Актуальность темы исследования
1) Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, неразрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынковв условиях спада производства, охвативших все отраслипромышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферуестественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексеобразующие производственную инфраструктуру государства, являются базой дляоживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развитияреального сектора экономики Поэтому задача обеспечения их финансовойустойчивости приобретает особую важность.Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинствупромышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторовпереходного периода. По прошествии семи лет существования в условияхэкономической реформы снизился производственный потенциал, произошлоухудшение финансового положения многих предприятий естественных монополий.Между тем, от адекватности финансового поведения предприятий сферыестественных монополий в переходной экономике в конечном итоге зависит нетолько их выживание в неблагоприятных условиях, но также и перспектива общейстабилизации и поступательного роста предпринимательской активности вроссийской экономике.
Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный итехнологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивнойэкономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной средеестественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своемпервозданном виде. Поэтому для России они в наибольшей степени были иостаются своеобразным понятием на стыке производственной технологии смакроэкономикой, в связи, с чем у многих политиков и экономистов великоискушение решать все проблемы привычными административными методами (Этим, вчастности можно объяснить обилие проектов структурной реорганизацииестественных монополий) Многие аспекты классических представлений оестественных монополиях в связи с российской спецификой переходной экономикиостаются чистой теориейНеобходимо признать, что серьезного всестороннего анализа положенияестественных монополий, в том числе обобщения особенностей их финансовогоповедения, в российской переходной экономике не проводилось. По этим причинамтема диссертационной работы, посвященной исследованию направленийформирования стратегий финансового поведения предприятий сферы естественныхмонополий в российской экономике переходного периода, является актуальной2) Для начала дадим определение понятия “монополия”.
Монополия в рыночной экономике
... МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Из всех рынков несовершенной конкуренции наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. Монополии - крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной ... конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей ...
Монополия – этоабсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции.Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющийрыночную цену товара и объемы его поставки для продажи. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция натоварных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов,но и широких слоев населения .С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Караваев А. “Борьба с недобросовестной конкуренцией”
Степень разработанности проблемы.
Большое место тема конкуренции и монополии занимала в исследованиях российских экономистов — А. А. Исаева, П. А. Тверского, И. Г. Блюмина, Е. Л. Хмельницкой, И. Д. Иванова, С. М. Никитина, С. М. Меньшикова, И. Е. Рудакова, Г. В. Полунина, В. Г. Шемятенкова, И. В. Стародубровской, В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, В.В.Радаева А.Ю.Юданова и многих других.
Цели и задачи исследования
Цель работы состоит в формировании конкурентных рынков промышленной продукциии механизмов управления на основе организационно-экономических структурныхпреобразований. Для реализации этой цели были поставлены и решены следующиезадачи: исследовать значение и особенности различных форм конкуренции в развитиисовременной экономики; провести анализ эффективности конкуренции, сложившейся на Российском рынке промышленной продукции и приведены характеристики формирующейся конкурентной среды; определить понятие и разработаны принципы и механизмы единичных организационно-экономических преобразований с учетом различных форм.
Методы исследования., Нормативно-правовой основой исследования, Эмпирическую базу исследования, Структура курсовой работы.
1. Конкуренция и ее виды
Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция служит важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места. Виды конкуренции Существует 4 основных вида конкуренции :Чистая (совершенная) конкуренция ;для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему
навязать остальным выгодные ему условия сбыта.
Монополистическая конкуренция; Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги — различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей.
Конкурентоспособность экономики России
... конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность экономики ... дефектов на миллион операций). Российская промышленность, по нашей оценке, работает ...
Чистая монополия; На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена экономическая жизнь в нашей стране. Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает еще трех видов.
Функциональная конкуренция
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по возможности двигателями. Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006
Влияние конкуренции на экономическое развитие России
2.1 Особенности конкуренции в России
В настоящее время большинство стран и регионов развиваются в конкурентной среде, и основная тенденция в экономическом развитии России: выбор приоритетных направлений инвестиционных вложений, в т.ч. со стороны государства, для разработки стратегии развития страны и регионов, ее составных частей.
Мировой экономический кризис привлек внимание к уязвимости модели российского экономического роста, которая по-прежнему основана, в первую очередь, на эксплуатации природных ресурсов, нежели на развитие конкурентоспособных отраслей экономики. Таким образом, в условиях макроэкономической нестабильности существует потребность в глубокой трансформации российской экономики с целью повышения конкурентоспособности и переориентации страны на более надежный и устойчивый путь экономического роста.
Извлекая выгоду из стремительного развития мировой экономики и повышения цен на энергоносители, Россия демонстрировала высокие темпы роста в течение десяти лет, вплоть до глобального экономического кризиса 2008 года. Несмотря на антикризисные меры фискального стимулирования, экономический спад обозначил слабые места конкурентоспособности страны. Кроме этого, спад конкурентоспособности промышленного производства обусловлен сочетанием повысившегося уровня реальной заработной платы и низкого уровня бизнес климата, что ставит Россию в невыгодное положение по сравнению с другими странами.
Реформы, направленные на повышение конкурентоспособности, приведут к экономическому росту, улучшат условия для ведения бизнеса, повысят эффективность и позволят приблизить соотношение между заработной платой и производительностью к среднемировому уровню. В качестве основного инструмента определения уровня конкуренции является Индекс глобальной конкурентоспособности.
Индекс глобальной конкурентоспособности рассчитывается на основе 12 показателей: четыре из них основные: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая среда, здоровье и начальное образование; дополнительные требования включают высшее образование и профессиональную подготовку, эффективность рынка труда и услуг, эффективность рынка труда, развитие финансового рынка, сложности ведения бизнеса и инновации.
В рейтинге конкурентоспособности за 2010-2011 годы Россия занимает 63 место среди 139 стран-участниц. По усредненному показателю Россия отстает как от стран ОЭСР (по 7-ми бальной шкале ИГК России равен 4,2 против 4,9 у стран ОЭСР) так и от стран БРИК (4,4).
По сравнению с предыдущими годами показатели России не изменились, ее позиция осталась прежней. Однако в течение последних пяти лет Россия стагнировала в рейтинге по индексу глобальной конкурентоспособности, каждый раз оставаясь в самом низу его верхней половины. До финансового кризиса наблюдалось значительное улучшение показателей страны, но в посткризисный период ее позиция снова ухудшилась. Кроме этого, в рейтинге 2011-2012гг. Россия переместилось на 66 место, потеряв три позиции. Рейтинг возглавляет Швейцария. Сингапур, заняв второе место, сместил на третью позицию Швецию. Далее Финляндия, Соединенные Штаты Америки, Германия, Нидерланды, Дания, Япония и Великобритания замыкает первую десятку стран (приложение Б).
Долговые проблемы Греции сказались на конкурентоспособности данной страны. В итоге в рейтинге Греция заняла 90 место. Однако, находящиеся в зоне экономического риска Испания поднялась на 6 позиций на 36 место, Италия на 5 – до 43 строки, Португалия – на одну – до 45 строки. Повышение эффективности проводимых реформ будет играть ключевую роль экономическом развитии в Европейском регионе и решении его ключевых задач по финансовой консолидации и стабилизации уровня безработицы.
Посредствам исследования суммарного рейтинга конкурентоспособности раскрываются ярко выраженные ключевые преимущества и недостатки конкурентоспособности России, представленные на рисунке 1 в сравнении со средними показателями стран ОЭСР и других крупных стран с переходной экономикой – Бразилии, Индии, Китая.
Рисунок 1 – Профиль конкурентоспособности России 2010-2011 гг.
Как видно из рисунка, основные конкурентные преимущества российской экономики связаны с начальным образованием и долей населения со средним и высшим образованием. По этим показателям Россия приближается к уровню стран ОЭСР и значительно опережает уровень Бразилии, Индии и Китая. Другим очевидным преимуществом является большой размер рынка: как внутреннего, так и внешнего. В этом отношении Россия стоит на одном уровне со своими соседями по БРИК и значительно опережает страны-члены ОЭСР. Еще одним конкурентным фактором является достаточно стабильная макроэкономическая среда, характеризуемая низким уровнем долга и довольно высокой внутренней нормой сбережения – этого удалось достичь благодаря росту доходов от нефтедобычи за последние несколько лет.
Среди задач, подлежащих решению на пути к увеличению конкуренции, которая способствует развитию экономики страны, особое значение занимает проблема недостаточно развитой институциональной среды, которая касается как государственных, так и частных институтов. Кроме того, конкуренция и условия экономического развития не способствуют повышению эффективности товарных рынков до уровня стран ОЭСР и БРИК. Более того, финансовые рынки отстают в сравнении с теми же группами стран, как в плане эффективности, так и в отношении надежности.
Для последующего развития конкуренции и планомерного экономического роста Россия могла бы существенно увеличить производительность, сосредоточившись на капитализации и развитии своих преимуществ и устранении системных слабостей. В таблице 2 представлены структурные составляющие индекса глобальной конкурентоспособности России за 2010 год.
Таблица 2 – Структура индекса глобальной конкурентоспособности России
Рейтинг (место из 139) | Индекс (1-7) | |
ИГК 2010-2011 | 63 | 4,2 |
Базовые условия | 65 | 4,5 |
Институты | 118 | 3,2 |
Инфраструктура | 47 | 4,5 |
Макроэкономическая среда | 79 | 4,5 |
Здоровье и начальной образование | 53 | 5,9 |
Факторы эффективности | 53 | 4,2 |
Высшее образование и профессиональная подготовка | 50 | 4,6 |
Эффективность рынка товаров и услуг | 123 | 3,6 |
Эффективность рынка труда | 57 | 4,5 |
Развитость финансового рынка | 125 | 3,2 |
Технологический уровень | 69 | 3,6 |
Размер рынка | 8 | 5,7 |
Факторы инноваций | 80 | 3,4 |
Конкурентоспособность компаний | 101 | 3,5 |
Инновационный потенциал | 57 | 3,2 |
Таким образом, более комплексный анализ позволяет определить основные причины низкой конкурентоспособности российской экономики:
1. Фактор времени, т.е. совпадение для России системного структурного кризиса и одновременного стихийного вовлечения в процессы глобализации. Россия оказалась совершенно не готова к быстрому включению в эти процессы на должном уровне.
2. Политические и геополитические ограничения, которыми не были обременены большая часть стран с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европе, т.е. обязательства России как крупного влиятельного и независимого государства, которые накладывали и накладывают определенные ограничения на степень открытости экономики.
3. Закрытость советской экономики. Перед ней редко ставились задачи достижения уровня мировой конкурентоспособности. В тех отраслях и производствах (космос, военно-промышленный комплекс), продукция которых отвечала в целом мировому уровню или даже превосходила его, вопрос о минимизации затрат часто не рассматривался.
4. Роль приватизации с точки зрения, как повышения конкурентоспособности российской экономики, так и вовлечения в мирохозяйственные связи, которая была крайне противоречива. С одной стороны, приватизация, без сомнения, способствовала быстрому формированию новых для России, но обычных и традиционных для мировой экономики институтов, таких, как акционерная форма капитала, фондовые биржи и финансовые рынки, банковская и страховые системы. С другой стороны, приватизация привела к разрыву важнейших кооперационных связей, неоправданному перепрофилированию целого ряда важнейших предприятий, что в свою очередь вызвало в ряде отраслей и производств утрату конкурентоспособности российских производителей не только на мировом, но и на внутреннем рынках.
В России предпринимаются определенные меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики совершенствование и кодификация весьма противоречивого и еще далеко не полного законодательства; номинальное снижение налогового бремени; улучшение налогового и таможенного администрирования; предпринимаемые в последнее время попытки внести реальное содержание в статус особых экономических зон, включая принятие нового закона и формирование специального государственного органа по этой проблематике; переход к модели среднесрочного бюджетного планирования и к бюджетированию, ориентированному на результат.
Таблица 3 – Ранжирование единичных показателей конкурентоспособности по степени важности
Единичные показатели конкурентоспособности | Порядковый номер важности единичных показателей |
Среднедушевой денежный доход населения | 1. |
Рентабельность валовой продукции (работ, услуг) региона | 2. |
Удельный вес убыточных организаций | 3. |
Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВРП | 4. |
Расходы консолидированного бюджета на душу населения | 5. |
Удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе организаций | 6. |
Отгруженная инновационная продукция, от общего объема отгруженной продукции | 7. |
Экспорт | 8. |
Удельный вес транспортных услуг и связи в ВРП, % | 9. |
Удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий | 10. |
Доля выпуска специалистов, аспирантов и докторантов, % от населения в трудоспособном возрасте | 11. |
Согласно данным таблицы 3, наибольшая важность присвоена первому показателю – уровню жизни, так как в настоящее время повышение благосостояния населения находится под пристальным вниманием как федеральных, так и региональных органов власти, и далее в порядке убывания.
В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция — источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю
Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь — благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Антимонопольное регулирование — это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
Экономические меры: поощрение создания товаров — заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий — монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально — политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен., Называются несколько причин
Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо: Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России; Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма; адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 526 ;