Контрольная работа: Социальные проблемы молодежи

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономи­ческой стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на со­стоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез).

Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Не снижается число детей — «социальных сирот», инвали­дов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся моло­дые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.

Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, воз­мущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напря­женности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркома­нии, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

В целом социальное положение молодежи в России отража­ет общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.

Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и поли­тике, так и в социальной, духовной сферах общества.

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

1.1. Положение молодежи в обществе

«Молодежь»

Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: уча­щийся, военнослужащий, работающий и т. д.

К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее числен­ность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.

42 стр., 20909 слов

Социальное положение молодежи и меры по профилактике безработицы

... (44, с.112). В 2006 году молодые люди составляли 35% трудоспособного населения России (30,с.4), в 2008 году молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте (55,с.190). В Республике Башкортостан - свыше 35% общей численности населения. Численность молодежи на селе ...

Естественное изменение численности населения обусловле­но главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность средимолодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на пер­вое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.

Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко сни­зилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продол­жает оставаться кризисное состояние общества и его послед­ствия — некачественное питание, сокращение числа оздорови­тельных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

В сфере образования молодежи состояние дел также не­однозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получив­ших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности.Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с професси­ональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилакти­ческие меры, продолжают расти преступность несовершен­нолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополу­чии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствиивозможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, на­правленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным инсти­тутам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.

1.2. Государственная молодежная политика

государственной молодежной политикой (ГМП)

Государственная молодежная политика — одно из спе­цифических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творчес­кого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в само­стоятельную жизнь. Государственная молодежная политика — общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики явля­ются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, мо­лодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

3 стр., 1143 слов

В Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики

... концепций, государственных программ, республиканских и ведомственных целевых программ в области образования, молодежной политики и науки; долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития образования, молодежной политики и науки в Чувашской Республике. разработка предложений: плану мероприятий по его ...

Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Прези­дента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.

Сферу его деятельности составили: обеспечение коорди­нации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руко­водство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государс­твенная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.

В целях усиления внимания государства и общества к про­блемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального раз­вития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен.Спустя полгода было утверждено новое Положение о Гос­комитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осу­ществлять функции государственного регулирования и межот­раслевой координации в сфере молодежной политики.

Перед Комитетом были поставлены следующие задачи:

  • разработка основных положений государственной моло­дежной политики и ее реализация;
  • обеспечение решения межотраслевых проблем в сфере государственной молодежной политики;
  • методическое обеспечение деятельности органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики;
  • разработка и осуществление совместно с заинтересо­ванными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, ма­териальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;
  • разработка и осуществление мер по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских обще­ственных объединений, содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патри­отизма.

С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Депар­тамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня.

В то же время функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики возложены на Управление по делам молодежи Феде­рального агентства по образованию.

6 стр., 2522 слов

Налоговые органы Российской Федерации

... 1.2 Задачи и функции налоговых органов в РФ Главной задачей налоговых органов Российской Федерации является контроль за ... органах Федеральной налоговой службы». Персонал налоговых органов Налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы, является основным должностным лицом. Состав территориальных налоговых органов следующий: Управления Службы (УФНС России) по субъектам РФ; ...

Вопросами молодежной политики занимаются и органы за­конодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях — примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников.

Кроме того, в формирование и осуществление государствен­ной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодеж­ных и детских общественных объединений. Среди них есть об­щероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В дека­бре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1995 г. 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений» создан федеральный реестр объ­единений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство обра­зования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.

государственной поддержкой молодежных и детских объединений

Молодежные общественные объединения участвуют в выра­ботке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законо­дательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.

Общепризнанна в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли.

На региональном уровне также формируются реестры детских и молодежных общественных объединений. Госу­дарство поддерживает молодежные и детские программы и проекты — выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь.

В июне 2001 г. был создан Координационный совет по вопро­сам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений.Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ.

В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет — до 2016 года и определяет главную цель ГМП — развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать поли­тикой приоритетов, определяющих такие направления деятель­ности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем.

15 стр., 7094 слов

Молодежь на рынке вторичной занятости

... определение влияния молодежи на рынке вторичной занятости на равновесие рынка труда на основе изучения его масштабов и выявления факторов спроса и предложения. Объектом исследования выступает молодежь на рынке вторичной занятости как феномен рынка труда. молодежь занятость ...

Предполагается, что с учетом тенденций социально-эко­номического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.

Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования госу­дарственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, фор­мируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXIвеке.

В соответствии с выделенными приоритетами и принципа­ми ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять обще­национальных проектов, которые открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: «Российская молодежная информационная сеть», «Всероссийский стройотряд», «Доброволец России», «Вместе» и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой.

II . ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

2.1. Система учреждений органов по делам молодежи

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи).

К госу­дарственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» относятся:

  • государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;
  • государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Россий­ской Федерации и находящиеся в ведении органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;
  • муниципальные учреждения, находящиеся в собственнос­ти и в ведении органов местного самоуправления.

систему учреждений органов по делам молодежи

  • учреждения по делам молодежи, являющиеся собствен­ностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ве­дении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации);
  • муниципальные учреждения, находящиеся в собственнос­ти и в ведении органов местного самоуправления (муниципаль­ных органов по делам молодежи).

Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

33 стр., 16421 слов

Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

... специфику ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. Задачи: 1. провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций; 2. рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации; 3. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы; 4. ...

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравст­венного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содей­ствуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищ­ных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициа­тивы, формируют и развивают кадровый потенциал.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

  • комплексный центр социального обслуживания молодежи;
  • центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;
  • социальный центр молодежи;
  • центр социальной поддержки молодежи;
  • центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;
  • молодежный центр планирования семьи;
  • центр правовой помощи молодежи;
  • центр информации для молодежи;
  • подростково-молодежный клуб;
  • социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;
  • центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Одним из принципов государственной молодежной по­литики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях молодеж­ной государственной политики в Российской Федерации», явля­ется предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Социальные службы для молодежи предоставляют следую­щие виды услуг:

Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:

1) выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной под­держки, и осуществляет их патронаж;

2) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

3) осуществляет социально-психологическую реабилита­цию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

4) ведет работу с молодыми семьями, имеющими небла­гоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

5) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

6) содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

7) дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

8) помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

9) содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.).

15 стр., 7418 слов

Молодежь на рынке труда

... и объем курсовой работы - курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы Глава 1. Социальные характеристики молодежи, .1 Молодежь как специфическая социально - демографическая группа ... не полностью занятых работников, что, как правило, ведет к снижению производительности труда и реальных доходов. Растет доля молодых людей, занятых в непроизводственной ...

комплексных центрах социального обслуживания молодежи.

центры социаль­но-психологической помощи молодежи.

центры социальной поддержки молодежи.

службы социальной помощи.

Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятель­ностью.

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских по­селениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.

Здесь сначала выявляются актуальные проблемы моло­дежи данного поселения, а затем организуются выездные бри­гады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов.

Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.

Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития лич­ности юноши или девушки.

В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного чело­века.

Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последователь­ного проведения инновационных технологий и форм работы,направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

содействие занятости

Профессиональная подготовка

социально-профилактическая работа,

коллективных форм

дворовых площадок

Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.

В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапев­тической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе.

27 стр., 13063 слов

Рынок труда и занятость населения

... части на теоретические вопросы формирования рынка труда, второй - сущность и проблемы занятости населения, а в третьей - практический аспект занятости в современных российских условиях. В конце работы в форме приложений представлена новая ...

военно-патриотическое направление,

Социально-клубные учреждения

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростко­во-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по инте­ресам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других).

Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комп­лексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Содержание и формы деятельности социальных учреж­дений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают усло­вия для развития его активной жизненной позиции и воспиты­вают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разно­возрастный состав коллектива, куда помимо старших школьни­ков и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного соци­ального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равно­правии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

2.3.Содержание и организация социальной работы с молодежью

Социальная работа с молодежью в сфере досуга регули­руется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.

Важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положи­тельное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

3 стр., 1431 слов

Ежи подготовка молодежи к выходу на рынок труда

... молодежи к выходу на рынок труда Рыночная трансформация российс кой экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. ... деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. ... основании ч.2 ст.179 КЗоТ для молодых рабочих, поступающих в организацию по ...

Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Инте­ресы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.

Комитеты по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют кон­троль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через создание единой сис­темы социоклубного пространства (дворовая площадка — клуб по месту жительства — молодежный центр).

Наиболее комплексным набором функций в организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы).

Назначение моло­дежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а с другой — в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и служащих.

В работе с молодежью центры следуют принципам со­ревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунк­тах молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возмож­ность свободного выбора.

Экономическую основу деятельности молодежных цент­ров может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, до­таций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, аренд­ной платы и т. д. Структура молодежного центра основана на вза­имодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников,педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой — развива­ющей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр и т. д.

В молодежных центрах могут быть реализованы програм­мы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эсте­тические; спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр — это своеобразная арена социаль­но-культурной деятельности как различных молодежных групп, гак и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом молодежном объединении центра: группе любителей, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т. д. Молодеж­ный центр предоставляет широкий выбор «технологий досуговых занятий», создает для них подходящие условия; функциональ­ная модель данного учреждения подвижна, содержит некоторый набор вариантов. Центр, имея гибкую организационную и функ­циональную модель, использует в своей деятельности техноло­гии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

III . СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ

МОЛОДЕЖИ

3.1. Молодежь на рынке труда

Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возник­новению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмот­рение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление спе­цифики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью.

рынком труда

Необходимость анализа положения молодежи на россий­ском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стар­товых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом опреде­ляет политическую, экономическую и социальную структуруобщества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Рынок труда молодежи является особым социально-демо­графическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустой­чивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (ин­валидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчи­ва ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудо­вой деятельности.

В условиях рыночных отношений проблема занятости мо­лодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.

Положение молодежи в обществе определяет ряд объектив­ных и субъективных факторов: уровень материальной обеспе­ченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) раз­личаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизнен­ным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основ­ном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к сущест­вующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-эконо­мические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным резуль­татам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.

При этом различные отрасли экономики принимают моло­дые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном рабо­тодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринима­тельстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может услож­нить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, что может привести к деградации трудо­вого потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.

Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершаю­щие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и со­циального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.

Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных за­ведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.

Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют опре­деленный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (рас­паду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).

Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:

1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаи­моотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влия­ния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Необоснованное представление молодежи о путях адап­тации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе бу­дущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.

3. Падение престижа производительного труда для значи­тельной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользу­ются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значи­тельной материальной выгоды. Все это, конечно, не может спо­собствовать подъему экономики страны.

Анализ наиболее востребованных вакансий для моло­дежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информаци­онных технологий, далее — необходимы молодые специалис­ты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, — это все, что связано с бухгалтерией, долж­ностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием.

Для рынка труда молодежи характерны высокая мобиль­ность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработ­ных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровнепсихологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.

Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объектив­ными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая соци­ализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, обра­зовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости.

3.2. Социальная поддержка безработной молодежи, Безработица

безработным

На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

службы занятости,

молодежные биржи труда (МБТ)

молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ),

Основной целью деятельности данных организаций явля­ется создание благоприятных условий для интеграции молоде­жи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение соци­альной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

  • создание правовых и организационных условий для предо­твращения значительного роста безработицы среди молодежи;
  • социально-психологическая адаптация молодых людей к рыночным условиям;
  • обеспечение занятости с ориентацией на интересы и спо­собности человека;
  • создание системы информации, способствующей приня­тию решения о трудоустройстве, обучении и переквалифика­ции;
  • правовое просвещение молодежи;
  • профилактика правонарушений среди подростков и мо­лодежи;
  • содействие системе поддержки молодой семьи. Поставленные задачи реализуются на основе соответству­ющих региональных социальных программ.

Эффективным средством социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики является страхование от безра­ботицы. В России в соответствии с действующим законодатель­ством государство гарантирует:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе с разным режимом труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь­нения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы заня­тости.

Безработным гражданам в возрасте от 18 лет гарантиру­ются:

  • бесплатное получение услуг по профессиональной ори­ентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки;
  • компенсация в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Важной составляющей государственной социальной поддер­жки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие безработицы. Государство гарантирует безработ­ным:

  • выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготов­ки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга­нов службы занятости.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место рабо­ты, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономи­ческие, но и психологические проблемы безработного. Прогно­зирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние спо­собствует быстрому трудоустройству.

Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятель­ности реализуется программа «Путь в профессию», которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самооп­ределении школьника. В ходе реализации программы появля­ется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа «Эффективное поведение на рынке труда» рас­считана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с рабо­тодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурен­тоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной подготовке молодежи.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повыше­ние квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополни­тельного образования, учебных центрах органов службы заня­тости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации име­ют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка приема молодежи на работу.

Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Соци­альный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

Квотирование мест

Развитие предпринимательской деятельности.

В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, науч­ные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подго­товку следует рассматривать как самостоятельную образова­тельную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предприни­мательского образа. Второе является линией подготовки специа­листов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

Привлечение молодежи к оплачиваемым обществен­ным работам.

общественными работами

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев).

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и професси­ональные особенности человека.

Общественная работа позволяет снизить социальную напря­женность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имею­щие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

Организация ярмарок вакансий.

8. Создание специальных молодежных организаций

При создании социальных предприятий приходится преодо­левать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.).

Создание рабочих мест для подрост­ков и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работ­ников, предприятие как бы включается в реализацию социаль­ной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приоб­ретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.

Применяются разнообразные формы организации рабо­чих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.

9. Правовое регулирование молодежной политики.

Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющи­ми друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение.Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены истори­чески сложившиеся условия, национальный характер народовконкретных регионов и республик. Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, при­влекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение я хочу сделать несколько выводов по данной работе:

1. Молодежь занимает важное место в общественных отно­шениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и госу­дарства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.

2. Задача общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере органи­зации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.

3. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равно­правии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

4. Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.

4. Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.

И в заключение: в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешно­го хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2006.

2. Иваненков С. П. «Проблема социализации современной молодежи». М., 1999.

3. Камалдинова Э. И. «Молодежь как объект и субъект социальной деятельности», Педагогика. 1998.

4. Лисовский В. Т. «Социальная защита молодежи». М., 1994.

5. Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000.

6. Лучанкин А. И., Сияцкий А. А. «Социально-клубная работа с мо­лодежью: Проблемы и подходы». Екатеринбург, 1997.

7. «Основы социальной работы», Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.

8. Быков В. В., Парамонов А. И. «Развитие предпринимательства в молодежной среде», Учеб.-метод. пособие. М., 2002.

9. «Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический доклад». М., 2005.

10. Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профес­сиональной ориентации». М., 2001.

11. «Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики», Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994.