Нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-
технических достижениях, социально ориентированной экономики без активной
роли государства. За государством всегда сохраняются классические функции,
такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой
активности и борьба с монопольными тенденциями. Масштабы государственного
регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по
странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие
факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для
функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Определяя направления государственного регулирования, мы должны отдавать себе
отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии,
оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей неклассический,
нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных
связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение
экономических структур.
Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки
стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким
определением конечных целей, приоритетов, этапов.
Реализация экономических реформ потребовала создания нового адекватного
законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать
эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики,
являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках
Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Несмотря на относительно небольшой срок существования российского
конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить
несколько этапов.
1. Начальным этапом
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной,
в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и
пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на
соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также
Конкуренция, ее виды. Государственное регулирование конкуренции
... понятия "конкуренция" Бабушкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 137: Первый подход определяет конкуренцию как экономическую состязательность на рынке; Второй подход рассматривает конкуренцию как ...
пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
2. Второй этап
законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).
3. Третий этап
1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях
ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на
рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с
положением ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что
осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и
свободы других лиц.
4. Четвертым этапом
считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации., В. Создание специального законодательства, развивающего правила
добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного
оборота.
5. Пятый этап
экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты
интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап
рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы
считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как
рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными
средствами юридических и физических лиц.
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего
развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к
середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с
полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная
отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов.
Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
«О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках»
устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных
органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП
(Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и
полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и
совершать действия, направленные на:
- введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а
также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
Договор коммерческого найма жилого помещения в действующем законодательстве ...
... в законодательстве Российской Федерации регулирующем правоотношения коммерческого найма жилого помещения; внести рациональные предложения по совершенствованию российского законодательства. определить понятие договора коммерческого найма и его отличия от схожих договоров; определить объект (предмет) договора коммерческого найма; изучить порядок заключения договора, его ...
- установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров
из одного региона в другой;
- выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении
договоров с определенным кругом покупателей;
предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот,
ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям,
действующих на данном рынке.
Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за
1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению
антимонопольного законодательства.
В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так
и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что
свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе
государственного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на
региональном и местном уровнях.
Практика показывает, что в различных субъектах Российской Федерации имеют
место несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так,
«основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное
препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектов со стороны
органов исполнительной власти – около 1/3 от общего количества рассмотренных
по данной статье дел».
Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного
препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка
лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности,
подлежащих лицензированию.
Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное
предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам. Например, признано
противоречащим антимонопольному законодательству и отменено решение МПС
России, которое обязывало собственников грузовых вагонов, не относящихся к
парку МПС России приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет
собственных средств, в то время, как действующие инструкции предполагают
единые правила проведения планового ремонта подвижного состава для всех
организаций, независимо от подведомственности и форм собственности. Тем самым
создавались особые условия для предприятий, располагавших собственным
вагонным парком и не входящих в МПС России.
В Томске оживленно ведется дискуссия о демонополизации жилищно-коммунальной
области. Так, в газете «Красное знамя» от 11 апреля 2002 года опубликована
статья «Монополисты живут за счет населения». В статье подчеркивается
важность предоставления равных условий для предприятий, занимающихся
коммунальным хозяйством, а также обращалось внимание читателей на то, что
государство должно решительно действовать против монополистов, решающих свои
проблемы за счет населения, компенсируя потери на сетях ростом тарифов.
Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией федерального
закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового
Конкуренция и монополия. Антимонопольное законодательство
... конкуренция» и «монополия», а также выяснить основные направления и положения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Конкуренция и монополия, Конкуренция, Теория конкуренции ... несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся ... более приемлемой в практике предпринимательской деятельности (таблица ... тогда, когда, различаясь по физическим качествам, уровню ...
спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения
не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-
водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликеро-
водочных изделий).
Характерным примером нарушения антимонопольного законодательства являются
указания органов исполнительной власти о приоритетном заключении договоров по
поставке товаров и оказании услуг.
Так, в большинстве сельскохозяйственных регионов периодически принимаются
решения, запрещающие производить отгрузку зерна иным потребителям до
окончания поставок в региональные фонды. Эти акты не только ограничивают
установленную законодательством свободу действий хозяйственных субъектов на
рынке сельскохозяйственной продукции, но и обуславливают нанесение прямого
экономического ущерба в связи с не использованием ранее заключенных
договоров.
В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по
содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению
и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный
орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в
Во-первых
деятельности), он проводит государственную политику, направленную на
демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в
отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное
функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и
Во-вторых
задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение,
ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития
конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и
соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного
самоуправления.
предупреждением монополистической деятельности
мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических,
организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и
концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся
невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики,
устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли,
деконцентрация рынков и расширение их географических границ).
Ограничение монополистической деятельности —
реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим
Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике
... стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России. Глава I. Понятие конкуренции и ее роль в экономическом развитии 1.1 Сущность конкуренции: характеристика, конкурентность рынка, общие ...
субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и
ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся,
например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра
хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35
процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок
соблюдения антимонопольного законодательства.
Пресечение монополистической деятельности —
правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов
нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным
законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений,
обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов
исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией
Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не
только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку
финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества,
структуры и местоположения территориальных органов федерального
антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в
соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции
Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями
в пределах своей компетенции.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также
ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно
указанным в Законе, относятся:
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и
предпринимательства;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции;
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо
перечисленные в Законе:
- направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам
совершенствования антимонопольного законодательства и практики его
применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов,
касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
•дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию
товарных рынков и конкуренции;
- разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
- контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании,
реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
Характеристика нормативно-правовых актов Российской Федерации ...
... организаций; 2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в Российской Федерации. Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к источникам антимонопольного законодательства относятся: Конституция РФ, в соответствии с которой гарантируется единство ...
- контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале
хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на
рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению
конкуренции.
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки
предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может
направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного