Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т. е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. С началом рыночных реформ в России неожиданно в полной рост встала проблема безработицы. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Именно поэтому данная тема актуальна.
Цель работы — рассмотреть социальные проблемы занятости населения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие занятости населения
- проанализировать проблемы занятости населения.
Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Глава 1. Понятие занятости населения
1.1 Понятие и значение занятости населения
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.
Занятость населения в современных условиях
... занятость населения”. В соответствии с российским законодательством, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, ... по проблеме занятости, показать сущность занятости населения, проблемы его формирования ... ученые отождествляют понятие “экономически активного населения” с понятием “рабочая ... являются непосредственно живые люди, которые не только ...
Кроме того, под занятостью как экономической категорией следует понимать совокупность социально-экономических отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в различных сферах хозяйственной деятельности и выполняющих функцию связующего звена в воспроизводстве рабочей силы на всех уровнях организации общественного труда и производства.
В специальной литературе можно встретить большое количество определений занятости: продуктивная, рациональная, оптимальная, сбалансированная, эффективная. Все они лишь уточняют основное содержание занятости, состоящее в необходимости поддержания такого соответствия между занятой рабочей силой и ее свободным резервом, между личными и вещественными факторами производства, которое способствовало бы достижению максимальной эффективности функционирования производства и росту доходов населения.
Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения : с экономической, как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.
Занятость населения — важнейший параметр функционирования рынка труда. В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).
Многие авторы, в большей или меньшей степени соглашаясь с данным определением, отмечают, что оно отражает правовое и лишь отчасти социально-экономическое содержание термина.
Также необходимо отметить, что представленное определение занятости во многом совпадает с наиболее распространенной трактовкой категории труд, которая представлена в отечественной научной и учебной литературе. Однако это два разных понятия, хотя и взаимосвязанных. В этой связи А.Э. Котляр отмечает, что занятость в отличие от труда не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте.
До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Так, чтобы считать человека занятым, ему достаточно иметь какое-то рабочее место- быть членом какого-то производственного коллектива работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или же отдыхает.
1.2 Принципы концепции занятости в России
Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.
Политика государства в сфере занятости населения
... деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, ...
2. Ответственность государства за реализацию права граждан за труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществить.[283]
Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест.
При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым, которое для нее органично.
Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.
Эта концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности — работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами. Во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Значение таких форм организация труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.
Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории.
Но следует не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.
1.3 Виды и формы безработицы
Безработица — это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда — безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).
Виды безработицы и ее динамика в странах с рыночной экономикой ...
... структурной безработицы вполне объяснимо в современной рыночной экономике. Ее значение в рамках рынка труда возрастает и требует расширения системы подготовки кадров, повышения квалификации работников, синхронной и слаженной работы служб занятости с предприятиями. Циклическая безработица ...
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаютсяструктурная, фрикционная и циклическая.
С течением времени в структуре потребительского спроса происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на работников. В стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена.
Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной . В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий.
Ряд западных экономистов выделяет особую разновидность структурной безработицы — безработицу ожидания , которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы на различных предприятиях. Так, некоторые работники, уволившись с одних предприятий, сознательно ожидают появления свободных рабочих мест по своей профессии в других фирмах, с более высокой оплатой труда.
Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие — впервые ищут работу, третьи — закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие — временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, как бы “со скрипом”, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. Подобную безработицу называют фрикционной.
Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда.
По существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения. Фрикционная безработица считается неизбежной, так как обусловлена естественным ходом жизни.
Надо иметь в виду определенную разницу между структурной и фрикционной безработицей. Так ,”фрикционные” безработные имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться, тогда как “структурные” безработные нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении.
Совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы. Фрикционная безработица есть результат динамичности рынка труда, а структурная — возникает из-за территориального или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, уровень естественной безработицы — есть тот общественно минимальный уровень, ниже которого невозможно опуститься и который соответствует понятию полной занятости. При этом полная занятость понимается не как поголовная, а как занятость, не исключающая определенный естественный уровень безработицы.
Изменение ситуации на рынке товаров и услуг, усиление конкуренции между товаропроизводителелями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, а подобного рода безработицу именуют конъюнктурной или циклической . Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10 процентов и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы. Занятость в этом случае определяется как полная.
Еще один из видов безработицы — сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.
Еще один из видов безработицы — застойная безработица.
Она характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.
Существует еще так называемаябезработица по обследованию- оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах. Численность при этом определяется службой занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого с 1992 года обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения
Глава 2. Анализ уровня занятости населения в РФ
2.1 Проблема занятости населения в Российской Федерации
Занятость является важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения. Она влияет на возникновение такого социально-экономического фактора, как безработица, которая затрагивает миллионы людей во всем мире. В большинстве стран низкий уровень заработной платы и безработица приводят к тому, что жизнь людей опускается до уровня нищеты, и главной целью для них является поиск выхода из экономического тупика.
Для современного рынка труда России характерен достаточно высокий процент безработицы и одновременно имеется недостаток квалифицированных кадров. На данную ситуацию на рынке труда значительное влияние оказывает уровень оплаты труда [5].
Причинами снижения занятости могут служить такие факторы, как динамичные изменения в экономике, которые связаны с кризисными явлениями, а также снижение темпов экономического роста. Снижение уровня экономической активности оказывает влияние на сокращение уровня занятости в отраслях, к которым относятся сельское хозяйство, строительство, промышленность и многие другие..
В России наблюдается вариация показателей численности занятых и безработных. Значительный рост безработицы наблюдался в 2009 году (8,5%), что обусловлено влиянием финансово-экономического кризиса, который привел к спаду производства и снижению ВВП в России. Благодаря антикризисным мероприятиям правительства уровень безработицы снизился и в 2012 году составил 5,5%. В течение следующих четырех лет уровень безработицы существенно не изменился от 5,5 % до 5,6% [2].
Динамика уровня занятости и безработицы в России представлена на рисунке 1.
График 1. Уровень безработицы в России
Рисунок 1 — Численность занятого населения и уровень безработицы в России
Далее рассмотрим динамику численности экономически активного населения и изменения уровня безработицы и занятости населения России (таблица 1).
Таблица 1 — Численность экономически активного населения и занятость населения России
Год |
Экономически активное население, млн. чел |
Уровень безработицы, % |
Уровень занятости, % |
|
2014 г. |
75,4 |
5,2 |
68,9 |
|
2015 г. |
76,6 |
5,6 |
69,1 |
|
2016 г. |
79,6 |
5,3 |
66,0 |
|
Сравнивая динамику показателей 2016 года необходимо отметить, что снижение уровня занятости до 66,0% и снижения безработицы до 5,3%. А в 2015 году имеет место рост уровня безработицы на 0, 4 процентных пункта (5,6%) и занятости на 0,2 процентных пункта (69,1%).
Оценивая уровень занятости и безработицы федеральных округов в 2016 году, можно заключить, что Центральный федеральный округ характеризуется самым низким уровнем безработицы (3,3%), на втором месте находится Северо-Западный федеральный округ (4,2%) и на третьем Приволжский федеральный округ (4,6%), самый высокий — в Северо-Кавказском федеральном округе (11,0%).
По сравнению с предыдущим годом, данный показатель имеет отрицательную динамику [2].
Исследования уровня безработицы в России показывает преобладание уровня безработицы сельского населения над городским. Рынок труда в сельской местности построен достаточно сложно, а также имеет свои особенности [4].
По данным Росстата 2016 года уровень безработных сельского населения составил 8,1 %, что выше в 1,8 раз уровня безработных в городе [3].
Наблюдается высвобождение работников из отраслей экономики. Только в декабре 2016г. среди безработных доля лиц, которые оставили прежнее место работы из-за выпростания или сокращения численности работников, ликвидации организации или частного дела, составила 17,0%, а в связи с уходом с работы по собственному желанию — 25,4% (в декабре 2015г., соответственно, 20,6% и 25,5%).
По данным Росстата в 2016г. были зафиксированы 3 забастовки, в которой участвовали 58 человек. Потери рабочего времени составили 98 человеко-дней.
Для современной России характерна молодежная безработица. Так, уровень безработицы молодежи до 25 лет в 2016 году составил 24,5%, в том числе от 15 до 19 лет — 4,7%, 20-24 лет — 19,8% [2].
Вне зависимости от снижения данных показателей, по сравнению с предыдущим годом, проблема остается актуальной и основной из причин является отсутствие опыта работы у молодежи. На начальных этапах своей карьеры выпускники устраиваются на работу, которая требует значительно более низкой квалификации с минимальными заработками, что также отталкивает молодежь. Опыт и практика многих лет показывают, что на профессии, для которых не важно наличие определенной квалификации и подготовки, предъявляется больший спрос. Вопросы занятости населения должны быть в центре внимания государства, так как они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы жизнедеятельности общества [4].
Следовательно, целью проводимой социально-экономической политики государства является увеличение уровня занятости и нацеленность на предупреждающие мероприятия по борьбе с безработицей.
В России разработана и реализуется Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020», которая нацелена на повышение уровня комфортности условий жезни в сельской местности, посредством улучшения жилищных условий для населения, престижности труда в сельской местности и формирование в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни, улучшения демографической ситуации, развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского права [6].
Социально-экономическая защищенность важна для населения нашей страны, поэтому государству необходимо обеспечивать ее на законодательном уровне.
Государство гарантирует минимальный размер пособия по безработице, который на 2016 год составил 850 рублей, а максимальный 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума, субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д.
Все большую роль в регулировании занятости и оповещении о наличии свободных мест на рынке труда играют центры занятости населения, которые являются представителями государства и выполняют возложенные на них функции, об оказании помощи безработным. Реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для устойчивого развития рынка труда и обеспечит достижение положительных результатов, определяющих социально-экономическую эффективность[4].
Таким образом, государство является важным гарантом, который способен обеспечить эффективную и полную занятость населения, несмотря на кризисные явления в экономике России и безработицу как постоянный спутник рыночной экономики.
2.2 Занятость населения в Саратове и Саратовской области
На сегодняшний день рынок труда Саратовской области постоянно изменяется. Меняются потребности рынка трудовых ресурсов в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки персонала для предприятий всех отраслей экономики. На 5апреля 2016 года количество безработных составило14948 чел., уровень безработицы — 1,2 % (по России — 1,4 %), из них высвобождены в связи с ликвидацией организации, по сокращению численности или штата работников — 984 чел. или 14 %, уволены по собственному желанию — 3521 чел. или 50 %.
Таблица 2. Баланс трудовых ресурсов Саратовской области
(2013-2016 гг)
Из числа безработных, уволенных с предприятий, 21 % составляют ранее работавшие в торговле и бытовом обслуживании, 16 % — в обрабатывающем производстве, 11 % — в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, 8 % — на транспорте и в связи. [4] Несмотря на то, что число трудящихся достигло максимального значения за последние годы, уровень занятости населения Саратовской области остается явно недостаточным — 58,8 % от численности населения в трудоспособном возрасте. По этому показателю область занимает предпоследнее место в Приволжском федеральном округе. Наиболее сложной является ситуация с сельской занятостью населения. По сравнению с 2005 г. численность занятых жителей села снизилась на 6,2 % (с 303,5 тыс. до 284,6 тыс. чел.).
Продолжает сокращаться число юридических лиц, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью (с 5,7 тыс. до 4,3 тыс. единиц).
Несмотря на то, что снижается численность безработных, определяемая в соответствии с методологией МОТ, масштабы безработицы остаются значительными. Дальнейшая реструктуризация сельского хозяйства обусловила увеличение сельской безработицы почти на 11 тыс. человек (с 25,7 тыс. до 36,5 тыс. чел.).
Из таблицы видно, что в ресурсной части баланса трудовых ресурсов Саратовской области отражено сокращение на 57,5 тыс. чел. численности трудовых ресурсов Саратовской области в 2016г. по сравнению с 2013г., что является следствием демографического кризиса конца 90-х годов. Среди трудовых ресурсов доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте на протяжении данного периода составила 93 %. Доля работающих лиц за пределами трудоспособного возраста составляет около 6 %. Доля иностранных трудовых мигрантов имеет незначительную тенденцию к росту с 0,9 % в 2013 году до 1,1 % в 2016 году, что является отражением экономической ситуации на Украине.
На данный момент уровень безработицы в Саратове невысок и составляет около 0,7 процента. На конец 2016 года в городском центре занятости числились более трех с половиной тысяч безработных. Большинство из них ранее трудились на обрабатывающих предприятиях, в сфере торговли, в коммунальных компаниях, образовании, а также в строительстве, здравоохранении, государственном и муниципальном управлении. В то же время потребность в специалистах превышает количество безработных, так что можно решить такую проблему, как занятость населения. Саратов сегодня готов обеспечить работой более 14 тысяч человек. Наибольшее количество вакансий в профессиональной, научной и технической сферах. Опытных специалистов здесь не хватает, на них приходится 35% вакансий. Также необходимы администраторы, 11% вакансий есть в сфере строительства, обеспечении электроэнергией. Около пяти процентов в информационных компаниях, гостиницах и на предприятиях общественного питания, на обрабатывающем производстве, в торговле и финансовой деятельности. На данный момент на неполном рабочем дне трудятся более 700 сотрудников на 14 саратовских предприятиях. Вернуться к полноценной работе на них рассчитывают к весне 2017 года.
Таким образом, анализ трудового потенциала городов Саратовской области выявил несколько характерных для региона особенностей:
- Во-первых, спрос на неквалифицированных рабочих в значительной степени превосходит спрос на специалистов высокой квалификации.
- Во-вторых, для работодателей самыми важными характеристиками специалистов являются образование и опыт работы, так как данные качества оказывают влияние на конкурентоспособность работников и конкурентоспособность всей организации.
[1, 2]
- В-третьих, несмотря на небольшое количество высококвалифицированных специалистов при найме на работу работодатели предъявляют именно этой категории работников наиболее жесткие требования, что явно не стимулирует их.
Данное состояние на рынке трудовых ресурсов Саратовской области обусловлено тем, что не во всех городах области планово внедряются государственные программы занятости населения, недостаточно полно проходит информирование выпускников школ о перспективах развития рынка труда. Большое значение имеет демографическая ситуация в Саратовской области, характеризуемая высокой долей людей старших возрастных групп, а также миграция части трудоспособного населения в другие города. В настоящее время в малоразвитых городах Саратовской области необходимо проводить работы по оказанию помощи в трудоустройстве населения, легализовать трудовые отношения с целью повышения социальной защищенности работников с низкой заработной платой, контролировать работодателей по вопросам обязательной выплаты заработной платы и официального оформления трудовых отношений, мотивировать работников к повышению своей конкурентоспособности и возможность руководителей управлять этой конкурентоспособностью [3]
Заключение
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России. Проблема занятости и безработицы, которая тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу. Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе, совершенствование системы оплаты труда, расширение возможности получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.
Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь с общими направлениями социально-экономического развития общества. Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.
Задача
занятость безработица рыночный
Допустим, рынок труда характеризуется следующими данными: функция спроса Ld(t)=800-100w ; функция предложения Ls=100w. А)Каковы равновесные уровни занятости заработной платы на этом рынке? Б) предположим, что вводится минимальная заработная плата 6 долл. в час , каков уровень безработицы?
Решение
Равновесие на рынке труда устанавливается, когда спрос равен предложению, т.е. количество безработных равно предложенным вакантным местам:800-100Wt=100Wt
800=200Wt; Wt=4. Равновес. уровень З/п = 4 долл в час.
800-4*100=400 — равновесный уровень занятости.
2. При З/п = 6 долл.:
800-100*6= 200 — спрос
100*6=600 — предложение
600-200=400 -уровень безработицы
Список используемой литературы
1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России.— М, 2012. — 177 с.
2. Бизнес-карта России. Социально-экономический потенциал. Справочник в 18 книгах / Сост. Кушаков, Самохвалов/ Книги 14,15,16. — М, 2013. — 300 с.
3. Валентей Д.И. Основы демографии: пособия для ВУЗов / Валентей Д.И., Кваша А.Я. — М.: Мысль, 2013.
4. География России. / Под ред. А.В. Дарницкого.— 2007. — 202 с.
5. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
6. Колесник В.С. Государственное регулирование рынка труда в сельской местности// Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 10-1. С. 69-72.
7. «Курс демографии» под редакцией Боярского А.Я. — М.: «Финансы и статистика», 2012.
6. Медков В.М. Демография: учебник для студентов ВУЗов. — М: ИНФРА-М, 2012г.
7. Население мира: демографический справочник. — М.,2012.
8. Официальный портал федеральной службы государственной статистики. Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.gks.ru;
9. Официальный портал федеральной службы по труду и занятости. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.rostrud.ru.