Региональные налоги и их роль в современном развитии региональных бюджетов

Список использованной литературы………………………………………56 , ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе — превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономической разделении труда.

Налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытаются выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволит развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволит государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы.

В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов, в том числе и налоговых не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этой вакханалии пришел государственный подход к законотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине несогласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти. Упирается государство, упираются местные власти. Компромисс все равно будет найден.

А как прореагировали отдельные местные органы власти на инициативу по внесению изменений в государственное регулирование игорного бизнеса? Со стороны отдельных муниципальных органов даже звучали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Вопрос, борьба за налоговые поступления или личный интерес.

Кроме этого, региональные виды налогов и сборов наиболее подвержены динамике принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

В связи с этим изучение различных видов региональных налогов и сборов и их влияния на формирование бюджетов разного уровня приобретает особую актуальность.

Различные аспекты вопросов налогообложения и их влияния на формирование доходов бюджетов разных уровней широко освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Цель дипломного исследования состоит в выявлении сущности, содержания и особенностей региональных налогов, а также их влияния на формирование бюджетов.

37 стр., 18015 слов

Земельный налог, особенности и порядок исчисления налоговой базы, ...

... «Меркушевский»; Произвести анализ действующего порядка исчисления и уплаты земельного налога в бюджет на СХПК «Меркушевский»; Изучить основные проблемы земельного налогообложения и определить возможные пути их решения. Объектом исследования курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью ...

Указанная цель определила следующие задачи дипломного исследования:

  • раскрыть историческую сущность и методологические основы регионального налогообложения и их влияние на формирование бюджетов на основе налоговых доходов;
  • провести анализ современного состояния законодательной базы налогообложения и проблем, возникающих данной сфере
  • разработать рекомендации по совершенствованию процессов налогообложения и взимания конкретных налогов, пути совершенствования механизмов налогообложения.

Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих по поводу начисления, учета и взимания налога на прибыль предприятий.

Объектом исследования выступает расходная часть баланса предприятия и доходная часть регионального бюджета.

Методологическую основу исследования образуют общенаучные методы познания, в первую очередь — диалектический метод, предусматривающий исследование экономических явлений в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В ходе исследования использованы законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, законодательные и нормативные акты по бюджету, бюджетному устройству и бюджетному процессу Российской Федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов РФ, а также материалы научно-практических конференций и периодических изданий.

Эмпирической базой исследования послужили также концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах российских и зарубежных ученых в области налоговой, финансовой и бюджетной политики и территориальных финансов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Процесс становления налоговой системы, в более или менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета.

Поступление податей до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций

Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г.

7 стр., 3101 слов

Понятие и роль налогов в Российской Федерации

... Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы. Налоговая система РФ представлена на рис. 1. Рис. 1. Налоговая система РФ Федеральными признаются налоги и ... о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, ...

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличие от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России.

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям — все более и более очевидным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х годов налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

Но принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

При этом необходимо подчеркнуть, что из предполагаемых тридцати глав второй части Кодекса были приняты четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.

В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов — налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. Специальная глава Кодекса была посвящена налогу с продаж.

По остальным налогам до 2003 г. продолжали действовать соответствующие законы, определяющие порядок и условия их исчисления и уплаты.

После принятия остальных глав второй части Налогового кодекса в январе 2006 года он становится единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации, хотя до сих пор в нем происходят изменения.

Налоговый кодекс призван стать и непременно станет практически единственным нормативным актом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

1.1. Сущность и роль региональных налогов и сборов.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Налоговая система РФ – Это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Понятие «налоговая система Российской Федерации» не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства РФ. Ранее закрепленное в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определение было неудачным; законодатель называл налоговой системой РФ систему ее «налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в обязательном порядке», фактически смешивая понятия «налоговая система» и «система налогов и сборов». Между тем второе понятие уже по своему объему. Система налогов и сборов — только часть налоговой системы.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

  • системы налогов и сборов РФ;
  • системы налоговых правоотношений;
  • системы участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые «обременяют подданных» обязанностями по уплате налогов и сборов:

  • Россия, 89 ее субъектов и около 29 тысяч муниципальных образований;
  • действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, а также налогопла тельщиков и налоговых агентов, их права и обязанности.

Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.

Таблица 1

Виды налогов и сборов в РФ

Виды налогов и сборов Порядок установления и введения налогов и сборов
1. Федеральные налоги и сборы:

1.1. Налог на добавленную стоимость.

1.2. Акцизы.

1.3. Налог на доходы физических лиц.

1.4 Налог на прибыль организаций.

1.5 Налог на добычу полезных ископаемых.

1.6 Водный налог.

1.7 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

1.8 Государственная пошлина.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.
2. Региональные налоги:

2.1. Налог на имущество организаций.

2.2. Налог на игорный бизнес.

2.3. Транспортный налог.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами субъектов РФ.

Субъекты РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.

3. Местные налоги:

3.1. Земельный налог.

3.2. Налог на имущество физических лиц.

Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений, городских округов.

Местные налоги в городах Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ. Представительные органы муниципальных образований, законодательные органы власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы и основания для их применения.

4. Специальные налоговые режимы:

4.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

(единый сельскохозяйственный налог).

4.2. Упрощенная система налогообложения.

4.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

4.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК и применяются в случаях и порядке, предусмотренными кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Роль налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля США Б. Франклина, «платить налоги и умереть должен каждый».

Налоги и займы — два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

В последние годы доходы государственного бюджета РФ складывались следующим образом: внешние заимствования — 5,3%; внутренние заимствования — 21,2%; неналоговые доходы — 5,7%; налоговые поступления — 67,8%.

Следовательно, налоги — важнейшая форма аккумуляции денежных средств бюджетом. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы — непременное условие сбалансированности государственной казны.

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США — 90%, в Германии — 80%, в Японии — 75%.

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования — обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) отдельных расходов и возможностей обеспечения под них соответствующего объема доходов.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета проявляется через следующие показатели удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют с разной степенью детализации значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют также и другие показатели — степень собираемости налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной льготы.

Поддержание баланса доходов и расходов государства неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а в рамках ее — рациональным соотношением различных функций налогов.

1.3. Система доходов региональных бюджетов

Собственные доходы бюджета — это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы.

Территориальные налоги делятся на региональные и местные.

Отчисления от налогов, перераспределяемые по установленным нормативам в порядке бюджетного регулирования, называются регулирующими налогами.

Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.

К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.

Первостепенность государственных интересов над региональными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет. Отчисление налогов по нормативам, выраженным в процентах, из централизованного бюджета в нижестоящие называется бюджетным регулированием.

Для выполнения функций, возложенных на местные (региональные) органы власти, последние наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Экономически это реализуется через местные (региональные) финансы, которые представляют собой совокупность денежных средств, сформированных и используемых на экономическое и социальное развитие регионов.

Основной составной частью местных (региональных) финансов являются региональные бюджеты и бюджеты административно- территориальных образований.

Порядок формирования и расходования бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов в Российской федерации определяется в соответствии с конституционными нормами государства, бюджетным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, а для органов местного самоуправления — с учетом решений вышестоящих органов самоуправления. Законодательство РФ различает понятие бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Источники формирования доходной части бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов РФ подразделяются на налоговые и неналоговые поступления, а также иные поступления из вышестоящих бюджетов.

К налоговым доходам субъектов РФ относятся:

* собственные (закрепленные) налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, в определенной пропорции разграниченных между бюджетом субъектов РФ и иными бюджетами;

  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

  • налог с продаж;
  • налог на имущество предприятий;
  • транспортный налог;
  • налог на недвижимость;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Неналоговые доходы региональных бюджетов РФ формируются за счет тех же источников, что и неналоговые доходы федерального бюджета. К ним относятся доходы от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности, части прибыли унитарных предприятий созданных субъектами РФ, доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственного и местного управления, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия. Пополняют бюджеты субъектов РФ также дотации и субвенции, направляемые из федерального бюджета.

К собственным (закрепленным) доходам местных бюджетов РФ относятся местные налоги и сборы, платежи из прибыли муниципальных предприятий. Как правило, закрепленные доходы местных бюджетов не являются основными источниками их формирования. Более значительная роль в этом принадлежит регулирующим налогам и поступлениям из вышестоящих бюджетов в виде дотаций и субвенций. Из регулирующих налогов самыми важными являются НДС, акцизы, налог на прибыль, платежи за пользование природными ресурсами, налог на пользователей автомобильных дорог. Нормативы отчислений регулирующих налогов утверждаются вышестоящими органами власти в виде определенной фиксированной ставки.

Существующая система регулирования местных бюджетов имеет свои достоинства и недостатки. К ее достоинствам можно отнести то, что независимо от экономического потенциала территорий местные (региональные) бюджеты могут быть обеспечены необходимыми средствами для осуществления различных региональных программ, что создает предпосылки к выравниванию уровней развития различных административно- территориальных единиц. Преимуществом использования регулирующих налогов при формировании местных бюджетов является также и то, что местные органы власти заинтересованы в эффективной деятельности расположенных в их регионах предприятий, уплачивающих налоги, относимые законодательством к регулирующим.

Недостатком существующей системы является определенный субъективизм при установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Так, твердо установленные нормативы отчислений от таких регулирующих налогов, как НДС, налог на прибыль, платежи за природные ресурсы, подоходный налог, дают преимущества наиболее экономически развитым промышленным регионам с более высоким уровнем заработной платы или регионам, имеющим природные ресурсы.

Сельскохозяйственные же регионы и регионы, не имеющие природных ресурсов, имеют лишь незначительные поступления от регулирующих налогов в местные (региональные) бюджеты, что вызывает необходимость в перечислении в их адрес из центра бюджетных средств в виде дотаций и субвенций для покрытия дефицита местных бюджетов. Установление дифференцированного подхода к субъектам Федерации уже на стадии формирования доходной части федерального бюджета позволило бы сократить встречные потоки финансовых ресурсов и оптимизировать взаимные расчеты регионов с центром.

  • Таблица 2.

Региональный бюджет РФ за 2009г.

Наименование показателя
I. Налоговые доходы 164550 64,7
1. Налог на прибыль 42616 16,8
2. Подоходный налог с физических лиц 23899 9,4
3. Налог на добавленную стоимость 32760 12,9
4. Акцизы 9416 3,7
5. Налог на имущество предприятий 22602 8,9
6. Платежи за использование природных ресурсов 17781 6,9
II. Неналоговые доходы 15158 6,0
в том числе:
1. Доходы от государственной собственности или от деятельности 2878 1,1
2. Доходы от продажи принадлежавшего государству имущества 3843 1.5
III. Безвозмездные перечисления в том числе 74450 29,3
1. От других уровней власти 60717 23,9
из них:
Дотации 237 0,1
Субвенции 2400 0,9
Средства, перечисляемые по взаимным расчетам 22260 8,7
Трансферты 35638 14,0
2. От целевых бюджетных фондов 5769 23
Итого доходов 254158 100

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий — примерно 9%, доходы от государственной собственности — 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества — 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 2,8%.

1.4.Значение региональных финансов в современной экономике.

Эффективное выполнение властными структурами своих функций предполагает четкое разделение их полномочий. Понятно, что реализация такой функции власти, как обороноспособность страны, может быть возложена только на федеральные власти. В то же время развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, а также оказание социальной помощи населению эффективно лишь на муниципальном уровне.

Таким образом, на федеральном уровне концентрируются функции властных структур, связанные с реализацией государственных интересов в целом. На региональном и, в частности, муниципальном уровне осуществляется концентрация функций, обеспечивающих интересы конкретных граждан. К этим интересам относится реализация прав на образование, здравоохранение, социальную защиту.

предопределяет структуру финансовой системы, ее разделение на федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные финансы.

Последние две категории составляют понятие территориальных (или региональных) финансов.

Региональные финансы (территориальные финансы) — это фонды денежных средств, формируемые административно- территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий.

Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.

Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.

В государствах с различным типом устройства (унитарных или федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это отражается на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных государствах все ресурсы концентрируются на верхнем уровне управления. В федеральных государствах территориальные органы власти обладают существенными полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.

Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана, во-первых, с расширением демократических начал в жизни общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.

Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.

Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.

Систему финансов конкретной территории составляют бюджет и внебюджетные фонды. Бюджет является основой территориальных финансов.

Бюджет субъекта Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.

Бюджет субъекта Федерации и сумма бюджетов местного самоуправления составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации.

Территориальные внебюджетные фонды образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются по целевому назначению

Региональные налоги аккумулируются в регинальных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который 1) Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.

2) Аккумулирование и использование в общерегиональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения

между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”).

Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным

соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

3) Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения

России (за вычетом налогов).

5) Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли “местного хозяйства”, местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.

6) Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.

7) Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.

Региональные бюджетно-налоговые системы во всех странах – традиционный объект всеобщего недовольства и критики.

Вместе с тем важно отметить, что разделение налогов на федеральные, региональные и местные не означает, что они жестко закреплены и должны полностью перечисляться исключительно в соответствующий бюджет. Распределение большинства налогов между бюджетами разных уровней в РФ осуществляется бюджетным законодательством, и происходит это, как правило, ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Именно в ходе бюджетного планирования в РФ устанавливаются доли каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах с целью осуществления регулирования доходной базы всех бюджетов.

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

2.1.Налог на имущество

Налог на имущество организаций регулируется главой 30 НК РФ.

Плательщиками налога являются:

  • Российские организации;

организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и(или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ и в исключительной экономический зоне РФ.

Объектом налогообложения признается:

1)для российских организаций-движимое и недвижимое имущество(включая имущество,переданное во временное владение,пользование,распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность),учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

2)для иностранных организаций,осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства-двжимое и недвижимое имущество,относящееся к объектам основных средств

3)для иностранных организаций,не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства,-движимое и недвижимое имущество,принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки и иные объекты природопользования

-имущество,принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти,в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба,используемое этими органами для нужд обороны,гражданской обороны,обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно,как среднегодовая стоимость имущества организации.Для целей налогообложения имущество учитывается по остаточной стоимости в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено,стоимость указанных объектов определяется,как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа,исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового периода.Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций,не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства,а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций ,не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства,признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органом технической инвентаризации.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговой период определяется,как частное от деления суммы,полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца,на количество месяцев в налоговом отчетном периоде,увеличенное на единицу.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года,являющегося налоговым периодом.

Налоговая ставка на имущество организаций не может превышать 2,2 %. Конкретные ставки налога на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ.Ставки могут дифференцироваться субъектами РФ в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества,признаваемого объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал,полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать налоговые периоды.

Данный налог содержит значительное количество налоговых льгот.Так,освобождаются от налогообложения в соответсвии со ст.381 НК РФ:

  • организации и учреждения уголовно- исполнительной системы-в отношении имущества,используемого для осуществления возложенных на них функций.
  • религиозные организации- в отношении имущества,используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
  • общероссийские общественные организации инвалидов,среди членов которыъ инвалиды и их законные представители состявляют не менее 80%,-в отношении имущества,используемого ими для осуществления их уставной деятельности.
  • организации,уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссйских общественных организаций инвалидов.
  • учреждения,единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов.

-организации,основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции – в отношении имущества,используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов,предназначенных для борьбы с эпидемиями.

  • организации- в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке.
  • организации- в отношении ядерных установок,используемых для научных целей,пунктов хранения ядерноых материалов и радиоактивных веществ,а также хранилищ радиоактивных отходов.
  • организаций- в отношение ледоколов,судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

-организации- в отоношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог,магистральных трубопроводов,линий электопередачи,а также сооружений,являющихся неотъемлемой технологический частью указанных объектов,перечень имущества,относящегося к указанным объектом ,утверждается правительством РФ.

  • организации в отношении космических объектов
  • имущество специализированных протезно- ортопедических предприятий.
  • имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.
  • имущество государственных научных центров.

-организации-в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента особой экономической зоны,созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории данной зоны и расположенного на территории данной зоны,в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет

  • организации-в отношении судов, зарегестрированных в Российским международном реестре судов.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы,определенной за налоговый период.

Cумма налога,подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода,определяется как разница между суммой налога,исчисленной как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы,определенной за налоговый период,и суммами авансовых платежей по налогу,исчисленных в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года,являющегося налоговым периодом,умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки,которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу,если законом субъекта РФ не предусмотрено иное.

В отношении имущества,находящегося на балансе российской организации,налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей,предусмотренных ст.384 и 385 НК.

организации,осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства,в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Организация,в состав которой входят обособленные подразделения,имеющие отдельный баланс,уплачивает налог в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества,признаваемого объектом налогообложения,находящегося на отдельном балансе каждого из них,в сумме определяемой как произведение налоговой ставки,действующей на территории соответствующего субъекта РФ,на которой расположены эти обособленные подразделения,и налоговой базы,определенной за налоговый период в отношении каждого обособленного подразделения.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению каждого своего обособленного подразделения,имеющего отдельный баланс,а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего налогового периода.Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года,следующего за истекшим налоговым периодом.

Таблица 2

Анализ изменений законодательства по налогу на имущество организаций

Что изменилось С 1 января 2010 года До 1 января 2010 года
Налог на имущество организаций
Льготы при налогообложении

пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ

Изменение внесено Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ

Не облагается налогом имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ Не облагается налогом имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ
Имущество, в отношении которого необходимо отдельно определять налоговую базу и рассчитывать налог (авансовые платежи по налогу)

п. 1 ст. 376, п. 3 ст. 382 НК РФ

Изменение внесено Федеральным законом от 28.11.2009 № 284-ФЗ

Пункт дополнен положением, устанавливающим необходимость дополнительно определять базу и рассчитывать налог в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения Отдельно определяется налоговая база и рассчитывается налог в отношении:

— имущества, облагаемого по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);

— имущества, облагаемого по разным ставкам

Порядок уплаты налога (авансовых платежей)

п. 3 ст. 383 НК РФ

Изменение внесено Федеральным законом от 28.11.2009 № 284-ФЗ

Пункт дополнен положением, согласно которому налог уплачивается с учетом особенностей исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения Налог уплачивается в бюджет по местонахождению российской организации.

При этом нужно учитывать особенности его уплаты по местонахождению обособленных подразделений, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимости, расположенного вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения

ст. 385.2 НК РФ

ст. добавлена Федеральным законом от 28.11.2009 № 284-ФЗ

Налог (авансовые платежи) исчисляется исходя из налоговой базы, определенной в целом по субъекту РФ, и уплачивается в бюджеты субъектов РФ по фактическому месту нахождения этого имущества.

Таким местом признается территория того субъекта РФ, в котором осуществляются добыча, транспортировка, хранение или поставки газа.

Организация собственник имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, обязана обеспечить учет этого имущества с указанием в первичных документах бухгалтерского учета его фактического места нахождения

Налог подлежал зачислению в бюджет по местонахождению организации, на балансе у которой числилось имущество, входящее в состав Единой системы газоснабжения.

Перечисление в бюджеты субъектов РФ осуществлялось пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта РФ (п.4 ст. 383 НК РФ)

Представление отчетности

п. 1 ст. 386 НК РФ

Изменение внесено Федеральным законом от 28.11.2009 № 284-ФЗ

Отчетность также необходимо представлять по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения Налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация представляются в налоговые инспекции: по местонахождению налогоплательщика;

— по местонахождению каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

— по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога)

Понятие налогоплательщика

п. 1 ст. 373 НК РФ

Изменение внесено Федеральным законом от 30.10.2009 № 242-ФЗ

Плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Так как подача деклараций является обязанностью налогоплательщиков, при отсутствии у организации объектов налогообложения подавать нулевую декларацию не нужно.

Начиная с отчетности за I квартал 2010 года, можно будет не представлять нулевые расчеты по авансовым платежам, если у организации нет основных средств

Налогоплательщиком является любая российская организация, а также иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство или владеющая в РФ недвижимым имуществом.

Поэтому, даже при отсутствии у организации объектов налогообложения, она обязана подавать в налоговую инспекцию нулевые расчеты по авансовым платежам и декларации

Перечень налоговых льгот, предоставляемых московским организациям

ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»

Изменение внесено Законом г. Москвы от 11.11.2009 № 1

Изменения связаны с приведением закона в соответствие с НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Отменяются льготы, предоставляемые организациям в отношении находящихся в городской собственности:

— памятников истории и культуры, включенных в городской реестр;

— убежищ и противорадиационных укрытий, являющихся объектами гражданской обороны.

Не освобождаются от его уплаты также государственные некоммерческие учреждения, образованные по решению органов государственной власти города Москвы, финансовые средства которых находятся в собственности города Москвы.

Льготы сохраняются:

— в отношении имущества, предназначенного для хранения жидких и твердых противогололедных реагентов;

— в отношении автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

— в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса и газоснабжения, содержание которых полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств, а также в отношении подземных коллекторов для инженерных коммуникаций и имущества, предназначенного для их содержания и эксплуатации

Организации освобождены от уплаты налога в отношении следующего имущества, являющегося собственностью города Москвы:

— имущества, предназначенного для теплоснабжения, газоснабжения, освещения городских территорий, хранения жидких и твердых противогололедных реагентов;

— автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, специальных машин и механизмов для их технического обслуживания;

— объектов, признаваемых памятниками истории и культуры, включенных в Городской реестр недвижимых памятников истории и культуры и их территорий;

— убежищ и противорадиационных укрытий, являющихся объектами гражданской обороны.

Не платят налог также:

— государственные некоммерческие учреждения, образованные по решению органов государственной власти города Москвы, финансовые средства которых находятся в собственности города Москвы;

— организации в отношении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета города Москвы и (или) бюджетов муниципальных образований в городе Москве

2.2 Транспортный налог

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие на основании главы 28 НК и законов субъектов РФ. Налог является обязательным к уплате на территории субъекта РФ,поскольку субъектам не предоставлено право не вводить его.При введении транспортного налога законодательным органам субъектов РФ предоставлено право определять ставку налога в пределах,установленных НК,порядок и сроки его уплаты,форму отчетности,также налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица,на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства,признаваемые объектом налогообложения.

По транспортным средствам,зарегистрированным на физических лиц,приобретенным и переданным ими на основании доверенноти на право владения и распоряжения транспортным средством налогоплательщиком является лицо,указанное в такой доверенности.При этом лица,на которых зарегестрированы указанные траспортные средства,уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объектом налогообложения признаются автомобили,мотоциклы, мотороллеры,автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,самолеты,вертолеты,теплоходы,яхты,парнусные суда,катера,снегоходы,мотосани,моторные лодки,гидроциклы,несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства,зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Значителен перечень транспортных средств,не являющихся объектом налогообложения:

  • весельные лодки,а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.
  • автомобили легковые,специально оборудованные для использования инвалидами,а также автомобили легковые с мощностью до 100 л.с.,полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
  • промысловые морские и речные суда
  • пассажирские и грузовые морские,речные и воздушные суда,находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок
  • тракторы,самоходные комбайны всех марок,специальные автомашины,зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции
  • траспортные средства,принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти,где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба
  • транспортные средства,находящиеся в розыске,при условии подтверждения факта их угона документом,выдаваемым уполномоченным органом
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы
  • суда,зарегистрированные в Российском международном реестре судов

Налоговая база определяется:

1)в отношении транспортных средств,имеющих двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

1.1)в отношении воздушных транспортных,для которых определяется тяга реактивного двигателя,-как паспортная статистическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы

2)в отношении водных несамоходных транспортных средств,для которых определяется валовая вместимость,-как налоговая вместимость в регистровых тоннах.

3)в отношении других водных и воздушныъ транспортных средств-как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законмами субъектом РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя,тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств,категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства,один килограмм силы тяги реактивного двигателя,одну регистровую тонну транспортного средства или единицу траспортного средства в размерах,представленных в таблице 3.

Ставки транспортного налога Таблица 3.

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
1 2
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 81 л.с. (до 59,58 кВт) включительно 13,1
свыше 81 л.с. до 100 л. с. (свыше 59,58 кВт до 73,55 кВт) включительно 15,8
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 28,1
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 45
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 68
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 145
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 7,5
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 12,7
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 38
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 42
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 70
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 38
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 46
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 60
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 73
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 22
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 36
свыше 50 л.с. до 100 л.с. (свыше 36,77 кВт до 73,55 кВт) включительно 50
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 96
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 96
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 185
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 125
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 250
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 65
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 125
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 100
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 750

Налоговая льгота предоставляется следующим категориям налогоплательщиков, являющихся физическими лицами:

1) пенсионерам, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

2) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие АЭС;

3) одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области».

Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 100 лошадиных сил либо иного транспортного средства — на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 лошадиных сил.

Налоговая льгота предоставляется налогоплательщику в отношении одного транспортного средства по его выбору на основании письменного заявления, поданного в соответствующий налоговый орган, и документа, подтверждающего принадлежность налогоплательщика к одной из указанных категорий.

Налогоплательщику, имеющему право на получение налоговой льготы по нескольким основаниям, налоговая льгота предоставляется по одному из оснований по его выбору.

2. От уплаты налога освобождаются сельхозтоваропроизводители независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов которых составляет 70 и более процентов.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждог о транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сведения представляются по состоянию на 31 декабря истекшего года.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

По вопросам снятия транспортного средства с регистрационного учета необходимо обращаться в органы ГАИ МВД России.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого (вручаемого) налоговыми органами.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).

При этом налог уплачивается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Транспортный налог за 2010 год налогоплательщики обязаны уплатить по ранее установленному сроку – не позднее 1 июня 2011 года.

Если по какой-либо причине владельцы транспортных средств не получили уведомление на уплату налога, а также при возникновении иных вопросов им следует обращаться в налоговые органы по месту регистрации транспортных средств.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование для добровольного погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

Пример расчета транспортного налога

Транспортный налог для одного транспортного средства в общем случае будет рассчитываться по следующей формуле:

ТН=НБ*НС*К, где

ТН-сумма налога;

  • НБ-налоговая база (л.с., тонна, ед.);
  • НС-налоговая ставка(руб./л.с., руб./тонна, руб./ед.);
  • К-коэффициент (число месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленное на 12).Месяц, в котором был зарегистрировано или снято с учета транспортное средство, считается целиком.

Пример расчетов:

1. Легковой автомобиль ВАЗ-2114 мощностью 75 л.с. зарегистрирован в Санкт-Петербурге и числится за организацией ООО «Хантер» в течение 2007 года.

Сумма подлежащего внесению в бюджет транспортного налога за 2007 год:

75л.с.*18руб.=1350руб.

Сумму транспортного налога можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ он относится к прочим расходам, которые учитываются при налогообложении прибыли. В какой момент это нужно сделать — зависит от учетной политики организации. Если предприятие определяет доходы и расходы для расчета прибыли кассовым методом, то включать суммы налога в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, нужно по мере его уплаты. А если учетной политикой организации утвержден метод начисления, тогда все будет зависеть от положений того региона, в котором зарегистрировано транспортное средство.

Например, в соответствии с региональным законом налог уплачивается единовременно — по итогам налогового периода, то есть года. Тогда сумму начисленного налога нужно включить в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, в декабре того года, за который уплачивается налог.

Но региональные законы могут устанавливать и авансовые платежи по транспортному налогу. Тогда суммы авансов по транспортному налогу можно учесть при расчете налога на прибыль в том периоде, за который были перечислены авансовые платежи.

2.3.Налог на игорный бизнес

Для характеристики игорного бизнеса как элемента налогового законодательства необходимо ознакомиться с основными понятиями, используемыми в главе 29 НК «Налог на игорный бизнес».

Игорный бизнес-предпринимательская деятельность,связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями(далее ИП) доходов в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр или пари,не являющаяся реализацией товаров,работ и услуг.

Организатор игорного заведения,в том числе букмекерской конторы-организация или ИП,которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посреднеческую деятельность по организации азартных игр,за исключением азартных игр на тотализаторе.

Организатор тотализатора-организация или ИП,которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и выплате выигрыша.

Участник-физическое лицо,принимающее участие в азартных играх и пари,проводимых организатором игорного заведения.

Азартная игра-основанное на риске соглашение о выигрыше,заключенное двумя или несколькими участниками между собой,либо с организатором игорного заведения.

Пари-основанное на риске соглашение о выигрыше,заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения,исход которого зависит от события,относительно которого неизвестно,наступит оно или нет.

Игровой стол-специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями,предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша,в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор.

Игровое поле-специальное место на игровом столе,оборудованное в соответствии с правилами азартной игры,где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного бизнеса,участвующим в указанной игре.

Игровой автомат-специальное оборудование,установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Касса тотализатора или букмекерской конторы-специально оборудованное место у организатора игорного заведения,где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша,подлежащая оплата.

Налогоплательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • касса тотализатора;
  • касса букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не п

и т.д……………..