- Истоки газоснабжения Харьковского региона были заложены еще в 1871 году, когда в городе Харькове были проложены первые газопроводы с целью освещения улиц газовыми фонарями. Общая газификация города Харькова и области началась в 1956 году, когда был пущен природный газ Шебелинского месторождения.
- В наше время нефтегазовый комплекс является одним из важнейших составляющих топлевно-энергетического комплекса Украины. В общем объёме потребления топлива органического происхождения углеводные составляют приблизительно 65%, в том числе природный газ — более 50%.
- На данном этапе развития нашей страны важным заданием является развитие и ускорение темпов реконструкции и модернизации энергетических мощностей. Повышение эффективности енергопользования зависит от решения многих проблем на уровне государства, регионов, предприятий.
- Одним из основных энергоносителей является газотранспортная система. Через Украину транспортируется большое количество газа и нефти.
- На протяжении долгой эксплуатации системы газоснабжения стареют, разрушаются, выходят из строя и становятся опасными для потребителей газа. Это приводит к потерям энергоресурсов, а может и к несчастным случаям.
- Компании во всём мире реорганизуют свою работу ориентируясь на команды, перестраивая ключевые виды деятельности, создавая системы общего менеджмента качества, конкурируя на базе организационных возможностей (так же как и дифференциации продукции) и строя более «плоские», с меньшим числом уровней организационные структуры управления.
- Эти новые подходы к внутренней организации компании — не просто стратегически не значимые дополнения к обычному здравому смыслу, когда речь идёт о том, как лучше управлять. Каждый из них является ценным (в своём роде) инструментом реализации стратегии — инструментом, сила которого значительно возрастает, если его рассматривают и используют как составную часть общих усилий фирмы по более эффективному исполнению стратегии.
- Успешно действующие менеджеры по стратегии выполняют важную роль лидерства. Они контролируют ход работы, находясь значительную часть времени за пределами офисов, переходя из отдела в отдел, слушая инструктируя, одобряя, добывая важную информацию. Они прилагают усилия по укреплению корпоративной культуры, подавая личный пример, хорошо выполняя свою работу. Они поощряют людей к созиданию, чтобы приспособить организацию к изменяющимся условиям, сделать её восприимчивой к новым возможностям и заставить следовать свежим инициативам.
4 стр., 1667 слов
Дипломная работа год социальная политика в период кризиса
... возникающие в процессе реализации социальной политики в России в условиях мирового финансового кризиса. Практическая значимость дипломного исследования связана с актуальностью рассматриваемой проблемы в условиях экономического кризиса. Информация, изложенная в дипломном исследовании, может быть использована в работе социального работника, ...
Они осуществляют корректирующие мероприятия, чтобы усовершенствовать реализацию стратегии. В свою очередь эти и многие другие причины обуславливают актуальность данной темы.
- Целью дипломной работы является разработка и обоснование инвестиционных решений строительного предприятия на примере ООО «ИКА-Р».
- Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- 1) Определены теоретически-методологические основы инвестиций и инвестиционного проектирования;
- 2) проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО фирмы «ИКА-Р»;
- 3) разработан и проанализирован инвестиционный проект «Строительного жилищного комплекса «Оксфорд».
- Объектом исследования данной работы выступает ООО фирма «ИКА-Р».
- Предметом исследования является разработка инвестиционного проекта и обоснование инвестиционных решений.
- Кроме того, в данной работе приводятся определения, как основных понятий, так и их характеристика, а также формулы, которые касаются данной темы работы. Также значительное внимание уделяется в дипломной работе теоретической части, которая связана непосредственно с темой данной работы.
1.1 Понятие и экономический смысл инвестиций
В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют таким образом структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства.
Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. Конкретно в Украине все термины, связанные с инвестициями, стали употребляться относительно недавно.
Понятие инвестиции (от лат.investio — одеваю) практически в любом словаре трактуется как вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Это определение уточняется целым рядом других, которые указаны в таких законах, как «Об инвестиционной деятельности», «О налогообложении прибыли предприятий», «О режиме иностранного инвестирования», «Про внешнеэкономическую деятельность предприятия».
Законом Украины “Об инвестиционной деятельности” от 18.09.91 г. под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект [2].
Инвестиции. Инвестиционная политика Республики Беларусь
... инвестиционной политики в Республике Беларусь. Актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, что инвестиционная политика является важной составляющей экономики любой страны, так как именно инвестиционная активность является необходимым условием восстановления и ускорения экономического роста. Инвестиции ...
Виды инвестиций принято подразделять на денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.), а также финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты — ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:
— прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции;
— косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.
Воспроизводство средств производства может осуществляться в одной из следующих форм инвестиций:
Ш новое строительство, или строительство предприятий, зданий, сооружений, осуществляемое на новых площадках и по первоначально утвержденному проекту;
Ш расширение действующего предприятия — строительство вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнительных производственных комплексов и производств, строительство новых либо расширение существующих цехов с целью увеличения производственной мощности;
Ш реконструкция действующего предприятия — осуществление по единому проекту полного или частичного переоборудования и переустройства производств с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования с целью изменения профиля, выпуска новой продукции;
Ш техническое перевооружение — комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства отдельных цехов, производств, участков.
Процесс инвестирования принято реализовывать с помощью разработки и последующего выполнения инвестиционного проекта.
1.2 Основные положения инвестиционного проектирования
При создании нового предприятия всегда возникает необходимость в инвестициях. Действующая компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, потому что дополнительная прибыль от дополнительных продаж делает такие инвестиции привлекательными. Также можно инвестировать в обновление изношенного и устаревшего оборудования, чтобы улучшить эффективность по затратам. Здесь обоснованием инвестиций является уменьшение производственных расходов. Инвестиции могут также затрагивать значительные расходы по продвижению товаров на рынок с целью увеличить количество продаж, и, таким образом, коммерческую прибыль от большего объема деятельности.
В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название “инвестиционного проекта”. Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект — это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.
Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.).
Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования. Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.
Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес идея проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях — коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.
Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.
Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.
Оценка результатов. Оценка результатов производится как по завершению проекта в целом, так и в процессе его выполнения. Основная цель этого вида деятельности заключается в получении реальной обратной связи между заложенными в проект идеями и степенью их фактического выполнения. Результаты подобного сравнения создают бесценный опыт разработчиков проекта, позволяя использовать его при разработке и осуществлении других проектов.
После формулировки бизнес идеи будущего инвестиционного проекта естественным образом возникает вопрос, способно ли предприятие реализовать эту идею в принципе. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать состояние отрасли экономики, к которой принадлежит предприятие, и сравнительное положение предприятия в рамках отрасли. Данный анализ и составляет содержание предварительной стадии разработки и анализа инвестиционного проекта. В практике западного проектного анализа принято использовать следующие два критерия:
Ш зрелость отрасли,
Ш конкурентоспособность предприятия (его положения на рынке).
Анализ зрелости отрасли принято производить, относя ее к одному из четырех состояний развития: эмбриональному, растущему, зрелому и стареющему.
Ниже приводятся примеры идентификации отраслей по степени зрелости.
Таблица 1.1
Примеры зрелости отраслей экономики
Эмбриональная |
Растущая |
Зрелая |
Стареющая |
|
Солнечная энергетика |
Производство видеокассет |
Кораблестроение (Европа) |
||
Добыча угля (США) |
||||
Домашние компьютеры |
Производство часов |
|||
Производство велосипедов |
||||
В соответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, к которой оно принадлежит. Другими словами, необходимо выяснить сравнительное с другими предприятиями положение данного предприятия на целевом рынке товаров или услуг. Принято использовать шесть основных состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.
Сопоставляя критерии зрелости отрасли и конкурентной способности предприятия, мы можем представить матрицу жизненных циклов предприятия.
Представленная на рис.1 матрица носит конструктивный характер, устанавливая не только положение предприятия, но и давая принципиальные рекомендации по дальнейшему развитию.
Конечным результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какой конкретной “клетке” в матрице рис.1 принадлежит данное предприятие.
Рис.1. Матрица наборов жизненных циклов
Исходя из приведенной формализации, может быть рассмотрена одна из возможных стратегий развития предприятия, представленных в таблице 1.2.
Новый проект почти, наверное, обречен на неудачу, если положение предприятия соответствует нижней правой части матрицы.
Стадия предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы, которые делаются на предварительном этапе преимущественно, базируются на качественных оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим двум причинам: при дальнейшем общении со стратегическим инвестором вопросы зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут подниматься и к этому необходимо быть готовым заранее, если менеджеры предприятия не позаботятся об этом анализе, то стратегический инвестор сделает это сам и его выводы могут быть не столь благоприятными.
Таблица 1.2
Стратегии развития предприятия
Положение |
Стадии зрелости |
||||
на рынке |
Эмбриональная |
Растущая |
Зрелая |
Стареющая |
|
Доминирующее |
Инвестируйте быстрей требований рынка |
Удерживайте позиции. |
Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью |
Удерживайте позиции |
|
Удерживайте долю |
|||||
Инвестируйте со скоростью, диктуемой рынком |
Попытайтесь улучшить положение. Увеличивайте долю |
Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с |
Удерживайте позиции или подводите итоги |
||
Сильное |
отраслью |
||||
Избирательно или целиком увеличивайте долю. Все силы на увеличение рыночной доли |
Попытайтесь улучшить положение. Избирательное увеличение доли |
Выжидание или стабилизация. Найдите нишу и пытайтесь |
Подводите итоги или постепенно уходите |
||
Благо-приятное |
защищаться |
||||
Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис.2 представлена общая последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
Рис.2. Общая последовательность анализа проекта
Принципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:
1. Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
2. Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
По статистике последних лет степень разорения фирм в странах третьего мира около 80%. Основная причина банкротств — недостаточный маркетинг.
Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем.
1. На какой рынок сфокусирован проект?
2. На международный или внутренний?
3. Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?
4. Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?
5. Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?
6. Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли его рассматривать дальше?
Так как проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке. Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.
Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование спроса. При разработке инвестиционного проекта необходимо определиться с точностью прогноза, сопоставив ее с издержками достижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень этой неопределенности.
Рассмотрим краткую характеристику основных блоков.
Цель исследования рынка — выявление потребительских запросов, определение сегментов рынка и процесса покупки для улучшения качества и ускорения процесса принятия решений по маркетингу.
Структурное исследование рынка следует начать с выявления конкурентов, государственных или частных предприятий, местных, национальных или международных компаний, традиционных или новых, маркированных или немаркированных продуктов. Следует также оценить возможность и значение вхождения на рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей (например, синтетики для хлопка, безалкогольных напитков для фруктовых соков).
Очень важно в процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, как правило, более убедительны как для самого предприятия, так и для стратегического инвестора. Ниже приводится пример анализа конкурентного положения предприятия на основе количественных критериев (табл.1.3).
Таблица 1.3
Определение конкурентной способности на основе КФУ
Ключевые факторы |
Веса |
Конкуренты |
||||
успеха |
А |
В |
С |
D |
||
Качество |
5 |
+ |
0 |
— |
0 |
|
Эффективность средств продажи |
3 |
+ |
— |
— |
0 |
|
Разработка новых продуктов |
2 |
+ |
+ |
+ |
— |
|
Техническое обслуживание |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Своевременная доставка |
4 |
0 |
— |
+ |
— |
|
Репутация |
1 |
0 |
0 |
0 |
+ |
|
1 |
— |
— |
+ |
0 |
||
Стоимость |
5 |
+ |
+ |
— |
0 |
|
Цена |
5 |
+ |
+ |
+ |
— |
|
Место положения |
2 |
+ |
+ |
— |
+ |
|
Финансовая стабильность |
2 |
+ |
+ |
— |
— |
|
Всего |
35 |
28 |
13 |
2 |
-5 |
|
Выделяя так называемые ключевые факторы успеха (КФУ), предприятие сравнивает свое положение со всеми конкурентами (см. пример в табл.1.3), давая ответ в одном из трех видов “лучше” (знак + в табл.1.3), “хуже” (знак -) или одинаково (знак 0) по отношению к каждому конкуренту.
Назначая весовой коэффициент для каждого ключевого фактора, маркетинговый аналитик определяет обобщенный показатель сравнительной конкурентной способности предприятия. В частности, для рассматриваемого примера агрегированное значение комплексного критерия анализируемого предприятия существенно лучше по сравнению с компаниями А и В, почти такое же, как у компании С и немного хуже, чем у компании D. В целом же конкурентное положение предприятия весьма удовлетворительное.
Маркетинговый план должен быть составной частью проекта. В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.
Задачей технического анализа инвестиционного проекта является:
- Ш определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта;
- Ш анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы;
- Ш проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.
Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:
- Ш совместное предприятие с иностранной фирмой — частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;
- Ш покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;
- Ш “turn-key” — покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;
- Ш “product-in-hand” — “turn-key” плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;
- Ш покупка лицензий на производство;
- Ш техническая помощь со стороны зарубежного технолога.
Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия.
Ключевые факторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу следующих аспектов использования технологий.
1. Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах (масштабы могут быть слишком велики для конкретного рынка).
2. Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, какие их производственные мощности, качество сырья, каково количество других потребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск в отношении окружающей среды).
3. Коммунальные услуги и коммуникации.
4. Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию, имеет на нее патент или лицензию.
5. По крайней мере начальное сопровождение производства продавцом технологии.
6. Приспособленность технологии к местным условиям (температура, влажность и т.п.).
7. Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям проекта) и время для выхода на устойчивое состояние, соответствующее полной производительности.
8. Безопасность и экология.
В табл.1.4 приведен пример такого многоальтернативного выбора, в котором каждый фактор оценивается по десятибалльной шкале.
Таблица 1.4
Пример выбора лучшего технического решения
Ключевые факторы |
Вес |
Альтернативы |
||||
критерия |
А |
В |
С |
D |
||
Прежнее использование |
3 |
6 |
3 |
2 |
0 |
|
Доступность сырья |
5 |
3 |
4 |
6 |
9 |
|
Коммунальные услуги и коммуникация |
2 |
5 |
3 |
2 |
6 |
|
Наличие патента или лицензии |
1 |
0 |
0 |
10 |
10 |
|
Приспособленность технологии к местным условиям |
2 |
7 |
5 |
4 |
7 |
|
Загрузочный фактор |
3 |
7 |
4 |
6 |
8 |
|
Безопасность и экология |
4 |
10 |
8 |
5 |
3 |
|
Капитальные и производственные затраты |
5 |
5 |
4 |
8 |
6 |
|
Величина взвешенного критерия |
143 |
109 |
136 |
147 |
||
Расчет обобщенного критерия производится по формуле:
где w — вес частного критерия, Gk — величина частного критерия.
Наилучшим принимается технический проект, который имеет наибольшее значение критерия. В частности, в рассмотренном примере технические альтернативы А и D почти одинаковые, но можно отдать предпочтение D.
Наиболее объемным и трудоемким является такой раздел инвестиционного проекта как финансовый анализ. Обстоятельному изложению этого вопроса будет посвящено несколько отдельных глав. Сейчас мы очертим лишь комплекс вопросов финансового анализа с их взаимной увязкой. Общая схема финансового раздела инвестиционного проекта следует простой последовательности.
1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.
2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
3. Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
4. Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.
5. Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Остановимся кратко на ключевых вопросах финансового раздела инвестиционного проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Обычно это не вызывает затруднения. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать в западные форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.
Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства).
Основная цель анализа безубыточности — определить точку безубыточности, т.е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия.
Наиболее ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включает:
- Ш определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту;
- Ш установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей;
- Ш оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;
- Ш прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта;
- Ш оценка показателей эффективности проекта.
Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа “стоимости денег во времени”. В качестве характеристики, измеряющей временную значимость денежных потоков, выступает норма доходности от инвестирования полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков.
Итак, проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом описанного выше финансового феномена. В процессе оценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции.
Основной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации).
Рассмотрим пример постановки задачи экономического анализа. Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях:
- Ш государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;
- Ш комплектующие элементы, которые импортируются, также продаются компании государством по ценам ниже международных рыночных;
- Ш предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны;
- Ш в результате предприятие продает товары государственному предприятию по ценам существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке.
Задача заключается в том, чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, сравнив его со следующими вариантами:
- Ш продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать потом у компании товары по свободным ценам;
- Ш покупать аналогичный (главным образом по показателям качества) товар за границей.
Таким образом, в процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.
В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа делать не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным.
Для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность (т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).
Измерение экономической притягательности инвестиционного проекта может быть осуществлено по следующей схеме.
Шаг 1. Выбирают цели и взвешивают их. Например:
Цели государства |
Вес цели |
||
1 |
Приток твердой валюты |
0.30 |
|
2 |
Экономия твердой валюты |
0.20 |
|
3 |
Увеличение продуктов на местном рынке |
0.15 |
|
4 |
Обеспечение занятости населения |
0.20 |
|
5 |
Развитие регионов |
0.15 |
|
Всего |
1.00 |
||
Шаг 2. Для каждого из альтернативных проектов определяют численную меру достижения каждой цели (в абсолютных значениях или в процентном отношении к лучшему).
Для каждого проекта вычисляют взвешенное значение комплексного критерия
Шаг 3. Выбор наилучшего варианта производится по критерию максимума обобщенного критерия.
Измерение экономической эффективности производится с учетом стоимости возможной закупки ресурсов и готовой продукции, внутренних цен (которые отличаются от мировых), и многого другого, что является отличительной особенностью страны и не совпадает с мировыми правилами и расценками (например, условия работы с валютами других стран).
Укрупненно процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности.
1. Представить результаты финансового анализа.
2. Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа.
3. Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).
4. Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.
5. Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).
6. Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет конечный итог).
Еще раз подчеркнем, что экономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.
Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Оценка внутренних факторов обычно производится по следующей схеме.
Анализ возможностей производственного менеджмента. Хорошо известно, что плохой менеджмент в состоянии завалить любой, даже сверх хороший проект. Анализируя производственный менеджмент предприятия, необходимо сфокусироваться на следующих вопросах:
- Ш опыт и квалификация менеджеров предприятия, их мотивация в рамках проекта (например в виде доли от прибыли);
- Ш совместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.
Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий. Данный вопрос становится актуальным в случае использования принципиально новой для предприятия зарубежной или отечественной технологии.
Анализ организационной структуры. Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее сложным, учитывая практически полное отсутствие опыта на украинских предприятиях в этом вопросе. Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение.
Основные приоритеты в плане анализа внешних факторов главным образом обусловлены следующими двумя аспектами.
Политика государства, в которой выделяются для детального анализа следующие позиции:
Ш условия импорта и экспорта сырья и товаров,
Ш возможность для иностранных инвесторов вкладывать средства и экспортировать товары,
Ш законы о труде,
Ш основные положения финансового и банковского регулирования.
Данные вопросы наиболее важны для тех проектов, которые предполагают привлечение западного стратегического инвестора.
Одобрение государства. Данный фактор следует рассматривать главным образом для крупных инвестиционных проектов, направленных на решение крупной задачи в масштабах экономики страны в целом. Здесь наиболее важным является фактор времени для одобрения. Наиболее опасной выглядит ситуация, когда проект безупречен в техническом, финансовом и экономическом отношении, есть инвесторы, готовые сейчас вложить деньги в проект, но решение государства задерживается или откладывается на 1-2 года. В результате инвестор вкладывает деньги в другой проект.
Суть анализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объем продаж продукции и т. п.) являются неопределенными. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект.
Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме.
1. Выбирают параметры инвестиционного проекта в наибольшей степени неопределенные.
2. Производят анализ эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.
В инвестиционном проекте представляют три сценария:
Ш базовый,
Ш наиболее пессимистичный,
Ш наиболее оптимистичный (необязательно).
Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.
Таким образом, можно утверждать, что инвестиционное проектирование является основной составляющей эффективного развития предприятия. Окончательно инвестиционный проект оформляется в виде бизнес-плана. В этом бизнес-плане, как правило, отражаются все перечисленные выше вопросы. Более того, следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес планирования, которым надлежит следовать “во всех случаях жизни”. Бизнес-план инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.
1.3. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности украинских предприятий
Центральным органом исполнительной власти в сфере управления инвестиционной и инновационной деятельностью в Украине является Государственное агентство по инвестициям и инновациям (далее — Госинвестиций), которое было создано в соответствии с Указом Президента Украины «О создании Государственного агентства Украины по инвестициям и инновациям» от 30 декабря 2005 года № 1873 [12, с. 46].
Важнейшими задачами, реализуемыми Госинвестиций в области управления инвестиционной деятельностью отечественных предприятий, являются следующие:
— готовит и подает в установленном порядке предложения относительно формирования и обеспечения реализации государственной политики в сфере инвестиций и инновационной деятельности;
— разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативно-правовых актов по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере инвестиций и инновационной деятельности и подает их в установленном порядке Кабинету Министров Украины;
— принимает участие в проведении анализа социально-экономических результатов функционирования специальных (свободных) экономических зон и территорий приоритетного развития с учетом их инновационной направленности;
— осуществляет меры по реализации согласованной государственной политики в сфере инвестиций и инновационной деятельности.
Хотя в состав нормативно-правовой базы, включающей законы и подзаконные акты, направленные на регулирование инвестиционной деятельности в Украине, сегодня можно отнести более 100 документов (см. 12), количество ключевых документов значительно меньше. Главными среди них являются следующие:
— Хозяйственный Кодекс Украины;
— Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» 1560-Х11 от 18 сентября 1991 года (с изменениями и дополнениями);
— Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» 93/96-ВР от 19 марта 1996 года (с изменениями и дополнениями);
— Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» № 2299-ІІІ от 15.03.2001 (с изменениями и дополнениями);
— Постановление Кабинета Министров Украины «О Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной инфраструктуры» № 384 от 01.06.1995(с изменениями и дополнениями);
— Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы» № 483 от 11.04.2002 (с изменениями и дополнениями);
— Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка использования в 2007 году средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления кредитов на реализацию инновационных и инвестиционых проектов в отраслях экономики» № 455 от 14.03.2007;
— Постановление Национального банка Украины «О регулировании вопросов иностранного инвестирования в Украину» 280 от 10 августа 2005 года.
Указанные акты являются основополагающими, и именно на их концептуальных положениях основывается как сама инвестиционная деятельность украинских предприятий, так и все другие официальные документы, в той или иной степени дополняющие или разъясняющие их требования и порядок реализации.
Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности в Украине, являются также межгосударственные соглашения о содействии и взаимной защите инвестиций (на данное время между Украиной и другими странами мира подписано более 70 двусторонних Соглашений о содействии и защите инвестиций).
Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого режима осуществления инвестиций и защите их на территории другого государства.
Кроме этого, для предприятий Харьковского региона принципиальное значение имеют следующие документы:
— Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территории города Харькова» N 3036-III от 7 февраля 2002 года (с изменениями и дополнениями);
— Перечень приоритетных видов экономической деятельности на территории г. Харькова, для которых установлен специальный режим инвестиционной деятельности (введен Постановлением Кабинета Министров Украины №2076 от 11.10.99);
— Постановлением Кабинета Министров Украины «О Порядке рассмотрения и утверждении инвестиционных проектов в приоритетных видах экономической деятельности на территории города Харькова» N 1294 от 21.08.2000 (с изменениями и дополнениями).
Каждый из указанных документов как элемент нормативно-правовой базы имеет свою специфику.
Так, в Законе Украины «Об инвестиционной деятельности» № 1560-ХІІ от 18.09.1991 определены общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины. Закон направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование народного хозяйства Украины, развития международного экономического сотрудничества и интеграции [12, с.15-25].
В Законе Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» № 2299-ІІІ от 15.03.2001 определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ответственности субъектов совместного инвестирования, особенности управления их активами, устанавливает требования к составу, структуре и хранению активов, особенности размещения и обращения ценных бумаг институтов совместного инвестирования, порядок и объем раскрытия информации институтами совмсетного инвестирования с целью привлечения и эффективного размещения финансовых ресурсов инвесторов [12, с.32-37].
Постановлением Кабинета Министров Украины «О Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной инфраструктуры» № 384 от 01.06.1995 утверждена Концепция регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики Украины. Концепция определяет принципы регулирования инвестиционной деятельности с учетом реальной экономической ситуации, перспектив привлечения инвестиций и их использования с целью создания конкурентной среды, реализации Программы структурной перестройки экономики Украины, определения приоритетных направлений инвестирования [12, с.54-63].
Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы» № 483 от 11.04.2002 внедрен Порядок утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы, определены ответственные исполнители комплексной государственной экспертизы [12, с.64-67].
Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка использования в 2007 году средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления кредитов на реализацию инновационных и инвестиционых проектов в отраслях экономики» № 455 от 14.03.2007 утвержден Порядок использования в 2007 году средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления кредитов на реализацию инновационных и инвестиционных проектов в отраслях экономики, который определяет механизм использования Госинвестиций в 2007 году средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе «Предоставление кредитов на реализацию инновационных и инвестиционных проектов в отраслях экономики, в первую очередь по внедрению передовых энергосберегающих технологий и технологий по производству альтернативных источников топлива» [12, с.82-87].
Резюмируя содержание указанных документов, можно определить ключевые особенности нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Украине.
Законодательство регламентирует:
— понятие инвестиций (в том числе иностранных) и виды инвестирования;
— формы инвестирования, способы оценки объема инвестиций;
— правовой режим инвестиций, понятие объектов и субъектов инвестиционной деятельности;
— порядок регистрации;
— гарантии осуществления инвестиций, гарантии перевода и использования дохода, полученного в результате инвестиционной деятельности, гарантии инвесторам при прекращении инвестиционной деятельности;
— равенство всех субъектов инвестиционной деятельности;
— аспекты государственной регистрации инвестиций (в случае иностранного инвестирования) и государственного регулирования инвестиционного процесса.
Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности определено в разделе 3 Закона Украины «Об инвестиционной деятельности» как «управление государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности. Контроль осуществляется непосредственно за инвестируемыми бюджетными и внебюджетными средствами» [12, с.15].
Основные условия государственного регулирования инвестиционной деятельности согласно требованиям этого Закона осуществляются путем:
— предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных займов на развитие отдельных регионов, отраслей и производств;
— применения государственных норм и стандартов;
— разгосударствления и приватизации собственности;
— определения условий пользования землей, водой, природными ресурсами;
— политики ценообразования;
— мероприятий относительно защиты от недобросовестной конкуренции;
— проведения государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства [12, с.16-17].
Этим же законом определены гарантии государства относительно стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности, соблюдение прав и законных интересов ее субъектов и определены гарантиизащиты инвестиций.
На практике, к сожалению, реальное положение существенно отличается от тех гарантий стабильности, которые декларированы законодательством (не только инвестиционным, но и налоговым).
Ведущие украинские экономисты по результатам функционирования хозяйственного комплекса страны в январе-сентябре 2007 года пришли к выводу, что реальные потоки инвестиций в Украину снижаются и причин тому несколько. Важнейшая — нестабильность законодательства, то есть тех основных правил, по которым бизнес живет и осуществляет свою деятельность в стране. Это обстоятельство отпугивает иностранных инвесторов и препятствует разумному вложению (инвестированию и реинвестированию) средств отечественными инвесторами. Яркой иллюстрацией этому факту может служить Закон «О государственном бюджете Украины» в части тех изменений, которые ежегодно вносятся этим законом в налоговое законодательство — в Закон «О налоге на добавленную стоимость» и в Закон «О налогообложении прибыли предприятий». И это притом, что Законом Украины «О системе налогообложения в Украине» прямо запрещено внесение изменений в Законы о налогообложении иными законодательными актами, кроме законов о налогообложении, а изменения такие должны вноситься не позднее, чем за 6 месяцев до начала бюджетного года.