безработица экономика последствие население
Уже несколько лет подряд ряд экспертов и аналитических служб прочат России экономический спад. Даты рецессии сдвигаются все ближе и ближе. Уже в этом году рост российская экономика замедлилась до 0,7%. Хотя это и положительный результат, однако слабее ожидаемого. Можно сказать, что российская экономика попала в стрессовые условия, отчего когда-то давно планируемое замедление происходит гораздо быстрее.
Экономический спад для обычных граждан значит появление множества проблем, и самая страшная из них — увольнение с работы, либо трудности с устройством на работу. Все это выражает в себе емкий термин — безработица.
Безработица — это явление социально-экономического характера. В первую очередь она должна рассматриваться с функциональной стороны. Здесь два важных момента. Во-первых, безработица является и причиной, и следствием, развития экономического кризиса. Во-вторых, то, что это системное явление, и на него оказывает влияние множество причин: от внешних до индивидуальных.
Практически все аналитики уверены, что Россия скатывается в рецессию. В целом, это связано с кризисом в Еврозоне, а также имеет и политический подтекст: развязанная санкционная кампания бьет по отдельным секторам экономики, бьет по торговому обороту, а также вызывает опасения со стороны инвесторов. Кроме того, последние меры ЦБ России по стабилизации курса рубля, также оказывают свое косвенное влияние.
Актуальность темы работы заключается в том, что уровень безработицы напрямую влияет на уровень жизни населения и экономику страны в целом.
Цель работы — исследование безработицы в России.
Задачи работы:
- изучить сущность и виды безработицы;
- изучить причины и последствия безработицы;
- исследовать показатели безработицы в России;
- исследовать проблемы безработицы в России;
- исследовать пути решения проблем безработицы в России;
- исследовать перспективы развития безработицы в России.
Предмет работы — безработица.
Объект работы — безработица в России.
Методы исследования: анализ, обобщение, экспертные оценки.
Работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении обозначена актуальность темы, поставлена цель и задачи исследования. В первой главе представлены теоретические аспекты понятия безработицы. Во второй главе представлен анализ безработицы в России. В третьей главе представлены пути решения проблем безработицы в России и перспективы ее развития. В заключении подведены итоги по всей работе.
Безработица в современной экономике: причины, виды, последствия
... Цель работы - исследовать проблему безработицы в современной экономике. Основные задачи работы: изучить литературу по теме исследования; проанализировать теоретические основы безработицы; изучить различные теории безработицы; проанализировать особенности рынка труда и занятости в России на современном этапе; изучить особенности безработицы в ...
1. Теоретические аспекты понятия безработицы
1.1 Сущность и виды безработицы
Безработица — такое явление, которое привлекает внимание политиков, экономистов и социологов. Это очень важный показатель обустроенности общества, и чем выше уровень безработицы, тем хуже экономическое и социальное состояние страны. Людей, которые неспособны найти работу, называют безработными, а статистические сводки количества этих членов общества определяют ее уровень, который рассчитывается из числа трудоспособных людей[3, С.121].
Безработица является неизбежным спутником рыночной экономики и существует в любой стране. Наряду с инфляцией, она представляет собой важнейший фактор, снижающий уровень жизни населения.
Когда часть населения, которые способны работать, не могут найти себе достойную работу, это называется безработицей. По мнению МОТ безработными считаются те люди, которые остаются без работы, но стараются ее найти и готовы в короткие сроки к этой работе приступить. А другими словами это люди, которые стоят на бирже труда. Число безработных людей зависит некоторых показателей — от экономического роста, от цикла роста, от производительности труда и от многого другого. А такой показатель, как выплата пособия по безработице, начисляется с того момента, как человек официально зарегистрировался на бирже труда.
Безработицей называется временная незанятость трудоспособного населения. Она возникает в ситуации, когда предложение рабочей силы по каким-либо причинам превышает спрос на нее. Причинами может быть экономический спад, когда снижаются объемы производства и высвобождаются тысячи работающих, модернизация производства, при которой новые внедряемые технологии требуют меньшего количества людских ресурсов, и многое другое. Разные формы безработицы вызваны разными причинами.
Если человека, который был уволен по сокращению штата, или сама организация перестала существовать, то в этом случае производится выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы с предыдущей работы. Существует такое понятие, как пособие по безработице по соглашению сторон, когда человека увольняют без конкретного на то основания. В этом случае размер пособия этого человека будет определен продолжительностью работы, в процентном соотношении исходя из его средней зарплаты. Сумма пособия не может превышать суммы максимального пособия[8, С.143].
Но если человек впервые ищет работу и встал на биржу, или хочет вновь работать после продолжительного отдыха, или был уволен по основательным причинам, то его размер пособия будет самым минимальным.
Выплата пособия по безработице прекращается в следующих случаях:
- если человек нашел подходящую работу;
- если человек проходит обучение или повышение своей квалификации по направлению биржи и ему платят стипендию;
- если человек совсем не приходил в течение месяца в орган занятости без конкретной на то причины;
- если человек переехал в другой город;
- если человек пытался обманным путем получить пособие по безработице;
- если человек оказывается в месте лишения свободы;
- если человек состарился и получает пенсию по старости или за выслугу лет;
- если человек добровольно отказывается от получения пособия;
- если человек, получавший пособие, умер.
Пособие по безработице имеет свои нюансы и определения. От прежнего места работы, от мнения самого человека и от его квалификации зависит размер пособия и дальнейшее место работы [2, С.178].
Безработица и ее проблемы в переходной экономике
... темы курсовой работы обусловлена остротой нерешенных проблем в сфере связанной с эффективным распределением и использованием экономически активного населения в период переходной экономики, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица: ...
Различают множество видов, типов и форм безработицы, и первые два основных типа — добровольный и вынужденный. В первом случае человек сам отказывает работать. Этому способствуют разные причины: низкий уровень заработной платы, отсутствие мотивации к труду или умений. Частота добровольной безработицы увеличивается во время экономической нестабильности.
Безработица ожидания происходит, когда человек хочет работать, уровень зарплаты его устраивает, но он не может найти вакантное место.
Зарегистрированная безработица — это количество людей, который не работают, но поставлены на учет в официальное заведение и находятся в очереди ожидания вакантного места. Маргинальная — это количество неработающих людей, которые находятся в категории незащищенных слоев населения. К ним относятся женщины, молодежь и инвалиды, а также представители самого низкого социального слоя.
Неустойчивая безработица означает увольнение, которое вызвано временными причинами: например, сезонная работа или добровольный переход на другую службу. Структурная безработица возникает, когда квалификация потенциальных работников не соответствует новым требованиям и стандартам. Это происходит тогда, когда страна претерпевает экономические перестроения, как это было в России в 90-х годах: рынок профессий резко начал обновляться неизвестными до тех пор специальностями, но общество не было готово совершить резкий образовательный переход, что привело к массовой безработице и привлечению иностранных специалистов на российский рынок труда.
Институциональная безработица возникает, когда государство ограничивает размеры ставок в то время, когда они могли сформироваться естественным путем. Фрикционная безработица — нормальное явление в стране с экономической стабильностью: так, она означает временный поиск работником более привлекательного для него рабочего места. Скрытая безработица — такой вид, который подразумевает сокрытие своего безработного положения от общества[5, С.119].
Вынужденную безработицу разделяют на три типа:
- Циклическая. Если в стране систематически происходит спад и возобновление некой отрасли производства, тогда здесь будет развиваться циклическая безработица.
— Сезонная. Некоторые отрасли экономики активизируются по сезонам: например, сельскохозяйственная область имеет множество разветвлений, и одна из работ, требуемых в ней — обработка земли, производится только в теплые времена года (весна, лето, осень).
- Технологическая. Она связана с тем, что некоторые профессии со временем становятся неактуальными из-за замены человеческого труда техникой.
Скрытая безработица имеет два типа:
- Формальная. Происходит, когда производство частично прекращается: люди формально числятся в штате предприятия, но фактически не работают.
- Неформальная. В этой категории лица, которые не зарегистрировали свое безработное положение.
Выделяют две формы безработицы, в зависимости от количества людей:
Изучение работы Центров занятости населения в области занятости ...
... труда в условиях кризиса. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Теоретические основы государственной политики занятости населения 1 Содержание, уровни и виды государственной политики занятости населения ... труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, ...
— Массовая. Она возникает, когда страна переживает экономический спад: массовое закрытие крупных предприятий, отсутствие в бюджете денег для выплаты зарплат и др. Особенно массовая безработица проявляется в маленьких городах, где закрывается большое предприятие, которое способствовало трудоустройству большинства жителей этого поселения.
- Частичная. Возникает, когда спрос на продукцию предприятия по каким-либо причинам понижается[10, С.120].
1.2 Причины и последствия безработицы
Причинами безработицы являются:
- структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы;
- экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребности в рабочей силе;
- повышение минимального размера оплаты труда увеличивает издержки производства и обращения и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу;
- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
- изменения в демографической структуре населения, т.е.
с ростом численности населения в трудоспособном возрасте возрастает вероятность безработицы[7, C.156].
Основной причиной этого фрикционного типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест).
Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.
К фрикционным безработным относятся:
- уволенные с работы по приказу администрации;
- уволившиеся по собственному желанию;
- ожидающие восстановления на прежней работе;
- нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
- сезонные рабочие (не в сезон);
- люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации[6, C.104].
Причина структурной безработицы — несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.
Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.
Доходы населения и уровень жизни
... определяющие доходы населения; изучить дифференциацию населения по доходам, способы ее измерения; рассмотреть проблему бедности; изучить уровень и качество жизни; проанализировать политику благосостояния населения и уровень жизни в Республике Беларусь. 1. Доходы населения и их виды. Номинальные и реальные доходы Уровень и качество жизни ...
Неэкономические последствия безработицы — это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить[14, C.177].
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Таким образом, безработица является серьезной проблемой для экономики страны. Если небольшой ее уровень полезен в качестве резерва при увеличении объемов производства, то высокий рост означает не только недопроизводство ВВП, но и социально-политические волнения вплоть до смены власти. Для рядовых граждан безработица представляет еще более серьезную проблему. Человек, потерявший работу, испытывает серьезные трудности в финансовом и моральном плане. Помимо материальных ограничений и падения уровня жизни, он испытывает сильнейший стресс, чувствует себя выброшенным из жизни, незащищенным. Самооценка безработного резко снижается, особенно если найти новую работу никак не удается. В отдельных случаях вынужденная безработица приводит к деградации личности, толкает человека к пьянству и наркомании. Следовательно, она является еще и серьезной социальной проблемой.
2. Анализ безработицы в России
2.1 Показатели безработицы в России
По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения в I квартале 2015 г. составила 76,0 млн. человек.
Численность занятых в экономике — 71,6 млн. человек.
Уровень общей безработицы в течение I квартала 2015 г. ожидаемо увеличился с 5,1% экономически активного населения (с исключением сезонного фактора) в январе до 5,5% в марте. В среднем за I квартал безработица составила 5,3% экономически активного населения, что хотя и выше уровня прошлого года, но пока безработица не носит массового характера.
Эконометрический анализ влияния экономических показателей на ...
... исследования я использую эконометрический анализ, который буду осуществлять с помощью эконометрического пакета EViews 3.1, ... на душу населения 5. urban – численность городского населения 6. rural - численность сельского населения Выбрав 172 страны, я занесла данные в EViews и настало время для анализа ... также необходимо смотреть на наличие ошибок, однако чтобы не загромождать эссе, графики я приводить ...
Уровень общей безработицы в 2012-2015 гг. (по кварталам) представлен на рис.2.1.
Рис.2.1 Уровень общей безработицы в 2012-2015 гг. (по кварталам)[19]
В целом по Российской Федерации в органах службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1 млн. человек (без учета Республики Крым и г. Севастополя), что больше на 44 тыс. человек, чем в 2014 году.
Численность официально зарегистрированных безработных и потребность в работниках в 2014 -2015 годах представлена на рис.2.2.
Рис.2.2. Численность официально зарегистрированных безработных и потребность в работниках в 2014 -2015 годах[19]
Начавшееся в конце 2014 года сокращение спроса на труд продолжилось и в I квартале 2015 года. По состоянию на конец марта 2015 г. в банке данных органов службы занятости было 1,2 млн. вакантных рабочих мест против почти 2 млн. в октябре 2014 года.
Сокращение потребности работодателей в работниках привело к увеличению коэффициента напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий. В марте 2015 года коэффициент напряженности (без учета Республики Крым и г. Севастополя) составил 100,0 человека (за соответствующий период 2014 года — 66,4 человек).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г.№ 357-ФЗ, в соответствии с которым изменился механизм привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке: институт квотирования на осуществление трудовой деятельности для граждан СНГ был заменен на разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности по патенту.
За 2 месяца 2015 г. число иностранных граждан, оформивших разрешения на работу, составило 29,3 тыс. человек, которым оформлено 37,8 тыс. разрешений.
В рамках установленной квоты иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы, оформлено 6,5 тыс. разрешения на работу.
За январь-февраль 2015 г. квота на выдачу разрешений на работу в целом по Российской Федерации исчерпана на 3 процента[20].
От работодателей за указанный период получено 91,0 тыс. уведомлений о заключении трудового договора с иностранными гражданами, согласно которым 48,1% иностранных работников осуществляли трудовую деятельность в сфере услуг, 36,2% — в строительстве, 7,2% — в торговле, 3,4% — в транспорте и связи, 2,7% — в сельском и лесном хозяйстве и 2,3% — в обрабатывающих производствах.
За 2 месяца 2015 г. высококвалифицированным специалистам оформлено 3,6 тыс. разрешений на работу, что на 22,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Число иностранных граждан, оформивших патент составило 79,2 тыс. человек, что на 64,5% меньше по сравнению с показателем прошлого года.
Сумма поступившего в бюджеты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов составила более 10,8 млн. рублей, что почти в 8,4 раза больше, чем за аналогичный период 2014 г. (менее 1,3 млн. рублей)[20].
Динамика уровня безработицы в России за первое полугодие 2015 года представлена на рис.2.3.
Рис.2.3. Динамика уровня безработицы в России за первое полугодие 2015 года [19]
Финансовый кризис 1998 года в России
... и население страны с целью предотвращения развития кризисных явлений в будущем, смягчения их последствий. Целью курсовой работы является изучение особенностей возникновения и развития финансового кризиса в России. Для ... нерезидентов приближалась к 10 млрд. долларов в год [18]. Ситуацию усугублял обвал на Азиатских биржах. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии спровоцировал «бегство» иностранного ...
Летние месяцы демонстрируют положительную динамику на рынке труда. По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения в июле 2015 г. составила 77,2 млн. человек, что на 723,8 тыс. человек больше, чем в июне текущего года. В основном рост произошел за счет увеличения занятого населения, численность которого в июле была на 745,5 тыс. человек больше июньских показателей и составила 73,1 млн. человек. Это является сезонным фактором, связанным с циклом сельскохозяйственной и строительной деятельности. Определенный вклад внесло некоторое оживление в обрабатывающих производствах. Вынужденная неполная занятость в течение летнего периода остается стабильной. По данным мониторинга Минтруда России, по состоянию на 5 августа 2015 г. численность работающих неполное рабочее время, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках по соглашению сторон, составила 322,2 тыс. человек, что на 8,9 тыс. человек меньше, чем было на 1 июля 2015 года. Необходимо напомнить, что масштабы неполной занятости в текущем году существенно ниже показателей 2009 года. В июле 2015 г. численность безработных, определяемых по методологии МОТ, продолжила снижение и составила 4,1 млн. человек (5,3 % экономически активного населения), что на 21,7 тыс. человек меньше июня 2015 года. С исключением сезонного фактора уровень безработицы в июле текущего года снизился до 5,5 % от экономически активного населения. После положительной динамики, наблюдаемой в мае-июне текущего года, потребность работодателей в работниках за июль сократилась на 33 тысячи вакансий. Такая ситуация свидетельствует о том, что рынок труда продолжает адаптироваться к изменениям экономической ситуации и говорить об оживлении преждевременно. Численность официально зарегистрированных безработных в июле 2015 г. увеличилась относительно июня на 1,3 тыс. человек и составила 975,1 тыс. человек. В результате некоторого роста регистрируемой безработицы и сокращения количества вакансий коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в июле текущего года вырос и составил — 86 человек (за соответствующий месяц 2014 г. — 46,8 человек)[21].
Росстат в сентябре 2015 года опубликовал предварительные данные по состоянию безработицы в РФ. По информации ведомства, в августе 2015 года численность безработных в стране выросла на 13,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 4,1 млн. человек. Уровень безработицы в августе составил 5,3 %.
Между тем, как пишет ТАСС, по сравнению с июлем текущего года количество незанятых граждан в стране уменьшилось на 0,2 %. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных в августе 2015 года были зарегистрированы 956 тыс. человек. По сравнению с июлем текущего года эта цифра сократилась на 1,9 %.
В настоящее время в России наблюдается циклическая безработица, вызванная сложной экономической обстановкой в стране под влиянием санкций западных стран, снижением курса рубля, падением цен на нефть.
Численность официально зарегистрированных безработных в августе 2015 г. уменьшилась относительно июля на 18,9 тыс. человек и составила 956,2 тыс. человек. Негативным фактором остается снижение потребности работодателей в работниках, которая за август уменьшилась на 22,2 тысячи вакансий. В результате сокращения количества вакансий коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий в августе текущего года вырос и составил — 86,2 человек (за соответствующий месяц 2014 г. — 48 человек)[21].
Инвестиционный рынок России: состояние и перспективы развития
... России, его структура, проблемы и перспективы развития. Главная цель данной работы - выявить проблемы и определить направления развития инвестиционного рынка Российской Федерации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотрение экономической сущности инвестиций в экономике; ...
2.2 Проблемы безработицы в России
Безработица — одна из главных проблем России. Несмотря на всевозможные программы и фонды для борьбы с этим явлением, все больше россиян не могут устроиться на достойную работу. Уровень безработицы является одним из центральных показателей экономики страны. Сейчас в России начался экономический кризис, который несет за собой негативные последствия для населения.
Наибольший уровень безработицы в России был зафиксирован в 1996 году, в преддверии первого экономического кризиса. Тогда не могли найти работу 8,5% работоспособного населения. Но вскоре эта проблема была решена[17, C.563].
По состоянию на январь 2015 года уровень находился на планке 5,6%. Государство всевозможными способами стимулировало работоспособных людей не сидеть дома и не получать пособие на бирже занятости, а идти работать.
Впервые в высших кругах о катастрофической нехватке работы заговорил глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, уже до конца 2014 года стоит ожидать показателя порядка 6% безработных. На 2015 год Минэконразвитие предсказывает безработицу на уровне 6,4%[22].
Самые большие проблемы с поиском работы сейчас отмечаются в Ингушетии, Омской области, а также в новых регионах Российской Федерации: городе федерального значения Севастополе и Республике Крым в целом.
Увеличилось и число сотрудников, которые были вынуждены уйти в неоплачиваемые отпуска, сократить время работы и соответственно сумму заработной платы и перешедших на неполную ставку. К концу февраля цифра выросла до 250 000 человек.
Очевидно, что экономика России в данный момент переживает не лучшие времена: падение курса рубля к евро и доллару, рост цен на продукты питания, санкции со стороны Евросоюза и США, увольнения на предприятиях. Экономисты говорят, что проблемы в экономике будут продолжаться весь 2015 год. По одним данным рост намечается только на 2016 год, по другим — на середину 2017 года. Эти два года россиянам придётся «подтянуть пояса». Главная проблема населения — возможные увольнения. Пока о сокращении числа сотрудников заявили только автомобильные бренды, а также крупные предприятия лёгкой промышленности. Относительно неплохая ситуация отмечается в тяжёлой промышленности, металлургии из-за падения курса национальной валюты, а также в «оборонке». Социологи, экономисты, эксперты рынка труда, чиновники и профсоюзы предупреждают россиян — готовьтесь к экономии.
Согласно опросу, около 71% жителей России заметили начало экономического кризиса. Для сравнения, в январе данный показатель равнялся 62%. Такие данные озвучил фонд «Общественное мнение». Не видят кризиса только 14% опрошенных, часть не смогла ответить конкретно. Всего было опрошено несколько тысяч человек в 43 субъектов России.
Чаще всего респонденты говорят о росте цен на товары в магазинах — примерно 45% опрошенных. Это подтверждают и экономисты — на конец февраля годовая инфляция в России достигла рекордных показателей в 16,2%. 12% столкнулись с сокращениями на работе, ещё 11% говорят о сокращении уровня жизни в целом.
Экономические реформы России в 90х годах
... в результате проведения рыночных реформ «варварского капитализма», по меньшей мере в ближайшие годы. В 1990—1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это ... развитию конкуренции. Поэтому, например, в 1992 г. введение «свободных» цен проводилось руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, ...
Со слов Татьяны Блиновой, заместителя главы Министерства труда РФ, ситуацию усложнит в ближайшие месяцы сезонная проблема — весенний рост безработицы, который есть всегда. Есть риск получить уже в конце 2015 года как минимум 2 миллионов безработных. Бюджет РФ уже изрядно похудел, сокращаются ключевые статьи расходов. Он может не выдержать необходимости поиска такого количества рабочих мест. Политологи считают, что это может стать причиной массовых акций протестов, как в депрессивных регионах, так и в крупных мегаполисах. Есть риск общего недовольства населения РФ, роста преступности, активации мошенников и появление новых финансовых пирамид[21].
Есть большой риск увеличения числа безработных в деревнях и сёлах, где и так небольшие заработные платы и проблемы с поиском свободных вакансий.
В период экономического кризиса первыми увольняют маркетологов, аналитиков, менеджеров и прочих «гуманитариев». На рабочих держится производство и экономика в целом. Специалисты говорят, что минимальные сокращения будут именно в реальном секторе российской экономики.
Больше всего рискуют своими местами государственные служащие, работники транспорта, добычи и переработки сырья, логистики, финансистам, логистам, специалистам по кадрам.
С точки зрения Александра Карпова, директора по персоналу «Schildershoven Finance B.V.», экономический кризис 2015 года меньше всего затронет сферу IT-услуг, фармацевтику, медицину и торговлю. В первом случае рынок может замедлиться из-за сокращений затрат крупных брендов, но общая тенденция будет положительная — без программного обеспечения и онлайн-коммерции сейчас никуда. Магазины и торговые сети будут переходить на более дешёвые товары, искать новых поставщиков, проводить распродажи.
Общий спад экономики России, действительно, может стать катализатором нехватки рабочих мест. Но правительство пытается решить проблему, используя для этого имеющиеся рычаги воздействия.
Одним из важнейших показателей экономического развития государства является рост инвестиций. Но инвестировать могут лишь те, у кого есть средства. При этом инвестор хочет стать, как правило, если не хозяином, то совладельцем финансируемого им проекта. Малый бизнес такими инвестициями чаще всего не пользуется. Ему для развития нужны легкооформляемые, долгосрочные и неграбительские кредиты. Этого нет. И поэтому он так трудно развивается. Особенно это касается малых промышленных предприятий, доля которых даже в нашем недоразвитом малом бизнесе не превышает 15%. Поэтому естественное перерастание малого промышленного предприятия в среднее, а среднего в крупное в России происходит не так часто, как хотелось бы.
Между тем, было бы более конструктивным, вместо причитаний о недостатках налогового администрирования и тяжелом налоговом бремени, разработать с привлечением ведущих ученых и предложить Правительству от имени Бизнеса современную налоговую систему с подробным экономическим обоснованием. Эффект для Бизнеса от реализации такой системы с избытком покрыл бы издержки на ее разработку[21].
3. Пути решения проблем безработицы в России и перспективы ее развития
3.1 Пути решения проблем безработицы в России и перспективы ее развития
Необходимо без промедления разработать программу перехода к активной экономической политике.
Данная программа должна быть основана на следующих принципах:
- государство должно сохранить ведущую роль в отраслях обеспечивающих безопасность страны — в ВПК, космос, наука, образовании, здравоохранении и инфраструктура;
— государство системой законов и норм формирует среду для активного развития частного предпринимательства, особенно в области малого и среднего бизнеса для насыщения в первую очередь внутреннего рынка конкурентоспособными товарами, удовлетворяющими потребности населения.
В связи с чем, для радикального изменения ситуации необходимо осуществить следующие меры государственного регулирования:
1. Разработать законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечивающую формирование системы стратегического планирования на 15-20 лет. Стержнем указанной правовой базы может стать будущий закон «О системе стратегического планирования в Российской Федерации».
К настоящему времени в нашей стране сложилась система планирования на основе национальных проектов, региональных и отраслевых стратегий.
Существует более 30 отраслевых и региональных стратегий, не увязанных между собой.
Эти стратегии и программы принимались в разное время, без взаимного согласования.
Система прогнозирования должна комплексно и сбалансировано определять (показывать) состояние развития экономики по годам при наилучшем использовании национальных ресурсов.
Система стратегического планирования даст ориентиры для развития российского бизнеса.
Разработку и обеспечение функционирования системы планирования целесообразно поручить Минэкономразвития.
2. Разработать на основе данных системы планирования долгосрочную национальную программу новой индустриализации, определяющую современную структуру развития российской промышленности, при этом уделив особое внимание приоритетным отраслям. Программа должна быть разработана на срок не менее 15 лет[17, C.564].
В список приоритетных отраслей должны быть включены следующие:
- отрасли, по которым в нашей стране имеются лучшие в мире условия для развития (в стране есть виды всех ресурсов).
На наш взгляд, это нефтехимия и глубокая лесопереработка с производством в этих отраслях конечных продуктов (синтетических материалов, целлюлозы и т.д.);
- отрасли, которые исторически были развиты в России и имеют еще сохранившиеся резервы по производственным мощностям, по развитию НИОКР, по наличию квалифицированных кадров, экспортный потенциал и др.
Это энерго- и электромашиностроение, производство региональных самолетов и грузоподъёмной авиации, космическая промышленность;
- отрасли, развитие которых стратегически важно для России. Это военно-промышленный комплекс, электроника, информационные технологии, необходимые для автоматизации и интеллектуализации применяемых в России технических систем, медицинская промышленность в части производства современных лекарств и современного медицинского оборудования;
— отрасли, являющиеся основными локомотивами развития, обладающие большим удельным весом в народном хозяйстве, и имеющие наибольший мультипликативный эффект развития. Это жилищное строительство, автомобилестроение, транспортная инфраструктура, а также наука и образование.
Для создания сбалансированной и скоординированной программы необходимо создать межведомственную комиссию, включив в состав участников полномочных представителей, в первую очередь следующих организаций: Минэкономразвития; Министерства промышленности и торговли; Министерства регионального развития; Министерства энергетики; Минфин, с привлечением специалистов других профильных ведомств, а также руководства регионов[17, C.565].
На первом этапе разработки программы необходимо сформировать зональный план размещения производительных сил по регионам, согласованный и скоординированный с отраслевыми и межотраслевыми промышленными комплексами (корпорации, предприятия с филиалами).
Зональный план должен содержать информацию на уровне укрупненных показателей со сроками строительства новых или модернизации действующих предприятий независимо от форм собственности.
Размещение новых производств, модернизация, перепрофилирование действующих возможно будет только в соответствии с зональным планом. Это позволит исключить возможность создания избыточных или необеспеченных ресурсами производств на местах[20].
На втором этапе разработки программы необходимо в соответствующих зонах определить: площадки для размещения конкретных производств; технические характеристики будущих предприятий; потребление ресурсов, сырья и комплектующих; обеспеченность кадрами; внешнюю инфраструктуру и разработать документацию по техническому обеспечению будущего объекта.
На третьем этапе, необходимо разработать по каждой площадке: документацию по привлечению на конкурсной основе застройщиков, инвесторов; документацию по определению форм и схем финансирования; организационно-правовые формы взаимодействия государства и бизнеса согласно законодательной и нормативной базе ГЧП.
Возложить ответственность за реализацию положений программы по видам производств на профильные Министерства.
На руководство регионов должна быть возложена ответственность за обеспечение объектов техническими ресурсами, кадрами с возможным обучением специалистов в российских заведениях или за рубежом за счет областного бюджета, а также выделение земли и использование природных ресурсов, создание необходимой инфрастуктуры.
Реализация положений программы должна обеспечить устойчивое развитие экономики страны не менее чем на 5-6% в год.
Источниками финансирования упомянутой программы, а также предприятий и организаций малого и среднего бизнеса могут стать:
- средства коммерческих банков, предоставленные под государственные гарантии, закрепив законодательно за банками их новую роль в модернизации нашей экономики;
- средства населения, привлеченные под целевую программу и государственные ценные бумаги;
- средства самих предприятий, которые могут быть направлены на технологическое обновление, освободив эти средства от налогообложения;
- иностранные инвестиции, привлеченные под государственные гарантии;
- часть средств от дополнительного размещения государственных ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынке;
- часть средств золотовалютного резерва Центрального банка;
- часть средств Резервного фонда и фонда Национального благосостояния;
- часть средств от приватизации государственной собственности, не требуемой для выполнения функций государства и носящей, в основном, коммерческий характер;
- дополнительные инвестиции из госбюджета (бюджет развития), полученные за счёт перераспределения текущих затрат в инвестиционные, направленные для ускоренного технологического обновления государственных предприятий[20].
Деньги должны предоставляться возвратной основе как целевые инвестиционные кредиты под обеспечение будущими объектами вновь создаваемых залоговых масс.
Государственные средства должны быть предоставлены Центральным Банком или ВЭБом — надежному коммерческому банку под 3-5% годовых, который должен осуществлять целевое кредитование объектов программы новой индустриализации под 5-7% годовых. Данная схема особенно эффективна и надежна при осуществлении государственных закупок в рамках ФКС, что позволит гарантированно перевооружить целые отрасли такие как ВПК, медицинская промышленность, авиастроение, судостроение и т.д.
Таким образом, может быть обеспечено финансирование программы и одновременное ускоренное наращивание резервных фондов государства.
В России значительное количество рабочих мест занимают иностранцы, которым выдаются разрешения на работу. Соответственно, не резиденты занимают места, которые могли бы достаться россиянину. Государство планирует уменьшить количество квот на выделение разрешений на работу в Российской Федерации. Такие меры будут очень эффективными, если одновременно ужесточить контроль за нелегальными работниками.
Еще одним эффективным способом искоренения безработицы является поддержка среднего и малого бизнеса. О развитии этого сегмента российской экономики неоднократно говорили и президент, и премьер России. Правительство разработало закон, который должен упростить работу среднего и малого бизнеса. Среди предлагаемых пунктов имеются: налоговые каникулы для бизнеса, отмена проверок на три года, если предприятие до этого без претензий проходило проверки. Все эти меры способствуют развитию и созданию бизнеса, а, соответственно, созданию рабочих мест.
3.2 Перспективы развития безработицы в России
Исходя из текущей ситуации на рынке труда и прогнозов по развитию экономики в следующем году можно ожидать следующих тенденций:
1. Число вакансий будет расти, но темпы роста за год не превысят 25%.
2. Темпы роста зарплатных предложений также будут снижаться. Годовой прирост составит не более 6,5%. В случае неожиданных негативных явлений в экономике возможна полная остановка роста зарплатных предложений.
3. Доля вакансий от кадровых агентств в интернете продолжит снижаться. При сохранении существующей динамики в конце следующего года доля вакансий от кадровых агентств будет составлять 8,4 — 9,2%.
4. Продолжится реализация долгосрочных программ по оптимизации численности персонала в целом ряде крупных компаний. Это не окажет значительного влияния на глобальные показатели, однако будет держать в некотором напряжении всех участников рынка труда[20].
5. Минтруд РФ ожидает, что уровень безработицы в РФ в 2016 году составит не более 5,8%, если не произойдет серьезных потрясений в экономике страны.
Меры по снижению безработицы на 2016-2016 гг. будут направлены на:
- повышение эффективности использования трудовых ресурсов за счет организации опережающего обучения и стажировки работников организаций, находящихся под риском увольнения в целях их дальнейшего трудоустройства на предприятия, испытывающие потребность в рабочей силе, а также организация повышения квалификации работников предприятий, осуществляющих модернизацию производства;
- организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, имеющих несовершеннолетних детей, многодетных родителей, а также расширения возможностей их трудоустройства за счет внедрения гибких и дистанционных форм занятости;
- системное решение проблемы профессионального образования и эффективного трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающее совершенствование системы образования инвалидов, повышение его доступности, обеспечение индивидуального подхода к подбору наиболее эффективных методик и средств обучения на основе современных образовательных стандартов, а также создания безбарьерной среды, соответствующей инфраструктуры и специальных рабочих мест для инвалидов;
- повышение трудовой мобильности российских граждан.
Будут определены субъекты Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, определен порядок предоставления субсидий на реализацию региональных программ повышения трудовой мобильности граждан, реализующихся в таких субъектах, осуществлено совершенствование портала «Работа в России» в части облегчения поиска работодателем потенциальных работников, проведения собеседований в on-line режиме;
- проведение апробации механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в нескольких пилотных субъектах Российской Федерации[20].
Совершенствование законодательства о занятости в течение 2016-2018 гг., направленное на повышение эффективности социальных выплат и конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы:
- оптимизация критериев подходящей работы для различных категорий граждан, критериев назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
— расширение перечня испытывающих трудности в поиске работы граждан, отнеся к категории граждан предпенсионного возраста лиц за пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, что расширит возможности участия граждан указанного возраста в мероприятиях активной политики занятости населения (право на участие граждан во временном трудоустройстве независимо от признания их безработными, право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование)[19].
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предполагается предоставить право организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет[28].
Внесение изменений в федеральное законодательство в части регулирования прохождения альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, а также уточнения перечня периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы (например, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, время отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы).
Кроме того, будет предусмотрена ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, за самовольное оставление места прохождения альтернативной гражданской службы, уклонение от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы путем симуляции болезни или иными способами, а также за уклонение от мероприятий направления на альтернативную гражданскую службу (медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении на альтернативную гражданскую службу, получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы и другие)[19].
Заключение
Безработицей называется временная незанятость трудоспособного населения. Она возникает в ситуации, когда предложение рабочей силы по каким-либо причинам превышает спрос на нее. Причинами может быть экономический спад, когда снижаются объемы производства и высвобождаются тысячи работающих, модернизация производства, при которой новые внедряемые технологии требуют меньшего количества людских ресурсов, и многое другое. Разные формы безработицы вызваны разными причинами.
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения в I квартале 2015 г. составила 76,0 млн. человек. Численность занятых в экономике — 71,6 млн. человек. Уровень общей безработицы в течение I квартала 2015 г. ожидаемо увеличился с 5,1% экономически активного населения (с исключением сезонного фактора) в январе до 5,5% в марте. В среднем за I квартал безработица составила 5,3% экономически активного населения, что хотя и выше уровня прошлого года, но пока безработица не носит массового характера.
В августе 2015 года численность безработных в стране выросла на 13,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 4,1 млн. человек. Уровень безработицы в августе составил 5,3 %.
В настоящее время в России наблюдается циклическая безработица, вызванная сложной экономической обстановкой в стране под влиянием санкций западных стран, снижением курса рубля, падением цен на нефть.
На конец 2015 года прогнозируется уровень безработицы, равный 6%.
Безработица — одна из главных проблем России. Несмотря на всевозможные программы и фонды для борьбы с этим явлением, все больше россиян не могут устроиться на достойную работу. Уровень безработицы является одним из центральных показателей экономики страны. Сейчас в России начался экономический кризис, который несет за собой негативные последствия для населения.
Экономика России в данный момент переживает не лучшие времена: падение курса рубля к евро и доллару, рост цен на продукты питания, санкции со стороны Евросоюза и США, увольнения на предприятиях. Общий спад экономики России, действительно, может стать катализатором нехватки рабочих мест. Но правительство пытается решить проблему, используя для этого имеющиеся рычаги воздействия.
Одним из важнейших показателей экономического развития государства является рост инвестиций.
Необходимо без промедления разработать программу перехода к активной экономической политике.
Данная программа должна быть основана на следующих принципах:
- государство должно сохранить ведущую роль в отраслях обеспечивающих безопасность страны — в ВПК, космос, наука, образовании, здравоохранении и инфраструктура;
— государство системой законов и норм формирует среду для активного развития частного предпринимательства, особенно в области малого и среднего бизнеса для насыщения в первую очередь внутреннего рынка конкурентоспособными товарами, удовлетворяющими потребности населения.
В России значительное количество рабочих мест занимают иностранцы, которым выдаются разрешения на работу. Соответственно, не резиденты занимают места, которые могли бы достаться россиянину. Государство планирует уменьшить количество квот на выделение разрешений на работу в Российской Федерации. Такие меры будут очень эффективными, если одновременно ужесточить контроль за нелегальными работниками.
Еще одним эффективным способом искоренения безработицы является поддержка среднего и малого бизнеса.
Минтруд РФ ожидает, что уровень безработицы в РФ в 2016 году составит не более 5,8%, если не произойдет серьезных потрясений в экономике страны.
Список литературы
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник. — М.: МФПУ Синергия, 2013. — 560 c.
2. Адамчук В.В. Экономика труда.- М: ИНФРА — М, 2012.- 415 с.
3. Антипина О.Н. Макроэкономика: Учебник. — М.: ДиС, 2012. — 496 c.
4. Басовский Л.Е. Макроэкономика: Учебник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 202 c.
5. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. — М: Юрайт, 2013. — 496 c.
6. Воронин А.Ю. Макроэкономика — I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 110 c.
7. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление; Юрайт — Москва, 2014. — 464 c.
8. Гусейнов Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. — М.: Омега-Л, 2014. — 254 c.
9. Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России: Феникс — Москва, 2010. — 384 c.
10. Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики. — М.: экономика, 2013. — 496 c.
11. Абилова С. Х. Анализ и прогнозирование занятости и безработицы в Российской Федерации// V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля — 31 марта 2014 года. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/3763.pdf
12. Богомазова Т. В. Структура формирования рынка труда и его институтов в современном российском обществе // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля — 31 марта 2013 года. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3193.pdf
13. Дорофеева Е.А., Горшкова В.И. Государственное регулирование безработицы на современном этапе // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля — 31 марта 2012 года. URL: http://www.rae.ru/forum2012/231/350
14. Есиева И. В. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.).
— Пермь: Меркурий, 2014. — С. 124-126.
15. Кирсанова А.Э., Горшкова В.И. Модернизационное регулирование рынка труда (на примере безработицы) V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля — 31 марта 2015 года. URL: http://www.rae.ru/forum2012/231/350
16. Рацлаф А. А. Молодежная безработица // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 959-961.
17. Салпагаров А. А. Проблемы безработицы в России // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 563-565.
18. Филатова Н. И. Разновидность взглядов на оценку рынка труда // Экономика, управление, финансы. — 2015. — С. 1-5.
19. Сайт Минэкономразвития РФ http://economy.gov.ru
20. Сайт Федеральной службы по труду и занятости http://www.rostrud.ru
21. Информационно-новостное агентство «Интерфакс» http://www.interfax.ru