Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.
Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов ...
... социально-экономической ситуации в Московском регионе, выявлению основных проблем развития региона, а также разработке основных направлений совершенствования его социально-экономического развития. Основные выводы и рекомендации выполненного исследования приведены в заключении данной работы. 1.1 Регион ... и практических рекомендаций по управлению социально-экономическим развитием региона в условиях ...
- раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения
1.1. Сущность, понятие безработицы, подходы к определению
Проблема безработицы — одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например, такие:
1. Безработица — это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.
2. Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.
3. Безработица — это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека — права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
- отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
- доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:
Занятость и безработица. Государственная политика занятости
... обеспечения занятости населения в стране и в крае. Данная курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена проблеме безработицы и занятости. В ней указываются общие понятия рынка труда и занятости, причины и виды безработицы, проблемы занятость населения, а ...
Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%.
При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:
- лица, не достигшие трудоспособного возраста;
- лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);
- лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).
Слабозащищенные (социально уязвимые) группы на рынке труда:
- бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей;
- женщины, особенно имеющие малолетних детей, многодетные;
- молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность;
- выпускники вузов и техникумов;
- работающие инвалиды и пенсионеры.
За период 1996—2001 гг. численность контингента слабозащишенных слоев населения значительно возросла; расширился его состав за счет, главным образом, военнослужащих и членов их семей. В период 1992-1997 гг. из вооруженных сил было уволено свыше 1,2 млн. человек. В 2001-2005 гг. произошло увольнение из вооруженных сил около 350 тыс. военнослужащих, не считая вольнонаемных лиц.
Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003г., когда она равнялась 47,1 %).
Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безработицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь текстильной и швейной.
Ухудшается положение молодежи на рынке труда. Поскольку молодежные контингента крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.
1.2. Взгляды экономических школ на безработицу
Дисбаланс рынка труда, как правило, носит хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.
Английский священник Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 . . .), а прирост населения в геометрической (2, 4, 8, 16, 32 . . .).
В наличии этой зависимости мальтузианство видело основную причину безработицы и оправдывало «естественные» методы регулирования численности населения: войны, эпидемии, стихийные бедствия и т. д.
Классическая политическая экономия считала рынок саморегулирующийся системой, где нет места вынужденной безработице, а добровольная означает, что работник не хочет работать за низкую заработную плату и, пока ищет работу с высокой оплатой, добровольно не работает.
В марксистской теории безработный рассматривается как внутренне присущее капитализму явление, вызванное ростом органического строения капитала и вытеснением из производства личного фактора, который образует резервную армию труда, или безработицу. Согласно этой концепции безработица существует в текущей, застойной и скрытой (аграрной) форме. Вывод из марксистской экономической теории состоит в необходимости замены капитализма новым общественным строем.
Контрольная работа: Рынок труда и занятость населения
... в сегодняшних условиях российской экономики. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы функционирования рынка труда, во второй – особенности рынка труда в современных российских ...
Родоначальком современной теории занятости считают Кейнса. Он утверждает, что:
- рынок свободной конкуренции не является саморегулирующимся;
- равновесие рынка не гарантирует полную занятость.[7, с 123]
В настоящее время растет число сторонников классических идей (неоклассическое направление), которые считают, что должен существовать «естественный уровень безработицы», а избавиться от нее вообще — невозможно.
1.3. Причины безработицы
Современная безработица в Российской Федерации – явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.
Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы.
Можно выделить следующие основные причины безработицы:
- избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);
- установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;
- вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;
- наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);
- низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).
Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:
- географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;
- смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;
- наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.
Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий.
Причины скрытой безработицы на российских предприятияхможно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.
Безработица и политика занятости
... сегодняшней ситуации на рынке труда. Целью данной курсовой работы является исследование проблем безработицы и политики занятости населения в России. Поставленная цель достигается решением следующих задач: Изучить теоретические аспекты безработицы, а именно исследовать ...
Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени данная причина сохранения кадров исчезла.
Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы
связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость.
Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства.
Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.
Острота проблемы безработицы порождается рядом причин
Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
Во-вторых, даже если человек не работает он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны («рынок сжимается»).
Безработица и политика занятости в современной России
... образом, политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от её естественной нормы, с колебаниями объёмов производства и численности занятых. Для регулирования рынка труда ...
Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.
В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в изматывающих поисках работы.
В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
1.4. Виды безработицы и их специфика
В зависимости от причин возникновения различают безработицу: фрикционную, структурную, естественную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную, скрытую и технологическую.
1. Фрикционная (текущая) безработица — это временная безработица, которая возникает при добровольной перемене человеком рабочего места (переход с одной работы на другую, изменение места жительства и т.п.) или при смене «этапов жизненного пути» (поступление на работу после армии, окончание учебного заведения и т.п.).
Фрикционная безработицы считается неизбежной и в какой-то мере допустимой, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и продуктивную работу. Это означает более высокие доходы и рациональное распределение трудовых ресурсов, следовательно, и больший реальный объем национального продукта. Вообще психологи считают, что для сохранения жизненного тонуса, работоспособности и морально-психологического равновесия человек должен за свою жизнь не менее шести раз менять место работы.
Термин «фрикционная» подчеркивает, что рынок труда испытывает определенные колебания, равновесие на рынке труда не достигается мгновенно. Однако это не просто нормальное, но положительное состояние, поскольку наличие фрикционной безработицы показывает гибкость рынка труда и свободу выбора каждым его участником линии своего дальнейшего поведения: широкая социальная политика дает шанс дольше оставаться в состоянии поиска более высокооплачиваемой или более интересной работы, что рассматривается как большое достижение социально-экономической политики государства.
2. Структурная безработица — это неполная занятость, т.е. рабочие, заняты неполный рабочий день или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск и т. д. Этому виду безработицы подвержены наемные работники, владельцы мелких предприятий в сфере розничной торговли и услуг, особенно в период кризисов и депрессии. Но в большей степени она проявляется в аграрном секторе, откуда люди готовы уйти в любое время. Аграрное перенаселение является скрытым, потому что мелкие крестьяне лишь формально считаются хозяевами, а фактически большая их часть относятся к безработным, хотя статистика не учитывает их как безработных.
Говоря о структурной безработице, как правило, в качестве примера таковой приводят безработицу, характерную для представителей устаревших профессий, которые либо представляют «умирающие» отрасли, либо просто вытесняются другими факторами производства. Например, труд может замещаться капиталом, а в результате падает спрос на труд.
В понятие структурной безработицы следует также включать ту безработицу, которая может возникать вследствие структурного кризиса «живых», но испытывающих проблемы отраслей. Например, в результате конверсии многие работники этих отраслей в России оказались структурно безработными. Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии. Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (к ним, например, относится производство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики).
В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных. Например, ввоз в Россию значительного числа персональных компьютеров привел к отказу от использования больших ЭВМ, для обслуживания которых требовалось много программистов. Вместе с компьютерами из-за рубежа пришло новое «поколение» программных продуктов, позволяющих общаться с машиной без посредника-программиста. Чтобы сохранить или получить работу, программистам старой школы пришлось срочно переучиваться, овладевать новыми языками программирования и новыми пакетами программ.
Общее у фрикционной и структурной безработицы заключается в том, что оба эти вида безработицы неизбежно возникают в экономике любой страны. При этом величина фрикционной безработицы характеризует степень социально-экономических возможностей населения на рынке труда, а величина структурной безработицы характеризует степень структурных изменений.
Между фрикционной и структурной безработицей есть и различия.
Во-первых, структурная безработица носит более затяжной характер по сравнению с фрикционной, поскольку структурные кризисы трудно преодолеть в короткие промежутки времени.
Во-вторых, состав структурных безработных более устойчив, что чревато образованием конфликтных групп, обостряющих социально-политическую ситуацию в стране.
В-третьих, если переобучение для фрикционных безработных — дело их собственного выбора, то структурные безработные нуждаются в обязательном переучивании, если они планируют найти занятость в течение структурного кризиса.
В-четвертых, в отличие от добровольной фрикционной безработицы структурная безработица всегда носит вынужденный характер.
В целом следует отметить, что структурная безработица-это и для страны в целом, и для тех лиц, которые относятся к данной категории безработных, явление более болезненное, чем фрикционная безработица.
3. Циклическая безработица — это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла. В спаде снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия, а, следовательно, растет безработица. Разница фактического и естественного уровней безработицы и составляет величину циклической безработицы.
Циклическая безработица — отрицательное экономическое явление. Ее наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, а, следовательно, не достигается потенциальный уровень ВВП. Показатели циклической безработицы бывают весьма различны и колеблются в зависимости от интенсивности спада. В США циклическая безработица в Великую депрессию достигала 25%.
Если безработица выше естественного уровня может возникать циклическая безработица, а если безработица ниже естественного уровня, то тогда такое состояние рынка труда называется сверхполной занятостью. Сверхполная занятость считается нормальным явлением для таких стран, чья экономика находится в особых условиях, например в условиях войны. В этом случае такое положение на рынке труда возникает в отсутствие экономических причин.
Если же сверхполная занятость наблюдается достаточно долго в обычных экономических условиях, это свидетельствует о том, что рынок труда негибок, в экономике высокая инфляция. Значит, сверхполная занятость — неблагоприятное экономическое явление.
4. Сезонная безработица — появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется по причине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, строительной промышленности. Часто сезонную безработицу относят к фрикционной.
5. Застойная безработица — включает работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Специфика их в том, что они заняты только в определенное время, а все остальное время являются безработными. Низший слой застойного перенаселения образуют пауперы — бедняки, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него.
Сюда относятся старики, калеки и инвалиды труда, а также деклассированные элементы — воры, проститутки, нищие, бродяги.
6. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.
7. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
8. Технологическая безработица новейшая форма сокращения занятости рабочей силы, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных технологий 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.
9. Естественной безработицей называется сумма фрикционной и структурной безработиц.
1.5. Естественная безработица
Термин «естественная безработица» используется, чтобы подчеркнуть, что данный уровень нормален, внутренне присущ экономике. Это самый лучший уровень безработицы, который, с одной стороны, не слишком высок, чтобы можно было говорить о проблеме занятости ресурсов, а с другой стороны, достаточен для обеспечения гибкости рынка труда и создания здоровых конкурентных элементов.
Естественная безработица — это необходимый резерв рабочей силы, который может быть использован в случае необходимости.
Естественный уровень безработицы иногда называют уровнем полной занятости, или нулевой безработицей. В таком определении подчеркивается, что данный уровень безработицы дает возможность достигать потенциального ВВП, т.е. ВВП при полной занятости. Графически его можно увидеть на вертикальной части кривой совокупного предложения (рис.1), характеризующей уровень полной занятости ресурсов в экономике, в том числе и трудовых ресурсов.
- Горизонтальный участок (1)
- Промежуточный участок (2)
- Вертикальный участок (3)
Рисунок 1 (кривая совокупного предложения)
Естественный уровень безработицы называют также уровнем NAIRU(not-acceIerating-inflation-rate-ofunemployment — не ускоряющий инфляцию уровень безработицы).
Это название происходит от анализа известной дилеммы целей: борьба с инфляцией или борьба с безработицей. Как известно, на, краткосрочных интервалах две задачи одновременно недостижимы.
Если правительство ставит задачу борьбы с инфляцией, то проводится ограничительная политика, ведущая к сдерживанию производства, а следовательно, к росту безработицы.
Если же правительство ставит задачу борьбы с безработицей, проводится стимулирующая политика, которая, однако, приводит к инфляции. То есть низкая безработица не может сочетаться с низкой инфляцией. Но когда речь идет о естественном уровне безработицы, внутренне присущем экономической системе, такая взаимосвязь не наблюдается.
Естественный уровень безработицы необходим. Это низкая безработица, которая в то же время никак не влияет на инфляцию. Будучи внутренней потребностью рынка труда, она не ускоряет инфляцию.
Естественный уровень безработицы имеет конкретные показатели. Для развитой страны естественный уровень безработицы составляет в среднем 4—5%. Эта цифра может меняться, поскольку на величину естественного уровня безработицы влияет ряд факторов:
- социальная политика государства (высокие социальные пособия увеличивают естественный уровень за счет роста фрикционной безработицы: люди могут себе позволить дольше быть безработными);
- психологические установки населения, характеризующие склонность к занятости (это может быть связано с историческими, национальными, региональными особенностями);
- позиции профсоюзов (сильные позиции профсоюзы воздействуют на рынок труда так же, как и высокие социальные пособия государства);
- изменение демографического состава рабочей силы (в составе рабочей силы становится больше женщин, молодежи, а это лица, для которых наблюдается высокий уровень фрикционной безработицы: декретные отпуска, обучение и т.д.) и т.п.
Но фактическая безработица может быть выше естественного уровня. Это означает, что имеет место циклическая безработица. Существуют определенные трудности при мониторинге уровня NAIRU как в индустриальных странах, так и в странах с экономикой переходного периода. По этому поводу коллектив авторов во главе с А.В. Сидоровичем подчеркивал, что статистические погрешности неизбежны, так как, например, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они занимаются поисками рабочих мест. В результате и фактический, и естественный уровень окажутся завышенными. «Расчеты уровня безработицы в переходных экономиках, в том числе и в российской, нередко приобретают характер экспертных оценок ». Критиковали западную методику и Б.Бреев, Т. Костенко, А. Нанавян. В частности, они упоминали учебник «Макроэкономика» (Мэнкью Н.), где предлагается количественно определять естественный уровень безработицы как среднюю арифметическую за десять предыдущих лет. Им представляется, что, исходя из содержания данной категории, такое определение не имеет достаточных оснований. Аналогичная точка зрения была высказана и Л.А. Костиным. Он отмечает также, что метод определения естественной безработицы на основе данных о величине фонда занятости населения и средней величины пособия по безработице, предлагаемый рядом авторов, вряд ли приемлем, так как величина фонда занятости должна быть не исходной, а производной величиной, зависящей от естественного уровня безработицы. Наибольший интерес для экономистов всегда представляла массовая, «неравновесная», «вынужденная» — циклическая безработица, порождающаяся циклическими колебаниями экономической активности.
Глава 2. Последствия безработицы
2.1. Экономические последствия безработицы
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
Первое, к чему приводит безработица, — это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица).
В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.
Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.
Иначе говоря, каждый процент циклической безработицы дает отставание по ВВП в размере равном 2,5%. Например, если в данном периоде (году) циклическая безработица составила 3%, то отставание фактического ВВП от потенциального равно 7,5%. Из таблицы 1 видно, что в 2004 году с учетом выработки на 1 работника 22,4 млрд. руб., то потери ВВП от безработицы по формуле А. Оукена будут составлять 48,8 млрд. руб.
Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.
Таблица 1.
Динамика потерь производства ВВП России от безработицы
Годы |
ВВП в ценах 1990 г. |
Численность занятых |
Среднегодовая выработка на 1 занятого |
Численность безработных (за искл.. естественной безработицы) |
Потери ВВП от безработицы |
|||
По формуле А.Оукена (коэффициент — 2,5) |
С учетом выработки на 1 работника |
|||||||
млрд. руб. | млн. чел. | тыс. руб. | млн. чел. | млрд. руб. | в % | млрд. руб. | в % | |
1995 | 389,8 | 60,0 | 6,5 | 3,3 | 46,6 | 12,0 | 21,2 | 5,4 |
1997 | 370,7 | 58,4 | 6,3 | 3,6 | 49,5 | 13,4 | 22,8 | 6,2 |
1999 | 390,8 | 63,1 | 6,2 | 4,2 | 57,0 | 14,6 | 26,1 | 6,4 |
2001 | 423,2 | 64,5 | 6,6 | 3,3 | 48,6 | 11,5 | 21,5 | 5,1 |
2004 | 444,3 | 64,4 | 6,9 | 3,2 | 48,8 | 11,0 | 22,4 | 5,0 |
Несмотря, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня развитых государств Запада.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
В 1999 году валовой внутренний продукт составил к уровню 1990 года (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку (см. табл.2 приложение 1) .
Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса — это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.
Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.
Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет.
2.2. Социальные последствия безработицы
Помимо чисто экономических последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.
В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.
Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 15 лет неумолимо продолжает расти.
Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.
Беспризорность – это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то мог прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. В связи с этим прослеживается в России отрицательная ситуация — смертность превышает над рождаемостью (см. табл.1,приложение 2)
Естественная убыль населения сопровождается падением производства.
В России существенно уменьшилась средняя продолжительность жизни населения. Если в 1992 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 67,9 года (в том числе мужчины 62,0 и женщины – 73,8), то в 1999 году продолжительность жизни снизилась до 65,9 года (в том числе мужчины 59,8 и женщины – 72,2).
Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2005г. было возбуждено 132,6 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних. Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди.
Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.
Таким образом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста. Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости
Уровень безработицы в России в сентябре 2005 года составил 6.8% экономически активного населения страны по сравнению с 6,5% в августе. Количество безработных по сравнению с августом увеличилось на 4,4%, по отношению к аналогичному периоду 2004 года безработица сократилась на 11,9%. В конце сентября 2005 года 5,1 млн. человек, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные. В сентябре 2004 года этот показатель составлял 5,7 млн. человек, в августе 2005 — 4,8 млн. человек.
В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны.
В феврале 2006 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения страны.
При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек.
В Белгорододской области по данным Госкомстата с 2000 года прослеживается отрицательная обстановка численность граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. В декабре 2005 года зарегистрировано 10,4 тысяч человек. Количество безработных по сравнению с ноябрем этого же года повысилось на 800 человек, но снизилось по сравнению с декабрем 2004 годом на 800 человек (см. табл.1 приложение 3) .
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:
- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;
- разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;
- стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;
- ориентация на сокращение безработицы, оживление производства;
- преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
- становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.
Январь-август 2005 года менее удачный, нежели 2004 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (см. табл.2, приложение 3)
Пути решения проблем безработицы
Есть два пути: прямой и косвенный.
Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный— это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
1.Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
2.Использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.
3.Развитие системы страхования от безработицы:
- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку предприятий;
- использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
- финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
- адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка
через систему профессиональной подготовки при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;
- упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.
В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.
Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.
Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.
Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.
Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам экономической реальности.
Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом.
Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример нужно брать опять-таки с США. В период Великой депрессии собственность на жилье там преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы доля собственного жилья резко упала, но не менее масштабный структурный кризис 70-80-х годов Штаты перенесли значительно легче.
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы
Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р.
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Список используемой литературы
1. Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве. – М.; «Юстицинформ», 2007 г.
2. Журавлева И.В. Комментарий последних изменений к Трудовому кодексу Российской Федерации. – М.; «Юрайт», 2007 г.
3. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.; «Юстицинформ», 2005 г.
4. Латентные формы принудительного труда в российском трудовом законодательстве (Ю.Г. Попонов, В.И. Анишина, «Российская юстиция», N 8, август 2005 г.)
5. Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – М.; «Журнал «Управление персоналом», 2004 г.
6. Приближаемся к объективности (Н. Коваленко, «Кадровое дело», N 8, август 2003 г.)
7. Применение в России международных норм о труде (О.А. Вострецова, «Законодательство», N 12, декабрь 2006 г
8. Свобода труда или право на труд? (В.И. Анишина, Ю.Г. Попонов, «Журнал российского права», N 4, апрель 2007 г.)
9. «Экономика труда» Под ред. Волгина, Одегова М.: Экзамен 2002.
10. «Прикладная экономика» Учеб. пособие. Пер. с англ. Под редакцией канд.экон. наук Д.Ю. Тушунова М.: Просвещение, 1992.
11. «Курс экономической теории» Учеб. пособие. Под ред. А.В. Сидоровича М.: «Дело и Сервис» 2001.
12. «Курс экономической теории» Учеб. пособие. Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров 2001
13. «Экономические стороны «скрытой» безработицы» Л. Миляева «Экономист» №7, 2001
Приложение 1
Таблица 2
Валовой внутренний продукт некоторых стран в 2001 году.
страны | ВВП на душу населения | |
Долл. США | По отношению к США, % | |
США | 27 831 | 100 |
Япония | 23 980 | 86,2 |
Германия | 21 330 | 76,6 |
Франция | 20 390 | 73,3 |
Великобритания | 19 528 | 70,2 |
Россия | 6 742 | 24,2 |
Приложение 2
Таблица 1.
Общие коэффициенты естественного движения населения.
Годы | Всего, тыс. человек | На 1000 человек населения | ||||
родившихся | умерших | естественный прирост | родившихся | умерших | естественный прирост | |
Все население | ||||||
1990 | 1988,9 | 1656,0 | 332,9 | 13,4 | 11,2 | 2,2 |
1995 | 1363,8 | 2203,8 | -840,0 | 9,3 | 15,0 | -5,7 |
1996 | 1304,6 | 2082,2 | -777,6 | 8,9 | 14,2 | -5,3 |
1997 | 1259,9 | 2015,8 | -755,9 | 8,6 | 13,7 | -5,1 |
1998 | 1283,3 | 1988,7 | -705,4 | 8,8 | 13,6 | -4,8 |
1999 | 1214,7 | 2144,3 | -929,6 | 8,3 | 14,7 | -6,4 |
2000 | 1266,8 | 2225,3 | -958,5 | 8,7 | 15,3 | -6,6 |
2001 | 1311,6 | 2254,9 | -943,3 | 9,0 | 15,6 | -6,6 |
2003 | 1477,3 | 2365,8 | -888,5 | 10,2 | 16,4 | -6,2 |
2005 | 1502,5 | 2295,4 | -792,9 | 10,4 | 16,0 | -5,6 |
( Знак (-) означает естественную убыль населения.)
Приложение 3
Таблица 1
Численность граждан, имеющих статус безработных, тысяча человек
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Январь | 4.6 | 5.5 | 6.9 | 8.5 | 9.5 | 11 |
Февраль | 4.6 | 5.6 | 7 | 8.5 | 9.5 | 11.2 |
Март | 4.5 | 5.5 | 7 | 8.6 | 9.3 | 11.5 |
Апрель | 4.5 | 5.4 | 6.9 | 8.6 | 9.1 | 11.4 |
Май | 4.5 | 5.3 | 6.8 | 8.4 | 9.5 | 11 |
Июнь | 4.4 | 5.2 | 6.8 | 8.1 | 10 | 10.7 |
Июль | 4.6 | 5.5 | 6.9 | 8.3 | 10.8 | 10.7 |
Август | 4.7 | 5.7 | 7.2 | 8.6 | 10.8 | 10.2 |
Сентябрь | 4.7 | 5.7 | 7.3 | 8.5 | 10.5 | 9.6 |
Октябрь | 4.9 | 6 | 7.5 | 8.8 | 10.6 | 9.4 |
Ноябрь | 5.1 | 6.3 | 8 | 9.5 | 10.8 | 9.6 |
Декабрь | 5.3 | 6.5 | 8.5 | 9.8 | 11.2 | 10.4 |
Таблица 2
Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации
за январь-август 2005 года
№ пп | Показатели | Январь-август | 2005г. В % 2004г. | |
2005г. | 2004г. | |||
1 | Численность обратившихся в поисках работы (тыс. человек) | 4470 | 4528 | 98,7 |
2 | Численность признанных безработными (тыс. человек) | 2187 | 1959 | 111,6 |
3 | Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) | 2928 | 3099 | 94,5 |
4 | Численность граждан, принимающих участие в общественных работах (тыс. человек) | 389 | 498 |
78,2 |
5 | Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек) | 237 | 280 | 84,7 |
6 | Численность безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию (тыс. человек) | 23,3 | 21,6 | 108,0 |
7 | Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1766 | 1607 | 109,9 |
8 |
Доля безработных, получающих пособие по безработице на конец отчетного периода (тыс. человек) |
83,3 | 81,4 | — |
9 | Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1048 | 1021 | 102,7 |
10 | Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) | 2,4 | 2,2 | — |
11 | Средняя продолжительность безработицы на конец июня (месяц) | 5,8 | 6,6 | — |
12 | Доля безработных, состоящих на учете более года (на конец июня) (%) | 12,2 | 20,4 | — |
13 | Коэффициент напряженности (соотношение численности занятых к числу вакансий) на конец отчетного периода (человек) | 1,9 | 1,8 | — |
Справочно на конец августа, по данным Росстата:
— Численность экономически активного населения — 74,7 млн. чел.
— Численность безработных (МОТ) — 4,8 млн. чел.
— Уровень общей безработицы — 6,5%.