Введение
1.Антиинфляционная политика и инфляция
1.1 Денежно-кредитная (монетарная) политика
1.2 Бюджетно-налоговая(фискальная) политика
1.3 Нужна ли рынку помощь государства?
2. Антиинфляционная политика в Евросоюзе
2.1 Современная антиинфляционная политика РФ
2.2 Антиинфляционная политика в Евросоюзе
2. Антиинфляционная политика государств
В этой главе рассмотрим примеры борьбы с инфляцией в современном мире.
2.1 Современная антиинфляционная политика РФ
В условиях шокового перехода Российской Федерации к рыночной экономике произошли структурные изменения. В результате Приватизации сформировался частный сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую спекулятивную игру на повышение курса Ценных бумаг, а также Американского доллара и снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа МММ на частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном. Нарождающуюся рыночную экономику периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный, банковский кризисы в условиях Экономического спада. Скрытая Инфляция, проявлявшаяся прежде в товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные рекомендации МВФ в духе либерализма и монетаризма без учета специфики Российской Федерации стимулировали длительный спад производства и сильную Инфляцию.
С 1992 г. Инфляция в Российской Федерации переросла в стагфляцию (сочетание Экономического спада — стагнации — с Инфляцией).
Розничные Цены выросли в 1992 году в 26,1 раза, в 1993 году — 9,4 раза, 1994 году — 3,2 раза, 1995 году — 2,3 раза в условиях снижения ВВП, Индекса пром. производства и инвестиций.
Спад производства в Российской Федерации (в 1992 — 1996 годах) почти вдвое превысил рекорд мирового Экономического коллапса 1923 — 1933 годов. Доля убыточных Предприятий в Промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 года), строительстве — 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое Банкротство производственного сектора и разбалансированность экономики стали фундаментальным фактором Инфляции, так как снизилось товарное обеспечение рубля.
Новое явление в Российской Федерации — снижение темпа Инфляции с 1996 года до конца августа 1998 года (21,8% в 1996 году, 11% в 1997 году).
Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект Антиинфляционной политики состоял в том, что в Российской Федерации впервые в мировой практике была применена Дефляция — сжатие спроса — в условиях Экономического спада путем невыплаты Заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым Государство переложило свои финансовые трудности на население. За рубежом дефляционная политика обычно проводится в условиях «перегрева» экономической Конъюнктуры, и ее крайняя мера — блокирование роста Заработной платы. Дефляция в Российской Федерации способствовала резкому обострению социально экономических противоречий, которые в конечном счете усугубили инфляционный Процесс.
Антиинфляционная политика в Российской Федерации
... последовали кризисы 1873, 1882, 1890 гг. Наиболее сокрушительным был кризис 1900-1901 гг. Он начался почти одновременно в России и США и прежде всего обрушился па ... является исследование теории экономических циклов и антициклического регулирования государства. Задача работы - рассмотреть циклический характер развития экономики и антициклическую политика государства, а именно тренд и экономический ...
Одной из причин дефляционной Политики явилось возведение в ранг официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета трудностей перехода Российской Федерации к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных Стран. Там давно отказались от безоглядного либерализма и чистого монетаризма и комбинируют их постулаты с рецептами Кейнсианства о необходимости государственного регулирования.
Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости Инфляции лишь от избыточного Денежной эмиссии Денег, Бюджетного дефицита и нестабильности Курса валют и преувеличивали эффективность рыночного регулирования (Рынок якобы лучше проведет свою Работу, чем Государство).
В современном мире при формировании антиинфляционной политики необходимо учитывать следующие веяния:
1) Монопольный ее характер.
2) Развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы Страны и сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.
3) Неконвертируемость рубля и вытеснение его на Внутреннем рынке Страны были сильными валютами.
4) Наличие мощной теневой экономики, развившейся во время подавленной Инфляции.
5) Слабость спирали «Зарплата — Цены» и огромная роль спирали «Цены сырья — общий уровень Цен».
2.2 Антиинфляционная политика в Евросоюзе
переходном этапе
Во-первых, единая антиинфляционная политика ЕСЦБ распространяется на тринадцать относительно самостоятельных финансово-экономических зон, в том числе на общую валютную зону евро и двенадцать государств, во многом различающихся по макроэкономическим, структурным, финансовым и иным условиям функционирования. Во-вторых, централизованная денежно-кредитная политика является, по существу, единственной сферой, в которой независимый наднациональный институт в лице Европейского центрального банка (ЕЦБ) принимает самостоятельные решения при том, что налоговая, бюджетная, структурная и ряд других направлений экономической политики по-прежнему остаются в компетенции национальных правительств.
Для развития российской экономики изучение особенностей и проблем стратегии и практики антиинфляционной политики ЕЦБ с позиций поддержания макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе и перспектив создания жизнеспособного Экономического и валютного союза имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. От успешности усилий ЕЦБ и официальных властей Евросоюза по обеспечению внутренней и внешней устойчивости евро зависят возможности использования в России единой европейской валюты как второго по значимости после доллара США международного резервного актива, в том числе в целях дальнейшей диверсификации официальных валютных резервов, а также в качестве средства международных расчетов, валюты контрактов и инструмента заимствования на международных финансовых рынках. Это тем более актуально для нашей страны с учетом планируемого создания единого экономического пространства ЕС — Россия, а также предстоящего вступления в ЕС стран Центральной и Восточной Европы и увеличения доли Евросоюза во внешней торговле России с нынешних 35 до 55%. Журнал “Вопросы экономики” №12. 2002. В. Пищик кандидат экономических наук антиинфляционная политика в Евросоюзе: особенности, проблемы и перспективы. Стр.52.
Кроме того, изучение опыта создания ЭВС и анализ единой денежно-кредитной политики ЕЦБ важны с точки зрения практической реализации подписанного 24 сентября 1993 г . в Москве главами государств стран-членов СНГ Договора о создании Экономического союза, предполагающего поэтапное формирование зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, платежного и валютного союза. Для лучшего понимания оптимальных условий, необходимых для эффективного управления интеграционными процессами в рамках СНГ, требуется объективный анализ неоднозначного опыта сочетания централизованного управления денежно-кредитной политикой с малообязательной координацией других направлений экономической политики на неоднородном финансово-экономическом пространстве Евросоюза.
При разработке стратегии денежно-кредитной политики ЕЦБ опирался на опыт национальных центральных банков как государств, входящих в зону евро, прежде всего Германии, так и других промышленно развитых стран, а также старался максимально учесть условия переходного периода при формировании объединенного финансово-экономического пространства Евросоюза. Первая особенность стратегии ЕЦБ заключается в количественном определении понятия “ценовая стабильность”: “Ценовая стабильность определяется как рост в годовом исчислении гармонизированного индекса потребительских цен в зоне евро в пределах ниже 2%” A stabiliti-oriented monttary policy for the TSCB. ECB press release. 1998. October 13..
Отсюда вытекает вторая отличительная черта стратегии антиинфляционной политики ЕЦБ — применение специфического гармонизированного индекса потребительских цен (ГИПЦ).
Концепция нового агрегированного индекса заключается в том, чтобы попытаться с его помощью гармонизировать национальные индексы потребительских цен по всем странам зоны евро с охватом максимально широкого перечня потребительских расходов для того, чтобы оценить, достигнута ли в зоне евро ценовая стабильность и поддерживается ли она. В таблице 2 представлены компоненты товаров и услуг, включенных в общий ГИПЦ.
Таблица 2.
Компоненты товаров и услуг, включенных в общий ГИПЦ (2000 г., в %)
Общий индекс |
100 |
|
В том числе: |
||
Цены на товары |
61,9 |
|
Включая: |
||
продовольственное сырье |
8,2 |
|
Продукты питания |
12,3 |
|
Неэнергетические товары и сырье |
32,1 |
|
Энергетические товары и сырье |
9,5 |
|
Цены на услуги |
38,1 |
|
Источник: The Monetary Policy of the ECB. European Central Bank, 2001, p.40.
Основная идея разработанного Евростатом подхода к распределению весов в общем ГИПЦ заключается в том, чтобы определить и дифференцировать воздействие на него наиболее значимых экономических факторов. Например, выделение энергетического компонента индекса связано с активным влиянием на него динамики цен на нефть, а разделение продовольственных товаров на продукты питания и сырье обусловлено тем, что погодные условия и сезонные колебания влияют на последний компонент в большей степени, чем на готовые продукты питания. Эксперты Евросоюза, с одной стороны, подчеркивают ключевую роль, отводимую гармонизированному индексу в определении ценовой стабильности, а с другой — признают заложенные в его концепции недостатки, затрудняющие объективную оценку с его помощью уровня цен в зоне евро.
базовой инфляции
Совет ЕС на уровне министров финансов (ЭКОФИН), утверждая в июле 1995 г. основные направления экономической политики, отметил, что инфляция в 2% является максимальным значением, совместимым с понятием ценовой стабильности. Таким образом, количественное определение ЕЦБ ценовой стабильности, выступающей главной целью его единой денежно-кредитной политики, рассчитано на длительную перспективу. На наш взгляд, одно из уязвимых мест данного определения ценовой стабильности — то, что в нем даже ориентировочно не установлены количественные параметры фактических отклонений ГИПЦ от уровня 2%, которые можно рассматривать как критические для ценовой стабильности в зоне евро. Возможно, это сделано сознательно, чтобы предоставить ЕЦБ возможность маневра в проведении денежно-кредитной политики в критических ситуациях.
Третье важное отличие стратегии ЕЦБ по обеспечению ценовой стабильности в зоне евро заключается в создании особых условий, благоприятствующих эффективной работе трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Перед Советом управляющих ЕЦБ изначально стояла задача создания оптимальных условий для его воздействия на денежный рынок и через него — на уровень краткосрочных процентных ставок. Критерий эффективности действия трансмиссионного механизма предполагает ориентацию денежно-кредитной политики на требования и особенности структуры финансового рынка в зоне евро, которые существенно отличаются, например, от условий рынка США.
Многолетняя практика подтверждает, что действие денежных импульсов, посылаемых центральными банками стран Евросоюза и ФРС США своим финансовым рынкам, проявляется по-разному. Вследствие того что в странах ЕС между банками и клиентами традиционно превалируют устоявшиеся долгосрочные кредитные отношения, трансмиссия денежно-политических решений центральных банков через кредитный канал происходит в зоне евро медленнее, чем в США. Вместе с тем в кредитном канале в странах ЭВС преобладает инвестиционный спрос, в то время как в США — потребительский, который первым реагирует на меры денежно-кредитной политики. Это приводит к тому, что из-за широкого распространения в США потребительских кредитов с плавающей процентной ставкой (в частности, на приобретение частными лицами недвижимости и товаров длительного пользования) изменение процентных ставок ФРС сказывается на реальном секторе экономики раньше, чем в зоне евро.
комплексный механизм денежно-кредитной политики,
Первая опора
ЕЦБ использует прогнозные оценки главным образом как отправной момент для дискуссий о тенденциях экономического развития. Публикация прогнозов имеет целью обеспечить формирование информационно-аналитической среды для изучения взаимодействия между денежным спросом и предложением и оценки факторов давления на издержки с позиций поддержания ценовой стабильности в зоне евро. Эксперты ЕЦБ подчеркивают, что всесторонняя оценка и перепроверка информации, получаемой с помощью различных индикаторов и прогнозно-аналитических систем, представляют собой суть стратегии двухопорного подхода. На ее основе Совет управляющих ЕЦБ устанавливает процентные ставки на уровне, который наилучшим образом соответствует целям поддержания ценовой стабильности в среднесрочной перспективе.
При проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ использует три основных инструмента: операции на открытом рынке; предоставление суточных кредитов («овернайт»); регулирование норматива минимальных обязательных резервов. Базовой ставкой ЕЦБ является минимальная ставка предложения по основным операциям рефинансирования, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на ставку по однодневным ссудам в евро EONIA (Euro Overnight Interest Average).
Решения, касающиеся проведения единой денежно-кредитной политики, принимаются ЕЦБ, а ее инструменты практически используются на децентрализованной основе национальными центральными банками. При этом последние наделены компетенцией обсуждения и выработки рекомендаций по проблемам и перспективам денежно-кредитной политики. Поскольку обсуждение этих вопросов в каждой европейской стране имеет свою специфику, отражая исторически сложившуюся роль центрального банка, Европейскому центральному банку приходится постоянно прилагать немалые усилия, чтобы содействовать единому пониманию отдельными странами задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий.
2.2.3 Поддержание ценовой стабильности и проблема координации экономической политики в зоне евро
Как показывает опыт функционирования ЭВС, Европейскому центральному банку благодаря выработанной антиинфляционной стратегии и несмотря на трудности переходного периода в целом удается поддерживать ценовую стабильность в зоне евро. Проводимая ЕЦБ политика и ее результаты до сих пор позволяют оставлять без изменений установленные в октябре 1998 г. ориентиры годового прироста гармонизированного индекса потребительских цен (2%) и денежного агрегата МЗ (4,5%), хотя и наблюдается тенденция к повышению темпов инфляции и увеличению денежной массы в обращении в зоне евро (см. табл. 3).
По прогнозам экспертов ЕЦБ, в 2002 г. темпы инфляции в зоне евро, выраженные индексом ГИПЦ, составят 2,1%.
В 1999-2000 гг. ЕЦБ проводил преимущественно реструктивную денежно-кредитную политику в строгом соответствии с выработанной стратегией. Учитывая возрастание риска цеповой нестабильности в зоне евро, в период с 4 ноября 1999 г. по 5 октября 2000 г. ЕЦБ семь раз повышал ставку по основным операциям рефинансирования — с 2,5 до 4,75%. В 2001 г. произошло изменение акцепта в политике ЕЦБ главным образом под воздействием неблагоприятных тенденций в экономике США и Евросоюза. Вслед за ФРС США ЕЦБ смягчил денежно-кредитную политику, четырежды снизив основную ставку рефинансирования — с 4,75% в мае до 3,25% в ноябре 2001 г., что зачастую противоречило стратегии денежно-кредитной политики и цели поддержания цеповой стабильности в зоне евро. Так, с марта по декабрь 2001г. прирост денежного агрегата МЗ увеличился с 3,8 до 8,1% в годовом исчислении, значительно превысив установленный ориентир в 4,5%, а гармонизированный индекс потребительских цен в 2001г. составил 2,5%, хотя он должен быть ниже 2%. В течение января-октября 2002г. ежемесячные темпы инфляции в зоне евро снизились по сравнению с аналогичным периодом 2001г. и находились в пределах 1,9-2,1% в годовом исчислении. Тем не менее Совет управляющих ЕЦБ, оценивая угрозу усиления инфляции в Евросоюзе как весьма высокую, на своем заседании 7 ноября г. решил оставить уровень основной ставки рефинансирования неизменным (3,25%), несмотря на то что накануне — 6 ноября — в США процентная ставка по федеральным фондам была снижена с 1,75 до 1,25%. ЕЦБ не последовал примеру ФРС, хотя в Евросоюзе продолжается экономический спад и растет безработица.
Таблица 3., Динамика цен, денежного агрегата МЗ, ВВП и их компонентов в зоне евро в 1998-2002 гг.
1998г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. июль |
||
1. Гармонизированный индекс потребительских цен |
1,1 |
1,1 |
2,3 |
2,5 |
1,9 |
|
1.1. В том числе его основные компоненты: |
||||||
Товары в целом |
0,7 |
0,9 |
2,7 |
2,5 |
1,2 |
|
Промышленные товары |
0,1 |
1,0 |
3,4 |
1,5 |
0,7 |
|
Энергетические товары |
-2,6 |
2,4 |
13,3 |
2,7 |
-1,7 |
|
1.2. Другие индикаторы цен и издержек производства |
||||||
В том числе: |
||||||
Цены промышленного производства (кроме строительства) |
-0,7 |
-0,4 |
5,5 |
2,1 |
-0,6 |
|
Цены на нефть (евро за баррель, на конец периода) |
12,0 |
17,1 |
31,0 |
27,8 |
25,9 |
|
Цены на товары (кроме цен на энергию) |
-12,5 |
-5,9 |
16,7 |
-7,6 |
-7,7 |
|
2. Денежный агрегат МЗ (в% в годовом исчислении на конец периода) |
4,7 |
6,2 |
5,1 |
8,0 |
7,1 |
|
3. Реальный ВВП стран зоны евро* |
2,8 |
2,5 |
3,4 |
1,5 |
0,3 |
|
В том числе его основные компоненты: |
||||||
3.1. Внутренний спрос |
3,4 |
3,2 |
2,8 |
0,9 |
0,2 |
|
В том числе: |
||||||
Частное потребление |
3,1 |
3,2 |
2,5 |
1,8 |
0,4 |
|
Расходы госсектора |
1,0 |
2,1 |
1,9 |
1,9 |
0,4 |
|
Инвестиции в основной капитал |
4,8 |
5,5 |
4,4 |
-0,6 |
-0,8 |
|
3.2. Чистый экспорт |
-0,5 |
-0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,1 |
|
Экспорт |
7,0 |
5,3 |
12,2 |
2,5 |
1,9 |
|
Импорт |
9,5 |
7,2 |
10,9 |
1,1 |
1,7 |
|
Данные по ВВП и его основным компонентам за 2002 г. рассчитаны с учетом изменения данного показателя во II квартале 2002 г. по сравнению со II кварталом 2001 г.
Источники ЕСВ Annual Report 2001. Europian Ctntral Bank, 2002. P. 12,15,33,39; ЕСВ Monthly Bulletin, April 2000, p. 15; April 2001, p. 17Ж September 2002, p. 13,35,39.
Ряд зарубежных экономистов, признавая тот факт, что официальным властям в целом удается поддерживать устойчивость единой европейской валюты, вместе с тем достаточно осторожно оценивают возможности единой денежно-кредитной политики и политики валютного курса в зоне евро в средне- и долгосрочной перспективе.
Несмотря на достижение вследствие образования единого валютного пространства определенных положительных результатов с точки зрения роста взаимного внешторгового оборота и некоторого сглаживания различий в экономических циклах, сохраняются структурные диспропорции между странами-членами ЭВС при невысокой степени согласованности единой денежно-кредитной политики с другими направлениями экономической политики, находящимися в компетенции национальных органов власти. Наконец, до настоящего времени внутри и за пределами Евросоюза не было глубоких шоковых воздействий, способных подвергнуть серьезному испытанию на прочность механизм единой денежно-кредитной политики.
усредненную
В. Ханкель, советник Комиссии ЕС, профессор Франкфуртского университета, в целом критически оценивая эффективность единой денежно-кредитной политики ЕЦБ с позиции обеспечения макроэкономической сбалансированности в зоне евро, считает, что невозможно поддерживать в течение длительного времени единую процентную ставку для всех 12 стран ЭВС и одновременно требовать от них соблюдения жесткой бюджетной дисциплины, поскольку между странами имеются значительные различия в структурах производства и тенденциях развития экономического цикла, а также в подходах к регулированию рынков трудовых ресурсов. Он отмечает внутреннюю противоречивость и недостаточную гибкость единой денежно-кредитной политики ЕЦБ. Например, с осени 2001 г. для поддержания макроэкономической сбалансированности в странах с повышенными темпами инфляции — Ирландии, Испании и Португалии — требовалось увеличение процентных ставок, в то время как во Франции и Германии — их снижение. По мнению В. Ханкеля, эффективность деятельности ЕЦБ должна определяться не только умелым регулированием динамики денежных агрегатов, но и успехами в создании высоколиквидного денежного рынка и рынка капиталов. Эта задача весьма актуальна для европейского рынка капиталов, который значительно уступает американскому по масштабам, а также по степени глубины, ликвидности и диверсифицированности Hankеl W. Prospects of the European Monetary Integration and Ukraine. What Is Happening to Euro? Center for Monetary Policy within NBU Council Newsletter, 2002, vol. 1, p. 31-35..
На мой взгляд, перспективы обеспечения макроэкономического равновесия в зоне евро во многом связаны с необходимостью оптимизации системы принятия и реализации решений в ЭВС и постепенного подтягивания до уровня ответственности ЕЦБ тех управленческих структур ЕС, которые выполняют функции руководства и координации других направлений экономической политики. Сохраняющийся в Евросоюзе подход, сочетающий централизованное регулирование со стороны наднационального ЕЦБ и децентрализованную малообязательную координацию финансово-экономической политики, во многом исчерпал свой потенциал. Усиление консолидации в управлении не только денежно-кредитной и валютной, но в значительной степени и налогово-бюджетной политикой придаст дополнительный импульс развитию подлинно жизнеспособного Экономического и валютного союза. В частности, большинство экспертов Евросоюза сходятся во мнении, что для решения накопившихся финансово-экономических проблем всем странам ЭВС необходимо проявить общую политическую волю и совместными усилиями синхронно осуществить налоговые реформы, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Для смягчения их болезненных последствий в краткосрочном периоде ЕЦБ при условии сохранения ценовой стабильности в регионе может проводить более гибкую процентную политику с целью стимулирования частных инвестиций и экономического роста.
Заключение
Последствия инфляции действуют разрушающе на экономику государства, они негативно воздействуют на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция — не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит к нулю усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, последствиям для государства и населения инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции — в различных его проявлениях — носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
Борьба с инфляцией является важнейшей задачей современных государст, решив которую мы получим стабильную экономику в РФ и ЕС.
Список использованных источников и литературы
1.Акулов В. Б. Макроэкономика: учебное пособие / В. Б. Акулов. — 2-е изд., испр. — М.: Флинта, 2009. — 388 с.
2.Аникин А. История финансовых потрясений : российский кризис в свете мирового опыта / А. Аникин. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. — 289 с.
3.Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / А.М., Бабич, Л.Н. Павлова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 366 с.
4.Базылев Н. И. Экономическая теория : учебное пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. — 2-е изд. — Минск : Современная школа, 2010. — 640 с.
5.Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учебник для студентов вузов / Е. Ф. Борисов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2009. — 535 с.
6.Ведев А. Л. Инфляция в период кризиса — вопросы денежной политики? / А. Л. Ведев, А. Е. Косарев // Вопросы статистики. — 2009. — № 12. — С. 30-31.
7.Гавлик П. Страны с переходной экономикой : тенденции развития и перспективы / П. Гавлик // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 2. — С. 20-26.
8.Деньги, кредит, банки : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / Н. В. Байдукова [и др.] ; под ред. Г. Н. Белоглазовой. — Москва : Юрайт, 2010. — 620 с
9.Жуков В.И. Россия : состояние, перспективы, противоречия развития / В.И. Жуков. — М.: Издательство Российского государственного университета, 2005. — 243 с.
10.Евстигнеева Л. Инфляция в новом измерении / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. — 2008. — № 7. — С. 46-60.
11.Илларионов А. Модели экономического развития и Россия / А. Илларионов // Вопросы экономики. — 2006.- № 7. — С.31-33.
12.Инфляция: средний чек вырос // Вопросы социального обеспечения. — 2010. — № 19. — С. 25.
13.Ишханов А. В. Инфляционные процессы в новой России / А. В. Ишханов, Е. Ф. Линкевич // Финансы и кредит. — 2010. — № 4. — С. 42-49.