Методические материалы
для уроков экономики (экономической теории) в 10-11 классах
по подготовке обучающихся к написанию эссе
на Едином государственном экзамене по обществознанию.
Автор: Отрокова Ольга Ивановна
учитель экономики
МБОУ школы №121
Канавинского района г. Нижнего Новгорода
2015г.
Единый государственный экзамен по обществознанию содержит комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. В заданиях части 3 работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Альтернативное задание С9, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения (эссе) по одной из пяти предлагаемых тем, как правило, вызывает наибольшие затруднения. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, ученых-обществоведов. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса, одной из которых является экономика.
Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, формулировать собственное отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на различных уровнях, подготавливать творческую работу. Как показывают диагностические работы, проведенные в 2012-2013гг в 10-х классах, подобные умения у старшеклассников к третьей ступени обучения еще не сформированы. В связи с этим возникает необходимость их развития на протяжении двух лет обучения в старшей школе.
Обучение навыкам создания эссе – процесс длительный и кропотливый. Он требует как понимания обучающимися требований, предъявляемых к данному заданию, так и направленной отработки каждого элемента мини-сочинения. Поэтому целесообразно на протяжении всего обществоведческого курса (в частности – курса экономики) в 10-11 классах включать задания по написанию эссе при изучении различных тем учебного плана. Это поможет сформировать навыки четкого теоретического обоснования позиции, сориентирует в содержании приведенного суждения, позволит создать обучающемуся базу для качественной фактической аргументации в ходе изучения экономической теории.
Ниже приведены критерии оценивания эссе и варианты высказываний в соответствии с изучаемым разделом и темой курса.
По обществознанию для 10 класса экономика
... товаров народного потребления, появлению «чёрного рынка», спекуляции. Анализируя нынешнее состояние экономики, можно сказать, что и в последние два десятилетия государство неправильно, неразумно, ... Название:, Номинация:, Автор: Коновальцева Татьяна Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Место работы: МБОУ ВСОШ № 9 им. В.И. Сагайды Месторасположение: х. Войнов, Егорлыкский ...
Критерии оценивания ответа на задание С9:
1.Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании — 1балл
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании — 0 баллов – и работа далее не проверяется, (т.е. 0 баллов за всё задание)
2.Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к
снижению оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы – 2 балла
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения – 1 балл
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов
3.Качество фактической аргументации
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения – 2 балла
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведён(-ы) пример(-ы) из источников одного типа – 1 балл
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов
Максимальный балл — 5
Высказывания для эссе по разделам/темам курса профильного обучения экономической теории в 10-11 классах. |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ |
Экономика: наука и хозяйство. |
Альтернативная стоимость. |
«Экономика есть искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограничений». (Л. Питерс) «Менее всего экономика может создать нового человека, экономика относится к средствам, а не к целям жизни. И когда ее делают целью жизни, происходит деградация человека». (Н.А. Бердяев) «Экономика состоит не в сбережении, а в отборе». (Э. Берк) «Экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов»(Г. Саймон).
«Редкость вещей повышает их стоимость» (Сенека) |
История развития экономики и экономической теории. |
«Не уставай получать пользу, принося ее». (Марк Аврелий) «Труд был первой ценой, первоначальными деньгами, которые платили за все предметы». ( А. Смит) «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать» (У. Петти).
|
Собственность и ее роль в хозяйственной деятельности. |
«Беда стране, которая не воспитала в населении чувства законности и собственности, а, напротив, насаждала разного рода коллективное владение» ( С.Ю. Витте) «Частная собственность просто еще одно обличье демократии. Она означает, что каждый должен иметь нечто такое, что он мог бы творить по своему образу и подобию»(Г. Честертон) «Корпорация – хитроумное изобретение для получения личной прибыли без личной ответственности». (А. Бирс) |