Эссе
Компетентность руководителя образовательного учреждения – что это сегодня?
по дисциплине «Методы управления образовательными учреждениями»
Модернизация системы российского образования направлена на инновационное развитие образовательных учреждений. От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.
Что же такое компетентность?
Пристрастие к иностранным словам у нас огромно. Впервые это понятие появилось в США в сфере бизнеса в семидесятых годах прошлого века. Было это связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности. Понятие «компетентность» можно трактовать по-разному. Сегодня, применительно к руководителю оно звучит так: «Способность и умение координировать деятельность других людей для достижения цели, успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования». Отсюда можно сформулировать основные признаки понятия:
-наличие знаний для успешной деятельности;
-понимание значения этих знаний для практики;
-набор операционных умений;
-способность творческого подхода к профессиональной деятельности.
Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?
Попробуем согласиться с Джоном Равеном автором книги «Компетентность в современном обществе», который считает, что это способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе.
Компетентность современного руководителя образовательного заведения базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков, обеспечивающих управление школой. Поэтому управленцам следует выходить за рамки школьной действительности и в первую очередь активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, стратегический менеджер.
Разработка мероприятий по улучшению финансирования деятельности ...
... дипломной работы - выявить проблему финансирования деятельности бюджетных учреждений и найти пути совершенствования системы финансирования обеспеченности дошкольных образовательных учреждений. Для достижения данной цели определены ... для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательного учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к благородной профессии ...
Изучение теории и практики современного менеджмента – это особая задача, позволяющая выйти за узкие рамки повседневной жизни школы и сформировать для директора и его заместителей компетенции.
Что конкретно нужно делать?
Для того чтобы не отстать от жизни, идти в ногу со временем, вернее, идти немного впереди, следует иметь представление о современных концепциях управления, использовать коммуникативные технологии в управлении, регулировать процесс изменений, развивать лидерский потенциал. Управление образовательным процессом в динамично меняющейся социальной обстановке должно носить опережающий характер, что позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными
свойствами и достаточной скоростью реакции на быстро меняющиеся условия.
Одна сторона управления – это правильно определенные приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат. Другая – это «мужество принятия на себя ответственности за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам». Сформулировал это положение еще в начале прошлого века французский теоретик менеджмента Анри Файоль.
А вот мистер Стивен Кови, говоря об особом типе управления, провозглашает 7 вечных истин, следуя которым, мы добиваемся больших успехов и в бизнесе, и в личной жизни. Нам они близки и понятны.
1)Первыми воздействуйте на ситуацию, не ждите у моря погоды;
2)Начинайте любое дело, четко представляя себе конечную цель. Иначе нельзя достигнуть результатов, а отсутствие ощутимых результатов, лишает чувства реальности и уверенности в себе;
3)Делайте в первую очередь самые важные дела;
4)Рассматривайте каждую ситуацию с позиции всех заинтересованных лиц и ищите наилучшее для них решение;
5)Сначала старайтесь понять, а потом быть понятыми. (И вас в конечном итоге услышат и поймут);
6)Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно стремитесь к совершенству;
«Внедрение современных инновационных технологий в управление ...
... технологии реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов. К числу противоречий, возникших между сформировавшимися у большинства ру-ководителей формами и методами работы и потребностью внедрения инноваций в управление школой, ...
7)Объединяйте свои усилия с усилиями других.
Если рассматривать эти истины с точки зрения школы, то, очевидно, она добьется успеха и станет лидером, если будет брать на себя инициативу, сформирует ясное видение будущего, вдохновляющее весь коллектив; четко расставит приоритеты, будет работать ради общего дела.
В кратком педагогическом словаре-справочнике читаем: «Процесс управления образовательным процессом определяется как система деятельности, в которую входят прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция, анализ педагогического процесса».
Главная забота директора: сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для учителей и учащихся.
Руководитель – первое лицо в системе хозяйствования, потому что несет ответственность за школьное здание в целом. Для исполнения такой возлагаемой на него обязанности он должен иметь финансовую и экономическую компетентность. Это лицо, от которого зависит большой список характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание материально-технических элементов, обеспечивающих физический комфорт, как детей, так и взрослых. Можно сказать, что директор – особо полномочный хозяин школы и особо ответственное лицо
Обеспечение профессиональной адекватности возлагается на организационную деятельность администрации школы, поэтому нужно соединять целевые идеи воспитания с профессиональной компетентностью школьных специалистов. Директор – главное лицо воспитания. От него зависит система школьных традиций: культурных, этических, гигиенических. Но рядом всегда должен быть школьный совет, педагогический совет, родительский совет.
Психологический климат, думается, один из решающих факторов успешности школы. Необходим тонкий психологический подход к каждому. А этому тоже нужно учиться. Искусство общения – обязательная составляющая руководителя. Руководитель –
психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка, где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.
Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед, не страшась штормов, бурь и неизвестностей.