Совместный бакалавриат вшэ рэш

Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ 0- у.г., -й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Лекторы: О.А.Замулин (ВШЭ/РЭШ) К.И.Сонин (РЭШ /ВШЭ)

Аннотация: В курсе «Введение в экономику» студенты узнают о вопросах, стоящих перед современными экономистами и о том, как экономисты пытаются ответить на эти вопросы. Основная задача курса состоит не в систематическом изложении экономической теории, а в том, чтобы научить слушателей искусству чтения и критического осмысления научных текстов, новостных сообщений и публицистических статей, способности изложить и отстаивать разные точки зрения. Одновременно с этим будут покрыты основные концепции экономической науки: информационная роль цен, принцип равновесия, отраслевая организация, провалы рынка, экономический рост и макроэкономическая политика. Большинство вопросов, которые будут обсуждаться в курсе, ещё не раз встретится студентами в следующие годы обучения – пока все вопросы будут рассматриваться без привлечения технического инструментария.

Занятия: Каждую неделю будет проводиться три занятия по два академических часа каждый. Два из этих занятий будут представлять собой интерактивные лекции, посвященные экономическим концепциям, и дискуссии под руководством лектора, посвященные обсуждению прочитанной литературы. Третье занятие будет заключаться в методологическом семинаре по развитию навыков письма и речи, и будет вестись специалистом из Центра эффективных коммуникаций РЭШ.

Оценивание: Оценка будет выставлена на базе эссе, которые студенты должны будут сдавать каждые две недели и участии в дискуссии во время занятий. Всего за семестр необходимо сдать семь эссе, каждое из которых должно быть представлено в форме комментария, в котором выражается некое однозначное мнение. Вместе эти эссе составят 70% оценки, а участие в дискуссии – остальные 30%.

Стандартная структура эссе должна быть следующей. Первый абзац должен быть посвящен введению, которое заканчивается тезисным предложением. В тезисном предложении высказывается основная мысль. Тезисное предложение должно быть в начале текста, так как читатель должен знать, какую мысль собирается отстаивать автор. Остаток сочинения – доказательство и разъяснение тезиса. Логично посвятить по одному абзацу каждому из аргументов в пользу Вашей точки зрения. Заключение в эссе такой длины не нужно. Эссе должно читаться гладко, без скачков и лишних рассуждений. Оцениваться будет как глубина мысли, так и качество подачи материала. За орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, отсутствие структурированности, а также плохое оформление, оценка будет снижаться. Ориентировочная длина каждого эссе – 3-4000 знаков с пробелами; 5000 знаков – максимальный размер.

3 стр., 1199 слов

Необходимость модернизации российской экономики, её основные ...

... всех уровнях и стадиях развития общественного производства. Для модернизации российской экономики необходимо не только сформулировать её содержание и направление, но и определить основные контуры в отраслевом и территориальном ... Седьмое - использование механизмов трансферта технологий. Совместная работа и обмен технологиями важны, в том числе, и в оборонной сфере. В перспективе они создадут ...

Темы эссе приведены ниже. Хотя темы эссе будут общими, в каждом задании есть индивидуальная компонента – выбор человека, фирмы, страны, эпизода, сюжета, на которых

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 5/03/0 Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ 0- у.г., -й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

будет основываться эссе. Чтобы избежать совпадений, нужно будет предварительно согласовывать конкретный выбор с лекторами.

Базовыми материалами для сочинений является литература, обозначенная в программе курса. Однако следует не ограничиваться этой подборкой и поискать дополнительные источники. При использовании этих материалов обязательно нужно ссылаться на источник. При цитировании необходимо заключать цитату в кавычки с подробной ссылкой на источник. Не рекомендуется приводить цитаты длиннее одного предложения, а лучше, части предложения. При обнаружении плагиата или идентичности работ может быть поставлена неудовлетворительная оценка за весь курс без права пересдачи.

Литература:

Основным учебником по экономике для данного курса является учебник

 Н. Грегори Мэнкью, «Принципы экономикс», Питер, 009.

Кроме этого, студенты должны подробно ознакомиться со следующими монографиями:  Найл Фергюсон, «Восхождение денег», Астрель, Corpus, 00.  Роберт Л. Хайлбронер, «Философы от мира сего», КоЛибри, 008.  Егор Гайдар, «Гибель Империи. Уроки для Современной России», Российская

политическая энциклопедия, 007.  Уильям Истерли, «В поисках роста. Приключения экономистов в тропиках», ИКСИ,

006.  Джордж Акерлоф и Роберт Шиллер, «Spiritus Аnimalis, или Как человеческая

психология управляет экономикой», Юнайтед Пресс, 00.

Дополнительные источники, рекомендованные для чтения, содержатся в описании тематических разделов курса.

Экономический подход . Экономический образ мышления

О.Замулин, К.Сонин «Макроэкономика», гл.

Г.Мэнкью «Принципы экономикс», гл. . Разнообразие экономических вопросов В каких ситуациях можно применять методы экономического анализа? Стивен Левитт из Чикагского университета доказывает делом, что экономическая наука позволяет отвечать на вопросы, не связанные, казалось бы, с экономической тематикой. В каких ситуациях можно и в каких нельзя пользоваться инструментами экономического анализа?

С.Левитт, Д.Дубнер «Фрикономика», гл.

С.Гуриев «Мифы экономики», гл.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 5/03/0 Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ 0- у.г., -й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Рынок, деньги и цены

3. Риск и ставка процента О чём говорит ставка процента, по которой банк согласен выдать фирме кредит? Какую информацию она несёт? Несмотря на то, что формы выдачи кредита в разных странах на протяжении истории человечества были самыми разнообразными, суть оставалось неизменной: процентная ставка несёт информацию о том, что кредитор думает о шансах заёмщика вернуть кредит.

Н. Фергюссон «Восхождение денег». 4. Информационный смысл цен Выданный кредит и полученная за него плата – пример рыночной транзакции. При каждом переходе товара или услуги от продавца к покупателю, происходит информационный обмен. Эту информацию получают не только (и не столько) участники обмена, но и все остальные. Цена – основное средство передачи этой информации. Эффективность рынка – его способность обеспечивать передачу товаров в руки тех, кто сможет использовать их с наибольшей выгодой – зависит от того, насколько много информации выявляет механизм ценообразования.

4 стр., 1838 слов

Отраслевая структура экономики России и методы отраслевого экономического ...

... структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов. Становление рыночной экономики в России требует решения важнейшей задачи - совершенствования ее отраслевой структуры, ... обороны. За годы экономических реформ в России произошли ... размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве эффективности размещения ...

Ф.Хайек «Дорога к рабству»

К.Сонин «Уроки экономики», гл. «Рынок политических прогнозов» 5. Равновесие Основными инструментами микроэкономического анализа являются кривые спроса и предложения. Анализ происходящего на любом рынке невозможен без хотя бы приблизительного определения того, как выглядят спрос и предложение. С того момента, как спрос и предложение определены, можно говорить про механизм ценообразования, ключевым элементом которого – как бы ни выглядел этот механизм – является равновесие, то есть ситуация, в которого у каждого экономического субъекта нет возможности единолично улучшить своё положение.

О.Замулин, К.Сонин «Макроэкономика», гл. .

6. Экономический крах СССР Альтернативой рыночному механизму формирования цен (то есть выявления информации) является плановая экономика, в которой товары распределяются в соответствии с решениями какого-то центрального органа. Можно говорить про экономику СССР как про реальный эксперимент, максимально приближенным к «плановому идеалу». Обсуждая заключительную стадию этого эксперимента, завершившегося одним из самых жестоких экономических кризисов в ХХ веке, мы будем говорить об информационных преимуществах рыночной системы.

Е.Гайдар «Гибель империи» 7. Рыночные реформы в России Российские реформы 990-х годов, которые стали необходимы после краха плановой экономики один из самых масштабных естественных экономических экспериментов в наше время. Мы обсудим самые важные реформы, обстоятельствах, которые влияли на выбор конкретных мер.

А.Ослунд «Рождение капитализма в России»

К.Сонин «Реформы и институты: взгляд экономиста», НЛО, 007.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 3 5/03/0 Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ 0- у.г., -й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Е.Ясин «История российских экономических реформ»

Н.Носов «Незнайка на Луне»

Экономика производства 8. Конкуренция и «креативное разрушение» Главная экономическая характеристика любого рынка – уровень конкуренции на нём. От этого зависят цены, объём выпуска и качество товара, который получает потребитель; уровень конкуренции определяет стратегию фирм-участников рынка. Особенно интересны примеры рынков, на которых в течение многих лет конкурируют одни и те же фирмы (например, фармацевтика или прохладительные напитки) и те, на которых вчерашние лидеры могут исчезнуть со сцена за несколько лет (рынки, связанные с IT).

Й. Шумпетер, «Капитализм, социализм и демократия», гл. 7 9. Монополия В ситуации, когда на рынке есть только одна фирма-продавец, есть и привлекательные, и негативные стороны. Возможность получить временную монополию на рынке какого-то продукта – важнейший стимул к изобретательству и инновациям. (См. например, пример фирмы Apple – в течение двух лет после выпуска iPhone многие фирмы в мире выпустили функционально сходные смартфоны по более низкой цене, но какой-то срок фирма была де-факто монополистом.) С другой стороны, у фирмымонополиста есть стимулы занижать предложение по сравнению с тем, который бы был оптимален для потребителей и для общества в целом. Это делает монополии предметом регулирования со стороны правительства и постоянных общественных дискуссий.

6 стр., 2817 слов

Эссе экономика бедняки платят дороже всего

... Во- вторых,.. Задание: сформулируй проблемы в темах эссе. Высказывание Возможная проблема 1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) Богатства и бедности ... эссе P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, ... позицию. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Я ...

Р.Хайлбронер, глава про Маркса

Капитализм и свобода 0. Капитализм и свобода Системы государственного управления – разные формы демократий и диктатур – различаются тем, в какой степени они учитывают предпочтения граждан страны. Иными словами, выявляют информацию, которая есть у каждого человека, относительно того, сколько ему хотелось бы работать, отдыхать, потреблять, сберегать, и т.п. Разные системы госуправления по-разному сочетаются с разными система устройства экономики. Основной пример успешного сочетания – сочетание рыночной экономики и демократической формы правления.

Л.Зингалес, Р.Раджан «Спасение капитализма от капиталистов», ИКСИ, 004.

М.Фридман «Капитализм и свобода» . Роль государства в экономике

. Правые и левые Несмотря на то, что политическая борьба устроена в разных странах совершенно по разному, на протяжении многих веков основной «осью» политической арены являелось отношение к перераспределению доходов. «Правые», партия богатых, выступают за минимизацию налогов и слабое участие правительства в экономической жизни. «Левые», партия бедных, выступают за налоги, выравнивающие доходы, и увеличение социальных расходов. Последняя четверть ХХ века поставила само существование этой оси под вопрос.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 4 5/03/0 Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ 0- у.г., -й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

А.Алезина «Либерализм – это левая идея»

Инструменты экономического анализа 3. Научное исследование Основные методы экономического анализа: построение моделей и формулирование гипотез. Модели, в том числе модели математические, нужны для того, чтобы сделать процесс перехода от исходных посылок и предположений к выводам явным и прозрачным. В этом случае можно проверить логическую непротиворечивость предпосылок и рассуждений. Результат такого анализа можно сформулировать в виде фальсифицируемой гипотезы, что позволит проверить её с помощью реальных данных.

М.Блок «Апология истории»

К.Поппер «Нищета историзма»

Актуальные вопросы, микро и макро 4. Приватизация и аукционы Во многих ситуациях частные предприятия более эффективны, чем государственные, однако создание рынка с несколькими частными фирмами-конкурентами может быть непростой задачей. В одних случаях существующие фирмы являются государственными по историческим причинам (например, в России и других плановых экономиках до начала переходного периода).

В других – рынок товара может и вовсе не существовать (радиоспектр).

В обоих случаях задача приватизации – размещение объектов в частные руки и создание конкурентного рынка – требует создания специальных механизмов, в ходе которых выявляется информация, находящаяся изначально в частных руках. Идея Рональда Коуза о том, что радиоспектр, при правильно определённых правах собственности, является таким же товаром, как и любой другой объект, была в 960-м году совершенно революционной. С тех пор правительства многих стран создали рынки радиоспектра и осуществили первичное размещение с помощью аукционов.

1 стр., 397 слов

Эссе экономика меняется вместе с жизнью

... помочь вам прямо сейчас. Гарантии Отзывы Сегодня общество меняется у нас на глазах. Всемирная тенденция к здоровому образу жизни, содействие в его пропаганде нашего государства привели ... на телевидении. Общество стало более ориентированным на здоровый образ жизни, и правовое регулирование изменилось в соответствии с этим. Таким образом, мы видим, что римляне уже около ...

Р.Коуз, «Проблема социальных издержек»

К.Сонин, «Уроки экономики», гл. про аукционы 5. Экономика развития Идея о том, что политика, которую проводит правительство, может помочь экономическому развитию, относительно нова. Мы будем обсуждать опыт международных организаций по содействию экономическому развитию бедных стран в ХХ веке. Этот опыт сродни лабораторному эксперименту. Он отличается от опыта правительств, пытавшихся стимулировать развитие; у правительств выбор проводимых реформ куда в большей степени зависит от политических факторов.

У.Истерли «В поисках роста»

П.Кругман «Взлет и падение экономики развития», www.pkarchive.com

К.Сонин «Защита экономиста», послесловие к книге А.Хиршмана

А.Хиршман «Выход, голос и верность», гл.

А. и Б.Стругацкие «Трудно быть богом» 6. Вопрос про нефтяное проклятие

С.Гуриев, К.Сонин «Экономика ресурсного проклятия», Вопросы экономики, 008.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 5 5/03/0 Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ 0- у.г., -й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

7. Мировой финансовый кризис

Р.Хайлбронер, глава про Кейнса

Дж.Акерлоф, Р.Шиллер, «Spiritus Animalis»

П.Кругман «Возвращение Великой депрессии?» 8. Вокруг обменного курса

О.Замулин, К.Сонин «Свободу обменному курсу»

С.Гуриев, О.Цывинский «Что делать с рублём»

Темы для эссе

Эссе . Приводит ли преследование личных интересов к общественному благополучию?

Вам нужно выбрать пример человека, в жизненной истории которого можно чётко проследить личный интерес и, в то же время, результатом деятельности которого стало увеличение общественного благосостояния.

Эссе . Нужно ли странам защищать отечественного производителя?

Выберите страну и отрасль, вопрос о защите которой обсуждался специалистами или широкой публикой. Обсудите аргументы обеих сторон применительно к этой конкретной ситуации. При описании аргументов нужно уделять особое внимание авторитетности источника – как источника экспертного мнения, так и источников, в котором это экспертное мнение сообщается.

Эссе 3. Приводит ли конкуренция в итоге к монополии?

Чтобы обосновать свой тезис, Вам нужно привести и разобрать какой-то конкретный пример отрасли на каком-то промежутке времени.

Эссе 4. Необходимо ли государственное вмешательство в экономике?

Есть много разных проявлений вмешательства государства в экономику. В эссе нужно «изолировать» какой-то конкретный эпизод и какие-то конкретные меры, и проанализировать – аргументы, которые приводились в пользу этой меры, причины, которые привели к проведению этой политики (могут существенно отличаться от аргументов, которые выдвигались в поддержку этой политики), оценку последствий (нужно не только оценить последствия самому, но и найти экспертные оценки авторитетных источников).

Эссе 5. Нужно ли России увеличить норму накопления?

2 стр., 854 слов

Эссе экономика россии во второй половине века

... Появляются изменения в социально-экономическом плане. Во второй половине XVIII века меняются формы ренты. До XVII века натуральная рента, с XVII века отработочная рента, а далее преобладает денежная ... магазинной торговли. Однако развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве России шло медленно, экономика развивалась экстенсивным путем. Переход к наемной форме труда для помещиков ...

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 6 5/03/0 Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ 0- у.г., -й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Эссе 6. Может ли рост российской экономики продолжиться без реформирования экономических и политических институтов?

Эссе 7. Являются ли кризисы неизбежной частью экономического прогресса?

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 7 5/03/0