В начале 90-х гг., когда были ослаблены ограничения на прием, предложение образовательных услуг в социально-гуманитарных дисциплинах стало быстро расширяться в соответствии со спросом. Со второй половины 90-х постепенно увеличивается и спрос на естественно-технические дисциплины, хотя гораздо более медленными темпами, чем на социально-гуманитарные.
В наибольшей степени изменение структуры спроса связано с коммерческой привлекательностью тех или иных специальностей. Наиболее «выгодными» с точки зрения трудоустройства абитуриентам кажутся социально-гуманитарные специальности, как экономические, так и неэкономические. Значительно менее привлекательными, но все же относительно «выгодными» считаются сферы образования, культуры и искусства, естественные науки и медицина. Возможности трудоустройства здесь в основном по-прежнему ограничены государственными учреждениями и организациями. Это, конечно, сдерживает спрос на специалистов в этих областях, как численно, так и по уровню оплаты, и коммерческая привлекательность этих специальностей связана или с относительно небольшими, но все-таки существующими возможностями получения коммерческих или теневых доходов (в образовании и медицине), или с так же ограниченными шансами трудоустройства за границей (в естественных науках).
Наконец, последние места по степени востребованности занимают, по вполне понятным причинам, сельскохозяйственные и инженерные специальности (хотя отдельные инженерные дисциплины, связанные, например, с программированием или нефтедобычей, также пользуются хорошим спросом).
Как видно из приведенных данных, основные структурные изменения в профессиональной специализации произошли в первой половине 90-х годов. В последнее время структура спроса по специальностям начинает постепенно стабилизироваться, и в ближайшие годы, по-видимому, она будет меняться более плавно.
Очевидно, что разные группы населения предъявляют разный спрос на образовательные услуги и конкретные виды этих услуг. С другой стороны, спрос на образование разного типа непосредственно зависит от численности населения в соответствующей возрастной группе, для которой характерно обучение на данном уровне образования. Как известно, войны и социальные катаклизмы, пережитые Россией в XX в., самым существенным образом продолжают влиять на возрастную структуру населения. Численность населения в разных возрастах отличается большими колебаниями, которые отражают демографические процессы, происходившие в прошлом, подчас весьма отдаленном.
«Изучение уровня и качеств жизни населения (на примере Астраханской ...
... выполнения дипломной работы были решены следующие задачи, раскрывающие цель исследования: - даны основные понятия уровня и качества жизни населения; - проведен анализ уровня и качества жизни населения России и Астраханской области; - изучена система государственного регулирования уровня и качества жизни населения России; - сформулированы основные ...
Так, очевидно, что уменьшение численности населения в возрасте 15−19 лет в конце 70-х — начале 80-х гг. являлось эхом Второй мировой войны (малого числа лиц, родившихся в конце 30-х — первой половине 40-х гг. и, соответственно, их детей в конце 50-х — начале 60-х).
Начавшееся в конце 80-х гг. сокращение численности в возрастной группе до 4 лет было вторым эхом падения рождаемости в конце 30-х — первой половине 40-х. На это вторичное эхо наложился процесс относительного уменьшения рождаемости, обусловленный уже новыми социальными катаклизмами и ухудшением уровня жизни.
В первой половине 90-х этот процесс перешел «по наследству» в возрастную группу 5−9 лет, а в конце 90-х — и в возрастную группу 10−14 лет. В то же время рост численности населения в возрасте 15−19 лет, начавшийся в середине 80-х гг., пока еще продолжается (хотя через два-три года он прекратится).
Мы останавливаемся на этих показателях не только потому, что они связаны с численностью обучающихся на разных ступенях, в том числе в рамках системы высшего образования, но и поскольку демографические факторы сильно повлияют на систему образования в будущем.
Заключение
В данной статье были рассмотрены, в первую очередь, вопросы, связанные с оценкой спроса и предложения образовательных услуг. За рамками анализа осталось много других, не менее важных тем — финансовое, материальное и кадровое обеспечение учебного процесса, качество образования и т. д. Самостоятельное значение имеет проблема взаимодействия рынка образовательных услуг с рынком труда и человеческого капитала.
В целом рынок труда и человеческого капитала достаточно эффективно взаимодействует с рынком образовательных услуг.
Во-первых, чем выше уровень образования, тем больше возможности трудоустройства. Доля лиц с высшим образованием среди занятых составляла в конце 2003 г. 22%, а среди безработных — 11%. Для лиц, имеющих среднее специальное образование, эта разница составляла уже только 7% (29% от числа занятых против 22% от числа безработных).
А среди лиц с более низкими уровнями образования их доля в численности безработных уже превышает их долю в численности занятых (9, «https:// «).
Во-вторых, судя по имеющимся данным, более высокий уровень образования в целом обеспечивает более высокий уровень доходов (даже если оставить в стороне возможности трудоустройства за границей).
Эффективность рынка труда и «нормальное» распределение отдачи на образование, в свою очередь, поддерживают дальнейшее расширение спроса на образовательные услуги, выступая в качестве рациональной экономической основы этого процесса.
Н. В. Особенности
2. Полетаев А. Высшая школа и рынок. Обзор российской экономики. 2001. № ¾
Кузнецов В. С., С. Ю. Анализ, О. В. Стратегии
Полетаев А. Высшая школа и рынок. Обзор российской экономики. 2001. № ¾ С.
Проблемы взаимодействия системы высшего образования и рынка труда
... система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, ...
23.
С. Ю. Анализ
Полетаев А. Высшая школа и рынок. Обзор российской экономики. 2001. № 3. С. 56.