«Региональная экономика и управление»

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса, предполагающая максимальную индивидуализацию деятельности обучающихся. В данном учебном пособии в систематизированной форме излагаются методологические основы подготовки академического эссе по дисциплине «Региональная экономика и управление». Представленные в работе методические указания направлены на формирование у студентов умений и навыков выражать и аргументировать свою точку зрения на поставленную проблему в области регионального развития и региональной политики. Эссе — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем или с ним согласованную. Цель эссе состоит в развитии навыков критического мышления и письменного изложения собственных идей. Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Студенты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в России и желающие представить ее результаты в международных изданиях, получить грант для дальнейших изысканий, поехать на обучение (или стажировку) за рубеж, сталкиваются с несоответствием стандартов письма, существующих в России, с принципами академического письма, принятыми в мировом научном сообществе.

Каждое лингвистическое сообщество обладает своими собственными, установленными в данной языковой культуре подходами к письму. Настоящее пособие не ставит целью преодолеть данные барьеры, оно адресуется студентам, которые осваивают или совершенствуют навыки письменной коммуникации. Методические рекомендации разработаны с учетом международных стандартов академического письма и содержат материал, позволяющий освоить универсальные приемы и принципы написания эссе. Представленные методические рекомендации по написанию эссе прошли практическую апробацию в процессе преподавания учебной дисциплины «Региональная экономика и управление» в Самарском государственном экономическом университете. В пособии используется компетентностно-ориентированный подход к обучению студентов по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Региональная экономика») и 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Основной целью учебно-методического пособия является достижение следующих образовательных результатов:  ознакомление студента с основными моделями и стилями изложения эссе, с современными методами и приемами подготовки эссе по экономической проблематике;  формирование у студента способности письменно выражать собственную точку зрения, опираясь на надежные отечественные и зарубежные источники;  приобретение навыков построения связного и логически упорядоченного научного текста.

6 стр., 2817 слов

Эссе экономика бедняки платят дороже всего

... вторых,.. Задание: сформулируй проблемы в темах эссе. Высказывание Возможная проблема 1. «Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) Богатства и ... бедности 2. «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс) Уплата налогов 3. Экономика ... несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… ...

В результате освоения материала, представленного в учебнометодическом пособии, студент должен сформировать следующие компетенции в области региональной экономики и управления: знать:  основные источники экономической, социальной, управленческой информации в России и за рубежом;  основные экономические понятия, используемые для информационного обзора и аналитического отчета в отечественных и зарубежных источниках информации; уметь:  проводить критический анализ отечественных и зарубежных источников информации;  систематизировать и обобщать экономическую информацию для подготовки аналитического отчета;  выявлять проблемы экономического характера при анализе отечественных и зарубежных источников информации;  анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы, позволяющие выявлять тенденции и проблемы социальноэкономического развития регионов РФ и приводить обоснование полученных выводов; владеть:  навыками поиска и обобщения социально-экономической информации, необходимой для осуществления региональной диагностики;  навыками интерпретации социально-экономической информации и ее использования для принятия управленческих решений на региональном уровне;  навыками организации сбора и обобщения информации для подготовки информационного обзора и аналитического отчета по вопросам социально-экономического развития и деятельности органов власти субъектов РФ;  способностями к четкому и убедительному публичному изложению информации о ключевых вопросах и технологиях регионального развития и управления.

Раздел 1

ЭССЕ КАК ФОРМА АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА

Основателем эссе как жанра считается М. Монтень. В 1580 г. во Франции вышли из печати две небольшие книги под названием «Essais» («Опыты»), объединившие философские размышления М. Монтеня на различные темы. С французского языка «essai» (англ. «essay», лат. «exagium») переводится как «опыт», «попытка», «набросок», «очерк». Часто эссе действительно имеет форму свободного изложения мыслей автора по тому или иному вопросу.

Ученые нередко прибегают к помощи эссе, чтобы в доступной форме изложить свои рассуждения по тем или иным проблемам в сфере экономики. Достаточно привести пример всемирно известного экономиста, лауреата Нобелевской премии В.В. Леонтьева, издавшего в 1990 г. труд «Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика», где он высказал оригинальные суждения по широкому спектру проблем. Эссе в жанре рецензий собраны в книге преподавателя Высшей школы экономики С.Ю. Барсуковой «Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого»1. Целью издания, в котором собраны эссе о трудах известных людей, побудить аудиторию сначала прочитать рецензию, а потом и саму книгу.

2 стр., 875 слов

Влияние налогов на развитие экономики

... налоговые льготы, что стимулировало развитие экономики в последние годы. Физические и юридические лица, являющиеся резидентами Эстонии, должны оплачивать 26% подоходный налог вне зависимости от его ... все же стимулировать собственных производителей. Эта тема выходит за рамки данного эссе, но программы кредитования в целях повышения эффективости и производительности местного производства ...

Нобелевский лауреат П. Кругман является автором онлайновых эссе. Таким образом, продвигая свои взгляды на проблемы развития экономики и государственного управления далеко за рамки сугубо академического формата, Кругман всегда остается вовлеченным в общественные дискуссии. Одним из его эссе, вызвавших широкий резонанс в политических и научных кругах, стало «Как это экономисты так ошиблись? Приняв красоту за истину» (2009).

Стоит заметить, что Кругман в своих работах, в том числе в эссе, придерживается главного принципа: «Работа не окончена, пока ее нельзя превратить в увлекательное и убедительное чтение для сотен тысяч читателей». Еще один лауреат Нобелевской пре Издано при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 12-43-93026) в софинансировании с Научным фондом НИУ ВШЭ. мии по экономике Г. Беккер на протяжении 1990-х гг. работал в качестве обозревателя «Business Week», где вел собственную колонку «Мнение экономиста». Развиваясь и претерпевая исторические и культурные трансформации, к началу ХХ в. эссе оформилось как самостоятельная форма академического1 письма и служило для проверки знаний и логики рассуждения абитуриентов и студентов. К этому времени относится создание первых пособий по эссе. В 1900 г. преподаватель Оксфордского университета A.W. Ready опубликовал «Очерки и написание эссе для государственных экзаменов». Автор определяет своего читателя так: «Genius is above rules; but you presumably are not genius because you seek assistance such as you will find here»2. В научной среде не все признают европейское происхождение эссе. Ряд исследователей считают, что эссе как жанр академического письма имеет восточные корни.

В Китае первый вариант эссе стал известен в XV в. Эссе представляло собой пояснение к фразе, написанной Конфуцием или его учениками, и использовалось для проверки знаний. Наиболее удачные эссе были опубликованы в XVI в. в качестве образцов для поступающих на государственную службу. И в Европе, и в Китае академические эссе еще тогда издавались в научном пространстве в виде сборников проверочных работ. В соответствии с современной зарубежной системой обучения в высшей школе эссе является одним из самых распространенных форм академического письма. Признается, что осваивать технологии создания подлинно научного текста следует именно с жанра эссе. Эссе как «проба пера» адресуется относительно узкому кругу читателей, например, преподавателю или коллегам по группе. Академическое (или университетское) эссе — это текст, научный, объективный и структурированный согласно принятым в науке правилам. В ведущих вузах мира функционируют специальные центры академического письма, где студенты имеют возможность получить знания и навыки грамотного написания и изложения научных текстов. Цикл занятий по академическому письму является обязательным в структуре обра В русском языке слово «академический» означает «относящийся к академии как к научному учреждению или к высшему учебному заведению».

Перевод с англ.: «Гений выше правил. Но вы, по-видимому, не гений, потому что обращаетесь за помощью, и найдете ее здесь» (Ready, 1900).

зовательных программ экономических, юридических, гуманитарных и других направлений. Полувековая история работы таких центров выработала определенные стандарты правильной академической речи в жанре эссе, среди которых наиболее востребованы MLA (Modern Language Association), APA (American Psychological Association), Chicago / Turabian, ASA (American Sociological Association), Harvard, Blue Book, Vancouver.

3 стр., 1116 слов

Эссе моя работа в казначействе

... учебно -воспитательной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание ... к жизни, окружающим, сформировал и укрепил мои жизненные принципы и идеалы. Моя профессия - удивительная профессия, она помогает ... на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Очень важна в профессии учителя речь, ...

Эссе широко используется в учебной деятельности студентов как зарубежных вузов, так и отечественных вузов. Популяризация написания академических эссе в РФ началась с развития Болонской инициативы и сопровождающих ее реформ образования.

Среди студенческого сообщества популярность набирают международные и всероссийские конкурсы на лучшее эссе, в которых экономическая тематика весьма востребована (прил. 1).

Традиции проведения конкурсов на лучшее эссе в отечественных вузах пока находятся в стадии становления. У истоков стоят МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовый университет при Правительстве РФ, РАНХиГС, СанктПетербургский государственный экономический университет, Государственный университет управления и др. К сожалению, не все конкурсы проводятся с регулярной частотой, но положительным моментом является рост их числа и интереса к участию в них студентов.

Написание эссе часто включается в состав заданий всероссийских студенческих олимпиад или приурочивается к юбилейной дате известного ученого или исторического события. К примеру, в 2016 г. Федеральная антимонопольная служба России к 25-летию антимонопольного регулирования запустила Всероссийский конкурс эссе «Точка роста».

В Самарском государственном экономическом университете пятый год подряд проводится Всероссийский конкурс на лучшее научное эссе по проблематике региональной экономики. Как отмечают организаторы, качество студенческих эссе заметно растет.

В учебном процессе эссе представляет собой тип задания, которое отражает навыки мышления, аргументации и анализа, демонстрируя, насколько хорошо студент понимает основной материал курса и какой объем дополнительной работы выполнил, исследуя и анализируя определенную тему. Применение эссе зависит от характера изучаемой дисциплины, от учебного плана, от принятой в вузе методики работы со студентами и от личной инициативы преподавателя. Эссе направлено на развитие письменных коммуникативных навыков, умения донести свою позицию до других, оперируя собственными идеями и выстраивая собственную аргументацию. Научно-исследовательская работа студента в жанре эссе имеет свои характерные особенности (рис. 1).

Культурная

и грамотная

Эссе

речь

размышляет

Конкретная тема или проблема

свободно

Специализированная владеет

терминология

четко излагает

Собственная позиция

аргументирует

или опровергает

Выдвинутый тезис

выстраивает

доверительные

Определенный круг читателей отношения

Автор

Рис. 1. Особенности работы над академическим эссе

Написание эссе — долгий и трудоемкий процесс, требующий сосредоточенности и постоянной концентрации, предполагающий последовательные этапы выполнения, помогающие структурировать мысли и позволяющие достичь максимального эффекта. Успех работы над эссе зависит не только от грамотности и культуры речи, но и от хорошей композиции текста и сформированных компетенций его автора в конкретной предметной области. В сопоставлении эссе с другими видами академического письма выделяются следующие отличия (табл. 1).

17 стр., 8228 слов

Региональные стратегии развития регионов

... документов стратегического планирования регионов и уровня их социально-экономического развития. В качестве гипотезы данного исследования было выдвинуто утверждение о наличии взаимосвязи между социально-экономическим положением региона и качеством стратегического планирования. В работе ...

Таблица 1

Эссе в системе самостоятельной работы студента

Научно Научная исследова- Курсовая Критерий Эссе Реферат

статья тельский работа

отчет Основная Глубоко Библиогра- Представить Освоить Выработка цель исследо- фический и обнародо- методику и собствен вать один поиск, гра- вать результа- средства ного виде проблем- мотные ты исследова- решения ния по теме

ный во- ссылки ния научных на основе

прос и цитиро- и практиче- изученного

и выразить вание, кон- ских задач материала

свое от- спектиро ношение вание Аттеста- Текущая Текущая Итоговая Итоговая

ция Средний объем, л. 2-41 5-7 8-10 10-15 25-30

Главной отличительной характеристикой эссе в сравнении с другими формами самостоятельной работы является относительная свобода его автора в выборе содержания, формы и стиля текста.

Преподаватели, имеющие практический опыт в сфере академического письма, отмечают очевидные достоинства эссе перед другими видами письменных работ. Обобщая ряд точек зрения, можно выделить следующие:

1) автор систематически порождает связные тексты в изучаемой предметной области, приучается к умственной дисциплине и вдумчивому восприятию проблемного контекста; упорядочивает свои мысли при их письменном изложении, что способствует закреплению материала;

2) тренируются наблюдательность, аналитичность и цепкость научного взгляда, что вырабатывает навык академической грамотности;

3) развиваются исследовательские и коммуникативные компетенции, формируется индивидуальный стиль понимания и изложения текста;

4) автор становится участником научной дискуссии, профессионального разговора, учится уважать другое мнение и совмещать субъективное знание с источниками объективного знания;

  • Оценочно: машинописный текст, оформленный в соответствии c ГОСТ 2.105.-95.

5) позволяет преподавателям наблюдать над постепенным интеллектуальным взрослением студенческой аудитории.

В эссе выражение и обоснование своих мыслей реализуются посредством краткого, убедительного и удобно организованного научного текста, поэтому успех написания эссе зависит от всех сопряженных компетенций, составляющих академическую грамотность и профильную по дисциплине.

Для эссе по проблематике региональной экономики и управления характерны следующие особенности. Посредством эссе преподаватель дисциплины может сделать заключение о знании студентами основных терминов и экономических законов, их правильной интерпретации. Эссе развивает умения характеризовать и сравнивать социальноэкономические процессы, раскрывать их причинно-следственные связи, умения работать с разнородной экономической информацией, анализировать ее и самостоятельно делать обоснованные выводы. Будущие экономисты в своей профессиональной деятельности столкнутся с необходимостью писать деловые письма, готовить информационнометодические материалы по вопросам социально-экономического развития региона (аналитические и пояснительные записки, доклады, рекомендации, заключения).

Студентам, изучающим экономику и управление, важно овладеть культурой речи и умением грамотно писать. В конечном итоге это положительно скажется на логике мышления и устной речи специалиста.

Эссе как нельзя лучше подходит для авторского самовыражения. Поэтому преподаватели используют эссе при изучении тем, которые требуют от студентов аналитического мышления, рассмотрения проблем социально-экономического развития регионов с разных сторон, способности проецировать, прогнозировать и предлагать нестандартные управленческие решения на региональном уровне.

57 стр., 28017 слов

Проблемы формирования бюджета и развитие межбюджетных отношений ...

... формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений. Проведенный в рамках дипломной работы ... управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета ... бюджета и развитии межбюджетных отношений" предложено совершенствование системы межбюджетных отношений, пути укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ, повышение прозрачности региональных ...

Студенты учатся ориентироваться в огромном массиве отечественной и зарубежной информации, выделять в ней основное, систематизировать и критически анализировать данные, выявлять взаимосвязи между различными явлениями, составлять прогнозы. Что особенно важно, эссе дает возможность соединить теорию с текущими актуальными проблемами регионального развития.

В зависимости от характера проблемы, рассматриваемой в эссе, выделяются их различные виды (табл. 2).

Таблица 2

Формы эссе по экономике и их практическое применение

Вид эссе Область применения Эссе — выражение В фокусе эссе выражение своего взгляда на спорный мнения (Opinion Essay) вопрос или проблему. Могут демонстрироваться

собственный опыт, результат наблюдений.

Примеры тем:

 «Проблемные регионы: как найти стимулы

для развития?»

 «Есть ли у российского общества заинтересованность

в научно обоснованной и социально ориентированной

экономической политике?» Эссе-отзыв В фокусе эссе отклик на прочитанное произведение, (Reaction Essay) статью, отчет и т.д.

Пример темы:

 «Сцилла выравнивания и Харибда неравенства

и развития — ключевая альтернатива региональной

политики страны» (по результатам прочтения науч ной статьи Л. Григорьева, Н. Зубаревич,

Ю. Урожаева «Сцилла и Харибда

региональной политики» // Вопросы экономики»,

2010. № 6. С. 83-98).

Сравнительное эссе В фокусе эссе сравнение и сопоставление каких(Compare / contrast essay) либо объектов, теорий, явлений.

Примеры тем:

 «Региональная политика федерального центра:

сравнение подходов».

 «Сравнительный анализ доходов субъектов РФ

и их структуры».

плановой и рыночной экономики: общее

и различия».

 «Сравнение международного и российского

опыта модернизации территорий»

Окончание таблицы 2

Вид эссе Область применения Эссе-толкование В фокусе эссе интерпретация экономическоготерми(Interpretation essay) на (закона), явления или события.

Примеры тем:

 «Бюджет развития региона как инструмент акти визации инвестиционной активности в регионе».

 «Территория как объект анализа и управления».

 «Инвестиционный климат региона как социально экономическая категория». Эссе-сценарий В фокусе эссе обоснование наиболее вероятного (Script essay) развития событий или прогноз.

Примеры тем:

1. «Коридор возможностей региональной политики в

условиях экономического кризиса».

2. «Роль мегапроектов в региональном развитии.

Формирование и развитие транспортных и энергети ческих инфраструктурных систем на долгосрочную

перспективу».

3. «Стратегия пространственного развития »

19 стр., 9405 слов

Особенности и перспективы развития регионального ипотечного кредитования ...

... Тема бакалаврской работы: «Особенности и перспективы развития регионального ипотечного кредитования (на примере ПАО «СКБ-банк»)». Бакалаврская работа ... как современного финансового института, .2 Понятия, виды, процедуры и модели ипотечного кредитования; 2 Проблемы и перспективы ипотеки в России на современном этапе, 2. Текущая ситуация в ипотечном кредитовании, 2.2 Развитие ипотечного кредитования ...

Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать в себя самостоятельно проведенный анализ с использованием аналитического инструментария, изучаемого в рамках дисциплины «Региональная экономика и управление», выводы, обобщающие позицию автора по поставленной проблематике. Для эссе устанавливаются основные требования:  небольшой объем (не более 12 000 знаков);  свободная структура изложения;  субъективная трактовка темы;  критическое осмысление темы;  логичность и обоснованность выводов;  достоверность сведений. По дисциплине «Региональная экономика и управление» эссе будет всегда носить объективный характер, где личностное начало подчинено предмету исследования.

Раздел 2

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

НАД АКАДЕМИЧЕСКИМ ЭССЕ

Работа над эссе предполагает процесс его построения, написания, обсуждения и многократных правок. В основе эссе всегда лежит позиция (мысль, идея, мнение, взгляд) его автора, которую он стремится доказать и убедить читателя. В эссе убеждение должно строиться не лозунгами и призывами, а логикой и последовательностью доказательства. Аппарат доказательств имеет трехкомпонентный состав (рис. 2).

Тезис Аргументы Вывод Доказательство

Рис. 2. Доказательная основа в эссе Доказательство — совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения. Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей, на видимости доказательности, на субъективном жизненном опыте. Тезис — это положение (суждение), которое требуется доказать. Тезис эссе должен содержать главную мысль его автора, а задача — выразить его мнение. Чтобы эссе не превратилось в абстрактные рассуждения, тезис не следует формулировать в вопросительной форме. Тезис должен быть тесно связан с темой, а его формулировка должна разбудить интерес читателя к рассматриваемой теме. Аргументы — это категории, которыми пользуется автор при доказательстве истинности тезиса. Аргументами могут служить факты или явления общественной жизни, научные результаты и др. Поскольку эссе короткий жанр, в пользу тезиса лучше приводить не более двух или трех аргументов.

Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов. Выводы, сделанные в эссе, не должны содержать прописных истин (типа «уровень благосостояния населения является приоритетом социального развития региона») или отложенных обязательств («В своих дальнейших исследованиях я обязательно изучу этот вопрос»).

В качестве примера приведем эссе на тему: «Развитие партнерства государства и малого бизнеса в инновационной сфере региона» (табл. 3).

Таблица 3

Доказательство в эссе по дисциплине «Региональная экономика

и управление» по теме: «Развитие партнерства государства

и малого бизнеса в инновационной сфере региона» Доказательство Формулировка Тезис Малый бизнес обладает высоким инновационным потен циалом и исключительными возможностями для его реа лизации в региональных проектах государственно частного партнерства (ГЧП) Аргумент 1. По мнению американского исследователя Д. Берча, пер вого лауреата Международной премии за исследования в

10 стр., 4852 слов

Курсовая работа место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

... целью работы является исследование места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества. Исходя из цели, можно обозначить следующие задачи курсовой работы: дать теоретическое обоснование сущности и функций малых предприятий; раскрыть и описать отличительные черты малых предприятий; изучить и изложить влияние малых предприятий на социальноэкономическое положение в стране; ...

области предпринимательства и малого бизнеса, новыми

драйверами роста становятся малые и средние фирмы. По

оценкам Д. Берча малые фирмы, составляя всего 4 % об щего числа компаний, создали примерно 70 % новых ра бочих мест, появившихся в США в 1988-1992 гг.

2. Американский профессор А. Купер в середине 1960-х гг.

также подчеркивал, что носителями роста в современных

условиях становятся малые фирмы. Этому, по мнению

ученого, способствуют три фактора: квалификация персо нала, отношение технических специалистов к финансовым

аспектам деятельности фирмы, коммуникация и коорди нация.

3. В России в малом бизнесе задействовано 25 % от общей

численности занятых в экономике граждан. Субъектами

малого и среднего предпринимательства создается около

20 % ВВП РФ. Доля инновационной продукции в России

невысока и составляет 8-9 % ВВП, а инновационными

можно считать лишь 5-6 % малых предприятий Вывод Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о недос таточной эффективности использования в хозяйственной

деятельности потенциала малых предприятий. Достиже ние долгосрочного роста экономики региона невозможно

без поиска механизмов и инструментов, повышающих

эффективность государственного участия в поддержке

драйвера инновационного развития — малого бизнеса При написании эссе по дисциплине «Региональная экономика и управление» студенты особое внимание должны уделить трем аспектам: организации текста и визуализации аргументов, работе с источниками и грамотному изложению экономического текста. Тема эссе по дисциплине «Региональная экономика и управление» определяется преподавателем заранее. Тема может быть сформулирована как вопрос, а также может указываться конкретный раздел дисциплины, к которой тема эссе непосредственно относится. В этом случае студент по своему усмотрению формулирует тему. При самостоятельном выборе необходимо взять такую тему, по которой студент сможет наиболее логично объяснить свою позицию и главный вопрос которой не является излишне спорным. Тематика эссе по дисциплине «Региональная экономика и управление» представлена в п. 2.4 пособия.

2.1. Структура эссе

В качестве самостоятельного аспекта работы над эссе следует обозначить его логическое структурирование.

Основными элементами эссе являются:

1) титульный лист (атрибуты: тема эссе, Ф.И.О. автора);

2) введение;

3) основная часть;

4) заключение;

5) список использованной литературы.

Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно: обязательное наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной, организованной по усмотрению его автора.

В пособиях, затрагивающих методические аспекты эссе, описываются различные подходы к построению его структуры. Начнем с самой простой.

Хрестоматийная модель-метафора «Гамбургер» (или «Сэндвич»), широко представленная в зарубежной и отечественной литературе по академическому письму, демонстрирует эссе с позиции «многослойности». Модель структурирует эссе как авторскую научно-исследовательскую работу.

2 стр., 798 слов

Основы научных исследований и инновационной деятельности

... - Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. - Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно ...

Рис. 3. Модель «гамбургера» при структурировании эссе

Введение и заключение эссе задают тексту определенные границы, рамки, которые крепко держат основной текст и позволяют читателю усвоить содержание, уловить главную мысль работы. Вместе с тем, эти элементы эссе симметричны и, как правило, одинаковы по размеру. Во введении автор эссе должен четко дать понять, какие идеи и в каком порядке будут развиваться, а в заключении работы — выводы относительно этих идей в той же последовательности. Основное содержание (или «начинка») эссе представляет собой доказательную основу выдвинутых идей или гипотез. Не менее распространенной является модель «пятиабзацное эссе». Алгоритм модели наглядно показывает, как грамотная организация эссе позволяет сохранить главные его свойства — целостность и целенаправленность (рис. 4).

Введение

Что ты бу  Интрига

дешь дока  Постановка проблемы

зывать или  Тезис (желательно ввести аспекты 1-3) объяснять?

Первый абзац: развитие 1-го аспекта  Заглавное предложение Докажи или  Обоснование (факты, объяснения) объясни это  Заключительное предложение

Второй абзац: развитие 2-го аспекта  Заглавное предложение

Докажи или  Обоснование (факты, объяснения)

объясни это  Заключительное предложение

Первый абзац: развитие 3-го аспекта  Заглавное предложение

Докажи или  Обоснование (факты, объяснения)

объясни это  Заключительное предложение

Заключение  Заключительный комментарий К каким вы водам ты  Перечисление выводов по аспектам 1-3

пришел  Взгляд в будущее (рекомендация / оценка / прогноз) и что из это го следует?

Рис. 4. Модель пятиабзацного эссе

В модели пятиабзацного эссе заложен принцип «от простого к сложному» или «от очевидного — к требующему детального объяснения», который помогает организовать сложную идею автора. Сигналами перехода могут служить слова «прежде всего» (1-й аспект), «также» (2-й аспект) и «наконец» (3-й аспект).

Чтобы убедительно, грамотно изложить эссе, нужно все части увязать в единый текст, не упуская главной мысли. Для данных целей рекомендуется соблюдать последовательность этапов в работе (рис. 5).

2. Сформулировать 3. Определить

1. Понять тему идею текста основные аспекты

темы

6. Выбрать 5. Выбрать стиль 4. Наметить

надлежащую изложения, не забывая необходимые

структуру вести учет ссылок источники

7. Написать 8. Написать 9. Написать

основную часть введение заключение

11. Вычитать текст

10. Прочесть и критически

внимательно, исправляя

оценить текст, переписывая

неточности и корректируя

не вполне удачные моменты

детали

Рис. 5. Процесс написания эссе

Отправным пунктом процесса написания эссе будет понимание предметной области и аспектов, которые ее раскрывают. Рекомендуется начинать работать над эссе именно с основной части, в которой автор доказывает свою точку зрения. После того как основной текст эссе написан, доказательства проведены от начала до конца, можно приступить к формулированию тезиса или главного вопроса в окончательной редакции. Важным условием является связанность тезиса во введении с выводом в заключении эссе. Такая последовательность работ над эссе позволяет выдержать ее фокус от главного вопроса до главного ответа и симметрию введения и заключения.

В заключении эссе необходимо лаконично закончить свою мысль, подводя итог рассуждению. При этом не должно возникать новых аргументов. Не стоит игнорировать последний шаг — вычитку текста.

Еще одна хорошо проверенная модель построения эссе — использование подзаголовков (подразделов) для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать и ответить на вопрос, хорош ли замысел. При этом последовательность подзаголовков свидетельствует о наличии или отсутствии логики в освещении темы эссе. В процессе организации эссе необходимо помнить, что один параграф основной части должен содержать одно утверждение и соответствующее доказательство, которое может быть подкреплено иллюстрационным или графическим материалом. Наглядный материал иерархичен по силе воздействия на читателя (табл. 4).

Таблица 4

Иерархия значимости наглядных образов в тексте эссе

Форма представления Эффект в эссе 1. Статистические таблицы Позволяют найти что-то новое, обозначить

тренд 2. Структурно-логические схемы Выражают ход мыслей 3. Графики, формулы Помогают сделать вывод 4. Цитаты и сноски на известные Демонстрируют знание теоритических работы зарубежных основ и отечественных экономистов

Приоритет в подаче экономической информации отдается таблице. Она должна быть емкой и содержать статистические данные из официальных источников либо рассчитанные автором публикации самостоятельно (табл. 5).

Таблица 5 Пример представления статистической таблицы в эссе по дисциплине

«Региональная экономика и управление» Таблица N — Показатели малого бизнеса и инновационного развития

Самарской области (включая микропредприятия)*

Годы

Показатели

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Число малых предприятий, тыс. ед. 41,9 47,8 52,0 53,3 46,9 47,6 Средняя численность работников МП без внешних совместителей, тыс. чел.* 295,8 251,5 291,4 279,7 279,6 270,5 Доля работающих в малом бизнесе, % 19,6 16,7 19,3 18,6 18,6 18,0 Оборот МП, млрд руб.* 443,1 396,1 549,5 615,3 600,1 583,5 Доля продукции малого бизнеса в выпуске товаров и услуг предприятий региона, % 29,5 21,8 27,1 27,9 25,2 22,2 Оборот на 1 работника малого предприятия, млн руб. 1,96 1,57 1,89 2,2 2,15 2,93 Оборот на 1 малое предпри ятие, млн руб. 10,58 8,29 10,57 11,54 12,8 16,67 * Рассчитано автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. Использование в эссе статистических инструментов позволяет автору проанализировать экономико-статистические показатели и результаты расчетов, проведенных в соответствии с поставленной экономической проблемой, а также правильно выявить тенденции и диагностировать проблемы в социально-экономическом развитии регионов, опираясь на причинно-следственные экономические связи. С помощью структурно-логической схемы автор может наглядно описать алгоритм или экономический процесс, проанализировать действующие факторы. Пример представлен на рис. 6.

Органы

Государственные гарантии

государственной власти

Соглашение о ГЧП

Частный инвестор Корпорация развития

в инфраструктуру

Доходы

% по кредитам

Инвестиции

Инвестиционные доходы

от предоставления

Налоговые платежи, доходы

гарантии, льготы, контроль

Целевое финансирование,

Кредит

услуг УК

от гос. собственности,

Формирование УК,

Налоговые платежи

инвест. доходы

контроль

Кредитные организации

Участие в УК

Кредит

% по кредитам

(ОАО)

Индустриальный парк

Оплата услуг

Резиденты ИП Управляющая

компания

Обязательные

и дополнительные услуги

Рисунок N — Организационно-экономический механизм взаимодействия участников создания и функционирования индустриального парка на основе ГЧП

Рис. 6. Пример представления структурно-логической схемы в эссе Удачно дополняют эссе экономические графики (прил. 2), но их присутствие в тексте не должно быть навязчивым. Цитаты и сноски на ведущих экономистов как приемы достаточно просты в исполнении и демонстрируют кругозор автора эссе. Важно запомнить, что вставлять наглядный материал в эссе нужно с определенной расстановкой друг от друга в основной части.

2.2. Источники написания эссе

Студент на начальных этапах работы над эссе должен наметить наиболее важные источники для раскрытия темы и выработки собственного видения, определяя тенденции, происходящие в научных исследованиях (применительно к проблеме, которая близка к теме эссе).

Экономические источники, необходимые для написания эссе, делятся на две группы (рис. 7).

Источники

Реальные цифры Научная

и данные литература

Статистические Труды

(первичные) зарубежных

данные ученых

Аналитическая Труды

(вторичная) отечественных

информация ученых

Рис. 7. Источники для написания эссе

Рекомендуется проанализировать новейшие публикации в мировой экономической литературе (выпускаемой, прежде всего, на английском языке).

Издательства западных стран публикуют огромное количество монографий и журналов. Многие из них размещены в Интернете в свободном доступе. Отметим некоторые из зарубежных электронных ресурсов:

 «Oxford Bibliographies»1 предлагает уникальные авторитетные материалы для исследователей. Сочетая возможности аннотированной библиографии и всеобъемлющей энциклопедии, ресурс позволяет быстро находить качественную информацию по различным областям социального и гуманитарного знания. «Oxford Bibliographies» помогает ориентироваться в существующей англоязычной литературе по 40 предметным областям, содержит около 7 тыс. статей. Данный ресурс является идеальной отправной точкой для начала исследования и подготовки академического эссе и собственной научной публикации.

 «Oxford Handbooks Online»2 — это уникальное собрание наиболее престижных и успешных научных изданий Оксфордского университета, включающих в себя подробные аналитические статьи ведущих ученых мира. Oxford Handbooks Online содержит более 24 тыс. рецензируемых научных публикаций (очерков), в которых свыше 25 тыс. их авторов анализируют текущий уровень знаний в различных областях экономики, бизнеса, менеджмента, права, других гуманитарных и социальных наук, излагают историю вопроса, представляют новейшие концепции, а также задают направления для новых исследований и научных дискуссий.

 «Аcademic Complete» — политематическая коллекция более 140 тыс. наименований научных электронных книг от ведущих издательств мира, ориентированная на исследователей любого уровня. В коллекции представлены книги издательств Wiley, Taylor & Francis, Oxford University Press, De Gruyter, World Scientific Publishing, Cambridge University Press, Elsevier, Wolters Kluwer и др.

 «Directory of Open Access Journals» (DOAJ)3- открытая полнотекстовая база журналов, издаваемых в университетах и научных центрах Европы, Северной и Южной Америки. Данный интернет-каталог был создан в 2003 г. в университете г. Лунд (Швеция).

DOAJ охватывает все отрасли знаний. Полнотекстовый поиск статей возможен по более чем 750 журналам; в том числе представлено около 50 российских научных журналов.

 «Cambridge University Press»4 — часть Кембриджского университета и старейший издательский дом. Издательство продвигает миссию университета, распространяя знания в области образования, обучения и исследований. За более чем 450 лет было создано передовое издательство,

URL: http://www.oxfordbibliographies.com.

URL: http://www.oxfordhandbooks.com.

URL: https://doaj.org.

URL: https://www.cambridge.org. пройдя путь от печатания книг до производства мультиплатформенных цифровых ресурсов.  «Directory of open access books» (DOAB) — каталог книг открытого доступа, созданый Фондом OAPEN совместно с SemperTool при национальной библиотеке в Гааге. В настоящее время в каталоге DOAB представлено более 1962 академических рецензируемых книг из 64 издательств. Конкуренция на рынке экономических идей, мыслей высочайшая. Переводы изданий дают отечественным читателям представление о малой части мирового научного фонда. Лучшие научные книги и журналы России по приоритетным научным направлениям, результаты научных исследований, полные тексты учебной литературы, монографии сосредоточены в электронных библиотеках и электронных библиотечных системах. Наиболее популярными среди исследователей являются: национальная электронная библиотека (НЭБ), электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ), научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU», электронная библиотечная система «Айбукс», национальный цифровой ресурс Руконт, электронно-библиотечная система современной учебной и научной литературы «BOOK.ru». В российском информационном пространстве практически по любой теме, близкой к теме эссе, можно в свободном доступе найти определенные уже опубликованные результаты исследований, которые осуществили авторитетные научно-исследовательские институты:  Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)1 — университет, открытый для всех, кто стремится получить современные знания в области экономики и управления, социальных и гуманитарных наук, математики, информатики и лингвистики. На портале НИУ ВШЭ аккумулируются публикации ведущих ученых, книги, журналы, базы данных, результаты мониторинговых исследований, проводимых университетом на регулярной основе;  Институт экономики РАН2 — является крупнейшим научноисследовательским учреждением в данной отрасли знания, который осуществляет мониторинг законодательства РФ. На сайте института в разделе «Публикации» представлены журналы института, монографии, сборники статей, научные доклады сотрудников, а также их статьи в научных журналах, газетах и других периодических изданиях;

  • URL: https://www.hse.ru.

URL: http://inecon.org.  Российский институт стратегических исследований (РИСИ) 1- ведущий научно-исследовательский и аналитический центр, учрежденный президентом Российской Федерации. РИСИ предоставляет аналитику, экспертные оценки, рекомендации, готовит информационноаналитические материалы для Администрации Президента и других правительственных структур;  Институт энергетических исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН)2 — ведущий российский независимый научноисследовательский центр в области комплексных исследований энергетики. Основная научная задача Института — развитие теории и методологии системных исследований, а также прогнозирования развития энергетики. Главные объекты прикладных исследований ИНЭИ РАН — топливно-энергетический комплекс мира, страны и регионов, Единая система газоснабжения и Единая электроэнергетическая система страны (включая ядерную энергетику), нефтяная и угольная отрасли, научнотехнический прогресс в энергетике России, энергетика стран СНГ;  Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО РАН) — осуществляет исследовательскую деятельность по следующим направлениям: анализ и прогнозирование мировой экономической динамики и социально-политических процессов; экономическая теория; долгосрочные институциональные и структурные изменения в мировом хозяйстве, роль и место в нем России; тенденции и перспективы инновационного развития и др. В зависимости от целей написания эссе его автор анализирует первичные данные (статистику) или интерпретирует уже готовую экономическую информацию. Если в первом случае автору предоставляется относительная свобода в выборе самих данных и инструментов (методов) их адаптации для раскрытия темы эссе, то в случае с вторичной информацией не все так просто. Нужно понять, для какой аудитории она предназначалась, кем она была обработана и для каких целей. Оксфордская школа академического письма предлагает авторам простой алгоритм работы с источниками. При изучении информации по теме эссе необходимо задаться вопросом: «Это факт или мнение?» Если факт, то следующий вопрос: «Можно ли ему доверять?», а если мнение «Согласен ли я?» (рис. 8).

URL: https://riss.ru.

URL: https://www.eriras.ru.

Факт Факт или мнение? Мнение

Правда Согласен или

Ложь ? Не согласен или ложь? не согласен?

Достоверный Правда Согласен

и полезный источник

Рис. 8. Схема работы с источниками Практически написание каждого вида эссе имеет целью привитие навыков библиографического поиска необходимой литературы, компактного изложения автором работы своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, навыков грамотного оформления ссылок на используемые источники. Также цель эссе — выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых, дипломной работы и в последующих научных трудах. Для работы с информационными ресурсами по теме эссе обратимся к рекомендациям Гарвардской школы академического письма для будущих экономистов, где отмечается, что после ознакомления с каждой прочитанной статьей, книгой или другим источником по своей теме эссеисту важно делать заметки, которые логично группировать по хронологии, по отдельному аргументу или в алфавитном порядке, используя современные программные продукты. Жестких требований к обзору литературы для эссе нет: он может быть представлен в сносках или в другом удобном варианте. Главная задача библиографического обзора — продемонстрировать знакомство с темой и трудами исследователей, которые занимались ее изучением. На этапе работы с источником в заметку помещаются идентификаторы: к примеру, автор, год издания, название статьи, ссылка на ресурс и др. Рекомендуется выписать наиболее значимые для исследования результаты, избегая перефразирования. Спустя какое-то время будет сложно вернуть оригинальную формулировку или отделить собственные мысли от чужих. При этом можно добавить свой комментарий. Организуя таким образом работу с литературой, можно достичь следующих результатов: не придется искать цитату в ее первозданном виде, а по ссылке читатель легко сможет перейти к оригиналу для получения дополнительной информации. Такой алгоритм работы позволяет создать качественный обзор литературы по теме эссе.

Важно запомнить, что цитирование и злоупотребление источниками это главные враги эссе, которые приводят к плагиату. Очень часто понятие «заимствование» ассоциируется с плагиатом — с прямым нарушением авторских прав, за которое предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность. Необходимо разграничивать эти понятия. В российском гражданском законодательстве (подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ) термин «заимствование» присутствует только в словосочетании «источник заимствования», подразумевая использование правомерно опубликованного произведения без согласия его автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием источника заимствования и имени его автора в определенных, строго оговоренных законом случаях (обзор печати в научных, критических, полемических или информационных целях).

Цитирование предполагает включение в оригинале и в переводе отрывка произведения или целого произведения одного автора в работу другого автора в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, для раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования. Грань между заимствованием и плагиатом очень тонкая и будет определяться в каждом конкретном случае по результатам автороведческой экспертизы.

2.3. Стиль и особенности текста экономического эссе

Каждое новое эссе — это новые идеи, новые цели и поиск нужного, точного и убедительного слова. С каждым новым эссе у студента вырабатываются не только навыки грамотного выражения, но и индивидуальный стиль письма. В зависимости от роли автора эссе различают следующие его стили (табл. 6).

Таблица 6

Стили эссе и их характеристики Стиль эссе Цель Роль автора Интерпретирующий Представить точную интер- Минимальная:

  • претацию:  презентует не собст  раскрыть термин, подход венную идею;

или теорию другого исследо-  распознает очевидное

вателя без ее оценки;

 продемонстрировать пони мание конкретного знания и

логику его применения в ре альной практике Дискурсивный Представить противополож- Умеренная:

ные взгляды по определенной  предполагает и обос теме: новывает, какая пози  ввести критерии и дать ция или чей взгляд

справедливую оценку каждой сильнее (жизнеспособ позиции; нее, актуальнее)

 использовать принцип или ближе к собствен «с одной стороны — с другой ному

стороны» и раскрыть баланс

мнений Пояснительный Представить оригинальный Сильная:

  • взгляд по теме:  представляет собст  показать способности к ге- венные идеи или взгля нерации собственных идей ды;
  • и их аргументации;  самостоятельно

 установить причинно- и критически мыслит

следственные связи Аргументированный Представить собственный Существенная:

вклад в область исследований:  презентует свой

 выступить с личной идеей, взгляд (идею) как луч имеющей доказательную ос- шее, инновационное

нову или ставшей результатом или перспективное ре участия в конференции, взаи- шение;

  • модействия с экспертами, вне-  акцентирует внима дрения или др.); ние на значении нового

 понимать роль и место знания и его последст данного вклада в общей сис- вий (эффектов) в буду теме знаний щем

Вне зависимости от стиля изложения в эссе не должно быть убеждений, субъективных переживаний или верований. В экономическом тексте эссе каждое слово должно быть обосновано, подкреплено достоверной информацией или проверено экспериментально. Текст должен быть беспристрастным и давать возможность обдумать представленные сведения.

Овладение студентом искусством составления грамотного экономического текста — одна из важных задач высшей школы. Автор, оперирующий в своем эссе экономическими категориями, должен уметь в удачной лексической форме обозначить проблемный контекст и выстроить аргументацию. Важную роль в этом процессе играют фразеологизмы и устойчивые словосочетания, которые обеспечивают логическую связь между частями высказывания. К числу особенностей научной речи относится использование в ней большого количества устоявшихся языковых и речевых стандартов-клише (прил. 3).

Некоторые авторы считают, что длинные фразы лучше коротких. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту их автора, а короткие предложения чаще производят хорошее впечатление. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Автору нужно попробовать прочитать свое эссе вслух. Если при этом перехватывает дыхание, то необходимо «дробить» содержание.

После написания основного текста эссе студенту рекомендуется сделать еще одно упражнение. Присвойте каждому абзацу в зависимости от его размера одну из букв: S (Short) — менее 10 слов, M (Medium) — 1020 слов либо L (Long) — более 20 слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв: M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв: S S S M L L L. Рассмотрим данный принцип построения эссе на конкретном примере (табл. 7).

Таблица 7

Пример конструкции эссе по оптимизационной схеме «M S M L M S» Длина

Содержание абзаца эссе M (Medium) В связи с переходом РФ и ее регионов на инновационный

путь развития особое значение приобретает экономика зна ний, где особая роль принадлежит пространству как террито рии развертывания инновационной деятельности и активного

участника этих процессов S (Short) Переход экономики на инновационный путь развития невоз можен без использования конкурентных преимуществ терри тории M (Medium) Игнорирование этого обстоятельства в ближайшие годы мо жет привести к тому, что наша страна будет окончательно

вытеснена с рынка высокотехнологичной продукции

Окончание табл. 7 Длина

Содержание абзаца эссе L (Long) Анализируя прочитанную монографию А.Н. Пилясова «Си нергия пространства: региональные системы, кластеры и пе ретоки знания», а также ряд других источников по данной

тематике, стоит отметить, что сейчас существует целый ряд

проблем на региональном уровне в развитии экономики зна ний. Во-первых, регионы нередко рассматриваются как пас сивные получатели федеральных средств на инновационное

развитие, а не как самостоятельные игроки в инновационном

процессе. Во-вторых, актуальна проблема доминирования

институтов власти над институтами собственности, приводя щая к замедлению развития институтов рынка и институтов

инновационного развития. В-третьих, недостаточен уровень

развития малого и среднего инновационного предпринима тельства. В-четвертых, рассмотрение региональных иннова ционных систем зачастую носит сугубо локальный, изолиро ванный характер, слабо связанный с трендами конъюнктуры

мировой экономики. В-пятых, слабо взаимодействие между

наукой и бизнесом M (Medium) Важно понимать, что экономика знаний не складывается сти хийно из разнородных условий действующих экономических

субъектов. Для этого требуется продуманная экономическая

политика, учитывающая имеющиеся в регионе условия и

предпосылки для ее возникновения S (Short) Можно утверждать, что миф постепенно становится реально стью

В заключение приведем общие принципы и наиболее рациональные методы работы над экономическим текстом эссе1:

1. Главнейший из принципов — умение автора видеть свой текст как нечто целое, в рамках которого заложена внутренняя иерархическая структура.

2. Четко выделяя в общем тексте определенные смысловые блоки, его автор должен следить за количественными параметрами. Использовать следует, как правило, не менее трех, но не более семи самостоятельных элементов.

Разработаны творческой группой, созданной на базе Финансовой академии при Правительстве РФ. См.: Осипова Е.И., Погребная И.Ф. Совершенствование навыков академического письма: последовательность написания эссе // перевод и сопоставительная ленгвистика. 2016. № 12. С. 152-154.

3. Говоря о содержательной характеристике блоков, нужно отметить: они представляют собою группы мыслей автора эссе. Удачно воспринимаются в роли смысловых блоков и обзоры дискуссий авторов других разработок. Умелое раскрытие определенных аспектов, почерпнутых в работах экономистов, выражение согласия или, наоборот, сомнения в правомерности выводов — все это прекрасно украшает работу. Такой материал сразу демонстрирует активную позицию автора, его умение взвешивать систему аргументации разных экономистов, показывает научную толерантность, широту мышления, отсутствие замкнутости в рамках своего видения проблемы.

4. Роль самостоятельных блоков отлично выполняют и статистические иллюстрации в работе. Речь идет, главным образом, о таблицах, сопровождающихся аналитическими комментариями. В роли блоков выступают также графические материалы (графики, структурно-логические схемы).

Умелое расчленение текста на ряд блоков, выстраивание между ними разумного, логически стройного (и привлекающего внимание читателя эссе) порядка — основа формирования профессионально структурированного текста.

Знание указанных ниже принципов позволяет избежать основных ошибок в написании эссе:

1. Автор эссе ограничивается проверкой в нем только правописания, игнорируя содержательный аспект и требования преподавателя. Примеры оборотов, которые не стоит брать на заметку: «Я горжусь тем, что мне доверили раскрыть эту тему» или «Данная проблема захватила меня целиком» и др.

2. Многословие и утомительный текст при недостаточной проработке важных деталей. В этом случае автор упоминает в своем тексте все подробности и факты, не имеющие непосредственного отношения к делу, приводит неуместные примеры.

3. Длинные фразы и перегруженность текста эссе. Автор использует термин вместе с его определением.

4. Неряшливое оформление (шрифты разного стиля или размера, отсутствие абзацного отступа и др.)

2.4. Тематика эссе по дисциплине

«Региональная экономика и управление» Тематика эссе охватывает полный курс дисциплины «Региональная экономика и управление» и направлена на получение студентами системы теоретических знаний в области региональной экономики и на формирование представления о современном механизме управления экономической деятельностью на территории региона с учетом лучшей зарубежной и отечественной практики. В ходе освоения технологии написания эссе по обозначенной проблематике реализуются следующие задачи:

  • определение роли регионального фактора в социальноэкономическом развитии страны;
  • ознакомление с действующей системой государственнотерриториального устройства РФ и сложившейся дифференциацией экономического пространства;
  • овладение теориями региональной экономики, методами региональных исследований, а также лучшими практиками регионального развития;
  • ознакомление с мировыми и отечественными традициями исследований в области регионального развития;
  • изучение концептуальных основ регионального управления и основных инструментов государственной региональной политики;
  • формирование практических навыков, позволяющих анализировать проблемы регионального развития и эффективность региональной политики;
  • рассмотрение современных проблем регионального развития и региональной политики в России.

Тематика эссе 1. Роль пространства в модернизации экономики России. 2. Ретроспектива теорий пространственного развития региональной экономики. 3. Принципы размещения производства в условиях плановой и рыночной экономики: общее и различия. 4. Оценка рациональности пространственной организации территории РФ. 5. Теория центральных мест В. Кристаллера и ее применение в современных условиях России. 6. Сравнение международного и российского опыта реорганизации территорий.

7. Социальная справедливость и экономическая эффективность региональной политики: как найти консенсус?

8. Межбюджетные отношения в РФ: конфликт интересов центра и регионов.

9. Проблемный регион: где найти стимулы для развития?

10. Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности.

11. Агломерации и периферия: от точек развития к пространству развития.

12. Коридор возможностей региональной политики в условиях экономического кризиса.

13. Региональная политика федерального центра: сравнение подходов.

14. Стимулы и «антистимулы» в действующей системе межбюджетных трансфертов.

15. Есть ли у российского общества заинтересованность в научно обоснованной и социально ориентированной экономической политике?

16. Региональная политика федерального центра: сравнение подходов.

17. Сравнительный анализ доходов субъектов РФ и их структур.

18. Сравнение международного и российского опыта реорганизации территорий.

19. Бюджет развития региона как инструмент активизации инвестиционной активности в регионе.

20. Территория как объект анализа и управления.

21. Инвестиционный климат региона как социально-экономическая категория.

22. Роль мегапроектов в региональном развитии. Формирование и развитие транспортных и энергетических инфраструктурных систем на долгосрочную перспективу.

23. Стратегия пространственного развития РФ после кризиса.

24. Финансовые ресурсы и их влияние на развитие потенциала региональной экономики.

25. Развитие межрегионального сотрудничества в новых экономических условиях: проблемы и перспективы.

26. Развитие малого предпринимательства в решении проблем преодоления регионального неравенства в России. 27. К вопросу о влиянии экономического неравенства на рост и развитие региональной экономики. 28. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. 29. Ресурсное обеспечение регионов: проблемы ресурсосбережения и экономической безопасности. 30. Как преодолеть региональную асимметрию в России? 31. О равенстве и эффективности в региональной политике РФ. 32. Региональная экономическая политика: стратегия, инструментарий, эффективность. 33. Обзор развития теории промышленных кластеров. 34. Новая экономическая география: предпосылки, идейные основы и применимость моделей. 35. Подходы к управлению региональным развитием: анализ прошлой и современной парадигм управления социально-экономическим развитием территорий.

Раздел 3

ОЦЕНИВАНИЕ ЭССЕ

Эссе является способом промежуточной оценки образовательных результатов по дисциплине «Региональная экономика и управление». Ввиду этого оценивание эссе преподавателем является инструментом корректировки по диагностируемым показателям индивидуальной практики письма на разных этапах прохождения курса. Для оценивания эссе в академической практике применяются различные подходы: 1) стандартная оценочная шкала письменных работ; 2) простой набор критериев (или 3-5 обобщающих); 3) система критериев качества эссе; 4) 3D-система критериев (И.Б. Короткина).

По стандартной оценочной шкале письменных работ за эссе студенту могут выставляться оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Такая оценка, к сожалению, не дает никакого представления автору работы о ее сильных или слабых сторонах. Поэтому во многих вузах при оценивании применяется 100-балльная шкала (табл. 8).

Таблица 8

Оценочная шкала письменных работ Степень

Оценка Содержание оценки Баллы оценки А «Отлично» Детальное понимание темы. 70

Уникальность и охват большинства во- и более

просов.

Логическое изложение и связность текста.

Обоснованность, ясные и понятные аргу менты

В «Хорошо» Хорошее понимание темы. 60-69

Применение знаний и критических

замечаний по теме.

Недостаточно проявлены самостоятельность

мышления и умение аргументировать.

Неверные суждения допускаются

по некоторым второстепенным

вопросам

Окончание табл. 8 Степень

Оценка Содержание оценки Баллы оценки С «Удовлетво- Приемлемая осведомленность 50-59

рительно» и понимание темы;

Аргументация используется, но она не достаточна для того, чтобы сделать обос нованные выводы D «Неудовле- В работе имеются ошибки, упущения и 40-49

творитель- непонимание; недостаточное знание лите но» ратуры по теме; поверхностное понима ние темы; слабая способность формули ровать и аргументировать мысль

Простой набор критериев используется в условиях коротких (сжатых) сроков, отведенных на проверку эссе. Например, данная шкала часто применяется для оценивания эссе в рамках конкурса или олимпиад. Для оценки работ в Конкурсе на лучшее научное эссе по региональной экономике (СГЭУ) применяются следующие критерии: 1) знание и понимание теоретического материала (0-2 балла); 2) анализ и оценка информации (0-4 балла); 3) построение суждений (0-4 балла).

Простая шкала позволяет выделить экспертам (членам жюри) среди всего массива эссе лучшие, а затем выполнить повторную, более тщательную оценку работ и определить победителя конкурса. Простой набор критериев в оценивании эссе применяется и в других конкурсах эссе, в том числе при поступлении в магистратуру, получении гранта или стипендии. Например, в требования Санкт-Петербургского государственного университета к вступительному эссе студентов включаются следующие критерии оценивания: 1. Уровень владения языком написания эссе. 2. Владение предметом исследования, его понятийным аппаратом, терминологией, знание общепринятых научных концепций в заданной предметной области, понимание современных тенденций и проблем в исследовании предмета. 3. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте раскрытия темы эссе. 5. Аргументация своей позиции с опорой на научные концепции, факты социально-экономической действительности или на собственный опыт. Система критериев качества эссе является наиболее объективной оценкой самостоятельной работы студента. Она позволяет выявить узкие места и определить, над чем предстоит поработать. Такую форму можно считать качественной обратной связью между преподавателем и студентом, которая в рамках учебного курса дает возможность проследить образовательные результаты (табл. 9).

Таблица 9

Сложная шкала оценивания эссе

Характеристики Баллы Характеристики

низкого высокого

качества эссе 1 2 3 4 5 качества эссе

1. Содержание эссе Не соответствует теме Соответствует теме Тема не раскрыта Тема раскрыта глубоко Позиция автора Позиция автора не сформулирована сформулирована

четко и прослеживает ся в работе

2. Доказательство в эссе Аргументы Аргументы не последовательны логически или разбросаны структурированы по тексту Много сомнительных, Представлены искаженных достоверные факты или очевидных фактов и сведения Недостаточное Критический анализ использование ключевых определенужных определений ний (концепций) Наглядный материал Таблицы (схемы, отсутствует или явля- рисунки) уместны ется неуместным в эссе Выводы отсутствуют Выводы убедительны

3. Уникальность эссе Более 50 % Менее 5 % заимствований заимствований Плагиат Грамотное использо вание источников,

цитирования авторов

Окончание табл. 9 Характеристики Баллы Характеристики

низкого высокого

1 2 3 4 5 качества эссе качества эссе

4. Стиль и качество оформления Структура Четко структурироне соблюдена ванная работа Неаккуратное Хорошее оформление оформление Слишком длинная / Рекомендуемый короткая работа объем Орфографические Без орфографических и грамматические и грамматических ошибки ошибок Примечание — Адаптирована авторами к дисциплине «Региональная экономика и управление» на основе изучения международного опыта

Для детальной проверки эссе И.Б. Короткиной разработана 100-балльная система критериев оценки академической грамотности текста на основе 3D-модели Б. Грина (табл. 10).

Эта система рассчитана на небольшое по объему эссе (1,5-3 машинописного листа), т.е. от пятиабзацного текста до несколько более сложного.

Таблица 10

Оценка академической грамотности текста Составляющие Критерии оценки Операционная Структура текста (30 баллов) (40 баллов) 1. Введение должно содержать:

  • предложение, привлекающее читателя (интрига);
  • указание на проблему, ограничивающее фокус текста;
  • четко сформулированный основной тезис (то, что будет

доказываться);

  • аспекты, которые будут рассматриваться в тексте

(покрытие предметной области).

2. Основная часть.

Каждый абзац должен содержать:

  • заглавное предложение, включающее в себя тему

и контрольную мысль;

  • фактическую поддержку контрольной мысли;
  • заключительное предложение (ведущее к следующему абзацу).

3. Заключение должно содержать:

  • краткое перечисление выводов основной части;
  • основной вывод в соответствии с тезисом;
  • рекомендации и/или оценку, констатирующие вывод.

Окончание табл. 10 Составляющие Критерии оценки

Язык (10 баллов)

1. Синтаксис:

  • четко выстроенные (легко воспринимаемые) предложения

с главными блоками;

  • отсутствие слияний, цепей и фрагментов;
  • логическая и синтаксическая связность.

2. Грамматика (падежные, лексические и орфографические

ошибки) Культурная 1. Содержание: (30 баллов) — понимание предмета;

  • отбор необходимого и достаточного фактического мате риала, правильное использование источников;
  • покрытие предметной области, использование фоновых

и специальных знаний.

2. Адресация:

  • понимание того, к кому обращен текст;
  • уважение к читателю;
  • умение предусмотреть иную позицию (точку зрения), иной

подход к рассмотрению проблемы, предвидеть возможные

возражения.

3. Стиль:

  • ясное, последовательное, связное выражение мыслей,

краткость;

  • отсутствие эмоционально насыщенных утверждений,

свойственных публицистике;

  • отсутствие разговорных оборотов, присущих неформаль ному общению Критическая 1. Собственная позиция должна быть: (30 баллов) — четко выражена в тезисе;
  • последовательно доказана в основной части;
  • сформулирована в заключительном выводе (отношение

к проблеме, ее оценка и/или пути решения).

2. Логика и аргументация: целенаправленное

доказательство собственной позиции на основе:

  • логики;
  • убедительных аргументов;
  • адекватного использования информации.

3. Объективность:

  • нейтральность;
  • отсутствие предвзятости, бездоказательных и безапелляци онных заявлений;
  • отсутствие общих мест, банальностей и прописных истин

Вне зависимости от подхода, который используется преподавателем (или экспертом) к оцениванию эссе, студенту полезно выполнить самооценку работы.

Шаг 1. Ясность тезисов, к которым приводится доказательство.

Шаг 2. Тезисы сформулированы кратко во введении эссе, в основной части они аргументированы, в заключении выводы сформулированы предельно четко по отношению к заявленным в начале эссе тезисам.

Шаг 3. Эссе имеет четкую и логичную структуру.

Шаг 4. Обсуждение (дискуссия) темы эссе демонстрирует владение теорией в достаточной степени. «Продвинутое» понимание теории обеспечивает, как правило, дополнительные баллы или повышенную оценку. Критическое оценивание теории и дополнение ее собственными комментариями и идеями также будут плюсом в вашей работе.

Шаг 5. Соблюдение баланса между теоретической и практической частями — интерпретацией, приложением теории к проблемному контексту эссе. Нормальным соотношением видится следующая пропорция: 1/3 теории и 2/3 практики.

Шаг 6. Практическая часть показывает, что вы владеете достаточными навыками чтения и анализа, умениями работать c текстом и оперировать конкретными данными для проверки гипотез (теорий, подходов).

Здесь демонстрируются способности выстраивания причинноследственных связей, соответствующих выводов и видение перспектив развития процессов (явлений, событий и т.п.).

Шаг 7. В эссе используются основные и дополнительные источники литературы по курсу, а также новая информация из достоверных источников.

Шаг 8. Все источники применены эффективно и подтверждают главную идею.

Шаг 9. Все ссылки точные.

Шаг 10. Текст эссе не является плагиатом.

Помимо самооценивания эссе, в учебной практике применяется технология «двойной» обратной связи, когда оценка проводится в два этапа. На первом этапе осуществляется обмен эссе между одногруппниками, где автор имеет возможность скорректировать работу на основании рецензии другого студента или обозначить контраргументы в пользу своего мнения. На втором этапе эссе предоставляется преподавателю. Преимущество данного подхода в том, что преподаватель читает эссе и рецензию к нему, оценивая сразу две разноплановые работы. Для студентов такая практика позволяет подготовиться к работе c рецензиями на собственные научные публикации в научных журналах. Стоит оговориться, что не всегда доведение результатов взаимного рецензирования эссе доводится до сведения преподавателя. В этом случае студенты отрабатывают навык саморедактирования, учатся работать над критическими замечаниями и учитывать сторонние рекомендации. Эффективность процесса оценивания эссе является важной составляющей образовательного процесса. Вне зависимости от степени виртуализации образовательного пространства студента им будет получена обратная связь на данный вид самостоятельной работы. В таких случаях, как поступление в магистратуру, участие в олимпиаде или конкурсе, оценка носит скорее усредненный «потоковый» характер, поскольку оценивается не одна работа и не одним экспертом. При обучении на конкретном курсе дисциплины «Региональная экономика и управление» эссе присущ характер двухсторонней коммуникации. Современные образовательные информационные системы, такие как Moodle, позволяют выстроить качественный диалог между студентом и конкретным преподавателем, а также осуществить оценку эффективности письменных работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писать — значит думать на бумаге.

Всякий, кто ясно мыслит, способен

писать о любом предмете.

Уильям Зинсер

Самостоятельная работа в форме эссе нередко воспринимается студентами как скучное и нетрудное задание, на которое не стоит тратить свое время и способности. В противовес сложившемуся стереотипу назрела необходимость в разработке и издании учебно-методического пособия по написанию академического или студенческого эссе, соответствующего лучшим традициям ведущих университетов. Аудитория, на которую рассчитано пособие, это студенты бакалавриата и магистратуры основных образовательных программ экономического профиля университета. Пособие дает читателям возможность получить целостное представление о принципах, формах и стилях изложения эссе, изучить методические основы его конструирования и процесс написания. В пособии содержатся рекомендации по оформлению эссе, работе с источниками и по использованию наглядных образов при построении аргументации в тексте. Эссе как образовательный инструмент не просто развивает различные умения и навыки, работа над эссе способна раскрыть научный потенциал студента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата).

3. Азов, А. XVI Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа «Академическое письмо: актуальный международный опыт» [Текст] / А. Азов // НЛО. — 2014. — № 1 (125).

— С. 411-414.

4. Бакин, Е.В. Центр академического письма: опыт создания [Текст] / Е.В. Банин // Высшее образование в России. — 2013. — № 8- 9. — С. 112-116.

5. Барсукова, С.Ю. Эссе в жанре рецензий [Текст] / С.Ю. Барсукова // Эссе о неформальной экономике, или 16 оттенков серого / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2015. — 215 с.

6. Борисова Е. Когда MSMLMS лучше SSSMLLL [Электронный ресурс] / Е. Борисова // Карьера. — 2002. — № 10. — Режим доступа: http://www. kariera.orc.ru/10-02/Bigpe072.html .

7. Бузальская, Е.В. Эссе: к истории становления жанра [Текст] / Е.В. Бузальская // Мир русского слова. — 2015. — № 2. — С. 36-40.

8. Бузальская, Е.В. Эссе: общая типология жанра [Текст]/ Е.В. Бузальская // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». — 2013. — № 5 (34).

— С. 123-125.

9. Ваганова, О.И. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной среде MOODLE [Текст] / О.И. Ваганова, А.В. Хижная // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. — № 1. — С. 93-94.

10. Гаврилик, О.Н. Дидактические возможности эссе в преподавании наук в высшей школе [Текст] / О.Н. Гаврилик, В.П. Тарантей // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2015. — № 3. — С. 138-148.

11. Горшкова, И.В. Социокультурные особенности англоязычного дискурса эссе [Электронный ресурс] / И.В. Горшкова. URL: http://nkras.ru/nt/2010/Gorshkova.pdf .

12. Денисов, С.Л. Как правильно оформить диссертацию, автореферат и диссертационный доклад [Текст] : метод. пособие / С.Л. Денисов. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 88 с.

13. Зинсер, У. Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов [Текст] : пер. с англ. / У. Зинсер. 3-е изд. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 292 с.

14. Кайда, Л.Г. Эссе: стилистический портрет [Текст] / Л.Г. Кайда. Москва : Флинта, 2008. — 184 с.

15. Киселева, Л.С. Развитие навыков критического чтения и письма у студентов высшей школы [Текст] / Л.С. Киселева // Вопросы педагогики. — 2017. — № 4. — С. 27-30.

16. Короткина, И.Б. Академическое письмо: процесс, продукт и практика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / И.Б. Короткина. — Москва : Юрайт, 2017. — 295 с. — (Образовательный процесс).

URL: https://www.biblio-online.ru/book/A5EA32DC-93EB-43A6-9475-3A 0FCF96A3D8.

17. Короткина, И.Б. Академическое письмо [Текст] : учеб.-метод. пособие для руководителей школ и специалистов образования / И.Б. Короткина. — Saarbrucken : LAP-Lambert Academic Publishing, GmbH & Co., 2011. — 175 c.

18. Леонтьев, В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика [Текст] / В.В. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1990. 159 с.

19. Лучшие эссе студентов [Текст] : сборник / под ред. М.В. Сёминой, С.В. Трофимова. — Москва : КДУ, 2009. — 524 с.

20. Мелехина, Е.А. Технология оценивания эссе при обучении аспирантов и магистрантов письму для академических целей [Текст] Е.А. Мелехина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2014. — № 10 (151).

— С. 202-206.

21. Минеева, И.Н. Академическое эссе: теория и практика жанра [Текст] / И.Н. Минеева // Филологический класс. — 2015. — № 7. — С. 7-14.

22. Осипов, Г.В. Метафора социума (социологическое эссе) [Текст] / Г.В. Осипов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 5. — С. 22-32.

23. Осипова, Е.И. Академическое письмо на английском языке: трудности и способы их преодоления (Academic writing in English: challenges and ways of overcoming them) [Электронный ресурс] / Е.И. Осипова, И.Ф. Погребная // Научный альманах. — 2015. — № 7 (9).

С. 1417-1421. — URL: http://ucom.ru/doc/na. 2015.07.1417.pdf (дата обращения: 23.09.2015).

24. Осипова, Е.И. Совершенствование навыков академического письма: последовательность написания эссе [Текст] / Е.И. Осипова, И.Ф. Погребная // Перевод и сопоставительная лингвистика. — 2016. № 12. — С. 152-154.

25. Павлова, Т.Л. Формирование критического мышления при обучении написанию эссе [Текст] / Т.Л. Павлова, А.Г. Желябина // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 8-1. — С. 140-143.

26. Поманисочка, М.А. Методика подготовки к написанию академического эссе [Текст] / М.А. Поманисочка // Язык. Коммуникация. Методика преподавания : сб. науч. тр. / Курган. гос. ун-т. — Курган, 2016. С. 58-65.

27. Третьяк, Г.Е. Методические указания по написанию реферата и эссе для всех специальностей и направлений подготовки очной и заочной формы обучения [Текст] / Г.Е. Третьяк // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 5. — С. 212-213.

28. Культура речи и риторика для юристов [Электронный ресурс] : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / Н. А. Юшкова [и др.] ; под общ. ред. Н.А. Юшковой. — Москва : Юрайт, 2017. — 321 с. — (Бакалавр. Академический курс).

— URL: https://www.biblio-online.ru/book/E7D1C80 4-2178-4B65-903A-C733EC274A75.

29. Экономическая теория [Текст] : учеб. пособие / В.М. Соколинский [и др.] ; под ред. А.Г. Грязновой, В.М. Соколинского. — 4-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2008. — 464 с.

30. Эссе — что такое, как писать, сочинение эссе, примеры [Электронный ресурс] / Тихоокеан. гос. ун-т. — URL: http://pnu.edu.ru/ru/ recruitment/graduates/essay/#indication.

31. Bailey, S. Academic Writing for International Students of Business [Теxt] / S. Bailey. — 2nd Edition. — Hardcover, 2015. — 320 p.

32. Bryson, S. 2015. Kinds of argumentative academic essays and their purposes [Electronic resource] / S. Bryson. — URL: https://www.scribbr. com/academic-essay/kinds-argumentative-academic-essays-purposes.

33. Daniel, S. Hamermesh. The Young Economist’s Guide to Professional Etiquette [Text] / S. Daniel // The Journal of Economic Perspective. 1992. — Vol. 6, № 1. — P. 169-179.

34. Deirdre, N. McCloskey. Economical Writing [Text] / N. McCloskey Deirdre. — 2 Ed. — Waveland Press, 1999. — 98 p.

35. Hume, D. Of money, and other Economics Essays [Text] / D. Hume // Bookclassic. — 2015. — 56 p.

36. Krupp, S. The Structure of Economic Science [Text] : Essays on Methodology / S. Krupp. — Prentice-Hall, 1966.

37. Neugeboren, Robert H. The Student’s Guide to Writing Economics [Text] / Robert H. Neugeboren // Routledge. — 2014. — 96 р.

38. Ready, A.W. Essays and Essay Writing for public examinations [Text] / A.W. Ready. — London : George Bell and sons, 1900. — 150 p.

39. Starkey, D. Academic Writing Now: A Brief Guide for Busy Students — with MLA [Text] / D. Starkey. — Broadview Press, 2016.

40. Thomson, W. A Guide for the Yong Economist [Text] / W. Thomson. Cambridge : MIT Press, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЯ