профессиональное самоопределение учащихся
Богданова Наталья Владимировна
ГПОУ ВО «БТПИТ», преподаватель
Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.
Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно – ни подрастающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображения престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет постылой на многие годы. Сложность выбора обусловлена и тем, что содержание работы профессионала, как правило, недоступно внешнему наблюдению.
Этой информации нет даже в полных энциклопедических словарях. Информацию о мире профессий, о пространстве выбора профессии получить довольно трудно.
Свою профессию люди знают. Проявляют в работе творчество. Представляют каким должен быть профессионал. Другие профессии нередко им менее интересными, менее достойными.
Подрастающий человек в ходе образования, не получает достаточно полных и систематичных сведений о людях-труда, о путях своего возможного профессионального развития, препятствуют ему в жизненном самоопределении.
Составляющая этого процесса – повседневная помощь подрастающему поколению, формирование людей, готовых самостоятельно обдумывать перспективы своего профессионального развития.
Помочь подрастающему человеку правильно выбрать свою профессиональную стезю должны старшее поколение и педагоги, занятые вопросами вхождения молодежи в трудовую жизнь.
Профессионально-личностное самоопределение молодежи становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстро меняющихся общественных отношений. Это обусловлено тем, что переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, которая характеризуется тем, что молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Отсутствие или недостаточность работы образовательных организаций различного уровня по профессионально-личностному самоопределению обучающейся молодежи влечет за собой не только дезадаптацию молодых людей на рынке труда, но и потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом.
Человек выбирает профессию
... ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний ...
Самоопределение человека — это сложный, многоступенчатый, активный процесс осмысления человеком своего места в обществе, осознания своего отношения к окружающим людям, стремление занять определенную позицию на основе поиска баланса между субъективными качествами и требованиями общества, обеспечивающую его самоактуализацию и самореализацию.
Если говорят о профессиональном контексте самоопределения, то акцентируют внимание на том, что профессиональное самоопределение представляет собой самостоятельное, осознанное построение, корректировку и реализацию человеком профессиональных перспектив, выбор направления профессиональной деятельности, сопровождаемое анализом собственной активности.
Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации с учётом ФГОС . Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей этого поколения называют также «цифровыми людьми».
Особенности сегодняшних школьников
Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.
Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению., Ориентированность на потребление, индивидуализм., Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.
Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.
Тесты, опросы, практические апробирования профессиональных компетенций, всевозможная информация предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.
Своевременное выявление склонностей и способностей учащихся – важнейший фактор успеха во всей профориентационной работе. Чтобы ученик школы мог «примерить» себя к будущей профессии, в нашем техникуме была разработана рабочая программа предпрофильной подготовки и профессиональной апробации школьников «Современные подходы к выбору профессии».
Мы проводили профориентационную работу со школьниками 8 классов Борисоглебского городского округа. Ученики приходили к нам и их знакомили с профессией повара, историей её возникновения и проводили отработку практических навыков и умений по приготовлению кулинарных мучных изделий, мясных блюд.
Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения ...
... престижность профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников. Цель курсовой работы: изучить влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Задачи курсовой работы: Охарактеризовать основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения. Изучить механизмы влияния на профессиональное самоопределение старших ...
Результатом профориентации: в 2019 -2020 уч. г. без проблем набрали группу поваров, кондитеров в количестве 25 человек качества знаний за 1 семестр текущего года по предметам профессионального цикла составляет 64%.
Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.
Список используемой литературы:
Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М., 2001. — 456.
Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М., 2001. — С. 189.