Автоматизированная система «Экспресс»

Введение

Необходимость информатизации управления пассажирскими перевозками зависит прежде всего, из проведения на железнодорожном транспорте экономической политики на основе маркетинговой стратегии, ориентированной на коммерческую эффективность транспортной продукции. При этом должна достигаться основная цель — обеспечение устойчивого функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров. В этих условиях оперативное управление пассажирскими перевозками приобретает важное экономическое значение, так как от его качества и оперативности зависит снижение эксплуатационных затрат на перевозки и получение дополнительных доходов от них.

Для улучшения качества пассажирских перевозок, повышения культуры обслуживания, использования вместимости пассажирских вагонов, повышения производительности и улучшения условий труда билетных кассиров была создана автоматизированная система «Экспресс», работающая в масштабе реального времени.

«Экспресс» разработана как типовая система, предназначенная для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций для любых выполняемых полигонов железнодорожной сети. Она представляет собой распределенную вычислительную сеть коллективного пользования, включающую несколько тысяч билетных касс (терминалов) и целый ряд вычислительных центров. Накопленный опыт по созданию этих систем и их эксплуатации показал, что эти системы дают возможность автоматизировать все основные технологические процессы пассажирского хозяйства и создать в конечном итоге на железных дорогах механизм оперативного управления пассажирскими перевозками путем создания в составе систем «Экспресс», так называемых автоматизированных диспетчерских центров управления (АДЦУ) на каждой дороге и в МПС

АСУ «Экспресс» позволяет выполнять большую сферу услуг, таких, как продажа билетов на любой поезд, предварительное бронирование мест, выдача проездных билетов с пересадкой, оформление проездных документов «туда» и «обратно» и т.д.

1. История развития системы «Экспресс» на железнодорожном транспорте

Развитие российских отечественных электронных систем «Экспресс» на железных дорогах имеет свою историю.

Первая отечественная система, полностью автоматизирующая все билетно-кассовые операции, начала работать в 1972 году в Московском железнодорожном узле. Она получила название «Экспресс-1» и предназначалась для массового обслуживания пассажиров в реальном масштабе времени. Она стала и первой системой коллективного пользования электронных вычислительных машин (ЭВМ) на железнодорожном транспорте в режиме реального времени. Основной целью создания системы «Экспресс-1» являлось получение опыта в автоматизации управления билетно-кассовыми операциями в масштабе такого крупного железнодорожного узла, как Москва, обслуживающего в сутки до 250 тыс. пассажиров поездами прямого и местного сообщения. Первоначально система обслуживала Киевское направление Московского железнодорожного узла, а затем стала обслуживать все остальные направления узла с помощью 580 автоматизированных билетных касс, подключенных к системе.

45 стр., 22468 слов

Система управления и эффективность лизинговой деятельности

... ЗАО «Универсальная лизинговая компания». Предметом является деятельность ЗАО «Универсальная лизинговая компания». Объект дипломной работы: система управления деятельностью ЗАО «Универсальная лизинговая компания». Задачами являются: 1. Рассмотреть теоретические основы лизинговой деятельности, как финансового посредничества; 2. На основе анализа ...

Это значительно облегчило труд кассира, сняло напряженность, с которой он работал. Во-первых, отпала необходимость в расчете стоимости проезда и заполнения бланков проездных документов, во-вторых, стало не нужно составлять длинный отчет о проданных документах и в-третьих, необходимость в запоминании сведений о местах, передаваемых ему диспетчером.

Типовая система «Экспресс-2» начала функционировать в Московском железнодорожном узле в 1982 г. Предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций на любом выделенном полигоне сети. Она разработана на базе накопленного 10-летнего опыта эксплуатации системы «Экспресс-1» и является, как и первая система, системой коллективного пользования для массового обслуживания пассажиров в реальном масштабе времени. Она представляет собой систему человек-машина, включающую совокупность административных технологических, программных и технических средств, направленных на значительное улучшение организации перевозок пассажиров и культуры их обслуживания.

Если система «Экспресс-1» была предназначена для комплексной автоматизации билетно-кассовых операций в крупных железнодорожных узлах, то АСУ «Экспресс-2» управляет продажей билетов и пассажирскими перевозками в масштабе регионов (полигонов), выделяемых на сети железных дорог. На Российских железных дорогах сегодня функционирует 14 взаимодействующих между собой систем «Экспресс-2», которые обслуживают 18 железных дорог РЖД. Всего в странах СНГ и Балтии действует 27 систем. По объемам обслуживания пассажиров и количеству действующих систем железные дороги России не уступают 13 действующим системам в Западной Европе.

В функциональном плане система «Экпресс-2» опережает развитие систем железных дорог Западной Европы. К таким функциям относят: управление багажными и грузобагажными перевозками, эксплуатация и ремонт парка пассажирских вагонов.

В техническом плане действующие системы «Экспресс-2» построены на отечественных ЭВМ серии ЕС-1045 и ЕС-1046, а также на зарубежных ЭВМ, бывших в употреблении (ЭВМ типа ИБМ-4831 и Компарекс) и уже выработавших свой десятилетний ресурс. В связи с этим переход на более современные и более мощные зарубежные ЭВМ типа ИБМ-9672 является сегодня актуальной задачей.

Эффективность работы АСУ «Экспресс-2» в основном определяете тремя показателями: сокращением времени, затрачиваемого пассажиром на приобретение билетов; улучшением использования мест в пассажирских поездах; улучшением обслуживания пассажиров, едущих с пересадками и приобретающих билеты на обратный поезд Система АСУ «Экспресс-2» рассчитана на круглосуточную работу с коэффициентом готовности не менее 0,99, что соответствует 99% полезного времени работы.

34 стр., 16639 слов

Разработка и внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационной ...

... в исследовании уделяется автоматизированным информационным системам в страховом секторе. Предмет исследования - автоматизированная система управления Stravita от Stravita RDUSP». Цель работы - проанализировать и оценить эффективность внедрения автоматизированной системы управления «Стравита» и на основании полученных данных разработать предложения по совершенствованию системы и ...

Для управления технологическими процессами организации продажи билетов через АСУ «Экспресс-2» при ЭВЦ, управлениях дорог и управлениях МПС были созданы специальные технологические отделы, бюро и группы.

Используемые в Экспресс-2 ЕС ЭВМ к середине 1990 годов не могли уже отвечать современным требованиям. Развитие вычислительной техники, интернета, поставили перед железнодорожникам задачу модернизировать вычислительную сеть Экспресс. Эта задача была успешно решена, и с 2000 года на железных дорогах начал появляться Экспресс-3. Эта система разрабатывалась в соответствии с требованиями железных дорог стран СНГ.

Создание системы «Экспресс-3» на базе современных ЭВМ позволит завершить полную автоматизацию всех технологических процессов пассажирского хозяйства, что позволит:

Оперативно управлять использованием подвижного пассажирского состава с гибким изменением тарифов, подняв населенность на 10-15% на основе автоматизации маркетинговых исследований.

Поднять культуру обслуживания пассажиров на промежуточных станциях по ходу следования поездов за счет учета конкретных номеров мест по всему маршруту следования поезда во время его движения и предоставления самого разнообразного сервиса.

Завершить полностью автоматизацию всех основных технологических процессов, включая управление багажными и грузобагажными перевозками, справочно-информационным обслуживанием пассажиров, управлением эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов, оперативным планированием и прогнозированием.

К технологии функционирования систем «Экспресс» зарубежные коллеги проявляют большой интерес. Отдельные решения, касающиеся централизации управления, используются в новых европейских системах. Можно сказать, что системы «Экспресс» не уступают зарубежным, а по числу функций их даже превосходят.

2. Общая характеристика подсистемы «Управление пассажирскими перевозками»

Под автоматизированной системой управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте подразумевается система, которая на базе вычислительной техники и современных экономико-математических и автоматизированных технологических процессов в единое целое, а в перспективе — наращивать темпы автоматизации технологических функций.

Информационные технологии основных технологических процессов пассажирского хозяйства должны разрабатываться применительно к соответствующей подсистеме «Экспресс-3». Такими подсистемами должны быть:

Автоматизированная подсистема «Билетно-кассовых операций».

Автоматизированная информационно-справочная подсистема «ЭКАСИС».

Автоматизированная подсистема нормативно-справочной информации «Расписание».

Автоматизированная подсистема финансового, статистического учета и взаиморасчетов за пассажирские перевозки «ЭФИС».

Автоматизированная подсистема управления багажной работой «ЭСУБР».

Автоматизированная подсистема управления парком пассажирских вагонов «АСУ ПВ».

Автоматизированная подсистема «СЕРВИС».

Автоматизированная подсистема регулирования пассажирских перевозок «АСУ-Л».

21 стр., 10457 слов

Дневник практики по управлению. Система управления персоналом ...

... решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики; Разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации; Сбор и ... перевозок и аренды транспортных средств. Период прохождения практики – с 22.10. по 18.11.2008 г. Место прохождения практики – ООО «Т.С.В.Транскомпани» Должность прохождения практики – менеджер по ...

Рис. 1 — Функциональная схема АСУ «Экспресс — 3»

Подсистема планирования и управления пассажирскими перевозками основывается на аналитической базе исходных данных всех перевозок пассажиров, осуществляемых на сети российских железных дорог. Для пользования этой подсистемой на дорогах устанавливаются специализированные АРМ системы «Экспресс-3», которые подключаются к сети передачи данных.

Каждый АРМ имеет специальный ключ доступа, на основании которого ведется обслуживание абонента системой. Абонентами как правило, должен быть командный состав дорог ОАО «РЖД».

1. Подсистема продажи билетов во всех видах сообщений.

Особенность этой подсистемы заключается в том, что она включает в себя и обслуживание пригородных перевозок совместно с системой АСУКУПЕ. Ведется учет пассажиров как при продаже билетов, так и при проходе их через турникеты.

2. Подсистема комплексного справочно-информационного обслуживания пассажиров (ЭКАСИС).

Позволяет пассажирам получить информационную справку во всех видах сообщений, на всех пунктах продажи, в офисах и в домашних условиях при обращении через Интернет к системе «Экспресс — 3»

3. Подсистема управления багажной работой (ЭСУБР).

Осуществляет оформление и учет багажа, грузобагажа, погрузку, выгрузку, хранение, розыск багажа и составление плана формирования багажных перевозок. С ее помощью осуществляется регулирование багажных перевозок путем назначении, отмены и изменения маршрутов следовании багажных вагонов и поездов для получения наибольшего эффекта от перевозок.

4. Подсистема управления парком пассажирских вагонов (АСУПВ)

Автоматизирует все основные технологические процессы, связанные с эксплуатацией и ремонтом пассажирских вагонов. Это дает возможность командному составу дорог видеть состояние подвижного состава, включая его дислокацию, на различных уровнях управления.

5. Подсистема финансового и статистического учета пассажирских перевозок (ЭФИС).

Позволяет получать всю финансовую и статистическую отчетность по пассажирским перевозкам в различных разрезах (ежесуточно, по месяцам, декадам.) Она осуществляет взаиморасчеты за пассажирские перевозки между железными дорогами России и других государств. Ведет учет и контроль финансовой деятельности билетных и багажных кассиров, также поступление на дороги бланков строго учета, проездных и перевозочных документов, включая их расход каждым кассиром.

6. Подсистема сервисного обслуживания пассажиров (СЕРВИС)

Предоставляет разнообразные сервисные услуги пассажирам, как в железнодорожном, так и в смешанном сообщении путем взаимодействия с автоматизированными системами на других видах транспорта, а также с системами, обслуживающими гостиницы, такси, театры и другие организации.

7. Подсистема «Расписание»

Обеспечивает подготовку, ввод и хранение всей необходимой нормативно-справочной информации. Ведет в реальном масштабе времени учет прохождения по расписанию всех поездов, включая их опоздание, с выдачей необходимой информации о поездах на табло, платформенные указатели, на печать.

9 стр., 4172 слов

Система управления рисками на предприятии

... оценках, поведении. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска [1]. В зависимости от возможного результата (рискового события) риски можно поделить на две ... неопределенности; необходимость выбора альтернативы (включая отказ от выбора); возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив. По своей природе риск делят на три вида [2 ...

8. Подсистема взаимодействия с другими АСУ

Обеспечивает совместную работу с различными автоматизированными системами, функционирующими на железнодорожном и других видах транспорта, включая другие системы различных организаций и предприятий.

В условиях перехода к рынку возникла необходимость в управлении экономическими результатами работы. Вопросы оперативного и долгосрочного планирования должны решаться на основе экономических интересов отрасли. К сожалению, убыточность пассажирских перевозок в последние годы продолжает оставаться на высоком уровне, составляя в среднем по сети — 67%. Обусловлено это целым рядом причин, одна из которых — неудовлетворительное использование вместимости подвижного состава.

3. Основные задачи и стадии разработки системы «Экспресс — 3»

Решить полностью проблему автоматизации ЖДТ на базе устаревших технических средств АСУ «Экспресс-2», которые не могут развить сегодня требуемой производительности, уже нельзя. В связи с этим необходим переход к новой, более мощной АСУ «Экспресс-3» с тем, чтобы иметь автоматизированный механизм управления пассажирскими перевозками, который давал бы возможность руководству оперативно и эффективно реагировать на все происходящие изменения в процессе пассажирских перевозок с учетом рыночных факторов.

Основными задачами системы «Экспресс-3» являются:

  • Операции по оформлению и учету проездных документов на пригородных, внутригосударственных, межгосударственных и международных маршрутах.
  • Справочно — информационное обслуживание пассажиров с использованием всех видов связи, включая и Интернет.
  • Управление парком пассажирских вагонов, включая его эксплуатацию и ремонт.
  • Финансовый и статистический учет и взаиморасчеты за пассажирские перевозки между дорогами и государствами.
  • Предоставление пассажирам разнообразных услуг, включая оформление проездных документов на другие виды транспорта.
  • Управление багажной работой, включая оформление и учет багажа пассажиров, грузобагажа, почты, а также погрузку, выгрузку, хранение и розыск багажа.

— Оперативное управление пассажирскими перевозками на уровне дорог и государств СНГ с помощью автоматизированных центров управления, включая назначение и отмену поездов, изменение маршрутов их следования, составности поездов, маркетинговые исследования, гибкое изменение тарифов и получение данных по экономическим показателям перевозок.

В функциональном плане новая система должна стать не столько системой продажи билетов, сколько системой управления всеми основными технологическими процессами пассажирского хозяйства

Основные этапы разработки системы «Экспресс-3»:

На первом этапе технические средства будут заменены новыми с использованием действующих программ «Экспресс-2».

На втором этапе будет переведен накапливаемый архив системы в новую систему управления базой данных.

На третьем этапе будет осуществлен перевод прикладных программ в операционную систему ОС-390. Переход от системы «Экспресс-2» к «Экспресс-3» будет поэтапным и потребуется длительное время эксплуатировать совместно эти системы. Длительность этого периода будет зависеть от способности дорого приобретать новую технику не только в РЖД, но и на дорогах СНГ и Балтии.

22 стр., 10961 слов

Бухгалтерская (финансовая) отчетность в системе управления организацией ...

... необходимость составления отчетности в соответствии с ними. Целью курсовой работы является исследование действующих форм бухгалтерской отчетности в Республике Беларусь, обоснование предложений по их развитию в системе управления исследуемой организации. Для достижения цели в курсовой работе были поставлены ...

Внедрение системы «Экспресс-3» на дорогах будет производиться поэтапно с таким расчетом, чтобы не нарушить непрерывное обслуживание пассажиров через «Экспресс-2».

Однако будет существовать период времени до 2005 года, когда на сети будут совместно работать «Экспресс-2» и «Экспресс-3» в различных стадиях своего развития, что будет зависеть от готовности дорог к замене оборудования систем и перехода к работе по новым информационным технологиям.

Если система «Экспресс-2» позволила решить на дорогах сети проблему автоматизации технологических процессов в области продажи билетов и их учета, то разработка системы «Экспресс-3» должна решить проблему автоматизации всех основных технологических процессов пассажирского хозяйства и создать в конечном итоге на дорогах механизм управления пассажирскими перевозками.

4. Информационное и технологическое обеспечение системы «Экспресс -3»

Основой информационной Среды будет система баз данных управления перевозочным процессом и ее составная часть — база данных для управления пассажирскими перевозками. Ядром базы данных управления пассажирскими перевозками является база данных, необходимая для функционирования системы управления резервирования мест и продажей железнодорожных билетов «Экспресс-3».

Проектируемая система предъявляет к базе данных взаимоисключающие требования:

  • высокая производительность при оперативном выполнении множества заявок в режиме реального времени;
  • универсальная структура данных (реляционная модель), пригодная для справочно-аналитической работы;
  • постоянно обновляющиеся данные, отражающие текущее состояние управления пассажирскими перевозками;
  • возможность выполнения ряда аналитических запросов над одним и тем же зафиксированным состоянием данных для последующего сопоставления результатов.

Необходимо организовать две базы данных различной технологической и информационной специализации:

  • OLTP (Online Transaction Processing) — база данных для оперативной обработки информации и поддержания состояния, максимально приближенного к текущему;
  • OLAP (Online Analazer Processing) — база данных для справочно-аналитического обслуживания данными определенного фиксированного состояния.

Кроме двух перечисленных основных баз данных может быть организована, например, Архив-база — база данных для исторического хранения поколений состояний данных и организации их извлечения для последующей обработки.

Основными информационными объектами системы резервирования мест и продажи билетов являются:

  • поезд (маршрут, расписание, норма мест, подлежащая продаже);
  • рейс (реализация поезда на конкретную дату отправления, в которой отмечается состояние мест, предлагаемых к продаже);
  • проездной документ;
  • заявка на перевозку;
  • станция, осуществляющая посадку, высадку пассажиров и продажу билетов;
  • терминал (кассир), осуществляющий продажу билетов.

Наиболее существенными технологическими отличиями системы «Экспресс-3» от существующей будет реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение в базе данных, доступной в оперативном режиме, всех проездных документов, оформленных в течение последних 6-ти месяцев.

17 стр., 8338 слов

Анализ системы управления ЗАО «Связной Логистика»

... совершенствованию системы управления и показать оценку эффективности предлагаемых рекомендаций. Бизнес, который положил начало ЗАО «Связной Логистика» был ... работ, услуг. Уставный капитал Общества составляет 1 500 000 (Один миллион пятьсот тысяч) рублей. Бизнес, который положил начало группе ЗАО «Связной Логистика», ... 7. продажа карточек экспресс-оплаты, IP-телефонии, доступа в Интернет; ...

Технологический процесс обработки информации в системе включает:

  • подготовку исходной информации и ввод ее в вычислительный комплекс;
  • автоматическую обработку заказов, поступающих от потребителей;
  • выдачу документа «Отчет кассира»;

Функционирование системы «населенность» предусматривает решение задач четырех групп:

  • Накопление, обработка, формирование итоговых результатов об использовании вместимости вагонов и их хранение в ВК «Экспресс»;
  • Передача информации о населенности вагонов в ПЭВМ;
  • Реализация человека — машинного диалога;
  • Создание банка данных (летописи) о работе подвижного состава на сетевом и дорожном уровнях.

Человеко-машинный диалог обеспечивает:

  • ввод с экрана указания режима работы;
  • печать при необходимости выходных результатов на печатающем устройстве в виде таблиц установленной формы;
  • обращение к летописи;
  • корректировку информационных полей «летописи».

Заключение

Сегодня на железных дорогах России функционируют 15 взаимодействующих между собой систем «Экспресс», которые обслуживают 17 железнодорожных магистралей.

Система «Экспресс-3» представляет собой самостоятельный программный комплекс и базу данных для управления пассажирскими перевозками, тесно связанный с другими компонентами единой информационной системы железнодорожного транспорта.

Именно два момента позволяют поставить на качественно новый уровень и управление пассажирскими перевозками, и обслуживание пассажиров. Учет нумерации мест по каждому участку следования поезда позволит повысить гибкость тарификаций билетов, ликвидировать многие искусственные понятия типа «трафаретная нитка» и «станции первого уровня».

Благодаря наличию информации о всех проданных проездных документах станет возможным экономический и управленческий анализ по любым критериям, а также более гибкое и точное распределение доходов между подразделениями железнодорожного транспорта.

Список источников

1. Сидорова Е.Н. Автоматизированные системы управления в эксплуатационной работе: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. — М.: Маршрут, 2005, — 560 с.

2. Тулупов Л.П. Лецкий Э.К. Управление и информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. транспорта. — М.: Маршрут. — 2005 г. — 467 с.

3. Иванкова Л.Н., Иванков А.Н., Комаров А.В. Сервис на транспорте. — М.: Транспорт. — 2005 г. — 75 с.

4. Яковлев В.Ф. «Автоматика и автоматизация производственных процессов на железнодорожном транспорте». М: Транспорт, 1990 г. — 279 с.

экспресс железнодорожный информационный пассажирский