Россия переходит на рыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни общества, прежде всего, в экономике. Рыночная экономика не может развиваться без инвестиций, поэтому большое внимание к инвестициям различного типа в нашей стране проявляют и государственные органы, и предприниматели. Решающим условием быстрого подъёма российской экономики на данном этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны. Инвестиции служат «архимедовым рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительные рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям, инвесторам и государству в целом. Существующая в настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики. Речь идёт как о политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок – один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране. Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного рынка России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния.
Инвестиционная программа стратегического плана социально-экономического ...
... инвестиционных программ; в) по линии создания благоприятного инвестиционного климата: ? развитие вышеуказанных региональных центров развития и создание системы промышленных и инновационных особых экономических ... инвестиций. Здесь весь опыт развитых стран показывает, что приоритетным является развитие ... патрона. Соответственно программа инвестиционного развития России должна ... российскую экономику слишком ...
В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью данной дипломной работы является исследование структуры инвестиционного рынка РФ, где объектом исследования является экономика РФ; оценка перспектив изменений инвестиционного рынка в России и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения. Актуальность избранной темы заключается в том, что тема инвестиций и инвестиционного рынка в современных социально-экономических условиях приобретает практическую значимость. Предметом исследования в курсовой работе является изучаемый инвестиционный процесс и структура инвестиционного рынка в рамках объекта исследования. Методологической основой для написания дипломной работы являются плановые и учетные источники информации, характеризующие инвестиционную деятельность исследуемого объекта, а именно экономики РФ. В соответствии с целью дипломной работы определены следующие основные задачи:
- изучить сущность иностранных инвестиций;
- охарактеризовать инвестиционный климат РФ;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития инвестиционной привлекательности РФ.
Каждая из задач будет рассматриваться в отдельной главе.
1. Теоретико – методологическая основа сущности иностранных инвестиций
Иностранный капитал может внести в страну достижения научно-технического прогресса и передовой опыт управления. Кроме того, привлечение иностранного капитала в материальное производство намного выгоднее получения кредитов для закупок необходимых товаров, которые лишь умножают общий государственный долг. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения среднесрочных целей, таких, как выход из современного кризисного состояния, подъем экономики. При этом, естественно, российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей. Предметом исследования являются иностранные инвестиции. Объектом является экономика Российской Федерации. Теоретические основы иностранных инвестиций. Понятие и виды иностранных инвестиций . В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны. Чтобы дать общее представление о роли инвестиций, вначале обратимся к основным понятиям, рассмотрим структуру инвестиционного процесса, его участников, типы инвесторов.
Иностранные инвестиции, это долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору. В наиболее общем виде инвестиции могут быть определены как экономические отношения, возникающие в процессе формирования и вложения ресурсов с целью получения прибыли. Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов. Успешно распространять свои операции на зарубежные рынки компании позволяют: ее способность лидировать, умение организовать деятельность на внешних рынках, проводить маркетинговые исследования рынка, осуществлять эффективный финансовый менеджмент, обеспечивать себя необходимыми финансовыми ресурсами и способствовать развитию человеческих ресурсов.
Рынок капитала и особенности его развития в современной российской экономике
... целью провести анализ особенностей развития современного рынка капитала. Для выполнения этой цели в работе были поставлены следующие задачи: охарактеризовать понятие «капитал», показать его сущность, выделить формы капитала, показать, как действует рынок капитала, рассмотреть особенности рынка капитала России и мирового рынка капиталов, ...
1.1. Экономическая сущность инвестиций
Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать. В более широкой трактовке он выражает вложения капитала с целью его дальнейшего возрастания. Прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде. Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль (доход) или достигается иной полезный эффект. Как экономическая категория инвестиции характеризуют: – вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью прироста первоначально авансированной стоимости; – денежные отношения, возникающие между участниками инвестиционной деятельности в процессе реализации инвестиционных проектов (застройщиками, подрядчиками, банками, государством и т. п.).
Инвестиции в активы отражают на левой стороне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования — на правой (в пассиве баланса).
Они направляются в капитальные, нематериальные, оборотные и финансовые активы. Последние выступают в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. Инвестиции в основной капитал (основные средства) осуществляют в форме капитальных вложений; они включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, проектной продукции и другие расходы капитального характера. Экономическая наука и практика подтверждают, что капитальные вложения не являются синонимом инвестиций и данные термины не тождественны. Инвестиции являются более широким понятием, чем капитальные вложения. В западной литературе главное внимание уделяют рассмотрению фондового рынка, так как в странах с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Великобритания, Япония) инвестирование осуществляют с помощью ценных бумаг. Так, У. Шарп определяет инвестиции следующим образом: «Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие как обыкновенные акции и облигации».
Классификация инвестиций в капитал
... обеспечивает расширенное воспроизводство элементов основного и оборотного капитала. Во-вторых, по объектам вложения денежных средств выделяют реальные, нематериальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции, Нематериальные (потенциальные) инвестиции Часто вложения в нематериальные (неосязаемые) активы, связанные ...
Портфельные инвестиции — вложения финансовых ресурсов в акции предприятий и другие ценные бумаги, и предоставление средств в долгосрочные ссуды. Финансовые вложения могут стать дополнительным источником инвестиций в реальное производство и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Часть портфельных инвестиций — вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство. Основу инвестирования составляют вложения средств в реальный сектор экономики, т. е. в основной и оборотный капитал предприятий различных форм собственности. Рынок инвестиций представляет собой сферу, где происходит купля-продажа инвестиционных товаров по равновесным ценам. Инвестициями, выступающими в форме инвестиционных товаров, являются: движимое и недвижимое имущество; денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги и другие финансовые активы; имущественные права, вытекающие из авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты для ЭВМ и др.; права пользования землей и другими природными ресурсами. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и иные лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории России с использованием собственных и привлеченных средств. Инвесторами могут быть юридические и физические лица, образуемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные юридические лица и граждане. Основными этапами инвестирования являются:
- преобразование ресурсов в капитальные затраты, т. е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно инвестирование);
- превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительной стоимости (зданий, сооружений и т. д.);
- прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т. е. реализуется конечная цель инвестирования. Таким образом, начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую взаимосвязь: доход — ресурсы — конечный результат (эффект), т. е. процесс накопления повторяется. К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставной фонд совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости. Под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории Российской Федерации с целью получения последующего дохода.
Общий объем иностранных инвестиций в Российскую Федерацию распадается на два крупных блока: реальные и финансовые. Реальные инвестиции — это вложение капитала в производство какой-либо продукции. Реальные инвестиции могут быть прямыми и косвенными. Прямые инвестиции — это инвестиции, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятием. Среди прямых инвестиций выделяются:
- взносы в уставный фонд — часть уставного фонда, фактически внесенная зарубежным совладельцем предприятия (для инвестирующих за рубеж — часть уставного фонда, фактически внесенная российским совладельцем зарубежного предприятия);
- взносы в уставный фонд включают материальные активы (взносы, сделанные в виде недвижимости, оборудования, товаров и т.п.) и денежные средства (взносы, сделанные в денежной форме);
- кредиты, полученные от зарубежного совладельца предприятия;
- прочие; сюда относятся, например, дополнительные акции, приобретенные прямым инвестором; реинвестированный доход; оборудование, переданное прямым инвестором предприятию (помимо взносов в уставный фонд), и т.п.
49 стр., 24292 слов
Инвестиции. Инвестиционный капитал
... роль иностранных инвесторов в приватизации российских предприятий. Глава . Инвестиции. Инвестиционный капитал. Сущность и формы инвестиций. Инвестиции - это вложенный капитал, ... капитал). . Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и экономики России. Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. ...
Прямые реальные инвестиции на прямую участвуют в производственном процессе. Компании, вложившие за рубежом свой капитал, могут осуществить там и весь производственный цикл — от создания предприятия до реализации продукции. Поэтому, естественно, что они заинтересованы в оснащении его наиболее современным оборудованием и технологией, в передаче ноу-хау, обучении рабочей силы. Ускоряется развитие страны, принимающей иностранный капитал. Прямые инвестиции связаны с наибольшим для инвестора риском, а также с наибольшими издержками. Но они позволяют зарубежным инвесторам напрямую договариваться об обмене технологиями, участвовать в совместных научных исследованиях и разработках, проводить маркетинговые операции на территории другой страны, получать выход на зарубежный рынок для сбыта своей продукции. Что касается такой формы прямых иностранных инвестиций, как кредиты, то крупные фирмы-инвесторы вступают в прямое сотрудничество с российскими контрагентами по выделению прямого кредита в тех случаях, когда они считают, что сотрудничество это состоятельно, т.е. у российских партнеров есть опыт работы, какие-то гарантии со стороны инвестируемой стороны, идея не слишком рискованна, высока рентабельность проекта, имеется возможность приумножения вложенных в объект инвестирования средств.
Иностранные инвестиции, поступающие в страну через посредничество государственных структур, называются косвенными прямыми инвестициями. Посредничество государства в процессе привлечения иностранного капитала в национальную экономику обеспечивает его равномерное распределение между основными нуждающимися отраслями экономики. Государство, выступая заемщиком, определяет, в какие отрасли промышленности и под какие конкретные проекты израсходовать полученные инвестиции. Здесь необходимо отметить специфику России по привлечению иностранных инвестиций. Дело в том, что большая часть ее внешнего долга представляет собой как раз те самые косвенные прямые инвестиции, объем которых достался нашей стране от бывшего СССР. Ведь в условиях административно-командной экономики все иностранные инвестиции привлекались и распределялись посредством государственных структур. Нельзя сказать, что использование привлеченных иностранных инвестиций в тот период характеризовалось высокой эффективностью. Финансовые инвестиции представляют собой вложения в финансовые инструменты, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги (портфельные) и банковские депозиты (прочие).
Прямые иностранные инвестиции в экономике России
... форму международного движения капитала; изучить состояние прямых иностранных инвестиций в России; определить основные направления активизации притока прямых иностранных инвестиций в Россию. Объектом исследования являются прямые иностранные инвестиции. Предметом – состояние и структура иностранных инвестиций в России. 1 ИНВЕСТИЦИИ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА ...
Портфельные инвестиции — это покупка акций, не дающих право вкладчикам влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10% в общем акционерном капитале предприятия, а также облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг собственного и заемного капитала. Прочие инвестиции — это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций. Из прочих инвестиций выделяются:
- торговые кредиты (сюда относится предварительная оплата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для импорта или экспорта);
- прочие кредиты (включают различные кредиты, кроме торговых, полученные не от прямых инвесторов);
- в их числе выделяются кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.;
- банковские вклады (к ним относятся собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж);
— прочее (в эту остаточную категорию входят все неотраженные выше финансовые активы и пассивы, например, дебиторские и кредиторские задолженности, относящиеся к просроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам) Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны. Инвестиционной деятельностью — эта деятельность, при которой происходит вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Так же инвестиционная деятельность является взаимовыгодным процессом, как для получателя инвестиций, так и для инвестора. Роль иностранных инвестиций можно выразить через функции, выполняемые ими. Рассмотрим эти функции чуть более подробно: — Регулирующая — распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества. — Распределительная — непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. Эта функция инвестирования, в сущности, осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. — Стимулирующая — обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики. Здесь инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. — Индикативная — позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. Объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала. Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Мировая экономическая наука еще в 60-е годы убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому увеличению национального дохода, сталкивается с неразрешимыми трудностями, если она пытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств. Иностранные инвестиции способствуют:
Прямые иностранные инвестиции
... целом. Подавляющее большинство стран мира сделало выбор в пользу использования Прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в качестве инструмента активизации инвестиционной деятельности, расширяющего базу ... как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в ...
- ускорению экономического и технического прогресса;
- внедрению новых форм управления;
- обновлению и модернизации производственного аппарата;
- активизации конкуренции;
- развитию малого и среднего бизнеса;
- подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики;
- расширению экспортного потенциала страны;
- замене импортозамещающего производства;
- созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости, снятию социальной напряженности;
- повышению конкурентоспособности отечественного производства;
— решению проблем реформирования экономики. Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения — инвестиции — накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения — это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению. Соотношение валового накопления в ВВП является нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны
1.2. Роль и необходимость иностранных инвестиций для развития экономики России
Иностранные инвестиции — это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России
с целью получения последующего дохода.
Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.
Прямые инвестиции — это инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного (складочного) капитала предприятия.
Инвестиции, не попадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие — торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (кредиты международных финансовых организаций и т.п.), банковские
Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах
... экономических и социальных отношений, возникающих в процессе привлечения и использования иностранных инвестиций на конкретной территории. СЭЗ могут принимать различные организационные формы (в мире насчитывается не менее 30 разновидностей и названий таких зон), ...
вклады.
В теории и государственной статистике выделяют инвестиции в основной капитал (в основные фонды) и финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал).
Портфельные инвестиции — это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Она составляет менее 10% в уставном (складочном) капитале предприятия.
Политика Правительства РФ направлена сейчас на привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:
1. За годы экономических (рыночных) реформ промышленное производство в Российской Федерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдался упадок в 2000 году промышленное производство сократилось и составило 57% того объема, который был до реформ (в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары для народа) — лишь 15% производства от того уровня, который был до реформ.
2. С помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ.
3. Одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.
4. Основные фонды отраслей промышленности России по состоянию на начало 2001 года оказались изношенными на 41%, при этом происходит снижение коэффициента обновления.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения технического и экономического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5—7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200—300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется 100— 140 млрд. долл.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала — где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Политическая нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие «приметы» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.
Из-за спада производства и накоплений страна испытывает недостаток собственных средств для финансирования капитальных вложений в основные фонды.
Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют ряд законов и указов Президента.
Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций.
По своему характеру эти документы подразделяются на 2 группы:
Инвестиции в Беларуси
... большое внимание уделено иностранным инвестициям, поскольку именно они могут играть основную и весьма благоприятную роль в экономической деятельности предприятий любой страны. И целью данной работы ... вложений. Приведем различия между этими понятиями. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РБ с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут выступать как ...
Первая группа — это базисные законы России, нацеленные на переход страны от социалистического способа производства к рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1991—1997 гг. Основным Законом России является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., провозгласившая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Законодательным органом является Федеральное Собрание — Государственная Дума (Парламент) РФ, исполнительным — Президент и Правительство. Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях (1994, 1996, 2001).
Вторая группа — это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них — это Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав инвесторов, определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций на территории РФ. Положения Закона действуют на территории РФ применительно по всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ определяет, кто может быть инвестором в России.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами в России могут быть:
- иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
- иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
- иностранные государства;
- международные организации.
Иностранным инвесторам ст. 3 Закона предоставлено право осуществлять инвестирование на территории России путем:
- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других республик;
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества;
- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
- приобретения иных имущественных прав;
- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством.
Валюта РФ используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством.
Отношения, связанные с иностранными инвестициями в РФ, регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а также иными действующими на территории РФ законодательными актами и международными договорами. Если международным договором, действующим на территории РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ, применяются правила международных договоров.
Российское государство законодательно создало гарантии защиты иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», указами Президента РФ и другими законодательными актами и международными договорами.
Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, за изъятиями, предусмотренными федеральными законами.
Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества.
Иностранные инвестиции в РФ не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация.
Решение о национализации принимается верховной законодательной
властью РФ. Решения о реквизиции и конфискации принимаются в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством. Решения органов государственного управления об изъятии иностранных инвестиций могут быть обжалованы в суды РФ.
Иностранные инвестиции имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями. Компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций.
Компенсация должна выплачиваться без необоснованной задержки в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для иностранного инвестора. До момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты согласно действующей на территории РФ процентной ставке.
Инвестиционные споры, в том числе споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» разрешаются в Верховном Суде РФ или Высшем Арбитражном Суде РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором,
действующим на территории РФ.
Споры иностранных инвесторов с государственными органами РФ, предприятиями и организациями РФ по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, подлежат рассмотрению в судах РФ либо по договоренности сторон — в третейском суде, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в органах по рассмотрению хозяйственных споров.
Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности:
- доходов от инвестиций, полученных, в том числе в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений;
- сумм, выплачиваемых на основании прав денежных требований и требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность;
- сумм, полученных инвесторами в связи с частичной или полной ликвидацией или продажей инвестиций;
- компенсации, предусмотренные в ст.
8 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», т.е. компенсация, выплачиваемая иностранному инвестору, должна соответствовать реальной стоимости национализируемых инвестиций.
Для хранения денежных средств иностранные инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу.
В соответствии с российским законодательством на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в’ форме акционерных обществ и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законодательными
актами.
На территории РФ могут создаваться и действовать следующие предприятия:
- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- филиалы иностранных юридических лиц.
Установлен следующий порядок создания предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Предприятие с иностранными инвестициями учреждается в порядке, предусмотренном действующим на территории РФ законодательством — Гражданским кодексом РФ и Федерального законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая экспертиза. В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим законодательством.
Для предприятий с иностранными инвестициями, экологическое
воздействие, которых может затронуть территорию более чем одной республики в составе РФ, экологическая экспертиза проводится совместной комиссией, создаваемой на паритетных началах.
Выдача разрешений осуществляется Государственными комиссиями РФ по экологии и природопользованию на основании заключения совместной экспертной комиссии.
Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется Министерством финансов РФ или иным уполномоченным, на то государственным органом.
Для государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями следует представлять следующие документы:
1) Для совместных предприятий:
- а) письменное заявление учредителей с просьбой провести регистрацию создаваемого предприятия;
- б) нотариально заверенные копии учредительных документов в двух экземплярах;
- в) заключения соответствующих экспертиз в предусмотренных Законом случаях;
- г) для российских юридических лиц — нотариально заверенной копии решения собственника имущества о создании предприятия или копии решения уполномоченного им органа, а также нотариально заверенные копии учредительных документов для каждого участвующего в создании совместного предприятия;
- д) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно- финансовым учреждением;
- е) выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора.
2) Для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам:
- а) письменное заявление на регистрацию от иностранного инвестора;
- б) нотариально заверенную копию учредительных документов (в двух экземплярах);
- в) документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком или иным кредитно- финансовым учреждением (с заверенным переводом на русский язык);
- г) выписку из торгового реестра страны происхождения для иностранного инвестора (с завершенным переводом на русский язык);
- д) заключение соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях.
3. Для филиалов предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц:
- а) заявление, подписанное руководителем предприятия, создающего филиал, с просьбой произвести его регистрацию;
- б) нотариально заверенную копию выписки из решения компетентного органа управления предприятия о создании филиала;
- в) нотариально заверенную копию положения о филиале (в двух экземплярах);
г) нотариально заверенные копии учредительных документов
предприятия, создающего филиал;
- д) для иностранного юридического лица — выписку из торгового реестра, страны происхождения или иного эквивалентного доказательства его юридического статуса в соответствии с законодательством страны его местонахождения (с заверенным переводом на русский язык);
- е) заключение соответствующих экспертиз в предусмотренных законом случаях.
Сроки регистрации установлены Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Министерство финансов РФ или иной уполномоченный орган обязан в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа. Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями
выдается свидетельство о регистрации установленного образца. Предприятие с иностранными инвестициями приобретает право юридического лица с момента регистрации. Информация о регистрации сообщается местным органом власти по местонахождению предприятия. Сообщение о регистрации публикуется в печати.
Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения действующего законодательства о порядке образования такого предприятия.
При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50% указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший данное
предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации. Информация об этом должна быть опубликована в печати.
Регистрация ликвидации предприятия с иностранными инвестициями осуществляется зарегистрировавшим его органом на основании акта ликвидационной комиссии и подтвержденного аудиторской организацией ликвидационного баланса.
Предприятие с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных действующим на территории РФ законодательством.
Для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка
России.
Предприятие с иностранными инвестициями может на договорной основе определять условия реализации производимой им продукции (работ, услуг) на рынке России, включая цену на нее, а также условия поставок товаров и услуг с этого рынка. Оплата предприятием с иностранными инвестициями поставок товаров и услуг с рынка РФ, в том числе плата за пользование жильем и нежилыми помещениями на территории РФ, производится в валюте РФ.
Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РФ.
2. Оценка привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами. Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору. Недостаток глубоких структурных преобразований в российской экономике ставит дальнейшие перспективы роста в зависимости от тенденций на мировых сырьевых рынках. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вовлечь в процесс экономического роста внутренние источники развития, среди которых одно из важнейших мест занимает инвестиционная сфера. Главной причиной инвестиционного кризиса в стране является неумение использовать эффективные формы управления инвестиционной деятельностью как в народном хозяйстве, так и на предприятиях. Результатом этого является осуществление несостоятельной инвестиционной политики. Важнейшим моментом, приведшим к кризисному состоянию инвестиционную сферу, стало устранение государства от проведения активной политики, как это делается во всех развитых странах. Принимая различные стратегические документы в отношении той или иной отрасли (или их комплекса), правительство занижает роль центральных органов как распорядителей бюджетных средств в отношении государственных инвестиционных вложений. Инициатором и гарантом осуществления инвестиционной деятельности в стране должно быть только государство в лице своих компетентных органов. Механизмы же реализации государственной инвестиционной политики могут быть всевозможными. В частности, они могут учитывать высокую степень коррумпированности чиновников, оказывая инвестиционную поддержку предприятиям, минуя государственный бюджет.
2.1. Общая характеристика инвестиционного климата России
Инвестиционный климат (англ. investment climate) — совокупность экономических, политических, правовых, финансовых и других условий для инвестиций на определённой территории. В условиях глобальной конкуренции за финансовые ресурсы создание благоприятного инвестиционного климата является главным условием привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику. Уровень инвестиций в страну является определяющим фактором её дальнейшего экономического роста и конкурентоспособности в быстроменяющемся мире. Будущее принадлежит странам, которые создадут наиболее благоприятные условия и стимулы для осуществления эффективных инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры, создание новых и модернизацию существующих предприятий, расширение масштабов их деятельности, освоение новых рынков и активное участие в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат может быть присущ не только обладающим суверенитетом странам, но и их составным частям, имеющим возможность регулировать условия для инвестиций на своей территории. Инвестиционный климат также зависит от деловой репутации страны и её экономических субъектов, социальной ситуации, предпринимательских традиций и ценностей общества. Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны, с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов: кредиторов, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств. К наиболее авторитетным международным рейтинговым агентствам относятся: Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, Euro money, HIS Global Insight, Business Environment Risk Intelligence, A.T. Kearney, The Economist Intelligence Unit, и Political Risk Services Group. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений. В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее в основном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами. В частности, разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема прямых иностранных инвестиций включают: национальный режим, не дискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии. В указанных Принципах содержатся рекомендации беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. В отличие от развитых стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений, препятствующих движению иностранных инвестиций.Национальные инвестиционные законодательства, направленные на сохранение национального суверенитета и экономической безопасности, устанавливают ограничения на вложения инвесторов в определенные отрасли и производства, на вывоз прибыли, определяют предельные размеры доли участия иностранных инвесторов в капитале национальной компании, особый порядок допуска иностранных инвесторов и их регистрации. Вместе с тем в 90-е годы во многих развивающихся странах происходила определенная либерализация инвестиционного режима. Почти все принятые в последнее время законы в области инвестиционной деятельности предусматривают предоставление иностранным инвесторам, за определенными исключениями, не менее благоприятного режима, чем национальным, гарантии для иностранных инвесторов в отношении беспрепятственного перевода прибылей, а в случае экспроприации иностранной собственности соответствующую компенсацию, возможность разрешения споров между принимающей страной (государством) и иностранными инвесторами путем форм арбитража, широко применяемых в международных экономических отношениях. На практике в большинстве стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, все-таки сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Это касается не только процедурных вопросов (требование предварительного разрешения на инвестирование, многоступенчатость и длительность процедуры рассмотрения заявок), но и прямых ограничений на иностранные инвестиции в отдельных отраслях экономики (или даже запретов), лимитирование иностранного капитала в компаниях или возможность его участия в них только совместно с отечественными инвесторами и др. Характерной чертой современного национального законодательства в области прямых иностранных инвестиций является расширение сферы его распространения на все виды имущественных активов и связанных с ними прав собственности, а также прав на интеллектуальную собственность. Хотя национальные законы касаются преимущественно частных инвестиций, они часто распространяются на инвестиции государственных организаций и инвестиции самого государства. Государственное гарантирование иностранных инвестиций. Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
- на основе конституций или специальных нормативных актов;
- в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;
- через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.
В конституциях многих стран содержатся положения о неприкосновенности собственности и о возможности ее экспроприации только в строго определенных случаях (как правило, при нарушении общественных интересов).
Конституционно закрепляются права на справедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласии собственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычно распространяются и на иностранных собственников. В странах, где приняты специальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченные положения конкретизируются в данных нормативных актах. Межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций включают в себя, как правило, следующие обязательства: создание благоприятного режима для капитальных вложений при инвестиционной и связанной с ней деятельности иностранных инвесторов; обеспечение защиты иностранной собственности; гарантии в отношении беспрепятственного перевода доходов от иностранных инвестиций и соответствующей компенсации в случае экспроприации иностранной собственности; рассмотрение споров по вопросам иностранных капиталовложений в третейских судах. Участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран обеспечивает возможность разрешения споров между принимающей страной и иностранными инвесторами путем арбитража, широко применяемого в международной экономической практике. Вопросы гарантирования иностранных инвестиций содержатся также в ряде других документов, одобренных специальными международными организациями. В 1985 г. с целью содействия иностранным инвестициям в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР) было создано Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Агентство обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков:
- введение правительством страны, принимающей капитал, ограничений на обмен и перевод капиталов;
- законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора права на собственность, контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;
- административная и судебная практика принимающей страны, нарушающая права иностранных инвесторов и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;
- вооруженные конфликты и гражданские войны.
МАГИ способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм, посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи правительствам стран — членов МАГИ по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций. Как сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат), объем иностранных инвестиций в экономику России в прошлом году составил $114,7 млрд., что на 40,1% больше, чем в 2009 году. Объем прямых иностранных инвестиций при этом снизился до $13,8 млрд., или на 13,2%, по сравнению с 2009 годом. Эксперты отмечают, что инвестиционная привлекательность России невелика, Запад предпочитает вкладывать в Китай. Основные страны-инвесторы в 2010 г. — Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 84,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, говорится в сообщении Росстата. В свою очередь, из России за рубеж в прошлом году было направлено $96,2 млрд. иностранных инвестиций, что на 16,1% больше, чем в 2009 году. Накопленный объем иностранных инвестиций в экономике России к концу прошлого года составил $300,1 млрд., увеличившись по сравнению с результатам за 2009 год на 11,9%. Накопленный объем инвестиций из России на конец 2010 года составил $82 млрд. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил $90,9 млрд., или на 19,3% больше, чем в 2009 году. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) — 58,3% против 55,5%,на конец 2009 года. Как поясняет главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, это означает, что увеличение объема внешних заимствований российских компаний сыграло ключевую роль в притоке инвестиций в РФ в прошлом году. «Доля прямых инвестиций, отражающая интерес инвесторов к вложениям в реальный сектор экономики сократилась и составила 38,7% против 40,7% годом ранее, доля портфельных, отражающая вложения на финансовых рынках РФ также снизилась, несмотря на общий рост рынка, до 3% против 3,8% в прошлом году, — говорит эксперт. — Вероятно, нестабильность ситуации в мировой экономике, высокая волатильность в экономических показателях и динамике финансовых рынков отразилась на статистике инвестиций в РФ». Осин считает, что эта статистика в текущем году будет существенно более благоприятной, но не за счет каких-то структурных изменений в российской экономике. «Это станет возможно под влиянием «мягкой» монетарной политики в развитых странах, роста рыночного спроса на сырье и мер политико-административной поддержки притока инвестиций со стороны руководства РФ», — говорит Осин. Безусловно, наша страна заинтересована в капиталовложениях извне, в привлечении опытных предпринимателей, и они, в общем-то, не обходят её стороной. Премьер-министр Владимир Путин констатировал, что «всё больше иностранных инвесторов выбирают российскую экономику, её биржевые площадки для приложения своих капиталов». Но, бесспорный факт, что поступление зарубежных инвестиций всё ещё значительно ниже докризисного уровня. И для такого государства как Россия с её огромными неосвоенными природными ресурсами даже все уже сделанные на сегодня капиталовложения не соответствуют реальным возможностям и запросам страны. Этих капиталовложений могло бы быть намного больше, и об этом говорят сами потенциальные инвесторы и те, кто уже вступил на стезю деловых отношений с Россией и столкнулся с её действительностью. Так, директор банка HSBC А. Арландес, объясняя клиентам, интересующимся сотрудничеством с Россией её преимущества, подчеркивает, что страна обладает значительными природными богатствами, и это большой плюс. Выводы: 1. Возможность привлечения иностранных инвестиций во многом зависит от состояния инвестиционного климата. Инвестиционный климат — это обобщающая характеристика комплекса социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны. Методики оценки инвестиционного климата разнообразны: описательные характеристики, расчеты экономических показателей, комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности. 2. Важными условиями, способствующими привлечению иностранного капитала, являются правовое регулирование и государственное гарантирование иностранных инвестиций. В странах с развитой рыночной экономикой по отношению к иностранным инвесторам используется национальный режим, в соответствии с которым деятельность компаний с иностранным участием регулируется национальным законодательством, не содержащим различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов может осуществляться: на основе конституций или специальных нормативных актов; в рамках межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций; через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.
2.2 Анализ и оценка поступления и привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля. Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из России продукции экологически “грязных” производств. Вкладывая средства в российскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Россию в самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов. Получили распространение кредитно-бартерные сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, продукцию для нефтегазового комплекса, сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет. Курс России на рыночные реформы и либерализацию внешнеэкономических связей обусловил необходимость создания полноценной правовой базы для привлечения иностранных инвестиций. В 1991 году был принят Закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, который содержал положения по широкому кругу вопросов: создание, регистрация и ликвидация предприятий с иностранными инвестициями, виды их деятельности, экспортно-импортные валютные операции, налогообложение, таможенные платы, участие в приватизации и приобретении ценных бумаг и др. Вопросы таможенного дела урегулировал Таможенный кодекс и Закон “О таможенном тарифе” с целым рядом подзаконных актов — правительственных постановлений и ведомственных нормативных актов Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Вопросы экспорта и импорта были урегулированы Законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Налогообложение регулируется Налоговым кодексом, законами о налоге на прибыль, о налоге на добавленную стоимость, о других налогах. Положения о валютном регулировании содержатся в Законе “О валютном регулировании и валютном контроле” и основанных на нем Указах Президента РФ и нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. Вопросы корпоративного и обязательственного права регулируются в Гражданском кодексе (первая и вторая части) и связанных с ним законах, таких, как, например, “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”. При этом статья 2 ГК РФ закрепляет важный принцип: правила, установленные российским гражданским законодательством, применяются в России в равной мере и к иностранным юридическим и физическим лицам (если иное не будет установлено в конкретных федеральных законах).
Все это создало необходимость приведения Закона об иностранных инвестициях в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации.
При осуществлении прямых иностранных инвестиций и реинвестировании иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными данным Законом. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения иностранного инвестора в нее как участника и прекращает иметь такой статус со дня выхода иностранных инвесторов из состава ее участников. Иностранные инвестиции сопряжены с рисками, коммерческими и некоммерческими. Если коммерческие риски, связанные с конъюнктурой на рынке, нормальны для предпринимательской деятельности, то инвесторы проявляют особую внимательность к некоммерческим рискам, связанным с нестабильным положением в стране, возможностью национализации и другими неожиданными действиями государства. При сопоставлении условий деятельности иностранных и отечественных инвесторов создается впечатление их неравенства. Будучи наделенным на основании п.1 и 2 ст.4 Закона национальным правовым режимом, иностранный инвестор и коммерческая организация с иностранными инвестициями пользуются дополнительными гарантиями и льготами, которых лишены обычные отечественные субъекты предпринимательской деятельности. Возможно, пришло время поиска источников инвестиций внутри государственных границ и создания эффективной системы поощрения тех российских резидентов, которые имеют возможности и намерения вкладывать принадлежащие им средства в национальную экономику. Правовую базу регулирования деятельности инвесторов в РФ после необходимой дополнительной корректировки и консолидации может составить уже имеющееся инвестиционное законодательство. В основу регулирования должен быть положен принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности, независимо от их отечественного или зарубежного происхождения. Рассмотрим показатели иностранного инвестирования в РФ. По итогам девяти месяцев 2011 года приток иностранных инвестиций в Россию вырос в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года — до 133,8$ млрд., сообщает Kommersant.ru. Приток иностранных инвестиций в экономику России за январь-сентябрь 2011 года вырос в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года — до 133,784$ млрд, говорится в отчёте Росстата. Из них чуть менее 10%, или 11,763$ млрд, составляют прямые иностранные инвестиции (это на 43,2% больше, чем за девять месяцев прошлого 2010 года).
На конец сентября 2011 года накопленный иностранный капитал составил 323,2$ млрд, что на 21,5% больше, чем годом ранее: наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе,- 58,3% (на конец сентября 2010 года — 54,6%), доля прямых инвестиций составила 39,1% (против 41,4% год назад), портфельных — 2,6% (против 4% на конец сентября 2010 года).
Объём погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил за девять месяцев 120,4$ млрд, что в 2,3 раза превышает аналогичный прошлогодний показатель. Объём инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2011 года составил 94$ млрд. В январе-сентябре 2011 года из России за рубеж направлено 96,8$ млрд, или на 73,2% больше, чем в январе-сентябре 2010 года. Более половины от общего объёма российских инвестиций за рубежом приходится на двух крупнейших получателей — Нидерланды (26,149$ млрд) и Кипр (24$ млрд).
За прошедшие месяцы российские компании выступали активными заёмщиками зарубежного капитала: «прочие инвестиции», к которым относятся в том числе кредиты, выросли к аналогичному периоду 2010 года в 3,2 раза, до 121,513$ млрд. При этом общий объём кредитов на срок до 180 дней увеличился в 14,7 раза — до 68,51$ млрд (на срок более 180 дней — на 55,3%, до 30,822$ млрд).
Объём портфельных инвестиций снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 38,2% — до 535$ млн, но вложения в акции и паи увеличились на 21,4%. На фоне нестабильности в мировой экономике россиян волнует судьба сбережений. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, половина граждан считает покупку недвижимости самым надёжным способом вложения денег… Совет директоров ЦБ РФ на заседании 28 октября принял решение увеличить срок предоставления кредитов, обеспеченных золотом, с 91 до 180 дней, говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей ЦБ… Как не потерять деньги при второй волне кризиса? Нужно ли вкладываться в доллары или золото, стоит ли брать кредиты, представители каких профессий могут чувствовать себя более уверенно с финансовой точки зрения? На эти и другие вопросы попытались ответить эксперты… В 2012 году отток капитала из России продолжится ЦБ РФ ждёт увеличения оттока капитала из России в 4 квартале 2011 года. В целом за год из страны уйдет $70 млрд. Капитал продолжит уходить и в 2012 г. Ситуацию не исправит даже повышение среднегодовой цены нефти до $125 за баррель… Kinross Gold хочет привлечь для России инвесторов. Канадская золотодобывающая компания Kinross Gold предложила внести изменения в российское законодательство в горнодобывающем секторе и тем самым привлечь в сектор золотодобычи России иностранных инвесторов…
Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард посетила 7 ноября Москву, где она выступила с лекцией в Государственном университете Минфина РФ. Лагард дала свою оценку экономики России и поделилась советами… Злополучная поправка Джексона-Вэника, которая была введена против СССР в 1974 году и осложняла торговые отношения двух стран, до конца 2011 года должна быть отменена, чтобы торговля между США и РФ могла быть полноценной… Как долго золото будет привлекательной инвестицией? После 20-ти процентного падения цен на золото в конце 2011 г. многие инвесторы усомнились в надёжности этой «тихой гавани». Золото стало более рискованным активом, но стимулы для роста никуда не делись, уверяют эксперты… Прогноз на золото — что будет нового в 2012 году? Окончание прошедшего 2011 года было неоднозначным для рынка золота и вызвало противоречивые чувства у инвесторов и аналитиков рынка драгметаллов. Тем не менее, ситуация в мире складывается в пользу роста золота… Известный инвестор в золото и аналитик рынка драгметаллов Джим Синклер поделился своим мнением по поводу происходящей на рынке золота ситуации в конце 2011 года и дал свой прогноз по золоту на следующий 2012 год… Многие аналитики рынка золота гадают, сможет ли золото достичь в следующем 2012 году отметки 2000$ за унцию? Задача для золота не из лёгких, но предпосылки для такого развития событий в мировой экономике имеются… Большинство инвесторов озабочены происходящим падением цен на золото. Никто точно не знает, когда наступит дно падения. В целом золото и серебро всё ещё остаются на восходящем тренде, и шанс на продолжение роста сохраняется… Аналитики Morgan Stanley прогнозируют дальнейший рост цен на золото в долгосрочной перспективе, особенно, если ФРС начнёт в 2012 году третий этап валютного стимулирования, что приведёт к росту цен на золото… Наметившаяся тенденция в 2011 году сохранилась: в прошедшем году прямые иностранные инвестиции в нашу страну были сделаны на сумму $48,5 млрд., что на 28% больше чем в 2010-м году. За это же время из России отток капитала из России также возрос, за 2011 год из страны вывели $84,2 млрд. Первый показатель достиг в 2010-м году суммы 37,8 миллиардов долларов (на 31% выше), что можно увидеть по опубликованным на сайте ЦБ материалам, посвященным оценке платежного баланса России. Второй при этом побил трехлетний рекорд, сообщает издание «Взгляд». Тогда, за 2008-й кризисный год из России было выведено $133,7 млрд. 2011 год показал, что максимального значения инвестиции смогли достичь в первом его квартале, в то время как в период с сентября по декабрь их процент существенно отличался в меньшую сторону от той суммы, которая была в 2010 году. В том же году пик инвестиционной деятельности в России пришелся на последний квартал и составил 13,8 миллиардов долларов, в том время как в первом квартале эта сумма равнялась 6,7 миллиардов, во втором — 11,2, а в третьем — 6,1 миллиард долларов. В качестве основных причин оттока инвестиций называют кризис в Евросоюзе, неблагоприятный инвестиционный климат в России и политические процессы, связанные с выборами. По прогнозам Центробанка РФ в 2012 году отток капитала снизится и зависеть это будет от конъюнктуры на рынке сырья. Инвестиции в искусство в 2011 году оказались выгоднее фондовых рынков, – пишет издание Financial Times. По данным газеты, вложения денег в предметы искусства принесли существенно больший доход, чем инвестирование на фондовых рынках. Эксперты отмечают, что подобная тенденция сохраняется второй год подряд, а живопись, картины известных художников приносят своим владельцам стабильный доход. Так в 2011 году сохранился 11-процентный рост индекса Mei Moses All Art, это на 9 пунктов выше, чем S&P 500. В качестве причины, почему инвестиции в искусство оказались выгоднее называют то, что богатых люди, у которых есть возможность покупать подобные ативы не сильно пострадали в предшествующие кризисные годы. «Цены на рынке искусства не подвержены резким колебаниям. Я не удивлен, что в последнее время мы наблюдаем рост, так как богатые люди не сильно пострадали в 2008—2009 годах», сказал Майкл Мозеса, создатель индекса Mei Moses All Art в интервью The Financial Times. Кроме того, росту инвестиций в искусство способствовал высокий спрос на предметы искусства со стороны китайских инвесторов и коллекционеров, а также появление работ популярных художников, например мастера поп-арта Энди Уорхола. Отмечается также, что рыночная стоимость традиционной китайской живописи выросла в среднем на 20,5%. Более чем на 14% возросли цены на полотна импрессионистов и модернистов, а живопись послевоенного и современного периодов подорожала на 6,4%. По данным издания Artprice в 2011 году продажи аукционных домов, занимающихся предметами искусства могут превысить $10,7 млрд. В 2010 году эта цифра составила $9,5 млрд.
2.3 Оценка инвестиционного рынка.
Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса предполагает наличие ряда условий, основными их которых являются: достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал; существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности. В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется посредством механизма инвестиционного рынка. Инвестиционный рынок – сложное динамическое экономическое явление, которое характеризуется такими основными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция и цена. Условия осуществления инвестиционного процесса в рыночной экономике приобретают специфические формы, отражающие особенности взаимодействия субъектов инвестирования в системе рыночных отношений:
- ? наличие значительного инвестиционного капитала с диверсифицированной по формам собственности структурой, характеризующейся преобладанием частного инвестиционного капитала по сравнению с государственным;
- ? многообразие субъектов инвестиционной деятельности в аспекте отношений собственности и институциональной организации, разделение функций государства и частных инвесторов в инвестиционном процессе;
- наличие разветвленной сети финансовых посредников, способствующих реализации инвестиционного спроса и предложения;
- ? наличие развитого многосегментного рынка объектов инвестиционной деятельности, выступающих в форме инвестиционных товаров;
- ? распределение инвестиционного капитала по объектам инвестирования в соответствии с экономическими критериями оценки привлекательности инвестиций через механизм инвестиционного рынка.
В наиболее общем виде инвестиционный рынок может рассматриваться как форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, воплощающих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение. Он характеризуется определенным соотношением спроса, предложением, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации. Посредством инвестиционного рынка в рыночной экономике осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инвестиционный спрос и предложение) При этом движение инвестиций происходит по схеме, приведенной на рис.1.
Рис.1. Движение инвестиций в рыночной экономике.
Обособление реального и финансового капиталов лежит в основе выделения двух основных форм функционирования инвестиционного рынка: первичного – в форме оборота реального капитала и вторичного – в форме обращения опосредствующих перелив реального капитала финансовых активов. С возрастанием роли научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве возникает инновационный сегмент инвестиционного рынка, связанный с вложениями в определенные виды реальных нематериальных активов – научно-техническую продукцию, интеллектуальный потенциал.
Рис.2. Структура инвестиционного рынка.
Многообразие форм инвестиций и инвестиционных товаров обусловливает сложную структуру инвестиционных рынков, которые могут быть классифицированы по различным критериям. Обобщающим признаком этой классификации является выделение основных объектов инвестирования (рис.2).
Исходя из этого, инвестиционный рынок может рассматриваться как совокупность рынков объектов реального и финансового инвестирования. В свою очередь рынок объектов реального инвестирования включает рынок капитальных вложений, недвижимого имущества, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования – фондовый рынок, денежный рынок и др. Таким образом, в условиях рыночной экономики сущность инвестиций заключается в сочетании двух аспектов инвестиционного процесса: затрат капитала и результатов, соизмерение этих элементов лежит в основе теории экономической оценки инвестиций. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят. Инвестиционный рынок имеет сложную и разветвленную структуру. Он может рассматриваться, с одной стороны, как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, а с другой стороны, как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Оценка структуры инвестиционного рынка РФ. Инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро -, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем. Состояние инвестиционной деятельности в РФ характеризует динамика следующих показателей:
- общего объема инвестиций;
- доли инвестиций в общем объеме инвестиций;
- общей величины реальных инвестиций;
- доли реальных инвестиций, направляемых в основной капитал, и др.
Объективность этих показателей в оценке инвестиционной деятельности связана с тем, что их рост немыслим без вложения инвестиций. Эти же показатели в определенной мере характеризуют и эффективность использования инвестиций. Рассмотрим подробнее структуру инвестиционного рынка РФ. Объем инвестиций в нефинансовые активы за I полугодие 2008г. составляет 3851,3 млрд. рублей, из которых инвестиции в основной капитал занимают 3801,7млрд. руб.; инвестиции в нематериальные активы – 20,7млрд. руб.; инвестиции в другие нефинансовые активы – 16,5 млрд. руб.; и затраты на научно-исследовательские работы – 12,4млрд. руб. Наибольший удельный вес занимают инвестиции в основной капитал и составляют 98,7%. Объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) сократился с 14395 млрд. руб.в 2007г. до 7329,7 млрд.рублей., в том числе долгосрочных – с 2278,2 до 1921,5 млрд.рублей, краткосрочных – с 12116,8 до 5408,2 млрд.рублей. Объемы поступающих в РФ иностранных инвестиций увеличились в 2008г. по сравнению с 2007г. на 5234 млрд. рублей, однако изменилась их видовая структура, т.е. объемы прямых иностранных инвестиций повысились, уменьшились объемы портфельных инвестиций и более 70% общего объема иностранных инвестиций составили различные кредиты.[1]
Основные показатели инвестиционной деятельности.
табл.1.
2007г. | Справочно 2006 г. в % к итогу | 1 полугодие 2008 г. | |||
млрд. руб. | в % к итогу | млрд. руб. | в % к итогу | ||
Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства)[2] |
3851,3 |
100 |
100 |
1686,5 |
100 |
в том числе:
инвестиции в основной капитал |
3801,7 |
98,7 |
98,2 |
1666,4 |
98,8 |
инвестиции в нематериальные активы |
20,7 |
0,6 |
0,8 |
8,9 |
0,5 |
инвестиции в другие нефинансовые активы |
16,5 |
0,4 |
0,7 |
6,5 |
0,4 |
затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
12,4 |
0,3 |
0,3 |
4,7 |
0,3 |
Финансовые вложения организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
14395,0 |
100 |
100 |
7329,7 |
100 |
в том числе:
долгосрочные |
2278,2 |
15,8 |
20,1 |
1921,5 |
26,2 |
краткосрочные | 12116,8 | 84,2 | 79,9 | 5408,2 | 73,8 |
Инвестиции российских организаций за рубеж[3], млн. долларов США |
51978 |
100 |
100 |
36813 |
100 |
в том числе:
прямые |
3208 |
6,2 |
1,8 |
7170 |
19,5 |
портфельные | 798 | 1,5 | 1,3 | 782 | 2,1 |
прочие | 47972 | 92,3 | 96,9 | 28861 | 78,4 |
Иностранные инвестиции в экономику России, млн. долларов США |
55109 |
100 |
100 |
60343 |
100 |
в том числе:
прямые |
13678 |
24,8 |
24,4 |
15837 |
26,3 |
портфельные | 3182 | 5,8 | 0,8 | 1103 | 1,8 |
прочие | 38249 | 69,4 | 74,8 | 43403 | 71,9 |
из них:
торговые кредиты |
9258 |
16,8 |
11,2 |
4809 |
8,0 |
прочие кредиты | 28458 | 51,6 | 62,9 | 38298 | 63,4 |
прочее | 533 | 1,0 | 0,7 | 296 | 0,5 |
В 2008г. поступление иностранных инвестиций в виде кредитов составляет 43403 млрд. рублей и занимает 71,9%, тогда как за 2007г. они составляют 38249 млрд. рублей (69,4%).
Из накопленных иностранных инвестиций было изъято из экономики РФ 36813 млрд. рублей, т.е. направлено за рубеж для обслуживания и погашения кредитов, а также в виде части инвестиционного дохода иностранных совладельцев совместных и иностранных предприятий. По состоянию на конец 2007г. в нефинансовом секторе экономики РФ было накоплено около 51978 млрд. рублей иностранных инвестиций[4].
По данным Госкомстата РФ, в 2007 г. по сравнению с 2006г. инвестиции в основной капитал (табл.1) в фактически действующих ценах увеличились на 969,4 млрд. руб., что составляет 26,8 %. Доля инвестиций организаций российской собственности в общем объеме инвестиций в основной капитал за 2007 г. составляет 82,6 %, из них организаций частной собственности – 49,1%. Доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме инвестиций 2007. составляет 37,7%, что на 3,4% ниже, чем за 2006г.
Основные показатели, характеризующие инвестиции в основной капитал[5](в %).
табл.2.
2007г. | Справочно | ||
2001 г. | 2006 г. | ||
Объем инвестиций в основной капитал
(в фактически действующих ценах), млрд. руб. |
4580,5 | 1165,2 | 3611,1 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, к предыдущему году в сопоставимых ценах | 113,7 | 117,4 | 110,9 |
Доля инвестиций организаций российской собственности в общем объеме инвестиций в основной капитал | 82,6 | 86,3 | 80,6 |
из них организаций частной собственности | 49,1 | 29,9 | 44,9 |
Доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал | 37,7 | 36,6 | 41,1 |
Доля собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал | 42,1 | 47,5 | 44,5 |
из них амортизация | 19,1 | 18,1 | 20,9 |
Доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал | 57,9 | 52,5 | 55,5 |
из них бюджетных средств | 20,2 | 22,0 | 20,4 |
Доля инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды в общем объеме инвестиций в основной капитал | 1,9 | 2,1 | 2,0 |
В 2008г. положительная тенденция в динамике производства (ВВП) сохранилась. Темп роста производства ВВП оказался несколько выше, чем в 2007г. Его увеличение составило 7,4% (для сравнения: прирост объема производства ВВП в 2007. достиг 6,7%).
Однако позже произошло некоторое замедление темпов роста ВВП. Его объем увеличился на 6,0% по сравнению с 2007г.[6]
Рост ВВП во многом определяется развитием промышленности (табл.2).
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности.
табл.3.
и т.д……………..
Вид деятельности | 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Добыча полезных ископаемых | 102,5 | 101,9 | 101,7 |
в том числе добыча топливно-энергических полезных ископаемых |
102,5 |
101,9 |
101,7 |
Обрабатывающие производства | 104,4 | 109,3 | 107,9 |
в том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака |
105,4 | 106,2 | 108,3 |
текстильное и швейное производство | 107,3 | 99,2 | 100,2 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 116,7 | 100,7 | 93,9 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 100,5 | 106,4 | 105,8 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 106,4 | 109,1 | 109,4 |
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного. |
|||