Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение

бухгалтер учет регулирование стандарт

Организация бухгалтерского учета — один из важнейших моментов работы любой организации. Заключается она в формировании системы, которая обеспечивает точный учет всех хозяйственных операций, фиксирует движение всех денежных средств и товарно-материальных ценностей. Фиксируется все это с помощью правильно составленных документов, так что создание грамотного документооборота тоже является составной частью постановки бухучета.

Актуальность темы. Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Отражая изменения в производственной, снабженческой и коммерческой деятельности предприятия, он дает объективную информацию о кругообороте средств предприятия, которая используется его работниками для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений, обеспечивающих повышение прибыли и рентабельности предприятия.

Цель курсовой работы состоит в изучении организации бухгалтерского учёта, а так же его правового и методического обеспечения.

Задачами курсовой работы является:

1) изучить роль главного бухгалтера в организации учета и контроля в организации;

2) рассмотреть взаимоотношения бухгалтерии с другими службами предприятия;

3) рассмотреть правовое регулирование учета в России;

4) изучить учетную политику организации;

5) понять сущность международных стандартов по бухгалтерскому учету

6) рассмотреть стандарты этики бухгалтера

7) смоделировать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «Альфа» для целей бухгалтерского учета;

8) составить бухгалтерскую (финансовую) отчетность ОАО «Альфа»;

9) проанализировать финансовое состояние ОАО «Альфа».

Предмет исследования. Бухгалтерский учёт

Объект исследования. Организация бухгалтерского учёта на примере ОАО «Альфа»

Работа состоит из двух частей теоретической и практической. Теоретическая часть состоит из 1 главы, в которую входят 6 подпунктов:

1) Роль главного бухгалтера в организации учета и контроля в организации;

2) Взаимоотношения бухгалтерии с другими службами предприятия;

3) Правовое регулирование учета в России;

4) Учетная политика организации;

5) Сущность международных стандартов по бухгалтерскому учету;

8 стр., 3997 слов

Организация учета налогоплательщиков

... на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций-налогоплательщиков. При постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, заявление по установленной форме подается в налоговый орган по месту нахождения организации в течение ...

6) Этика бухгалтера

Практическая часть состоит из:

1) Заданий к сквозной задаче по бухгалтерскому учету;

2) открытия счета синтетического учета и счета аналитического учета;

3) оборотно-сальдовой ведомости ОАО «Альфа» за декабрь 2015 г.;

4) бухгалтерского баланса

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • анализ нормативного регулирования;
  • метод контент-анализа, который позволяет проанализировать огромное количество российских и зарубежных исследований данного вопроса;

1. Теоретическая часть: «Организация бухгалтерского учета, его правовое и методическое обеспечение»

1.1 Роль главного бухгалтера в организации учета и контроля в организации

Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов — составная часть обшей экономической политики предприятия и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и независящими от личности бухгалтера обстоятельствами.

Дополнительные условия, необходимые для достижения прогнозируемого финансового результата: ведущая роль главного бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя; четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами; деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами; выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.

Первый (ключевой) фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых платежей — это ведущая роль главного бухгалтера на предприятии и его партнерские взаимоотношения с руководителем. Однако речь идет о более высокой форме сотрудничества. Критериями ее наличия могут служить, например, возможности главного бухгалтера участвовать в заключениях договоров со смежными организациями, а также оперативно и самостоятельно принимать важные финансово-экономические решения в отсутствии руководителя.[6]

Второй важнейший элемент общей экономической политики предприятия — это взаимоотношения предприятия с дебиторами и кредиторами.[6] Их тоже надо планировать и формировать. Участие главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки и прогнозируемую величину финансового результата. Сложность формирования отношений с поставщиками, покупателями, кредитными и страховыми организациями часто возникает из-за отсутствия достоверной информации об их финансовой устойчивости. К сожалению, получить ее весьма сложно.

Третий существенный компонент экономической политики предприятия — это взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими государственными органами. Здесь роль главного бухгалтера чрезвычайно велика. Нормативных документов, регламентирующих это взаимодействие, достаточно много. Не перечисляя их, отметим, что любые инструкции и предписания могут трактоваться по-разному, поэтому очень важно с самого начала найти взвешенный, уважительный и профессиональный стиль общения с представителями проверяющих организаций.[6] В тех случаях, когда стороны не могут прийти к согласию, на наш взгляд, следует проявлять определенную гибкость. В непринципиальных вопросах и в случаях незначительных сумм платежей целесообразно отдавать приоритет контролирующим органам, т. е. придерживаться правила: налоговый инспектор всегда прав. Это вовсе не исключает использования в решающих ситуациях третьей стороны, например, арбитражного суда. По имеющейся информации, около 50% дел по налоговым спорам в арбитражных судах выигрывают предприятия. Одной из удачных форм договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная политика предприятия. Если налоговая служба приняла ее у предприятия без замечаний, то она (учетная политика) становится своего рода разрешительным документом.[4] Поэтому рекомендуется спорные, сомнительные и не очень ясные вопросы включать в учетную политику в трактовке предприятия. Отсутствие возражений будет означать согласие с данной трактовкой. Самый главный момент, подводящий определенную черту во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, фондами социального страхования и обеспечения, а также органами статистики, — это сдача баланса и отчетности. На этой стадии от бухгалтера требуется максимальное внимание, сдержанность, терпение и оптимизм. В любой ситуации главному бухгалтеру следует сохранять свою профессиональную гордость и чувство достоинства.

5 стр., 2323 слов

С Предприятие. Бухгалтерский учет

... конфигурации "Бухгалтерия предприятия". Автоматизируйте бухгалтерский и налоговый учет. Мгновенно и без ошибок формируйте регламентированную отчетность. Ведите учет в полном соответствии с действующим законодательством ... её реквизиты, в списке Календаря бухгалтера появятся задачи, связанные с настройками учета: Проверить параметры учета; Проверить настройки учетной политики; Проверить список налогов ...

Четвертый важный элемент эффективной экономической политики предприятия — это организация бухгалтерского учета, а именно: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. В большинстве случаев решение подобных вопросов в руках главного бухгалтера и полностью от него зависит.[6]

1.2 Взаимоотношения бухгалтерии с другими службами предприятия

Бухгалтерия предприятия взаимодействует со всеми подразделениями предприятия. Ее взаимодействие заключается в получаемой и предоставляемой информации.

При взаимодействии с директором, бухгалтерия получает приказы и распоряжения, а также предоставляет директору такую информацию, как: отчет о выполнении, отчет о движении финансовых показателей предприятия, бухгалтерский баланс.[7]

Так же при взаимодействии с первым заместителем директора в бухгалтерию поступают приказы и распоряжения, а бухгалтерия представляет заместителю отчет о финансовых показателях, дебиторской задолженности.[12]

От заместителя директора по экономическим и финансовым вопросам работники бухгалтерии получают распоряжения и приказы, а в ответ предоставляют статистическую отчетность.

Заместитель директора по идеологической работе, кадрам и социально-бытовым вопросам предоставляет в бухгалтерию такую информацию как, сведения об имеющихся вакансиях, сведения о порядке и результатах проведения аттестации, решение аттестационных комиссий, сведения о профессионально-квалификационном уровне, качественном составе работников, должностные инструкции руководителей, положения о службе, правила внутреннего трудового распорядка.[12] В свою очередь бухгалтерия предоставляет графики отпусков, характеристики, объяснительные записки, планы подготовки и повышения квалификации работников, программы обучения рабочих.

Служба главного технолога предоставляет бухгалтерии копии договоров, счета-фактуры на оплату услуг, ТНПА, а работники бухгалтерии, в свою очередь, обязаны предоставить расчеты по списанию естественной убыли, инвентаризационные описи.[11]

24 стр., 11873 слов

Организация управленческого учета, её принципы на примере предприятия ...

... в % к 2006г 2007г 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг 23159 22175 32980 142,4 148,7 Себестоимость проданных ... товаров, продукции, работ, услуг 23001 (21607) 32837 142,8 151,9 Валовая ...

В юридическое бюро работники службы главного бухгалтера предоставляют проекты приказов, данные бухгалтерского учета, банковские и бухгалтерские документы, так же они могут обратиться за консультацией к юристу. Юридическое бюро визирует проекты приказов, предоставляют данные по претензионно-исковой работе, нормативно-правовые документы.

Отдел материально-технического снабжения предоставляет в бухгалтерию копии договоров на поставку сырья и материалов, счета-фактуры на оплату, а бухгалтерия получает информацию о состоянии расчетов за поставленные сырье и материалы, заявки на изготовление полиграфической продукции.[9]

Служба главного экономиста предоставляет в бухгалтерию отчет о выполнении планов предприятием, технико-экономические показатели, цены на основные виды сырья, используемого в производстве, цены на готовую продукцию и тарифы на работу, табели учета рабочего времени и ведомости учета выполненных работ, ведомости начисления премии, выписку из штатного расписания, тарифные ставки, оклады рабочих и специалистов, приказы на выплату надбавок, доплат, выписка из положения о премировании, а бухгалтерия экономическому отделу должна предоставить такую информацию, как: данные бухгалтерского учета, необходимые для осуществления экономического планирования, прогнозирования, проведения анализа хозяйственно-финансовой деятельности, отчетности об использовании фонда заработной платы по структурным подразделениям и в целом по предприятию, баланс и оперативные сводные отчеты о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другую бухгалтерскую и статистическую отчетность, результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, данные учета движения финансовых средств, табель оценки качества труда, служебные записки на произведение доплат.[9]

Управление маркетинга, продаж, торговли, общепита предоставляет достоверные данные о покупателях и договорах на отгрузку готовой продукции, договора по рекламированию продукции, а от службы главного бухгалтера получает данные о наличии на складе готовой продукции на первое число каждого месяца, итоги инвентаризации готовой продукции, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним документы на отгрузку продукции, сведения о неплатежеспособных заказчиках, извещения о применении санкций к покупателям и заказчикам.[13]

Служба главного энергетика, служба главного механика, служба главного специалиста автоматизированных систем управления предприятия несет ответственность за такие предоставленные данные, как: данные о расходах электроэнергии, акты на списание с баланса изношенного и непригодного оборудования, акты о вводе в эксплуатацию оборудования, программное обеспечение, инструкцию пользователя, а бухгалтерия предоставляет им такую информацию, как: данные учета и движения материальных ценностей , предложения по внедрению, техническое задание.

Группа по охране труда и технике безопасности предоставляет в бухгалтерию такие документы как: информацию о требованиях законодательства в области охраны труда, заключения о соответствии организации работы в подразделении требованиям законодательства в области охраны труда, результаты контроля параметров производственной среды, графики проведения проверки знаний по охране труда, графики осуществления производственного контроля, а из бухгалтерии получает информацию о соблюдении законодательства в области охраны труда, результаты проведения идентификации опасностей, оценки производственных рисков, документацию на согласование в части соблюдения требований по охране труда.[5]

4 стр., 1597 слов

Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия

... понятие и сущность логистики, ее задачи и функции. 2. Изучить историческое развитие логистики. 3. Проанализировать причины и организацию создания службы логистики на предприятии 4. Рассмотреть оценку эффективности работы службы логистики на предприятии. Объектом исследования является сущность логистики, предметом – роль логистики в организации деятельности предприятия. ...

Инженеру по охране окружающей среды предоставляется из бухгалтерии статистическая отчетность соответствующих форм, информация о количестве образующихся отходов при проведении инвентаризации отходов производства, а инженер, в свою очередь, обязан предоставить службе главного бухгалтера информацию о количестве отходов, вывезенных на захоронение, информацию о количестве загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, информацию о движении объектов растительного мира.

1.3 Правовое регулирование учета в России

В России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 15 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. Вместе с тем процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен. Так, с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами и не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа. Совокупность нормативно-правовых актов образует 4-х уровневую систему.

Таким образом, ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами (стандартами), имеющими разный статус. В настоящее время отсутствует официальное определение понятия «система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета». По мнению К. А. Конева «Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности». Таким образом, К. А. Конев сводит в иерархическую структуру нормативно-правовые акты, так как нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета является его составной частью.

Изложенная К. А. Коневым система нормативного правового регулирования полностью соответствует Федеральному закону № 402-ФЗ и ее можно представить в виде четырех блоков.

Первый блок составляют законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон № 402-ФЗ, другие федеральные законы.

Второй блок представлен подзаконными нормативными правовыми актами: указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; приказами, распоряжениями, правилами, инструкциями и положениями Минфина России и Банка России; нормативными правовыми актами организаций.

Третий блок состоит из нормативных правовых актов субъектов РФ: законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

55 стр., 27424 слов

Особенности бухгалтерского учета страховых организаций на примере ...

... и другие источники информации. 1.1 Учет и бухгалтерская отчетность страховых организаций Бухгалтерская отчетность в России в последние годы претерпела значительные изменения в связи с постепенной унификацией отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Наблюдается сокращение отраслевой специфики ...

К четвертому блоку мы относим международные договоры, которые не являются внутренними законами, но применяются на территории России и имеют приоритет над законами РФ, за исключением Конституции РФ. Таким образом, система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета является десятиуровневой и состоит из четырех блоков (законов, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов, международных договоров), где между элементами каждого уровня существует иерархическая связь.

1.4 Учетная политика организации

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/2008 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

  • допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
  • допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;

— допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.[17]

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

  • требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);
  • требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Следует заметить, что присутствие в Законе N 129-ФЗ нормы о том, что первичный учётный документ является основой бухгалтерского учёта, не отвечало требованию приоритета содержания перед формой.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Важным новшеством является отсутствие в нём требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учётной документации, утверждённых Госкомстатом РФ.

Теперь используемые в организации формы первичных документов утверждает её руководитель.

Принятая во вновь созданной организации учётная политика должна применяться из года в год, если:

  • изменилось законодательство
  • вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта
  • происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике.

1.5 Сущность международных стандартов по бухгалтерскому учету

В России развиваются рыночные отношения, устанавливаются долгосрочные торговые связи, создаются организации с участием иностранного капитала, ценные бумаги выходят на международную арену. В современных условиях необходимо совершенствовать систему бухгалтерского учета, поскольку она составляет информационную основу управления. Информацией, содержащейся в бухгалтерском учете, пользуются различные лица для принятия решений, а отчетность выступает средством коммуникации между экономическими субъектами на национальном и международных рынках. При интеграции бизнеса нужно согласовывать и гармонично сочетать подходы при составлении отчетных данных. Раскрытие и сопоставление тенденций развития российской учетной теории и практики с принципами, принятыми в странах с развитой рыночной экономикой, представляет интерес для выбора национальной системы учета.[17]

Глобализация экономических отношений повлекла за собой унификацию правил ведения бухгалтерского учета во всем мире. Процесс гармонизации систем бухгалтерского учета потребовал разработки и внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Для того чтобы российские организации могли конкурировать с иностранными фирмами в привлечении иностранных ресурсов, необходима новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Реформирование бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с требованиями международных стандартов становится неоспоримой задачей.

Проблема стандартизации бухгалтерского учета и отчетности все больше приобретает международный характер. Унификация требований к финансовой отчетности и наднациональные стандарты влекут за собой разработку стандартов не только в отдельных странах, но и на международной уровне. Таким образом, можно выделить три уровня стандартизации правил финансового учета:

1. национальный;

2. региональный;

3. международный.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. Они разработаны высокопрофессиональными международными организациями. Цель их разработки — гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительных качеств финансовой отчетности.[6]

Разработка МСФО вызвана следующими причинами:

  • Необходимость более дешевых источников финансирования;
  • Расширением рынка применения капитала;
  • Осуществлением международных слияний компаний, образованием совместных предприятий;
  • Возможностью сравнительного анализа различных систем бухгалтерского учета;
  • Использованием лучшего опыта бухгалтерского учета и отчетности, накопленного в рыночной экономике;
  • Уменьшением расходов транснациональных корпораций на подготовку бухгалтерских отчетов и их консолидацию;
  • Обеспечением инвесторов (в том числе потенциальных) достоверной и общепонятной финансовой информацией.

Компании, применяющие МСФО, получают преимущества: упрощенный доступ к иностранным рынкам капитала, рост доверия со стороны иностранных инвесторов, снижение стоимости капитала для компаний. Отчетность компаний разных стран сравнима, прозрачна, понятна; ведется только один вид финансового учета.[11]

Для руководителя компании, применяющей МСФО, облегчается понимание связи между реальными событиями и финансовыми отчетами, улучшается прозрачность отчетности для принятия управленческих решений, повышается качество решений по результатам отчетности.

Совет по международным стандартам финансовой отчётности (International Accounting Standards Soviet, СМСФО) — это ведущая организация в мире по разработке единых учётных стандартов. Для координации учетных стандартов, обеспечения на этой основе сравнимости и надежности информации, он разрабатывает и публикует МСФО, служащих инструментом глобальной унификации финансовой отчетности, что соответствует процессу глобализации экономики. Именно стандарты СМСФО были выбраны в России как основа для создания новых российских стандартов.[14]

Совет по международным стандартам финансовой отчетности призван сузить различия систем учета и отчетности путем сближения правил учета и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности.

В качестве главных уставных целей определены следующие:

  • формулировать и издавать в общественных интересах стандарты бухгалтерского учета для использования при составлении финансовых отчетов;
  • способствовать принятию и распространению международных стандартов бухгалтерского учета по всему миру;
  • осуществлять деятельность по улучшению и гармонизации бухгалтерских стандартов и процедур, касающихся составления и представления финансовых отчетов.[18]

Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англо — язычных странах, главным образом в США и Великобритании.

Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов:

1-й цикл — формирование Подготовительного комитета (Steering Committee).

2-й цикл — разработка проекта стандарта.

3-й цикл — подготовка рабочего проекта положений стандарта.

4-й цикл — утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта.

5-й цикл — составление плана разработки международного стандарта.

6-й цикл — подготовка проекта международного стандарта.[19]

Подробное описание процедуры составления международных стандартов представлено в Приложении 2,3.

Международный стандарт бухгалтерского учета считается принятым, если его одобрили три четверти членов правления. Утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке.

Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучёта. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчётности.

1.6 Этика бухгалтера

Профессиональные бухгалтеры во всем мире выполняют в обществе важную роль. Государство (правительство), инвесторы, кредиторы, работодатели и население в целом являются пользователями экономической информации, формируемой профессиональными бухгалтерами. Профессиональный подход и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияют на экономическое благосостояние всей страны. Следовательно, профессия бухгалтера общественно значима. Это налагает на профессиональных бухгалтеров ответственность за соблюдение общественных интересов. Обязанности профессионального бухгалтера заключаются в удовлетворении потребностей не только отдельного клиента или работодателя, но и всего общества.[22]

Профессиональные бухгалтеры смогут оставаться в таком привилегированном положении только в том случае, если они будут предоставлять обществу свои услуги на высоком уровне, полностью оправдывая общественное доверие, так как пользователи финансовой информации полагаются на объективность данных и порядочность профессиональных бухгалтеров в коммерческой деятельности. Именно поэтому представители бухгалтерской профессии всего мира более всего заинтересованы в соблюдении не только высокого уровня качества работы, но и этических требований, призванных обеспечить такой уровень. Учитывая необходимость установления этих требований, Международная федерация бухгалтеров в 1998 г. приняла «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров». Действующий Кодекс представляет собой свод этических требований, правил, предъявляемых к бухгалтерам во всем мире. Он состоит из трех частей:

  • § часть А применяется ко всем профессиональным бухгалтерам;
  • § часть В применяется к публично практикующим профессиональным бухгалтерам;
  • § часть С применяется к наемным профессиональным бухгалтерам.

Кодекс признает, что цели бухгалтерской профессии состоят в выполнении работы в соответствии с самыми высокими стандартами профессионализма, обеспечении наилучших результатов работы и в целом — в выполнении требования соблюдать общественные интересы. Для достижения этих целей необходимо соблюдать следующие четыре основные требования:

1. Достоверность. В обществе существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах.

2. Профессионализм. Есть потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета.

3. Качество услуг. Нужна уверенность в том, что все услуги, оказанные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества.

4. Доверие. Потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг.

Кодекс разработан на базе следующих фундаментальных принципов:

1. Порядочность. Профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг.

2. Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые мешали бы его объективности.

3. Профессиональная компетентность и должная тщательность. Профессиональный бухгалтер обязан оказывать профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью. Ему необходимо постоянно поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, требуемом для предоставления клиенту или работодателю преимуществ, связанных с использованием профессиональных услуг компетентного лица, опирающегося на последние тенденции в практике, законодательстве и методах работы.

4. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без надлежащих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами либо обязанностями.

5. Профессиональное поведение. Профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб этой репутации.

6. Технические стандарты. Профессиональный бухгалтер должен оказывать профессиональные услуги в соответствии с применяемыми техническими и профессиональными стандартами.[23]

Кодекс может служить образцом для национальных этических рекомендаций. Он определяет ряд принципов, которые должны соблюдать профессиональные бухгалтеры для достижения общих целей, независимо от культурных традиций и нормативных требований разных стран. На базе Кодекса разработан Кодекс этики члена ИПБ России, который претерпел изменения и в настоящее время действует редакция, вступившая в силу с 1 января 2008 г.

Этический механизм регулирования деятельности профессиональных бухгалтеров в современных российских условиях дополняет административные и экономические механизмы. Его роль будет неуклонно возрастать по мере экономического развития страны и роста числа профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Кодекс этики членов ИПБ состоит из трех разделов:

I. Введение

II. Модель поведения профессионального бухгалтера:

§ Основные принципы

§ Подход, основанный на модели

§ Угрозы и меры предосторожности

§ Этические конфликты и их разрешение

III. Применение модели поведения в конкретных ситуациях:

А. Публично практикующие профессиональные бухгалтеры

§ Общие положения

§ Финансовая заинтересованность

§ Кредиты и гарантии

§ Тесные деловые отношения с клиентом

§ Семейные и личные отношения

§ Длительные контакты старшего персонала с клиентом

§ Активы, доверенные клиентом

§ Оплата и расценки

§ Подарки и знаки внимания

§ Настоящее или будущее судебное разбирательство

Б. Профессиональные бухгалтеры, работающие по найму:

§ Подготовка информации и представление ее в отчетности

§ Необходимый уровень квалификации

§ Финансовая заинтересованность

§ Провокации.

Цели Кодекса этики члена ИПБ России заключаются в следующем:

  • § установление основных принципов, которые должны соблюдаться членами ИПБ России (руководителями профессиональных организаций, наемными бухгалтерами, работающими по договорам лицами учетной профессии);
  • § определение правил поведения членов ИПБ, возглавляющих профессиональные организации (работающих индивидуально) и работающих по найму в профессиональных организациях;
  • § установление порядка разрешения этических конфликтов и мер взыскания к нарушителям указанных принципов и правил поведения.

Положения Кодекса этики члена ИПБ России обязательны для всех членов этой организации. В нем определены фундаментальные принципы и требования, предъявляемые к членам ИПБ: честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, достоверность, профессионализм, высокое качество услуг, уверенность и др.

Кодекс этики члена ИПБ России во многом соответствует международному Кодексу, поскольку создан на его основе, но отражает национальные особенности хозяйственной деятельности России.[22]

2. Практическая часть

2.1 Задания к сквозной задаче по бухгалтерскому учету

Таблица 1 — Остатки по счетам

Наименование имущества и источников его формирования

Сумма, руб.

1

Основные средства

249 500

2

Амортизация основных средств

122 300

3

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

1 273

4

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (кредитовый остаток)

29 200

5

Вложения во внеоборотные активы

85 541

6

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (остаток дебетовый)

1 500

7