«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ»

профессиональное самоопределение учащихся

Богданова Наталья Владимировна

ГПОУ ВО «БТПИТ», преподаватель

Реклама «роскошного» образа жизни порождает как у обучающихся, так и у их родителей нереалистичные требования и неимоверные амбиции, что неизбежно приводит к ошибкам при выборе профессии. Профессии юриста и финансиста по-прежнему остаются престижными в глазах школьников и их родителей. И те, и другие смутно представляют себе реальную ситуацию на рынке труда.

Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно – ни подрастающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображения престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет постылой на многие годы. Сложность выбора обусловлена и тем, что содержание работы профессионала, как правило, недоступно внешнему наблюдению.

Этой информации нет даже в полных энциклопедических словарях. Информацию о мире профессий, о пространстве выбора профессии получить довольно трудно.

Свою профессию люди знают. Проявляют в работе творчество. Представляют каким должен быть профессионал. Другие профессии нередко им менее интересными, менее достойными.

Подрастающий человек в ходе образования, не получает достаточно полных и систематичных сведений о людях-труда, о путях своего возможного профессионального развития, препятствуют ему в жизненном самоопределении.

Составляющая этого процесса – повседневная помощь подрастающему поколению, формирование людей, готовых самостоятельно обдумывать перспективы своего профессионального развития.

Помочь подрастающему человеку правильно выбрать свою профессиональную стезю должны старшее поколение и педагоги, занятые вопросами вхождения молодежи в трудовую жизнь.

Профессионально-личностное самоопределение молодежи становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстро меняющихся общественных отношений. Это обусловлено тем, что переход российского общества на путь рыночных отношений привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях, которая характеризуется тем, что молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Отсутствие или недостаточность работы образовательных организаций различного уровня по профессионально-личностному самоопределению обучающейся молодежи влечет за собой не только дезадаптацию молодых людей на рынке труда, но и потерю интереса к выбранной профессии и к труду в целом.

15 стр., 7229 слов

Человек выбирает профессию

... ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний ...

Самоопределение человека — это сложный, многоступенчатый, активный процесс осмысления человеком своего места в обществе, осознания своего отношения к окружающим людям, стремление занять определенную позицию на основе поиска баланса между субъективными качествами и требованиями общества, обеспечивающую его самоактуализацию и самореализацию.

Если говорят о профессиональном контексте самоопределения, то акцентируют внимание на том, что профессиональное самоопределение представляет собой самостоятельное, осознанное построение, корректировку и реализацию человеком профессиональных перспектив, выбор направления профессиональной деятельности, сопровождаемое анализом собственной активности.

Дети сегодня не те, что раньше, и поэтому требуются новые методы профориентации с учётом ФГОС . Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей этого поколения называют также «цифровыми людьми».

Особенности сегодняшних школьников

Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.

Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению., Ориентированность на потребление, индивидуализм., Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.

Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.

Тесты, опросы, практические апробирования профессиональных компетенций, всевозможная информация предоставляется подросткам, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается.

Своевременное выявление склонностей и способностей учащихся – важнейший фактор успеха во всей профориентационной работе. Чтобы ученик школы мог «примерить» себя к будущей профессии, в нашем техникуме была разработана рабочая программа предпрофильной подготовки и профессиональной апробации школьников «Современные подходы к выбору профессии».

Мы проводили профориентационную работу со школьниками 8 классов Борисоглебского городского округа. Ученики приходили к нам и их знакомили с профессией повара, историей её возникновения и проводили отработку практических навыков и умений по приготовлению кулинарных мучных изделий, мясных блюд.

19 стр., 9011 слов

Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения ...

... престижность профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников. Цель курсовой работы: изучить влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Задачи курсовой работы: Охарактеризовать основные подходы к исследованию проблемы профессионального самоопределения. Изучить механизмы влияния на профессиональное самоопределение старших ...

Результатом профориентации: в 2019 -2020 уч. г. без проблем набрали группу поваров, кондитеров в количестве 25 человек качества знаний за 1 семестр текущего года по предметам профессионального цикла составляет 64%.

Себя сложно изменить, а подобрать работу, которая соответствует внутренней природе, вполне реально.

Список используемой литературы:

Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М., 2001. — 456.

Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М., 2001. — С. 189.