Корпоративная этика как фактор современного стиля управленческой деятельности

Актуальность темы эссе определяется спросом на этическую проблематику. В современных условиях ведения бизнеса все большую роль играют моральные нормы и ценности, которые являются главными компонентами корпоративной культуры и этики бизнеса. На сегодняшний день важным критерием профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом выступает соблюдение этики деловых отношений. Выполнение этических норм и правил в бизнесе влияет на имидж компании и определяет степень доверия внешнего партнера или клиента с данной организацией.

Внимание к проблематике этики бизнеса начало усиливаться в начале 70-80-х годов XX века, когда компании начали вести недобросовестную политику, которая включала коррупцию, нарушение стандартов качества товаров и услуг, рост производственного травматизма, загрязнение окружающей среды. В таких условиях бизнес сообщество ставит перед собой задачу пересмотреть свои стратегические цели, чтобы изменить общественное мнение в свою пользу. Предприниматели делают ставку на корпоративную социальную ответственность и этику бизнеса. [2]

В современных условиях глобализации экономического и социального пространства, роль корпоративной этики бизнеса возрастает и усиливает необходимость организаций выстраивать цивилизованные отношения, основанные на соблюдении моральных норм и правил.

Основной целью эссе является раскрытие объективных условий и субъективных факторов формирования и развития корпоративной этики в современном бизнес сообществе и определение воздействия этики бизнеса на стиль управленческой деятельности в современных компаниях.

На основе данной цели в эссе ставятся следующие задачи: изучить понятие этики бизнеса, рассмотреть основные теоретико-методологические подходы, проанализировать стратегии реализации этики бизнеса.

  1. Теоретическое обоснование этики бизнеса

«…Этика должна распространиться на всех и на все. Этика должна быть во всем, что бы ни происходило в компании. Она должна постоянно служить руководством к действию. Вы не можете быть немного этичным или этичным тогда, когда вам это на руку. Этика абсолютна. В эру эмоциональных привязанностей и изобилия этика — мощное конкурентное оружие. Она может стать источником дифференциации, поскольку очень редко эта сфера полностью захвачена конкурентами». [5, c. 12]

Этику можно определить как понимание что такое хорошо и что такое плохо, что люди должны делать или не делать и какие цели преследовать. [1]

9 стр., 4230 слов

Устойчивое развитие компании и корпоративная устойчивость: проблемы ...

... развитие 1 430 000 97,92 устойчивое развитие компании 23 400 1,6 корпоративная устойчивость устойчивость) 6 920 (13 700 000) 0,47 sustainable ... устойчивость» с целью сократить число повторений в тесте и сделать его более разнообразным. Данная тенденция заставляет задаться вопросом -- является ли «устойчивость» действительным синонимом «устойчивого развития», а термин «корпоративной устойчивости» ...

Этика деловых отношений — это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. В нее входят:

  • этическая оценка внутренней и внешней политики организации;
  • моральные принципы членов организации;
  • моральный климат в организации;
  • нормы делового этикета. [6]

Корпоративная этика играет важную роль в обеспечении надлежащего уровня управления компанией. Этика бизнеса формирует лояльность клиентов, инвесторов в современном мире. Однако не все компании соблюдают моральные нормы и правила. Этические ошибки и дилеммы являются корнем проблем, с которыми сталкиваются современные организации. В этике бизнеса нет четких, универсальных стандартов поведения, нет центральной власти, в отличие, например, от правовой этики, где имеются суды или законодательные органы, которые выступают объективной стороной при оценивании поступка, действия той или иной стороны. Существует ряд этических проблем при взаимодействии бизнеса с различными субъектами. Этические дилеммы и ошибки могут возникать:

  • При взаимодействии между руководством компании и инвесторами фондового рынка. Руководство компании может манипулировать прибылью, увеличивая свои цены на акции и получать большие бонусы, когда фактические финансовые результаты меньше, чем предполагают инвесторы.
  • При взаимодействии между покупателями и продавцами компании. Обе стороны могут быть подвергнуты неэтичным и незаконным тактикам выигрыша или проигрыша при осуществлении хозяйственных операций слияния и поглощения.
  • При взаимодействии бизнеса и общества в целом: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов.
  • При взаимодействии между покупателями и продавцами, поставщиками, подрядчиками. Проблема взяток и дорогих подарков. [8]

Проблема формирования и утверждения этики в бизнесе является объектом изучения ряда наук: социальной философии, политологии, культурологии, где каждая из них исследует различные аспекты этого сложного процесса. Существуют три основных подхода к пониманию этики бизнеса.

Первый подход (традиционный) заключается в удовлетворении потребностей своих собственников, где менеджеры являются наемным персоналом и их главная задача — это ведение бизнеса в соответствии с желаниями собственника. Бизнес должен придерживаться правил игры, участвовать в открытой конкурентной борьбе и не прибегать к обману и мошенничеству для увеличения. Результатом такой политики является увеличение прибыли и лояльность клиентов.

Второй подход (этический) заключается в признании того, что у организации есть определенные этические обязательства перед группами заинтересованных лиц. К ним относятся учредители, менеджеры, клиенты, поставщики, кредиторы и другие лица. Данные группы лиц могут существенно влиять на достижение целей компании, поэтому высшему уровню менеджмента необходимо соотносить экономические цели и стратегии с этическими и социальными нормами.

Третий подход (социально-этический) заключается в том, что высшее руководство отвечает за сбалансированное следование общим интересам компании и интересам заинтересованным лицам. Согласно данному подходу, организациям необходимо направлять определенную часть прибыли на ее совершенствование. [3]

6 стр., 2648 слов

Корпорация как форма организации бизнеса

... компаний. Бум финансовых спекуляций, что вызвало Законодательное вмешательство в деятельность корпораций Государственный монополистический этап Начало XX в. - 50-е гг. ХХ в. Корпоративная форма организации бизнеса ... судебной власти и бизнес-этики, слияний и поглощений, ... корпорации в ВВП России даже выше, так как для малого и среднего бизнеса не достаточно развит. Современная модель корпорации ...

Таким образом, этика бизнеса является важным инструментом анализа и решения проблем, связанные с деятельностью фирмы. Она включает в себя нормы делового этикета, профессиональную мораль, нормы и образцы поведения. В рамках корпоративной культуры этика бизнеса воплощается в системе ценностей и моральных кодексов поведения.

  1. Стратегия реализации этики бизнеса

В каждой компании имеется определенная система общепризнанных нравственных процедур (норм, ценностей, знаний), обязательных для всех работников. Ядро корпоративной этики формируется основателями организации и непосредственно связано с их жизненным опытом и мировоззрением. Развитие организации зависит от качественно разработанной стратегии, которая должна опираться на этические принципы. Компании используют различные подходы к реализации стратегии этики. Выбор подхода к этике в организации зависит, в частности, от целей управления. Любая компания, которая выстраивает свои цели, основываясь на этике, должна учитывать

  • Избегать любого поведения, которое противоречит правовым и нравственным принципам, нарушает политику компании и негативно влияет на его интересы.
  • Формировать репутацию, вытекающую из этического поведения компании для заинтересованных лиц, тем самым обеспечивая лояльность клиентов.
  • Создать корпоративную культуру, в которой каждый сотрудник и менеджер будет следовать определенному набору этических и социальных ценностей, к которым компания твердо привержена. [4]

На основе данных целей, компания может реализовывать корпоративные стратегии с учетом этики бизнеса. Существуют определенные подходы для реализации корпоративной стратегии этики на основе стоимости организации:

  • управляющий на соответствие;
  • управление связями с заинтересованными лицами;
  • создание ценностей организации.
  1. Управление, ориентированное на соответствие.

Организации видят тот огромный ущерб, который может быть причинен, если корпоративная репутация начинает приобретать отрицательный характер из-за случаев незаконного или неэтичного поведения. Для предотвращения таких случаев, организация устанавливает программу для обеспечения соблюдения законов и этических норм со стороны общественности и заинтересованных сторон. Такие программы включают в себя запрет на конфликт интересов, кража имущества компании и разглашение коммерческой тайны.

Основная цель данного подхода заключается в предотвращении правонарушений и скандалов.

Стандарты для оценки поведения включают в себя законы, постановления и права корпорации.

Сильные стороны подхода включают в себя четкие стандарты и четкую систему наказаний за нарушения.

10 стр., 4883 слов

Психология и этика коммерческой деятельности

... познать, что следует делать и от чего следует воз­держаться». Различаются понятия: Этика (греч. ethos - обычай, характер) как система нрав­ственных норм поведения человека или какой-либо ... времени коммерсанта приходит­ся на проведение деловых переговоров и деловую переписку в отношении различных коммерческих сделок. Мировой и отечественный опыт накопили большое количество различных рекомендаций в ...

Недостаток подхода заключается в том, что для расширения прав и возможностей, решаются слишком мало вопросов.

Для реализации данного подхода, необходимо выполнить следующие действия:

  • принять кодекс этики, который устанавливает определенные правила поведения;
  • определить ответственных лиц на высшем уровне руководства за соблюдение корпоративной этики;
  • все сотрудники компании должны соответствовать стандартам этики;
  • установить четкие каналы коммуникации;
  • обеспечить контроль соблюдения стандартов поведения;
  • периодические представлять отчеты высшему руководству и Совету директоров.
  1. Управление связями с заинтересованными сторонами.

Организации становятся все более изощренными, когда видят долгосрочную выгоду от поддержания хороших отношений с ключевыми заинтересованными сторонами. Личный интерес управляет организацией для мониторинга своей репутации среди этих субъектов и инициирует программы по решению этических проблем.

Основная цель подхода заключается в создании ценностей путем удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон.

Стандарты для оценки поведения являются требования и ожидания заинтересованных сторон.

Сильные стороны подхода включают оправдание ожиданий заинтересованных лиц.

Слабые стороны подхода включают изменчивость мнений заинтересованных сторон со временем и местом, вероятность того, что некоторые ожидания не могут быть удовлетворены, отсутствие информации по многим вопросам.

Для реализации данного подхода необходимо:

  • определить заинтересованных сторон компании;
  • оценить отношения и мнения заинтересованных групп;
  • разработать специальные программы, которые направлены на решение проблем заинтересованных лиц;
  • аудит эффективности данных программ.

3. Управление, основанное на ценности организации.

Многим организациям было трудно управлять в соответствии с ожиданиями заинтересованных сторон, не создавая подлинные изменения в корпоративной культуре. Исходя из своих ошибок, компании начали создавать корпоративные ценности и вкладывать все свои усилия по их внедрению. Пользователи считают, что данный подход эффективен при принятии стратегических решений, даже если выплаты осуществляются не в срок.