Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Однако в системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
Цель данной работы – показать сущность рынка труда и его особенности и проблемы в сегодняшних условиях российской экономики. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы функционирования рынка труда, во второй – особенности рынка труда в современных российских условиях, а в третьей – некоторые предложения, позволяющие улучшить ситуацию на рынке труда России.
Теоретический фундамент учения о рынке труда в экономической науке был заложен представителями классической школы. Так основой учения А.Смита был тезис о свободной конкуренции как условия оптимального использования материальных, финансовых и людских ресурсов. Он, делая многие свои выводы, исходил из того, что рынок труда является совершенно конкурентным. Однако, как заметили многие исследователи (например, М.Блауг, В.Н.Костюк), Смит как бы вскользь замечает, что на рынке труда преимущество лежит всегда на стороне работодателей. Так как они менее многочисленны по сравнению с наемными работниками, могут держаться гораздо дольше, то есть потребность работодателя в работнике меньше, чем работника в работодателе. Поскольку заработная плата для работника являлась основным источником доходов.
Реферат экономика труда и социально трудовые отношения
... труда. 3) Регулирующая функция: коллективный договор позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и ... и наемными работниками с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и ... рыночной экономикой. ... рынке труда, большинство из них не смогут в одиночку получить те условия труда, ...
Отсюда можно сделать вывод, что рынок труда уже в 18 веке не был рынком совершенной конкуренции. Поскольку, конкуренция существовала в основном между работниками, а между работодателями ее практически не было.
Французский экономист Жан-Батист Сэй сформулировал рыночный закон взаимодействия спроса и предложения и достижения на этой основе равновесной цены на предмет купли-продажи, в том числе и на рабочую силу. Он считал, что при соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос).
Однако, как показали дальнейшие исследования, нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью, какую-то часть дохода можно сберечь, и поэтому она не найдет отражения в спросе. Сбережения вызовут недостаточность потребления, в результате — непроданные товары, сокращение производства и безработица.
Другой представитель классической школы Давид Рикардо исследовал законы, которые регулируют заработную плату. Им был сделан вывод, что при естественном движении общества заработная плата имеет тенденцию к падению, поскольку она регулируется предложением и спросом, потому что приток рабочих будет постоянно возрастать в одной и той же степени, тогда как спрос на них будет увеличиваться медленнее. Д.Рикардо в своей работе подтверждает большую зависимость предложения рабочей силы от спроса на нее со стороны работодателей, поскольку увеличение новых рабочих мест происходит медленнее. Поэтому, конкуренция на рынке труда, как и сейчас, развертывалась в основном между работниками.
Один из основателей неоклассического направления экономической науки Альфред Маршалл, исследуя рынок труда, заметил, что в то время как на товарном рынке преимущества при заключении сделки могут быть вполне равномерно распределены между обеими сторонами, на рынке рабочей силы преимущество чаще оказывается на стороне ее покупателей, а не продавцов. Особенно, работники физического труда находятся в невыгодном положении при заключении сделки.
Наиболее конкурентоспособные, по мнению ученого, на рынке труда люди, которые относятся к так называемым “высшим категориям труда”, так как располагают большими резервными фондами, большими знаниями и большей решительностью, то есть те, кто материально достаточно обеспечен и обладает многими положительными качествами рабочей силы.
Карл Маркс, исследуя рынок труда, раскрыл механизм конкурентных отношений между рабочими. Каждый работник может включиться в производство лишь посредством продажи на рынке труда своей рабочей силы. Здесь с объективной необходимостью и возникает импульс конкурентной борьбы между собственниками рабочей силы за более выгодные условия ее продажи, а более выгодно продает свою рабочую силу не только тот, у кого она имеет более высокую потребительную стоимость (способность рабочей силы создавать необходимые блага), но и тот, кто проявит большую расторопность, сумеет оттеснить в процессе купли-продажи своих конкурентов.
Рынок труда (рабочей силы) и человеческий капитал
... труд - земля - капитал' является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы. Вложения средств в человеческие ... рынка, руководству компании пришлось включить в свои планы вопросы найма и перевода научно-исследовательских кадров с опытом работы в области микро-ЭВМ, а также коммерческих работников ... очевидной. К ...
К.Маркс считал, что в условиях безработицы, когда многие тысячи выброшены на улицу, потому что разделение труда приковало их к одной определенной отрасли, рабочий не найдет себе покупателя без соответствующей подготовки и переподготовки.
Дж.Кейнс в работе “Общая теория занятости, процента и денег”, сделал вывод: система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой и что только активное вмешательство государства в экономику, путем соответствующей системы налогов, изменения нормы процента, может расширить границы занятости.
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений (в том числе взаимоотношений наемных работников и работодателей), социальных (в том числе правовых норм и институтов), которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы.
Таким образом, к рынку труда относится не только сфера обмена, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (это — восполнение способности к труду, поддержание определенного уровня профессиональной подготовки, квалификации, переподготовки и т.д.), а так же сфера использования рабочей силы (время от времени возникает необходимость корректировки условий оплаты труда, продолжительности и интенсивности труда, соотношения времени труда и отдыха и т.д.).
Исходя из выше приведенного составными частями и основными элементами рынка труда будут:
1) субъекты рыночных отношений: работодатели и ищущие работу люди;
2) правовые акты, которые регламентируют отношения субъектов рынка труда;
3) конъюнктура рынка труда — соотношение спроса и предложения рабочей силы, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды трудовой деятельности и уровень занятости;
4) службы занятости населения;
5) инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и т.д.:
6) система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, безработных;
7) альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и т.д.
Организационной формой выражения интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течении определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.
Цены на факторы производства, в т.ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции.
Особую важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения для достижении рыночного равновесия. Очевидно, что оно достигается в точке Р, которой соответствует определенный уровень заработной платы ЗП/Ц Р и заданное этим уровнем предложение труда ТР . Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату ЗП/ЦР , находят на рынке необходимое количество работников. Точка Р определяет положение полной занятости.
ЗП/Ц ПТ СТ ЗП/Ц1 P ЗП/Ц Р ЗП/Ц2 ТР T рис.1 Формирование равновесия на рынке труда |
В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены (в точке с ординатой ЗП/Ц 1 ) предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.
В случае снижения уровня заработной платы (например, до уровня ЗП/Ц 2 ) по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости.
Рынок труда — явление многообразное, имеющее различные аспекты. Анализ характера спроса и предложения рабочей силы на рынках труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от степени конкуренции.
- чисто конкурентный рынок труда, который характеризуется следующим:
1) большое число предприятий конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда;
2) многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают данный вид труда;
3) ни предприятия, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы, и не диктуют заработную плату.
Взаимодействие спроса и предложения на чисто конкурентном рынке труда могут быть представлены кривыми, которые показаны на рис. 1.
На таком рынке участвует множество предприятий. Каждое из них нанимает лишь небольшую часть имеющейся на рынке труда рабочей силы данного вида, так, что никто не может влиять на ставку заработной платы.
- монопсонический рынок труда — рынок с монополией одного покупателя. Имеет следующие черты:
1) работники, занятые определенным видом труда и сосредоточены в основном на одном предприятии;
2) данный вид труда не имеет альтернатив, то есть работник при имеющейся специальности не может найти другое рабочее место не поменяв его;
3) заработную плату диктует одно крупное предприятие, но ставка заработной платы зависит от числа нанимаемых работников.
В небольших городах при наличии там крупного предприятия, которое в основном обеспечивает занятость горожан. Оно является практически полным монополистом по отношению к работникам. Если монопсонию держит небольшое число предприятий (от 3 до 5), то в этом случае имеет место олигопсония.
Монопсонист считает выгодным сокращать число работников, чтобы снижать ставки заработной платы ниже конкурентных.
— модель двусторонней монополии характерна для условий монопсонического рынка труда, на котором действуют сильные отраслевые профсоюзы. Монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы на низком уровне, а отраслевой профсоюз будет добиваться установления более высокой ставки заработной платы. В итоге ставка будет приближаться к равновесному уровни. При этом у работодателя пропадет стремление к ограничению числа работников, и занятость так же установится на равновесном уровне. Таким образом ставки заработной платы и количество нанятых работников приблизятся к условиям конкурентного рынка труда.
Приведенные выше различные модели рынков труда не совсем точно отражают взаимодействия субъектов рыночных отношений: продавцов рабочей силы и ее покупателей. Поскольку, рыночное предложение рабочей силы и рыночный спрос на него задает фактически единственное значение равновесной заработной платы.
Профсоюзы, которые представляют на рынке труда интересы работников, преследуют две цели: увеличение спроса на рабочую силу и повышение заработной платы.
Если спрос на рабочую силу увеличится, то ставки заработной платы возрастут, а число нанятых работников увеличится.
Спрос на рабочую силу профсоюзы могут увеличить следующими способами:
- увеличением спроса на производимые товары или услуги с помощью рекламы “товаров с профсоюзной маркировкой”;
- требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников, которых они защищают;
- влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах и др.
Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения рабочей силы следующими способами:
- путем борьбы за сокращение детского труда;
- поддержки обязательного выхода на пенсию лиц пенсионного возраста;
- сокращение рабочей недели;
- нанимать только работников — членов данного профсоюза и др.
Уменьшение предложения на рабочую силу ведет к росту ставок заработной платы, но при этом уменьшается число нанятых работников. Такое воздействие характерно для профсоюзов, которые объединяют работников только какой-то одой профессии. Путем давления на работодателей создают искусственное сокращение предложения рабочей силы, что ведет к увеличению заработной платы.
Отраслевые профсоюзы, которые объединяют всех работников одной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли. Это позволяет им оказывать сильнее давление при установлении ставок заработной платы путем угрозы забастовок и лишения предприятия предложения рабочей силы. Профсоюз, который объединил всех работников и контролирует предложение рабочей силы, навязывает фирме ставки заработной платы. Она выше конкурентной ставки. Количество нанятых работников сокращается.
В реальной действительности, даже в условиях совершенной конкуренции, все работы отличаются одна от другой не только уровнем заработной платы, но и по другим факторам.
Так, будучи врачом, можно работать, например, в больнице маленького сибирского городка или в приморском санатории — условия разные в зависимости от региона. Тем более отличаются условия работы для людей разных профессий — шахтер рискует жизнью каждый день, спускаясь в шахту, а работа продавца или секретаря вряд ли таит в себе смертельную угрозу.
Есть работы творческие и интересные (художник или ученый), а есть скучные или однообразные (сборщик у конвейера или операционистка в банке).
Есть работы грязные и неприятные (вывоз мусора или уборка помещений), есть работы требующие огромной ответственности и напряжений (например, авиапилот).
Таким образом, можно сказать, что все виды труда неодинаковы, и поэтому, у каждой работы, помимо заработной платы, существуют некоторые положительные или отрицательные характеристики, делающие ее более или менее привлекательной для потенциального работника.
Идею о том, что эти характеристики работы участвуют в формировании равновесия на рынке труда, высказал еще Согласно А.Смиту, не только заработная плата как таковая выравнивается в результате действия рыночных механизмов. Если рынок труда функционирует нормально, то достигается равенство общей суммы выгод и невыгод для различных приложений труда и капитала. А именно, если работодатель предлагает худшие условия труда, то он вынужден предложить и более высокую заработную плату, иначе не найдет работников. И наоборот, работодатель, предоставляющий своим работникам определенные льготы (например, бесплатное питание, путевки в оздоровительные центры и др., может позволить платить им меньше.
Отсюда следует, что работник выбирает работу не только по одному параметру — заработной плате, но и принимает во внимание наличие или отсутствие тех или иных характеристик работы.
Продажа труда может иметь место лишь при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. С другой стороны, юридическая свобода не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника получения всех нужных для жизни благ.
Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд предъявляет спрос на определенное рабочее место.
После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:
— собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
- труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.
Есть еще одна сторона этого приоритета, которая выявлена мировой экономической наукой, в т.ч. трудовой теорией стоимости К. Маркса. В соответствии с этой теорией, продукт создается двумя факторами: трудом и средствами производства. Однако новую стоимость, заключенную в произведенном товаре, создает живой труд работника, тогда как стоимость вещественных факторов лишь переносится на производимый товар как составная часть издержек его производства. Вся вновь созданная живым трудом в течение года стоимость образует национальный доход, который является источником дохода всех слоев населения.
Экономико-математические исследования предельной производительности труда, проведенные в США экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом, показали зависимость объемов производимой продукции от капитала и труда. Ими было выведено уравнение, согласно которому объем произведенной продукции на 3/4 создается трудом наемных работников и на 1/4 – капиталом, т.е. применительно к теории предельной производительности, 1% увеличения затрат труда увеличивает объем производства в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной экономикой.
Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.
Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.
Ситуация на рынке труда России в 2005 — 2006 гг
На конец февраля 2006 г., по оценке Госкомстата РФ, общая численность безработных в России сократилась на 0,5% по сравнению с январем 2005 г. и составила 6,11 млн. чел. Уровень безработицы в стране составил в соответствии с методологией МОТ 8,5% всего экономически активного населения страны. При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2006 г. выросло на 3,8% по сравнению с январем 2006 г. и составило 1,621 млн. чел. (26,5% от общего количества безработных).
По сравнению с ситуацией на конец февраля 2005 г. общая численность безработных в России за год возросла на 2,4%, в том числе официально зарегистрированных — на 12,2% (рис. 1).
Численность экономически активного населения в России по состоянию на конец февраля 2005 г. оценивалась Госкомстатом в 71,5 млн. чел., или около половины от общей численности населения страны. Порядка 60,8% (39,8 млн. чел.) всех занятых в России в январе 2006 г. работали на крупных и средних предприятиях.
По данным Госкомстата, преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В январе 2006 г. на них работало 39,8 млн. чел., или 60,8% общей численности занятых, а в январе 2005 г. в крупных и средних организациях работало 40,7 млн. чел., или 63% общей численности занятых.
С января 2001 г. темп сокращения уровня общей безработицы по методологии МОТ практически идентичен сокращению уровня безработицы в соответствии с регистрацией безработных в государственных службах занятости (показатель общей численности безработных к экономически активному населению сократился на 25,4%, показатель численности безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости, к численности экономически активного населения сократился на 26,9%).
Однако за последний год ситуация изменилась. Так, с конца февраля 2005 г. по конец февраля 2006 г. темп роста уровня общей безработицы уступает темпу роста показателя зарегистрированной безработицы (1,7% против 13% соответственно).
Также стоит отметить, что коэффициент напряженности на рынке труда составил, по данным Минэкономразвития РФ, в конце февраля 2,2 ищущего работу на 1 вакантное место. На конец 2005 г. данный показатель составлял 1,8
С 2004 г. произошло значительное сокращение нагрузки незанятого населения на 1 заявленную вакансию. Однако со II половины 2005 г. наблюдается ухудшение динамики. Стоит также отметить схожесть динамики в течение истекшего года с 2003 г. (корелляция более 0,5) и влияние сезонного фактора на показатель напряженности на рынке труда.
Что касается территориального распределения безработицы, то видны существенные сдвиги в распределении регионов по группам, произошедшие за год, причем в негативную сторону. В январе 2005 г. по сравнению с соответствующим месяцем 2006 г., по данным Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ (РЦЭР), существенно (на 9 штук) сократилось число регионов с минимальным (менее 1,5%) уровнем безработицы (см. таблицу).
Распределение регионов РФ по уровню безработицы
Уровень безработицы | Январь 2005 г. | Январь 2006 г. | (Разница между 2-й и 3-й колонками) |
Количество регионов | |||
Менее 1,5% | 27 | 36 | На 9 регионов меньше |
1,6-3,0% | 40 | 38 | На 2 региона больше |
3,1-4,5% | 15 | 8 | На 7 регионов больше |
4,6-6,0% | 2 | 1 | На 1 регион больше |
Более 6,0% | 4 | 5 | На 1 регион меньше |
За последний год несущественно изменилась группа регионов с наиболее высокими показателями уровня безработицы. По данным РЦЭР, наиболее высокие показатели отмечены в Республике Ингушетия (в январе 2006 г. уровень безработицы составил 11,9%) Корякском АО (11,4%), Республике Тыва (8,6%), Агинском Бурятском АО (6,7%).
К другим регионам с максимальными показателями безработицы (более 5%) относятся также традиционно имеющие высокие показатели Республика Дагестан (6,0%) и Таймырский АО (5,6%).
Далее следуют 3 региона, также традиционно входящие в число «аутсайдеров». К ним относятся Магаданская область (4,4%), Читинская область, а также Ненецкий АО (по 4,3%).
В январе 2005 г. 8 из 9 вышеперечисленных регионов (за исключением Ненецкого АО) входили в «десятку» регионов с наиболее высокими показателями уровня безработицы.
Наименьший уровень безработицы в январе 2006 г. зафиксирован в Липецкой области (0,7%).
Еще в 3 субъектах РФ (Москва, Оренбургская и Тверская области) уровень безработицы в январе 2006 г. составил 0,8%. После вышеперечисленных регионов следуют Санкт-Петербург, Краснодарский край, Нижегородская и Смоленская области, где показатель составил 0,9%. Группа регионов с самыми низкими показателями, также как и с самыми высокими, остается в течение последнего года практически без изменений.
Анализ показывает, что на российском рынке труда в 2005 г. – 2006 г. не произошло каких-либо существенных изменений в положительную сторону. Общий уровень безработицы практически не изменился (даже несколько повысился).
По-прежнему остается огромным разрыв (в 4 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются незначительно, а в некоторых странах идентичны.
Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.
На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате неравномерного и «очагового» развития экономики, за период с января 2005 г. по январь 2006 г. продолжает увеличиваться.
Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда. Госполитика в области занятости может быть эффективна только в условиях четкой проработанности в соответствии с поставленными целями проводимых в ее рамках действий, а также при условии наличия конкретного набора соответствующих мер, обеспеченных необходимыми ресурсами. Эти ресурсы должны быть направлены исключительно на институты, способные достигать требуемых результатов наиболее эффективными методами. В этой связи, соответствующим госорганам власти необходимо совершать действия по проведению мероприятий оценки результатов применения существующей политики на рынке труда для повышения ее эффективности. Целесообразность проведения данных мер также обосновывается и тем, что политика на рынке труда требует значительных расходов, как показывает зарубежный опыт. Поэтому необходимо обоснование того, какие меры наиболее предпочтительны с точки зрения эффективности и затрат на них.
Также, необходим более целевой подход к проведению государственной политики в области занятости, а не распыление средств и усилий, как это происходит в настоящее время. Следовательно, должны создаваться и получать большее распространение узконаправленные на определенную группу населения институты занятости. В этом же ключе должна проводиться и региональная политика в области занятости, а именно необходим более системный подход к распределению средств и усилий на уменьшение безработицы в регионах. Не стоит забывать и о политике косвенного воздействия на рынок труда через создание институциональной среды, благоприятно влияющей на уровень безработицы в стране. Например, проведение эффективной политики по развитию малого бизнеса, которой в настоящее время не наблюдается.
Работники и работодатели на рынке труда имеют возможность непосредственно, при личном контакте: первые — найти нужную работу, а вторые — найти подходящего работника. Работодатели, при наличии свободных рабочих мест, имеют спрос на определенного работника и заявляют об этом в государственную службу занятости. И она выступает как один из посредников на рынке труда между безработным и работодателями с их потребностями в определенных работниках.
Однако, как показывает практика, государственная служба занятости не в полной мере выполняет свои основные функции: оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям необходимых работников, обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им помощь в трудоустройстве, выдавать пособия по безработице. Деятельность государственной службы практически сводится к регистрации безработных и выдаче им пособий, при этом отсутствует какая-либо гарантия для трудоустройства. Поэтому, в настоящее время действуют альтернативные государственной службе занятости посредники. Например, в Красноярске на рынке труда уже не первый год работают более 20 частных агентств по трудоустройству и рекрутингу, такие как “Перспектива”, “Протеже” и другие, которые помогают людям найти работу, сделать карьеру, найти более высокооплачиваемую работу, и осуществляют подбор кадров для фирм.
Разрушение существовавшей в плановой экономике системы подготовки и переподготовки кадров не сопровождалось созданием новой системы, адекватной рыночным условиям. В настоящее время некоторые предприятия проводят обучение своих работников за рубежом. Практикуется платное профессиональное обучение рабочих по заявкам других предприятий, центров занятости или отдельных граждан.
Однако, эта новая форма подготовки и переподготовки кадров пока не получила широкого распространения. По мнению, специалистов, она должна иметь прежде всего государственную поддержку.
Государственная служба занятости должна взять на себя функции по координированию деятельности частных кадровых агентств и активизировать свою роль в процессе трудоустройства. А также постоянно осуществлять организацию, в необходимом объеме, профессионального обучения и переподготовки кадров.
В России в дореформенный период практически все работающее население состояло в соответствующих профсоюзах (участие было обязательным), которые были составным элементом государственной системы управления.
К настоящему моменту в стране зарегистрировано свыше двухсот профобъединений, в основном профессионально-отраслевого характера. Из них около 50 объединяют в своих рядах 80% трудящихся.
Основная функция профсоюзов — обеспечивать условия для наиболее выгодной для работников продажи своего единственного товара, которым он обладает — рабочей силы. Однако, анализ деятельности профсоюзов показывает, что только 13% наемных работников считают, что профсоюзы защищают их интересы на рынке труда. Это говорит, о слабой роли профсоюзов как субъектов социальной защиты работников.
Следует обеспечить законодательную базу для повышения эффективной деятельности профсоюзов. Также совершенно необходима переориентация деятельности первичных профсоюзных органов с социальной сферы (распределение жилья и путевок, выплаты материальной помощи и т.п.) на выполнение их основных функций – защиты интересов работников.
В настоящее время существенно возросла роль информации. Отсутствие ее, или недостоверность часто приводит к парадоксальной ситуации, когда безработица сосуществует наряду с нехваткой работников, причем структура свободных рабочих мест позволяет уменьшить уровень безработицы.
Поэтому, необходимо создать “Единую информационную систему РФ о спросе и предложении рабочей силы”, которая включала бы в себя все оперативные данные о численности и качественных характеристиках вакантных мест всех регионов РФ. Региональные государственные службы трудоустройства населения всеми возможностями для их получения обладают.
“Единая информационная система РФ о спросе и предложении рабочей силы” может вполне оказать действенную помощь для повышения конкурентоспособности работников, при их поиске вакантных рабочих мест.
В России до 1917г. широко применялось страхования от безработицы, однако впоследствии было отменено. В мировой хозяйственной практике обязательное и добровольное страхование от безработицы является одним из основных видов социального страхования, обеспечивающего приемлемый уровень социальной защиты. Переход к рынку и сопряженные с ним проблемы безработицы в России способствовали тому, что некоторые страховые фирмы открыли этот вид страхования от безработицы, однако, пока он еще не получил широкого применения. Но для развития обязательного страхования необходимо принять следующие меры:
- повышение доли отчислений в фонд занятости как минимум до 2% от фонда оплаты труда;
- в формировании страхового фонда должны принимать участие все работающие и др.
Анализ современного состояния рынка труда дает основание для ряда выводов. Для него характерно то, что скрытая безработица увеличивается значительно быстрыми темпами, чем явная. Отсутствует развитая инфраструктура рынка труда. Информация, которой располагают службы занятости, не всегда полная, так как работодатели часто решают вопросы найма, минуя службу занятости. Из-за низкой мобильности рабочей силы большую роль играет региональная сегментация рынка труда. Поскольку, стратегия трансформации российской экономики осуществляется в настоящее время в направлении создания в РФ социально ориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.д.), то для этого необходимо усилить роль государства, как посредника между субъектами рынка труда — работодателями и наемными работниками.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой Кодекс РФ
3. Закон о занятости населения в РФ.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — В 2 т. — М.: Республика, 1992.
5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Наука, 1993.
6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ИНФРА, 1997.
7. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пос. / Под ред. А.И.Рофе. — М.: Изд-во “МИК”, 1997.
8. Россия в цифрах. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2006.
9. Котляр А.Э. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. -1998. — №1.
Глава 2 МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
2.5. Россия в системе международного разделения труда
Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.
Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека.
Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе.
С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. При этом вывоз топливно-энергетической продукции осуществлялся в обстановке снижения мировых цен на энергоресурсы. Только за 1992-1994 гг. удельная таможенная стоимость экспорта сократилась по нефти приблизительно на 22%, а по газу — более, чем на 14%.
Такая специализация в действительности отражает объективные закономерности экспорта существующих избыточных факторов производства в России — нефти и газа. Однако, делая упор на экспорте ресурсов, имеющихся в избытке, государство на протяжении многих десятилетий оставляло без особого внимания необходимость интенсивного использования избыточных факторов производства.
Фактически Россия игнорировала теоретический постулат Хекшера-Олина, гласящий, что любая страна экспортирует продукты интенсивного использования избыточных факторов.
Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе — черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996 гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологичных отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа (рис. 1).
рис. 1
Как свидетельствуют специалисты, отход от малоэффективной ориентации на вывоз топливно-энергетического и иного сырья в пользу экологоемкой продукции представляет собой шаг назад или даже тупиковое направление в процессе интернационализации российской экономики. В этой связи особенно настораживает рост удельного веса металлургии в отраслевой структуре экспорта промышленной продукции. С 11,3% в 1989 г. он вырос до 25,3% в 1995 году. В середине 90-х годов доля металлургической продукции в валовом промышленном производстве у России примерно в 2-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах.
Наглядное представление о структуре экспорта и импорта промышленной продукции дает табл. 3. Таблица составлена на основе статистических материалов Минэкономики и Минпрома РФ
таб. 3
Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы мало обнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран. Объем технического содействия, оказываемый Россией другим государствам, составил в 1996 г. 589 млн. долл., увеличившись по сравнению с 1995 г. на 16%. В 1997 г. объем этого сотрудничества достиг порядка 750 млн. долл. В середине 90-х годов техническое содействие оказывалось 36 странам мира. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Грецию, Кубу. В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов.
Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары).
Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Пока же (в середине 90-х годов) доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 5%, что значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития, составляющего 23-25% в первой половине 90-х годов (рис.2).
рис. 2
Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке.
Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения.
Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.