РФ и устранения возможности применения недобросовестными предпринимателями «серых» схем для уклонения от уплаты налогов.

Для бизнеса сейчас важнее всего стабильность, в первую очередь, фискальной нагрузки. В последний год было несколько различных таких изменений, которые, в том числе, были и чреваты закрытием более 10 тысяч субъектов предпринимательской деятельности на территории Саратовской области. Поэтому очередные такие попытки принятия неких законов, причем без согласования с бизнес общественностью, они как раз могут приводить к каким-то очень негативным последствиям, особенно в кризисные явления, когда и так падает покупательская способность.

Основная проблема, по его мнению, в том, что постоянно меняющаяся фискальная политика не дает возможности планирования на какую-то перспективу от 3-5 лет.[14]

Фискальная политика призвана обеспечивать устойчивость экономического развития, она является инструментом в борьбе против инфляции и для поддержания занятости. Но механизм фискальной политики довольно непрост. Ведь кажется все ясно: если в стране в стране безработица растет, то надо увеличивать государственные расходы и снижать налоги, чтобы стимулировать рост производства. В условиях же инфляционной динамики необходимо сокращать государственное расходы и увеличивать налоги. Но жизнь гораздо сложнее, чем теоретические выкладки. Выработка оптимальной модели фискальной политики правительства — задача довольно сложная, поскольку в экономике действуют, как правило, параллельные и разнонаправленные факторы.

Учитывая все эти моменты, надо сказать, что воздействие фискальной политики на макроэкономическую стабилизацию довольно относительно.

Фискальная политика приносит значительный эффект тогда, когда она строится на основе предвидения ситуации, скоропалительные меры не всегда дают должную эффективность. Поэтому очень важно при применении инструментов фискальной политики знать, каковы будут их последствия.

Но фискальную политику не следует сбрасывать со счетов в борьбе с инфляцией и безработицей помня при этом, что максимальный эффект она дает в краткосрочном периоде.

[1] Иванова Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 103 с.

[2] Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. — М.: «ВЛАДОС», 2008г.

[3] Налоги и налоговое право: Учеб.пособие /Под ред. А.В. Брызгалина/. — М.: «Аналитика Пресс», 2009. — 600 с.

[4] Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций// издательство «Высшее образование.»-2007 <http://uchebnik-ekonomika.com/makroekonomika_uchebnik/makroekonomika-konspekt-lektsiy.html >, 169с.

[5] А.Чернявский. Налоговая нагрузка в России и странах ОЭСР// Экспертный канал «Открытая экономика», <http://opec.ru/1393459.html >, 15.02.2012.

[6] В.Мау. Экономика и политика в 2011 году: глобальный кризис и поиск новой модели роста.//Вопросы экономики.-2012.-№2, с. 4-5,18-19

[7] Е.Логинова. Россия упадет в 2014 году.//Рамблер-финансы http://finance.rambler.ru/news/economics/103733076.html , статья от 2.02.2012

[8] Жан-Пьер Паже, 20 лет экономического перехода в России: итоги и уроки.// Проблемы прогнозирования. 2011-№2, с.19-23.

[9] С.Журавлев. Почему шокотерапия в России захлебнулась.//Эксперт.-2011.-№27, с.42-47

[10] По материалам книги Матвеевой Т.Ю. «Макроэкономика: Курс лекций для экономистов» <http://www.ereport.ru/articles/macro/macro16.html >

  • [11] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. — М.: Юристъ, 2008. — 861 с.

[12] Капканщиков С.Г. Бюджетно-налоговое регулирование национальной экономики: мировой опыт и российская специфика: монография/ С.Г.Капканщиков, А.С. Капканщиков; под науч.ред. С.Г.Капканщикова.-Ульяновск: УлГУ, 2009.-416 c.

[13] Смирнова С.Н. Конспект лекций по дисциплине «Макроэкономика» 2011 г.,75-77c.

[14] Официальный сайт общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» <http://new.opora.ru/news/federal/243-fiskalnaya-politika-gosudarstva-kak-instrument-razvitiya-predprinimatelstva>

  • [15] Официальный сайт «KPMG cutting through complexity» <http://www.kpmg.com/ru/>
  • Таблица 1. Исполнение доходов и расходов бюджета всех уровней власти в январе — июне 2009 и 2010 гг.

Январь — июнь 2010 г.

Январь — июнь 2009 г.

Изменение п.п. ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Федеральный бюджет

Доходы

3997,9

19,0

3172,2

17,9

+1,1

Расходы

4386,2

20,8

3893,9

22,0

-1,2

Дефицит/профицит

-388,3

-1,8

-721,7

-4,1

+2,3

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы

3155,7

15,0

2711,3

15,3

-0,3

Расходы

2747,6

13,0

2611,7

14,8

-1,8

Дефицит/профицит

408,1

2,0

99,6

0,5

+1,5

Бюджет расширенного правительства

Доходы

7603,5

36,1

6042,7

34,2

+1,9

Расходы

7331,2

34,8

6619,7

37,4

-2,6

Дефицит/профицит

272,3

1,3

-577,09

-3,2

+4,5

Справочно: ВВП, млрд.руб.

21073,0

17679,6

Источник: Министерство финансов РФ

Таблица 2. Налоговые поступления, в % ВВП.

Источник: Минфин, Росстат[5]

Таблица 3. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг.14

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы, млрд. руб.

5 127,2

6 278,8

7 781,1

9 275,9

6 561,3

6 636,2

7 346,9

8 097,4

%% к ВВП

23,7

23,3

23,5

22,2

17,0

15,7

15,7

15,5

Расходы, млрд. руб.

3 514,3

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9980,1

9 822,8

9 358,6

9 661,2

%% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5

в том числе условно утверждаемые

234,0

483,1

%% к общему объему расходов

2,5

5,0

Дефицит/профицит, млрд. руб.

1 612,9

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-3 418,8

-3 186,6

-2 011,7

-1 563,8

%% к ВВП

7,5

7,4

5,4

4,1

-8,9

-7,5

-4,3

-3,0

Источник: Проект «Основные результаты и направления бюджетной политики на 2012 и период до 2014 г.». Министерство финансов Российской Федерации.