Анализ налоговых платежей и их влияние на финансовые результаты

Налоги в настоящее время в Украине — это основной фактор, формирующий доходную часть консолидированного бюджета. Выполнение бюджетной программы по сбору налогов является приоритетным направлением государственной экономической политики, способствующим экономической стабилизации страны. Однако фискальная функция налогов по наполнению бюджета значительно преобладает сегодня над стимулирующей. Высокий процент налоговых изъятий ограничивает хозяйствующие субъекты в средствах для обеспечения их экономического развития. Существующий уровень налоговой нагрузки не стимулирует развитие организаций-налогоплательщиков, рост эффективности их деятельности.

Тяжесть налогового бремени побуждает налогоплательщиков искать пути его снижения. Особенность этого процесса в Украине в период перехода к рыночной экономике, в условиях слабой законодательной базы и низкого уровня собираемости налогов, выразилась в массовом уклонении хозяйствующих субъектов от уплаты налогов, что дестабилизировало экономику страны, искажало ценовые соотношения и вело к переложению налогового бремени с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы.

На сегодняшнем этапе экономического развития страны создаются новые условия существования и функционирования организаций, что обусловлено рядом причин. Во-первых, существенно укрепляется законодательная. Во-вторых, усиливается контроль со стороны государства за уплатой налогов, ужесточаются меры к предприятиям-неплательщикам. В третьих, происходит процесс укрупнения хозяйствующих субъектов путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений. И, наконец, организации все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Создаются предпосылки к переходу от способов бизнеса, присущих «дикому капитализму» к цивилизованным формам экономической деятельности; от уклонения от уплаты налогов, неуплаты и избежание их — к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона.

Все это требует формирования новых подходов к налоговому планированию как важнейшей составной части управления финансами, оценки его влияния на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Значимость налогового планирования обусловлена тем, что с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организации, а также существенностью величины налоговых платежей в общей сумме ее расходов, высоким уровнем налоговой нагрузки.

3 стр., 1445 слов

Отсрочка и рассрочка уплаты налогов как элементы налоговой оптимизации: ...

... срока уплаты налогов и сборов может предоставляться в форме отсрочек и рассрочек, а также в форме инвестиционных налоговых кредитов [1]. Цель данного реферата заключается в том, чтобы раскрыть такие понятия, как отсрочка и рассрочка по уплате налога и ...

В зарубежной практике налоговое планирование является неотъемлемой составной частью управленческого процесса фирмы. В Украине теоретические положения и методические основы налогового планирования находятся в стадии формирования; в практической деятельности организаций используются, как правило, только отдельные приемы и способы, минимизирующие налоговые платежи. Но конкретных методик по планированию налоговых платежей, оптимизации плановых решений с точки зрения налогообложения практически нет.

В связи с этим налоговое планирование на уровне организаций нуждается в совершенствовании.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется:

  • необходимостью отразить влияние налоговых платежей на финансовые результаты деятельности организаций;
  • новым подходом к осуществлению налоговых выплат и внедрению налогового планирования, как составной части управленческого процесса в организации;
  • потребностью в определении налогового планирования как механизма повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов, в разработках конкретных методов и способов воздействия налогового планирования на результативность деятельности организаций;
  • необходимостью формирования методических основ оценки эффективности налогового планирования и степени его влияния на финансовые показатели организаций.

Целью данного исследования является анализ влияния налоговых платежей на финансовые результаты деятельности организаций и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию концепции налогового планирования, направленной на повышение эффективности предприятия.

Для достижения целей исследования в работе поставлены следующие задачи:

  • показать значение осуществления налоговых платежей в системе управления финансами организации, определить их сущность и принципы;
  • изучить действующую методику и практику осуществления налоговых платежей в украинских организациях, выявить их основные направления и определить характер их влияния на финансовые результаты деятельности организации;
  • исследовать эффективность действующих методов осуществления налоговых обязательств;
  • разработать конкретные приемы и способы уменьшения налоговых платежей, воздействующие на результаты хозяйственной деятельности организаций;
  • проанализировать работу аппарата управления в области осуществления анализа налоговых платежей и дать рекомендации по совершенствованию их работы;
  • разработать предложения по совершенствованию действующей системы оценки эффективности налогового планирования.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методических положений, отражающих воздействие налоговых платежей на финансовые результаты деятельности организации. В качестве объекта исследования выбран процесс осуществления налоговых платежей на конкретном предприятии. При написании работы были изучены труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области налогообложения, финансового менеджмента, экономического анализа. Проанализированы и обобщены разработки в области налоговой политики и налоговых выплат. Изучены также законодательные акты по правовым хозяйственным и финансовым вопросам, регулирующим деятельность организаций; материалы периодических изданий по исследуемой проблеме. Информационной базой исследования послужили статистические и иные материалы Министерства по налогам и сборам в Украине, Министерства финансов Украины, Региональные службы налоговой полиции Украины, бухгалтерские и финансовые данные организации.

10 стр., 4840 слов

Налогообложение и налоговая деятельность государства

... и правильности взимания налогов. Для этого государство использует различные методы налогообложения, которые будут рассмотрены в данной курсовой работе. Итак, налоги, налогообложение, налоговая политика, налоговая деятельность государства, постоянно находятся в центре внимания ...

Методологической основой работы послужили методы логического и системного анализа и синтеза, научной абстракции, моделирования, прогнозирования и экспертных оценок.

Научная новизна исследования заключается в разработке механизмов оптимизации налоговых платежей, способствующих повышению эффективности хозяйствования организаций, а также рекомендаций по оценке воздействия налогового планирования на финансовые результаты их деятельности.

Научные результаты работы состоят в следующем:

  • уточнены принципы и понятие осуществления налоговых платежей, определено их место в системе управления организации;
  • систематизированы методы налогового планирования и произведена оценка их эффективности;
  • проанализированы и сформулированы факторы, способствующие оптимизации условий хозяйствования организации с точки зрения налогообложения;
  • разработаны способы регулирования налоговых баз и оптимизации сроков налоговых платежей, воздействующие на конечный финансовый результат деятельности организации;
  • в качестве инструментов уменьшения налогового бремени разработаны экономико-математические модели, характеризующие влияние налогового планирования на прибыль организации;
  • обоснованы рекомендации по организации деятельности финансового отдела;
  • разработаны предложения по совершенствованию методики оценки эффективности налогового планирования и его влияния на финансовые результаты деятельности организации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование системы налогового планирования и управления финансовыми потоками в организациях. Сформулированные в курсовой работе предложения могут быть использованы для обоснования эффективной финансовой политики организации.

Разработанный механизм осуществления налоговых платежей возможен к применению в практике работы организаций различных секторов экономики и позволит им оптимизировать свои налоговые платежи, снизить величину налоговой нагрузки, регулировать движение денежных потоков, повысить эффективность принимаемых управленческих решений и обеспечить рост

Курсовая состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Раздел I. Теоретические основы налоговых платежей и их влияние на финансовые результаты деятельности организации

1.1 Сущность и значение налоговых платежей, и их функции

Настоящая работа посвящена исследованию действий хозяйствующих субъектов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей, а также влиянию, которое оказывают эти действия на финансовые результаты функционирования организации.

Налоги существуют столько же, сколько существует государство. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» — подчеркивал К. Маркс. Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. То есть, налоги — это способ изъятия и перераспределения дохода. Шотландский экономист и философ А. Смит, признанный основоположник научной теории налогообложения, в своей работе «О богатстве народов» (1770 .г.) определяет налог как бремя, накладываемое государством в форме закона, регулирующего его размер и уплату. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 .г.) А. Смит выводит основные принципы налогообложения, актуальные и в наше время:

7 стр., 3179 слов

Об уплате налоговых и иных обязательных платежей в процессе конкурсного ...

... организации в связи с обязанностью уплачивать налоги, регулируются нормами НК РФ. В то же время гражданским законодательством предусмотрены специальные нормы по уплате обязательных платежей в процессе банкротства. ... "заявленные требования кредиторов" или "требования кредиторов". При этом не делается исключения и для обязательных платежей, в том числе налоговых. Так, ст.106 Закона N 6-ФЗ установлен ...

  • принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога соразмерно доходам налогоплательщиков;
  • принцип определенности, предполагающий установление четких условий, касающихся срока, способа, суммы платежа, исключающий произвол чиновников;
  • принцип удобности для плательщика;
  • принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

В настоящее время в Украине, кроме налогов как таковых, существуют также различные сборы, пошлины, отчисления во внебюджетные фонды и прочие обязательные платежи в государственную казну, установление и порядок взимания которых регламентируются не только нормами налогового, но и нормами иных отраслей законодательства, в частности, пенсионного, права социального обеспечения, экологического, патентного и других.

Вне зависимости от роли тех или иных налоговых и неналоговых платежей в финансировании расходов государства, их целевых назначений, для хозяйствующего субъекта все обязательные изъятия имеют одинаковое значение.

Общие признаки, а именно, установление государством условий взимания, принудительный характер, обязательность уплаты, безэквивалентность платежа, позволяют их объединить и использовать в настоящей работе под единым названием «налоги» или «налоговые платежи».

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, и с другой стороны, величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Таким образом, важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны мира всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и перспективные интересы налогоплательщика. Философ Нового времени Монтескье (1689 -1755 гг.) в своем сочинении «О духе законов» отмечал: «Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных, и той, которую им оставляют».

Условно говоря, государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад. Государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И столько, сколько существуют сами налоги, предпринимаются и попытки налогоплательщиков уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих, немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

13 стр., 6223 слов

Организация и планирование налоговой деятельности ИФНС N31 Орджоникидзевского ...

... отчетов, расчетов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением необходимых объяснений, справок и сведений; 2) контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью; ... законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. 9. Анализ судебной практики и подготовка разъяснений по ее применению ...

Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги остаются в обороте и приносят доход. Таким образом, снижение величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

В различных странах и в различное время процесс минимизации и оптимизации налоговых платежей приобретал и различные формы. Но, несмотря на многообразие форм, и способов, применяемых налогоплательщиками для облегчения своей налоговой нагрузки, по существу, возможны только два пути — законный или противозаконный. Среди противозаконных — разнообразные способы «уклонения от налогов», способы, направленные на сокрытие финансово-хозяйственной деятельности, а также, так называемые «бухгалтерские» способы, связанные с неправильным учетом результатов предпринимательской деятельности экономических субъектов. Основными же законными методами являются как те, которые направлены на минимизацию налоговых обязательств с использованием различных «лазеек», существующих в налоговом праве, так и методы налогового планирования, в качестве целенаправленной, сознательной деятельности организации. Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет модель его поведения и конкретные методы, направленные на уменьшение налогового бремени, возложенного на него государством.

Все варианты уклонения от уплаты налогов, под которым понимается незаконное умышленное неисполнение или уменьшение налоговых обязанностей, являются правонарушениями и подлежат наказанию в соответствии с действующими нормами налогового, уголовного и административного права. Такое явление рассматривается не только как противоправное, антиконституционное, но и как противоречащее интересам сограждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Уклонения от уплаты налогов как преступления, относящиеся к разряду экономических, наносят значительный ущерб экономике государства в целом или отдельным ее секторам, а также предпринимательской деятельности. Среди наиболее существенных негативных последствий уклонения от уплаты налогов следует выделить следующие:

  • недополучение казной налоговых сборов сокращает доходную часть государственного бюджета и увеличивает его дефицит;
  • происходит искажение ценовых соотношений, неуплата отдельными предприятиями налоговых обязательств в полном объеме ставит субъекты хозяйственной деятельности в неравное положение и искажает истинную картину рыночной конкуренции;
  • нарушается принцип социальной справедливости, налоговое бремя, по сути, перекладывается с фирм-неплательщиков на законопослушные фирмы за счет усиления давления на них со стороны налоговых органов.

Все это в итоге приводит к общей дестабилизации экономики страны.

12 стр., 5878 слов

Понятие и значение налогов и других платежей

... налог -- платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются теми платежами, ... страны; - с помощью изменения размеров налогов и предоставления льгот по ним возможно регулирование экономической деятельности тех отраслей производства, которые в ...

Проведенные исследования позволили сформулировать следующие основные факторы, определяющие активность хозяйствующих субъектов по снижению налоговой нагрузки и влияющие на выбор ими законных или противозаконных способов этой деятельности.

1. Степень политической и экономической стабильности в стране.

2. Соотношение фискальной и стимулирующей функций действующей налоговой системы.

3. Общая величина налогового бремени, возложенного государством на налогоплательщика.

4. Уровень налогового законодательства, а именно:

  • степень его устойчивости и предсказуемости;
  • соответствие нормам всех других отраслей права;
  • четкость установленных правил начисления и уплаты налогов и однозначность их прочтения.

5. Мера ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства и тяжесть наказания.

6. Состояние правовой культуры налогоплательщиков.

7. Степень криминогенности обстановки в стране.

8. Наличие открытости и ясности для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.

9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).

2.2 Влияние налогов и сборов на экономику страны

Анализ приведенных выше факторов в Украине позволит выявить и систематизировать как причины массового уклонения организаций от уплаты налогов, так и складывающиеся предпосылки перехода налогоплательщиков к законным способам снижения налогового бремени.

Особенностью украинской налоговой системы в период перехода к рыночной экономике стал массовый процесс уклонения хозяйствующих субъектов от уплаты налогов. По разным оценкам, в казну по причине уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов не попадает от 30% до 40% потенциальных сумм. Этот процесс обусловлен рядом причин. Прежде всего, это — политическая напряженность в стране, экономическая нестабильность, кризисные ситуации, смена правительственных курсов. Хозяйствующие субъекты не видят четких и ясных перспектив своего развития. Все эти факторы, конечно, не могут способствовать росту уровня законопослушности налогоплательщиков. Напротив, они служат серьезным побудительным мотивом для организаций любыми средствами, как правило, в нарушение законов, скрыть реальные результаты своей деятельности.

Кроме того, проблема уклонения имеет для Украины специфический и чрезвычайно важный аспект, связанный с судьбой того самого налога (или его части), от которого уклонились.

В западных странах даже скрытый налог, так или иначе, попадает в хозяйственный оборот, служит развитию производства, и, в конечном счете, не уйдет от бюджета. В Украине же, в силу крайней политической нестабильности, преобладает тенденция к вывозу его за границу или безналоговому непроизводительному потреблению, что означает отсутствие инвестиций и, в конечном счете, экономическую деградацию.

Нельзя не отметить существенный фискальный перекос налоговой системы Украины (по обеспечению заполняемости государственной казны) в ущерб стимулирующему и социальному аспектам налогообложения. Регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо. Положения действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности предпринимательской деятельности, но стимулируют затратные, ресурсо- и трудоемкие методы хозяйствования. В нормативных актах не отражены интересы регионов. Очень высок уровень налогообложения. Если общей закономерностью мировой экономики является то, что относительно высокое налоговое бремя имеет место в высокоразвитых странах с достаточно высоким уровнем среднедушевых доходов населения, то Украина по уровню среднедушевых доходов серьезно отстает от высокоразвитых стран, а по налоговому бремени стоит в одном ряду с такими странами, как Великобритания, Швейцария, Германия, Франция.

55 стр., 27161 слов

НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

... системы налогообложения в условиях глобализации экономики. 9. Налоговые теории обеспечения интересов государства. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию: 1. Провести систематизацию суждений о понятии «налог» ... налог — это: а) коллективно безэквивалентный платеж; б) индивидуально безвозмездный платеж; в) индивидуально возмездный платеж; г) коллективно возмездный платеж. ... работ ...

Еще одна серьезная причина, способствующая стремлению налогоплательщиков уйти от налогов, заключается в несовершенстве действующей налоговой системы. В ходе формирования и развития налоговой системы создано чрезмерное многообразие подзаконных правовых актов методико-нормативного характера, которые очень часто содержат нечеткие формулировки, влекущие за собой необходимость дальнейших уточнений. Нормативные акты в области налогообложения не всегда реализуются в правилах бухгалтерского учета, не редко одни документы противоречат другим, что является следствиями внутренних методологических разногласий между ведомствами, в частности, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам. Все это дает возможность контролирующим органам трактовать нормы, по которым нет однозначного понимания, в свою пользу. Частые изменения правил и условий начисления налогов, придание законам, ухудшающим положение налогоплательщика, обратной силы, громоздкость налоговой системы — все это никак не стимулировало организации к четкому соблюдению норм права.

Среди причин массового ухода от уплаты налогов можно выделить правовую неурегулированность ответственности налогоплательщика за нарушения налогового законодательства. Очень низок уровень собираемости налогов, периодически декларируются амнистии, слабо разграничение между умышленными и неумышленными действиями налогоплательщиков.

И, наконец, моральный аспект. Он заключается в том, что в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение, что уклонение от налогов — тяжкое зло. Таким образом, политическая и экономическая нестабильность в Украине, слабая законодательная база, непомерное налоговое бремя и крайне низкий уровень собираемости налогов создали благодатную почву для использования всех возможных противозаконных способов уклонения от налогов или их снижения.

Однако, на сегодняшнем этапе развития страны, создаются новые условия существования и функционирования хозяйствующих субъектов, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона, что обусловлено рядом причин.

Во-первых, существенно укрепляется законодательная база. Налоговое законодательство Украины представляет сбой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения и установления системы налогов и сборов. Общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств — все это находит свое отражение в налоговом законодательстве Украины. Нормативно-правовые акты, образующие систему налогового законодательства можно подразделить на виды: законы и подзаконные акты. Кроме того, нужно сказать о том, что эти акты имеют строгую иерархию. Так на самом верху находится Конституция, затем законы, потом указы Президента и распоряжения Правительства, и в конце региональные акты.

9 стр., 4168 слов

Расчёт лизинговых платежей на предприятии

... Рассмотреть методику расчета лизинговых платежей на материалах ОАО «Стройинвест». Тема курсовой работы актуальна в ... лизинговыми услугами новых отраслей, регионов, секторов экономики. Целью курсовой работы является определение лизинга в инвестиционной деятельности предприятия. ... лизинговых правоотношений некоторых налоговых и амортизационных льгот, которые дают возможность производителю товаров, работ, ...

В систему налогового законодательства Украины входят следующие нормативно-правовые акты:

* Конституция Украины

* Закон “О системе налогообложения”

* Закон “О фиксированном сельскохозяйственном налоге”

* Закон “О банках и банковской деятельности”

* Закон “О Государственном бюджете Украины на соответствующий год”

* Закон «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»

* Указ Президента Украины “Об упрощенной системе налогообложения и отчетности субъектов малого предпринимательства”

* Постановление “Об утверждении Порядка изъятия денежный наличности у плательщика налогов, который имеет налоговую задолженность”

* Постановление “Об утверждении Порядка обращения взыскания на движимое имущество, которое находится в налоговом залоге, для погашения налоговой задолженности плательщика налогов (кроме физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности) и реализации такого имущества”

* Приказ “Об утверждении Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом и Порядка его выдачи”

* Приказ “Об утверждении Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды”

Второй причиной, способствующей укреплению законности в сфере налогообложения, является усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов, и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам. Заметно активизировалась работа сотрудников налоговой милиции по возбуждению уголовных дел по фактам сокрытия налогов и сборов. В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов. В течение последних нескольких лет развитые экономики переживают своеобразный бум слияний и поглощений. По подсчетам специалистов около половины потребностей западного мира удовлетворяют чуть более двухсот крупных компаний. Такой всплеск слияний обусловлен как общими процессами глобализации (в том числе форсированием создания единого европейского рынка), так и другими факторами, например, ростом спроса на те или иные виды услуг. Только в первой половине 1998 .г. объем сделок по слияниям компаний и банков достиг отметки 1200 млрд.долларов США, приблизившись к показателю за весь 1997 .г. (1600 млрд.).

В украинской экономике исторически сложилось преобладание очень крупных предприятий почти во всех сферах хозяйства. Несмотря на наличие ряда отрицательных последствий, это является реальностью отечественной экономики наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникших фирм. Реальностью российской экономики становятся влиятельные и сверхкрупные финансово-промышленные группы. Усложняется структура деятельности организаций, что обусловлено их стремлением к росту, а также необходимостью перераспределения риска и инвестирования новых сфер бизнеса.

6 стр., 2901 слов

Налоговые платежи предприятий и источники их уплаты

... налогов и сборов. Целью курсовой работы является оценка налоговых платежей предприятий и источников их уплаты. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы: При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ ...

И, наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом Украины на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, а также стремлением все большего числа организаций работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.

Создаются предпосылки к переходу от способов бизнеса, присущих «дикому капитализму» к цивилизованным формам экономической деятельности, от уклонения от налогов, неуплаты и избежание их — к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона.

1.3 Анализ налоговых платежей и их влияние на финансовые результаты

Организация анализа налоговых платежей должна строятся исходя из методических рекомендаций, разработанных для организации системы экономического планирования на предприятии, учитывая квинтэссенцию налоговых платежей, их значимость в жизни социума. Постановка системы анализа налоговых платежей, как правило, начинается с определения стратегических целей и задач предприятия на современном этапе развития экономики. А уже затем, исходя из идеологии развития, формируется организационная структура налогового менеджмента, подбираются необходимые кадры, разрабатывается аппарат исследования, выделяются финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей анализа налоговых платежей. Система целей в сфере налогового администрирования является неотъемлемой частью общего дерева стратегических целей, составляет его как целостный взаимосвязанный и взаимообусловливающий конгломерат.

Начальной, основополагающей целью налоговой ветви дерева стратегических целей организации должна стать идея, конкретизирующая миссию фирмы, о неотвратимости, а главное, о целесообразности для данного хозяйствующего субъекта уплаты налоговых платежей. Ибо, что бы ни говорили о налоговых отчислениях, как о “неизбежном зле”, налоги — есть один из наиважнейших инструментов поддержания стабильности в обществе, его социального благополучия. Любая социальная организация, в том числе и предприятие, являясь звеном целостной экономической системы, не может игнорировать влияние внешней среды на свою деятельность. Не могут хозяйствующие субъекты работать в вакууме, отстраниться от решения социальных, экономических, культурных и иных общественных недостатков. Рано или поздно негативные явления внешней среды найдут свое отражение в деятельности этой организации. Поэтому эта социальная общность, созданная для достижения экономических целей, обязана делиться с обществом частью своей прибавочной стоимости, дабы поддержать порядок и стабильность в той социальной среде, с которой эта общность взаимодействует. Другой вопрос: какую долю участие предприятия в обеспечении общества финансовыми ресурсами посредством налоговых отчислений должно занимать в добавленной стоимости, произведенной предприятием, чтобы иные участники производственного процесса (работники, менеджмент, собственники) получили удовлетворение соразмерное их участию в процессе воспроизводства общественно-полезного продукта?

Собственники каждого конкретного предприятия должны самостоятельно ответить на этот вопрос и определить тот уровень налоговых изъятий с произведенной имущественным комплексом, находящимся в их пользовании, владении и распоряжении, добавленной стоимости, который, по их мнению, позволит, с одной стороны, успешно развиваться хозяйствующему субъекту в современных динамично изменяющихся условиях, а с другой стороны — будет учитывать уровень общественных интересов, способствовать достижению социального прогресса.

Индикатором уровня налоговых платежей служит показатель доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, произведенной предприятием, рассчитываемый ежеквартально, исходя из следующих условий: добавленная стоимость находится сложением сумм амортизационных отчислений на восстановление основных средств, заработной платы работников, процентных платежей по займам и кредитам, налоговых отчислений и приравненных к ним платежей, прибыли; к налоговым отчислениям относятся все платежи предприятия в бюджет и внебюджетные фонды, соответствующие действующему законодательству.

Отношение доли налоговых отчислений к общей сумме добавленной стоимости должно стать основным показателем эффективности функционирования системы налогового менеджмента предприятия, в том числе и налогового планирования, ибо данный показатель, по сравнению с предлагающимися в литературных источниках иными показателями, наиболее полно учитывает экономическую сущность конструкции налоговых платежей, позволяет принимать управленческие решения независимо от изменений, происходящих во внешней или внутренней среде. Помимо задания целевого параметра в виде желаемой доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, произведенной предприятием, собственники и руководство компании могут определить посредством управления структурой налогов основных реципиентов платежей и те социальные программы, которые, по их мнению, в наибольшей степени способствуют процветанию общества. Так, менеджмент предприятия может поддержать пенсионную реформу, проводимую сейчас в Украине, увеличив отчисления по социальному налогу, уменьшив при этом налоговую базу по налогу на прибыль, поступления от которых идут на финансирование иных статей бюджета, в том числе на содержание бюрократического аппарата государства, которое руководство предприятия, возможно, не собирается оплачивать. В данном случае, важная роль отводится коэффициенту соотношения конкретных видов налоговых платежей в общей сумме налоговых отчислений, оптимизация которого приобретает большое значение в налоговом менеджменте.

Конечной, завершающей целью системы стратегических анализа налоговых платежей должно стать своевременное, полное, оптимизированное с учетом положений действующего налогового законодательства и заданных стратегических параметров формирование сетевого графика денежных потоков налоговых отчислений, являющихся, в свою очередь, статьями расходной части бюджета предприятия, разрабатываемого в процессе бюджетирования. Иными словами, необходима координация стратегических и операционных схем анализа налоговых платежей с последующей имплантацией итоговых данных процесса планирования налоговых платежей в показатели бюджетного процесса. Кроме того, результаты и аппарат анализа налоговых платежей могут использоваться в целях финансового и оперативного анализа. Дело в том, что налоговые отчисления, исходя из их экономического существа, представляют собой затраты предприятия (большинство налогов при этом участвуют в формировании себестоимости продукции).

Поэтому, помимо организации управления целостными налоговыми потоками предприятия, уменьшения посредством снижения налоговой базы по конкретным налогам абсолютного показателя в виде денежных выплат налоговых изъятий, достижения приемлемого уровня показателя доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, большое значение приобретает анализ налоговых затрат предприятия с точки зрения коррекции структуры издержек производства в целях достижения задач финансового менеджмента. На первый план здесь выходит операционный анализ.

Операционный анализ — это анализ соотношения и взаимного влияния цен на товары, объемов реализации, затрат и прибыли, получаемой предприятием. Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование. Операционный анализ часто трактуется в более узком смысле как анализ точки безубыточности. Точкой безубыточности называется величина объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации и нет ни прибыли, ни убытков. Ключевым в этом анализе является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема реализации, но при этом прямо пропорциональны времени и требуют своего покрытия независимо от объема реализации. Переменные затраты пропорциональны объему реализации.

Налоги также могут быть дифференцированы на постоянные и переменные налоговые затраты. К постоянным затратам можно отнести:

  • сбор за использование наименований “Украина”;
  • платежи за пользование недрами и сбор за участие в конкурсе на право использования недр;
  • единый социальный налог в части повременной оплаты труда;
  • платежи за пользование объектами животного мира;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • лицензионные сборы;
  • налог на имущество предприятий;
  • плата за землю;
  • сбор на содержание милиции, благоустройства территорий, нужды образования в части повременной оплаты труда.

К переменным налоговым издержкам относятся: