Инвестиции в человеческий капитал

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.

С приходом к власти действующего Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Россия встала на путь модернизации. Этот процесс затронул все сферы общественной жизни, и экономическую в первую очередь. В условиях всемирного финансового кризиса оптимизация использования всех доступных экономических ресурсов становится первостепенной задачей. Россия переходит к принципиально новому типу общественно-экономического развития, в котором на первый план выходит работник как залог успешного функционирования общества. И от того, насколько успешно данный индивид функционирует в данной среде, зависит, насколько успешно функционирует вся среда в целом.

Развитая человеческая личность представляет собой конечный результат экономического функционирования и одновременно его важнейший ресурс и средство последующего развития. Так, постепенно изменяется сущностная определенность, общественная значимость и характер трудового использования человеческого капитала, который приобретает ряд черт, характеризующих его как новую социальную категорию.

Поэтому именно на данном этапе экономического развития нашей страны актуальны вопросы инвестиций в человеческий капитал.

Объектом исследования является Российская Федерация.

Предметом исследования являются инвестиции в человеческий капитал и их взаимосвязь с интересами общества.

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • Изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;

Рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;

4 стр., 1807 слов

Особенности развития экономической науки в России

... отечественной и западной экономической науки. Развитие экономической науки в России Наука всегда развивалась на фоне развития потребностей в науке. При этом как наука, так и потребности в ней эволюционируют, с ... развитие науки, а развитие науки приводит к росту и качественной трансформации человеческих потребностей. Таким образом эти два явления (общественные потребности в науке и возможности науки) ...

Изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;

Проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;

Проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

При написании работы использовались статистические данные из открытых источников, учебные пособия, монографии и статьи по исследуемой проблеме.

В процессе подготовки работы применялись методы анализа, синтеза, сравнения.

I. Инвестиции в человеческий капитал

1 Человеческий капитал. Сущность, понятие, виды

Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал» [16, с. 174].

Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

. приобретенный запас знаний, умений, навыков;

. что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;

. что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;

. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;

. что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;

. и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер [10, с. 163].

Особенности человеческого капитала:

4 стр., 1799 слов

Социальный капитал в инновационном cоциально-экономическом развитии ...

... параметров развития социального капитала региона. В исследовании использовалось следующее определение социального капитала: социальный капитал - это совокупность структурно оформленных социальных связей, основанных на взаимно разделяемых и подкрепляемых нормах, обязательствах и представлениях, сформированных в обществе. Качественные характеристики человеческого капитала - накопленный работником ...

в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности;

независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком[17, с. 147].

Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.

Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующее определение: Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги. В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. Экономическая способность — пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений. Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала.

Аналогии с капитализацией материальных активов позволяли преодолеть недоверие к непривычному понятию «человеческий капитал». И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый фонд, функции которого — производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала.

25 стр., 12275 слов

Человеческий капитал в организации

... в человеческий капитал оказывает существенное влияние то, что чем выше оплата труда работников, тем выше стимулы к работе более ... человеческого капитала в организации, изначально необходимо определить человеческий капитал в его теоретическом осмыслении. В экономической науке человеческий капитал представляет собой способность людей к участию в процессе производства. Человеческий капитал ...

Однако, человеческие способности как капитальное благо существенно отличны от физических свойств машин. Ф. Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. Неусовершенствованный труд, — пишет он, — нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал. В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.

Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала. М.М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории человеческий капитал, определил ее как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию. Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования такого феномена как человеческий капитал [16, с. 179].

В дальнейших исследованиях М.М. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, определяющая роль науки и образования в современном производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала, в воплощенные в железе станки с ЧПУ автоматические линии. Во-вторых, единственно законная и обществом признаваемая монополия есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, произошел отказ от трактовки собственности только как имущественного отношения и расширения прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы.

Взгляды М. Критского развиваются в работах Л.Г. Симкиной. Ею рассматриваются исторически последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так и в производстве. Источником и формой обогащения в жизнедеятельности человека выступает интеллектуальная деятельность. Человеческий капитал, — пишет Л.Г. Симкина — определенный нами как основанная на экономии времени обогащение жизнедеятельности является основным отношением современной инновационной экономической системы. Поскольку интеллектуальная деятельность выступает источником увеличения потребления, поскольку ее расширенное воспроизводство является воспроизводством основного экономического отношения — человеческого капитала, как самообогащение жизнедеятельности. Раскрытие абсолютной и относительной форм обогащения жизнедеятельности через возвышение потребностей и способностей, позволяет Л.Г. Симкиной определить исторически конкретную форму человеческого капитала производительная форма человеческого капитала выступает как органическое единство двух составных частей — непосредственного труда и интеллектуальной деятельности. Эти части могут выступать либо как функции одного и того же субъекта, либо как организационно-экономические формы разных субъектов, вступающих друг с другом в обмен деятельностью.

12 стр., 5745 слов

Человеческий капитал как главный фактор экономического роста

... Понятие человеческого капитала 1.2. Накопление человеческого капитала 1.3. Инвестирование в человеческий капитал Рассмотреть человеческий капитал как главный фактор экономического роста. Информационная база: учебные пособия, средства периодической печати, словари, материалы Интернет-сайтов. 1. Теория человеческого капитала 1.1 Понятие человеческого капитала Идея человеческого капитала ...

Костюк В.Н., исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительно необходим талант, который требует отдельного вознаграждения. По этой причине в условиях конкурентного рынка успех владельца человеческого капитала в определенном виде деятельности может вознаграждаться суммой, значительно превышающей заработную плату в соответствующей отрасли.

Климов С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы организации определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.

Корогодин И.Т. исследуя механизмы функционирования социально-трудовой сферы определяет человеческий капитал как совокупность знаний, навыков, умений, других способностей человека, сформированных, накопленных и усовершенствованных в результате инвестиции в процессе его жизнедеятельности, необходимых для конкретной целесообразной деятельности и содействующих росту производительной силе труда. Он считает, что важнейшим критерием, выражающим суть капитала, является его накопление. Именно капиталом во всех случаях являются накопленные средства (денежные, вещественные, информационные и др.), из которых люди рассчитывают извлечь доход. Не является из этого определения и понятие человеческого капитала. Многочисленные высказывания основоположников теории человеческого капитала сводятся к тому, что люди увеличивают свои способности производителей и потребителей путем инвестиций в самих себя, а значительный рост капитальных вложений в человека изменяет структуру его доходов. Поэтому человеческий капитал представляет собой не врожденные, а накопленные свойства человека. Человек не может родиться с уже готовым капиталом. Его необходимо создать в процессе жизнедеятельности каждого индивидуума. А врожденные свойства могут выступать лишь в качестве фактора, способствующего плодотворному формированию человеческого капитал.#»justify»>Это определение человеческого капитала используется нами в данной работе как исходное и достаточное для решения поставленных задач.

Классификация видов человеческого капитала возможна по разным основаниям и в разных целях, что и представлено в литературе по этой проблематике. Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала.

14 стр., 6645 слов

Структура и роль рынка капиталов. Процентная ставка и инвестиции

... силы человека, является результатом инвестиций в образование, здравоохранение, воспитание. Основные отличия физического и человеческого каптала следующие: инвестиционный период физического капитала короче, чем человеческого; инвестиции в человеческий капитал более рискованные; физический капитал более ликвиден; человеческий капитал с ...

Таким образом, структуру видов человеческого капитал можно представить следующим образом (табл. 1).

[9, с. 181]

Таблица 1 Структура видов человеческого капитала

Неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал)Отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал)Капитал здоровья (биофизический)Социальный капиталКультурно-нравственный капиталКлиентский капитал (бренд-капитал)Трудовой капиталСтруктурный капиталИнтеллектуальный капиталОрганизационный капиталОрганизационно-предпринимательский капитал

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:

ЧК = Кз + Кк + Ко

Где ЧК — человеческий капитал;

Ко — капитал образования;

Кз — капитал здоровья;

Кк — капитал культуры.

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

5 стр., 2082 слов

Роль философии в развитии и жизни человека и общества

... человеческая история в своем поступательном развитии постоянно требовала все большего проникновения философского знания в тайны бытия и осознания смысла жизни. Особенно роль философии возрастала в кризисные периоды общественного развития, ... за счастье трудящихся, за превращение человека в самоцель общественного развития, обеспечение свободного развития каждого члена общества, то Ф.Ницше не признает ...

живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;

неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;

институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала[13, с. 214].

Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели — интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).

В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

Если смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США.

1.2 Инвестиции в человеческий капитал и интересы общества

Общественные интересы — интересы большинства общества, которые основаны на общественной природе человека, могут быть реализованы только сообща, коллективно, и не могут быть реализованы отдельными лицами или группами лиц независимо от остальных членов общества. [35] Это интересы, связанные с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества. [36]

В современном мире (по крайней мере, в развитых странах) подавляющее большинство населения — это класс наёмных работников, источником существования которых является заработная плата. Класс капиталистических предпринимателей с его прибылью является ничтожным меньшинством. Класс торговой буржуазии также относительно невелик. Поэтому в данной работе обратимся к интересам класса наемных работников, так как они представляют большинство экономически активного населения.

Исходя из вышесказанного, рассмотрим, как соотносятся общественные интересы и инвестиции в человеческий каптал. Благополучие, безопасность и стабильность общества тесно связаны с экономической ситуацией в стране в целом. И поспособствовать укреплению вышеозначенных явлений могут инвестиции в человеческий капитал. Потому что, как уже говорилось выше, основу экономически активного населения составляют наемные работники, вложение средств в их квалификацию, здоровье, интеллектуальные, организаторские и прочие способности, укрепляет способность индивида приносить доход той организации, в которой он работает, что в свою очередь, приносит прибыль и государству в качестве налогов и самому работнику в качестве заработной платы и премиальных выплат. Таким образом, повышаются доходы всех экономических субъектов, что, несомненно, сказывается на реализации общественных интересов наилучшим образом. Ведь чем больше средств в экономике в целом, тем большую часть из них можно направить на развитие потенциала экономически активного населения, обеспечив тем самым стабильное развитие общества в целом.

7 стр., 3178 слов

Кризис современного человека и пути выхода из него

... по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в кризисе и это та точка, в которой «пересекаются» интересы философии, ...

Рассмотрим подробнее вопрос инвестиций в человеческий капитал.

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым — накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов — исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные — это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая — приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

3 стр., 1290 слов

Иностранные инвестиции в России

... проблем реформирования экономики. Цель данной курсовой определение инвестиционного климата в стране, анализа притока иностранных инвестиций, перспективы развития притока иностранных инвестиций . Задачи написания данной работы является: Описание сущности иностранных инвестиций в России, их основных вид и ...

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода).

Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.

. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов).

Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала — в сфере образования и здравоохранения.

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм).

Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей — это источник удовлетворений, но с другой стороны — воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

С изменением роли трудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается и важность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал — это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом. Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестиций показатели социально-экономического развития страны или региона.

Данный вид инвестиций неоднороден по своему составу и конкретизируется по видам затрат. Например, инвестиции разделены по отраслям социальной сферы, вследствие чего определены капитал здоровья, капитал образования и капитал культуры. В состав инвестиционных расходов несколько отличается, хотя также включает три вида:

расходы на образование, включая общее, специальное, подготовку на рабочем месте, повышение квалификации;

расходы на медицинское обслуживание, создание бытовых условий и улучшение среды обитания, которые удлиняют срок жизни и повышают работоспособность;

расходы на поддержание мобильности трудовых ресурсов, что обеспечивает их перемещение к мету потребности в них.

Таким образом, инвестиции в капитал здоровья являются базой для человеческого капитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и, таким образом, замедляют физический износ человеческого капитала. На макроэкономическом уровне исследования здоровья как экономической категории используется специальный термин общественное здоровье (Public Health as a resource) — медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Инвестиции в капитал образования формируют квалифицированные и более производительные трудовые ресурсы. В литературе рассмотрен и процесс морального старения накопленного научно-образовательного потенциала. Данный вид износа замедляется посредством инвестиций в переобучение и повышение квалификации.

Эффект от инвестиций в капитал культуры для общества имеет, прежде всего, социальный характер: формирование культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, передает культурное достояние общества из поколения в поколение [11, С. 391]. Вместе с тем, в сфере культуры, безусловно, возможна реализация проектов, приносящих коммерческую выгоду инвестору. Существуют и исследования, подтверждающие зависимость эффективности труда человека от его предпочтений, мировоззрения, общего уровня его культуры.

По сложившейся в экономической теории традиции разграничивают труд и капитал выделяют в два самостоятельных фактора общественного производства. Человеческому капиталу в определенной степени присущи черты и первого и второго. Труд является непосредственным процессом использования человеческого капитала. Так же как и основной капитал, человеческий капитал изнашивается, амортизируется, подвержен влиянию научно-технического прогресса. Для него характерен закон снижающейся предельной отдачи: по мере роста знаний и навыков каждое следующее приращение человеческого капитала делает все меньший вклад в увеличение производительности. Совокупный потенциальный эффект от наращивания человеческого капитала в процессе образования сокращается с уменьшением предстоящего периода трудовой деятельности, а альтернативные издержки растут по мере роста доходов. Вместе с тем, в отличие от основного капитала, на эффективность использования человеческого капитала влияет субъективный фактор психофизиологических свойств и личностных мотиваций конкретного работника. Что касается основного капитала, то продуктивность его использования зависит от квалификации и работоспособности персонала предприятия. Поэтому экономическая теория рассматривает вопрос инвестиционного поведения работодателя в отношении интеллектуального потенциала работников как источника экономической эффективности.

Таким образом, процесс воспроизводства человеческого капитала как части национального богатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и т.п.

На макроуровне роль инвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы.

Отрасли социальной сферы выступают механизмом воспроизводства и амортизации человеческого капитала, который в цивилизованном мире признается частью национального богатства и важнейшим фактором экономического роста. Инвестиции в человеческий капитал помимо социальных эффектов всегда предполагают стоимостной эффект для лица, их осуществляющего. Для работника мотивацией к поддержанию здоровья и получению образования и формированию профессиональных навыков является дифференциация его доходов. Для фирмы, вкладывающей деньги в развитие персонала, речь идет о повышении производительности труда. Для общества в целом эффект выражается в поддержании конкурентоспособности национальной экономики и росте ВВП.

II. Инвестиции в человеческий капитал и общественные интересы в России и мире

инвестиция человеческий капитал

В проекте Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлены грандиозные задачи по росту выпуска инновационной продукции и опережающему развитию человеческого капитала, однако финансированием обеспечены эти благие цели и задачи недостаточно. В проекте стратегии российский человеческий капитал приводится в качестве конкурентного преимущества. На самом деле в силу его деградации по причине крайне низкого инвестирования он превратился в конкурентный недостаток.

На протяжение 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран.[21]

В 2010 году Россия заняла 65 место в мире по уровню развития человеческого потенциала, расположившись между Албанией и Казахстаном. Лучше всего с этим в Норвегии и Австралии. А в рейтинге расходов государства на человека Россия заняла 72 место. [31]

Обратимся к таблице начисления номинальной заработной платы работникам по видам экономической деятельности (см. Прил.1, табл.1).

Как мы видим, номинальная заработная плата работников здравоохранения находится на 23 месте, образования находится на 25 из 31 позиции. [36] Что свидетельствует о невысоком уровне инвестирования государства в данные сферы. То есть само государство, являясь крупнейшим работодателем в стране, выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, в подавляющем большинстве случаев низкую зарплату. Именно поэтому российские бедные — это работающие бюджетники, а не только пенсионеры и инвалиды. Основные доходы концентрируются в сырьевых отраслях экономики. Работники в обрабатывающей промышленности получают заработную плату в два раза меньше, чем в добывающей промышленности, а в образовании — в три раза меньше, чем в финансовом секторе. Сложившийся институт найма дешёвого работника в бюджетных отраслях России способствовал тому, что численность занятых только в науке за последние десять лет сократилась почти в два раза. Инновационный сектор экономики продолжает терять молодые кадры, его интересы недостаточно представлены в органах власти, поэтому слабо лоббируются. Положение усугубляется ещё и тем, что в России происходит широкая коммерциализация и смещение в частную сферу услуг образования, здравоохранения, культуры и других социальных сфер, которые традиционно в России создавались как общественные блага. В результате воспроизводство человеческих качеств в немалой степени стало частным делом индивидов и фирм. [33]

Имеются неутешительные данные опроса, проведённого на сайте газеты «Аргументы и Факты»: 82% респондентов ответили, что Россия за годы реформ не смогла сберечь качество своего народа. Из них 61% считает, что это произошло по причине отстранённости власти от нужд народа. [26]

Рассмотрим инвестиции в человеческий капитал по его составным формам.

Физиологический человеческий капитал. Как говорилось выше, физиологический капитал состоит из здоровья, долголетия, инвалидности.

Не смотря на то, что за пятилетний период с 2006 по 2011 год расходы на здравоохранение в стране увеличились почти вдовое [27], финансирование данной сферы все еще недостаточно и сильно отстает от Европы и Америки.

По данным всемирной организации здравоохранения Россия занимает 2 место в мире по абсолютной величине убыли населения. За последние восемь лет число россиян сократилась на 2,2 миллиона — до 142 миллионов 905 тысяч 200 человек. Ежегодно страна теряет до 800 тыс. человек, уступая по темпам вымирания лишь Украине. [31]

Кроме этого, в России очень высок уровень заболеваемости населения социально значимыми болезнями (см. Прил. 1, табл.2).

[30] Что неизбежно приводит к снижению качества человеческого капитала в целом по стране.

Помимо прочего, Россия занимает первое место в мире по числу курящих людей, процент которых в 2011 году достиг 39% от общего числа взрослого населения. На втором и третьем месте располагаются Китай и США — курящих в этих странах 26% и 19% соответственно. И 4 место в мире по употреблению алкоголя (15,76 литра в год на человека) после Молдавии (18,22), Чехии (16,45), Венгрии (16,27).

При этом в России 1,95 миллиона алкоголиков — бесспорное мировое лидерство. [31] Однако эти показатели год от года снижаются (табл.2).

[28]

Также неблагоприятно обстоят дела с заболеваемостью наркоманией. По данным Росстата, ежегодно в стране умирают от наркотиков более 100 тысяч человек от 15 до 30 лет. Только на этих преждевременных смертях общество теряет ежегодно около 10 миллиардов долларов своих инвестиций в воспитание и образование, не считая упущенные выгоды от потерь работников. [21]

Однако, за последние 3 года количество заболевших наркоманией сокращается в среднем на 5% в год. (Табл.3) [29]

Таблица 2 Численность россиян, страдающих от алкоголизма

200820092010Взято под диспансерное наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом в отчетном годувсего, тыс. человек173,4159,7153,9на 100 000 человек населения *)122,2112,5107,7Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях на конец отчетного годавсего, тыс. человек2082,72016,51953,1на 100 000 человек населения1467,71420,91366,6

Таблица 3 Численность россиян, страдающих наркоманией

200820092010Взято под диспансерное наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом в отчетном годувсего, тыс. человек26,525,224,9на 100 000 человек населения18,717,817,4Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях на конец отчетного годавсего, тыс. человек341,9340,2330,9на 100 000 человек населения240,9239,7231,5

По данным всемирной организации здравоохранения, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году около 8,7% ВВП, то в России эта цифра составила — 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место. А лидеры по инвестициям в здоровье людей — США (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в человеческий капитал) — 15,3% ВВП. К тому же надо учесть, что и ВВП США в 6,7 раза больше российского ВВП (по паритету покупательской способности).

Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве человеческого капитала, в экономике знаний и высоких технологиях. [21]

ВОЗ определен рекомендуемый размер расходов на охрану здоровья на уровне 5% от ВВП. При этом критической границей считается величина расходов в объеме 3% от ВВП, ниже которой система здравоохранения становится нежизнеспособной.

По данным «Мировой базы индикаторов развития», в России расходы на здравоохранение в расчете на одного жителя составляют 244,7 долл., в Беларуси — 145,5 долл., на Украине — 80,7 долларов. Для сравнения: в США на одного жителя в год тратится на оказание медицинской помощи в целом свыше 6 тыс. долл., в Люксембурге — 5,9 тыс., Швейцарии — 5,6 тыс., Норвегии — 5 тыс., Монако — 5,3 тыс., Исландии — 4,4 тыс., Дании — 5,3 тыс., Австрии, Швеции и Германии по 3,6 тыс. долл.

Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в России. И 47 место в мире по показателям здоровья населения. [31]

В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину — на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения — на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. Выше только Чад, Лесото, Украина, Гвинея- Бисау, ЦАР и Сомали. По приросту же населения РФ на 222-м месте из 233. А российская система здравоохранения по данным ВОЗ находится на 130 месте. [25]

Однако есть и крайне позитивные показатели. Например, количество людей, впервые признанных инвалидами сократилось в 2010 году на 41 тысячу человек. (Табл.4) [38]

Стоит также отметить, что в 2011-2012 годах Россия планирует увеличить расходы на систему здравоохранения до 500 миллиардов рублей. Таким образом, прирост к 2010 году составит 28%. Увеличение финансирования должно позитивно сказаться на состоянии отрасли здравоохранения, однако не следует исключать возможность коррупционного фактора, который способен свести к минимум позитивные изменения от дофинансирования. [27]

Теперь обратимся к системе инвестиций в интеллектуальный человеческий капитал.

В последние годы система образования в России претерпела множество реформ. Большинство из них были призваны улучшить качество российского образования и сделать его конкурентоспособным на мировом рынке труда. Однако, значительно снизил позитивные изменения от реформ коррупционный фактор. Например, такие реформы, как введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) не искоренили коррупцию в школах и учреждениях общего среднего образования. А в некоторых регионах России довело ее до апогея.

Таблица 4 Численность инвалидов в Российской Федерации

200820092010Всего:тыс. человек966934893на 10 000 человек населения83,580,677,0В процентах от общей численности инвалидов:инвалиды I группы10,511,715,3инвалиды II группы52,249,843,9инвалиды III группы37,438,540,8Из общей численности инвалидов — инвалиды в трудоспособном возрасте:всего, тыс. человек431,8436,6441,0в процентах от общей численности инвалидов44,746,749,4

Однако, количественные показатели системы образования достаточно позитивны. В 2010 году в России насчитывается 1,36 миллиона учителей и 13,36 миллионов учеников, которые распределяются по 53 тысячам школ (из них 34000 сельских и 19000 городских).

Почти 3 000 учреждений среднего профессионального образования, в которых в 2010 году училось 2,2 миллиона студентов. А ВУЗов в России (без учета филиалов) 1114, в которых обучалось 7 миллионов студентов. Таким образом, около 8% населения являются учащимися средних и высших профессиональных образовательных учреждений. При этом конкурс на место в ВУЗе составил примерно 2,1 человека. Что свидетельствует о желании россиян вкладывать средства, время и силы в образование, повышая качество интеллектуального человеческого капитала. [34]

В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8 — 4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 186 стран. Для сравнения: в США — 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии — 6,7%; Словении — 5,2%; Франции — 5,6%, Канаде — 4,9%. По качеству образования Россия заняла в 2010 году 38 (еще три года назад было 27) место в мире. [21]

Низки в России и инвестиции в НИОКР — они колеблются, по данным Росстата, все последние годы около 1-1,3% ВВП. В Германии, Дании, Австрии инвестиции в НИОКР составляют около 2,5%, в США — 2,6%, в Израиле — 4,6%, в Южной Корее и Сингапуре — 2,3%, в Японии и Финляндии — 3,4%, Швеции — 3,7%. [21]

К тому же отдача от инвестиций в науку очень низка. Основная причина — деградация человеческого капитала, слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. В России практически отсутствуют конкурентные рынки — основной стимулятор инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным Росстата — 9,4% в 2009 году) в России ниже, чем у государств ЕЭС. Для сравнения: в Эстонии их доля составляет 47%, в Германии — 73%, в Греции — 35%; в Бельгии, Дании, Ирландии, Австрии — около 60%. [21]

В культуру, религию и отдых бюджетные российские инвестиции в благополучном 2008 году составили 1,6% от расходов консолидированного бюджета (для сравнения: во Франции — 2,9%; в Казахстане — 3,8%; в Великобритании — 2,4%).

Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на 28-е месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году — на 201-м месте из 212. [33]

Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Низкое качество жизни, низкие инвестиции в человеческий капитал, коррупция и криминализация экономики и жизни определяют базовые механизмы торможения процессов модернизации экономики, ее роста и развития, создания эффективной инновационной системы, активизации научного и инновационного процесса. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла 138-е место из 153.[21]

Анализ процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал, циклы его роста и развития являются главными факторами генерации инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества. Причем уровень и качество национального человеческого капитала определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального человеческий капитал до уровня требуемого экономикой знаний, качества и этики труда перейти к инновационной экономике и тем более экономике знаний невозможно.

Инвестиции в российский человеческий капитал не только низки, но и их эффективность намного ниже, нежели в странах с невысоким уровнем преступности и коррупции и высоким качеством жизни. Доллар, вложенный в образование, здравоохранение или науку в США, примерно вдвое эффективнее, чем в России, по причине разворовывания средств и коррупции.

В России не только низки инвестиции в человеческий капитал, но и в физический капитал (оборудование, технологии, производственные здания и т.д.).

В рейтинге 2009 года Россия заняла 74-е место с инвестициями в основной капитал 21,5% ВВП (норма накопления).

На протяжении последних лет норма накопления инвестиций держится в районе 20%. Лидирует в этом рейтинге Китай с 46,3%, в среднем в мире за 2009 г. норма накопления — 22,7%, в Испании — 24%, Канаде — 21,5%, Германии — 17,6%, США — 12,2%. [21]

Главной причиной полисистемного кризиса в России, торможения ее развития и модернизации является низкое качество российского человеческого капитала, в котором велика отрицательная составляющая в виде криминала, коррупционеров, непрофессионалов, разного рода мошенников, наркоманов, пьяниц, бомжей. Необходимо резкое и приоритетное увеличение инвестиций в человеческий капитал.

Таким образом, общая картина инвестирования государства в человеческий капитал достаточно неблагоприятна. Особенно для страны, выбравшей путь модернизации экономики.

Поскольку качество человеческого капитала зависит от состояния образования, здравоохранения и культуры, постольку необходимо изменить подход государства к финансированию отраслей социальной сферы, с учётом мировых стандартов. Необходимо, наконец, осуществить кардинальное повышение цены труда данных категорий работников. Хотя только лишь повышение финансирования и увеличение заработной платы работникам образования, здравоохранения, науки сами по себе не могут быть исчерпывающими условиями качественных изменений в жизнедеятельности общества.

III. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал

Благополучие общества и удовлетворение его потребностей возможно лишь в странах со стабильной, успешной и эффективной экономикой. Очевидно, что в современном быстро меняющемся мире, в котором продукты и производственные мощности устаревают все быстрее, важнейшим капиталом и ресурсом экономики являются именно люди — человеческий капитал. Это связано с тем, что в современных условиях бизнес в любой отрасли может успешно развиваться только путем постоянных, перманентных инноваций — генерации и реализации идей. А, как известно, генерируют и реализуют идеи именно люди. И для того, чтобы успешно функционировать в новой экономической реальности, где центральное место занимает именно человек, необходимо повысить качество российского человеческого капитала и эффективность его использования.

На современном этапе развития, наиболее важными структурными элементами человеческого капитала для инвестирования нам видятся интеллектуальный и физиологический.

Современная Россия, как уже отмечалось выше, характеризуется масштабными экономическими преобразованиями. Эти преобразования обусловлены необходимостью развития ныне существующей экономической системы в более эффективную и успешную, путем устранения накопленных за постоветский период противоречий и сковывающих развитие экономики институтов. Кроме того, России приходится ориентироваться на постиндустриальные перемены, которыми охвачены все развитые страны мира. Назрела необходимость экономических перемен. Комплекс этих предпосылок послужил отправной точкой для выдвижения на передний план экономической модернизации. Ведь оттого, насколько успешно Россия сможет влиться в новые постиндустриальные экономические реалии мира, зависит не только ее экономическое, но и внешнеполитическое положение, так как процессы глобализации неумолимо стирают границы стран и континентов.

Для повышения качества российского человеческого капитала к нему необходим системный инвестиционный подход — необходимо инвестировать опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Необходимо не отделять в стратегиях и процессах развития инвестиции в образование, науку и инновационную систему от инвестиций в воспитание, культуру, здоровье людей, личную безопасность, инфраструктуру, что вместе и называется инвестициями в человеческий капитал и качество жизни.

Рост инвестиций в физический капитал необходимо увеличивать за счет повышения инвестиционной привлекательности России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.

Началом экономической модернизации страны принято считать статью Д.А. Медведева «Россия вперед!», в которой он утверждает, что Россия должна стать страной, ориентированной не столько на сырьевые ресурсы, сколько на интеллектуальные, способные производить инновационные знания и технологии.

Однако, для реализации модернизации необходим целый социальный класс людей, обладающих достаточным потенциалом и знаниями. По мнению М. Ходорковского, численность этого класса должна составлять не менее 3% трудоспособного населения, то есть не менее 2 миллионов человек. И основу этого класса должны составить профессиональные ученые — инноваторы, молодые специалисты и широкие слои гуманитарной интеллигенции. Однако, они должны обладать созидательным, а не паразитарным типом мышления. [23] Но проблема кроется не только в наличии этого слоя, но и в готовности общества предоставить ему необходимые трудовые ресурсы, отвечающие требованиям квалификации и лояльности. По данным исследований рекрутинговых компаний, из топ-10 наиболее популярных профессий 2010 года в 2005 году шести еще не существовало. Таким образом, говоря о современных требованиях к человеческому капиталу в России, в первую очередь стоит обращать внимание не на его количество, а на его качество и адекватность запросам современной экономики.

Таким образом, на данном этапе экономического развития, в России существует необходимость в инвестициях в образование. Причем в такие сферы как инновационная экономика, инновационные технологии. Для того, чтобы ликвидировать имеющийся дефицит кадров, государству и бизнесу необходимо ассигновать средства для открытия новых специальностей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях. Изыскать средства для этих нововведений можно путем постоянного мониторинга востребованности специальностей на рынке труда и сокращения мест по невостребованным в пользу открытия новых учебных мест на актуальных направлениях образования. Система среднего и высшего профессионального образования должна, в первую очередь, ориентироваться не на саму себя, а на потребности быстро развивающейся экономики.

Однако, помимо инвестиций на расширение и реструктуризацию специальностей, существует необходимость инвестиций и в материально-производственное оснащение учебных заведений, а также финансирования на оплату труда более квалифицированных преподавателей. Для решения этих задач одних лишь государственных инвестиций недостаточно. Необходимо привлечение в сферу образования частных инвестиций. Можно предложить следующие способы:

. Партнерство предприятий и образовательных учреждений. На основании договорных отношений предприятие оплачивает обучение учащегося или содержание определенной специальности в учебном заведении, взамен учащиеся будут обязаны отработать какое-то время на предприятии. Таким образом, одни получают средства на ведение своей уставной деятельности или обучение, вторые — гарантированные кадры необходимой квалификации.

. Создание эндаумент-фондов. Механизм деятельности эндаумент-фондов таков: жертвователи — те, кто вкладывает средства — вносят пожертвования в некий фонд; этот фонд необходимую сумму (на основе строгого соблюдения устава) передаёт управляющей компании (например, банку); банк вкладывает эти средства так, чтобы обеспечить доход. Эндаумент-фонд аккумулирует деньги в течение некоторого времени и получает доход. Отличен и механизм сбора средств: в эндаумент-фонды часто жертвуют выпускники, партнёры, заинтересованные организации. По современному законодательству для создания эндаумент-фонда необходимо собрать не менее 3 миллионов рублей. Для того, чтобы выполнить это условие, образовательные учреждения могут объединяться.

. Механизм реализации строительства зданий для общеобразовательных учреждений на основе инвестиционного договора. Многие учебные заведения оказались перед необходимостью решать задачи строительства новых зданий для спортивных залов, бассейнов, учебных корпусов. Напрямую заключить договор с инвестором образовательное учреждение не может (по существующему законодательству).

Но Управляющий совет, Наблюдательный совет может принять решение о передаче земельного участка учредителю, а учредитель имеет право заключать договор с инвестором на строительство. Конечно, инвестор, будет заинтересован в получении прибыли от эксплуатации, например, спортивного зала во внеурочное время. Но в течение учебного дня, в рамках образовательной программы — зал в распоряжении учебного заведения.

. Привлечение инвестиций на реализацию образовательной программы. Сертификат участия в предоставлении платных образовательных услуг гарантирует инвестору получение дохода от реализации программы и удостоверяет право владельца на получение прибыли. Именные облигации гарантируют права на получение прибыли. Когда речь идет об авторах программ, автономные учреждения могут оформить в виде займа эту облигацию, определив её стоимость, и сам автор образовательной программы будет получать процент и может вернуть всю стоимость облигации.

Отдельно стоит отметить систему переподготовки кадров, поскольку ко времени, когда человек овладеет необходимыми знаниями, умениями и навыками, требования экономики могут кардинально измениться. На сегодняшний день существует немалое количество центров переподготовки, однако пройти соответствующий курс не каждому по карману. Зачастую люди стремятся овладеть новой профессией или углубить знания в прежней, чтобы получить экономические выгоды в виде увеличения дохода. Но для кого-то смена профессии — единственный способ получить хоть какой-то доход. Поэтому необходимо достаточное количество центров переподготовки и повышения квалификации работников, в которых существуют места, финансируемые из федерального или местного бюджетов. Возможно и введение системы, используемой в ВУЗах, совместно с предприятиями, когда фирма оплачивает обучение своего потенциального (или реального) работника, а тот, в свою очередь, обязуется отработать на предприятии определенное количество времени. Это поможет избежать нежелательных рисков инвестирования в человеческий капитал и со стороны предприятия (обучающийся гарантированно будет работать на предприятии) и со стороны обучающегося (он гарантированно будет трудоустроен).

Помимо инвестиций в образование, не менее важными являются инвестиции в здравоохранение. Потому что здоровье — один из приоритетных интересов общества. Прогрессивное развитие здравоохранения возможно только посредством постоянных инвестиций и инноваций с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Проблема современного российского здравоохранения именно с позиции инвестиций кроется в столкновении двух взаимодополняющих сил — бизнес-интереса компаний: фармацевтических, медицинских, которые стремятся в этой сфере заработать, и, с другой стороны, социальной ответственности государства. Кроме того, в России не существует определенных, документально оформленных планов развития здравоохранения как отрасли.[24]

Решить проблему недостаточного инвестирования в сферу здравоохранения может создание крупного медико-социального холдинга федерального уровня, способного качественно изменить ситуацию на рынке медицинских услуг, формирование мощной и конкурентноспособной инфраструктуры частной системы здравоохранения. Для этого необходимо обеспечить непосредственное участие в проекте структур, формирующих частную систему как таковую. Это — профессиональные саморегулируемые организации.

Зарубежный опыт создания и функционирования крупных медико-социальных холдингов (с включением элементов страхования и лекарственного обеспечения), доказывает эффективность подобных структур в охране здоровья граждан.

Учитывая современное состояние частной системы здравоохранения в Российской Федерации, представляется возможным создать медико-социальный холдинг федерального масштаба, основной задачей которого станет оказание медицинской и социальной помощи населению в рыночном сегменте здравоохранения. Медико-социальный холдинг призван стать инфраструктурным ядром всей частной системы здравоохранения Российской Федерации. [32]

Но обратимся к уже существующей системе государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. Напомним, частные клиники, которые решили участвовать в ГЧП, должны проработать в программе не менее года и установить единые государственные тарифы. При концессионных соглашениях, больница обязана оказывать бесплатную медицинскую помощь в необходимом минимуме, а государство в этом случае берет на себя часть расходов по созданию и реконструкции помещений.

Если компания участвует в проекте как инвестор или генподрядчик, то она осуществляет ремонт здания медицинского центра, его оснащение необходимым оборудованием и, разумеется, получает часть дохода от платных услуг. Однако в случае с частными клиниками все упирается в тарифы. Предприниматели не могут выйти в точку рентабельности, и им приходится надеяться на то, что самую дорогостоящую часть работы возьмет на себя государство.

Соответственно, либо государству придется вкладывать огромные средства в эти партнерские учреждения, а оно этого делать не станет, ведь тогда проще будет создать новые государственные учреждения, финансируемые из бюджета и предлагающие некоторый перечень платных медицинских услуг населению, либо частным клиникам придется увеличивать стоимость предоставляемых услуг. В США пошли по второму пути. В результате, для некоторых слоев населения, не способных оплатить медицинскую страховку, услуги больниц недоступны. В реалиях нашей страны это может означать, что пенсионеры, инвалиды, многодетные малоимущие семьи и прочие малоимущие слои населения останутся лишь с доступным минимумом медицинского обслуживания. А то и вовсе без него. Кроме того, стоимость платных услуг может быть столь высокой, что их себе смогут позволить лишь состоятельные люди. Тогда здоровье превратится в роскошь. И таким образом, реализация общественного интереса в здоровье значительно осложняется.

Поэтому государству следует привлекать частные инвестиции в данную сферу, но вопросы оказания медицинских услуг, их стоимости, качества и прочих характеристик все же стоит оставить под контролем государства.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что на современном этапе развития российской экономики повысить качество человеческого капитала возможно лишь в случае объединения личных, частных и государственных инвестиций. Человеческий капитал — это часть национального богатства страны. Более того, общественные интересы напрямую связаны с его качеством и количеством. Поэтому нужно изыскивать все новые и новые формы инвестирования в индивидуума, чтобы постоянно повышать его способность приносить доход, в первую очередь, самому себе, а впоследствии и своему работодателю (источнику частных инвестиций, если говорить о коммерческом секторе) и государству в качестве налогов.

Заключение

Целью данной работы являлось рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества. Она реализовалась посредством выполнения следующих задач:

Изучено понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;

Рассмотрено понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;

Изучено понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;

Проанализирована современная ситуация с инвестициями в человечески капитал в России;

Проанализированы возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

В курсовой работе изложена тема инвестиций в человеческий капитал и интересов общества, которые тесно взаимосвязаны между собой, так как лежат в одной экономической плоскости. Наиболее многочисленным в нашей стране является класс наемных работников. Поэтому интересы именно этого слоя были представлены в данной курсовой работе. Благополучие общества (как один из приоритетных общественных интересов) напрямую зависит от экономической ситуации в стране, которая, в свою очередь, непосредственно связана с качеством человеческого капитала страны.

Человеческий капитал — важнейший ресурс постиндустриального общества. Создание и управление инновационными технологиями под силу лишь крайне квалифицированной рабочей силе. Кроме того, чтобы успешно осуществлять экономические преобразования, необходимо четкое и глубокое понимание деловой конъюнктуры, возможностей и потенциала рынков, их практического значения, которое также неразрывно связано с качеством человеческого капитала каждого конкретного работника, который он использует в процессе производства для создания богатства общества..

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

Уровень экономического развития все в большей степени определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории человеческого капитала.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Выделяя в структуре человеческого капитала три основных составляющих — капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, современная наука в качестве решающего фактора развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование и, в особенности, его высокие уровни. Это связано со специфической функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который в значительной мере определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает человека методологией выбора во все возрастающем потоке информации, развивает его креативные способности.

Благополучие общества и удовлетворение его потребностей возможно лишь в странах со стабильной, успешной и эффективной экономикой. В современных условиях бизнес в любой отрасли может успешно развиваться только путем постоянных, перманентных инноваций — генерации и реализации идей. А, как известно, генерируют и реализуют идеи именно люди. И для того, чтобы успешно функционировать в новой экономической реальности, где центральное место занимает именно человек, необходимо повысить качество российского человеческого капитала и эффективность его использования.

Улучшать качество человеческого капитала возможно с помощью инвестиций. Инвестиции в человеческий капитал — это вложения, предпринятые для увеличения производительности труда. Инвестиции могут осуществляться как самим индивидуумом, так и работодателем, и государством. Последние являются наиболее значимыми для интересов общества, так как их размер и масштабы наиболее значительны.

Наиболее приоритетными областями инвестирования в современной России являются образование и здравоохранение, так как именно этот вид инвестиций определяет качество человеческого капитала, с помощью которого реализуются общественные интересы.

Современное российское общество заинтересовано, чтобы работник приносил доход на всех уровнях: чтобы его квалификация позволяла ему получать достойную зарплату, приносить доход предприятию, которое, в свою очередь, приносит доход государству в качестве налогов, которые потом возвращаются работнику в качестве социальных гарантий на медицинское обслуживание, образование, культуру и прочее, что также является инвестициями в человеческий капитал страны.

Как мы видим, общественные интересы и инвестиции в человеческий каптал тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.

Библиографический список

1.Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика [Текст]:учебник: пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.-16-е изд.-М.:ИНФРА-М,2007.-940с.

.Микроэкономика. Практический подход: учебник/под ред. А.Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — 5-е изд., стер. — М.: КноРус, 2009. — 704 с.

.Микроэкономика: сб. задач по курсу «Микроэкономика» для самостоятельной работы магистрантов направления 080100 «Экономика» очной формы обучения/сост. А.И. Леонидова, А.В. Силкина . — Красноярск: СибГАУ, 2010 .

.Самуэльсон, П. Экономика[Текст]: учебник; 18-е изд. / П. Самуэлсон, Н.Вильям — М.: Вильямс, 2006. -1360 с. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика:В 2-х т.:Учебник/В. М. Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И.Моргунов.-СПб.: Экономическая школа.-(Б-ка»Экономической школы», Вып.22).

Т. 1 .-2008.-349с.

.Сломан, Дж. Экономикс. Экспресс-курс /Дж. Сломан, М. Сатклифф. — 5-е изд.-СПб.: Питер, 2007. — 608 с.

.Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха, Д.Н. Земляков. -М.: КноРус, 2010. — 320 с.

.Тарасевич, Л.С. Микроэкономика [Текст]:учебник/Л. С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский.-5-е изд. , испр. и доп.-М.:Юрайт,2007.-391с.- (Высш. образование).

.Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учеб.пособие/А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 382 с.

.Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории. [Текст]: учебн. пособие / Б.Ф. Андреев. — СПб.: Лениздат, 2003. — 440с.

10.Борисов, Е. Ф. Экономическая теория. [Текст]: учеб. Пособие / Е.Ф. Борисов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2004. — 384с.

11.Ваганян, О.Г. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала коммерческих организаций. [Текст]: Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О.Г. Ваганян, — М., 2008.

.Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования [Текст]: монография / А. И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. — СПб.: Наука, 1999. — 309 с.

13.Иохин, В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. [Текст]: учебн. пособие / В.Я. Иохин. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 512с.

.Козырев, В.М. Основы современной экономики. [Текст]: учебн. пособие / В.М. Козырев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 432с.

15.Нуреев, Р.М. Курс Микроэкономики [Текст]: учебник для ВУЗов / Р.М. Нуреев. — 2-е изд / М.: «Норма», 2005 — 576с.

16.Ореховский, П.А. Общая экономическая теория. [Текст]: в 2 т. Т 1/ П.А. Ореховский. — Обнинск: МАСЗ, 2000. — 181с.

.Фишер, С. Экономика [Текст]: пер. с англ. / Фишер, С. Дорнбуш Р., Шмалензи Р. — Со 2-го изд. — М.: «Дело ЛТД», 2003. — 864с.

18.Асланов, Д.И. Человеческий капитал — важнейший фактор экономического развития/ Д.И. Асланов // Известия УрГЭУ. — 2010. — №2. — с.71-75

.Василенко, И.В. Человеческий капитал в социальном механизме экономического развития современного российского общества / И.В. Василенко, О.О. Довлекаева // Вести Волгоградского государственного университета. — 2009. — №1. с.95-99

.Журавлев, М.В. Управление человеческим капиталом в интересах инновационного развития: новый подход к определению/ М.В. Журавлев // Теория и практика общественного развития. — 2011. — №2. — с.285-290

.Корчагин, Ю. ЧК дремлет / Ю. Корчагин // Российская газета. — 2011. — №3. — с.3.

.Семыкина, С.В. Человеческий капитал и его место в системе социально-экономических категорий рыночной экономики / С.В. Семыкина // Вестник курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2009. — №3. — с. 45-53

.Ходорковский, М. Модернизации не будет / М. Ходорковский // Ведомости. 12.10.2011. — №137. с.7-8

Приложение

Таблица 1 Начисления номинальной заработной платы работникам по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности200720082009Вся экономика13593,417290,118637,5Финансовая деятельность34879,841871,842372,9добыча топливно-энергетических полезных ископаемых33275,539051,341568,3производство кокса и нефтепродуктов28565,034912,537963,7Добыча полезных ископаемых28107,533206,135363,4добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических19092,722937,424064,1Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение16896,321344,123960,0Рыболовство, рыбоводство14797,019498,922913,5Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг16641,621275,022609,7Транспорт и связь16452,320760,822400,5Производство и распределение электроэнергии, газа и воды15587,319057,421554,2химическое производство14615,918219,919428,7Строительство14333,418574,018122,2металлургическое производство и производство готовых металлических изделий14990,718171,117946,3Виды экономической деятельности200720082009целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность13792,017631,717707,1производство транспортных средств и оборудования14013,617330,917367,8производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования13114,416608,917360,4производство машин и оборудования13479,816940,017009,6Обрабатывающие производства12878,716049,916583,1производство прочих неметаллических минеральных продуктов13193,316371,816053,7Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования11476,314927,415958,6производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака11069,213930,415653,1Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг10392,213538,615070,0Здравоохранение и предоставление социальных услуг10036,613048,614819,5производство резиновых и пластмассовых изделий11082,613464,013850,6Образование8778,311316,813293,6прочие производства10114,112593,412543,1Гостиницы и рестораны9339,011536,212469,6Виды экономической деятельности200720082009производство кожи, изделий из кожи и производство обуви7537,09522,310073,2Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство6143,88474,89619,2текстильное и швейное производство6589,58453,69020,5

Таблица 2 Заболеваемость россиян социально-значимыми болезнями

Наименование заболеваний200820092010Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни:активный туберкулез120,8117,2109,9сахарный диабет301,6308,6324,0болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением979,0920,3870,7инфекции, передающиеся преимущественно половым путем:сифилис85,075,763,7гонорея80,168,260,6трихомониаз237,9205,3180,0Взято на учет больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественные новообразования458,1469,8479,5Взято под наблюдение больных с диагнозом, установленным впервые в жизни:психические расстройства и расстройства поведения78,577,574,3Зарегистрировано случаев заболевания:острый вирусный гепатит В5,73,83,2острый вирусный гепатит С4,03,23,0Болезнь, вызванная ВИЧНаименование заболевания200820092010зарегистрировано больных всего301,3332,9372,9зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни44,150,757,2Взято на учет больных с впервые в жизни установленным диагнозом (На 100 тысяч человек):злокачественные новообразования322,7331,1335,5Взято под наблюдение больных с диагнозом, установленным впервые в жизни:психические расстройства и расстройства поведения55,354,652,0Зарегистрировано случаев заболевания:острый вирусный гепатит В4,02,72,2острый вирусный гепатит С2,82,22,1Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)зарегистрировано больных всего212,2234,6260,9зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни31,135,740,0