В жизни каждого человека очень много значит семья. Семья – наш тыл, начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от многих фактором. Немаловажным является экономический фактор.
Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.
Доход семьи могут складываться как из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, так и из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления. Также домохозяйство является важнейшим субъектом экономической деятельности и дополнительным источником пополнения семейного бюджета. Расходы — это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и переменные.
Основная задача при составлении семейного бюджета — правильно использовать будущие доходы на необходимые статьи расходов. Методическая разработка классного часа на тему: «Семейный бюджет» отражает реализацию основной образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 6 классов.
Основная цель итогового проекта заключается в разработке классного часа в форме деловой игры, целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Она расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (доход, расход, потребительская корзина) — есть часть бюджета любой семьи, призванная обеспечивать ее благополучие.
Практической значимостью мероприятия является возможность использования полученных знаний при формировании семейного бюджета и ведении домашнего хозяйства.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Характеристика условий реализации проекта
- Объект : Место: г. Орел
- Название образовательной организации: РАНХиГС
- Участники проекта:
МБОУ – школа №23 г.Орла
МБОУ СОШ №30 г.Орла
МБОУ – школа №51 города Орла
МБОУ СОШ №17 г.Орла
Муниципальная бюджетная гимназия №19 г.Орла
МБОУ — СОШ №5 Г.ОРЛА
МБОУ — СОШ №29 Г.ОРЛА
МБВ(С)ОУ ШКОЛА №48 Г.ОРЛА
МБОУ — СОШ №6 Г.ОРЛА
МБОУ ЛИЦЕЙ №32 ИМЕНИ И.М.ВОРОБЬЕВА Г.ОРЛА
МБОУ — СОШ №7 Г.ОРЛА
Отчет по практике в школе экономиста
... богаче по содержанию, чем обычное управленческое влияние. Четвертый уровень – учащиеся, органы ученического самоуправления в классах, члены кружков, студий, объединений не только в школе, но и в микрорайоне школы. Участие учащихся в управляющей системе школы ...
- Учащиеся 6 класс
- Название внеурочного мероприятия: Деловая игра «Семейный
бюджет»
- Место занятия в реализации: классный час
- Вид деятельности учащихся: внеурочная
- Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 1 / 2
Формы проведения: Деловая игра «Семейный бюджет».
- Оборудование и/ или характеристика образовательной среды:
демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация,
карточки с заданиями для игры и практической работы, ватман,
фломастеры.
Учебно-методическое обеспечение: Методические материалы для
учителя:
- Брехова Ю. В., Алмосов А. П., Завьялов Д. Ю. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Методические рекомендации для учителя
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Тема: «Семейный бюджет» Цель занятия: Формирование финансовой культуры у учащихся Предметные образовательные результаты: формирование навыков оптимизации расходов и формированию семейного бюджета , ознакомить с возможностями пополнения доходной части бюджета семьи за счет ведения домашнего хозяйства; понимание основных принципов формирования доходов и расходов семьи Метапредметные образовательные результаты умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, высказывать и аргументировать свою позицию, прослеживать причинно следственные связи. развитие коммуникативной культуры учащихся Личностные: воспитание рационального отношения к семейному бюджету, формирование социальной активности и самостоятельности, навыков в мире финансовых отношений, выработка навыков культурного общения.
Описание учебного процесса
Продолжитель Действия учащихся при выполнении заданий
Этап Метод
ность или типы заданий для учащихся
Делятся на группы (семьи), знакомятся с I. Организационный момент 2 мин Словесный
правилами игры.
II. Обсуждение базовых понятий. Этапы игры
Учащиеся просматривают ролик «Уроки 2.1. Мотивация. Разминка 5 мин
тетушки совы» и формулируют тему занятия. Словесный,
наглядный,
работа в
Называют базовые понятия (бюджет, доход, группах, 2.2. Беседа 5 мин
расход, потребительская корзина).
проблемно поисковый,
1. Учащиеся делятся на команды. работа над
2. Получают раздаточный материал. мини 2.3 Обучающий кейс 20 мин 3. Определяют статьи доходов и проектами,
расходов. практический.
4. Формируют бюджет семьи.
Просмотр ролика из мультфильма «Каникулы
Словесный, III. Подведение итогов. в Простоквашино». Учащиеся формулируют
10 мин защита мини Рефлексия. выводы о рациональном формировании
проектов
семейного бюджета.
Награждаются победители и участники IV. Подведение итогов игры 3 мин Словесный
деловой игры.
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии 1. Технологии:
Внеурочное занятие»Структура доходов семьи»
... Интернет-ресурсы: – сайт по основам финансовой грамотности; – сайт журнала «Семейный бюджет»; – сайт по основам финансовой грамотности. ПРИЛОЖЕНИЕ, Конспект занятия на тему: «Структура дохода семьи», Цели занятия, Предметные образовательные результаты доходы семьи, определять семейный бюджет. Метапредметные образовательные ...
1. Проблемного обучения
2. Развивающего обучения
3. Критического мышления
4. Проектная технология 2. Методические приемы:
1. Игровое и практическое моделирование;
2. Работа с понятиями;
3. Мозговой штурм;
4. Работа в группах Методика оценки педагогической эффективности занятия: Подведение итогов внеклассного мероприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное занятие содействует воспитанию внимательного отношения к управлению бюджетом семьи, уважения к мнению и потребностям ее членов, пониманию важности оптимального расходования денежных средств.
Учащиеся приходят к осознанию важности принятия взвешенных финансовых решений – как залога экономического благополучия семьи.
Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета и ведении домашнего хозяйства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
1. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. — Волгоград: Учитель, 2014.
2. Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко — М.: Вита-Пресс, 2014.
3. Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. — М.: Вита-Пресс, 2014.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
5. Симоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: Учебное пособие. Учрежд. Образовательная область «Технология».- М.: Вита — Пресс, 2014.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 «№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Интернет-ресурсы
7. http://ekonomica.info – сайт по основам финансовой грамотности с видеоматериалами;
8. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности
9. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
10. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.
11. http://www.gks.ru – сайт Федеральная служба государственной статистики
12. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике;
13.http://www.финграмотностьвшколе.рф – сайт по финансовой
грамотности.