Список литературы
Ведение
Для нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики: организация денежного обращения, сбор налогов и т.д. На сегодняшний день любая развитая рыночная экономика является экономикой смешанной уже в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве.
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Разногласия же возникают по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства. Тут мнения разделяются от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть экономика только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства.
экономика рыночный государство вмешательство
1. Причины вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночная система формировалась на протяжении нескольких тыс. лет в результате посте?енного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.
Экономике » Роль государства в экономике»
... государственной политики: классическая модель политики регулирующая командная Роль государства в экономике зависит от типа экономической системы: Традиционная система Командная система Рыночная система Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в ... благосостояния народа. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно ...
Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан.
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Конечно же, рыночный механизм не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. В связи с этим регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).
Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путём запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.
Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров).
Основная задача состоит — в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.
Проблемы эффективности производства в условиях рыночной экономики
... в процессе управления предприятиями (объединениями), отраслями и комплексными целевыми программами развития экономики. Современная Россия активно развивает рыночные отношения. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемирное повышение эффективности производства. ...
Существуют и требуют государственного вмешательства и иные проблемы, которые рынок также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно в связи с этим нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.
2. Экономические функции государства
На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.
Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.
Отношение государства, общества к проблемам монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением. С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.
Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику. Можно выделить три направления антимонопольной политики. Во-первых, борьба с монополизацией. Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм. В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах. К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
Формы проявления и источник рыночной власти фирмы
... исследование К. Марксом избыточной прибавочной стоимости и формы ее проявления - сверхприбыли, а также дифференциальной и монопольной ренты. Непосредственно проблемой рыночной власти фирм ... объекты рыночной власти. Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так ...
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга.
4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;
6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
3. Функции государства в рыночной экономике
Рыночная система — это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Фиаско рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обес?ечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
1) монополия;
2) несовершенная информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды ?енсий и пособий малообес?еченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.
Стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определённые ограничения. Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым адми???трированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т.д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. В связи с этим государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил.
Контрольная работа: Государственный служащий в системе государственной службы
... каждого государственного служащего и всего их контингента. Вторым признаком государственной службы является оплата труда государственных служащих: он оплачивается государством, притом, как правило, из государственного бюджета. Наконец, отметим и ту особенность государственной службы, что организация государственной службы и деятельность государственных служащих регулируется государственными ...
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1. При прочих ранних условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыли).
2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в ?ериод общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Итак, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
- ·минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- ·создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
- ·обес?ечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
4. Функция государства в распределительной экономике
В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной формой собственности — государственной, а ответ на основной экономический вопрос — строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.
Государственная служба
... государственной службы и т.д. Следует обратить внимание на то, что формула «обеспечение исполнения полномочий» (Российской Федерации, т.е. государства, федеральных государственных органов, субъектов Федерации и их государственных органов) обозначает конкретное содержание самой государственной службы ...
Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Заключение
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
Список литературы
а) основная:
1. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В.И. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РАГС, 2005. — 834 с.
2. Борисов Е.Ф., Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, Велби, 2009
3. Салихов Б.В. Экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп — М.: «Дашков и К», 2009
4. Макаревич А.В. Роль государства в современной рыночной экономике. — В сб.: Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. — М., 2007 г. — 0,5 п.л.
5. Гражданское право : учебник. в 3 т. Т.2 / В.В. Безбах [и др.] ; под ред. В.П. Мозолина .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2015 .— 968 с. — ISBN 978-5-392-16288-8.
6. Павлов, П.В. Правовое обеспечение экономики: Учебное пособие / П.В. Павлов.— М: Магистр: Инфра-М, 2010 .— 384 с. — ISBN 978-5- 9776-0104-7.
7. 24. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. — М. — 1997. — № 6.
Бюджетная политика в унитарных государствах
... бюджетная система унитарного государства, ее структура, взаимосвязь с экономическими и социальными процессами, происходящими в стране. Предмет исследования - процесс формирования и развития бюджетной политики. ... бюджетной политики. Структура работы ... экономики. ... государства. Материально-вещественная форма бюджетных отношений - централизованные фонды государства, которые также получили название ...
б) дополнительная:
8. Белоусова О.М.; Бедринцев А.К.; Дадашев А.З.; Звягинцев П.С. Совершенствование институциональных и финансовых механизмов формирования и реализации инвестиционной политики государства: Монография — М.: Финуниверситет, 2013. — 248 с.
9. Овчинников, А.А. Инвестиционное право: Учебное пособие / А.А. Овчинников; Финуниверситет, Каф. гражданского и арбитражного процесса. — М.: Финуниверситет, 2013 — 178 с.
10. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право . — 2015. — № 3. — С. 16-22
Интернет ресурсы:
1.www.scopus.com. Полнотекстовая база данных. Рефераты, статьи.
2. www.garant.ru справочная правовая система Гарант
3. www.iip.ru Аналитические материалы. Бюджетная и налоговая политика