Государственное регулирование экономики: влияние на поведение субъектов рынка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Кафедра Мировой экономики и экономической теории

Семестровая работа по дисциплине «Микроэкономика

На тему: Государственное регулирование экономики: влияние на поведение субъектов рынка

Выполнил: студент группы

Э-156 Смирнов М.А

Проверил: доцент Попкова Е.Г

Волгоград 2014

1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование

Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным. Еще более 10 лет назад американский эконом-социолог Фред Блок написал о том, что настало время новой парадигмы в понимании взаимодействия государства и рынка. Дело в том, что в привычной для нас парадигме они достаточно жестко противопоставлялись друг другу и все споры велись по поводу того, насколько велико должно быть вмешательство государства в экономику — следует наращивать или сокращать государственный бюджет, повышать или снижать налоги, национализировать или приватизировать активы. При этом либералы, разумеется, превозносили достоинства рыночного регулирования и предлагали минимизировать присутствие государства. А консерваторы, наоборот, защищали государство и пытались расширить зоны его воздействия. Но в любом случае государство и рынок представлялись в качестве антагонистов, борющихся между собой по принципу «кто кого». Более того, считалось, что их взаимопроникновение, порождающее уродливые симбиозы в виде олигархических структур (если победил бизнес) и коррумпированных чиновничьих режимов (если победило государство), крайне вредно для общества.

Подобные споры продолжаются и сегодня, но пришло время по-иному взглянуть на традиционное противостояние. И в новой парадигме главным вопросом становится не количественное соотношение государственного и рыночного секторов и кто кого в итоге вытесняет. Главное — это, в каких институциональных формах и, по каким правилам происходит интеграция государственных и рыночных структур. За этим стоит совершенно иной взгляд на роль государства в экономике, который уже не видит в нем сугубо внешнюю силу, способную либо давить рынок, либо освободить его от своего присутствия. Новая парадигма исходит из признания того, что государство активно формирует рынок, а рынок, в свою очередь, не менее активно влияет на структуры политической и административной власти. В результате они воспроизводятся друг через друга, порождая системы управления, в которых тесно интегрируются частные интересы участников рынка и интересы государственных структур.

3 стр., 1187 слов

Рекомендуется использовать интернет-сайты с образовательными ...

... ресурсами по исследуемой теме, сайты государственных структур, содержащие аналитические и статистические материалы. Требования к оформлению эссе Текст эссе печатается ... которые содержат многочисленные практические примеры построения систем бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Кроме того, студенту ... вопросов теории и методологии учета в условиях рынка большой вклад внесли: В. Е. Ануфриев, ...

а) Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов — перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов.

Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров — неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
  • широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е гг. условия воспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

9 стр., 4111 слов

Правовое регулирование государственного финансового контроля

... работников; регламентирование и регулирование содержания, деталей и особенностей процесса контроля путем издания подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе и собственных актов контрольных органов. Современная правовая база государственного финансового контроля в Российской Федерации ...

г) Неоклассическая теория.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого — использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов).

Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути — высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым, затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер — реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

1.2 Границы вмешательства государства в экономику

13 стр., 6420 слов

Роль государства в регулировании поведения фирм

... методы государственного вмешательства. Роль рынка нельзя абсолютизировать, если недооценивать роль государства. В то же время нельзя преувеличивать возможности современного государства, не признавая роли саморегуляции и стимулирования рынка. Разумный синтез государственного регулирования и ...

Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

1. Перераспределение доходов.

Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие).

Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

34 стр., 16957 слов

Государственное регулирование рынка труда

... и руководителями предприятий в качестве дополнительной информации о регулировании рынка труда предприятия. Структура дипломной работы: выполненное исследование состоит ... в рыночные социально-трудовые отношения. Вместе с тем трудовой резерв должен быть в поле зрения общества, государства, общественных институтов. Они должны создавать условия для вовлечения незанятых людей в сферу реальной экономики. ...

2. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство.

Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин, в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

3. Монополизм и инфляция — это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления — рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

4. Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

5 стр., 2489 слов

Основные инструменты государственного регулирования экономики в России

... инструментом государственного регулирования социальных проблем. Таким образом, недостатки рыночного экономического механизма требуют государственного вмешательства в экономику. В реальной действительности развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, ... внешние эффекты (выгоды перелива). 6)Отсутствие интереса к производству общественных благ. 7)Равнодушие рынка к социальным ...

Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других — поощряется развитие новых отраслей и видов производств — носителей научно — технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

5. Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой: продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики,- то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики и избавление от чрезмерной государственной активности.

1.3 Генеральная цель

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель — выравнивание экономического цикла — направленная на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды — на окружающую среду и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других.

24 стр., 11842 слов

Денежно-кредитное регулирование экономики Банком России

... Задачи работы - описание теоретических основ денежно-кредитного регулирования, выявление возможностей, перспектив и последствий применения инструментов денежно-кредитной политики для регулирования экономики России. Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые ...

Перечисленные цели, я считаю, частично перекрывают друг друга. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле — оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей.

1.4 Дерево целей

2.1 Объекты

Объекты государственного регулирования — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Рассмотрим основные объекты.

1. Экономический цикл.

Суть государственной антициклической политики состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

2. В области отраслевой и территориальной структур также осуществляется государственное регулирование при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других — поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по торможению чрезмерной концентрации производства.

3. Важнейшим объектом является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Государственное регулирование накопления служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления, в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

4. Регулирование занятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Высокий уровень заработной платы, может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности, а при резком снижение занятости (увеличение армии безработных), уменьшаются потребительский спрос, налоговые поступления и рост расходов на пособия по безработице.

6 стр., 2834 слов

Использование микроэкономического анализа для оценки эффективности ...

... эффективности государственной отраслевой политики Объект исследования - государственная политика в нефтяной отрасли российской экономики. Предмет исследования - микроэкономический анализ, как способ оценки эффективности государственная политика в нефтяной отрасли российской экономики. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ...

5. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения — борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты — условия накопления, социальные отношения.

6. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путем торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции. Еще один из основных объектов регулирования — цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

7. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопленных знаний и опыта. Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная практика, связанные с защитой собственности, порядком ее продажи, наследования, отчуждения, регистрации, постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГРЭ особенно противоречиво, так как концентрация производства и капитала — процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Объектами государственного регулирования все в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества — окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество.

Как видно, перечисленные объекты носят различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики; хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены); глобальный (социальные отношения, экология).

4 стр., 1965 слов

Государственная политика в сфере образования

... образования и в целом образования России. Государственная политика в сфере образования в силу данного вывода становится важнейшим основанием экономической и кадровой политики государства. Сегодня образование в нашей стране и особенно профессиональное образование, в том числе высшее образование, становятся основным условием экономической конкурентоспособности России ...

2.2 Субъекты ГРЭ

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов — это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально — экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковские учреждения, торговые палаты).

Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого — либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Исполнителями хозяйственных интересов — субъектами государственного регулирования экономики — являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, Министерство финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования — это советы по сферам деятельности, например, научно — технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков, различных организаций и общественных движений. Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае, заинтересованные фирмы) — выразители (союзы предпринимателей) — советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных и общественных групп.

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы — выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям — это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала).

Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, которые проводятся специализированными научно-исследовательскими центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели — идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах. Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям.

2.3 Средства (инструменты) ГРЭ

Административные средства.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Приведем несколько примеров по запретам и разрешениям. Французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличили налоги на новые предприятия, не ввели высокие штрафы, это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство. Правительство одного государства разрешило использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная активность.

К мерам принуждения можно отнести и то, что государственные органы обязывают промышленные предприятия организовывать у себя производственное обучение молодежи, создавать определенные бытовые удобства для занятых или устанавливать очистные сооружения.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий для относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает.

Наряду с административными средствами следует отметить еще одно не экономическое средство регулирования — правительственные убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей государственной политики является средством регулирования, так как она оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие меры (в нашей стране призвал граждан покупать товары отечественного производства президент РФ Борис Ельцин).

Экономические средства денежно-кредитные и бюджетные

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики — это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет — это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ — это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Ускоренная амортизация.

Особую роль среди средств ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его заключается в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала (станки, оборудование, транспортные средства, здания) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются Министерством финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий.

Во-первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в три раза налог платится по пониженной ставке, и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во-вторых, ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.

В-третьих, без дополнительного внешнего финансирования, а исключительно за счет самофинансирования произошло существенное увеличение производственных мощностей.

В-четвертых, технически высоко оснащенные фирмы получают возможность продавать частично списанные основные средства и реализовывать скрытые резервы, используя выручку для новых капиталовложений.

Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций — освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений (никуда больше эти средства использовать нельзя, а без движения не выгодно).

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, а в периоды кризисов действенность амортизационной политики ослабевает.

Государственный сектор

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Передача государственных услуг рынку не значит, что эти услуги должны стать платными для населения. Это значит, что государство купит эти услуги на рынке и предоставит их населению, в том числе и бесплатно, если это предусмотрено действующим законодательством.

Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. ГС существовал во многих странах задолго до развития капитализма. Он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы ГРЭ государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть ГС — это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть ГС — это пакеты акций смешанных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства. Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности ГС в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому ГС стал поставщиком дешевых услуг (транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется ГС как средство ГРЭ. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

В целом ГС служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Размеры ГС, его доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и вследствие приватизации — продажи рентабельных, реконструированных объектов ГС частным фирмам. В 80 — 90-х гг. эта тенденция заметно усилилась.

Внешнеэкономическое регулирование

Наряду с перечисленными инструментами ГРЭ, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложение, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.