Геополитическая ситуация вокруг России диктует необходимость ей в быстрой переоценке существующего социально-экономического развития страны с целью формирования современного конкурентоспособного государства в результате становления инновационного типа отраслевой промышленности, направленного на обеспечение национальной безопасности и импортозамещения.
Управление инновационным развитием страны представляет собой неотъемлемую часть стратегии общественного развития, основанной на системе взаимоотношений между муниципальными и государственными органами власти, субъектами, общественными и научными организациями, отдельными индивидуальностями по поводу формирования структурно- сбалансированной и конкурентоспособной национальной экономики России.
Во-первых, устойчивость национальной экономики определяется не только природными и трудовыми ресурсами страны, но и динамикой развития инновационного потенциала. Для обеспечения динамичного развития инновационного потенциала страны необходимо обеспечить прохождение всего жизненного цикла инноваций: от стадии научно- исследовательских работ до полноценного выхода продукта на рынок.
Во-вторых, сложное федеральное устройство Российской Федерации и неоднородность субъектов по социально-экономическому уровню развития, выявляет зависимость между развитием инновационного потенциала на мезо- и макроуровнях. Глобализация страны непосредственно оказывает влияние на региональную инновационную деятельность. Кроме того, современные компании имеют возможности перемещать свои производственные активы по всему миру с учетом преимуществ конкретных стран и их регионов, что приводит к исчезновению национальных границ. Поэтому развитие регионального инновационного потенциала должно способствовать привлечению как российских, так и зарубежных активов.
В-третьих, управление развитием регионального инновационного потенциала позволяет формировать сотрудничество между субъектами инновационной деятельности, благодаря чему формируются принципы долгосрочных и многоуровневых партнерских отношений, повышает восприимчивость к новым идеям и технологиям различного функционального назначения.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного рассмотрения проблем, связанных с управлением регионального инновационного потенциала страны в условиях информационной открытости, а также определяет актуальность исследования данной выпускной квалификационной работы.
Наибольший вклад в методологические основы развития регионального инновационного потенциала внесли российские ученые академики РАН Л.И. Абалкин, Д.С. Львов, А.Г. Гранберг, А.П. Егоршин, и др.
Инновационный потенциал региона
... определения - неразрывная связь научно-технического потенциала с развитием производительных сил общества. Также следует отметить, что инновационный потенциал - это своего рода характеристика ... инновационной активности от общего инновационного климата - степени развития научной среды и состояния инновационной инфраструктуры, большой капиталоемкостью научных исследований и опытно-конструкторских работ ...
Взаимодействию инвестиционной привлекательности и инновационного потенциала региона наибольшее внимание уделили ученые О.Б. Казакова, М.Ю. Иванова, В.М. Лебедев, Л.С. Валинурова, и др.
В тоже время проблема формирования и развития инновационного потенциала каждого отдельного региона РФ недостаточно изучена и освещена в экономической литературе. Наиболее важные проблемы, связанные с управлением регионального инновационного потенциала, требуют дальнейшего исследования и приводят к необходимости разработки новых методов и механизмов для их реализации.
Целью данной работы является систематизация приоритетов, целей и мер государственного регулирования инновационного потенциала регионов, а также оценка преобразований, происходящих в Калужской области.
Объект исследования — инновационный потенциал регионов, на примере Калужской области.
Предмет исследования — организационно — экономические отношения в области развития и формирования регионального инновационного потенциала. инновационный потенциал региональный средовой
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Исследование понятия инновационного потенциала региона.
Анализ развития регионального инновационного потенциала (РИП) под воздействием средовых факторов.
Анализ функций государства в формировании и развитии РИП.
Исследование инновационного потенциала Калужской области.
Анализ путей развития и перспектив потенциала Калужской области под воздействием средовых факторов.
Теоретическую базу исследований составили труды зарубежных и российских ученых по проблемам формирования и развития науки как важнейшего элемента национальной инновационной системы, роли и функций государства в национальной инновационной системе и в регулировании развития науки.
Информационно-документальной базой исследования являются нормативные и законодательные акты РФ и ее регионов, аналитические материалы научных журналов, материалы органов государственной статистики.
Глава 1. Методологические основы управления развитием инновационного потенциала региона
1.1 Исследования инновационного потенциала региона
Инновационный потенциал наряду с трудовыми и природными ресурсами является основой национальной экономики страны. Здесь речь идет не только о создании развитой научной и технической базы, но и о развитой инновационной системе страны, позволяющей инновации проходить весь жизненный цикл — от стадии зарождения (НИОКР) до полноценного выхода на международный рынок. Россия имеет сложное федеративное устройство, а также неоднородность по социальному и экономическому уровню развития регионов между собой, поэтому важное место в формировании национальной инновационной системе (НИС) занимает региональная инновационная деятельность, которая тесно связана с процессами глобализации. Современные компании имеют возможности перемещать свои производственные активы по всему миру с учетом преимуществ конкретных стран и их регионов, что приводит к исчезновению национальных границ. Поэтому развитие регионального инновационного потенциала должно способствовать привлечению и удержанию как российских, так и зарубежных активов.
Оценка инновационного потенциала предприятия
... инновационного потенциала в развитии предприятия. Все сказанное выше определяет актуальность проблемы: изучение сущности основных понятий, определение их места в данной области, а также проведение оценки состояния инновационной деятельности и потенциала предприятия. Целью данной работы ... инновационного процесса - инновации, то есть новые идеи, знания. Это результат законченных научных исследований ...
Исследования в области формирования, развития и управления региональным инновационным потенциалом требует изучения понятий, что такое инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная система, и инновационное развитие. Для этого проведем анализ терминов, приведенных выше понятий.
Австрийский экономист Йозеф Шумпетер является основоположником теории инноваций, в 1911 году в своей работе «Теория экономического развития» он впервые употребляет такое понятие, как «осуществление новых комбинаций» [20].
Сейчас в научной литературе сформирован огромный задел в области исследования инноваций. Опираясь на все многообразие авторских мнений можно сделать вывод о том, что инновация рассматривается в основном в двух направлениях: процесс и результат.
Венгерский экономист Б. Санто выделяет инновацию как экономический, технический и общественный процесс по использованию идей и изобретений, который в итоге позволяет получить технологию и изделие, обладающее лучшими свойствами. По словам автора, данный процесс направлен на максимальное извлечение экономической выгоды и позволяет охватить полностью спектр деятельности от НИОКР до их внедрения в общество [16].
Другое мнение по определению инновации (нововведения) имеет российский экономист Л.М. Гохберг, он определяет инновацию как конечный результат инновационной деятельности, который получает воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [18].
В законодательстве РФ не существует единого мнения по трактовке понятия «инновация». В ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ инновация определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1].
Однако в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» понятие «инновация» звучит в другой концепции, инновация — это вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес модели, создание новых рынков [2].
Противоречия между действительностью и возможным состоянием являются предпосылкой возникновения инновации, то есть с философской точки зрения, создание инновации есть разрешение противоречий между имеющимися возможностями и изменившимися потребностями [5].
Т.е. в случае, когда конкретная идея реализуется на практике с последующем выходом на рынок, можно говорить о создании инновации, выступающей результатом практического освоения этой идеи.
Можно сделать вывод о том, что конечным результатом интеллектуальной деятельности будет процесс преобразований инновационной идеи, проходящей все основные стадии инновационного процесса. Первая стадия — стадия зарождения, здесь осуществляется поиск идей и разработка новшеств. Вторая стадия — стадия освоение инновации, посредством эксперимента и внедрения результатов на конкретном объекте. Третья стадия — диффузия, т.е. распространение инновации. Четвертая (последняя) стадия — рутинизация, реализация нововведения в постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов [15].
Национальная инновационная система Германии
... Инновационная политика BMWi сосредоточена на поддержке малого и среднего бизнеса, помощи при образовании новых фирм (через ссуды и венчурный капитал). Финансирование инноваций в Германии ... имеет достаточно возможностей для активизации инновационной деятельности по испытанным траекториям в ... несколько особенностей инновационной системы ФРГ, которые необходимо учитывать. В Германии существует четкое ...
На практике осуществлением инновационного процесса является инновационная деятельность, т.е. системный вид деятельности коллектива авторов, направленной на реализацию накопленных научных знаний и достижений с целью получения новых услуг и товаров с новыми качествами [14].
Инновационное развитие является отражением феномена инновационной деятельности. В общем виде развитие — это совершенствование объекта, заключающееся в увеличении его жизнеспособности, функционирования, повышении адаптации к внутренним и внешним факторам. Таким образом, инновационное развитие — это совершенствование объекта на основе инноваций.
Органзационно — экономический механизм лежит в основе инновационной системы. Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод о том, что инновационная система объединяет во времени и пространстве множество факторов и элементов инновационной деятельности, реализации и распространения инноваций, их макро- и микроокружение для разработки. Целью любой инновационной системы является качественное изменение экономической деятельности путем внедрения инноваций.
Уровни организации инновационных систем можно классифицировать на: международные, национальные, региональные, отраслевые, инновационные системы отдельных производственных предприятий или комплексов.
Современная научная теория характеризует инновационное развитие региональной системы как деятельность по созданию, внедрению инноваций, которые охватывают все подсистемы региона. В связи с этим в регионах возрастает необходимость эффективного использования интеллектуального потенциала, формирования нового мышления научных, образовательных и предпринимательских региональных структур.
Главной целью регионального инновационного развития является создание сети отношений и взаимосвязей между субъектами инновационной деятельности, обеспечивающих создание и внедрение инноваций во всех сферах региональных систем [21].
Основными моделями формирования региональной инновационной системы являются: модель «черного ящика», структурная модель системы, субъектно-объектный подход.
Инновационная система представляет собой совокупность элементов инновационной деятельности, которые взаимосвязаны между собой и предполагают наличие субъектов и объектов инновационных отношений. Под объектами подразумеваются разные виды инновационной активности, т.е. определенная сфера интересов субъектов инновационных отношений, которые реализуются в этой среде. Субъекты инновационной системы — это те, кто косвенно или прямо связан с инновационным процессом на разных этапах его реализации [37].
В настоящее время в литературе существует очень много точек зрения относительно определения инновационного потенциала, наиболее часто авторы дают следующее определение: инновационный потенциал — это совокупность ресурсов в обеспечении инновационной деятельности, которые могут быть использованы под воздействием системы условий и факторов, т.е. потенциал определяется наличием средств и источников, которые будут необходимы для решения конкретной задачи. Предсказать будут ли использованы эти ресурсы, к сожалению, нельзя, это зависит от внешних и внутренних факторов и условий, которые в свою очередь выступают средой, определяющей инновационные процессы. Инновационный потенциал является многоуровневой структурой, формирование и реализация которых отличается своей спецификой на разных уровнях функционирования экономических систем.
Инновационная деятельность и экономическая безопасность регионов
... безопасности в регионах. Речь идет о развитии инновационной деятельности в регионах. Можно утверждать, что в условиях затяжного мирового кризиса обеспечение инновационного развития является ключевым фактором формирования конкурентоспособной и наукоемкой экономической системы, ... Keywords: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ Обеспечение экономической безопасности является ...
В системе градации уровней экономических систем центральное место занимает региональный инновационный потенциал (РИП).
РИП имеет первостепенное влияния на становление экономики инновационного типа.
Проведя анализ литературных источников нельзя однозначно сформулировать понятие инновационного потенциала региона
Согласно первому направлению трактовке РИП развивается ресурсный подход, т.е. инновационный потенциал региона рассматривается с точки зрения ресурсного обеспечения. При этом главную роль в процессе формирования РИП играют условия и факторы той среды, в которой развиваются инновационные процессы.
Согласно второму направлению РИП рассматривается как совокупность всех условий для инновационного развития региона, по сути они определяют возможности инновационной деятельности субъекта.
1.2 Исследования воздействия средовых факторов на развитие инновационного потенциала региона
Характер инновационных процессов, протекающих в каждом конкретном регионе, различен и зависит от силы и специфики воздействия факторов инновационной среды. Зачастую резервы инновационного потенциала используются неэффективно. Только при грамотной организации потенциальных возможностей в единую систему взаимодействия факторов инновационной среды, возможна реализация и развитие инновационного потенциала региона.
Инновации любого типа можно рассматривать как конечный продукт инновационной деятельности, которая предполагает осуществление целого комплекса проектно-технологических, научно-технических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности позволяют создать инновацию с последующим выходом на рынок.
Продукт экономической системы каждого конкретного уровня можно представить в виде производственной функции [27]:
- где Q — произведенный продукт;
- фактор производства;
- материальный фактор;
- A — человеческий фактор;
- T — технический фактор;
- информационный фактор;
- организационный фактор;
- институциональный фактор.
Часть аргументов функции (А, Т, М) характеризуют взаимодействие трансформационных факторов (Tf), а другая (Ins, O, Inf) — трансакционных факторов (Ta), т.е. получаем зависимость:
(2)
Можно сделать вывод, что факторы обретают свою сущность лишь относительно конкретных процессов и явлений.
Трансформационные факторы, состоящие из человеческих, научно — технических и материальных факторов трансформируют ресурсы, использованные в процессе инновационной деятельности, тем самым удовлетворяют потребности общества в инновационных услугах и товарах.
Трансакционные факторы, воспринимая факторы первой системы как ресурсы, обменивают и распределяют их, обеспечивая взаимосвязь между всеми элементами инновационной системы региона, участвующих в процессе создания инновации.
Социальный капитал в инновационном cоциально-экономическом развитии ...
... определения параметров развития социального капитала региона. В исследовании использовалось следующее определение социального капитала: социальный капитал - это совокупность структурно оформленных социальных связей, основанных на взаимно разделяемых и подкрепляемых нормах, обязательствах и представлениях, сформированных в обществе. Качественные характеристики человеческого капитала - накопленный ...
Таким образом, можно сделать вывод, что трансформационные факторы обеспечивают ресурсную составляющую потенциала, а трансакционные строят отношения и связи, в которых ресурсы могут быть использованы с целями получения инновации и регионального инновационного развития.
Анализ зарубежных литературных источников показывает, что в эпоху становления общества на первом плане стоит цель формирования благоприятной инновационной среды, которая в свою очередь дает толчок к развитию инновационного потенциала и функционированию инновационных процессов.
Термин «инновационная среда» был предложен группой европейских ученых GREMI (Groupede Recherche Europeensurles Milieux) в середине 80-х гг. при проведении ими теоретического и эмпирического анализа эффектов и характеристик среды, которые на их взгляд могут оказывать влияние на функционирование регионов [38].
Взаимосвязь явлений и процессов, формирующих условия для инновационного развития;
- Обстановка, которая позволяет создавать, реализовывать и распространять инновацию;
- Комбинация внешней и внутренней среды участников инновационного процесса;
- Степень развития инфраструктуры экономической системы;
- Взаимоотношения между участниками и элементами инновационной системы;
- Обеспечение инновационной деятельности инфраструктурой.
Таким образом, можно сделать вывод, что инновационная среда региона — это комбинация условий и факторов, которые обеспечивают взаимодействие субъектов внутри региональных инновационных процессов и образование связей между элементами инновационной системы, т.е. инновационный потенциал региона развивается благодаря грамотно сформированной инновационной среде, именно ее структура оказывает влияние на процессы формирования и реализации регионального инновационного потенциала.
Из представленного рисунка 3 видно, что на развитие регионального инновационного потенциала оказывают влияние шесть видов сред, необходимо остановится на них подробнее:
Институциональная среда, ее основополагающим элементом является нормативно — правовая база, т.е. данная среда представляет собой структуру взаимосвязанных правил и механизмов регулирования отношений в обществе по средствам нормативно — правового регулирования [41].
Организационно-экономическая среда — представляет собой совокупность стимулов инновационной деятельности в регионе, состоящие из благоприятного инвестиционного климата, инфраструктурной поддержки и финансового обеспечения. Основное воздействие на инновационные процессы данного направления оказывает государство, путем управления как на федеральном, так и региональном уровнях. На федеральном уровне расставляются приоритеты развития страны, определяются направления инновационного развития, осуществляется подготовка и реализация государственных программ и проектов, формируется национальная инновационная среда [17].
Кроме того, на данном уровне создаются объекты инновационной инфраструктуры, принимается законодательная база по регулированию инновационной деятельностью и т.д.
Составными элементами стимулов инновационной деятельности являются финансовое обеспечение, инфраструктурные связи и др. Финансовое обеспечение — это комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей всех участников инновационного процесса, при этом данные воздействия могут носить как прямой, так и косвенный характер. Под прямым воздействием подразумевается региональные программы, целевое финансирование посредством грантов, премий, субсидий и т.д. Под косвенными мерами подразумеваются налоговые льготы, гарантии, региональный заказ и т.д.
Курсовая — Перспективы развития рыночной экономики в России
... экономических реформ. Поэтому необходимо исследовать рыночную экономику, рыночных агентов, рыночные механизмы. Целью написания работы является изучение рыночной экономики России ... инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и получения высокой экономической ... надстройку, тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. ...
Следующий компонент — инфраструктурные связи или инновационная инфраструктура — это материальная, финансово-кредитная, организационная, информационная база для создания условий, способствующих эффективному распространению средств и оказанию услуг для коммерциализации научно- технической продукции, развития инновационной деятельности в условиях повышенного риска [29].
Совокупность экономических, социальных, правовых, политических, организационных и других предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную экономическую систему, называется инновационный климат региона.
Политика властей является главным направлением для повышения инвестиционного климата региона, которая реализуется путем финансового стимулирования, инфраструктурной поддержкой, предоставлением налоговых льгот и другими инструментами власти [40].
Предоставление государственных гарантий — один из способов финансового стимулирования инвестиционных процессов в регионе. В региональных постановлениях и законах определяются условия, пределы общей суммы и порядок предоставления государственных гарантий. Также существует практика софинансирования процентной ставки по кредитам. Для поддержки крупного и малого бизнеса возможно прямое бюджетное финансирование, например, в рамках региональных целевых программ. Наиболее распространенными среди налоговых льгот являются: снижение процентной ставки по налогу на прибыль организации и по налогу на имущество организаций; льготы по налогу на землю и на транспорт.
Одним из приоритетных направлений государственной политики для активизации инновационной деятельности — это создание специальных гарантийных и венчурных фондов, которые представляют собой инвестиционные организации. Работа данных фондов построена исключительно с инновационными проектами.
Создание индустриальных площадок и особых экономических зон регионального уровня является одной из мер инфраструктурной поддержки. Информационная поддержка субъектов инновационной деятельности также является немаловажным направлением.
Стимулирование малого и среднего бизнеса занимает отдельное место в инвестиционной политике региона, для этого создаются специальные учреждения и ведомства, принимаются целевые региональные программы. Также используются такие меры, как предоставление субсидий и грантов, налоговых льгот и преференций и т.д.
Еще одним важным фактором, определяющим успех инновационного процесса, является информационная среда, которая позволяет осуществлять обработку внутренней и внешней информации.
Образовательная среда позволяет осуществлять подготовку кадров, которые будут обладать требуемой компетентностью, т.е. она формирует человеческий капитал, который является одним из главных факторов инновационного развития.
Особенности развития экономики в России
... и об особом пути развития России, о ненужности и бесперспективности «гонки за лидером» (цивилизационный подход). Особенности. 2. Роль государства в экономике России Вмешательство государства в хозяйственную ... производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу XX в. стала аграрно- ...
Научная среда состоит из организаций, которые осуществляют научно — исследовательскую деятельность, а также результаты их научной работы, опыт и знания.
Бизнес — среда в некотором роде формирует спрос и предложение, так как включает в себя совокупность хозяйствующих субъектов, которые осуществляют выпуск и потребление инноваций.
Можно сделать вывод что, инновационная среда региона является катализатором для развития инновационного потенциала, так как принимает активное участие в двух процессах: формировании и реализации.
Основоположником начала структурирования РИП был д.э.н. профессор Саратовского государственного технического университета Г.И. Жиц, он в конце 90-х гг. прошлого века впервые определил совокупность сегментов, формирующих инновационный потенциал макросистемы с помощью трех компонент (научно-технической, образовательной и инвестиционной) [10].
С годами структурирование РИП становилось все более детализированным, продолжили исследования в данном направление такие ученые как А.И. Татаркин, И.В. Шляхто, Е.С. Баранова. Обобщая данные их исследований, можно сделать вывод, что инновационный потенциал региона состоит из семи ресурсных блоков: научный, человеческий, индустриально- производственный, финансово-экономический, технико-технологический, инвестиционный и информационно-коммуникативный, при этом инновационный потенциал рассмотрен как источник, который зависит от факторов инновационной среды
Исходя из представленной на рисунке 4 структуры РИП, а также специфики его организации, необходимо инновационную среду экономики региона рассматривать во взаимосвязи с ним. При этом выделяют два уровня влияния: γ — и δ — среды. Где γ — среда формирует такие факторы, как инфраструктурные связи, нормативно-правовое обеспечение, доступ к финансовым ресурсам каждого субъекта инновационной деятельности и т.д.
А δ — среда или среда второго порядка формирует факторы, которые оказывают непосредственное влияние на определенный ресурсный блок инновационного потенциала региона. При этом δ — среда зависит от условий, продиктованных γ — средой.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что РИП формируется и реализуется под воздействием средовых факторов, которые образуются двухуровневой системой сред. При этом первый уровень или γ — среда является определяющей, и от развития данной среды зависит дальнейшая организация процессов становления РИП.
1.3 Функции государства в формировании и развитии инновационного потенциала региона
Инновационный путь развития экономики является основным приоритетным направлением развития любой страны, в том числе и РФ.
Сегодня инновации и технологии становятся приоритетными и определяющими факторами экономического роста страны, основной национальной задачей является формирование эффективно работающей инновационной системы региона.
Для создания экономики, построенной на инновациях, необходимо провести ряд преобразований: от полной модернизации промышленности до создания всех необходимых условий прохождения жизненного цикла инноваций [40].
Т.е. инновация должна пройти цикл от зарождения до выхода на международный рынок (четыре стадии), что обеспечивается системой взаимосвязанных элементов, которые принимают активное участие в инновационном процессе.
При грамотно организованных элементах инновационной среды экономики, возрастает эффективность функционирования инновационной среды, а, следовательно, увеличивается вероятность преобразования имеющегося ресурсного потенциала в конкретные результаты инновационной деятельности. По полученным результатам можно говорить о том, успешно ли был реализован инновационный потенциал территории выбранным механизмом или нет.
Инновационное развитие экономики Российской Федерации
... российского экспорта, обеспечивающими основной приток валюты в страну и налогов в бюджет. Развитие инновационного бизнеса в ... фоне растущей примитивизации российской экономики в целом. Ведь в США уже несколько ... потенциала России начала меняться. Большую заинтересованность в наших исследователях в связи с разработкой ядерных программ демонстрируют страны Востока. Немало российских атомщиков работает в ...
Т.е. три составляющих обеспечивают функционирование инновационной системы, а именно: инновационный потенциал региона, инновационная среда и результативность инновационной деятельности.
Ввиду кризиса конца 1980-х — начала 1990-х годов в России отмечалось резкое падение уровня инновационной активности с 60 — 70 % до 5 — 6 %, далее отмечалось некоторое увеличение данного показателя. В последнее время уровень инновационной активности стабилизировался на уровне 10 -15 %. Совокупный уровень инновационной активности в 2015 году в России достиг значения 15,2 %, что намного ниже соответствующих показателей в других странах. Самые высокие показатели отмечаются в Израиле (75,2 %), ЮАР (74,0 %) и Германии (67,0 %) и др.
В России инновационной деятельностью в большей степени занимаются крупные компании, имеющие интеллектуальные, финансовые и кадровые ресурсы. В России в отличие от мирового опыта мелким и средним предприятиям уделяется мало внимания, сейчас проводятся работы по повышению уровня инноваторов среди них, однако успехи пока не велики [10].
Зачастую экономическая деятельность организаций не оказывает влияния на их инновационную активность, чаще всего воплощаются инновации в виде нового или усовершенствованного продукта, или технологии.
В России компании, занятые в высокотехнологических отраслях и занимающихся разработкой технологических инноваций, составляет порядка 30 % [16].
При этом их инновационная активность главным образом обусловлена разными формами поддержки со стороны государства.
В других отраслях интенсивность инновационных процессов еще ниже, в частности в среднетехнологичных отраслях она ниже в 1,5 — 2 раза, а в низкотехнологичных — в 4-5 раз.
Внедрение организационных и маркетинговых инноваций позволит повысить эффективность производства, расширить состав потребителей и освоить новые рынки сбыта. Так в России организационными инновациями пользуются порядка 3,2 %, а маркетинговыми — 2,1 %, что в определенном смысле ограничивает увеличение общей инновационной активности.
В настоящее время большинство российских предприятий испытывают колоссальную потребность в полномасштабном обновлении, по данным Федеральной службы государственной статистики удельный вес полностью изношенных фондов обрабатывающих производств находится на уровне 13-14 %. На предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых порядка — 20 %, на производстве транспортных средств — 22 %, на химических производствах — 15,8 % и т.д.
Поэтому сегодня остро встает вопрос о необходимости модернизации национальной экономики. Модернизация (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития [6].
Объектом модернизации могут выступать как отдельные предприятия (или их технологическая основа), так и отдельные отрасли или секторы национальной экономики.
Согласно работам д.ф.н., профессора С.Н. Гаврова понятие модернизации в отношении государства можно толковать в трех значениях:
- внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;
- догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;
— процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу [6, 20].
В первом значение речь идет о естественном развитии страны в ходе предшествующей эволюции, во втором, как ответ на вызов более развитых стран. Догоняющий способ развития используется правительством для устранения отсталости и не допущения зависимости от иностранных государств.
К сожалению, в России используют «догоняющий» тип модернизации, в основе которого лежат заимствования передовых технологических и институциональных новшеств.
«Догоняющая» модель в некоторых условиях способна давать положительные результаты. В частности, для обеспечения больших темпов роста за счет перенимания и внедрения технико-экономических парадигм. Это достигается тем, что издержки на тиражирование знаний гораздо ниже, чем на собственные разработки, таким образом заимствование способствует ускоренному развитию.
Основной целью «догоняющего» типа модернизации заключается в сокращении отставания в уровне конкурентоспособности и эффективности экономики модернизируемой страны, однако, используя данную модель невозможно будет устранить полностью «отсталости» государства, а тем более добиться опережающих позиций.
Модернизационные преобразования, как правило, предполагают изменения технологической структуры, при этом динамика технологической структуры экономики описывается, как процесс созревания, развития и смены технологических укладов.
Технологический уклад (ТУ) — это целостное и неизменное образование, которое осуществляется в рамках замкнутого цикла, включающего в себя получение первичных ресурсов, все стадии их обработки и выпуск конечного продукта, отвечающий типу общественного потребления [13].
Технологический уклад обладает следующими свойствами:
- основа ТУ, образуемое комплексом совокупностей технологически связанных производств;
- центральный фактор ТУ, образованный технологическими нововведениями, которые образуют основу;
- несущие отрасли — отрасли, активно потребляющие центральный фактор и выполняющие главную роль в распространение уклада.
Анализ литературных источников позволяет выделить пять последовательно сменяющих друг друга укладов и в настоящее время исследователи говорят о зарождающемся шестом ТУ.
Сегодня преобладает информационный ТУ который близок к возможностям своего развития, об этом говорят такие признаки, как колебания цен на энергоносители и мировой финансовый кризис. На сегодняшний день в России действует стратегия опережающего развития, главной идеей которой является становление базовых производств нового ТУ и скорейший вывод российской экономики на новый виток развития.
Модернизация национальной экономики главным образом связана с развитием промышленного сектора, т.к. для образования инноваций с последующим модифицированием их в продукты, которые будут иметь спрос на мировом рынке, необходимо иметь сильную национальную промышленность и научно-технологическую базу. В связи с тем, что сегодня к России применяются долгосрочные экономические санкции и мировые цены на энергоресурсы нестабильны, особо остро стоит проблема модернизации экономики. Для этого государство обладает следующими инструментами: денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, промышленной и инвестиционной политики
При модернизации экономики ориентация бюджетно-налоговой политики направлена на понижение налоговой нагрузки на все формы высокотехнологической и инновационной деятельности. Для этого в налоговой системе РФ создан особый механизм налогообложения, сформированный с учетом заявленных целей, — налоговое стимулирование.
Налоговое стимулирование — это целенаправленная деятельность органов местного самоуправления и государственной власти по определению ими в законодательстве о налогах и сборах, налоговых льгот или других мер налогового характера, которые позволят улучшить экономическое положение некоторых категорий налогоплательщиков. Еще одним необходимым условием для обеспечения устойчивого роста российской экономики является механизм распределения бюджетных средств.
Сегодня государство активно участвует в модернизации национальной промышленной системы с помощью программно-целевого метода выделения бюджетных средств, оказывая тем самым финансовую поддержку промышленному комплексу.
Еще одним инструментом влияния на экономические и производственные процессы являются федеральные целевые программы (ФЦП).
В их состав входят четкие цели, которые должны быть достигнуты исходя из сформулированных приоритетов программ социально- экономического развития России, а также перечень инновационных и инвестиционных проектов, которые позволят достичь эти цели, и обоснованное финансовое снабжение, в частности и из федерального бюджета [23].
Сегодня федеральные целевые программы вошли в состав новой формы государственных программ — программно-целевые методы. Представляется интересным рассмотреть уровень финансирования ФЦП из федерального бюджета стран. На становление инновационной экономики и развитие высоких технологий из бюджета в форме ФЦП выделяется треть от общего объема финансирования. Правительством страны составлен список ФЦП по развитию высоких технологий в стране, ежегодно из этого списка реализуется несколько программ
Сегодня из федерального бюджета на финансирование науки выделяется порядка 3,2 % от общего объема расходов, при этом уровень финансирования характеризуется устойчивым ростом, за исключением отдельных годов, связанных с финансовыми напряжениями в экономики страны. Бюджетное финансирование распределяется между двумя секторами научных исследований: фундаментальные и прикладные, до 2006 года финансирование между ними распределялось достаточно равномерно, то теперь финансирование фундаментальных исследований заметно сократилось. Это приводит к сдерживанию развития научной сферы, так как непосредственно процесс образования и освоения новой технологии является основой инновационного процесса.
Еще одним инструментом государственного финансирования инновационных проектов является образование научных фондов, сегодня в России можно выделить два наиболее крупных фонда: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Финансирование инновационных проектов из данных фондов производится на конкурсной основе в форме грантов на фундаментальные исследования. Формируются фонды из федерального бюджета, путем отчислений фиксированной доли от суммарных государственных расходов на гражданскую науку.
В мировой практике наибольшее внимание уделяется малому и среднему бизнесу, т.к. считается что они наиболее эффективны в создании наукоемких продуктов и технологий в расчете на единицу затрат. В России в 1994 году был создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Данный фонд ежегодно осуществляет поддержку более 2000 малых инновационных предприятий и более 1600 молодых ученых. Все проекты, подаваемые на конкурс, проходят независимую экспертизу на финансово-экономическую обоснованность, научно- техническую новизну, перспективу реализации инновационного продукта. 85 % бюджетных средств фонда расходуется для финансирования научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ малых предприятий на безвозмездной основе.
Основной причиной нехватки средств на развитии инновационной политики в стране является ориентация бюджетной политики на потенциал государственного бюджета, который не позволяет сразу решать много задач, а в частности производить структурно-технологическую модернизацию и поддерживать текущую социально-экономическую стабильность. Производить структурно-технологическую модернизацию производства возможно только при развитии банковского кредита, для этой цели используют ссудный фонд, он является инструментом Центрального банка России. Для развития кредита необходимо масштабное использование процедур целевого рефинансирования коммерческих банков с согласованием задач бюджетной и промышленной политики [30].
Эффективная инвестиционная политика государства является еще одним фактором, предназначенным для успешной модернизации промышленности. Например, механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), который объединяет формы средне- и долгосрочное взаимодействие бизнеса с государством для решения задач на взаимовыгодных условиях. Основными формами поддержки в РФ являются создание особых экономических зон и кластеров, механизм концессионных соглашений. Государство для привлечения частных инвестиций создает необходимую инфраструктуру.
Важным шагом на пути преобразования промышленности в РФ является создание системы стратегического планирования и управления. Некоторые элементы в этой системе созданы за последние годы, например, в 2008 году принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года». Данная концепция устанавливает приоритеты развития экономики страны. На сегодняшний день приняты в реализацию многие отраслевые стратегии развития российской промышленной системы
На сегодняшний день приняты к исполнению программы инновационного развития и модернизации экономики в целом, среди них «Экономическое развитие и инновационная экономика» — срок реализации 2012-2020 гг.; «Развитие науки и технологий» — 2013-2020 гг. и др. Данные государственные программы позволят повысить инновационную активность и создать благоприятный предпринимательский климат, улучшить условия ведения бизнеса. Для решения пяти наиболее значимых для государства госпрограмм планируется бюджетное финансирование в размере более 3500 млрд. рублей Самой масштабной по бюджету является государственная программа «Развитие науки и технологий», на ее реализацию планируется потратить 1603,3 млрд. руб.
Существует несколько методов финансирования государственных расходов, самым распространенным является программно-целевой метод. В соответствии с программно-целевыми принципами формирование бюджета происходит на основе обеспечения прямой взаимосвязи между общественно значимыми конечными результатами и бюджетными ресурсами, с помощью которых финансируется программная деятельность субъектов бюджетного планирования для обеспечения достижения поставленных целей [42].
Таким образом, грамотное направление бюджетных средств в рамках выполнения госпрограмм даст новый толчок к развитию системы повышения эффективности государственного финансирования.
Глава 2. Анализ формирования государственного механизма развития инновационного потенциала Калужской области
2.1 Исследования инновационного потенциала Калужской области
К сожалению, единой универсальной методики оценки инновационного потенциала экономической системы, включающее в себя и региональный инновационный потенциал — нет. Зачастую для оценки национального потенциала экономической системы производятся измерения и сравнения уровней инновационного развития регионов страны.
В России рейтинги составляются на основе статистики федеральных ведомств: Центробанка, Минфина, Минсвязи и официальной информации Росстата. Оценка инвестиционной привлекательности производится по двум параметрам: инвестиционные риск и потенциал. Риск — характеризует каким может быть для инвестора уровень тех или иных проблем в регионе, а потенциал — какую долю регион занимает на общем рынке РФ. Риск состоит из шести частных рисков — управленческого, экономического, финансового, социального, криминального и экологического. Общий потенциал характеризуется девятью частными — это финансовый, трудовой, производственный, институциональный, потребительский, туристический, инфраструктурный, инновационный и природно-ресурсный. Представители инвестиционного, экспертного и банковского сообществ путем анкетирования оценивают вклад каждого частного потенциала или риска в итоговый индикатор.
Институт статистических исследований и экономики знаний исследовательского университета «Высшая школа экономики» ежегодно составляет аналитический доклад с присвоением рейтинговых оценок регионам.
В основе исследований Инновационного индекса регионов лежат показатели, характеризующие научно-технический потенциал, социально-экономические показатели, качество региональной инновационной политики и уровень инновационной активности.
Старший преподаватель Рудненского индустриального института И.Л. Касатая формулирует классический ресурсный подход, характеризующий структуру инновационного потенциала, она выделяет следующие составляющие РИП: кадровая, информационная, организационная, материально-техническая, финансовая, управленческая и научно-техническая [43].
Оценка РИП Калужской области производится на основе выделенных выше ресурсных блоков:
Человеческий потенциал региона дает возможность анализировать уровень обеспечения региональной инновационной системы квалифицированными научными кадрами. Практически каждый член общества вовлечен в инновационный процесс, поэтому возникает необходимость оценки данного блока.
Научный потенциал показывает уровень и масштабы разработок в сфере научных исследований в регионе с последующем созданием новых производственных технологий.
Технико — технологический потенциал дает оценку по возможности производства в регионе конкурентоспособной инновационной продукции. Сдерживающим фактором для развития данного потенциала является состояние основных производственных фондов, которые в настоящее время весьма изношены.
Индустриально — производственный потенциал региона формируется на основе оценке объема промышленного производства, инновационной направленности и темпов его роста.
Финансово — экономический потенциал определяет затраты на выполнение НИОКР, внедрение их в производство, затраты на разработку и внедрение инноваций.
Инвестиционный потенциал определяет привлекательность региона для потенциальных инвесторов. Данный показатель состоит из частных, которые отражают объёмы инвестиций в регион — это индекс физического объема инвестиций в основной капитал, инвестиции в основной капитал на душу населения, объем иностранных инвестиций и доля собственных средств организаций в структуре инвестиций в основной капитал.
Информационно — коммуникативный потенциал оценивает степень распространения в регионе информационных систем.
Очевидно, что инновационная деятельность является основой динамического развития экономической системы. Формирование и реализация инновационного потенциала, многогранность инновационной сферы, успешная реализация инновационных процессов определяют постоянный рост экономики на любом уровне.
Кроме представленной выше оценки РИП, можно провести оценку инновационности региональной экономики и по другим показателям, например, объем инновационной продукции, инновационная деятельность организаций, затраты на инновационную деятельность, выданные патенты и т.д.
Инновационная деятельность организаций является одним из главных факторов, влияющих на развитие экономики.
Инновации бывают трех видов:
Технологические — создание или переработка продукта, услуги или технологии с последующим внедрением на рынок.
Маркетинговые — использование новых методов продаж, презентация услуг или продуктов, изменение дизайна товара с целью продвижения на рынке сбыта услуги (товара), формирование новых ценовых связей.
Организационные — организации внешних связей, организации новых рабочих мест, использование нового метода в ведении бизнеса.
Для получения полной информации об изменениях в развитии региональной экономики ежегодно производится сбор и анализ статистических данных. Так по данным статистического наблюдения в Калужской области за 2014 год было исследовано 518 организаций, из которых 50 занимались инновационной деятельностью. Инновационная активность организаций Калужской области за исследуемый период составил 9,7 %.
Полученные данные свидетельствуют о том, что основным видом инновационной деятельности организаций в Калужской области являются технологические инновации. Удельный вес организаций, занимающиеся технологическими инновациями, составляет более 30 % (в целом по Калужской области порядка 7,9 %) — это предприятия связанные с производством аппаратуры для радио, телевидения и связи, производством медикаментов, производством оборудования и др.
Инновациями в организационной сфере занимались 23 предприятия, что составляет 4,4 % по области. В основном данным направлением инновационной деятельности занимались предприятия промышленного типа, основными направлениями в этой области были: создание новых рабочих мест и внешних связей для увеличения эффективности деятельности предприятий путем сокращения административных издержек; повышение производительности труда; новые методы ведения бизнеса и т.д.
Маркетинговыми инновациями воспользовались 17 предприятий области (что составляет 3,3 % от общего числа исследованных организаций Калужской области).
При этом больше половины предприятий, активно занимающиеся инновационной деятельностью, находятся на территории городских округов: города Калуга и Обнинск.
Основными источниками финансирования для введения инноваций являлись средства из федерального бюджета (27,8 %) и собственные средства организаций (47,2 %).
Проведенные исследования за 2014 год показали, что 90,3 % от общего количества исследуемых организаций и предприятий не занимаются инновационной деятельностью. Причинами этого являются два основных фактора: экономический (недостаток собственных средств, высокий экономический риск, невозможность получить государственную поддержку, низкий инновационный потенциал организации и др.) и внутренний (недостаток квалифицированных работников).
Калужская область обладает высочайшим научно-инновационным потенциалом. На сегодняшний день в сфере науки и научного обслуживания работает до 5 % от общего числа предприятий области, при этом порядка 40 % находится в городе Обнинске. В последние годы в Калужской области возрастают внутренние затраты на разработки и исследования (в расчёте на 100 тыс. населения), и в абсолютном своем значении опережают показатели по другим регионам РФ. Все это несомненно оказывает положительное влияние на развитие научного потенциала области [40].
Особое внимание правительство Калужской области уделяет науке: по удельному весу научных сотрудников область занимает ведущую позицию в ЦФО. Так в организациях области, занимающихся научными разработками, работает порядка 11000 человек, в том числе более 200 докторов наук и 850 кандидатов наук, которые вносят вклад в развитие и продвижение как фундаментальной, так и прикладной науки. При этом 16,5 % (более 1800 человек) составляют исследователи — женщины, 26 из которых имеют степень доктора наук и 250 кандидата наук. Больше половины женщин (55,8 %) занимаются исследованиями в области естественных наук [45].
Сегодня в Калужской области функционирует 34 научных организации, из которых 35 % являются государственными, к предпринимательскому сектору относятся — 58 %, и учреждения высшего образования составляют 7 % (по данным областного комитета государственной статистики).
К сожалению, в Калужской области наблюдается общая тенденция, характерная для России в целом, — снижение численности исследователей с учеными степенями (кандидатов и докторов наук).
Даная динамика отмечается для всех отраслей науки, однако наиболее сильное отражение старение ученных наблюдается в отрасли технических наук Из данных рисунка 10 видно, что наибольшую группу научного потенциала Калужской области составляют работники в возрасте более 60 лет.
Примером вышесказанного может служить АО ОНПП «Технология» имени А.Г. Ромашина, где работают 5 докторов технических наук, из них один в возрасте 38 лет, остальные в возрасте 65-75 лет.
Главной задачей для развития науки как в России в целом, так и в Калужской области является обеспечение преемственности труда ученых и в получении знаний и опыта молодым поколением.
Осознавая сложившуюся ситуацию в научном мире правительство Калужской области разрабатывает проекты для вовлечения в науку подростков и выпускников школ. Так в городе Обнинск реализуется несколько программ для вовлечения молодежи в научный мир. В сентябре 2015 года в г. Обнинск стартовал проект «Интеллект будущего», основными организаторами которого являются Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Научно-образовательный центр «РОСИНТАЛ». Конкурс способствует выявлению одаренных детей в области гуманитарных, естественных и технических наук. Реализация подобных программ может способствовать притоку молодых кадров в науку [43].
Таким образом, основным ресурсом регионального инновационного сектора является инновационный опыт Обнинска, который используется для формирования инновационной системы Калужской области в целом [40].
Ядро научно-производственного комплекса города Обнинска образуют 10 государственных научно-исследовательских организаций и предприятий, три из которых имеют статус государственных научных центров. Большинство научно-исследовательских организаций города Обнинска являются ведущими в своих отраслях: Физико-энергетический институт им А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ ФЭИ), Медицинский радиологический научный центр Российской Академии медицинских наук (МРНЦ РАМН), Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» (ГНЦ ОНПП «Технология»), Государственный научный центр Российской Федерации научно-исследовательский физико-химический институт им. Л.Я. Карпова (ГНЦ РФ НИФХИ), научно-производственное объединение «Тайфун» (НПО «Тайфун), ГНУ ВНИИ сельхозрадиологии и агроэкологии РАСХН и другие. Правительство области оказывает поддержку и, в первую очередь, финансовую, развитию региональной науки. Только в рамках совместных конкурсов Правительства области с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом за период 2010- 2015 годов в общей сложности было профинансировано 928 научно- исследовательских проекта на сумму 172,5 млн. рублей (521 научный проект в области естественных наук на сумму 134,3 млн. рублей, 361 научный проект в области гуманитарных наук на сумму 38,2 млн. рублей) [41].
2 Развитие и перспективы инновационного потенциала Калужской области под воздействием средовых факторов
Благодаря действующему федеральному устройству РФ региональные власти получают возможность выбора по созданию и реализации схем стимулирования развития инноваций. На развитие инновационного потенциала региона в основном оказывают влияние два фактора: организационный и институциональный.
Правительство на региональном уровне может стимулировать инновационную деятельность в трех основных направлениях:
- Инфраструктурной поддержкой;
- Законодательным регулированием;
- Созданием благоприятного инвестиционного климата.
Во многих регионах имеется опыт по созданию законодательной базы для обеспечения в нем инновационной деятельности. Нормативно — правовая база регионов состоит из региональных законов об инновациях, инновационных программ и стратегий, и других нормативных актов в которых оговаривается предоставление финансовой помощи инновационным предприятиям в виде налоговых льгот, субсидий и др., а также регулирующих создание и поддержку инновационной инфраструктуры.
Однако, несмотря на большую заинтересованность со стороны правительства РФ вопросами инновационного развития и экономического роста страны на основе инновационной деятельности, в законодательной базе на федеральном уровне остается ряд нерешенных проблем, например, до сих пор не принят базовый федеральный закон об инновационной деятельности. Именно грамотно составленная нормативно — правовая база способна обеспечить финансовую поддержку инновациям, а также создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций.
Кроме того, залогом успешной государственной политики в области инноваций является взаимодействие между органами федеральной и региональной власти. Так как именно грамотная региональная инновационная политика каждого субъекта РФ является залогом успешной национальной инновационной системы России. Для этого государство должно оказывать максимальную поддержку и помощь отстающим в развитии регионам, обеспечить уменьшение социально — экономического неравенства между своими субъектами, определять приоритетные направления развития региональных инновационных потенциалов.
Проведенный в ходе исследования анализ развития Калужской области за последние пять лет, позволяет сделать вывод о том, что благодаря грамотной инновационной политики и иностранным инвестициям (при этом прямые иностранные инвестиции составили, почти 90% от общего объема иностранных инвестиций), фактически в регионе проведена повторная индустриализация.
В области построено больше 1 млн. м2 производственных площадей, в 2,5 раза увеличен объем промышленного производства.
Сравнивая ситуацию в области до начала реализации региональной экономической политики, и ситуацию сегодня, можно сделать вывод о том, что регион был бы на 7-м месте в ЦФО по уровню зарплаты. А сегодня Калужская область на 3-м месте после Москвы и Московской области. [44]
Приход на землю Калужской области крупных компаний создает внутри нее конкурентную среду, однако возникают проблемы с быстрыми темпами инновационной деятельности в области. Среди основных можно выделить следующие проблемы:
Упор при ведение инновационной деятельности российские предприниматели делают на приобретение нового оборудования, в отличие от мировых фирм, выпускающих высокотехнологическую продукцию и делающих упор на новые разработки и исследования.
Ориентация иностранных инвесторов направлена на создание промышленных зон, а не на полноценных циклов, от разработки продукции до ее производства.
Качество трудовых ресурсов не удовлетворяет темпам инновационного развития.
Население области имеет противоречивое мнение по результатам инновационной и инвестиционной политики правительства Калужской области.
Дополнительные меры по решению возникших проблем были отражены в принятой 27 января 2011 года ведомственной целевой программе «Комплексное развитие инновационной системы Калужской области» [41].
Программой дополнительно подтверждено, что инновационное развитие в долгосрочной перспективе должно осуществляться на основе партнерства органов власти Калужской области, предпринимателей и населения, а также сопровождаться переходом региональной экономики к развитию наукоемких отраслей, основанных на новых передовых технологиях и знаниях.
Региональная инновационная программа является инструментом инновационной политики, она представляет собой комплекс мероприятий, взаимосвязанных между собой по срокам, ресурсам, исполнителям.
В Калужской области утверждена государственная программа «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области» [41].
Целью принятия данного документа было повышение инновационной активности регионального бизнеса, а также создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. В данной программе выделены подпрограммы для развития регионального инновационного потенциала: 1 — Создание и развитие инновационных территориальных кластеров в сфере фармацевтики, биотехнологии, биомедицины и информационно-телекоммуникационные технологии; 2 — Создание и развитие технопарков в сфере высоких технологий в Калужской области.
На сегодняшний день в Калужской области существует достаточно развитая законодательная база, регулирующей нормативно — правовые отношения бизнеса — государства — науки
Проанализировав основные документы (законы, постановления, стратегии и др.), разработанные правительством Калужской области, можно выделить в них определенные сходства, так в основном все документы ориентированы на:
- Постановку задач и полномочий, которыми обладают органы региональной власти в области инновационной деятельности;
- Определение принципов инновационной деятельности;
- Определение мер и форм поддержки инновационной деятельности;
- Указание источников финансирования.
Органы государственной власти на уровне своего региона ставят перед собой следующие задачи и определяют свои полномочия по принятию решений:
- Определение приоритетных для региона направлений в научной и инновационной деятельности;
- Создание условий для максимального привлечения инвесторов в регион;
- Оказывают содействие по развитию науки;
- Поддержка и стимулирование кадрового потенциала научной и инновационной деятельности;
- Создание в области условий для развития передовых форм организации производства;
- Создание условий для развития кадрового потенциала;
- Создание условий для взаимодействия в цепочке «государство — наука — бизнес».
Поддержка инновационной деятельности региональным правительством может осуществляться в разных формах:
- Предоставление налоговых льгот;
- Услуг в области образования;
- Информационной и консультативной поддержками;
- Оказание помощи в составление проектной документации;
- Развитии спроса на инновационный продукт или услугу;
- Развитие инфраструктуры;
- Оказание финансовой помощи инновационному проекту в виде грантов, кредитов, субсидий, гарантий и др.
Предприятиям для интенсивного экономического роста необходимо использовать инновационные стратегии развития. Для этого необходимы большие капиталовложения со стороны инвесторов.
Понятия инновации и инвестиции тесно связанны между собой в рамках производственного процесса в масштабах как одного предприятия, так и страны в целом. Вложение денежных средств в инновационную деятельность преследует цели внедрения новых технологических решений в производственную деятельность предприятий, компаний и организаций.
Однако главным в любом капиталовложение для инвестора является не интерес к научному проекту или производству с точки зрения его развития, а рентабельность проекта и получение дохода. Главным образом вложения преследуют две цели:
Приобретение инновационного продукта или технологии, патентов, ноу-хау, лицензии и т.д.
Разработка инновационного продукта или услуги.
Приобретение продукта инновационной деятельности процесс менее затратный по вложению инвестиций. Это как правило, нематериальные активы предприятий и организаций — патенты на изобретения, ноу-хау, товарные знаки, лицензии на выпуск продукции и т.д. Однако для инвестора потенциальная полученная прибыль будет меньше, чем при разработке инновационного продукта.
Однако при вложении средств в разработку инновационного продукта или услуги, у инвесторов появляются повышенные риски неудачного результата, и как следствие — отсутствие возврата денежных средств. Между тем при положительных результатах разработки вложенные инвестиции могут преумножится быстрее, чем ожидалось.
Итогом любой инвестиционной деятельности для инвестора является получение дохода, не исключение и область инноваций. Вложение капитала в разработку инновации может принести для инвестора не только возврат денежных средств и получения дохода, но и достижения новых целей. Экономисты выделяют шесть направлений инвестирования:
- Получение нового продукта или услуги — товарная инновация;
- Разработка новой технологии производства — техническая инновация;
- Организация новых рынков для сбыта продукта или услуги — рыночная инновация;
- Поиск новых поставщиков и покупателей — маркетинговая инновация;
- Улучшение уровня жизни — социальная инновация;
- Улучшение условий производства — экологическая инновация.
Сегодня самыми инвестируемыми областями считаются направления высоких информационных технологий (ИТ) и интернет — проекты. Данная сфера занимает 50% всего мирового рынка инновационных инвестиций. Далее следует область биотехнологий (фармацевтики) занимающая порядка 30 % мировых инвестиций. Остальные области считаются перспективными для инвестирования, эксперты выделяют следующие сферы для вложения инвестиций: самолетостроение, военная отрасль и производство оружия нового поколения, космическая отрасль, ракетостроение, машиностроение и др.
Главными инвесторами, вкладывающими капитал в инновации, являются крупные компании преследующие основную цель — получение прибыли.
В Калужской области сохраняется мировые тенденции, и основными сферами интересов инвесторов являются области IT-технологий и фармацевтическая отрасль.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Калужская область имеет наименьший законодательный риск инвестиционной деятельности среди регионов центрально — федерального округа.
Кроме того, для стимулирования инвестиционной деятельности и повышения привлекательности Калужской области для потенциальных инвесторов правительство области использует ряд инструментов: финансирование, налоговое стимулирование, инфраструктурная поддержка, организационное и институциональное обеспечение
Для регионального инвестиционного законодательства характерно наличие законов, целью которых является регулирование и стимулирование инвестиционной деятельности, а также предусматривающих виды поддержки инвестиционной деятельности:
- Предоставление государственных гарантий;
- Получение налоговых льгот;
- Информационное сопровождение работ и субъекта;
- Участие в разработке концепции проекта;
- Выделение финансовое поддержки из средств областного бюджета.
Анализ четырех регионов Калужской, Курской, Воронежской и Липецкой областей показал, что регионы стремятся к установлению благоприятных налоговых режимов для привлечения инвесторов. Больше всего налоговых льгот предоставляется в Липецкой области, там законодательно урегулированы преференции по транспортному налогу, предоставляется участникам особых экономических зон регионального уровня, а также для резидентов технопарков и индустриальных парков. Пониженная налоговая ставка на прибыль организаций применяется во всех областях, самые выгодные условия предусмотрены в Липецкой области.
В Калужской области в соответствии с Законом Калужской области от 29.12.2009 № 621-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области» налоговая ставка зависит от объема осуществляемых вложений инвестором.
Так же в Калужской области предусмотрено снижение ставки по налогу на имущество организаций, который регулируется законом регионального уровня «О налоге на имущество организаций». Согласно данному закону налоговая ставка варьируется от 13,5 до 2,2 %, при этом возможно и полное освобождение от уплаты налога. Полное освобождение от уплаты налога применяется для инвесторов, чьи капитальные вложения составили необходимый по законодательству объем.
Законодательством регионального уровня не регламентируются такие налоговые льготы как: специальные налоговые режимы и инвестиционный налоговый кредит.
В Калужской области правительство старается оказать максимальную финансовую поддержку инвесторам, отсутствует только мера софинансирования процентной ставки. Местным законодательством
регламентируются условия предоставления инвесторам государственных гарантий, в основном за счет залоговых фондов.
Еще одной формой государственной поддержки инвестиционной деятельности является прямое бюджетное финансирование. В Калужской области успешно функционирует «Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области», выдающий предпринимателям займы под пониженную процентную ставку или поручительство банка. Также в области достаточно хорошо развиты механизмы строительства объектов инженерной инфраструктуры. Широкое распространение получил механизм создания индустриальных и технологических парков, создание особых экономических зон. Единственным, из рассматриваемых в сравнении друг с другом регионов, не использует данный тип поддержки Курская область.
В Калужской области построены и успешно осуществляют свою деятельность семь индустриальных парков: «Ворсино», «Калуга-Юг», «Грабцево», «Обнинск», «Детчино», «Росва», «И-Парк Лемминкяйнен», и одна экономическая зона — «Людиново» [41].
Для создания и развития инфраструктуры для технопарков и индустриальных парков в ноябре 2007 года создана организация -«Корпорация развития Калужской области». Основным назначением ее деятельности является содействие решению социально — экономических задач, управление привлеченными инвестициями, увеличение инновационной и инвестиционной привлекательности региона [41].
В рамках осуществления инфраструктурной поддержки в Калужской области разработан План создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры, содержащий наименование объектов, приблизительную стоимость и источники финансирования.
Информационная поддержка также занимает важное место в процессе стимулирования инвестиционных отношений, для этого в Калужской области создан реестр инвестиционных проектов. Также в законодательных актах
Калужской области заявлены меры по обеспечению информационного сопровождения инвестиционных проектов. Примером может служить, функционирующий в Калужской области, канал прямой связи между губернатором и инвесторами, а также специализированный двуязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности — investkaluga.com.
Создание инвестиционных стратегий — является еще одним способом по привлечению инвестиций. В Калужской области действует «Инвестиционная стратегия Калужской области на период до 2020 года», которая определяет путь развития области. Согласно данной стратегии можно выделить два основных направления инвестиционного развития Калужской области, первая группа является ведущей по развитию области. В ее состав входят кластеры:
- Автомобильный;
- Фармацевтики, биотехнологий и биомедицины;
- Агропромышленный;
- Транспортно-логистический;
- Информационных технологий.
Вторую группу составляют модернизируемые на основе инновационных технологий действующие предприятия и организации, а также качественная среда проживания с развитой социальной инфраструктурой.
Для устранения административных барьеров в области внедрена система «одного окна», благодаря ей значительно сокращается период оформления документации. Также в Калужской области существует регламент, устанавливающий последовательность и сроки действий исполнительных органов власти Калужской области, институтов развития Калужской области по оказанию организационного и информационно- консультационного содействия субъектам инвестиционной деятельности, реализующим и (или) планирующим реализацию инвестиционных проектов на территории Калужской области. Суть данного регламента унифицировать процедуры взаимодействия инвесторов с исполнительными органами власти области, снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории региона по принципу «одного окна».
Проведенный анализ нормативно — правовой базы региона в сфере инновационной и инвестиционной деятельности показал, что существует большое количество законодательных актов, благодаря которым решается ряд вопросов инвестиционных и инновационных процессов в экономике Калужского региона. Однако есть в законодательстве Калужской области и ряд проблемных моментов, пробелы, несоответствия, которые необходимо устранить для создания более благоприятного климата для инвестиций в области.
Однако опыт Калужской области может служить примером для регионов с более низким уровнем инвестиционной привлекательности. Президент РФ Путин В.В. подчеркнул: “Пример Калужской области убедительно показывает, как можно практически с нуля создавать новые индустриальные центры, активно привлекать передовые технологии”.
В ходе исследования был проведен анализ инновационного потенциала Калужской области. Систематизируем полученные результаты и уточним направления дальнейшего развития Калужской области при помощи SWOT- анализа. SWOT-анализ регионального инновационного потенциала направлен на выявление сильных и слабых сторон Калужской области, как объекта исследования, а также потенциальных угроз развития
Проведенный анализ регионального инновационного потенциала Калужской области позволил выявить перспективы развития и основные проблемы региона.
В части влияния факторов γ — среды к сильным сторонам относится:
- Наличие в области многочисленной нормативно — правовой базы, в том числе Закона об инновационной деятельности;
- Наличие основных инструментов поддержки инновационной деятельности, закрепленных нормативно — правовой базой (субсидии, льготы, гранты и др.);
- Присутствие поддержки инвестиционной деятельности;
- Развитие научно — образовательной составляющей инновационной инфраструктуры;
- Наличие системы стратегического и программно-целевого планирования в инновационной сфере;
Однако средой косвенного воздействия (γ-среда) формируются условия развития регионального инновационного потенциала негативного характера, а именно:
- малоэффективные стимулы создания инноваций;
- отсутствие четко сформулированных приоритетов развития инноваций и сферы науки;
- слабые связи между сектором исследований и разработок и бизнесом;
- малый объем финансирования сферы НИОКР.
Со стороны γ-среды положительное влияние на инновационный потенциал оказывает:
- рост инновационной активности организаций;
- развитая научно-исследовательская база;
- развитый промышленный потенциал;
- наличие предприятий, имеющих устойчивые позиции на российском рынке.
К слабым сторонам γ-среды относится:
- физический и моральный износ основных производственных фондов промышленных предприятий;
- низкая результативность инновационной деятельности.
Как уже отмечалось выше институциональная и организационно — экономическая среды формируют δ — среду, которая оказывает наибольшее влияние на развитие РИП.
Для развития институциональной среды необходимо:
- Доработка нормативно — правовой базы внутри региона, а также на федеральном уровне, в части формирования системы инновационной деятельности;
- Стимулирование спроса на инновации;
- Содействие к созданию и развитию малых и средних инновационных предприятий.
Для развития организационно — экономической среды необходимо:
- Развитие инновационной инфраструктуры;
- Формирование системы финансирования инновационных процессов;
- Создание новых инновационных кластеров и индустриальных парков.
Указанные пути развития факторов δ — среды дадут толчок к развитию факторов научно — образовательной и бизнес сред.
При выполнение данных путей развития можно выделить две основные точки роста РИП: инновационно — ориентированные предприятия Калужской области и развитый научно — исследовательский сектор.
Также возможным результатом после реализации предложенных мероприятий будет: усиление технико-технологического и индустриально- производственного ресурсных блоков РИП и научного потенциала.
Развитие отдельных потенциалов будет обеспечен:
- Появление новых предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки;
- Рост результативности научной составляющей (получение патентов, создание новых высокотехнологичных производств и т.д.);
- Обновление материально-технической базы промышленного комплекса;
- Усиление инновационной активности предприятий;
- Рост результативности инновационной деятельности.
Заключение
Сегодня инновации и научно — технический прогресс являются двигателем развития экономики на любом уровне. При этом уровень развития инноваций, а также их внедрение в производство определяют, какое место регион занимает в национальной экономической системе. Сегодня конкуренция продуктов и услуг основывается на постоянном внедрении инноваций в производственный и непроизводственный процессы.
Проведенный анализ литературных и интернет источников информации по проблемам развития инновационного регионального потенциала под воздействием стимулирующих мер со стороны государства позволяет сделать следующие выводы:
В ходе теоретического исследования определены содержание и структура РИП, определены среды, влияющие на его развитие. Обозначена роль факторов и условий среды на региональные инновационные процессы. Показано, что инновационная среда региона состоит из шести сред: научной, образовательной, институциональной, организационно-экономической, информационной и бизнес — среды. Определено, что инновационная среда региона является катализатором развития инновационного потенциала, участвуя в двух процессах формировании и реализации. Выделены семь ресурсных блоков: человеческий, научный, технико-технологический, инвестиционный, информационно-коммуникативный, индустриально- производственный, финансово-экономический.
Исходя из структуры инновационного потенциала региона и специфики его организации, экономическая инновационная среда региона рассмотрена в совокупности с инновационным потенциалом. При этом выделены два уровня влияния: δ — среда и γ — среда. γ — среда образует некий сетевой каркас между элементами региональной инновационной системы, а δ — среда формирует факторы, оказывающие непосредственное влияние на определённый ресурсный блок РИП.
Предприятиям для интенсивного экономического роста необходимо использовать инновационные стратегии развития. Для этого необходимы большие капиталовложения со стороны инвесторов.
Понятия инновации и инвестиции тесно связанны между собой в рамках производственного процесса в масштабах как одного предприятия, так и страны в целом. Вложение денежных средств в инновационную деятельность преследует цели внедрения новых технологических решений в производственную деятельность предприятий, компаний и организаций.
Однако главным в любом капиталовложении для инвестора — не интерес к научному проекту или производству с точки зрения его развития, а рентабельность проекта и получение дохода.
Однако при вложении средств в разработку инновационного продукта или услуги, у инвесторов появляются повышенные риски неудачного результата, и как следствие — отсутствие возврата денежных средств. Между тем при положительных результатах разработки вложенные инвестиции могут преумножится быстрее, чем ожидалось.
Сегодня самыми инвестируемыми областями считаются направления высоких информационных технологий (ИТ) и интернет — проекты. Данная сфера занимает 50% всего мирового рынка инновационных инвестиций. Далее следует область биотехнологий (фармацевтики) занимающая порядка 30 % мировых инвестиций. Остальные области считаются перспективными для инвестирования, эксперты выделяют следующие сферы для вложения инвестиций: самолетостроение, военная отрасль и производство оружия нового поколения, космическая отрасль, ракетостроение, машиностроение и др.
Главными инвесторами, вкладывающими капитал в инновации, являются крупные компаниию преследующие основную цель — получение прибыли.
В Калужской области сохраняется мировые тенденции и основными сферами интересов инвесторов являются области IT-технологий и фармацевтическая отрасль.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» Калужская область имеет наименьший законодательный риск инвестиционной деятельности среди регионов центрально — федерального округа.
Для систематизации данных по оценки РИП Калужской области проведен SWOT-анализ. Определены основные механизмы и пути изменений основных факторов инновационной среды региона. В части изменений институциональной среды нужно: постоянно производить доработку нормативно — правовой базы внутри региональных инновационных процессов; увеличение государственной поддержки инновационной деятельности; стимулирование спроса на инновации; стимулирование создания и развития малых и средних инновационных предприятий.
Для усиления организационно-экономической среды необходимо: развитие инновационной инфраструктуры; развитие системы финансирования инновационных процессов; создание новых кластеров и индустриальных парков.
Указанные пути развития факторов δ — среды дадут толчок к развитию факторов научно — образовательной и бизнес сред.
При выполнение данных путей развития можно выделить две основные точки роста РИП: инновационно — ориентированные предприятия Калужской области и развитый научно — исследовательский сектор.
Также возможным результатом после реализации предложенных мероприятий будет: усиление технико-технологического и индустриально- производственного ресурсных блоков РИП и научного потенциала.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ).
— Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.».
— «Порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.05.2010 N 365).
— Сooke P. Regional innovation systems: Competitive regulation in the New Europe / P. Сooke // Geoforum. -1992. — № 23. — P. 365-382
— Богомолова, А.В. Управление инновациями / А. В. Богомолова. — Томск: Эль Контент, 2012 — 144 с.
— Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит: монография / С.Н. Гавров — М.: МГУДТ, 2010. — 269 с.
— Глазьев С.Ю. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / Под ред. академика РАН С.Ю.Глазьева и профессора В.В.Харитонова. — М.: «Тровант». 2009. — 304 с.
— Глазьев С.Ю. Государственная политика и управление современной России в сфере экономики: материалы научного семинара. Вып. 3 (50) / С.Ю. Глазьев. — М.: Научный эксперт, 2012. — 120 с.
— Губернаторов А.М. Управление инновационным развитием экономических систем: мезоуровень-микроуровень: монография /А. М. Губернаторов, И. И. Савельев. — Владимир: ВИТ-принт, 2013. — 240 с.
— Индикаторы инновационной деятельности: 2015: Статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 320 с.
— Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ — ВШЭ, 2008. -168 с.
— Иода, Е.В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе: монография / Е.В. Иода. — Тамбов, 2007. — 291 с.
— Николаев М.В. Инновации в обеспечении конкурентоспособности региона (на примере освоения ресурсов природных битумов в Республике Татарстан): монография / М.В. Николаев, Ю.Э. Халабуда — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2012. — 173 с.
— Нугуманова Г.Н. Введение в инноватику: уч. пособие / Г.Н. Нугуманова, Е.М. Готлиб, Д.Д. Исхакова, Л.Р. Абзалилова. — Казань: Издательство КНИТУ, 2013. — Ч. 1. — 109 с.
— Райская, М.В. Теория инноваций и инновационных процессов: учебное пособие / М.В. Райская. — Казань: Издательство КНИТУ, 2013. — 273 с.
— Санто, Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венг. с изм. и доп. / Б. Санто. — М.: Прогресс, 1990. — 295 с.
— Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. Пер. с венг.: Общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. — М.: Прогресс, 1990. — 315 с.
— Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / под ред. Л. М. Гохберга. — М.: ЦЭМИ, 1996. — 253 с.
— Шичков А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе: монография / А.Н Шичков. — М.: ИД «ФиК», 2008. — 360 с.
— Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер. — М.: Директ-Медиа, 2007. — 400 с.
— Баринов В.А. Формирование инновационной среды развития регионов / В.А. Баринов // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. №3. С. 136-138.
— Беляев О.Г. Методика комплексной оценки инновационного потенциала региона / О.Г. Беляев, Д.А. Корнилов // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2011. № 3(90).
С. 281-288.
— Боджаева В.В. Инновационная среда как ключевая характеристика развития региона / В.В. Боджаева // Вестник Калмыцкого университета. 2012. №2 (14) С. 122-127.
— Васильева З.А. Сравнительный анализ механизмов формирования инновационной среды регионов России / З.А. Васильева, Т.П. Лихачева // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. 2012. №2 (42).
С. 150-154.
— Ильич О.А. Институциональная среда взаимодействия государства и частного бизнеса / О.А. Ильич // Экономика и управление. 2011. № 1. С. 63-66.
— Иншаков О.В. Экономическая генетика как методологическая и теоретическая основа наноэкономического анализа / О.В. Иншаков // Вестник ВолГУ, Серия 3. 2008. №1(12).
С. 5-13.
— Касатая И.Л. Экономическое содержание и особенности инновационного потенциала / И.Л. Касатая // Вестник Челябинского госуд. ун-та; Сер Экономика. 2009. №2. Вып. 18. С. 5-13.
— Колмыкова Т.С. Стратегические подходы к продвижению инвестиционные возможностей региона в развитии промышленного комплекса / Т.С. Колмыкова // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-7.
— Маскайкин Е.П. Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития / Е.П. Маскайкин, Т.В. Арцер // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 21 С. 47-53
— Матвеева Л.Г. Механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов в инновационном развитии экономики региона: монография / Л.Г. Матвеева, А.Ю. Никитаева, А.В. Алешин и др. // под общ. ред. Л.Г. Матвеева.
— — Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2011. — 409 с.
— Миндели Л.О. программно-целевом финансировании исследований и разработок / Л.О. Миндели, С.Ю. Черных // Общество и экономика. 2012. №12. С. 195-210.
— Пермякова А.А. Оценка возможности формирования региональной инновационной системы на примере республики Удмуртия / А.А Пермякова // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №34. С. 35-43
— Тишков С.В. Инновационный потенциал и формирование региональной инновационной системы Республики Карелия / С.В. Тишков // Вестн. Волгогр. государственного. ун-та. Сер. 10. Иннов. деят. 2014. № 3 (12) С. 12-19.
— Трухляева А.А. Сущность, условия и факторы формирования инновационного потенциала региональных хозяйственных систем / А.А. Трухляева // Вестн. Волгогр. государственного ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2013. № 2 (23) С. 72-79.
— Устаев Р.М. Реализация инновационного потенциала регионов в обеспечении сбалансированного развития территорий / Р.М. Устаев // Вестник Северо Кавказского федерального университета. 2015. № 1(46) С. 158-162.
— Чернова О.А. Субъектно-объектная определенность региональной инновационной системы / О.А. Чернова // Вестник ТГТУ. 2010 г. №4(12) С. 149-158.
— Чистякова Н.О. Анализ основных теоретических подходов к исследованию инновационной среды региона / Н.О. Чистякова // Вестник науки Сибири, 2011. № 1 (1).
С. 447-456
— Яшин С.Н. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности регионов / С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова // ИнВестРегион. 2010. №3. С. 2-8.
— Портал Администрации МО «Город Обнинск» [электронный ресурс]: www.obninsk.ru.
— Портал органов власти Калужской области [электронный ресурс]: www.admoblkaluga.ru/.
— Материалы Калугастат. 2015 г.
— Интеллектуально-Творческий Потенциал России: future4you.ru
— Регламент мониторинга организаций инфраструктуры инновационной деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс] / НИАЦ МИИРИС. 2006.
— http://ris.extech.ru/library/materials.php