Сущность мотивации
Руководство всегда сознавало, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно поротого материального вознаграждения.
Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполнили работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
В данной контрольной работе будет рассмотрена сущность мотивации в системе менеджмента и основные понятия: потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование. Также будут рассмотрены основные теории мотивации: психоаналитические и содержательные. В конце работы будут представлены выводы и предложения по совершенствованию мотивации в организации.
Иллюстрированный материал будет представлен в виде структурной схемы мотивации.
МОТИВАЦИЯ
В теории менеджмента мотивация представлена как один из главных его элементов наряду с целеполаганием, планированием, организаций и контролем. Конечная цель мотивации трудовой активности работников — формирование инициативного и ответственного отношения к труду и к своим обязанностям, что в свою очередь способствует повышению эффективности производства и качества продукции. Существуют различные средства мотивации, такие как материальные и моральные стимулы, организационно-технические мероприятия, улучшение условий и организации труда, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, проведение социально-культурных мероприятий, должностное передвижение работников и прочее.
1.1 Современные теории мотивации
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. В данной главе будут рассмотрены результаты таких исследований.
Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей), которые воздействуют на людей и заставляют их действовать определенным образом.
Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации основываются на изучении поведения людей с учетом их восприятия и познания.
Теория организации фирмы
... задач основная часть курсовой работы была разбита на две главы: «Теория организации фирмы» и «Практика организации фирмы». Структура работы целиком включает введение, две главы, заключение и список использованной ... М.М. Юдкевича и других. Целью данной работы является изучение вопросов концепции фирмы в теории организации. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: изучить ...
1.2 Первичные и вторичные потребности
Первичные потребности — это основные, врожденные потребности человека, такие как потребность в пище, воде, тепле, безопасности и т.д. Вторичные потребности возникают уже в процессе жизни человека под воздействием окружающей среды, культуры, общественных ценностей и т.д.
Потребности человека
Психологи утверждают, что потребность возникает, когда человек испытывает недостаток в физиологическом или психологическом плане. Хотя каждый человек может не осознавать конкретной потребности в определенное время, существуют общие потребности, которые могут быть почувствованы каждым из нас.
Природа потребностей
Первичные потребности являются врожденными и связаны с физиологическим состоянием. К ним относятся потребности в пище, воде, сне, дыхании и сексе. Вторичные потребности возникают на психологическом уровне и связаны с желанием достичь определенных целей. Это могут быть потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и принадлежности. Вторичные потребности формируются с опытом и обычно различаются у разных людей более чем первичные потребности.
Роль потребностей в поведении человека
Существование потребности можно определить по поведению человека. Потребности служат мотивацией к действию. Когда человек осознает потребность, она побуждает его к активности. Это ощущение недостатка в чем-то, которое направляет поведение на достижение определенной цели. Цель — это то, что осознается как способ удовлетворить потребность. При достижении цели потребность может быть удовлетворена или оставаться неудовлетворенной. Например, если у вас возникает потребность в сложной работе, вы можете стремиться получить должность, которая удовлетворит эту потребность. Однако, после получения такой должности вы можете обнаружить, что работа не так сложна, как вы предполагали, и начать искать другую работу, чтобы ваша потребность была полностью удовлетворена.
Упрощенная модель мотивации поведения через потребности
Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям чувствовать, что они могут удовлетворить свои потребности посредством типа поведения, приводящего к достижению целей организации.
1.3 Сложность мотивации через потребности.
Важно отметить, что не все рабочие испытывают высокую потребность в достижениях и независимости. У всех людей разные отпечатки пальцев, а характеры людей- это соединение самых различных черт, отсюда следует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей.
Таким образом, создание рабочих мест с более сложными задачами и большей ответственностью имеет положительный мотивационный эффект для многих рабочих, но отнюдь не для всех. Руководитель должен всегда иметь виду элемент случайности. Для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других. Кроме того организации по своей природе усложняют практическую реализацию теорий мотивации, ориентированных на отдельных индивидов. Взаимозависимость работ, недостаток информации о результатах работы отдельных людей, частые перемены в служебных обязанностях из-за совершенствования технологии- все это углубляет сложность мотивации.
Мотивация и удовлетворенность персонала работой в организации
... условиям механизма мотивации, который является решающим причинным фактором результативности деятельности людей в любой организации. Целью данной работы является изучение зарубежных моделей мотивации персонала и их ... влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней. Этот вид мотивации требует передачи полномочий на нижние уровни, и ...
1.4 Вознаграждения
Вознаграждение — это то, что человек считает ценным для себя. Однако понятие ценности у каждого человека индивидуально, поэтому оценка вознаграждения и его относительной ценности может различаться. Например, для большинства людей цивилизованных наций чемодан, полный деньгами, будет считаться ценным вознаграждением, в то время как для членов примитивного филиппинского племени Тасадей сам чемодан может быть более ценным, чем его содержимое.
В работе руководителя имеется дело с двумя основными типами вознаграждения: внутренним и внешним. Внутреннее вознаграждение связано с самой работой и включает в себя чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемых задач, а также самоуважение. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как формы внутреннего вознаграждения. Простейшим способом обеспечения внутреннего вознаграждения является создание соответствующих условий работы и ясная постановка задач.
Внешнее вознаграждение, которое чаще всего ассоциируется с понятием «вознаграждение», предоставляется организацией. Примерами внешних вознаграждений являются зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы и признание, а также дополнительные выплаты.
Для определения оптимального сочетания внутренних и внешних вознаграждений в целях мотивации, администрация должна установить потребности своих сотрудников. Это является целью содержательных теорий мотивации.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стремятся определить потребности, которые побуждают людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. В развитии современных концепций мотивации большое значение имели работы трех ученых: Абрахама Маслоу, Федерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
2.1 Теория Маслоу
Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем.
Физиологические потребности
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
Потребности в безопасности и уверенности в будущем
Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлениями потребностей уверенности в будущем являются покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
Социальные потребности
Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включают чувство принадлежности к чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Потребности в уважении
Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих и признании.
Потребности самовыражения
Потребности самовыражения — это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис.2.
В каждой момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена
Рис. 2 Иерархия потребностей по Маслоу
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимании того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней.
В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В табл.1 в сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.
Таблица 1
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Социальные потребности |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Потребности к уважению |
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Потребности в самовыражении Обеспечение возможности для обучения и развития является одним из факторов, позволяющих подчиненным полностью использовать свой потенциал. Также важно давать им сложные и важные задачи, требующие полной отдачи. Кроме того, поощрение и развитие творческих способностей подчиненных играют важную роль в мотивации. Изучая модели мотивации, можно выделить теорию потребностей МакКалленда. Эта модель уделяет особое внимание потребностям высших уровней. Теория Дэвида МакКелланда основывается на представлении о трех основных потребностях: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается в желании влиять на других людей. Люди с такой потребностью обычно проявляют себя как энергичные и открытые, не боящиеся конфронтации и старающиеся отстаивать свои позиции. Они часто являются хорошими ораторами и требуют повышенного внимания. Многие из них предпочитают руководить, так как это дает возможность реализовать свою потребность власти. Потребность успеха находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Удовлетворение этой потребности не ограничивается только достижением успеха, но и включает процесс успешного завершения работы. Люди с развитой потребностью успеха рискуют умеренно, предпочитают ситуации, где они могут взять на себя ответственность за решение проблемы и где их достижения конкретно поощряются. Уникальная часть учебной работы представлена эмпирическими фактами о влиянии обеспечения обучения и развития, сложной и важной работы, поощрения творческих способностей подчиненных на их мотивацию. Теория потребностей МакКалленда раскрывает особенности потребностей власти и успеха, а также их влияние на поведение людей. Мотивация на основании потребности в причастности по МакКелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой. 2.3 Двухфакторная теория Герцберга.Во второй половине 50-х годов Герцберг со своими сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?». Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотивацией» (таблица 2).
|