Практикум по микроэкономике (тесты, задачи, кейсы, ситуации, интернет — задания) (стр. 1 )

Введение……………………………………………………………………………………………………………4

Тема 1. Введение в микроэкономику……………………………………………………………………………….9

Тема 2. Этапы становления экономической мысли………………………………………………….17

Тема 3. Типы экономических систем. Рынок…………………………………………………………….30

Тема 4. Фирма (предприятие) как субъект хозяйствования……………………………………………39

Тема 5. Домашнее хозяйство как субъект хозяйствования……………………………………….55

Тема 6. Анализ производственных возможностей фирмы (предприятия)……………………67

Тема 7. Анализ поведения потребителя. Эффекты цены………………………………………………77

Тема 8. Производственная функция и анализ затрат………………………………………………..95

Тема 9. Рынок земли………………………………………………………………………………………………114

Тема 10. Рынок труда……………………………………………………………………………………….127

Тема 11. Рынок капитала……………………………………………………………………………………142

15 стр., 7453 слов

Институциональный анализ экономических субъектов постсоветской России

... печати. 1. Институциональный анализ экономических субъектов постсоветской России 1.1 Домохозяйства: нерыночное приспособление к рынку Проблема ... - повышение экономической эффективности производства и хозяйствования, рост благосостояния населения. Здесь возникает комплекс ... допускать первенства политики над экономикой (целевая функция реформационных преобразований - не перераспределение власти, ...

Тема 12. Экономическая эффективность и провалы рынка……………………………………153

Темы курсовых работ……………………………………………………………………………………….170

Вопросы к зачету…………………………………………………………………………………………….171

Вопросы к экзамену………………………………………………………………………………………..174

Список использованной литературы…………………………………………………………………….178

Введение

Уважаемые коллеги!

Данное учебно-практическое пособие по микроэкономике представляет собой учебные материалы для организации самостоятельной работы студентов (СРС) экономических специальностей. В силу того, что курс учебного материала должен обладать необходимой полнотой, авторы предполагают, что не все его содержание может прорабатываться в студенческой аудитории: часть материала должна изучаться самостоятельно, а наиболее важные для усвоения по усмотрению авторов должны выноситься для общего обсуждения на семинарах. Как правило, это в первую очередь относится к эссе, экономическим ситуациям и интернет – заданиям, выполняемыми студентами.

Материал учебно-практического пособия условно разбит на три части: теоретическая, практическая и творческо-аналитическая. При этом, каждая из частей является существенной, поскольку разбор тестов, решение типовых и кейс – заданий не возможны без индивидуального творческого подхода и опоры на теоретический материал.

Теоретическая часть пособия содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей. Продумывание ответов на контрольные вопросы позволит выработать навыки корректного экономического мышления, а именно: выделения главных логических элементов темы и установления их взаимосвязей; анализа системы используемых доказательств; выявления основных последствий рассматриваемых закономерностей.

Практическая часть содержит тесты, задачи с кейс-заданиями, придуманные его авторами, но и наиболее удачные задачи коллег из экономики, которые использовались при проведении Международных, Всероссийских и окружных олимпиад по экономике в 1997–2012 гг., а также тренажеры, методики и аналитические материалы комплексной программы интернет-тестирования в сфере образования 2012 г..

14 стр., 6914 слов

Экономическая часть дипломного проекта. выполнение экономической ...

... рассматриваются вопросы организации, планирования и управления подготовкой производства, составляется сетевой график проведения работ и определяется экономическая эффективность ускорения подготовки производства.  [c.7] В экономической части дипломного проекта студенту надлежит выполнить технико-экономические расчеты ...

Особое место в пособии отводится творческо-аналитической части, которая предполагает ситуаций и разбор интернет-заданий. По мнению авторов, самостоятельная работа студентов по написанию эссе, анализу проблемных ситуаций и интернет-заданий позволит усвоить материал глубже и эффективнее, разовьет экономическую культуру студентов и преподавателей, научит выражать индивидуальную точку зрения.

Идея авторов пособия состоит в том, чтобы научить студентов рассматривать учебный курс на творческо-аналитическом уровне, видеть структуру изучаемой проблемы, их логические связи, культуру студентов и тем самым, обеспечить более глубокое изучение учебного материала.

Авторы выражают признательность коллективу кафедры экономических теорий МАДГТУ (МАДИ) за многолетнее сотрудничество и за рекомендации, данные им при создании учебного пособия.

Авторы надеются, что данное учебное пособие поможет студентам при самостоятельной работе, в подготовке к , семинарам, зачётам и экзаменам.

Желаем успеха!

Авторы

Дорогие студенты!

Сегодня высшая школа такова, что должна создавать условия, при которых каждый из Вас может научиться работать как с предоставляемой информацией, так и находить ее самостоятельно, обрабатывать, овладевать информационными и телекоммуникационными технологиями. В данной связи, разрабатывая настоящий учебный практикум, авторы руководствовались желанием облегчить Вам учебный процесс, с одной стороны, и увлечь Вас им — с другой.

Учебный практикум, как Вы видите, состоит из трех частей, каждая из которых привлекательна по своей индивидуальности.

I. Теоретическая часть

II . Практическая часть пособия состоит из тестов, задач и кейс-заданий. Разбирая тесты и выбирая правильный ответ, прокомментируйте избранное вами решение (для этого в таблице с тестами оставлено свободное место).

Особенно это важно именно в «сомнительных» случаях, когда ни один из предусмотренных в тесте вариантов ответа не является верным или же есть несколько правильных ответов и др.

Решение задач и кейс-заданий углубит ваши знания по микроэкономике, т. к. вы имеете возможность сравнивать свои решения с приведенными ответами, и одновременно обдумывайте причины, по которым определенный ответ считается правильным.

III. Наиболее важное место отводится творческо-аналитической части практикума.

Анализ проблемной ситуации обычно содержит ответы на следующие вопросы; в чем состоит главная цель решения задачи; что мешает достижению цели; что нужно для устранения сложившихся затруднений, мешающего фактора; что дает решение задачи для человека и общества; какова ее актуальность. Сравнения с другими проблемными ситуациями (более общими, аналогичными, более частными) наряду с до-уточнением ее основных элементов позволит Вам использовать полностью или частично существующие в практике схемы решения аналогичных проблем. Особенно серьезное внимание следует обратить на анализ возможных нежелательных последствий, чем очень часто пренебрегают на этом этапе. Окончательное описание проблемной ситуации состоит в определении степени полноты и достоверности информации, ее перегруппировке и адаптации к конкретным условиям. Перевод описания проблемной ситуации с естественного языка на специальный научный язык позволит достичь однозначности ее понимания, а упрощение структуры описания углубит ее понимание. Важным элементом описания проблемной ситуации является фиксирование не известных для рассматриваемого случая знаний.

«Интернет-задания»

Безусловно, выполнение интернет-заданий предоставляет Вам огромное поле деятельности для творчества и креативности. Однако не стоит слишком увлекаться и забывать, что это одна из форм проведения самостоятельной работы.

Изучение учебного материала завершается написанием и защитой курсовой работы по одной из выбранных вами тем. Темы курсовой работы приведены в конце учебного практикума. Вы самостоятельно выбираете наиболее привлекательную для Вас тему. Требования по написанию курсовой работы для Вас не новы и поэтому авторы не считают необходимым еще раз возвращаться к ним.

Таким образом, проверка качества самостоятельной работы требует от авторов определенных затрат времени, но результаты не заставят себя долго ждать. Здесь и повышение мотивации студентов, и повышение их интереса к предмету. Проведение СРС в таком направлении создаст условие для развития творческого потенциала студенческой молодежи и позволит применить личностный подход в процессе обучения, способствует формированию ее информационно-коммуникационной компетенции, что очень актуально в современном мире.

Желаю успеха!

Авторы

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МИКРОЭКОНОМИКА»

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ, Логика УЧЕБНОГО курса

I. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что изучает микроэкономика как наука? Какова ее связь с макроэкономикой и с другими экономическими дисциплинами?

2. Дайте характеристику субъектам и объектам микроэкономики.

3. Что мы понимаем под экономическими понятиями и законами? Приведите примеры экономических понятий и законов.

4. В чем состоит фундаментальная проблема экономики? Охарактеризуйте две ее стороны.

3.

®

5. Можно ли свести предмет микроэкономики к изучению трех главных проблем экономики?

6. В приведенной блок-схеме «Введение в микроэкономику» проследите взаимосвязь между экономическими понятиями. (Рис.1).

Субъекты

микроэкономики

®

®

Объекты

микроэкономики

®

®

Две стороны

фундаментальной

проблемы

®

®

Главные проблемы

микроэкономики

Позитивная

экономика

Нормативная

экономика

|

|

|

1.

|

2.

Экономические блага

Неэкономические блага

Рис.1. Блок-схема «Введение в микроэкономику»

7. Что мы понимаем под позитивной и нормативной экономикой?

8. Блага: понятие, свойства, характеристики.

9. Какие экономические интересы, цели и средства их реализации преследует микроэкономика?

10. В чем состоит основная проблема экономической практики?

11. Охарактеризуйте функции микроэкономики.

12. Перечислите методы изучения микроэкономики.

13. Какие возможности дают экономисту следующие методы? Заполните блок-схему «Методы микроэкономики» (Рис. 2.)

Эмпирический

метод

Статистический

метод

Метод

научных

|

|

|

Наблюдение за количественной стороной экономических процессов

Причинно-следственный метод

Функциональный

метод

Эконометрические

методы

|

|

|

Рис.2. Блок-схема «Методы микроэкономики»

блок-схему экономического

II. ТЕСТЫ

ТестЫ

Обоснование

1. Микроэкономика — это наука:

а) о том, как улучшить благосостояние общества.

а) б) о регулировании государством национальной экономики.

в) о средствах удовлетворения человеческих потребностей.

б) г) о законах функционирования рыночной экономики.

2. Микроэкономика как раздел экономической теории, который изучает:

а) а) как обществу достигнуть .

б) б) потребителей, фирм и собственников ресурсов.

в) в) проблемы ускорения .

г) организацию деятельности отдельных фирм.

3. Высказывание, относящееся к микроэкономике…

а) на рынке молочных продуктов упал спрос в связи с сокращением рождаемости населения.

б) рост планируется в следующем году на 3%.

в) банк снизил ставку по вкладам на 1%.

г) дефицит ведет к инфляции.

4. Положение, не относящееся к предмету микроэкономики:

а) экономическое благо.

б) неограниченность ресурсов.

в) максимизация удовлетворения потребностей.

г) эффективное использование ресурсов.

5. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений.

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи.

в) количественные оценки экономических явлений и процессов.

г) содержание экономических взаимосвязей.

6. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями.

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения.

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений.

г) обобщения, раскрывающие экономические явления и процессы или их содержание.

7. Историчность и законов определяется их …

а) временным характером.

б) неподвластностью времени.

в) неизменностью в условиях видоизменения экономических отношений.

г) появлением и отмиранием под воздействием смены социально-экономических отношений.

8. Редкость (ограниченность) ресурсов — это проблема

а) существует только в бедных странах;

  • б) типична для социализма ();
  • в) никогда не возникает в богатых странах;
  • г) существует при всех независимо от степени богатства.

9. К характеристикам экономических благ относится все, кроме:

а) а) способности удовлетворять потребности;

  • б) б) ценности;
  • в) в) редкости;
  • г) могут быть в неограниченном количестве.

10. К капиталу относят все, кроме…

а) производственное оборудование.

б) на счетах в банке.

в) патенты.

г) наличные деньги.

11. Совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть, называется

а) позитивным анализом.

б) моделью.

в) нормативным анализом.

г) абстракцией.

12. Какое из утверждений ложно применительно к модели:

a) а) модель строится на основе абстракции.

б) на ее основе возможно дать представление будущего.

в) модель описывает реальность во всей ее фактической сложности.

г) модель полезна тогда, когда ее переменные поддаются прямому измерению.

13. Метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному, называется:

а) индукцией.

б) дедукцией.

в) абстракцией.

г) моделированием.

14. Экономист систематизировал и обобщил факты и на их основе выявил некую закономерность, этот метод является:

а) гипотетическим.

б) эмпирическим.

в) дедуктивным.

г) описательным.

15. Экономические модели предназначены для:

а) раскрытия экономических принципов и законов.

б) описания экономических явлений и процессов.

в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться.

г) объяснения того, как функционирует национальная экономика и отдельные ее сферы.

16. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют:

а) рынки факторов производства.

а) б) рынки потребительских товаров.

б) в) производители (фирмы).

г) потребители.

III. ЭССЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. ИНТЕРНЕТ – ЗАДАНИЕ