Транспортный налог. Действующий механизм и совершенствование

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивался вне зависимости от того, пользуются они в своей деятельности автомобильными дорогами или нет, поскольку объектом обложения налогом являлась выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот (п. 16 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 «О порядке исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды»).

Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог являлись:

Налог с владельцев транспортных средств был установлен Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в РФ». Он регулировался ст. 6 данного Закона. Плательщиками налога являлись:

Ставки и объект налога с владельцев транспортных

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных в табл. 1, в связи с изменением уровня цен и заработной платы или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.

Налог с владельцев транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды.

Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являлись:

Не уплачивался налог при регистрации и перерегистрации автотранспортных средств в случае:

В отличие от прежнего налога, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются федеральным законодательством.

Конкретные налоговые ставки устанавливается на основе базовой налоговой ставки и не могут отклоняться от последней более чем в 10 раз 4 .

Ставки и объект налога с владельцев транспортных

средств, руб.

Таким образом, в России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем больше платить. Это правило действует даже для самолетов, за исключением реактивных.

3 стр., 1268 слов

Налог на транспортные средства в РК

... налога и рассмотрение зарубежного опыта налогообложения владельцев автотранспортных средств. Предметом исследования выступает налог на транспорт. Актуальность темы заключается в том, что платить налог на транспортные средства должны владельцы практически всех транспортных средств, ... без транспорта, то данный налог касается почти всех. Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто ...

Государств, в которых водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества, в мире осталось не так много. Последнее время в зарубежных странах при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию. Многие уже ввели налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей «вредных машин». Больше всех с транспортным налогом экспериментируют в Германии. С июля 2009 г. в стране введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят 2 евро за каждые 100 куб.см. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже — по 9 евро за каждые 100 куб. см. Но дополнительно владельцы транспортных средств в Германии платят и за объем выбросов, причем этот стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм.

Почти идентичная система действует и во Франции. При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля, а не от его объема, как в Германии).

Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм выбросов. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 г. газа на 1 км. Деньги, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.

В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме: больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо. В Дании и в Израиле автомобилисты должны платить в государственную казну куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов, поэтому при регистрации автомобиля берут с водителя 105% стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тыс. крон (это чуть меньше 18 000 долл. США), то хозяину придется отдать государству уже 180% ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин, т.е. водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. В Израиле с лета 2010 г. все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92% стоимости машины 5 .

Минимальный же налог, составляющий 10% цены, должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти налог определили в размере 30%. В среднем же водители платят государству около 70% стоимости автомобиля.

В Китае до недавних пор действовала система, подобная российской, — со всех автомобилистов брали транспортный налог по единой ставке. Правда, деньги, в отличие от России, шли на содержание дорог. Однако китайцы посчитали, что логичнее включить этот сбор в цену топлива, а налогами развивать свой автопром. В настоящее время в Китае покупатели автомобилей платят налоги в соответствии с ценой автомобиля. Если владельцу машины местного производства нужно будет отдать в казну около 10% его стоимости, то желающему купить иномарку придется уже уплатить 40%.

10 стр., 4554 слов

Региональные налоги: земельный и транспортный налог, налог на игорный бизнес

... л.с. (свыше 183,9 кВт)2,5 4 5 6,5 8,55. Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)2,56. Снегоходы, мотосани с мощностью ... Отчетные периоды (для организаций): первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога органы власти субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды. Налоговые ставки (Ст.361 ...

Многие наблюдатели утверждают, что транспортный налог в странах СНГ и других близлежащих странах Европы значительно ниже, чем в Российской Федерации, причем в этих странах нет такой дифференциации по уровню ставок. Основные дорожно-транспортные сборы, например, в той же Европе «закладывают» в цену топлива, которое во многих странах стандартно стоит в среднем 1 евро за литр.

Таким образом, в России далеко не самый высокий транспортный налог. Однако в развитых зарубежных странах, доходы у людей несоизмеримо выше, чем в России. Многим жителям нашей страны трудно платить налог больше 1000 руб. в год. При этом в России немало мест, куда не добраться общественным транспортом.

В Госдуму РФ уже не раз было внесено предложение взимания транспортного налога посредством включения его в стоимость топлива на бензоколонках. На первый взгляд все просто. Больший налог платит тот, кто больше потребляет топлива и чаще ездит. С мощностью машины тоже есть прямая связь: сотни лошадиных сил — это, как правило, отличный «топливный аппетит», как следствие — высокий налог. Вроде бы все логично. И во многих развитых странах принята именно такая система налогообложения.

Плюс для регионов — транзитники покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят налог по месту регистрации своего транспортного средства, деньги будут идти в регион.

Включение транспортного налога в цену автомобильного топлива особенно выгодно людям небогатым. Например, пенсионерам, многие из которых ездят на своей машине чуть ли не два раза в год. Сейчас они платят столько же, сколько и те, кто круглосуточно ездит на автомобилях. Также новая система выгодна тем, кто вообще не ездит. У нас в стране сотни тысяч машин не используются, но не сняты с учета. Их владельцы вынуждены регулярно платить налог. И главное — в развитых странах поступления от транспортного налога в основном тратятся на содержание дорог. В России же, как показала практика, качество дорог не зависит от того, много мы платим или нет.

В целом законодательные власти сходятся во мнении, что российские ставки транспортного налога повышать все же необходимо, поскольку ремонт дорог и устранение последствий вреда, наносимого автомобилями окружающей среде, стоит больших вложений. Кроме того, необходимо вести активную работу по снижению задолженности по транспортному налогу. В частности, нужно развивать систему информирования налогоплательщиков, а также проект по представлению возможности оплаты транспортного налога с использованием банкоматов, платежных терминалов и касс без заполнения квитанции.

Транспортный налог является одним из обязательств, которым обременены владельцы транспортных средств. Данный налог, как и любой другой, определяется следующими элементами налогообложения: объектом налогообложения, налоговой базой, ставкой налога, порядком исчисления и сроками уплаты налога.

Согласно ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).

4 стр., 1909 слов

Транспортный налог

... налогообложения. Обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств. По ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с ...

В соответствии с данным определением к транспортным средствам относятся:

Главным признаком возникновения объекта налогообложения является факт регистрации транспортного средства в установленном порядке6 В связи с этим передвижные лаборатории, мастерские и электростанции на шасси, передвижные кухни и штабы на базе автобуса, автокраны, автовышки, автокраны-манипуляторы, автоэкскаваторы, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, каналопромывочные и илонасосные машины на шасси, автонасосы и автокомпрессоры на шасси, которые по своему назначению не предназначены для перевозки людей и грузов и используются в производственных или хозяйственно-бытовых целях, но зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ. Также уплата транспортного налога должна производиться и в отношении неисправных транспортных средств, а также в отношении транспортных средств, зарегистрированных на лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы России. Транспортный налог в этих случаях уплачивается в общем порядке до момента их снятия с учета в органах ГИБДД.

Не являются объектом налогообложения транспортные средства, которые по каким-либо причинам не зарегистрированы. В данном случае можно вести речь о нарушении правил регистрации, но не о налоговом правонарушении. Если бы в ст. 358 НК РФ было установлено, что объектом налогообложения являются транспортные средства, подлежащие регистрации, тогда ситуация была бы иной.

В отношении транспортного налога налоговая база определяется в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости водного транспортного средства либо от единицы транспортного средства. Так, согласно ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база по транспортному налогу определяется:

регистрационных документах.

Расчет транспортного налога по физическим лицам осуществляют налоговые органы. В адрес плательщиков за несколько месяцев до наступления срока уплаты направляются уведомления об уплате налога с приложением расчетных документов, а в случае неуплаты ими налога направляются требования о необходимости погашения налоговой задолженности.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Налоговым периодом признается календарный год.

3 стр., 1210 слов

Оптимизация использования транспортных средств в технологическом ...

... задачи: рассмотрены теоретические аспекты транспортной логистики; проанализирована логистическая деятельность ФГУП «Почта России»; разработаны способы оптимизации использования транспортных средств в процессе доставки ... налогового и управленческого учетов. 2.2 Анализ использования транспортных средств в процессе доставки грузов ФГУП «Почта России» На сегодняшний день автопарк ФГУП «Почта России» ...

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал.

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся транспортными перевозками (и не только), являются плательщиками транспортного налога, однако у них порядок расчетов с бюджетом отличается от юридических лиц. Предприниматели, исчисляя и уплачивая транспортный налог, должны руководствоваться порядком, установленным для физических лиц.

Физические лица уплачивают транспортный налог по итогам налогового периода (календарного года) на основании уведомлений налогового органа (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Такое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт его получения (например, по почте заказным письмом) (ст. 52 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель не производит расчет суммы транспортного налога, не заполняет и не сдает налоговую декларацию. Он также не сообщает налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога. Это право предоставлено органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства, которые извещают налоговые органы о зарегистрированных транспортных средствах, а последние на основании предоставленной информации исчисляют транспортный налог (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Делают это налоговики так же, как и налогоплательщики-организации, — исходя из налоговой базы и ставки, установленной региональными законодателями для различных категорий транспортных средств. Эти элементы исчисления транспортного налога являются одними из наиболее специфичных, отличающих его от других федеральных и региональных налогов.

Уплата транспортного налога установлена по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Поскольку налог напрямую связан с регистрацией транспорта, а автомобиль, к примеру, записан на адрес обособленного подразделения, то платить надо в налоговую инспекцию филиала. Туда же нужно сдавать и декларацию по налогу. Если же в течение года организация сняла автомобиль с учета в головном отделении и перерегистрировала его на филиал, то порядок расчета с бюджетом особый. До снятия техники с учета налог нужно платить по местонахождению самой организации, а после перерегистрации — по адресу филиала, причем по ставкам, которые действуют в данном регионе.

При расчете налога учитывается количество месяцев регистрации транспортного средства по каждому адресу. Местонахождением автомобиля в данном месяце считается место его регистрации по состоянию на 1 число этого месяца (Письмо Минфина от 09.04.2004 N 04-05-12/20).

Организации, которые сдают или берут транспорт в лизинг, нередко спорят о том, кто из них должен платить транспортный налог. В этом случае налог платит тот, на кого зарегистрирован автомобиль (ст. 357 НК РФ), — балансодержатель. Поэтому в договоре лизинга надо предусмотреть пункт о том, кто учитывает на балансе транспортное средство и регистрирует его. От этого и будет зависеть, кто должен платить налог — лизингодатель или лизингополучатель (Письмо УМНС по г. Москве от 21.02.2004 N 23-01/3/12406).

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» на территории России являются:

4 стр., 1734 слов

Налоговый период, отчетный период и сроки уплаты налогов

... исчисления и уплаты налога, Порядок исчисления и уплаты налога установлены статьей 346.21 НК РФ:, Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы., Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком ...

1) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

2) органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, предъявляемых соответствующими регистрирующими органами.

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (ст. 361 НК РФ).

Отражение транспортного налога на соответствующих счетах бухгалтерского учета зависит от цели использования данного транспортного средства. Если транспорт используется в непроизводственных целях, то суммы начисленного налога по нему не будут отражаться в составе расходов, принимаемых для целей исчисления налога на прибыль.

Стоит отметить, что внесены изменения в отношении срока уплаты налога физическими лицами (Закон N 229-ФЗ).

Теперь срок уплаты транспортного налога для физлиц не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Напомним, что налоговым периодом признается календарный год. При этом конкретные сроки уплаты транспортного налога не устанавливаются.

Таким образом, первым налоговым периодом, начиная с которого законами субъектов РФ должны быть установлены сроки уплаты транспортного налога с учетом изменений, является налоговый период 2011 г. Учитывая, что положениям ст. 363 Налогового кодекса не придана обратная сила, уплата транспортного налога за 2010 г. производится в соответствии с ранее установленными сроками.

При установлении новых сроков уплаты налога региональными законами должен быть четко определен налоговый период, начиная с которого применяются новые сроки уплаты. При этом если законами субъектов уплата налогов за периоды до 2011 г. переносится на более поздний срок, то соответствующим нормам, как улучшающим положение налогоплательщиков, может быть придана обратная сила (Информационное сообщение Минфина России от 1 ноября 2010 г. «О применении Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов», Письмо Минфина России от 30 ноября 2010 г. N 03-05-04-04/13).

2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ, ВЗИМАНИЯ И ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

2.1 Порядок исчисления и взимания транспортного налога

Налоговый кодекс РФ обязывает все организации, вне зависимости от того, на каком режиме налогообложения они находятся, самостоятельно, в отличие, например, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.

Статьей 360 НК РФ установлены налоговый и отчетные периоды по транспортному налогу: налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, — I, II, III кварталы. Соответственно, предусмотрена обязанность исчисления и уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода и собственно налога — по истечении налогового периода.

23 стр., 11154 слов

Отчет по практике транспортный налог

... объектом налогообложения транспортным налогом в части физических лиц признаются автомобили. В отношении этой категории транспортных средств налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Шкала ставок по налогу является ...

Согласно Областному закону Ростовской области о транспортном налоге уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, производят уплату налога в срок не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом 7 .

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ транспортный налог исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Например, для организации, имеющей на своем балансе грузовой автомобиль с мощностью двигателя 100 л. с. с учетом ставки транспортного налога, составляющей 5 руб. с каждой лошадиной силы, сумма транспортного налога составит 500 руб.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога и суммами авансовых платежей по нему, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Согласно п. 2.1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

При расчете суммы авансовых платежей по транспортному налогу бухгалтер может воспользоватьс я формулой (1):

А = Нб х Сн х ? (1),

где:

  • А — сумма авансового платежа;
  • Нб — налоговая база;
  • Сн — ставка налога.

В то же время законодательные (представительные) органы субъектов РФ при установлении транспортного налога могут и не определять согласно п. 2 ст. 360 НК РФ отчетные периоды. В этом случае авансовые платежи по налогу не уплачиваются.

Воспользуемся условиями предыдущего примера. Если законом субъекта РФ установлена обязанность уплаты авансовых платежей по налогу в течение налогового периода, расчет налоговых платежей будет осуществляться — за первый отчетный период: 5 руб. x 100 л. с. : 4 = 125 руб.;

  • за второй отчетный период: 5 руб. x 100 л. с. : 4 = 125 руб.;
  • за третий отчетный период: 5 руб.

x 100 л. с. : 4 = 125 руб.;

  • за налоговый период: 5 руб. x 100 л. с. — 125 руб. x 3 = 125 руб.

Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, в налоговом (отчетном) периоде.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации (снятия с учета, исключения из Государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы транспортного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца он принимается как один полный месяц.

17 стр., 8134 слов

Транспортный налог в России и за рубежом

... которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Автором курсовой работы проанализированы некоторые вопросы, возникающие в связи с установлением и введением в действие транспортного налога на примере ... позднему периоду - концу Х в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и ...

Пример 1. По состоянию на 1 января 2011 г. на балансе организации числился легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л. с. В сентябре автомобиль был продан.

В 2011 г. легковой автомобиль был зарегистрирован на организацию в течение девяти месяцев (с января по сентябрь включительно).

Ставка транспортного налога для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. Сумма налога составила 338 руб. (5 руб. x 90 л. с. x 9 мес. : 12 мес.).

Пример 2. В январе 2011 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка транспортного налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.

Автомобиль был зарегистрирован на организацию в течение десяти полных месяцев 2011 г. (с января по октябрь включительно).

Следовательно, сумма транспортного налога, которую организация должна была уплатить за 2011 г., составит 900 руб. (8 руб. x 135 л. с. x 10 мес. : 12 мес.).

Пример 3. В феврале 2011 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В июне 2011 г. автомобиль был продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Автомобиль был зарегистрирован на организацию в течение пяти полных месяцев 2011 г. (с февраля по июнь включительно).

Следовательно, сумма транспортного налога, которую организация должна была уплатить за 2011 г., составит 167 руб. (5 руб. x 80 л. с. x 5 мес. : 12 мес.).

Пример 4. В начале мая 2010 г. организация приобрела и зарегистрировала легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В конце мая 2010 г. автомобиль был снят с учета в связи с продажей.

Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Поскольку в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца вышеуказанный месяц принимается как один полный месяц, при расчете налога используется коэффициент 1/12. Следовательно, сумма транспортного налога составила 33 руб. (5 руб. x 80 л. с. x 1 мес. : 12 мес.).

Когда возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки, можно опираться на мнение Минфина, изложенное в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11. Согласно Письму, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, при этом его исчисление и уплата должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.

2 стр., 771 слов

Налогообложение транспортных средств

... транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств. Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; ...

Согласно международной практике взимания налогов Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 было одобрено Типовое соглашение между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Данное Соглашение было принято в качестве основы для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении соответствующих межгосударственных соглашений с другими государствами. При этом предыдущая редакция Соглашения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 N 352, была признана утратившей силу.

На практике часто возникают ситуации, когда иностранная компания признается налогоплательщиком в России, однако механизм удержания налога не предусмотрен ни российским законодательством, ни соответствующим международным соглашением. Типичным примером является ситуация, когда одна зарубежная организация продает имущество, приобретенное в России, другой зарубежной организации, и при этом ни одна из них не зарегистрирована в России для целей налогообложения. В данном случае согласно его новой редакции Типового соглашения российские налоговые органы могут направить запрос в соответствующие органы государства, резидентом которого является иностранная компания, на взыскание с нее налогов или наложение обеспечительных мер в соответствии с требованиями российского налогового законодательства.

Кроме того, в новом Соглашении детализированы и приведены в соответствие с положениями Модельной конвенции ОЭСР нормы, устанавливающие порядок обмена информацией между российскими и зарубежными налоговыми органами. Например, в соответствии с одной из них государство может запросить информацию у другого государства в рамках Соглашения, при этом другое государство должно принять меры для получения запрошенной информации, даже если для собственных налоговых целей в такой информации не нуждается. Новые нормы направлены на совершенствование механизмов взаимодействия российских налоговых органов с зарубежными. Если эффективность такого взаимодействия удастся повысить, российские налоговые органы смогут получать необходимую информацию, а также обеспечить выполнение требований налогового законодательства в отношении иностранных организаций, используемых для вывода прибыли российских организаций.

2.2. Составление отчетности по транспортному налогу

По истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств представляется налоговая декларация по транспортному налогу. В настоящее время применяется форма налоговой декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено ст. 363.1 НК РФ, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу утверждена Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н.

В соответствии с п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

До 2011 года налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представлялись налогоплательщиками, за исключением тех, кто применял специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

С 2011 г. в гл. 28 Налогового кодекса РФ были внесены изменения, отменяющие обязанность организаций представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу.

Законодатель субъекта РФ в своем нормативно-правовом акте может обязать организацию выплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. В ранее действующей редакции НК РФ было предусмотрено, что в таком случае налогоплательщики должны по истечении каждого отчетного периода (I квартал, II квартал, III квартал) представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Не представляли налоговые расчеты только те организации, которые, соответственно, не уплачивали платежи в течение налогового периода, а также предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие ЕСХН. Причем последние не сдавали промежуточные расчеты в налоговый орган вне зависимости от обязанности уплачивать ежеквартальные авансовые платежи. Данная преференция была предусмотрена п. 3 ст. 363.1 НК РФ в ее действующей до 2011 г. редакции.

С текущего же года представлять расчеты по транспортному налогу уже никто не должен вне зависимости от режима налогообложения и порядка уплаты налога.

Поэтому если организация перешла либо планирует перейти с упрощенного режима налогообложения на общий, то начиная с 2011 г., для нее это не выльется в обязанность по представлению дополнительной отчетности по транспортному налогу. Предприятие как представляло исключительно одну ежегодную декларацию, применяя УСН, так и «уйдя» с данного режима, будет отчитываться все тем же образом.

Как мы уже было рассмотрено выше, ст. 363.1 НК РФ указывает на то, что отчетность должна быть сдана по месту нахождения транспортных средств. В соответствии с нормами п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место их государственной регистрации (а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества).

Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России 8 .

Согласно п. 24 указанных Правил регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Выходит, транспортное средство может бы зарегистрировано как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения, причем вне зависимости от выделения такого обособленного подразделения на отдельный баланс, наличия у него расчетного счета.

Получается, что по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения головной организации, декларация должна быть представлена в налоговые органы по месту нахождения этой организации. В случае же, если автомобиль зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения, соответственно, налоговая отчетность должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения.

Достаточно часто возникают ситуации, когда автомобиль передается для эксплуатации в обособленное подразделение, где ставится на временный учет.

В данном случае отчетность все-таки следует представлять по месту нахождения головной организации. Ведь НК РФ четко определяет, что она должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, которым признается именно место их постоянной регистрации. О возможности сдачи отчетности по месту временного учета в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств. Однако постановка организаций на учет в качестве плательщика транспортного налога осуществляется без его участия. Налоговый орган самостоятельно осуществляет ее на основании данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Указанные данные должны быть представлены в налоговую инспекцию в течение 10 дней после регистрации автомобиля (п. 4 ст. 85 НК РФ).

И еще один момент: организации, подпадающие под критерий крупнейших налогоплательщиков, должны представлять налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Об этом говорится в п. 4 ст. 363.1 НК РФ.

Рассмотрим порядок заполнения декларации по транспортному налогу на примере.

По состоянию на 1 января 2011 г. на балансе организации находятся следующие транспортные средства:

1) грузовой автомобиль «ИЖ-27715» с мощностью двигателя 85 л. с. Находится в эксплуатации с 2007 г.;

2) грузовой автомобиль «ГАЗ-3302» с мощностью двигателя 102 л. с. Находится в эксплуатации с 2008 г.;

3) легковой автомобиль «ВАЗ-21099» с мощностью двигателя 78 л. с. Машина приобретена в 2009 г., а 31 января 2010 г. было возбуждено уголовное дело по факту ее угона;

4) легковой автомобиль «ВАЗ-2115» с мощностью двигателя 72 л. с. Машина приобретена в феврале 2010 г. и зарегистрирована в ГИБДД в том же месяце.

Все транспортные средства предприятия зарегистрированы в органах ГИБДД Ростовской области.

Закон Ростовской области о транспортном налоге от 18 сентября 2002 года N 265-ЗС, на основании которого предприятие уплачивает налог, предусматривает для грузовых автомобилей дифференциацию налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортных средств. Этим Законом установлены следующие налоговые ставки:

  • для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно – 7 руб/л. с.;
  • для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.

с. включительно и сроком полезного использования до пяти лет включительно — 17 руб/л. с.;

  • для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 150 л. с. и сроком полезного использования до пяти лет включительно — 22 руб/л. с.

Согласно Закону у предприятия нет льгот по транспортному налогу.

Код ОКАТО муниципального образования по месту нахождения транспортных средств — 60401000000, код вида экономической деятельности (ОКВЭД) — 51.16.1.

Авансовые платежи по транспортному налогу, исчисленные предприятием в течение 2010 г., составляют:

  • за I квартал — 1051 руб.;
  • за II квартал — 1048 руб.;
  • за III квартал — 1048 руб.

Заполним декларация по транспортному налогу, которую налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию. Декларация за 2010 г. должна быть подана не позднее 1 февраля 2011 г.

Организация должна заполнить в составе декларации титульный лист, разд. 1 и 2. Декларацию следует заполнять начиная с разд. 2.

Все транспортные средства предприятия находятся на территории одного муниципального образования. Поэтому организация заполняет один лист разд. 2. В строке 010 этого раздела указывается код ОКАТО по месту нахождения транспортных средств — 60401000000.

Далее заполняется строка 020.

По грузовому автомобилю «Иж-27715» в ней указывается:

  • в графе 1 — порядковый номер записи сведений о транспортных средствах — 1;
  • графе 2 — код вида транспортного средства из Приложения N 1 к Порядку заполнения формы — 520 01;
  • графе 3 — идентификационный номер грузового автомобиля «Иж-27715» в соответствии с документом о регистрации транспортного средства — X9P4810207;
  • графе 4 — марка автомобиля по документу о государственной регистрации — «Иж-27715»;
  • графе 5 — регистрационный знак транспортного средства — с901кс50rus;
  • графе 6 — налоговая база, то есть мощность автомобиля в лошадиных силах — 85;
  • графе 7 — код единицы измерения налоговой базы по ОКЕИ согласно Приложению N 2 к Порядку заполнения декларации — 251;
  • графе 8 — срок полезного использования транспортного средства — 3 года. Региональным законом для грузовых автомобилей предусмотрена дифференциация налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортного средства, поэтому в этой графе указывается количество полных лет использования автомобиля (2008, 2009 и 2010);
  • графе 9 — коэффициент, применяемый для исчисления транспортного налога. Для расчета коэффициента количество полных месяцев владения транспортным средством делится на количество месяцев в налоговом периоде.

Срок владения данным транспортным средством в 2010 г. составляет 12 месяцев (январь — декабрь).

Поэтому в графе 9 указывается коэффициент 1 (12 мес. : 12 мес.);

  • графе 10 — налоговая ставка, которая установлена Законом N 129/2002-ОЗ для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. и сроком полезного использования до пяти лет, — 17 руб/л. с.;
  • графе 11 — исчисленная сумма налога по данному транспортному средству — 1445 руб.

(85 л. с. x 1 x 17 руб/л. с.);

  • графах 12 и 13 — прочерки, поскольку ООО «Вымпел» не имеет льгот по транспортному налогу;
  • графе 14 — сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2010 г., — 1445 руб.

По грузовому автомобилю «ГАЗ-3302» проставляется:

  • в графе 1 — порядковый номер записи сведений о транспортных средствах — 2;
  • графе 2 — код вида транспортного средства из Приложения N 1 к Порядку заполнения формы — 520 01;
  • графе 3 — идентификационный номер грузового автомобиля ГАЗ-3302 в соответствии с документом о регистрации транспортного средства — X7D4781601;
  • графе 4 — марку автомобиля по документам о государственной регистрации — ГАЗ-3302;
  • графе 5 — регистрационный знак транспортного средства — п887мс50rus;
  • графе 6 — налоговую базу, то есть мощность автомобиля в лошадиных силах — 102;
  • графе 7 — код единицы измерения налоговой базы по ОКЕИ согласно Приложению N 2 к Порядку заполнения декларации — 251;
  • графе 8 — срок полезного использования транспортного средства — 2 года. Региональным законом для грузовых автомобилей предусмотрена дифференциация налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортного средства, поэтому в этой графе указывается количество полных лет использования автомобиля (2009 и 2010 гг.);
  • графе 9 — коэффициент, применяемый для исчисления транспортного налога.

Срок владения данным транспортным средством в 2010 г. составляет 12 месяцев (январь — декабрь).

Поэтому в графе 9 указывается коэффициент 1 (12 мес. : 12 мес.);

  • графе 10 — налоговая ставка, которая установлена Законом N 129/2002-ОЗ для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. и сроком полезного использования до пяти лет, — 22 руб/л. с.;
  • графе 11 — исчисленная сумма налога по данному транспортному средству — 2244 руб.

(102 л. с. x 1 x 22 руб/л. с.);

  • графах 12 и 13 — прочерки, поскольку ООО «Вымпел» не имеет льгот по транспортному налогу;
  • графе 14 — сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2010 г., — 2244 руб.

По легковому автомобилю «ВАЗ-21099» бухгалтер предприятия отразит:

  • в графе 1 — порядковый номер записи — 3;
  • графе 2 — код вида транспортного средства — 510 04;
  • графе 3 — XTA210994506;
  • графе 4 — марку автомобиля — ВАЗ-21099;
  • графе 5 — регистрационный знак транспортного средства — л492лс501rus;
  • графе 6 — налоговую базу — 78;
  • графе 7 — 251;
  • графе 8 — прочерк. Региональным законом для легковых автомобилей не предусмотрена дифференциация налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортного средства;
  • графе 9 — коэффициент 0,08 (1 мес. : 12 мес.), поскольку автомобиль находился в собственности организации только в январе;
  • графе 10 — 7 руб/л. с.;
  • графе 11 — 44 руб.

(78 л. с. x 0,08 x 7 руб/л. с.);

  • графах 12 и 13 — прочерки;
  • графе 14 — 44 руб.

По легковому автомобилю «ВАЗ-2115» организация укажет:

  • в графе 1 — порядковый номер записи — 4;
  • графе 2 — код вида транспортного средства — 510 04;
  • графе 3 — XTAА21154508;
  • графе 4 — марку автомобиля — ВАЗ-2115;
  • графе 5 — регистрационный знак транспортного средства — м281ос50rus;
  • графе 6 — налоговую базу — 72;
  • графе 7 — 251;
  • графе 8 — прочерк, поскольку региональным законом для легковых автомобилей не предусмотрена дифференциация налоговых ставок в зависимости от срока полезного использования транспортного средства;
  • графе 9 — коэффициент, применяемый для исчисления транспортного налога.

Срок владения данным транспортным средством в 2010 г. составляет 11 месяцев (с февраля по декабрь).

При этом месяц постановки на учет (февраль) включается в расчет количества полных месяцев владения автомобилем. Поэтому в графе 9 указывается коэффициент 0,92 (11 мес. : 12 мес.);

  • графе 10 — налоговую ставку, которая установлена Законом N 129/2002-ОЗ для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. — 7 руб/л. с.;
  • графе 11 — исчисленную сумму налога по данному транспортному средству — 464 руб.

(72 л. с. x 0,92 x 7 руб/л. с.);

  • графах 12 и 13 — прочерки, поскольку предприятие не имеет льгот по транспортному налогу;
  • графе 14 — сумму налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, — 464 руб.

Теперь можно перейти к заполнению разд. 1.

По строке 010 указывается код бюджетной классификации. КБК для транспортного налога — 182 1 06 04011 02 1000 110.

По строке 020 отражается код ОКАТО по месту нахождения транспортных средств — 60401000000.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, отражается по строке 030. Показатель этой строки равен сумме показателей графы 14 строки 020 разд. 2 декларации:

1445 руб. + 2244 руб. + 44 руб. + 464 руб. = 4197 руб.

В строку 040 вписывается сумма авансовых платежей, начисленных в течение налогового периода, — 3147 руб. (1051 руб. + 1048 руб. + 1048 руб.).

По строке 050 указывается сумма транспортного налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода. Показатель этой строки равен разности показателей строк 030 и 040, если эта разница положительная. В строке 050 указывается 1050 руб. (4197 руб. — 3147 руб.).

В строку 060 организация вписывает ноль.

В нижней части разд. 1 следует поставить подпись руководителю, подтверждающему полноту и достоверность сведений.

После заполнения разд. 1 и 2 декларации можно перейти к заполнению титульного листа.

В верхней части титульного листа в специальных ячейках указываются ИНН и КПП организации.

В поле «Вид документа» ставится цифра 1 (первичный), в поле «Отчетный год» — 2010.

Далее организация указывает наименование и код налоговой инспекции, полное наименование организации, код вида экономической деятельности (ОКВЭД), например 51.16.10, а также номер контактного телефона.

Декларация представлена на трех страницах, поэтому в соответствующей ячей ке ставится «003».

К декларации необходимо приложить копию постановления о возбуждении уголовного дела по факту угона автомобиля «ВАЗ-21099». Поэтому в поле «с приложением подтверждающих документов или их копий на ___ листах» предприятие впишет количество листов подтверждающих документов — «004».

Достоверность и полноту сведений, содержащихся в декларации, подтверждает в соответствующем разделе руководитель организации. Здесь полностью указывается фамилия, имя, отчество должностного лица и проставляется дата подписания декларации.

Пример заполнения декларации по транспортному налогу представлена в Приложении 2.

В настоящее время в России установлена двухуровневая система местного самоуправления, включающая три типа муниципальных образований: поселения, муниципальные районы и городские округа 9 . В результате происходит перераспределение реализуемых органами местного самоуправления полномочий, выстраивается система взаимоотношений, условиях которой особый практический интерес вызывают вопросы формирования доходов местных бюджетов и межбюджетные отношения в части, затрагивающей местные бюджеты.

По мнению Налоговой службы Ростовской области, имущественные налоги физический лиц сегодня – наиболее стабильный доход для бюджета области и, как показал кризис, внимания достойны максимального. Региональной УФНС Ростовской области были представлены итоги финансовых вливаний в бюджет за 2010 год. По итогам 2010 года в консолидированный бюджет региона поступило: земельный налог в размере 4,266 млрд рублей – это на 1,2 млрд больше, чем в 2009 году; налог на имущество – 351 млн рублей – на 80 млн больше, чем в 2009, и транспортный налог – 905 млн рублей, в том числе по физлицам – 580 млн рублей 10 .

Заместитель руководителя УФНС России по Ростовской области Игорь Морсков отметил, что поступления транспортного налога в области сократились на 600 тысяч. Связано это с изменениями в законодательстве – авансовые платежи по транспортному налогу в этом году не вносились.

Однако основной причиной недоимки по транспортному налогу по-прежнему является отсутствие полных и достоверных данных о транспортных средствах и их владельцах. Так, очень часто владельцы транспортных средств не извещают органы ГИБДД об изменениях паспортных и адресных данных, в результате чего возникают несоответствия между сведениями, получаемыми из органов ГИБДД и сведениями, представляемыми в налоговые органы подразделениями Федеральной миграционной службы области, осуществляющими выдачу и замену паспортов.

За 2010 год транспортный налог рассчитан и направлен в адрес плательщиков уже в 2011 году. Согласно этому нововведению транспортный налог за предыдущий год оплачивается в ноябре 2011 года в полном объеме.

Руководителем налоговой службы отмечено, что на 2010 год в Ростовской области на учете в органах состояли 778 тысяч физлиц, имеющих в собственности более 1 млн 115 тыс транспортных средств. А почти две тысячи жителей Дона являются собственниками 1 705 тысяч квартир, дач, гаражей. Число земельных участков в регионе, облагаемых сборами, достигло 1 146 тысяч. «Одна из главных задач, которую мы сейчас перед собой ставим – сформировать достоверную базу с данными плательщиков. По земле – нам ее предоставляют органы госреестра, по транспорту – госавтоинспекция, по налогу на имущество – бюро технической инвентаризации», – напомнил Игорь Морсков 11 .

В 2010 году ведомство получило более 200 письменных обращений по вопросам, касающимся имущественных налогов. По словам Игоря Морскова, лишь 20% из них касаются неверного исчисления налогов, а 80% спрашивают, почему налоги увеличиваются.

«Транспортный налог закатывать в дорожное полотно! » — требуют ростовские автолюбители, если региональные власти решат повысить этот налог. На Федеральном уровне практически отказались от увеличения налога, но предлагалось наделить такой возможностью власти региона. Автолюбители всей страны взбунтовались, и донские не исключение. По мнению плательщиков транспортного налога, если к владельцам автотранспорта требования повышаются, то может, обратить особое внимание на качество дорог, которые, особенно с учетом возрастающего числа машин, должны стать гладкими как зеркало12 .

Кроме того, внесены изменения в налоговое законодательство, которые коснутся сроков уплаты. Например, сроки по налогу на имущество будут установлены не позднее 1 ноября, а по земельному и транспортному – не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, 1 ноября может стать неким «днем икс», единым сроком уплаты по всем счетам. Эти изменения коснуться налогоплательщиков только с 2012 года. Всего в 2011 году налогоплательщикам Ростовской области направлено более 3 млн уведомлений, из них 476 тысяч – на уплату транспортного налога, более миллиона – на имущественный налог и 1,4 млн – на уплату земельного налога.

Как и прежде, в случае неуплаты налогоплательщиком налога, инспекция в установленные сроки направляет требование об уплате, в котором указывается сумма задолженности и пени. При невыполнении данного требования производится взыскание неуплаченной суммы налога в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом. При этом с граждан, в отношении которых проводится исполнительное производство по взысканию задолженности по налогам и сборам, судебными приставами взимаются дополнительные платежи, связанные с рассмотрением дела в мировом суде и исполнительным производством. Кроме того, при несвоевременной уплате на сумму неуплаченных налогов и сборов ежедневно, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начисляется пеня.

Зам руководителя УФНС намеренно остановился на теме доставки уведомлений, заявив, что это сложный и злободневный вопрос. «Нам каждый год снижают финансирование на почтовые отправления. Поэтому инспекция вынуждена обращаться к муниципальным властям и организациям ЖКХ, чтобы они помогали и участвовали в рассылке. Мы привлекаем их на тендерной основе. У нас есть 70 млн рублей в год – нам все равно, почте ли их отдавать, или коммерческой структуре», – заявил он, добавив, что в каждом районе вопросами рассылки занимается своя районная инспекция – заключает договор с коммерческой структурой, и та уже занимается рассылкой. Изменения в будущем коснутся и порядка уведомлений. Как рассказал представитель налоговой, теперь их можно получать через Интернет – специально для этого ФНС работает над расширением функциональной возможности интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

О своей задолженности по транспортному налогу, а также налогу на имущество, земельному налогу и налогу на доходы физических лиц налогоплательщики могут узнать с помощью Интернет-сервиса «Узнайте вашу задолженность», который размещен на сайте управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области по адресу www.r.61.nalog.ru. Для этого достаточно ввести индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), свои фамилию, имя, отчество, регион, по которому проверяется наличие задолженности, а также предлагаемый код. При наличии задолженности можно сформировать квитанции, по которым можно перечислить в бюджет денежные средства в любом отделении Банка России. В квитанциях все обязательные реквизиты уже заполнены.

Предлагаемый способ погашения задолженности очень удобен для налогоплательщиков, использующих интернет-ресурсы. Однако на данный момент, указанный интернет-сервис включает долги прошлых лет, а не о текущие платежи.

С целью повышения качества предоставления государственных услуг внесены дополнения в график приема налогоплательщиков во всех инспекциях Ростовской области. Так по вторникам и четвергам рабочий день продлен до 20-00. Таким образом, за получением уведомления можно обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации транспортного средства.

В Ростовской области ветераны Великой Отечественной войны освобождены от транспортного налога. 22 апреля 2011 г. депутаты Законодательного собрания Ростовской области приняли закон, который с 1 января 2012 года освобождает ветеранов от платы за пользование автомобилем. Это инициатива губернатора Василия Голубева. Не будут платить налог ветераны-фронтовики у которых автомобиль с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. От бюджета Ростовской области это потребует ежегодного выделения около 8 млн. рублей 13 .

По данным Управления налоговой службы на 2011 год собираемость транспортного налога не превышает 50%. При этом у властей больше не осталось возможностей для его повышения — любая такая инициатива провоцирует народное раздражение. Единственный вариант — «замаскировать» налог подо что-то другое. Проводились попытки за счет повышения транспортного налога на местах решить проблемы региональных бюджетов. Однако эти меры оказались крайне непопулярными и вызвали активные протесты автомобилистов по стране 14 .

На данный момент транспортный налог оплачивают все автомобилисты, вне зависимости от того, сколько они ездят. Новые правила, предлагаемые властями, должны соответствовать принципу — «чем больше ездишь, тем больше платишь». Предполагается, что отсутствие налога будет скомпенсировано акцизом на бензин, который планируется поднять в 2 раза — на 3,32 рубля. В итоге, цены на бензин существенно вырастут, что неизбежно повлечет за собой рост цен на товары в российских магазинах. Бензин неизбежно подорожает за счет акцизной добавки, поскольку продавцы переложат расходы по нему на потребителей. Повышение акциза может несколько увеличить расходы организаций, активно использующих транспорт, например, в сельском хозяйстве. Государство от такого нововведения только выигрывает. Акцизы собираются всегда в полном объеме, так как они включены в стоимость топлива и взимаются автоматически. Возможная отмена транспортного налога обрадует тех водителей, которые мало ездят. К ним могут относиться пенсионеры, которые пользуются автомобилями в основном при поездках на дачу, а также другие категории граждан с невысоким уровнем дохода», Те же, кто активно пользуются автомобилем, потеряют от отмены налога. Если владелец автомобиля мощностью 102 л.с., накатывающий 20 тыс. км в год, сейчас платит транспортный налог в размере 3,5 тыс. рублей, то по новым правилам при расходе топлива в 10 литров на 100 км он израсходует эту сумму за 3 тыс. км. 15

3.2. Пути совершенствования транспортного налога в РФ

В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее — Основные направления налоговой политики), одобренных Правительством РФ 25.05.2009, были рассмотрены приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики в перспективе 2010 — 2012 гг. Как и ранее, главный приоритет — создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося налогового бремени.

Относительно транспортного налога были обрисованы следующие перспективы. В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов РФ, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов предполагалось с 2010 г. внести в гл. 28 НК РФ следующие изменения:

  • предоставить органам власти субъектов РФ право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также от его экологического класса;

— увеличить средние ставки транспортного налога, установленные ст. 361 НК РФ, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов РФ уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок позволит региональным властям при желании не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то что этот документ не является нормативно-правовым актом, он представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Исходя из определенных Правительством РФ ориентиров в области налоговой политики и непосредственно дальнейшего развития транспортного налога были приняты законодательные акты, реализующие данные положения:

  • Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 282-ФЗ);
  • Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 283-ФЗ);

— Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 368-ФЗ).

Изменения, внесенные данным Федеральным законом № 282-ФЗ

, затронули ст. 361 «Налоговые ставки» НК РФ. Если раньше законами субъектов РФ налоговые ставки, установленные на федеральном уровне в гл. 28 НК РФ, могли быть увеличены (уменьшены) не более чем в пять раз, после внесенных изменений увеличение (уменьшение) может достигать десяти раз.

По-новому сформулирован и п. 3 ст. 361 НК РФ: слова «срока полезного использования транспортных средств» заменены словами «количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса». Кроме этого, данный пункт дополнен новым абзацем: количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Эти изменения вступили в силу с 1 января 2010 г.

По мнению финансистов, представленному в Письме от 20.01.2010 N 03-05-06-03/04, Федеральный закон N 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения ставок транспортного налога, установленных законами субъектов РФ, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению налоговых ставок.

В соответствии с гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который вводится в действие законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ. Следовательно, согласно мнению Минфина и действующему законодательству по вопросу установления конкретных ставок транспортного налога нужно обращаться в законодательные (представительные) органы власти соответствующих субъектов РФ.

Новшества внесены в ст. 363 «Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу» НК РФ. В новой формулировке абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ звучит так: при этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением тех, кто применяет специальные налоговые режимы, установленные гл. 26.1 и 26.2 НК РФ, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются I квартал, II квартал, III квартал.

Таким образом, налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу равными долями по месту нахождения транспортных средств по истечении каждого отчетного периода в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

С 1 января 2010 г. срок для уплаты авансовых платежей по транспортному налогу не может быть установлен законом субъектов РФ ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пер

и т.д……………..