Проблема исследования и ее актуальность
П осле завершения политики железного занавеса и вступления в силу закона о «Порядке выезда из СССР» в 1993 году сильно видоизменились не только политические и экономические базовые институты, но и социо-культурные установки и ценности российского общества, в том числе и образования.
В настоящий момент все больше и больше студентов уезжают на учебу за рубеж. Одни едут по обмену, другие — на стажировки, третьи — получать степень бакалавра, магистра или PhD. Следовательно, увеличивается и количество программ, способствующих международному академическому обмену между вузами, и организаций, поддерживающих иностранных студентов.
Данная проблема весьма актуальна и злободневна и ей посвящено множество исследований, в основном количественных. Так, например, Денисова А.В. в своей статье «Зарубежные практики Российского студенчества: индивидуальные и социокультурные смыслы» пишет, что «различные социологические опросы среди учащихся школ и институтов фиксируют, что около 75% респондентов были бы рады поработать за рубежом по временному соглашению, а около 50% поучиться; на постоянную работу по специальности готовы уехать около 40% респондентов» Денисова А. В. Зарубежные практики Российского студенчества: индивидуальные и социокультурные смыслы, С. 3. Кроме того, данной проблематике посвящены работы Леденевой Л. И., Тюрюкановой Е. В., Арефьева А.Л., Дмитриева Н.М., Бекетова Н. В., Цапенко И. П. и др. Но каждый из исследователей рассматривает международную студенческую миграцию в своем контексте. Леденева Л.И. делает акцент на исследовании последствий образовательной миграции — проблеме «утечки умов», работы Тюрюкановой Е.В., в основном, посвящены трудовой миграции, Арефьева А.Л., Дмитриева Н.М. и Цапенко И.П. анализируют статистические социально-демографические показатели, основную географию международных образовательных стажировок и различные барьеры, с которыми сталкиваются студенты, приезжающие на учебу в другую страну, а Бекетов Н.М. исследует рынок образовательных услуг и подробно расписывает выгоды международной академической мобильности, как принимающих стран, так и стран-реципиентов.
Другие исследователи, например, Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д. и Чередниченко Г.А. в своей работе «Интернационализация образования и российская молодежь: открытия, обретения, результативность» Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко «Интернационализация образования и российская молодежь: открытия, обретения, результативность», М: Институт социологии РАН, 2008 исследуют образовательную миграцию качественными методами, с помощью глубинного интервью, но с точки зрения воспроизводства и влияния определенных социо-культурных институциональных образцов поведения, привычек и навыков, приобретенных в ходе обучения за границей, на карьерные траектории и мировоззрение уже после возвращения на родину.
Монополизация российской экономики проблемы и пути решения
... монополии Предметом изучения являются проблемы, порождаемые монополизацией в России. В данной курсовой работе используется аналитический метод исследования. 1 Теоретические основы монополизации экономики 1.1Сущность монополии и ... Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили ...
Никто из исследователей не делает акцент на изучении мотивов, повседневных поведенческих практик, основных черт характера и динамики изменения мировоззренческих установок, побуждающих молодежь получать образование за рубежом. Именно глубинному и детальному изучению с помощью биографического интервью жизненных траекторий студентов до поездки, практик проведения свободного времени, влияния социальных институтов, воспитания, процесса обучения, профессиональной деятельности, межличностных отношений, формирования и изменения основных ценностей посвящена моя ВКР.
Цель, объект и предмет исследования
Цель: проанализировать жизненные траектории и мировоззренческие установки студентов, обучавшихся за рубежом в течение двух последних лет.
Эмпирический объект: студенты в возрасте 19-25 лет, проживающие в г. Москве и обучавшиеся в США, Германии, Великобритании и Франции в магистратуре, либо по программам международного академического обмена и курсов в течение двух последних лет.
Теоретический объект: международные академические обмены, образовательные стажировки и программы для студентов для получения образования за границей.
Предмет: образовательная миграция студентов за границу; жизненные траектории, мировоззренческие установки, образ жизни студентов, получавших образование за рубежом в течение двух последних лет.
Задачи исследования
1. Описать преимущества и недостатки биографического метода и выявить его познавательные возможности для изучения образовательной студенческой миграции. миграция студент биографический межкультурный
2. Изучить подходы к изучению образовательной миграции и межкультурной коммуникации.
3. Определить основные схожие биографические события и процессы, оказавшие наибольшее влияние на принятие решения о получении образования за рубежом: воспитание в семье, процесс обучения в вузе и школе, профессиональная деятельность, межличностные отношения, для построения модели биографического пути «типичного» российских студентов, получавших образование за границей.
4. Определить и типизировать основные мировоззренческие установки российских студентов, получавших образование за границей, исходя из динамики изменения их ценностей на протяжении жизненного пути.
5. Определить и типизировать досуговые практики и способы проведения свободного времени российских студентов, получавших образование за рубежом.
6. Сконструировать идентичность, на основе определенных практик: занимаемой позиции в кругу друзей, отношений с семьей, активности и стремления к саморазвитию на протяжении жизненного пути российских студентов, принявших решение получать образование за границей.
7. Изучить риторику студентов, обучавшихся за границей к западному образованию, обосновывающую отношение к полученному за границей образованию и конструирующую дальнейший биографический путь.
Биографические кризисы личности
... психологическим средством преодоления биографического кризиса является биографический тренинг, который одновременно выступает в качестве самостоятельного экспериментального метода в психологии жизненного пути. Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем: ...
Базовые утверждения
1. Студенты, получавшие образование за рубежом, в большей степени экстраверты, любят проводить время в компании друзей, предпочитают активное и душевное времяпрепровождение клубам и тусовкам.
2. Для изучаемой нами совокупности характерна хорошая успеваемость в школе и вузе, совмещение и учебы, и работы, самостоятельность и ответственность в принятии решений, воспитанная с детства, общительность, большое количество знакомых, обучение в престижных вузах, т.к. в первую очередь, только такие вузы, в основном, предоставляют возможности зарубежных поездок, во-вторых, зачастую там учатся либо умные студенты, которые сами поступили, либо богатые, которые учатся на платном отделении.
3. Для студентов, принявших решение поехать обучаться за границу, в приоритете карьера и самореализация. Большинство ровняется на успешных людей.
4. Стажировка, в первую очередь, способствует повышению языкового уровня и налаживанию межкультурной коммуникации со студентами из других стран.
1.1 История биографического метода
Впервые биографический метод был применен в 1920х гг. американским социологом В.И. Томасом и польским исследователем Ф. Знанецки при изучении крестьян. На основе результатов своего исследования они разработали теорию, которая называется «гуманистический коэффициент» или «теорема Томаса», согласно которой для социологических исследований одинаково важны и объективные, и субъективные факторы, ведь при игнорировании последних, невозможно объяснить, почему многие реагируют совершенно по-разному на одинаковые вещи и события.
Также представители чикагской школы неоднократно использовали в своих исследованиях биографический метод для изучения образа жизни, основных проблем меньшинств — мигрантов, преступников и др.
После выхода собраний автобиографий Ф. Знанецки в Польше, биографический метод стал усиленно развиваться и с его помощью обсуждались и изучались национально-политические проблемы, что способствовало росту самосознания индивидов, участвующих в исследовании. Позже метод использовался в психологии и педагогике, но не получил широкого распространения.
И только в 1970х гг. этот метод получил свое развитие, став полноценным и признанным.
1.2 Преимущества и ограничения биографического метода
Основным достоинством данного метода является то, что с его помощью можно по-новому взглянуть и оценить сложную, многообразную действительность, разработать свои понятия и взаимосвязи объектов, не прибегая к уже известным теориям и концептам. Кроме того, ко многим сообществам, таким как преступники, сексуальные меньшинства и т.д., исследователь не имеет доступа, и только участник может дать достоверную информацию.
«Биографический метод в состоянии осветить действия и понимание поведения людей внутри/все правил институциональных структур» Мещеркина стр. 17 Ведь, например, устав университета, общеобразовательные учебные планы, интервью с преподавателями не дают нам полной картины о том, как получение образования повлияло на дальнейший жизненный путь студентов.
Однако, данный метод весьма часто обвиняют в его не научности, в связи с тем, что он больше подходит для решения журналистских, а не научных задач, к тому же интерпретация полученных данных в некотором роде субъективна и не контролируема методически. Кроме того, наука исключает из себя все субъективное, а биографии дают нам представление исключительно о частном опыте и жизни людей, а не общества в целом. Но приверженцы биографического метода считают субъективность плюсом данного метода и обосновывают это тем, что каждый человек является частью общества, но одновременно с этим он стремится проявить свою индивидуальность и выделится. Поэтому исследование биографического опыта может быть весьма полезным при анализе обобществления.
Методы обработки экономической информации в анализе
... морфологический метод метод коллективного блокнота метод экспертных оценок и другие. В процессе экономического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных способов и приемов. В них раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, комплексный характер. Системность в экономическом анализе обусловливается ...
Нарративное биографическое интервью
Биографическое интервью — один из методов качественного исследования, помогающий глубинно и более детально проанализировать жизненную траекторию личности, динамику изменения установок и поведения, на основе приобретаемого опыта. Его преимущества заключаются в том, что по сравнению с количественными методами опроса и анкетирования, где респондент вынужден выбирать ответ лишь из стандартизированных и предложенных вариантов, индивид не только рассказывает своими словами об определенном событии, но и дает ему собственную субъективную оценку. Как писал Ф. Щютце, чье имя напрямую связано с нарративным интервью, для нас главным является не сами биографические события, а представления индивида об этих событиях и приобретенном в ходе них опыте.
Ф. Щютце разработал «трехчленную структуру нарративного интервью», состоящую из трех фаз Троцук И.В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов. 2006. С.135:
1. Фаза свободного нарративного рассказа (когда респондент рассказывает о своей жизни без вмешательства интервьюера).
Благодаря этой фазе, исследователь может понять какие события являются для индивида наиболее значимыми, ведь именно они первыми всплывают в памяти.
2. Фаза нарративного расспрашивания. Интервьюер задает уточняющие вопросы для восстановления хронологии рассказа или выявления смысла, вкладываемого в те или иные словестные конструкции.
3. Фаза оценки респондентом своей жизни (индивид сам задает логическую последовательность биографических событий и интерпретирует их)
Кроме того, в любом нарративе должны быть фабула и сюжет. «Фабула отражает хронологическую последовательность реальных (или полагаемых таковыми) событий, а сюжет является репрезентацией связи между событиями в рассказе» Оберемко стр. 96
Биографическое интервью имеет свою специфику: интервьюер и респондент практически меняются ролями. В данном случае информант является ведущим, а интервьюер лишь задает уточняющие вопросы. Такая форма отношений предполагает равенство сторон, однако, общение все равно является односторонним, т.к. интервьюер, в отличие от респондента, не делится историями жизни и не раскрывает свой внутренний мир.
Особенность анализа биографических нарративных интервью
Основным методом анализа биографических интервью является метод обоснованной теории. Это один из методов качественного исследования, который с помощью систематического выполнения ряда процедур индуктивно выделяет обоснованную теорию, анализирующую определенную предметную область. Ее родоначальниками были Б. Глезер и А. Страус, работавшие в тандеме для разработки четкой методологии анализа качественных данных.
Теории и виды экономических циклов
... работы состоит в раскрытие содержания основных теорий экономического цикла и изучение различных видов экономических циклов. Для этого необходимо решить следующие задачи: Раскрыть сущность циклов Раскрыть основные причины циклов Рассмотреть основные теории экономических циклов ... разновидностей этой теории, наиболее обоснованная из них применяет ... дохода. Неденежные факторы, такие как землетрясения, ...
Анализ в обоснованной теории состоит из 3 частей:
1. Открытое кодирование
2. Осевое кодирование
3. Избирательное кодирование
Процедура открытого кодирования является основополагающей, без нее невозможен весь последующий анализ. Ее суть заключается в следующем: данные разбиваются на отдельные части, концептуализируются и происходит процедура наклеивания ярлыков на феномены, т.е. определенной идее событию, параграфу, предложению даются названия. Затем сравниваем случаи между собой, чтоб одинаковым феноменам дать одинаковое название. Затем происходит распознавание категорий с точки зрения их свойств и измерения. Стоит отметить, что существует несколько способов проведения открытого кодирования: построчный, по предложениям и параграфам.
В процессе осевого кодирования основная задача исследователя: выявить взаимосвязи между понятиями, выделенными на этапе открытого кодирования, т.е. объединить эти понятия в группы, обобщить и дать им название — «определить категорию (феномен), в соответствии с каузальными условиями, которые способствуют ее появлению, контекста, стратегий действий/взаимодействий, с помощью которых она организуется и управляется, а также следствий этих стратегий. Эти конкретизирующие характеристики категории называются субкатегориями» Страус «Метод обоснованной теории» стр. 83
Избирательное кодирование — это последний и более абстрактный уровень анализа в обоснованной теории, который делается на основе категорий, разработанных на этапе осевого кодирования. В начале исследователь выбирает среди всех феноменов центральный, «который находится в середине процесса интеграции» Страус «Метод обоснованной теории», стр. 103 и связывает все второстепенные категории с ним, на основе парадигмальной модели, чтоб получилась «линия жизни».
Мой анализ данных будет основываться именно на этом методе. Сначала, путем детального анализа каждого интервью, я выделю понятия-коды, затем в результате сравнения понятий, полученных на этапе открытого кодирования, отберу самые значимые, общие для всех респондентов и объединю их в категории. И на последнем шаге, выделив среди категорий центральные и контекстуальные, а также проанализировав взаимосвязи между ними, построю парадигмальную модель.
Помимо Б. Глезера и А. Страусса, еще один социолог — К.Чармаз, детально изучала метод обоснованной теории в своей работе «Constructing grounded theory». В своей книге она пишет, что «логика обоснованной теории отличается от логики качественных исследований, в соответствии с которой изначально заданные коды и категории применяются к данным, тем, что наоборот, исследователь создает коды на основе того, что он видит в данных» K. Charmaz «Constructing grounded Theory», С. 46 Данный автор большое значение придает «Инишл» кодированию. По ее мнению, обоснованная теория состоит минимум из двух этапов: сначала исследователь дает название каждому слову, каждой фразе или фрагменту из интервью, а затем выделяет наиболее значимые «инишл» коды, анализирует и интегрирует их в более укрупненные категории. На этапе «инишл» кодирования очень важно глубоко проанализировать каждое действие, слово и значение, которое вкладывает респондент в него. Это поможет более детально выявить скрытые мотивы, причины, отношение к действию или ситуации, о которых рассказывает респондент. К. Чарзам также выделяла «in vivo» коды, которые одновременно отражают и обобщенные определения понятий, и индивидуальный смысл, вкладываемых в них. Второй этап весьма похож на этап осевого кодирования и называется «focusing coding», в процессе которого мелкие слова-понятия сравниваются между собой и объединяются в более широкие категории.
Корпоративная культура как среда делового общения
... внутреннего мира и деловой среды позволяют говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения. Корпоративное общение В деловом корпоративном общении невозможно прекратить ...
В отличии от Б. Глезера и А. Страуса, К. Чармаз не использует «Axial coding» — избирательное кодирование, а разрабатывает субкатегории внутри одной большой и анализирует взаимосвязи между ними. Constructing grounded theory стр. 74
Хоть метод обоснованной теории не раз подвергался критике за вырывание слов из контекста, тяжело представить анализ такого большого массива разнородных данных без использования сегментации.
В следующей главе мы рассмотрим теоретические подходы к изучению образовательной миграции.
2.1 Обзор теоретических подходов к исследованию образовательной мигр ации через межкультурную коммуникаци ю
В процессе образовательной миграции индивид попадает в чужую среду и вынужден адаптироваться к другим культурным и социальным нормам по средствам межкультурной коммуникации.
Принятие и ассимиляции западных норм и образцов происходит по средствам межкультурных взаимодействий между индивидом, оказавшимся в новой для себя среде, и принимающей страной. Большинство исследователей сходятся во мнении, что невозможно познать чужую культуру, пока не окунешься в нее полностью и не поживешь в чужой стране длительное время.
Рассмотрим некоторые подходы к изучению межкультурного взаимодействия, моделей адаптации в другой стране и ассимиляции инокультурных норм и ценностей, а также способы восприятия «чужого» группой, начиная с классиков социологии и заканчивая исследователями наших дней.
Для определения понятия «чужака» и его статуса в группе стоит в первую очередь обратиться к классической теории, а именно к работе Г. Зиммеля «Экскурс о чужаке» (4), в которой автор детально рассматривает проблему межкультурного взаимодействия и обрисовывает основные функции «представителя другой культуры» в группе. С точки зрения этого выдающегося социолога, чужой — это тот, кто пришел извне и планирует остаться на завтра и дольше, но при этом он так и останется в представлении членов местного сообщества чужаком. Основное его отличие, что он не вовлечен во внутригрупповое взаимодействие, не разделяет групповые интересы и ценности, а соответственно, он свободен от предубеждений, господствующих обычаев и правил, следовательно, он представляет опасность для существующего порядка и общества. «Ключевым критерием для определения чужака у Зиммеля служит «единство близости и удаленности» чужака по отношению к группе» Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко «Интернационализация образования и российская молодежь: открытия, обретения, результативность», М: Институт социологии РАН, 2008., С. 10. Вышеуказанная свобода и ее последствия являются для Зиммеля основными при рассмотрении специфики взаимодействия чужака с группой. «Удаленность» и «близость» играют существенную роль в понимании свободы чужака. По мнению Зиммеля, дистанция имеет свою точку отсчета — определенную группу, для которой процесс нахождения индивида внутри нее значим с точки зрения возникновения самосознания сообщества, в котором «чужак» является групповым alter ego.
Формирование корпоративной культуры как фактор управления персоналом
... Объект дипломного исследования: корпоративная культура компании в целом. Предмет дипломного исследования: процесс формирования корпоративной культуры компании как фактора управления персоналом. Цель дипломной работы: исследовать факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры для построения оптимальной модели корпоративной культуры компании. ...
Таким образом, можно построить таблицу для определения группы в качестве социального и пространственного образования, при наложении оппозиции «свой — чужой» на оппозицию «внутреннего — внешнего» А.М.Вафин. Политическая маргинальность: феномен чужака с точки зрения политической теории//Полигнозис, 2(41), 2011.
Группа — социальное и пространственное образование
Рисунок 1
Приезжий не вовлечен ни в одну из групп, он противостоит всем, поэтому отношения между ним и членами определенной среды имеют абстрактный характер близости, который определяют объективность и свобода «чужого». Местные жители разделяют с иностранцем лишь самые общие темы и черты, которые схожи для всех людей. Процесс отчуждения, по мнению автора, происходит путем универсализации. По мере увеличения совокупности, близость между людьми сокращается, и их взаимодействие может происходить на основе универсальных общечеловеческих ценностей, типичных для каждого, самая основная из которых — деньги.
Процессу окультуривания и освоения новых для чужака культурных и социальных образцов посвящена работа знаменитого американского социолога А. Щютца «Чужак. Очерк социальной психологии» (8).
По мнению автора, чужак — это «взрослый индивид нашего времени и нашей цивилизации, пытающийся добиться постоянного признания или, по крайней мере, терпимого к себе отношения со стороны группы, с которой он сближается» Щютц А. «Смысловая структура современного мира: очерки по феноменологической социологии» — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. Для А. Щютца основной проблемой, представляющей интерес, является сравнение усвоения культурных образцов человеком, рожденным в данной группе, и приезжим, чужим для нее. Член местного сообщества, рождаясь, сразу принимает стандартизированную схему поведения и образцов, через процесс социализации. Эта схема является неоспоримой и воспроизводится автоматически, пока не происходит столкновение с другими культурными образцами и нормами. Таким образом, человек полностью уверен в том, что другой его поймет и, в соответствии с той же схемой, должным образом отреагирует на его слова. Индивид не вникает, каким образом и почему так происходит, он лишь заинтересован в будущих результатах своих действий.
Чужак же не разделяет полной уверенности в культурных и социальных ценностях и нормах данного сообщества, тем самым ставя под сомнение все то, что для членов местного сообщества является неоспоримым и догматичным. Естественно, приезжий знает и уважает культуру и историю страны или сообщества, в которое он прибыл, но они для него не являются столь же авторитетными и близкими, как культура и история своей родной страны. Следовательно, чужой автоматически интерпретирует все происходящее через призму привычных и понятных для него категорий. Конечно, путем взаимодействия и обмена опытом, чужак разделяет новые для него и привычные для сообщества нормы и образцы, но в глазах местных жителей он — человек без истории, т.к. его история отличается от их. В связи с этим, приезжий переосмысливает свое мировоззрение, образцы поведения, ценностные ориентации под влиянием культурного шока, но этот процесс осложняется тем, что он не является членом новой для него социальной группы и не имеет исходную точку для ориентации. Кроме того, на пути ассимиляции иных норм и ценностей огромным барьером для приезжего становится другой язык. Проблема возникает не только в лексическом выражении, но и в передаче эмоций и скрытых смыслов, которые весьма тяжело передать не на родном языке. Также, в любом языке есть слова с несколькими переводами, а также сленг и жаргонизмы, которые понятны только тем, кто живет в данной среде. Это невозможно выучить даже путем постоянного пополнения словарного запаса. Таким образом, новые культурные образцы становятся для чужака проблемным полем, которое нужно исследовать для успешного взаимодействия с другими, «для него это лабиринт, в котором он потерял всякое чувство ориентации» Щютц А. «Смысловая структура современного мира: очерки по феноменологической социологии» — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.
Социально-экономическое поведение молодежи (опыт вторичного анализа данных)
... характер социально-экономического поведения населения. Специфика такого ... экономическое поведение. Предмет исследования - социально-экономическое поведение молодежи. Цель работы - изучить особенности социально-экономического поведения ... экономического поведения, характерный для определенной экономической культуры («дух капитализма») [15]. В. Парето, другой выдающийся аналитик экономического поведения, ...
После ассимиляции и адаптации приезжий либо принимает новую культурную реальность, она становится для него такой же незыблемой, как и для других членов данного сообщества, и тогда он перестает быть чужим. Либо индивид навсегда возвращается в родную среду после пребывания в другой стране и группе. Второй тип поведения более детально рассмотрен А. Щютцем в работе «Возвращение домой». Вернувшись, индивид ожидает, что все будет по-старому, для того, чтоб вновь адаптироваться, ему лишь нужно абстрагироваться от приобретенного опыта и жить как раньше, по привычным нормам и образцам поведения. Но он, опять же, сталкивается с проблемой и испытывает шок, от того, что сам изменился и подсознательно пытается внести правки в старый образец поведения, применяя кажущиеся для него полезными и важными навыки и знания, полученные за рубежом, а люди из его окружения его не понимают, в связи с тем, что у них отсутствует подобный опыт и все сказанное вернувшимся с чужбины они воспринимают через призму устоявшегося и привычного мировоззрения. Это является одним из основных препятствий на пути восстановления со старым кругом общения. Как пишет автор, образцы поведения, которые оправдали себя в одной среде, могут быть абсолютно неэффективными в другой.
Проблема межкультурного взаимодействия детально исследуется и более современными социологами. Например, Э.Холл Нall E. T. Еhe silent language, New York, 1959 , ставший основоположником межкультурной коммуникации, как отдельной дисциплины, в своих работах представляет культуру с помощью аллегории «айсберга»: лишь часть находится «над водой», но самые значимые ее элементы невозможно увидеть с помощью простого наблюдения, т.к. они находятся «под водой». Лишь с помощью межкультурного взаимодействия и коммуникаций в определенном ситуативном контексте с участниками чужого для индивида сообщества происходит обмен опытом и ценностными ориентациями между выходцами из разных культур. «Культура — это коммуникация, а коммуникация есть культура» Нall E. T. Еhe silent language, New York, 1959, P. 169.
Влияние инноваций на организационное поведение
... аспекты инновации; ознакомиться с понятиями, связанными с инновацией; выявить факторы, влияющие на поведение в инновационный период; исследовать влияние инноваций на поведение сотрудников в компании «Samsung»; предложить рекомендации по внедрению инноваций. Объектом работы является влияние инноваций на поведение сотрудников ...
Автор разделял культуры на высоко- и низкоконтекстуальные, в соответствии с контекстом, скрытыми правилами и информацией, необходимыми для понимания межличностного поведения. Соответственно, чем больше информации необходимо для понимания того или иного культурного события, тем сложнее культура, и тем сложнее «чужаку» в ней адаптироваться. Степень информативности участников сообщества зависит от плотности социальных сетей и скоростью обмена информацией между ними. Страны с высоскоконтекстуальной культурой, такие как Италия, Испания, Франция, Япония и Россия являются однородными и не сильно меняются при взаимодействии с инокультурным окружением, в них многие элементы передаются с помощью невербального контекста — статуса, места жительства, внешнего вида, манер, иерархии и т.д.
В низкоконтекстуальных культурах индивиды предпочитают не смешивать личную жизнь с работой и другими сферами жизни, в них большая часть информации передается словами, большое значение придается обсуждению деталей, без намеков и подтекста. К народам с таким типом культуры относятся немцы со свойственной им педантичностью, американцы, граждане Швейцарии и других скандинавских и североевропейских государств.
Кроме того, Э. Холл разделял культуры на монохронные и полихронные в зависимости от скорости передачи информации между членами общества, ведь именно использование времени характеризует ритм жизни в определенной культуре.
Для монохронного использования времени характерен только один вид деятельности в течение определенного временного отрезка, и индивид полностью концентрируется на нем. Все тщательно запланировано, действия осуществляются последовательно, не хаотично, большое значение придается пунктуальности. Такой тип использования времени характерен для низкоконтекстуальных культур.
При полихронном временном использовании человеческие отношения и импровизация стоят гораздо выше расписанного плана действий. Индивид может делать несколько дел одновременного, часто менять планы и действовать исключительно в зависимости от своего личного отношения к другому или к ситуации. К этому типу передачи информации относятся высококонтекстуальные культуры.
Данная теория объясняет многие трудности, возникающие при межличностном общении и восприятии представителей различных культур, которые необходимо учитывать «чужаку» по приезду в другую страну. Э. Холл дает описание лишь типичных черт. Конечно, в рамках каждой культуры возможны их различные вариации и комбинации, но одно остается очевидным: нельзя вести себя с представителями своей культуры и чужой одинаковым образом.
Тема взаимодействия и адаптации индивида в незнакомой среде рассматривается также в рамках социологии культуры. К. Х. Додд Додд К.Х. Динамика межкультурных коммуникаций. Социология культуры: Совре-менные зарубежные исследования. — М., 1987 в своем труде «Динамика межкультурной коммуникации» обосновывает тезис, что человек, оказавшийся в чужой среде, в первую очередь испытывает «культурный шок» из-за отсутствия привычных культурных, поведенческих и языковых норм, а также из-за отсутствия полных и необходимых знаний о новой стране (среде).
Это состояние претерпевает три стадии. Сначала приезжий испытывает радостное волнение и чувство эйфории. Обычно это состояние длится не больше месяца, именно поэтому автор называет эту стадию «медовым месяцем». После того, как радость проходит и индивид сталкивается с реальностью, понимая, что все счастливые ожидания были всего-навсего иллюзией. Эта стадия называется «все ужасно». Как только человек доходит до этой крайности, начинается процесс смирения, уживания и приспособления к новой среде. Эти стадии протекают для каждого индивида по своему и различаются по длительности. Именно поэтому К. Додд вывел 4 типа поведения индивида, приехавшего в другую страну:
1. «Flight» — попытка избежать или минимизировать контакты с чужой культурой, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Мигранты стараются держаться вместе, даже создают свой микромир или «гетто», к примеру, кварталы в крупных мегаполисах, где живут люди, принадлежащие к одной этнокультурной среде.
2. «Fight»:, борьба. Мигранты не хотят принимать чужую культуру, активно ее критикуют и пытаются модернизировать, внося привычные для себя образцы поведения и этнические характеристики в новую среду.
3. Третья линия поведения — «Filter». Эта стратегия весьма радикальна: либо приезжий полностью отказывается от новой культуры и несмотря ни на что придерживается старых норм и правил, либо приезжий полностью отказывается от старой культуры и внедряется в новую.
4. Четвертая модель — «Flex», самая оптимальная. Индивид постепенно адаптируется в новой среде, принимая ее нормы, повседневные практики, язык, при этом не отказываясь от своего старого образа жизни и мировоззрения.
Первые две линии поведения делают межкультурное взаимодействие практически невозможным из-за того, что индивид не способен быстро сориентироваться в новой среде, также как и третья стратегия, если индивид сохраняет свою самобытность, пропагандирует старые нормы и этнические фреймы. При следовании четвертой модели поведения у индивида появляются новые установки, взгляды и поведенческие практики, которые временами сохраняются даже при возвращении на родину.
Проблема отношений приезжего с местными жителями другой страны также тщательно изучается нашим современником — немецким социологом Р. Штихве. В его работе «Амбивалентность, индифферентность и социология чужого» автор обосновывает тезис, что чужой, появившись в другой стране, по определению несет опасность и беспокойство устоявшемуся порядку, в связи с тем, что его нормы и ценности отличны от привычных в данной среде и вносят элемент новизны. С другой стороны, благодаря «чужому» в среде происходят самые главные изменения в нормах, устоях и привычном течении жизни общества, что способствует его развитию. Как пишет Штихве, «чужой воплощает отклоненные или нелегитимные возможности, которые через него неизбежно возвращаются в общество» Р. Штихве Амбивалентность, индифферентность и социология чужого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 1. С. 41-53.. Эту форму амбивалентности автор называет «чужой — отщепенец и чужой новатор». Существует также иное отношение к «чужим». Люди сторонятся приезжих и воспринимают их подсознательно как врагов, в связи с опасениями, что они поглотят и будут использовать ограниченные ресурсы их сообщества, будь то материальные и культурные блага, информация, знания или информация. С другой стороны, «чужой» является также гостем, что требует определенных норм гостеприимства и вежливости при обхождении с ним. В результате, возникает конфликт между ограниченностью ресурсов и обязательной реципрокностью, а также постоянное колебание между отношением к чужому как к врагу и гостю. Эту форму амбивалентности Штихве называет «чужой — гость и чужой — враг».
В связи с тем, что постоянные члены сообщества испытывают социальную напряженность по отношению к приезжему из другой страны, существует несколько моделей поведения, помогающих нейтрализовать категорию «чужого» как таковую и снизить беспокойство местных жителей.
1. Восприятие «чужака» как невидимку. По мнению Штихве, в данном случае, негативное отношение к приезжим принимает обобщенный характер и не проявляется к каким-либо определенным людям. Их непохожесть на них либо игнорируется, либо воспринимается как данность.
2. Универсализация приезжих. В сознании людей происходит переворот, и категория чужаков перестает существовать в обществе.
3. Восприятие чужого в соответствии с типом связи. На уровне личных связей: дружбы, неформального общения, семьи, чужой может вызывать лишь негативные эмоции, раздражение у окружения, усиливая ощущения чуждости, но на уровне безличного общения, когда каждый индивид играет определенную ожидаемую социальную роль, чужак воспринимается нормально и не порождает беспокойство.
4. Типизация чужаков. В данном случае, приезжий уже не вызывает чувства неопределенности, а воспринимается через причисление к определенной социальной категории. «Чужой» не является ни другом, ни врагом, ни близким и не чужим. Общество по отношению к нему полностью индифферентно: ни гостеприимно и не враждебно.
Вопрос адаптации индивида в незнакомой среде также активно изучается российскими современными исследователями в рамках этносоциологии, с точки зрения групповой принадлежности и социокультурной адаптации.
Российский социолог С. А. Татунц в своей работе «Этносоциология» (12) пишет, что социокультурная адаптация в другой стране чаще всего происходит в двух формах: ассимиляции и аккультурации. При ассимиляции, приезжие индивиды добровольно или принудительно принимают нормы и ценности чужой страны, постепенно растворяясь в них, и уже в третьем, четвертом поколении становятся полностью «своими». Во втором случае, принимая чужие культурные образцы, индивиды, тем не менее, не утрачивают свои уникальные этнокультурные черты.
По мнению автора, социокультурная адаптация состоит из трех компонентов: ситуации, способности и потребности. Таким образом, в ходе данного процесса индивид проходит три стадии:
1. Поиск работы и крыши над головой.
2. Преодоление языкового барьера, приспособление к новым культурным и общественным поведенческим нормам и образцам, природно-экологической среде.
3. Определение чуждых и дискомфортных практик и их устранение путем обретения новой идентичности с принимающей этнической средой.
Также, в рамках этносоциологического цента Института социологии РАН О.В.Щедрина в своей статье «Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России?» (13) предлагает мультикультурную модель в качестве одного из основных подходов к интеграции полиэтнического населения. В 1960х гг. в США и других либеральных странах, несмотря на значительное снижение неравенства населения, напряжение на основе этнической, расовой и культурно-ценностной принадлежности (хиппи) все больше накалялось, что привело к открытой борьбе за свое право отличаться от других, при этом не испытывая дискомфорт и притеснение со стороны общества. В качестве компромисса между требованиями единой системы ценностей и идентичности и правом каждого на своеобразие и отличие стал мультикультурализм, который структурирует общество не по вертикали, а по горизонтали в соответствии с различными признаками: полом, расой, ценностями и т.д. Один индивид может принадлежать к разным множествам одновременно, а задача государства состоит в том, чтобы упорядочивать эти множества и регулировать характер взаимодействия между и внутри них. В рамках мультикультурализма все множества уравниваются в правах, что значительно снижает уровень конфликтности.
В рамках этой модели автор рассматривает мигрантов как этническое меньшинство и подчеркивает, что интеграция — долгий процесс, длящийся поколениями, и для адаптации мигрантам нужны специальные условия, которые необходимо создать с помощью модернизации политики существующих социальных институтов в принимающих обществах для обеспечения такого же отношения к приезжим, как и к доминирующему большинству населения. В свою очередь мигранты также должны показывать приверженность и уважение новому обществу, изучая его традиции, культуру и язык. Получение гражданства — один из способов, показывающий приезжим, что они желанны в стране. Именно при условии получения гражданства в будущем и, соответственно, легализации своего нахождения в стране, мигранты менее склонны к созданию этнических группировок с представителями своей национальности.
2.2 Теоретические подходы к исследованию миграционных процессов
Образовательная миграция имеет общие черты с другими видами миграции, поэтому в этой подглаве обратимся к основным подходам к изучению миграционных процессов в общем.
Изучение миграционных процессов представляют для исследователей особый интерес и являются предметом изучения многих наук, особенно этнологии и смежных с ней дисциплин, таких как социология миграции, демография, социология развития, урбанистике и др.
А. Акерман Корякин К. В. «Социальные и культурные аспекты адаптации мигрантов-армян в Краснодарском крае (1988-2006 гг.)», Институт социологии РАН, М., 2007 разработал свою исторически-временную последовательность изучения миграции в социальных науках:
1. 1920-1940 гг. — Исследования чикагской социологической школы на примере миграции европейцев в США, а также изучение адаптации выходцев из сельской местности в городских условиях.
2. 1930-1960е гг. — Детальное изучение процесса урбанизации в странах Латинской Америки в рамках американской школы культурной антропологии.
3. 1940-1960 гг. — Исследование последствий трудовой миграции и систем родства в Центральной Африке в сфере социальной антропологии.
4. 1960-1970е гг. — Миграция изучается в основном в экономическом и политическом аспекте, проблемы культурной адаптации и ассимиляции уходят на задний план.
5. С 1980 гг. — Основной акцент смещается на исследование культуры различных государств, с точки зрения национальной самоидентификации, этнической идентичности и ментальности.
Опишем более детально исследования миграции вышеизложенных социологических и антропологических школ.
Чикагская школа
Представители чикагской школы уделяли большое внимание исследованию миграционных процессов, основываясь на социал-дарвинизме Г. Спенсера, согласно которому городская среда представляет из себя систему экологических организмов, связанных друг с другом отношениями конкуренции и взаимозависимости. В своих работах они анализировали выходцев из Европы, приехавших в США в период первой мировой войны. Основная идея концепции Р. Парка, Э. Берджеса и Р. Маккензи состоит в том, что конечной стадией адаптации индивида в новой для него социальной и культурной среде является полная ассимиляция норм и ценностей, деструктуризация прежних мировоззренческих установок, вследствие которой европейцы становятся «американцами». В процессе слияния разных народов рождается единая американская нация, в соответствии с основной идеей «плавильного котла».
Городское развитие, согласно Р. Парку, происходит путем роста населения по средствам миграции, вследствие чего возникает конкуренция, что влечет за собой разделение труда, а впоследствии создание социальных институтов. Автор с помощью метода наблюдения пришел к выводу, что процесс «американизации» происходит в 4 стадии: конкуренция — конфликт — аккомодация и в результате, ассимиляция. В начале национальные меньшинства держатся обособленно, создают собственные общины, что помогает им адаптироваться в новой среде на групповом уровне. Затем национальная идентичность и самосознание уходит на второй план и путем постепенного отделения членов группы, происходит ассимиляция американских норм и ценностей на индивидуальном уровне. «Интересно, что первым шагом в американизации иммигранта является то, что он не становится сразу совершенным американцем. Он просто перестает быть провинциальным иностранцем. Бюртембержец или вестфалец в Америке становится прежде всего немцем, сицилиец или неаполитанец — итальянцем». Park R.E. The immigrant press and its control. N.Y., 1922
Более поздние последователи чикагской школы, например, Л. Вирт, рассматривали урбанизм, как стиль жизни, с точки зрения связей, складывающихся внутри городского пространства. Согласно мнению данного социолога, городская среда способствует замене первичных: родственных и дружеских связей вторичными формальными отношениями, построенными на чисто рациональных интересах, усиливая анонимность общения.
Школа культурной антропологии
Представители данного направления делали основной акцент на изучении различий в городском и сельском образе жизни, исследуя жителей Мексики и Гватемале, а также индейские племена Северной Америки. Р. Рэдфилд в своих работах по данной тематике разработал дихотомическую модель «народного» и «городского» общества. Для первого типа наиболее характерными чертами являются самодостаточность, единообразие и сильное влияние фольклорной культуры, а также изолированность. «Народный» тип сродни «первобытному обществу», который в результате трансформации и развития преобразуется в «городской», являющийся основой культурных и социальных изменений. Это преобразование приводит к образованию «сельско-городского континуума», постепенному проникновению прогрессивных тенденций из городов в деревни, а также из более развитых обществ в менее развитые. Это приводит к изменению характера социальных и культурных отношений: большей дифференциации ролей и ослаблению межличностных сетей отношений.
Р. Рэдфилд и другие последователи культурной антропологии были в большей степени ориентированы на городскую среду и при описании различий между сельским и городским образом жизни использовали методологию «идеальных полярных типов»: «современный-традиционный», «развитый-отсталый» и т.д.
Школа социальной антропологии
Основные исследования представителей Манчестерской школы социальной антропологии были направлены на изучение ритуалов и обычаев, а также адаптации сельских племенных мигрантов в городских колониях Великобритании, расположенных на тот момент в Центральной Африке. Основателем данной школы был М. Фортес, а М. Глюкман развил и придал законченность его идеям. Одним из выводов, к которым пришли исследователи, является осознание того, что в городской среде индивиды сталкиваются с большим этническим разнообразием, что заставляет их объединяться в этнические сообщества, чтоб подчеркнуть свою групповую принадлежность. В деревне же все строится на более сильных связях, в основном родственных, общение обусловлено социально-экономическими потребностями повседневной жизни, и поэтому нет никакой необходимости в демонстрации своей этнической и культурной принадлежности.
Экономические и политические аспекты миграции (1960-70е гг.)
Период после Второй мировой войны характеризуется большим притоком мигрантов в наиболее развитые капиталистические страны, именно поэтому увеличивается интерес к политическим, экономическим, а также социально-демографическим характеристикам миграции. В связи с этим появляется мир-системная модель экономического развития глобального капиталистического общества И. Валлерстайна. Данный ученый выделяет ядро, полуперефирию и перефирию в мировой капиталистической системе. К ядру относятся развитые страны, особенно, Западная Европа, которые эксплуатируют менее развитые — перефирию, для которых все еще характерны крепостной режим и рабство. Полуперефирийные страны менее развиты и для них характерен в большей степени сохранение в той или иной степени феодального строя.
Основной целью современной мир-системы является постоянное накопление капитала. Соответственно, чем развитей страна, тем больше капитала как экономического, так и социального и человеческого в ней сосредоточено. Мир-системная модель Валлерстайна призвана описать с экономической точки зрения процесс глобализации. Как пишет автор: «современная миросистема родилась из консолидации мировой экономики. Вследствие этого у нее было время достичь своего полного развития в качестве капиталистической системы. По своей внутренней логике эта капиталистическая мировая экономика затем расширялась и охватила весь земной шар, поглощая при этом все существующие мини-системы и мир-империи. Поэтому на конец Х1Х века впервые за все время на земном шаре существовала только одна историческая система. И сегодня мы еще находимся в той же ситуации» Валлерстайн, И. Миросистемный анализ // Время мира. Альманах. Вып. 1. Историческая макросоциология в ХХ веке / Под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, 2000. С. 115-116.. Также, в это же время родились концепция отстающего развития стран третьего мира А. Г. Франка и теории отстающей от урбанистического центра аграрной периферии со схожими идеями. В 1970х гг. увеличивается доля исследований межэтнических взаимоотношений и трудовой миграции, другими словами, «гастарбайтеров».
Стоит отметить, что этот период значительно расширил проблематику и поле исследований миграции, отбросив культурные предпосылки и сделав акцент исключительно на экономической и политической составляющей.
Начиная с 1980х гг. и по сей день, миграционные процессы претерпевают серьезные коренные изменения. Это связано с тем, что увеличивается международная мобильность населения, количество политических беженцев, трудовых мигрантов, предпочитающих остаться на постоянное место жительство в принимающих странах, которые, в свою очередь, видоизменяются в связи с этим, особенно это касается крупных городов и развитых стран. Также, стоит принимать во внимание, что изменение мировоззрения и увеличение благосостояния граждан ведет к тому, что переезды теперь осуществляются не по направлению, а исключительно по самостоятельному желанию индивидов. Таким образом, палитра исследований в этой сфере становится значительно многообразней.
Причины, в соответствие с которыми студенты делают выбор отправиться на заработки именно в США. Степень удовлетворенности студентов, побывавших в Америке в качестве сезонного работника. Особенности трудовой миграции российских студентов, мотивы, цели.