Методологические проблемы экономики как науки

Преобразования в постсоциалистических странах, трудности реформ в России и странах Латинской Америки ставят на повестку дня необходимость нового осмысления хозяйственной реальности.

На поверку оказывается, что экономическая наука не во всех случаях может предложить объяснение новых процессов и вариантов экономической политики.

Это прежде всего связано с методологическими особенностями самой экономической науки. Как известно, цель экономической деятельности – удовлетворение практически безграничных потребностей людей с помощью имеющихся у них ограниченных ресурсов – труда, природных богатств, технического оснащения. Именно поэтому, согласно французскому экономисту М. Алле (1911–2010), экономическая наука признается как наука об эффективности и наука политическая. Однако такое определение экономической науки, восходящее к эссе английского экономиста Л. Роббинса (1898–1984) о ее природе и значении, не позволяет учесть институциональные, социологические, политические аспекты экономики.

Можно выделить три крупных этапа в развитии экономической мысли.

  • 1. Стадия предшественников (1776 г. – вторая половина XIX в.).

  • 2. Маржиналистская революция (вторая половина XIX в. – 1940-е гг.).

    Австрийская школа, Лозаннская школа, американский маржинализм.

  • 3. Эконометрическая революция (1950 г. – настоящее время).

    Становится возможным анализ фактов, статистическая проверка, сопоставление теорий с данными наблюдений, компьютерное моделирование социальных явлений.

Сегодня экономический анализ представляет собой науку в силу следующих причин (в чем можно согласиться с М. Алле).

  • 1. Экономисты в состоянии создавать теории, чья логическая стройность проверяется логикой и математикой.
  • 2. Все более доступна фактическая сторона экономических явлений – всесторонняя информация и информированность многих субъектов.
  • 3. Компьютерная революция и глобализация делают экономические проблемы значимыми для каждого субъекта, точность экономических дисциплин.
  • 4. Благодаря используемым теориям в экономике устанавливаются новые закономерности.

Экономическая наука может базироваться на методе, включающем положения, когда:

    • сформулированы исходные гипотезы;
    • выведены из них следствия;
    • сопоставлены следствия и результаты наблюдений;
    • принята теория или отклонена в зависимости от того, согласуются ли результаты с фактами.

    Экономика (по сравнению с физикой, химией, биологией) относительно молодая наука. Именно поэтому так остры для нее методологические проблемы.

    3 стр., 1111 слов

    Эссе центральная экономическая проблема заключается в обеспечении

    ... тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский) 29.2. Экономика «Центральная экономическая проблема заключается в обеспечении такого сотрудничества между ... исправление». (А.Н. Радищев) 8 29.1. Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес) 29.2. Экономика ... закон свободным». (Г. Торо) 9 29.1. Философия «Наука - это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре) 29.2. Экономика ...

    Экономика ставит своей целью описывать, объяснять, предвидеть (прогнозировать) факты, а также направлять наши действия в определенном направлении.

    В силу этого распространены модели четырех типов:

      • описательные;
      • объяснительные;
      • прогностические;
      • модели принятия решений (выявляют меры для получения нового результата).

      Как уже отмечалось выше, можно заключить, что методологические проблемы экономики разворачиваются вокруг трех краеугольных пунктов научного познания:

        • предмета экономической науки;
        • метода экономической науки;

        Причем, согласно [2], можно выделить два условия прогресса экономической науки:

        • 1) необходимость синтеза, стремление к объективности;
        • 2) безоговорочное подчинение урокам опыта.

        Современная экономическая наука становится все более

        релятивной; диверсифицированной; плюралистичной.

        Существует множество теорий и представлений в рамках следующего направления экономического анализа:

          • описание институтов и институциональных изменений, клиометрия;
          • теории цен, риска, денег, международного обмена организаций, развития;
          • анализ конъюнктуры, экономическая генетика.

          Очевидно, что замкнувшись в рамках одного из направлений уже трудно достигнуть ощутимых позитивных результатов. Следовательно, необходимы синтез знаний, работа на стыке разных направлений экономического анализа. Экономика, оставаясь частью обширного целого социальных наук, обусловливает политические решения и всегда обращается в область социологии, психологии, права, политологии, истории.

          Предмет экономической науки фиксирует ее место в системе социальных наук и ее отличиеот смежных наук. Расширение предметных областей экономической науки получило название «экономический империализм».

          Метод экономической пауки

          Вопрос о методе – это вопрос о соотношении фактов и теории, эмпиризма и рационализма.

          Верификация экономического знания

          В целях верификации знания было разработано несколько подходов (рис. 1.2).

          Эконометрическая революция в экономической науке обеспечила преобладание методологических норм неопозитивизма, включающих научность, логическую строгость, соответствие опыту, правила перевода на язык практики.

          9 стр., 4278 слов

          Микроэкономика в системе экономических знаний

          ... и роли микроэкономики в системе экономических знаний., Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи: исследовать объект и предмет микроэкономики; рассмотреть методы и функции микроэкономики; изучить роль микроэкономики в системе экономических знаний. Раздел 1. Микроэкономика в системе экономических знаний. Экономическая наука возникла в результате ...

          Методологические проблемы экономической науки

          Методологические проблемы экономической науки, М. Фридмена, К. Поппер

          Р. Кун ослабил влияние неопозитивистского риторизма в трактовке научного знания. Он ввел понятие «научная парадигма» – системы ориентиров (знаний, навыков, норм поведения), принятой в научном сообществе (рис. 1.3).

          Знание надиндивидуально, отделено от субъективного начала. В науке есть периоды революций – разрушения старой парадигмы.

          И. Лакатос, М. МакКлоски

          Научная парадигма Куна

          Научная парадигма Куна

          Научно-исследовательская программа Лакатоса

          Научно-исследовательская программа Лакатоса

          Система

          Система «фильтров» постмодернистов, Экономическое

          Позиции Фридмена, Поппера, Куна, Лакатоса, МакКлоски слабо влияют на модели, распространенные в экономической науке и оправдывающие ее существование. Следовательно, считая позиции Лакатоса и МакКлоски отражающими действительное состояние, необходимо видеть предназначение экономической науки в разработке передаточных механизмов экономической политики.