Федеральный бюджет

1

1. Макроэкономические показатели, исходные для составления проекта федерального бюджета

1.1 Валовой внутренний продукт

В соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации исходными макроэкономическими показателями для составления проекта федерального бюджета являются Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Дашков и Ко, 2002. — С. 183:

  • Ш объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;
  • Ш уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

Именно поэтому ежегодно при составлении плана федерального бюджета рассматриваются прогнозы социально-экономического развития РФ на текущий год.

Рассмотрим изменение ВВП в Российской Федерации за последние пять лет (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Валовой внутренний продукт РФ с 2001 по 2005 год, млрд. руб. Показатели ВВП в России // http: // www.gks.ru

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

Валовой внутренний продукт

7677,6

8041,8

13243,2

14190,8

15100,7

В том числе:

расходы на конечное потребление

4782,6

5118,2

9024,8

9826,5

10671,6

Валовое накопление

1594,3

1552,4

2755,0

3073,7

3424,1

Чистый экспорт

1270,2

1310,6

1502,0

1347,0

1166,5

Динамика изменения показателей ВВП представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Динамика показателей ВВП РФ за 2001-2005 года

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

Абсолютное изменение, млрд. руб.

364,20

5201,40

947,60

909,90

Темп роста цепной, %

104,74

164,68

107,16

106,41

Темп роста базисный, %

104,74

172,49

184,83

196,69

Таким образом, наблюдается ежегодное увеличение показателей ВВП, особенно высоким оно было в 2003 году. Но такая тенденция может объясняться инфляцией, которая является достаточно высокой в нашей стране.

Построим график изменения ВВП за последние пять лет (рисунок 1.1).

По графику тенденция повышения уровня ВВП за последние пять лет проявляется более наглядно.

1.2 Инфляция

Инфляция — второй макроэкономический показатель, учитываемый при проектировании федерального бюджета.

Инфляция означает обесценение денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности. Природа возникновения инфляции — несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарной массой. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2001. — С. 318

Показатели инфляции в Российской Федерации за последние пять лет приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3. Инфляция в РФ за 2001-2005 годы Изменение уровня потребительских цен // http: // www.gks.ru

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

Темп инфляции, %

18,6

15,1

12,0

11,7

10,9

Рассмотрим данные показатели в динамике (таблица 1.4).

Таблица 1.4. Динамика показателей инфляции в 2001-2005 годах

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

Абсолютное изменение, млрд. руб.

-3,50

-3,10

-0,30

-0,80

Темп роста цепной, %

81,18

79,47

97,50

93,16

Темп роста базисный, %

81,18

64,52

62,90

58,60

Из таблицы видно, что происходит ежегодное уменьшение инфляции в России, но вместе с тем, темпы этого уменьшение постоянно снижаются, что является негативной тенденцией. Нагляднее данная тенденция прослеживается на графике (рисунок 1.2).

На рисунке видно, что, начиная с 2003 года, угол прямой, выражающей темп инфляции, становится меньше, что и характеризует замедление снижения уровня инфляции.

Ежегодно Центральный банк Российской Федерации прогнозирует уровень инфляции на текущий год. В соответствии с этим прогнозным уровнем формируется денежно-кредитная политика государства, а также федеральный бюджет. Как правило, в последние годы данные прогнозы не оправдываются, темп инфляции снизить не удается и он оказывается на несколько процентов выше прогнозного.

2. Влияние ВВП и инфляции на профицит бюджета

Рассмотрим изменение профицита бюджета Российской Федерации за последние пять лет (таблица 2.1).

Таблица 2.1. Профицит бюджета РФ в 2001-2005 годах http: // www. budgetrf.ru

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

Профицит федерального бюджета, млрд. руб.

264,3

97,0

173,8

760,2

1670,2

Доход бюджета, млрд. руб.

2683,7

3519,2

4138,7

5429,9

7611,6

Расход бюджета, млрд. руб.

2419,4

3422,3

3964,9

4669,7

5941,4

Из таблицы видно, что на протяжении последних пяти лет федеральный бюджет был профицитным, т.е. его доходы превышали расходы. Также можно отметить постепенное увеличение значения профицита бюджета. Покажем это изменение графически (рисунок 2.1).

Из рисунка видно, что несмотря на то, что произошло увеличение и доходов и расходов, доходы увеличиваются в большей степени, что и вызывает рост профицита.

Исходя из проведенного анализа факторов, определяющих разработку плана федерального бюджета, можно сделать вывод, что рост ВВП и одновременное снижение инфляции приводят к повышению профицита федерального бюджета. Что мы и наблюдаем в последние пять лет в РФ.

Очень часто профицит бюджета выражают через ВВП (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 — Отношение профицита бюджета РФ к ВВП

Из рисунка 2.2 видно, что бюджет РФ стал профицитным лишь с 2000 года. Также заметно увеличение отношения профицита к ВВП, что является благоприятной тенденцией. Хотя слишком высокую величину профицита нельзя считать положительным элементом бюджета. В макроэкономике разработан ряд способов снижения профицита. Лучшее положение это сбалансированность федерального бюджета.

План федерального бюджета планируется обычно на основе прогнозных данных инфляции и ВВП, которые далеко не всегда повторяются в реальности. Решение проблемы повышения надежности прогноза основных макроэкономических показателей требует существенного улучшения качества всей системы прогнозирования социально-экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой, позволяют сделать вывод о том, что прогноз социально-экономического развития страны в определенной степени является экстраполяцией сложившихся тенденций. Его консервативный и оптимистический варианты отличаются лишь разной оценкой цены на экспортируемую нефть.

Существенным недостатком сложившейся системы социально-экономического прогнозирования является отсутствие комплексных методических указаний по составлению краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития страны.

Требуют качественного улучшения экономико-статистические методы прогнозирования основных макроэкономических показателей, порядок и сроки подготовки, разработки и представления статистических данных по ВВП.

Литература

1. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: Дашков и Ко, 2002. — 344 с.

2. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 716 с.

3. Показатели ВВП в России // www.gks.ru

4. Изменение уровня потребительских цен // www.gks.ru