Мировой финансовый рынок сущность, структура, проблемы и тенденции развития. Часть

Страницы: 2 3


ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА

2.1. Мировой опыт финансовых рынков

В целях исследования актуальных проблем мирового финансового рынка целесообразно определить его структуру, основные признаки и функции функционирующих на нем институтов. Это позволит проанализировать направления деятельности регуляторов и выявить особенности функционирования финансовых институтов в условиях трансформации подходов к регулированию.

Обратимся к мнению экспертов, которые разделяют институты мирового финансового рынка на две основные группы:Реализующие финансовую политику (государственные и международные учреждения, которые выполняют такие функции, как установление и контроль за выполнением правил деятельности финансовых посредников, а также регулируют некоторые аспекты межгосударственных финансовых отношений).

В развитых странах институты этой группы, как правило, представлены центральными (национальными) банками, министерствами финансов (казначействами), а также организациями, регулирующими рынок ценных бумаг, или рынок страховых услуг.

Финансовые посредники (совокупность финансовых институтов, основная функция которых заключается в аккумулировании денежных средств физических и юридических лиц и последующем предоставлении этих средств в виде кредитов хозяйствующим субъектам и другим заемщикам).

К финансовым посредникам относятся, например, банки, инвестиционные и страховые компании, взаимные фонды и другие.

На мировом финансовом рынке международные организации — первая группа участников — представлены такими организациями, как Международный валютный фонд, Всемирный банк. Вторая группа — участники национального уровня — представлены национальными центральными банками, министерствами финансов (или казначействами).

Третья группа участников — это финансовые посредники, то есть банки и прочие кредитные организации, инвестиционные фонды и страховые компании. На мировом финансовом рынке эта группа участников представлена крупными транснациональными институтами, оперирующими на глобальном уровне.

Предложенная классификация участников мирового финансового рынка объясняет процесс осуществления с точки зрения его институциональных особенностей и приводит к следующим выводам. Во-первых, международные организации находятся вне сферы государственного регулирования. Во-вторых, государственные органы в рамках своей деятельности опираются на национальное законодательство, однако используют рекомендации и директивы международных организаций в своей нормотворческой деятельности. Тем самым происходит гармонизация национальных стандартов с глобальными. В-третьих, финансовые посредники, участвуя в финансовых отношениях на национальном уровне, ориентируются на национальные нормы закона, в то время как при выходе на мировой рынок они принимают во внимание признанные мировым сообществом международные стандарты.

9 стр., 4273 слов

Тенденции развития мирового валютного рынка

... целям совершения операций с валютами; характеру деятельности на международном валютном рынке; и т.д. [3,c.119]. 1.2 Тенденции развития мирового валютного рынка Международные валютные рынки являются важнейшими звеньями мировой финансовой системы международных экономических отношений. Рост валютных операций в ...

Современные условия деятельности институтов на мировом финансовом рынке предопределяют характер методов его регулирования. С момента зарождения мирового финансового рынка появлялись те или иные регулирующие механизмы, реализуемые посредством директивной деятельности международных экономических организаций. Таким образом, постепенно сформировалась система принципов и правил международных финансовых отношений. Стоит отметить, что система финансового не является незыблемой, напротив, она динамична и меняется в ответ на современные потребности мирового финансового рынка и мировой экономики. Развитие мирового финансового рынка обуславливает появление новых правил.

Однако возможности для осуществления регулирующих функций небезграничны. Существуют как внутренние, так и внешние пределы. Внутренние пределы характерны национальным финансовым рынкам, чьи органы, опираясь на директивы и рекомендации международных организаций, разрабатывают собственную систему регулирующих механизмов на внутреннем рынке для функционирующих на нем финансовых институтов. Внешние пределы предопределяет сам мировой финансовый рынок: с появлением новых продуктов международные регуляторы устанавливают рамки и ограничивают беспрепятственное использование того или иного финансового инструмента.

Для выявления возможностей и пределов мирового финансового рынка в краткосрочной перспективе проведем анализ его современной институциональной структуры с точки зрения вовлеченности институтов в процесс регулирования.

Опираясь на институциональную структуру мирового финансового рынка, представленную в первой главе исследования, расширим ее, а также выявим объекты и субъекты регулирования.

Структура мирового финансового рынка наглядно демонстрирует, что институты на мировом финансовом рынке в процессе своей деятельности выполняют функции регуляторов и/или участников рыночных отношений. Иными словами, можно выделить следующие группы институтов на финансовом рынке:

Регуляторы финансового рынка.

Международные организации разрабатывают универсальные стандарты в области осуществления деятельности участников мирового финансового рынка (например, банков, как это делает Базельский комитет по банковскому надзору) или выделяют наиболее рекомендованные к использованию инструменты (примером могут служить рекомендации Международной организации комиссий по ценным бумагам).

Выполняя эти функции, такие организации выступают регуляторами мирового финансового рынка на наднациональном уровне.

Национальные органы надзора, к примеру, Комиссия по ценным бумагам в США, Управление финансовых услуг в Великобритании, следят за функционированием национальных финансовых систем и являются их активными регуляторами.

Саморегулируемые организации, представленные различными профессиональными ассоциациями, выполняют функции по содействию кооперации с национальными органами надзора и в целях защиты своих членов в процессе осуществлении профессиональной деятельности.

9 стр., 4500 слов

Глобализация мировых финансовых рынков

... что уровень влияния этих организаций и их совокупная доля в операциях - это своеобразный показатель глобализации финансовых рынков. 3 Что это дает мировой экономике Объединение и развитие финансовых рынков стимулирует создание универсальных инструментов и процедур для внутренних и внешних банковских ...

Следовательно, институты данной группы целесообразно классифицировать в качестве субъектов на мировом финансовом рынке.

Участники мирового финансового рынка представлены финансовыми посредниками, осуществляющими деятельность на локальном и на глобальном уровне, то есть являющимися транснациональными. Их деятельность поддается контролю со стороны органов надзора и (как национальных, так и международных).

Иными словами, финансовые посредники как участники мирового финансового рынка выступают объектами .

Интересна третья группа институтов, совмещающих в рамках своей деятельности на мировом финансовом рынке функцию участника рыночных отношений с функцией регулятора рынка. Примерами таких институтов служат Международный валютный фонд на наднациональном уровне и центральные банки или министерства финансов на национальном уровне. Такие организации являются как субъектами, так и объектами одновременно.

Структура мирового финансового рынка с институциональной точки зрения представляет собой двухуровневую модель: наднациональное регулирование и регулирование, осуществляемое на национальном уровне.

В силу того, что международные организации не принадлежат юрисдикции ни одной из стран мира, они не имеют полномочий вводить какие-либо правила на законодательной, то есть обязательной к исполнению. Таким образом, их разработки носят рекомендательный характер, образуя так называемое «мягкое право».

В свою очередь, национальные органы надзора и регулирования, действующие в рамках общемировой тенденции унификации применяемых методов и способов финансовых рынков, адаптируют пригодные к применению международные рекомендации в зависимости от особенностей национального рынка.

Современный процесс мирового финансового рынка может быть охарактеризован следующим этапами: во-первых, разработка международными организациями универсальных стандартов на наднациональном уровне в форме «мягкого» права, во-вторых, гармонизация национальных практик надзора и в соответствии с международными рекомендациями в русле общемировой тенденции к унификации, в-третьих, адаптация и внедрение в национальное законодательство пригодных к применению лучших мировых практик.

В целях выявления актуальных путей развития практики мирового финансового рынка представляется целесообразным изучить мировой опыт, провести анализ его современных проблем и перспектив, определить основные тенденции.

Как отмечалось выше, современный финансово-экономический кризис сместил акценты в системе мирового финансового рынка. Если до его наступления ключевое значение уделялось платежеспособности и устойчивости отдельных банков, то современный кризис продемонстрировал необходимость системной работы с финансовым сектором в целом.

Здесь речь идет о внедрении механизма макропруденциального надзора, основой которого является принцип системной оценки финансового сектора в условиях его функционирования в рамках глобальной финансовой системы.

В связи с расширением перечня исполняемых Советом по финансовой стабильности функций в области совершенствования системы надзора и на глобальном уровне, функция по разработке комплексных рекомендаций в области развития макропруденциальной системы мирового финансового рынка возложена на Совет совместно с Базельским комитетом по банковскому надзору и Международным валютным фондом.

43 стр., 21284 слов

Финансовая система, её функции и звенья

... также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. 1.2 Состав и структура финансовой системы Финансовая система - совокупность финансово-кредитных учреждений и организаций, а также связывающих их финансовых отношений. В экономической и юридической литературе финансовая система, ее ...

В условиях повышенного внимания мирового сообщества к важности системного надзора на национальных финансовых рынках целесообразно провести детальный анализ перспективы расширения макропруденциальных подходов к регулированию мирового финансового рынка.

Макропруденциальный подход к анализу состояния финансового рынка предполагает проведение комплексного анализа деятельности всех его участников в совокупности в условиях макроэкономической ситуации.

Впервые термин «макропруденциальный» был использован на заседании Комитета Кука (предшественника Базельского комитета по банковскому надзору) в 1979 году. В том же году этот термин был, упомянут в рабочих документах заседания Постоянного комитета по евровалютам (The Euro-currency Standing Committee).

Впоследствии термин «макропруденциальный» стал применяться для обозначения любого явления или процесса, которое характерно для рынка в целом, а не для отдельных его участников. Так, вошли в широкое употребление такие понятия, как макропруденциальный анализ, макропруденциальный надзор, макропруденциальный риск.

В условиях реформирования системы мирового финансового рынка одним из ключевых является понятие макропруденциального надзора.

С 1999 года переименован в Комитет по глобальной финансовой системе (The Committee on the Global Financial System)

В целях анализа перспективы развития макропруденциального подхода к регулированию мирового финансового рынка выявим его существенные отличия от микропруденциального, а также объясним важность введения такого подхода к регулированию финансовой системы для предотвращения глобальных рецессии в будущем (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Особенности микро — и макропруденциального подходов к анализу состояния финансового рынка

В отличие от микропруденциального подхода, который строится вокруг конкретного участника рынка, макропруденциальный подход используется для оценки состояния национальной финансовой системы в условиях текущей экономической ситуации. Макропруденциальный анализ основан на изучении коллективного поведения институтов как единой системы, в то время как с помощью микропруденциального подхода анализ проводится в отношении конкретного института как абсолютно обособленной единицы. Как правило, микро — и макропруденциальный анализ в отношении финансового рынка применяется для измерения уровня его стабильности. 1

Главной целью измерения финансовой стабильности с помощью макропруденциального подхода является ограничение возможных потерь для экономики в результате финансово-экономических потрясений, иными словами нивелирование систематического риска. В случае с микропруденциальным подходом главной целью выступает ограничение риска потерь для конкретного института.

Микропруденциальный подход к измерению финансовой стабильности основан на положении, что финансовая система стабильна, если каждый ее участник (институт) находится в стабильном состоянии, в то время как макропруденциальный подход к измерению финансовой стабильности не учитывает влияние какого-либо института на совокупную устойчивость системы и оценивает устойчивость системы в целом.

Для большинства существующих в настоящее время международных разработок в области анализа состояния финансового сектора характерным является обособленный анализ функционирования того или иного участника нежели системы в целом (в частности, основанная, по заявлению МВФ, на макропруденциальном анализе Программа оценки финансового сектора (FSAP)).

2 стр., 501 слов

«Финансовая система в годы войны «

... перевода оборонной продукции на гражданскую. Главными итогами послевоенной перестройки стало отмена карточной системы и проведение денежной реформы. Это поспособствовало ликвидации спекулятивных доходов населения. Вывод по ... году Был создан Фонд обороны страны, в который люди могли добровольно внести деньги, а также натуральные взносы продуктами, вещами и драгоценностями. Чтобы увеличился выпуск ...

Иными словами в настоящее время в области финансового рынка преобладает микропруденциальный подход.

В настоящее время заявленные как макропруденциальные индикаторы финансовой устойчивости условно можно разделить на две категории: к первой относятся агрегированные показатели микропруденциальных индикаторов (то есть индивидуальных показателей), ко второй — макроэкономические факторы, влияющие на стабильность финансовой системы.

Основные показатели финансовой устойчивости (Core set of indicators) охватывают банковскую систему как ядро финансовой системы государства. Расчет любого из основных показателей основан на агрегировании соответствующих показателей каждого банка в отдельности (то есть индивидуальных показателей).

Анализ методик расчета тех или иных показателей финансовой устойчивости, используемых в Программе оценки финансового сектора, дает право утверждать, что системе индикаторов финансовой стабильности (FSI) требуются дополнительные группы индикаторов, получаемые в результате расширенного макропруденциального анализа финансового сектора.

В рамках общемировой тенденции к усилению макропруденциального надзора на финансовых рынках целесообразно использовать актуальный опыт Европейского союза в этой области. Как следует из анализа устройства институциональной основы финансового рынка этого региона, орган макропруденциального надзора может быть создан как обособленная организация, так и в качестве дочерней организации одного из регуляторов рынка. Системный подход к оценке финансового сектора на основе макропоказателей, по оценкам, будет способствовать комплексному финансовому надзору и поможет предвосхитить назревание кризисных ситуаций. В этой связи представляется целесообразным провести анализ систем финансового ведущих мировых держав, в частности, США, Европейского союза.

Среди финансовых рынков мира США занимают особое место в силу ряда причин, как-то:

  • США занимают первое место в мире по объему капитализации (то есть совокупной курсовой стоимости акций и облигационной задолженности);
  • зарождение современных форм финансовых отношений началось именно на финансовом рынке США, и значение финансового рынка в национальной американской экономике значительно выше, чем в большинстве стран мира;
  • будучи первыми в разработке новых финансовых инструментов, в сфере организации фондового дела, США достигли столь высоких результатов, что их опыт заимствуют и перенимают в других странах;
  • система фондового рынка США является наиболее жесткой, эффективной и хорошо разработанной, поэтому также широко заимствуется многими странами.

Немаловажную роль играет тот факт, что Нью-Йорк является одним из крупнейших международных финансовых центров, а доллар играет роль резервной валюты во многих развивающихся странах. Поэтому приближение национальной системы к американской оправдано в условиях выхода национальных участников рынка на мировую арену.

39 стр., 19375 слов

Федеральное казначейство и его роль в финансовой системе России

... в системе экономических отношений возлагаются на специализированный финансовый орган - казначейство. Казначейство - специальный государственный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по ... органов Федерального казначейства и особенностей его функционирования в современной экономике посвящены работы руководителя Федерального казначейства Р.Е. Артюхина, ...

Система фондового рынка в США начала свое формирование в 1930-е гг. Именно тогда она приобрела двухуровневый характер, представленный органами государственного (федерального) и саморегулируемыми организациями профессиональных участников.

Регулирование фондового рынка в США на федеральном уровне осуществляется Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), созданной на основании Закона о биржах (Securities Exchange Act, 1934 г.) и наделенной следующими полномочиями:

  • регистрация брокерских и дилерских фирм, трансфер-агентов и клиринговых агентств, а также саморегулируемых организаций (главным образом, бирж New York Stock Exchange, NASDAQ);

регулирование и надзор за их деятельностью:

  • сбор периодической финансовой отчетности с компаний, занимающихся публичной торговлей (активы которых превышают 10 млн. долл. США и чьи ценные бумаги в руках более чем 500 держателей);
  • право наложения дисциплинарной ответственности на подотчетных участников и ассоциированных лиц.

Отметим, что регулируется как деятельность участников фондового рынка, так и использование инструментов: ценные бумаги, продаваемые на территории США, должны быть зарегистрированы. В частности, в регистрационной форме представляются: данные об имуществе и виде бизнеса компании; описание ценной бумаги, выставляемой на продажу; информация об управлении компании; финансовая отчетность, заверенная независимыми бухгалтерами. Современная система фондового рынка в США направлена на постоянный мониторинг системных рисков и на контроль крупных компаний, которые могут подорвать стабильность финансовой системы и экономики. В русле современных тенденций будет осуществляться консолидированный надзор за системообразующими компаниями, в том числе небанковскими, который возлагается на Федеральную резервную систему. Более того, требования к системообразующим компаниям по капиталу, ликвидности, риск-менеджменту будут более жесткими, чем к прочим финансовым организациям.

В добавление к действующим регуляторам (ФРС, Комиссии по ценным бумагам и биржам) начнут свою деятельность созданные в рамках имплементации реформы Уолл-Стрит Додда-Франка (Dodd-Frank Wall Street Reform) и закона о защите потребителей (Consumer Protection Act) 2014 года:

  • Наблюдательный совет по финансовой стабильности (Financial Stability Oversight Council, FSOC), осуществляющий мониторинг системных рисков на финансовых рынках, угрожающих финансовой стабильности;
  • Ведомство по финансовым исследованиям (Office of Financial Research, OFR), в функции которого будет входить ведение базы применяемых типов финансовых инструментов и базы институтов, осуществляющих деятельность на американском финансовом рынке;
  • Бюро по защите потребителей финансовых услуг (Consumer Financial Protection Bureau, CFPB), в компетенцию которого будут входить кредитные, сберегательные и платежные продукты.

Американский опыт финансового рынка оказывает существенное влияние на процесс создания и реформирования системы финансовых отношений на мировом уровне. Главным образом это проявляется в практике обеспечения беспрецедентно высокого уровня прозрачности финансового рынка США и в усиленном внимании к защите потребителей.

11 стр., 5225 слов

Финансовая система Республики Беларусь

... - рассмотреть сущность финансовой системы и ее особенности в Республике Беларусь. Для достижения цели поставлены следующие задачи: изучить сущность, принципы построения и структуру финансовой системы; рассмотреть элементы финансовой системы; рассмотреть особенности финансовой системы и тенденции ...

Наряду с США значительное влияние на практику финансовых отношений оказывает опыт Европейского союза (ЕС).

Во-первых, европейский финансовый рынок — второй после США в мире по объемам рыночной капитализации (7165,81 млрд. евро), а европейская валюта евро — вторая после доллара США наиболее часто используемая в международных расчетах. Более того, европейский финансовый рынок — единственный в настоящее время полноценно функционирующий рынок в условиях интеграционного объединения государств. В этой связи изучение европейского опыта полезно для России в условиях создания интегрированного финансового рынка на территории Евразийского экономического сообщества.

В целях совершенствования системы европейского фондового рынка в 1999 году в ЕС был создан План мероприятий в области финансовых услуг (Financial Services Action Plan), направленный на гармонизацию рынков финансовых услуг на территории ЕС. Ключевым документом является Директива ЕС о рынках финансовых инструментов (The Markets in Financial Instruments Directive 2004/3 9/EC, MiFID).

Основными областями применения MiFID являются:

  • регулирование деятельности бирж и других не регулируемых в настоящее время торговых институтов;
  • установление требований пред — и постторговой прозрачности для сделок с ценными бумагами;
  • расширение диапазона инвестиционных услуг и продуктов, требующих авторизации;
  • обеспечение возможности осуществлять международную деятельность через открытие филиалов в других странах ЕС инвестиционным компаниям, предварительно получившим авторизацию от национальных регуляторов.

В настоящее время система надзора и европейского финансового рынка претерпевает структурные и институциональные изменения. Главным образом они заключаются в пересмотре ролей, которые были отведены европейским органам надзора до кризиса и в реформировании надзорного каркаса на наднациональном уровне.

В рамках посткризисной стабилизации финансового рынка система надзора и ЕС, по мнению инициаторов реформы, должна преследовать следующие цели:

  • расширение и ужесточение стандартов надзора финансового сектора;
  • усиление мер по защите внутреннего рынка от негативных последствий недавнего финансового кризиса путем разработки единого свода правил (the single rule-book);
  • увеличение возможностей идентификации макропруденциального риска путем концентрации функции по его идентификации у специально созданного надзорного органа.

Ключевой особенностью современных взглядов на обеспечение устойчивости и бесперебойного функционирования мирового финансового рынка является, как известно, развитие системы макропруденциального надзора, который способен обеспечить комплексный анализ финансового сектора, а значит, предвосхитить назревание кризисов в будущем.

Европейский союз поддерживает новую идеологию перестройки надзорного обеспечения финансовых рынков. В реформе прослеживается общемировая тенденция к унификации и гармонизации стандартов на финансовых рынках: современная структура органов надзора и на европейском финансовом рынке (European System of Financial Supervision, ESFS), основана на макропруденциальном и микропруденциальном направлениях.

Для анализа макропруденциального риска был создан Европейский совет по системному риску (European Systemic Risk Board, ESRB), в чьи функции входит: 1

  • мониторинг и оценка системного риска для предотвращения краха европейского финансового рынка, а также для усиления его прочности по отношению к кризисам извне;
  • обеспечение целостности макро — и микропруденциального надзора на европейском финансовом рынке;
  • разработка унифицированной системы индикаторов для определения типов риска, которые могут возникнуть при функционировании транснациональных финансовых институтов;
  • использование собственной универсальной палитры цветов в соответствии с той или иной степенью риска в рамках выставления оценок, предупреждений или рекомендаций.

Для осуществления микропруденциального надзора в рамках ESFS образована новая структура — система Европейских органов надзора (European Supervisory Authorities, ESAs), состоящая из трех организаций. Согласно новой структуре ESAs надзор в банковском секторе осуществляет Европейское банковское ведомство (European Banking Authority, ЕВА), на фондовом рынке — Европейское ведомство по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA), а на рынке страхования и пенсионных накоплений — Европейское ведомство по страхованию и трудовым пенсиям (European Insurance and Occupational Pensions Authority, ЕЮРА).

Отметим, что все три организации были созданы на базе ранее действовавших в ЕС комитетов третьего уровня (так называемых комитетов Ламфалусси), являвшимися в большей степени консультативно-регулирующими, а не надзорными органами. К функциям органов ESAs относятся:

  • вмешательство и разрешение споров не только по требованию национальных регуляторов, но и по своему усмотрению;
  • мониторинг соблюдения и недопущение нарушений норм европейского права национальными надзорными органами;
  • координация действий национальных регуляторов в рамках надзора за транснациональными финансовыми институтами;
  • защита потребителей путем наложения запретов на «токсичные» финансовые продукты и высокорисковые операции;
  • обеспечение гармонизации и комплексного выполнения разрабатываемых общеевропейских правил.

Несмотря на независимость новых органов макро — и микропруденциального надзора, их связь с Европейским центральным банком (ЕЦБ) и друг с другом в проведении единой политики на финансовом рынке очевидна. Таким образом, в европейской системе надзора и достигнуто равномерное соотношение между надзорной деятельностью ЕЦБ и надзорной политикой, проводимой созданными органами. Новая европейская архитектура надзора и, соответствующая международным рекомендациям в области модернизации надзорного каркаса финансовых рынков, призвана обеспечить стабильное функционирование финансовой системы ЕС.

В целях анализа национальных особенностей адаптации европейского опыта финансового обратимся к опыту Великобритании.

Финансовый рынок Великобритании находится в обособленном положении среди ряда других рынков стран ЕС в первую очередь в связи с тем, что Великобритания не входит в еврозону, а имеет в обращении одну из мировых резервных валют — фунт стерлингов.

В настоящее время рынок Великобритании характеризуется следующими показателями:

  • третье место в мире по показателю капитализации после США и Японии;
  • второе место после США по объемам мирового оборота международных облигаций;
  • 60% первичного и до 70% вторичного рынка еврооблигаций.

В рамках современных панъевропейских преобразований Великобритания первой из государств-членов ЕС начала реформирование национальной системы надзора и финансового рынка, которое основывалось на принципе гармонизации национальных механизмов с наднациональными.

В этой связи целесообразно проанализировать направление структурных изменений в финансовой архитектуре Великобритании и степень вовлеченности ее органов надзора и в общеевропейскую систему. В результате проведенных реформ функции надзора и финансового сектора Великобритании распределены между следующими регуляторами:

Комитет по финансовой политике (Financial Policy Committee, FPC), входящий в структуру Банка Англии и осуществляющий макропруденциальный надзор финансового сектора, главной задачей которого является предотвращение системного риска с помощью использования макропруденциальных методов.

В рамках европейской системы надзора и Комитет будет осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Европейского совета по системному риску. Предполагается также сотрудничество Комитета с Советом по финансовой стабильности G-20 и с национальными органами макропруденциального надзора других стран ЕС в целях осуществления унифицированного подхода к проведению макропруденциальной политики.

Орган пруденциального (Prudential RegulationAuthority, PRA), входящий в структуру Банка Англии и выполняющий функции микропруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций (deposit-taking institutions), страховых компаний и инвестиционных банков.

Таким образом, функции по микро- и макропруденциальному надзору концентрируются в одном институте — Банке Англии, что, по оценкам экспертов, будет способствовать более слаженному и комплексному регулированию и надзору, чем прежде.

Управление по защите прав потребителей (Financial Conduct Authority, FCA), в функции которого будет входить гарантия того, что предоставление финансовых услуг и деятельность на финансовом рынке полностью удовлетворяет интересам потребителей, а также повышение доверия к финансовым рынкам в целом. В части рыночного надзора Управление будет представлено в Европейском ведомстве по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA).

Проведенный анализ устройства системы финансового надзора в Великобритании позволяет утверждать, что она в достаточной степени гармонизирована с общеевропейской практикой: усилена система надзора в целом, расширены возможности проведения макропруденциального надзора за финансовым рынком, обеспечена кооперация с наднациональными регуляторами ЕС.

Российским регуляторам — членам международных организаций и форумов следует принимать активное участие в разработке международных нормативов, а также проводить реформирование надзора и на национальном уровне, используя имеющийся мировой опыт.

На основе проведенного анализа современного мирового опыта устройства системы финансовых рынков, были выявлены следующие закономерности. Во-первых, активно проводится адаптация международных рекомендаций не только в области применяемых стандартов и индикаторов, но и в части структурных изменений в национальных структурах регулирующих органов на основе мирового опыта. Во-вторых, расширена деятельность регуляторов в области макропруденциального надзора (European Systemic Risk Board в Европейском союзе, Financial Policy Committee в Великобритании).

В-третьих, усилена защита потребителей финансового рынка на национальном уровне благодаря созданию таких ведомств, как Financial Conduct Authority в Великобритании, Consumer Financial Protection Bureau в США.

2.2. Актуальные направления мирового финансового рынка

В целях выявления актуальных возможностей модернизации архитектуры мирового финансового рынка целесообразно определить, какое воздействие на рынок и, в частности, на его участников, оказывают международные институты в рамках осуществления.

Для укрепления глобальной финансовой архитектуры аналитики ООН рекомендуют действовать с учетом следующих направлений. Первое — международное сотрудничество в сфере финансового, поскольку до сих пор центральной проблемой здесь остается отсутствие необходимой координации и согласованности усилий национальных регуляторов. В рамках решения данной проблемы предлагаются такие действия со стороны наднациональных регуляторов, как разработка базовых норм финансовых рынков, принятие комплекса международных директив по урегулированию вопросов банкротства и финансовой несостоятельности, учреждение отдельного органа, ответственного за координацию регламентационной деятельности.

Во-вторых, необходимо усиление финансового надзора, в частности, больше внимания следует уделять масштабам привлечения заемных средств, степени концентрации рисков в крупных банках, предоставлению корректной информации по скрытым и забалансовым статьям.

Немаловажным представляется создание механизма раннего предупреждения, совместно осуществляемого Международным валютным фондом и Советом по финансовой стабильности в целях системного реагирования на глобальные риски.

Проведем анализ современных механизмов, которые используются международными организациями.

Выполняя функцию органа мирового финансового рынка, Международный валютный фонд осуществляет разработку стандартов и директив для их внедрения в национальные нормы надзора и на основе своих рекомендаций МВФ проводит надзор за функционированием национальных финансовых рынков.

В Оценку стабильности финансового сектора включен Отчет по соблюдению стандартов и кодексов (Report on Observance of Standards and Codes, ROSC), в котором по результатам оценки содержится заключение о соблюдении той или иной страной разработанных международными организациями стандартов. К таким стандартам относятся, в частности:

  • Стандарты по распространению специальных и общих данных Международного валютного фонда (Special Data Dissemination Standard, SDDS, и General Data Dissemination System, GDDS);
  • Стандарты функционирования рынка ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);
  • Стандарты ведения учета и отчетности Совета по Международным стандартам финансовой отчётности (International Accounting Standards Board, IASB);
  • Стандарты в области надзора за страховым сектором Международной ассоциации страховых надзорных органов (International Association of Insurance Supervisors, IAIS).

В рамках реализации Программы оценки финансового сектора национальный регулятор осуществляет стресс-тесты финансового сектора для определения эластичности системы, то есть ее способности к восстановлению, при различных сценариях.

В условиях посткризисного реформирования институциональной структуры надзора и на глобальном уровне на саммите Большой двадцатки в апреле 2009 года было принято решение о создании нового наднационального органа. Речь идет о преобразовании Форума финансовой стабильности, который был создан в апреле 1999 года для обмена информацией и международного сотрудничества в сфере финансового надзора, в Совет по финансовой стабильности с расширением полномочий в области проведения эффективной политики по финансовому надзору и регулированию.

В настоящее время Совет по финансовой стабильности представляет собой международный орган, цель которого координировать работу национальных органов, занимающихся финансовой политикой, и международных организаций, осуществляющих разработку эффективных стандартов мирового финансового рынка. СФС, по сути, объединяет усилия властей, занимающихся поддержанием финансовой стабильности в мировых финансовых центрах, международных финансовых институтов, международных групп регуляторов и комитетов экспертов центральных банков.

В результате проведенной детальной оценки и анализа, применяемых на текущий момент международных норм, Совет по финансовой стабильности официально признал двенадцать высокоприоритетных кодексов (Compendium of Standards), наиболее желательных для внедрения на уровне национального законодательства, среди которых с точки зрения их влияния на регулирование международных валютно-финансовых отношений необходимо выделить Базельские принципы эффективного банковского надзора (Basel Committee for Banking Supervision: Core Principles for Effective Banking Supervision) и Цели и принципы Международной организации комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions: Objectives and Principles of Securities Regulation).

Специализированные глобальные регуляторы, такие, как Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН, Комитет) и Международная организация комиссий по ценным бумагам осуществляют свою деятельность в отношении деятельности конкретных групп участников мирового финансового рынка (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и Базельский комитет по банковскому надзору. Основополагающими изданиями Комитета являются Основные принципы эффективного банковского надзора (Принципы) и Соглашения о достаточности капитала (Базель I, Базель II и Базель III).

Базельские принципы эффективного банковского надзора были изданы Комитетом в сентябре 1997 года в ответ на кризисные явления конца 1990-х гг. и представляли собой рамочный документ, закрепляющий минимально допустимый уровень банковского надзора. В настоящее время действует новая редакция Принципов, изданная в октябре 2006 года и более точно отвечающая современным потребностям мирового финансового рынка на момент своего издания.

В соответствии с Принципами Комитет рекомендует странам проводить оценку национальной системы банковского надзора и выявлять существующие недостатки. В связи с этой рекомендацией обновленная система Принципов была введена в программу FSAP для комплексной оценки финансовой стабильности странового финансового сектора. Тем самым содержание Принципов направлено на осуществление комплексного надзора за банковским сектором со стороны национального регулятора.

Более конкретные рекомендации в области эффективного функционирования банков, осуществляющих свою деятельность в международном масштабе, содержаться в Соглашениях о достаточности капитала.

В настоящее время действующая редакция Соглашения (Базель II) 1 рекомендует осуществлять надзор за банковской деятельностью в трех направлениях: минимальные требования к капиталу (Minimum Capital Requirements), надзорный процесс (Supervisory Review Process) и рыночная дисциплина (Market Discipline).

С точки зрения Комитета Базель II — это желательная перспектива для всех стран в области регламентации деятельности банков. Фактически Базель II провозглашается в Принципах стратегическим направлением развития банковского надзора, при этом сроки и степень внедрения Базеля II в национальное законодательство остаются на усмотрение национального регулятора.

Согласно данным аналитического подразделения международного агентства Moody’s сроки внедрения, а также какая из версий Базеля (Базель II или Базель III) будет внедряться, различны в разных регионах мира.

Так, в соответствии с рекомендациями БКБН в США, Канаде и Мексике с 2013 внедрили Базель III . Аналогично повели себя Европейский союз (в рамках CRD 4), Япония, Китай, Индия, Бразилия, Малайзия, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия, Южно-Африканская республика. В остальных странах внедрение Базеля II или Базеля III будет происходить в соответствии с установленными их внутренними законодательствами сроками. В частности, в России переход на использование стандартов Базеля II с учетом внедрения механизма оценки риска, основанного на использовании внутренних рейтингов заемщиков, запланировано на 2018 год. Следовательно, вывод о сближении условий на российском финансовом рынке с международной практикой преждевременен.

В этой связи многие регуляторы требуют от банков сдавать отчеты, используя систему нормативов Базеля I для определения кредитного риска.

Это позволяет регуляторам-проводить сопоставимое сравнение независимо от того, используют ли банки стандартные модели или модели с собственной оценкой рейтинга заемщиков, однако увеличивает издержки банков на подготовки отчетности регулятору.

Другой специализированный орган финансового, регламентирующий деятельность участников фондового рынка, — Международная организация комиссий по ценным бумагам (Internatioanl Organization of Securities Commissions, IOSCO), которая в первой редакции своего программного документа «Цели и принципы фондовых рынков» (2003 г.) определила три основные цели:

  • защита инвесторов;
  • обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;
  • снижение уровня систематического риска.

В редакции Принципов, изданных в июне 2014 года с учетом уроков финансового кризиса, в целом сохранена та же группировка рекомендаций, однако добавлена новая категория: принципы для аудиторов, рейтинговых агентств (Credit rating agencies, CRAs) и других организаций, предоставляющих официальную информацию. Главным образом, это действие IOSCO определяется фактом несостоятельности ведущих CRAs, которые, как известно, дезинформировали рынок о кредитоспособности многих обанкротившихся впоследствии финансового кризиса экономических субъектов. Подчеркнем, что введение этого принципа отвечает общемировой тенденции к ужесточению регулятивных норм и построению новой концепции мирового финансового рынка.

Среди механизмов, использованных Международным валютным фондом в целях выведения глобальной экономики из кризиса, наиболее актуально выделить следующие:

  • Гибкая кредитная линия, доступная узкому кругу государств-членов с хорошими экономическими показателями, основана на получении ресурсов сроком на 1 — 2 года, при этом решения о доступе принимаются на основе потребностей в финансировании конкретной страны и в настоящее время не ограничиваются долей от размеры квоты.
  • Превентивная кредитная линия, доступная более широкому числу стран, основана на получении доступа к ресурсам на начальном этапе в размере до 500% квоты и в общей сложности до 1000% квоты после двенадцати месяцев.
  • Механизм распределения Специальных прав заимствования (СДР) на общую сумму 283 млрд. долларов, в результате чего объем находящихся в обращении СДР возрос почти в десять раз и в совокупности составил примерно 316 млрд. долларов

Использование данных механизмов способствовало поддержанию приемлемого уровня ликвидности финансовых рынков и предотвратило дальнейшее развертывание глобальной финансовой рецессии.

В продолжение развития мысли о возможных путях реформирования мировой финансовой архитектуры проведем анализ расширения институциональной структуры мирового финансового рынка. Иными словами, исследуем возможность дополнения существующего макроуровня (глобального, или, по отношению к институтам, наднационального) и микроуровня (национального, локального) мезоуровнем (промежуточным, региональным).

Современная стадия развития глобальной экономики характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью макро- и микросреды. Актуальным примером служит современный мировой финансовый кризис, который из локального, зародившегося на американском ипотечном рынке, приобрел глобальные масштабы и отразился на состоянии всего мирового финансового рынка. Как следствие, глобальный кризис затронул большинство национальных экономик государств — участников мирового рынка.

Ситуация, которую мы наблюдаем в настоящее время в мировой экономике, представляет собой следующую картину. Ведущие позиции в международных экономических организациях занимают страны с наивысшим уровнем экономического развития и с наиболее развитыми финансовыми рынками, что определяется как абсолютными, реальными показателями (например, размером квоты в МВФ), так и относительными (например, степенью вовлеченности той или иной страны в основную деятельность подобной организации).

Отсюда напрашивается вывод: любое решение наднационального органа в первую очередь должно преследовать выгоду для экономических лидеров (Соединенных Штатов Америки, государств-лидеров Европейского союза.).

Несоответствие баланса сил в мировой экономике и роли новых экономических лидеров в регулировании процессов глобализации очевидно. Таким глобальным дисбалансом, значительно усилившимся за последние двадцати лет, стало возрастание в мировой экономике роли развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии. Об этом свидетельствует изменение их доли в мировом ВВП (табл. 2.3).

Таблица 2.3 Удельный вес стран в мировом ВВП, в

1950 1980 2001 2005 2015
СССР/Россия 9,6 8,5 3,6 2,6 3,0
США 27,3 21,1 21,4 20,1 19,1
Западная Европа / Еврозона (после 2005 г.) 26,3 24,3 20,2 14,8 14,3
Япония 3,0 7,9 7,1 6,4 5,6
Китай 4,5 5,2 12,3 15,4 14,3
Индия 4,2 5,4 6,0 5,7
Бразилия 2,6 2,9

Наметившаяся в последние десятилетия тенденция к валютной многополярности в противовес действовавшей ранее долларовой гегемонии дает основание полагать, что усиление финансово-экономических позиций регионов в мировой экономике неизбежно. Наряду с долларом США и евро вполне прочные позиции в современной мировой экономике занимают фунт стерлингов, йена. По мнению ряда экспертов, вполне вероятно скорое укрепление якорной валюты стран Персидского залива, а также Латинской Америки.

Каждая из стран-эмитентов подобной валюты выступает своего рода опорой региона с экономической точки зрения. Финансовое и торгово-экономическое сотрудничество, строящееся вокруг региональных лидеров, укрепляет позиции этих государств в мире, способствует развитию остальных участников региональных объединений. Таким образом, речь идет об иерархической структуре, первый уровень которой представлен государствами-лидерами региона, а второй — их ближайшими экономическими партнерами.

В целях определения существующих в настоящее время региональных объединений проведем анализ валютно-финансовых позиций различных стран. Мощнейшим региональным объединением в настоящее время по праву может называться Европейский союз, и, в частности, еврозона. ЕС представляет собой экономическое и политическое объединение стран, имеющее не только условия свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всей своей территории, но и собственную валюту — евро. Необходимо отметить, что евро является не только региональной валютой, но и второй после доллара США мировой резервной валютой, на долю которой приходится на настоящий момент чуть более 25% в общем объеме официальных мировых валютных резервов и 37,4% в валютной корзине СДР.

Для сохранения баланса расстановки сил на мировой арене большое значение имеет развитие экономического и, в частности, валютного, сотрудничества внутри таких регионов, как Латинская Америка и Африка. В современном мире эти регионы представлены такими объединениями, как МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки во главе с Бразилией и Аргентиной, и Африканский союз, объединяющий пятьдесят четыре государства континента, в том числе государства Северной Африки и ЮАР. Несмотря на то, что пока их влияние в мировой экономике не столь значительно, в рамках региональных форумов ведется дискуссия о создании региональных валют, используемых в международных расчетах государств каждого из регионов.

Проведенный анализ существующих региональных союзов позволяет сделать вывод о многополярном характере глобальной экономики на современном этапе. Роль регионов приумножается в условиях наблюдаемых экономических трудностей в США и ЕС. Известно, что источником первой волны мирового финансового кризиса явилась нестабильность на американском фондовом рынке. Вторая волна кризиса зарождается в настоящее время в ЕС, некоторые члены которого не смогли самостоятельно стабилизировать национальную экономику, что привело к ослаблению устойчивости всей еврозоны.

Международный экономический оборот сегодня не имеет единого пула субъектов. Китай остается за рамками «большой восьмерки», новый экономический центр в Евразии (ШОС) только начинает приобретать политическое признание, традиционные механизмы международного экономического (МВФ, ВТО, ЕС, НАТО) утрачивают свою действенность для центров экономического роста. В результате происходящего в настоящее время кризиса признанные модели экономического устройства, Европейский союз и США, столкнулись с пределами международного признания и доверия. Усилившаяся роль других регионов в мировой экономике слабо находит отражение в ее институциональной структуре. В частности, пределы безоговорочной гегемонии США и ЕС проявились и в финансовой отрасли. Новые центры силы стремятся получить должную степень влияния на регулирование мирового финансового рынка с учетом своих потребностей и интересов. В целях определения актуальных тенденций процесса регионализации мировой экономики, мирового финансового рынка и выявления перспектив создания региональных регуляторов обратимся к взглядам экономистов на пути посткризисной расстановки сил.

По оценкам Я.М. Миркина, перспективная ниша доллара в международном финансовом обороте сократится до 40-45%, в то время как доля евро в глобальных финансах стабилизируется в пределах 30-35%. Еще одна тенденция, воздействующая на современную конъюнктуру, — усиление азиатских валют, идущее по двум направлениям. Во-первых, укрепление по отношению к доллару США и, как следствие, ребалансирование экономик, выравнивание торговых балансов. Во-вторых, в течение десяти-пятнадцати лет может появиться третья резервная валюта (коллективная валюта, основанная на резервном пуле азиатских стран, или юань (в меру динамики, рыночности и экспортной способности Китая), или иена, вернувшаяся к своей роли 1970-х гг.)

Тем не менее, известный экономист, профессор Барри Айхенгрин видит в будущем лидерство в мире за долларом и евро. По его оценкам, вероятно, что международную роль получит и китайский юань, в то время как специальные права заимствования, используемые МВФ, такой роли не получат в силу сложностей в эмиссии этой квазивалюты и отсутствии рынка, на котором устанавливается ее курс. Более того, даже в случае создания такого рынка, СДР не сможет обеспечить защиту от валютного риска. Во-первых, совокупная доля доллара и евро в корзине валют СДР приближается к 80%. Во-вторых, расширение корзины и включение в нее валют развивающихся рынков поможет, но только до некоторой степени, поскольку на США и Европу по-прежнему приходится половина мировой экономики и более половины ликвидных финансовых рынков. Учитывая существующие в современной мировой экономике региональные блоки, предлагается формирование промежуточной ступени органов от каждого региона, на базе которых будет сформирован единый глобальный орган финансового надзора. Представляется возможным на основе мнений экспертов, занимающихся проблемами мировой валютно-финансовой системы, мирового финансового рынка, прийти к выводу о своевременности изменений институциональной структуры мирового финансового рынка, создании и развитии региональных регуляторов. Данные меры будут отвечать современным тенденциям развития глобальной экономики, обеспечивать большую устойчивость финансовых рынков государств того или иного региона перед лицом системных рисков извне.


Страницы: