Налогообложение заработной платы

13%

  • электромонтер по эксплуатации распределительных сетей;
  • ээлектромонтер по испытаниям и измерениям;
  • электромонтер по ремонту аппаратуры РЗиАИ , по ремонту ВЛ 35кв и выше;
  • электромонтер СДТУ;
  • водители а/машин, трактористы, закрепленные за бригадами приказом г предприятию и постоянно работающие с этими бригадами;
  • рабочие строительной бригады, занятые на ремонте зданий и сооружений производственного и бытового назначения.

Должности руководителей , специалистов:

  • нначальник производственной службы;
  • нначальник района электрических сетей.

Кроме доплат и надбавок работникам выплачиваются единовременные пособия при расторжении договора с работником, достигшим пенсионного возврата либо получившим инвалидность 1, 2 группы в зависимости от непрерывного стажа работы в отрасли:

  • о 3 до 5 лет – 0,5 от среднемесячной заработной платы;
  • от 5 до 10 лет – 1,0 от среднемесячной заработной платы;
  • от 10 до 15 лет – 1,5 от среднемесячной заработной платы;
  • от 15 до 20 лет – 2,0 от среднемесячной заработной платы;
  • свыше 20 лет – 2,5 от среднемесячной заработной платы.

Работникам предприятия выделяются помимо установленных действующим законодательством суммы:

  • при рождении первого ребенка – 15 МРОТ, второго – 24 МРОТ, третьего – 30 МРОТ;
  • при регистрации первого брака – 10 МРОТ;
  • на похороны близкого родственника – 10 МРОТ.

Существует система премирования работников, в связи с юбилеем за добросовестный труд и в зависимости от непрерывного стажа работы в энергетике. Сумма этой премии зависит от размера оклада (тарифной ставки).

В таблице 4 представлены размеры премии.

Таблица 4 – Размеры премий работников, выплачиваемых в связи с юбилеем

Стаж работы

50 лет

55 лет

60 лет

от 3 до 5

0.3

0,5

0,5

от 5 до 10

0,5

0.6

0,6

от 10 до 15

0,6

0,8

0,8

свыше 15 лет

0,8

1,0

1,0

При увольнении работника, в связи с призывом на срочную службу в армию предприятие выплачивает материальную помощь в размере – 5 МРОТ. В размере должностного оклада (ставки) предприятие выплачивает при непрерывном стаже работы 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам (приложение Е).

Выплата заработной платы производится два раза в месяц, в следующем за расчетным месяцем по ведомости: с 18 по 26 и аванс 28 числа.

2.2 Учет и налогообложение заработной платы налогом на доходы физических лиц

Удержания из заработной платы работников могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. Их можно разделить на две группы:

  • обязательные удержания;
  • удержания по инициативе администрации организации.

К обязательным удержаниям относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • удержания по исполнительным листам;
  • удержания по надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц (приложение Ж).

К удержаниям по инициативе администрации относятся:

  • суммы ранее выданных авансов;
  • суммы возмещения материального ущерба;
  • удержания в счет погашения полученной работником ссуды;
  • за товары купленные в кредит и другие удержания.

Рассмотрим порядок удержаний из заработной платы налога на доходы физических лиц. В соответствии с НК РФ плательщиками налога с доходов физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации и не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Расчеты с бюджетом по налогам и сборам ведется на пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», на субсчете «Налог на доходы физических лиц». По кредиту этого счета отражается удержание налога на доходы физических лиц, а по дебету перечисление в бюджет.

В январе 2006 года работник ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» Гордеев А.А. подал в бухгалтерию заявление, в котором указал, что он имеет право на стандартный вычет в размере 400 руб. в месяц. Ежемесячно Гордееву А.А. начисляется заработная плата по следующим основаниям:

  • оплата по окладу – 1302,09 руб.;
  • надбавка за передвижной характер работы – 24,41 руб.;
  • премия по положению – 651,05 руб.;
  • оплата 50% за электроэнергию.

Итого начислено 2110,55 руб.

Налог на доходы физических лиц составит:

(2110,55 руб. – 400 руб.) х 13% = 222 руб.

В июне доход Гордеева А.А. превысит 20000 руб. Поэтому бухгалтер ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» удерживает из зарплаты работника налог на доходы физических лиц, исчисленный без учета стандартного вычета.

В бухгалтерском учете на сумму начисленного налога удержанного из заработной платы необходимо сделать корреспонденцию счетов:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» -222 руб.

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на доходы физических лиц» — 222 руб.

Работники меняют место работы, когда их вынуждают к этому обстоятельства. Это может произойти и в середине, и в конце года. Для этого от него нужно потребовать Справку о доходах, полученных на предыдущем месте работы (форма № 2-НДФЛ).

Этот документ работнику обязаны выдать в бухгалтерии той организации, из которой он уволился.

Выше говорилось о тех стандартных вычетах, один из которых может получить каждый налогоплательщик. Но есть еще один «особый» дополнительный вычет. На него могут претендовать лишь те люди, у которых есть дети. Но лишь при условии, что они своевременно платят алименты, для чего они обязаны предоставить в бухгалтерию справку.

Рассмотрим следующую ситуацию. Сотрудница ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» Мироненко И.Л. подала документы на стандартные вычеты и имеет двух несовершеннолетних детей. Заработная плата за июнь 2006г. составила;

  • оплата по окладу – 2706,00 руб.;
  • разовая премия к отпуску – 2706,00 руб.;
  • оплата дополнительных выходных дней (1 день) за отсутствие больничных листов – 174,86 руб.;
  • ежемесячная премия по положению – 1353,00 руб.;
  • оплата 50% за электроэнергию – 151,00 руб.;
  • отпускные (аванс) – 4895,98 руб.

Итого начислено за месяц 11986,84 руб.

Заработная плата нарастающим итогом составила 33150,92 руб. В данном случае стандартный вычет в размере 400 руб. не предоставляется. Стандартный вычет на детей составит 1200 руб.

Налог на доходы физических лиц составит 1403 руб.

В бухгалтерском учете на сумму начисленного налога удержанного из заработной платы необходимо сделать корреспонденцию счетов:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 1403 руб.

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на доходы физических лиц» — 1403 руб.

Необходимо обратить внимание, что вычет на детей уменьшает налоговую базу лишь до того месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 40 000 рублей.

На данном предприятии нет работников, которые имели бы право получить налоговые вычеты в размере 3000 рублей, 500 рублей. Поэтому рассмотрим данную ситуацию на условных примерах.

Работник организации, инвалид из числа военнослужащих III группы вследствие ранения, полученного при защите Российской Федерации, ежемесячно получает заработную плату в сумме 6000 руб. Работником представлено заявление на стандартный вычет, предусмотренный в размере 3000 руб.

При определении налоговой базы доход работника ежемесячно уменьшается на 3000 руб. с января по декабрь включительно.

Общая сумма стандартного вычета, предоставленного за год, составит 36000 руб. (3000 руб. х 12 мес.).

Налогооблагаемая база нарастающим итогом за год составит 36000 руб. (6000 руб. х 12 мес.) – (3000 руб. х 12 мес.)

При этом в бухгалтерском учете на начисленную сумму НДФЛ делается корреспонденция счетов:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на доходы физических лиц».

Рассмотрим следующий пример. Работнику, являющемуся инвалидом с детства, работодателем ежемесячно предоставляется стандартный налоговый вычет в сумме 500 рублей.

Ежемесячно работнику начисляется заработок в сумме 3000 рублей.

У работника имеется один ребенок в возрасте до 18 лет. Предоставление стандартного вычета на ребенка, производится в течении года

Стандартный вычет в размере 500 руб. предоставляется с января по декабрь независимо от суммы дохода, исчисленного нарастающим итогом с начала налогового периода, облагаемого налогом по ставке 13%.

При этом в бухгалтерском учете на начисленную сумму НДФЛ делается корреспонденция счетов:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на доходы физических лиц».

ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» материально поощряет неработающих пенсионеров, проработавших до выхода на пенсию в обществе не менее 10 лет и достигших 60, 65, 70 и далее через 5 лет, в размере 5 МРОТ. Ежемесячно производит выплату в размере 1 МРОТ неработающим пенсионерам, имеющим звание «Почетный энергетик» ОАО «Ульяновскэнерго».

Льготы и компенсации предоставляются на основании письменного заявления пенсионера. Данные выплаты включаются в доход и облагаются налогом на доходы физических лиц на общем основании.

Социальные вычеты могут быть предоставлены только налоговым органом и только по окончании налогового периода. Для их получения по окончании налогового периода налогоплательщик должен подать налоговую декларацию, приложив к ней заявление и необходимые документы, подтверждающие право на данный вычет.

Помимо стандартных и социальных налоговых вычетов налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.

Имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода или по месту работы.

Кроме вышеуказанных налоговых вычетов, Налоговый Кодекс предусматривает профессиональные вычеты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели и другие лица, занимающиеся частной практикой, а также налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, имеют право на вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, выполнением работ (оказанием услуг);

— налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий изобретений и промышленных образцов, могут получить вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Профессиональным вычетам посвящена статья 221 Налогового кодекса РФ. Налоговые агенты (российские организации, предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций) могут предоставлять профессиональные вычеты только тем физическим лицам, которые:

  • выполняли для них работы (оказывали услуги) по договорам гражданско-правового характера;
  • получали от них авторские вознаграждения.

В каждом случае вычет равен сумме расходов, которые понес налогоплательщик. Эти расходы ему надо подтвердить документами (чеками, квитанциями и т. п.).

Корреспонденция счетов по учету налога на доходы физических лиц представлена в таблице 5.

Таблица 5- Корреспонденция счетов по учету НДФЛ за июнь 2006г.

Наименование хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Налоговым агентом удержан с дохода работника, относящегося к заработной плате, налог на доходы физических лиц

70

68.1

Налоговым агентом удержан налог с дохода налогоплательщика в виде дивидендов или процентов от долевого участия в деятельности организации

70 (75-2)

68.1

Налоговым агентом удержан налог с дохода налогоплательщика, полученного по договору гражданско-правового характера.

70

68.1

Налоговым агентом удержан налог с дохода, полученного налогоплательщиком, в виде материальной выгоды от экономии на процентах по представленным налогоплательщику заемным средствам

70

68.1

Налоговым агентом перечислена в бюджет сумма задолженности налогоплательщика по налогу

68.1

51

Особое внимание необходимо обратить на налогообложение материальной помощи. Материальная помощь облагается налогом на доходы в зависимости от причины ее оказания и от ее размера.

Не облагается налогом помощь оказанная:

  • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
  • в связи со смертью члена семьи работника или работника;
  • в связи с террористическим актом.

Не облагается налогом материальная помощь в пределах 4000 руб. в год, выданная:

  • работникам по другим основаниям;
  • бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию.

Рассмотрим на примере налогообложение материальной помощи. Работник ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» Ивашкин А.П. написал заявление с просьбой оказать ему материальную помощь в связи с тяжелым материальным положением. Оклад Ивашкина А.П. составляет 5650,00 руб. По приказу руководителя работнику начислена материальная помощь 5000,00 руб. В соответствии с решением учредителей ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» материальная помощь работникам фирмы выплачивается за счет нераспределенной прибыли.

Налог на доходы физических лиц с суммы материальной помощи составит:

(5000 руб. – 4000 руб.) х 13 % =130,00 руб.

Бухгалтер ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» сделает следующие записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» — 5000,00 руб.

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 5000,00 руб.

На сумму НДФЛ:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 130,00 руб.

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на доходы физических лиц» — 130,00 руб.

По ставке 9% удерживается сумма начисленных дивидендов акционерам ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети».

Рассмотри на примере налогообложение дивидендов. На общем собрании учредителей прибыль за год было распределить между акционерами. Работнику Ларионову В.А. были начислены дивиденды по итогам года в размере 15000,00 руб. Сумма налога на доходы физических лиц составила:

15000,00 руб. х 9% = 1350,00 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» — 15000,00 руб.

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 15000,00 руб.

На сумму НДФЛ:

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 1350,00 руб.

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на доходы физических лиц» — 1350,00 руб.

При выплате дивидендов сотрудника, не являющимся работниками ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» используется счет 75 «Расчеты с учредителями».

На ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» информация для исчисления налоговой базы по налогу с доходов физических лиц формируется на основе данных бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению. Исчисление налога осуществляется в карточке формы N 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц».

Суммы начисленных работнику выплат ежемесячно отражаются в «Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц» (далее — налоговая карточка) в разделе 3. В этом разделе производится расчет налоговой базы и налога на доходы физического лица по всем налогооблагаемым доходам, полученным от данного налогового агента, кроме дивидендов и доходов, облагаемых по другой ставке.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. С целью разграничения доходов в налоговой карточке каждому виду доходов присваивается код. Заработная плата относится к доходам, облагаемым по ставке 13%.

Дата фактического получения дохода определяется как день:

  • выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, при получении доходов в денежной форме;
  • передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме.

При определении налоговой базы из общей суммы доходов исключаются доходы, освобожденные от налогообложения, а также сумма налоговых вычетов, полагающихся налогоплательщику.

Налоговые вычеты можно разделить на два вида: вычеты, предоставляемые налогоплательщику в течение отчетного (налогового) периода, и вычеты, предоставляемые в конце года.

Исчисление сумм налога производится в бухгалтерии нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Исчисленная сумма налога отражается в налоговой карточке. На основании данных налоговой карточки производится бухгалтерская запись:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» на сумму НДФЛ.

В налоговой карточке, кроме исчисленной суммы НДФЛ, отражаются суммы налога, удержанные из фактически выплаченных налогоплательщику доходов. Соответствующая строка заполняется нарастающим итогом с начала года.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты, причитающейся налогоплательщику. Если сумма налога, исчисленная налогоплательщику, превышает сумму удержанного налога, такая разница указывается в строке «Долг по налогу за налогоплательщиком». Если сумма налога, удержанная у налогоплательщика, превышает сумму исчисленного налога, сумма разницы указывается в строке «Долг по налогу за налоговым агентом».

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Доход выплачивается фирмой в денежной форме за счет выручки, перечисление суммы исчисленного и удержанного налога производится не позднее даты, следующей за днем фактической выплаты налогоплательщику дохода.

Перечисление в бюджет налога, исчисленного и удержанного с других выплат в виде оплаты труда (отпускных, выплат уволенным работникам), также производится не позднее дня фактического получения денежных средств на выплату дохода по итогам истекшего месяца, в котором были начислены и выплачены такие доходы.

Сальдо по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» в части начисленной, но не уплаченной суммы НДФЛ отражается в бухгалтерском балансе в группе статей «Кредиторская задолженность».

Справка о доходах физического лица представляется ежегодно в налоговый орган по месту учета не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом ФНС России. В справке отражаются сведения о доходах, выплаченных налоговым агентом-источником дохода физическому лицу, суммах вычетов, суммах исчисленного и удержанного налога этим источником выплаты, а также сведения о налоговой базе для исчисления единого социального налога (взноса) и исчисленных суммах единого социального налога (взноса).

По просьбе работника организация обязана представить ему справку о доходах по форме N 2-НДФЛ. Справка служит основанием для заполнения налоговой декларации.

2.3 Порядок исчисления и учет расчетов по социальному страхованию

Доходы работников, начисленные по трудовым и гражданско-праовым договорам, облагают единым социальным налогом (ЕСН).

По трудовым и гражданско-правовым договорам доход можно получить в виде:

  • зарплаты;
  • надбавок и доплат;
  • премий и вознаграждений;
  • оплаты предприятием за своего работника или членов его семьи товаров (работ, услуг).

ЕСН платят:

  • в федеральный бюджет;
  • в Фонд социального
  • в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Единый социальный налог, зачисляемый в Соцстрах, уменьшают на расходы по социальному страхованию (оплата больничных листов, пособий на детей, выплаты на погребение и т.д.).

Кроме того, налог в Фонд социального страхования не начисляется на любые вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.

Единый социальный налог учитывается на пассивном счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К нему открываются субсчета:

  • 69.1 «Расчеты по социальному страхованию»;
  • 69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
  • 69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

В ФСС зачисляется не только единый социальный налог, но и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Для этого используются субсчета:

  • 69.1.1 «Расчеты с ФСС по социальному страхованию»;
  • 69.1.2 «Расчеты с ФСС по взносам на страхование о несчастных случаев на производстве и профзаболеваний».

Законом предусмотрен ряд случаев, когда выплаты сотруднику производятся из средств Фонда социального страхования. За счет Фонда социального страхования оплачивают:

  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей;
  • пособия работникам, потерявшим трудоспособность в результате несчастного случая.

Пособия по временной нетрудоспособности являются особым видом оплаты отработанного времени. Размеры пособий по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств государственного социального страхования.

Основанием для выплаты служит листок нетрудоспособности (больничный лист), выданный лечебным учреждением. При поступлении листка нетрудоспособности необходимо проверить правильность его оформления. К оплате принимаются листки нетрудоспособности установленного в Российской Федерации образца. Все записи в листке нетрудоспособности производятся разборчиво синими, фиолетовыми или черными чернилами. Лицевая сторона листка нетрудоспособности заполняется лечащим врачом. В листке нетрудоспособности указывается название лечебного учреждения или проставляется его соответствующий штамп. Полностью записывается фамилия, имя, отчество больного, возраст и место работы. В зависимости от того, выдается листок нетрудоспособности впервые или он является продолжением предыдущего, подчеркивается слово «первичный» или «продолжение».

По первичным листкам нетрудоспособности определяется случай временной нетрудоспособности и число дней временной нетрудоспособности. Единоличная выдача врачом листка нетрудоспособности разрешается сроком до 30 дней, дальнейшее продление листка нетрудоспособности разрешается по решению клинико-экспертной комиссии. Поправки и исправления в листке нетрудоспособности допускаются в исключительных случаях.

При этом неправильная запись аккуратно зачеркивается, вносится содержание исправления, пишется «исправленному верить», заверяется подписью врача и печатью учреждения. Дата выдачи листка нетрудоспособности при амбулаторном лечении и дата освобождения заболевшего от работы, как правило, совпадают. Печати на бланке листка нетрудоспособности, как правило, две. Оборотная сторона листка нетрудоспособности заполняется администрацией организации.

Больничные листки как оплаченные, так и не подлежащие оплате, хранятся в бухгалтерии организации наравне с денежными документами, причем больничные листки хранятся отдельно от всех других расходных документов(приложение К).

Размер пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от непрерывного стажа работы оплачивается следующем соотношением, представленным в таблице 6.

Таблица 6 – Размер пособия по временной нетрудоспособности

Непрерывный трудовой стаж

Размер пособия по временной нетрудоспособности

До 5 лет

60% заработка

От 5 до 8 лет

80% заработка

Свыше 8 лет

100% заработка

В фактическом заработке, из которого исчисляются пособия, учитываются все виды заработной платы, на которые по действующим правилам начисляются взносы на социальное страхование.

В заработок также включаются:

  • доплаты за совмещение профессий;
  • расширение зон обслуживания или увеличения объема работ;
  • доплата за руководство бригадой.

Исключения составляют следующие виды заработка:

  • заработная плата за работу, произведенную в сверхурочное время;
  • оплата за работу по совместительству, как на другом предприятии, так и по месту основной работы;
  • выплаты единовременного характер, не обусловленные действующей системой оплаты труда (единовременные премии, компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и другие).

Независимо от стажа работы пособие по нетрудоспособности оплачивается в размере 100% в следующих случаях:

  • профессиональные заболевания и травмы;
  • болезни инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним;
  • увечья, контузии при выполнении интернационального долга;
  • нетрудоспособность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС;
  • болезни подростков, моложе 16 лет;
  • отпуска по беременности и родам;
  • болезни работников, у которых на иждивении трое и более детей в возрасте до 16 лет (учащиеся до 18 лет).

Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется в зависимости от системы оплаты труда.

На размер пособия оказывают влияние

  • средний заработок, рассчитанный по окладу за предыдущие месяцы;
  • стаж работы;
  • наличие премий с начала года до месяца заболевания.

Величина пособия может быть рассчитана по следующей формуле:

В=Сз:Чрд х Чо х П

где В – величина пособия,

Сз – заработок, предшествующий наступлению нетрудоспособности,

Чрд – число рабочих дней в периоде, предшествующем времени нетрудоспособности,

Чо – число оплачиваемых дней,

П – процент сохранения заработка в зависимости от непрерывного стажа работы.

Рассмотрим на примере порядок начисления пособия по временной нетрудоспособности.

В июле работник организации Гордеев А.А была на больничном 9 рабочих дней. Стаж работы два года восемь месяцев и восемь дней. Начисленная заработная плата за предыдущие 12 месяцев 44436,00 рублей и отработано 200 рабочих дней фактически.

Средне дневной заработок составил:

44436,00 руб. : 200 рабочих дней = 222,18 руб.

При стаже работы 2 года оплачивается 60% заработка (133,31 руб.).

Оплата по больничному листку за 9 дней (по больничному листку):

2дн. х 133,31 руб. = 266,62 руб.

7дн. х 133,31 руб. = 933,17 руб.

За первые два дня болезни в бухгалтерском учете будет сделана запись:

  • Дебет 20 «Основное производство» — 266,62 руб.;
  • Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 266,62 руб.

За последующие дни болезни:

  • Дебет 69.1.1 «Расчеты с ФСС по социальному страхованию» — 933,17 руб.;
  • Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 933,17 руб.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995г. №81- — ФЗ (ред.от 25.07.2002г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам, который предоставляется им в соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 19.05.95г. №81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Пособие по беременности и родам получают женщины:

  • подлежащие государственному социальному страхованию;
  • уволенные в связи с ликвидацией предприятия;
  • обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;
  • проходящие военную службу по контракту.

Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней.

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка по месту работы и выплачивается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам.

Пособие по беременности иродам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Пособие в размере 8000 руб. назначается и выплачивается одному из родителей, по месту работы, а если родители не работают – органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Для назначения и выплаты пособия при рождении ребенка предоставляются:

  • заявление о назначении этого пособия;
  • справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГСА;
  • В случае если оба родителя работают справку с места работы другого родителя о том, что такое пособие не назначалось.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Пособие выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения возраста полутора лет, в размере 700 рублей.

Для назначения этого пособия предоставляются:

  • заявление о назначении этого пособия;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Женщинам, ставшим на учет в женской консультации в ранние сроки

беременности (до 12 недель) дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие в размере 300 руб. (ст.10 Федерального закона от 19.05.1995г. №81- ФЗ ред.28.12.2001г. № 181-ФЗ), на основании предоставленной справки медицинского учреждения.

Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста 16 лет выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70 рублей. В бухгалтерском учете на все данные выплаты будет сделана корреспонденция счетов:

  • Дебет 69.1.1 «Расчеты с ФСС по социальному страхованию»;
  • Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

За счет Фонда социального страхования оплачивается так же пособие на погребение.

В соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8 – ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению.

Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела производится организацией, в которой работал умерший, либо организацией, где работает один из родителей умершего несовершеннолетнего или другие члены семьи, в которой проживал несовершеннолетний.

Гражданам, получившим услуги, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Размер социального пособия на погребение определяется в размере равном стоимости гарантированного перечня услуг на погребение, но не превышающем 1 000 руб.

Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.

За счет средств Фонда работодатели оплачивают также дополнительные выходные дни родителям, имеющим детей – инвалидов или инвалидов с детства в возрасте до 18 лет. Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми – инвалидами предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается при наличии в семье более одного ребенка – инвалида. Эти дни могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены между собой по своему усмотрению. Оплата производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Дополнительные выходные дни для ухода за ребенком – инвалидом оплачиваются в размере дневного заработка за счет средств государственного социального

Подобные выплаты в ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» в 2006г. не производились.

Для определения налоговой базы единого социального налога в части зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации учитываются выплаты и вознаграждения, начисленные за отчетный период в пользу работников учреждения. Рассмотрим на примере порядок начисления платежей в Фонд социального страхования.

Начислена заработная плата Гордееву А.А. за апрель 2006г.:

  • оплата по окладу – 1025,40 руб.;
  • доплата за передвижной характер работы – 76,90 руб.;
  • вознаграждение за выслугу лет – 488,25 руб.;
  • пособие по больничному листу (за счет предприятия) – 266,62 руб.;
  • пособие по больничному листу – 933, 16 руб.;
  • премия за месяц – 512,70 руб.;
  • оплата 50% за электроэнергию – 133,00 руб.

Итого начислено за месяц – 3436,03 руб. Облагаемая сумма 1748,00 руб. Сумма ЕСН в части платежей в фонд ФСС (2.9%) – 50,69 руб.

Не начисляются платежи в Фонд социального страхования на вознаграждение за выслугу лет и пособие по больничному листу. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 20 «Основное производство» — 50,69 руб.

Кредит 69.1.1 «Расчеты с ФСС по социальному страхованию» — 50,69 руб.

В данном случае платежи уменьшаются на сумму пособия по больничному листу:

Дебет 69.1.1 «Расчеты с ФСС по социальному страхованию» — 933,16 руб.

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 933,16 руб.

Бухгалтер составляет Свод начислений и удержаний за отчетный месяц, в котором в разделе 1 «Начислено» указываются начисленные виды денежных выплат и их сумма, в разделе 2 «Удержано» — вид произведенных удержаний и его сумма, в разделе 3 «Доходы в неденежной форме» — виды данных доходов и их сумма, в Разделе 4 «Выплачено» — виды выплаченных сумм с указанием номера и даты ведомости, а также долг за предприятием или за работником на конец месяца и их сумма.За счет средств обязательного социального страхования осуществляется полная или частичная оплата стоимости путевок для детей школьного возраста (до 15 лет включительно) застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, в загородные стационарные детские спортивно – оздоровительные лагеря, открытые в установленном порядке и расположенные на территории Российской Федерации.

За счет средств обязательного социального страхования в 2006 году оплачивалось до 500 руб. на одного ребенка в сутки в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21 – 24 дня.

ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» в 2006 г. приобретало путевки в детские оздоровительные лагеря. В таблице 6 представлены источники приобретения путевок( таблица 7).

Таблица 7 — Поступление средств на приобретение путевок и фактические затраты

Источники поступления средств и виды расходов

Сумма, руб.

1.Поступило на приобретение путевок:

а) из средств социального страхования

15000

б) из средств профкома

в) из средств организации

25500

г) взносов родителей за путевки

4500

Итого поступлений

45000

ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» составляет отчет по форме представлено в таблице 8.

Таблица 8 – Количество и стоимость купленных и выданных путевок

Наименование организации

Летние лагеря

Всего

Детские оздоровительные лагеря

Санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия

Детские санатории

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

кол-во

сумма, руб.

2

3

4

5

6

7

8

9

Оздор. лагерь «»Жемчужина»

5

45000

5

45000

Итого куплено

5

45000

5

45000

Выдано

5

45000

5

45000

ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» учет начисленных сумм единого социального налога ведется по каждому работнику.

Форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога и сумм налогового вычета, а также порядок ее заполнения утверждены приказом МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-05/443.

Ведутся индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога и сумм налогового вычета по каждому работнику отдельно.

Сведения, содержащиеся в Индивидуальных карточках учета сумм начисленного единого социального налога и сумм налогового вычета каждого работника учреждения необходимы для правильного составления Сводной карточки учета сумм начисленного единого социального налога и сумм налогового вычета.

Заполнение данного документа производится путем суммирования данных первичного учета расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию.

По итогу отчетного периода заполняется Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ).

Форма и порядок ее заполнения утверждены постановлением Фонд социального страхования.

Расчетная ведомость представляется ежеквартально нарастающим итогом не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в Фонд социального страхования РФ по месту

Заполняется в рублях без копеек.

Расчетная ведомость представляется в Фонд в двух экземплярах — 1-й экземпляр остается в Фонде, 2-й с отметкой Фонда о принятии возвращается страхователю.

Расчетная ведомость подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения с указанием Ф.И.О. и номера телефона исполнителя.

Титульный лист расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в Порядке заполнения данной формы.

В Фонд социального страхования начисляются и перечисляются обязательные взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер страхового тарифа установлен в размере 0,4%. За первое полугодие 2006г. начислена сумма 70351,07 руб. В бухгалтерском учете начисление отражается записью:

  • Дебет 20 «Основное производство» — 70351,07 руб.;
  • Кредит 69.1.2 «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональным заболеваниям» — 70351,07 руб.

2.4 Бухгалтерский учет расчетов с Пенсионным фондом РФ

Обязательное пенсионное страхование введено с 1 января 2002 года Федеральным законом Российской Федерации от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Объект обложения, база для начисления определяется в порядке, установленном для исчисления объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу. То есть взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на те же выплаты, на которые начисляется единый социальный налог.

ЕСН, который платиться в Федеральный бюджет, учитывают на счете 68 «Расчеты с бюджетом» на субсчете «Расчеты по ЕСН». Для учета взносов к субсчету 69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» открываются:

  • 69.2.1 Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;
  • 69.2.2 Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

Рассмотрим на примере порядок исчисления ЕСН. Начислена заработная плата Гордееву А.А. за апрель 2006г.:

  • оплата по окладу – 1025,40 руб.;
  • доплата за передвижной характер работы – 76,90 руб.;
  • вознаграждение за выслугу лет – 488,25 руб.;
  • пособие по больничному листу (за счет предприятия) – 266,62 руб.;
  • пособие по больничному листу – 933, 16 руб.;
  • премия за месяц – 512,70 руб.;
  • оплата 50% за электроэнергию – 133,00 руб.

Итого начислено за месяц – 3436,03 руб. Облагаемая сумма 1748,00 руб. Сумма ЕСН в части платежей в Пенсионный фонд (10% и 4%) .

Не начисляются платежи в Пенсионный фонд на вознаграждение за выслугу лет и пособие по больничному листу. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 20 «Основное производство» — 349,60 руб.

Кредит 68 «Расчеты с бюджетом» соответствующий субсчет — 349,60 руб.

На страховую часть трудовой пенсии будет сделана корреспонденция счетов:

Дебет 68 «Расчеты с бюджетом» соответствующий субсчет – 174,80 руб.

Кредит 69.2.1 Расчеты по страховой части трудовой пенсии» – 174,80 руб.

На накопительную часть трудовой пенсии будет сделана корреспонденция счетов:

Дебет 68 «Расчеты с бюджетом» соответствующий субсчет – 69,92 руб.

Кредит 69.2.2 Расчеты по накопительной части трудовой пенсии» – 69,92 руб.

По итогу отчетного периода заполняется Расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

2.5 Бухгалтерский учет расчетов по обязательному медицинскому

страхованию

Для определения налоговой базы единого социального налога в части зачисляемой в Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации учитываются те же выплаты и вознаграждения, начисленные за отчетный период в пользу работников учреждения, что и для Фонда социального страхования РФ.

Для учета расчетов с фондами медицинского страхования субсчет 69.3 делиться на субсчета второго порядка:

  • 69.3.1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»;
  • 69.3.2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования».

Так, у Гордеева А.А. за апрель 2006г Итого начислено за месяц – 3436,03 руб. Облагаемая сумма 1748,00 руб. Сумма ЕСН в части платежей в фонд обязательного медицинского страхования (1,1% и 2,0%) составит 19,22 руб. и 34,96 руб. соответственно.

Не начисляются платежи в Пенсионный фонд на вознаграждение за выслугу лет и пособие по больничному листу. В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 20 «Основное производство» — 19,22 руб.

Кредит — 69.3.1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» — 19,22 руб.;

  • Дебет 20 «Основное производство» — 34,96 руб.

Кредит — 69.3.2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования» — 34,96 руб.;

— Ставка единого социального налога в части расчета на обязательное медицинское страхование равна 1,1 процентам для зачисления в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2 процента — в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, согласно пункту 1 статьи 241 «Ставки налога» Налогового кодекса РФ.

Бухгалтером заполняются Индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога и сумм налогового вычета каждого работника учреждения. Затем заполняется Сводная карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога и сумм налогового вычета по предприятию в целом.

Вышеуказанные формы по налоговому учету заполняются ежемесячно с начала налогового периода.

Уплата авансовых платежей по единому социальному налогу производится ежемесячно – в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии со статьей 243 «Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями» Налогового кодекса РФ.

По итогу отчетного периода заполняется Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам; организаций; индивидуальных предпринимателей.

Вышеуказанный Расчет представляется налоговым органам по месту регистрации учреждения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, одновременно с Расчетом по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за тот же период. Но не ранее принятия органами социального страхования Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ за этот же период, то есть представляется копия формы 4-ФСС с отметкой о принятии.

2.6 Пути совершенствования налогообложении заработной платы

Одним из важных вопросов налогообложения заработной платы является оптимизация налоговых последствий. Есть некоторые возможности уменьшить налоговую нагрузку на юридическое и на физическое лицо. Рассмотрим следующее предложение. В ОАО «Ульяновскэнерго» Филиал «Южные электрические сети» предоставляется материальная помощь на разные нужды. Но она не облагается налогом на доходы лишь в пределах 4000 рублей. Соответственно если работнику оказана материальная помощь в размере 10000 рублей, с 6000 рублей придется заплатить НДФЛ.

Однако есть способнее платить налог еще с 4000 рублей. Для этого необходимо выдать сотруднику деньги по двум основаниям: как материальная помощь и как денежный подарок. Если разбить выплаты таким образом, облагаться НДФЛ не будут 4000 рублей с материальной помощи и 4000 рублей с подарка. В итоге сотрудник заплатит налог с 2000 рублей.

20 июля 2004 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 70 – ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

Этот Закон вступил в силу с 1 января 2005 года. Его принятие повлекло за собой не только долгожданное и давно обещанное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, но и существенные изменения в обязательном социальном страховании, прежде всего пенсионном.

Однако и такая ставка налога, оказавшаяся существенно выше, чем ставка на прибыль организации, не привела к ожидаемому выводу заработной платы «из тени». Она по-прежнему сильно сдерживала возможности повышения заработной платы в бюджетных организациях. Поэтому Правительство РФ предложило значительно снизить ставку ЕСН, изменив одновременно пороговые значения регрессивной шкалы.

Согласно новому закону эффективная ставка этого налога в целом снизилась более чем на девять процентных пунктов, что означает немалое облегчение налогового бремени в отраслях с низкой заработной платой.

Единый социальный налог в отличие от других налогов полностью поступает в доходы государственных внебюджетных фондов. Поэтому снижение его ставок означает сокращение финансирования обязательного пенсионного, социального и медицинского

Закон существенно изменил многие параметры системы финансирования трудовых пенсий. Напомним, что сегодня взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии имеется значительно меньше потребности в них, в то время как на финансирование базовой части трудовой пенсии средств поступает намного больше.

Прекращено формирование накопительной части трудовой пенсии для работающих мужчин 1953 – 1966 гг. рождения и женщин 1957 – 1966 гг. рождения. Вся сумма страховых взносов, уплачиваемых за этих граждан, с 2006 г. направляется на страховую часть трудовой пенсии.

Эта мера не уменьшает пенсионных прав застрахованных, однако позволяет направить значительно больше средств на финансирование страховой части пенсий сегодняшних пенсионеров.

Переходный период по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование продлевается до 2007 г. (по действующему законодательству он должен был закончиться в 2005 г.).

При этом максимальная ставка страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 2005 –2007 гг. будет составлять 4% (по старому закону в 2005 г. она должна была быть 5%, а в 2006 – 2007 гг. – 6%).

Как видим, налицо явное снижение ставок взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Единый социальный налог сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по единому социальному налогу право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ.

Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов.

Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Законодатели могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда.

Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок единого социального налога и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН — это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога.

Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

Глава 3 Аудит налогообложения заработной платы

3.1 Методика проведения аудиторской проверки

Вопросы налогообложения оплаты труда довольно сложны. Здесь много тонкостей и особенностей, связанных с изменениями нормативной и законодательной базы. Кроме того необходимо помнить что налогообложение заработной платы необходимо рассматривать в контексте учета оплаты труда, так как эти вопросы тесно связаны.

Поэтому аудитору требуется выяснить состояние нормативной базы и учета по соответствующим вопросам, ознакомиться со штатным расписанием, приказами дирекции организации о зачислении сотрудников на должности с назначенным окладом (на выборку), заключенными контрактами, положениями об оплате труда и премирования, состоянием табельного учета, оформлением расчетно-платежных и платежных ведомостей, трудовыми соглашениями, договорами подряда и другими документами, связанными с оплатой труда и регламентирующими ее. А познакомившись, проверить главные блоки расчетов по оплате труда, в частности:

  • соблюдение штатной дисциплины и установленных должностных окладов, обоснованность оплаты труда по трудовым соглашениям, по совместительству;
  • правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, выявляя при этом, имелись ли случаи приписок невыполненных работ, применялась ли аккордная система оплаты труда, выполнены ли аккордные задания к установленному сроку при сокращении нормативного времени и высоком качестве проведенных работ;
  • порядок и обоснованность выплаты премий с анализом причин премирования и выяснением, не применяются ли премиальные системы, не утвержденные в принятом трудовым коллективом Положении о премировании.

Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются:

  • аналитические и синтетические данные по расчетам 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 84 «Нераспределенная прибыль», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты с депонентами»);
  • первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.);
  • листки о временной нетрудоспособности;
  • расчеты по оплате отпусков;
  • налоговые карточки;
  • нормативные документы, регулирующие эти операции и другие документы.

В ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» филиал Южные электрические сети начинают проверку налогообложения оплаты труда с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 68 Расчеты по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Сверяют сальдо на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами расчетно-платежных ведомостей, индивидуальных карточек.

При выявлении расхождений устанавливают их причины.

Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на порядок предоставления вычетов [21, c.147].

На следующем этапе проверки выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, а именно:

  • правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам;
  • обоснованность и правильность начисления премий сдельщиками и повременщиками по действующим на предприятии системам премирования;

— правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий труда, за сверхурочные работы, за бригадирство, за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в выходные и праздничные дни и т.п. является проверка правильности удержаний из заработной платы.

В соответствии с законодательством из заработной платы работников могут быть произведены удержания: налог на доходы, погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм, излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; плата за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию; денежные начеты, за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника [3, c.87].

Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов на основании личного заявления работников.

Удержание за товары, проданные в кредит, производится на основании поручения-обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданами товаров длительного пользования в кредит.

Теперь подробно рассмотрим программу проведения аудита в ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» филиал Южные электрические сети.

3.2 План и программа аудита

Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита [14, c.2].

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Общий план аудита представлен в таблице 9.

Таблица 9 — Общий план аудита операций по оплате труда и налогообложению заработной платы

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

1. Аудит оформления первичных документов

5.02.2006 г.

Петров П.Н.

Самарин В.И.

2. Аудит системы начислений заработной платы

10.02.2006 г.

Петров П.Н.

Самарин В.И.

3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы

12.02.2006 г.

Петров П.Н.

Самарин В.И.

4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета

14.02.2006 г.

Петров П.Н.

Самарин В.И.

5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды

15.02.2006г.

Петров П.Н.

Самарин В.И.

На базе общего плана аудита разрабатывают программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита [21, c.372].

Общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Программа аудиторской проверки предусматривает:

  • аудит оформления первичных документов;
  • аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы;
  • аудит тождественности показателей.

В таблице 9 приведен фрагмент программы аудита в ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» филиал Южные электрические сети.

Таблица 9 — Программа аудиторской проверки в ОАО «Волжская межрегиональная распределительная компания» филиал Южные электрические сети

Перечень аудиторских процедур

Период проведения

Исполнители

Проверяемые документы

Аудит расчетов по налогу на доходы физических лиц

1.1. Проверка формирования налогооблагаемой базы

07.01.06 г.

Иванова А.А.

Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табель учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор

1.2. Проверка правомерности применения вычетов

08.01.06.

Иванова А.А.

Заявления, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета, налоговые карточки по учету НДФЛ

1.3. Проверка правильности и своевременности уплаты налога

09.01.06г.

Иванова А.А.

Расчетно-платежные ведомости, расходные кассовые ордера, платежные поручения, выписки банка

1.4. Проверка составления и своевременности сдачи сведений о доходах физических лиц

10.01.06 г.

Иванова А.А.

Налоговые карточки, справки, декларации по НДФЛ

При проведении аудиторской проверки особое внимание обращается на аудиторские процедуры. Процедуры позволяют определить искажения бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта.

Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для получения доказательств [22, c.178].

В таблице 10 представлено описание аудиторских процедур по аудиту операций по оплате труда и налогообложению заработной платы.

Таблица 10 — Описание использованных аудиторских процедур и их результатов

Перечень аудиторских процедур

Объем информации

Техника исполнения

Характер возможных нарушений

Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании

За 2004 г.

Последовательно просматривают все приказы об изменениях штатного расписания, изменения (дополнения) к положению о премировании

Отсутствует коллективный договор

Проверка оформления учетных первичных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда

За первое полугодие 2004 года

Последовательно предусматривают все платежные ведомости за период, предусмотренный выборкой.

Отсутствуют приказы на замещение первых лиц

Установление полноты документов для предоставления вычетов персоналу предприятия и выплаты пособий

Папка справок

Последовательно сверяют вычеты, указанные в лицевых счетах, и наличие справок по каждому из работников в проверяемом периоде и наличие листков временной нетрудоспособности

Отсутствуют заявления работников о предоставлении им вычетов

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используются следующие методы и приемы:

  • проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры;
  • проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
  • проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
  • устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.

Проверка арифметических расчетов (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда [25, c.278].

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетов и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора, при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и налогообложения оплаты труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.

Проверенные аудитором первичные учетные документы организации записываются в рабочие документы аудитора [15, c. 79].

Результаты нарушений, выявленных при проведении формальной и арифметической проверок, обобщаются в отчетных документах аудитора.

3.3 Результаты аудиторской проверки

А удиторское заключение представляет собой мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности, выражающее оценку ее соответствия во всех существенных аспектах нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

В аудиторской практике применяются следующие виды аудиторско­го заключения:

  • аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительно­го мнения;
  • модифицированное аудиторское заключение;
  • аудиторское заключение с выражением мнения, не являющегося безоговорочно положительным;
  • аудиторское заключение с отрицательным мнением;
  • аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.

Безоговорочно положительное мнение должно выражаться аудитором тогда, когда он приходит к заключению о том, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации [4,c.13].

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

  • факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, влияющей на финансовую отчетность, но рассмотренной в пояснениях к финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор также должен модифицировать аудиторское заключение посредством включения части, привлекающей внимание к ситуации, не оказывающей существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и не раскрытой (или недостаточно полно раскрытой) или раскрытой некорректно в пояснениях к этой отчетности. Например, если, по мнению аудитора, необходимо изменить либо дополнить какие-либо пояснения, содержащиеся в проверяемой отчетности, а аудируемое лицо отказывается внести такие изменения или дополнения, аудитор может включить в аудиторское заключение часть, привлекающую внимание к такой ситуации.

Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безоговорочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоя­тельство оказывает или может оказать существенное влияние на досто­верность финансовой (бухгалтерской) отчетности:

  • имеется ограничение объема работы аудитора, что может привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения;
  • имеется разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вышеуказанные обстоятельства могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Порядок оформления и представления аудиторского заключения заключается в том, что аудиторское заключение должно включать в себя:

  • наименование — аудиторское заключение;
  • адресат — кому адресовано;
  • сведения об аудиторе (организационно-правовая форма и наимено­вание, для индивидуального аудитора — фамилия, имя, отчество;
  • место нахождения;
  • номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
  • номер, и дата лицензии на осуществление аудиторской дея­тельности);
  • сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма и наименование;
  • место нахождения;
  • номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
  • сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности);
  • вводную часть;
  • часть, описывающую объем аудита;
  • часть, содержащую мнение аудитора;
  • дату аудиторского заключения;
  • подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Аудиторское заключение подписывают руководитель аудиторской фирмы (или лицо, уполномоченное руководителем) и аудитор, проводивший проверку. Заключение заверяют печатью аудиторской фирмы.

Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения.

Поскольку аудитор должен составить аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной и представленной руководством аудируемого лица, аудитор не должен указывать в заключении дату, предшествующую дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру ауди­торского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Заключение

В нашей стране в 1990 годах возникла потребность в приведении законодательства в соответствии с изменившимися условиями управления экономикой страны (переход к рынку).

В связи с чем, производится реформирование налоговой и бюджетной сфер. В связи с чем, были заложены основы для создания внебюджетных фондов и введен единый социальный налог.

Внебюджетные фонды созданы для мобилизации денежных средств на федеральном уровне для оказания социальных выплат социально-незащищенным слоям общества (выплаты пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособий женщинам, находящимся по уходу за ребенком до полутора лет и другие).

Данные выплаты осуществляются согласно федеральным законам и пользуются ими большие число граждан России. В связи с чем, любые изменения, происходящие в области социальной защиты населения, привлекают большое внимание со стороны жителей Российской Федерации.

В преддипломной практике рассмотрены вопросы налогообложении заработной платы на примере ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети».

Результаты исследования были выполнены с использованием практического материала ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» которые и составили основу выполненной работы.

В работе были рассмотрены вопросы налогообложения заработной платы налогом на доходы физических лиц с использованием конкретных примеров из действующей практики налогообложения в ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети».

Особое значение в контексте темы приобретает налогообложение заработной платы единым социальным налогом. Этот вопрос раскрыт с точки зрения действующей системы налогообложения в ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети».

Для начисления авансовых платежей по единому социальному налогу в учреждении используется неунифицированный документ Расчет налоговой базы и сумм, исчисленных авансовых платежей по единому социальному налогу, в которых бухгалтер производит исчисление авансовых платежей.

Исчисленные авансовые платежи по каждому внебюджетному фонду раздельно отражаются в индивидуальных и сводной карточках налогового учета. Исчисленные платежи перечисляются платежными поручениями в каждый фонд отдельно.

По итогу за каждый квартал в ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети» составляются Расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, которые представляются в органы Фонда социального страхования и налоговому органу.

При проведении контроля по ведению налогового учета в учреждении, правильности исчисления авансовых платежей, своевременности уплаты платежей и представления отчетности по единому социальному налогу не было выявлено ни ошибок, ни недочетов в работе ОАО «Ульяновскэнерго» филиал «Южные электрические сети».

Этот факт свидетельствует о том, что специалист, ответственный за данный участок, является опытным, знающим, аккуратным исполнителем. Можно отметить, что работа главным бухгалтером организована хорошо.

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. в ред. от 29.12.2004 г. – М.: Государственная Дума Российской Федерации, 2004. – 58 с.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 146-ФЗ от 31.07.1998 г. в ред. от 02.11.2004 г. – М.: Государственная Дума Российской Федерации, 2004. – 87 с.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон № 117-ФЗ от 05.08.2000 г. в ред. от 30.12.2004 г. – М.: Государственная Дума Российской Федерации, 2004. – 300 с.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон Российской Федерации № 129-ФЗ от 21.11.1996 в ред. от 30.06.2003 г. – М.: Государственная Дума Российской Федерации, 1996. – 57 с.

5. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год: Федеральный закон № 184-ФЗ от 28.12.2004 г. – М.: Государственная Дума Российской Федерации, 2004.- 36 с.

6. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. в ред. от 28.12.2004 г.– М.: Государственная дума РФ, 2004. – 25 с.

7. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. –М.: Республика: Верховный Совет Российской Федерации, 1991. – 20с.

8. Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России): Постановление № 2122-1 от 27.12.1991 г. в ред. от 05.08.2000 г.– М.: Верховный Совет Российской Федерации, 2000. – 14 с.

9. Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам: Постановление № 24 от 17.03.2004 г. – М.: Фонд социального страхования Российской Федерации, 2004. – 25 с.

10. Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования: Постановление правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. №857. – М.: Республика: Правительство Российской Федерации, 2004. – 55 с.

11. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление № 101 от 12.02.1994 г. в ред. от 19.07.2002 г.– М.: Правительство Российской Федерации, 2002. – 8 с.

12. Об уставе территориального Фонда обязательного медицинского страхования населения Ульяновской области: Постановление № 56/301 от 31.10.2002 г. – Ульяновск: Законодательное собрание Ульяновской области, 2002. – 4 с.

13. О расходовании средств обязательного социального страхования на оздоровление детей в 2004 году: Письмо № 02-18/11-1589 от 15.03.2004 г. – М.: Фонд социального страхования Российской Федерации, 2004. – 5 с.

14. О порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: Методические рекомендации № МЗ-09-25/2186 от 11.03.2002 г. – М.: Пенсионный фонд Российской Федерации, 2002. – 19 с.

15. Аудит: Учебник для вузов/В.И.Подольский, А.А. Савин Л.В. Сотникова.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.-583с.

16. Гайдар Е.Т. Достижения и проблемы Российской Пенсионной реформы // Государственная политика. – 2004. — №6. – С.15-18.

17. Донин Ю.Л. Единый социальный налог в 2006 году // Налогообложение. – 2006. — №1. – С.31-33.

18. Еременко Т.О., Землянченко С.В.Единый социальный налог и страховые взносы // Бухгалтерский учет. – 2005. -№7. – С.32-36.

19. Каляев К.С. Регрессивная шкала по единому социальному налогу и обязательным взносам в ПФР // Главбух. – 2006. — №3. – С.37-42.

20. Молчанов И.П. Пенсионная реформа: первые итоги и проблемы // Бухгалтерский учет. – 2003. — №10. – С.36-41.

21. Морозова Ж.А. Единый социальный налог в вопросах и ответах. – М.: Статус-Кво 97, 2005.-237 с.

22. Терехова В.А. О порядке регулирования средств обязательного социального страхования // Бухгалтерский учет– 2004. — №15. – С.20-22.

23. Феоктистов И.А. Новый порядок выплаты больничных // Главбух. – 2005. — № 2. – С.17-20.

24. Феоктистов И.А. Новый порядок выплаты больничных и официальные разъяснения // Главбух. – 2005. – №5. – С.14-18.

25. Яговкин П.Н. Индивидуальная карточка по единому социальному налогу // Главбух. – 2005. — №15. – С.88-95.