Внешнеторговая стратегия любой страны представляет собой основную долю общеэкономического развития, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической ориентированности экспортно-импортных товаропотоков.
Внешнеэкономическая деятельность считается одним из основных течений формирования многих современных стран, основой товаров, изготовление которых невозможно внутри страны, кроме того прибыли с экспортно-ввозных мероприятий. Для многих стран, где по определённым обстоятельствам отсутствуют производственные мощности, ВЭД — исключительный метод обеспечения себя нужными товарами.
Австралия обладает развитой экономикой западного типа, по качеству жизни она занимает шестое место в мировом рейтинге. В Австралии хорошо развит сектор услуг, меньше-сельское хозяйство и добыча природных ресурсов. внешнеэкономический внешнеторговый товарооборот австралия
Объектом работы являются торговые взаимоотношения Австралии с другими государствами.
Глава 1. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА АВСТРАЛИИ
Внешнеторговая политика государства входит в состав внешнеэкономической политики страны для реализации и регулирования экономических взаимоотношений с иными государствами, экономическими Союзами и отдельными заграничными экономическими представителями. Наряду с внешнеторговой политикой важны: валютная, таможенная, инвестиционная и налоговая политика, а также политика регулирования движения рабочей силы в страну и из страны.
К основным законам, регулирующим внешнеторговые операции в Австралии можно отнести:
1. Закон о таможенном регулировании — «Customs Act 1901», посвященный вопросам регулирования импорта, экспорта, расчета и уплаты таможенных платежей и других сборов.
2. Закон об оплате антидемпинговых и компенсационных пошлин — «Customs Tariff (Anti-Dumping) Act 1975», посвященный вопросам порядка взимания и оплаты антидемпинговых и компенсационных пошлин.
3. Закон о порядке контроля импорта пищевой продукции — «Imported Food Control Act 1992» — определяет условия ввоза пищевых товаров на территорию Австралии.
4. Закон о конкуренции и защите прав потребителей — «Competition and Consumer Act 2010».
5. Закон об описании товаров — «Commerce (Trade Descriptions) Act 1905»- содержит нормы и положения, касающиеся описания товаров, импортируемых в Австралию или экспортируемых из страны.
6. Закон об экспорте — «Export Control Act 1982» посвящен вопросам регулирования экспорта товаров из Австралии.
Инфляция и политика регулирования доходов в РФ
... товары и услуги можно и нужно лишь тогда, когда у покупателей имеется возможность их приобрести, оплатить. Объектом исследования работы выступает процессы инфляции, тогда как предметом - особенности политики регулирования доходов ... ненасыщенности рынка товарами и избытке денежных средств, тем более идет рождение инфляции, так как согласно закону спроса и предложения растут цены. И, наконец, последняя ...
7. Закон о торговых марках — «Copyright Act 1968»- регулирует вопросы, связанные с регистрацией, защитой и нарушением прав владельцев интеллектуальной собственности.
Тарифное регулирование ВЭД основано на применении Австралийского таможенного тарифа («Australian Customs Tariff»).
ACT основывается на международном документе, который называется Гармонизированная система описания и кодирования товаров,. ACT включает в себя 97 частей, объединенных в 21 раздел, которые содержат описание товаров. Каждый раздел отведен группам товаров и содержит названия товаров и коды позиций товаров до 8 знаков. Ставки тарифов установлены для 9 товарных позиций, кодированных по 8 знакам. Каждая глава также содержит толковательные описания товаров, которые являются базой для классификации товаров.
Кроме толкований имеются пояснительные записи, способствующие точно установить принадлежность товара определенным группам и кодам. В случае невозможности определения кода товара имеется возможность получить Тарифную рекомендацию (Tariff Advice), которая является официальным документом, и принимается Австралийской таможенной службой в качестве официального документа.
Австралия, как член ВТО, активно использует национальное нормативно-правовое регулирование по защите внутреннего рынка, основываясь на Соглашении ВТО о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade 1994).
По состоянию на 30 июня 2015 года действовали 53 антидемпинговые меры (в виде пошлин) в отношении 24 товаров (в основном стальные изделия) из 15 стран. В основном, защита австралийского рынка происходит от азиатских товаров (Китай — 18, Республика Корея — 8, Япония — 5, Таиланд — 5, Индонезия — 4).
Начиная с 2001 года Австралия применяет антидемпинговую пошлину к нитрату аммония из России.
Торговая политика Австралии основывается на принципе открытости. Она регулируется комплексом двусторонних, региональных и многосторонних торговых соглашений и договоров. Австралия предоставляет режим наибольшего благоприятствования для всех своих торговых партнеров.
Австралия предоставляет односторонние торговые преференции для развивающихся и наименее развитых в рамках системы тарифных преференций Австралии, а также странам-участницам Южнотихоокеанского соглашения о региональной торговле и экономическом сотрудничестве (SPARTECA).
Любой импорт из НРС, Восточного Тимора и SPARTECA не облагается таможенными пошлинами и не ограничивается квотами. К некоторым тарифным позициям из 56 развивающихся стран не применяются импортные пошлины. К 182 тарифным позициям из Сингапура, Республики Корея, Гонконга, Китая применяются таможенные льготы. Также есть сниженные тарифы для развитых стран в рамках подписанных соглашений о свободной торговле.
В Австралии относительно невысокий уровень тарифных ставок. Среднее значение импортного тарифа -3%. Среднее значение импортной пошлины для промышленных товаров- 3,3%, для сельскохозяйственных товаров — 1,4%, 96% тарифных ставок находятся в диапазоне от 0 до 5%. Беспошлинный ввоз применяется для 47,6% товаров. Доля ставок тарифов, которая равна 4%, составляет 0,2%, равная 5% — 48,3%, 10% — 3,7%. 73% сельскохозяйственных товарных позиций ввозятся в Австралию без пошлин. Однако некоторые чувствительные товары (сыр, цитрусовые соки, определенные виды овощей, фруктов, орехов, напитки, сахар, масла и жиры) в определенной степени защищены импортными пошлинами.
Глава 2. АНАЛИЗ ВЭД АВСТРАЛИИ
2.1 Общая характеристика внешней экономики Австралии
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это финансовая деятельность на внешних рынках. В ней содержатся многочисленные аспекты, связанные с реализацией товаров, транспортировок, услуг, интеллектуальной собственности, являющиеся главными функциями и окончательной целью работы с желанием получить прибыль. Более того, внешнеэкономическая деятельность в любой сфере имеет две особенности:
1. Она регулируется законодательством сразу нескольких стран, затрагиваемых данной деятельностью. По этой причине, понимание законных основ регулирования ВЭД считается неотъемлемым условием для реализации различных внешнеэкономических сделок.
2. ВЭД регулируется рынком, так как внешнеэкономические взаимоотношения считаются поистине рыночными.
Объем внешней торговли товарами и услугами Австралии за 2014-2015 ф.г. составил 660 млрд. австралийских долларов, что на 1,5% ниже показателя предыдущего года (669,2 млрд. австр. долл.).
Сальдо торгового баланса за 2014-15 ф.г. отрицательное и составило 22,6 млрд. австр. долл. За 2014-15 ф.г.
Объем экспорта товаров и услуг сократился на 3,8% и составил 318,7 млрд. австр. долл. (331,2 млрд. австр. долл. в 2013-14 ф.г.).
С 2009-10 ф.г. экспорт увеличивался в среднем на 4,2% в год. В 2014-15 ф.г. произошло ухудшение условий внешней торговли на 10,2% по причине снижения экспортных цен на 9,7% и роста импортных цен на 0,6%. С 2009-10 ф.г. экспортные цены снижались в среднем на 0,7% в год, при этом импортные цены росли на 1,5% в год. Экспорт сельскохозяйственных товаров в 2014-15 ф.г. увеличился на 7% и составил 42,6 млрд. австр. долл. Наибольший рост (на 31,6% до 13 млрд. австр. долл.) произошел в экспорте мяса и мясных полуфабрикатов.
Стоимостной объем австралийского экспорта полезных ископаемых и топлива сократился на до 143 млрд. австр. долл. из-за падения цен на сырьевые товары. При этом фактический объем экспорта данной группы товаров увеличился на 9,8%. Экспорт металлических руд и полезных ископаемых сократился на 19,1% до 78,1 млрд. австр. долл. Экспорт угля снизился на 5,2% до 38млрд. австр. долл. Экспорт промышленной продукции увеличился на 3,4% до 43,5 млрд. австр. долл. Наибольший рост произошел в экспорте транспортного оборудования (на 11,5% до 5,7 млрд. австр. долл.) и машин (на 9,2% до 9,9 млрд. австр. долл.).
Экспорт услуг вырос на 9,4% и составил 62,8 млрд. австр. долл. Наибольший рост произошел в оказании прочих услуг.
Таблица 1.
Экспорт товаров Австралии за 2015 год(млн. австр. долл.)
№ |
Товары |
Стоимость |
Доля,% |
|
ВСЕГО |
326862 |
|||
1 |
Железные руды и концентраты |
66008 |
20,2 |
|
2 |
Каменный уголь |
37999 |
11,6 |
|
3 |
Натуральный газ |
17743 |
5,4 |
|
4 |
Поездки, связанные с образованием |
17037 |
5,2 |
|
5 |
Туристические поездки |
14227 |
4,4 |
|
6 |
Золото |
13460 |
4,1 |
|
7 |
Нефть |
10564 |
3,2 |
|
8 |
Говядина |
7751 |
2,4 |
|
9 |
Алюминиевые руды и концентраты |
6336 |
1,9 |
|
10 |
Пшеница |
5920 |
1,8 |
|
На перечисленные товары и услуги приходилось 58,2% от общего объема экспорта Австралии в 2014-15 ф.г. Согласно прогнозам, в 2015-16 ф.г. рост австралийского экспорта составит 0,3%.
Объем импорта товаров и услуг увеличился на 0,7% до 341,3 млрд. австр. долл. С 2009-10г. импорт увеличивался в среднем на 5,3% в год. Импорт потребительских товаров увеличился на 6,4% и составил 86,7 млрд. австр. долл. Импорт средств производства увеличился на 0,6% и составил 65,1 млрд. австр. долл. Основными импортными товарами и услугами за 2014г. являлись:
Таблица 2.
Импорт товаров Австралии за 2015 год(млн. австр. долл.)
№ |
Товар |
Стоимость |
Доля,% |
|
ВСЕГО |
336957 |
|||
1 |
Туристические услуги |
24597 |
7,3 |
|
2 |
Сырая нефть |
20050 |
6,0 |
|
3 |
Нефтепродукты |
18579 |
5,5 |
|
4 |
Пассажирские транспортные средства |
17566 |
5,2 |
|
5 |
Телекоммуникационное оборудование и детали |
9845 |
2,9 |
|
6 |
Грузовые транспортные услуги |
9686 |
2,9 |
|
7 |
Медикаменты (в т.ч. ветеринарные) |
7497 |
2,2 |
|
8 |
Компьютеры |
7316 |
2,2 |
|
9 |
Пассажирские транспортные услуги |
6141 |
1,8 |
|
10 |
Грузовые транспортные средства |
6008 |
1,8 |
|
На долю указанных товаров и услуг приходилось36,4% от всего импорта. В 2014-15 ф.г. Китай сохранил позицию главного торгового партнера Австралии. Объем двусторонней торговли между странами составил 149,8 млрд. австр. долл., ч то составляет 22,7% от общего объема австралийской торговли. Далее следуют Япония — 67,7 млрд. австр. долл. (10,3%), США — 64,6 млрд. австр. долл. (9,8%), Республика Корея — 34,8 млрд. австр. долл. (5,3%), Сингапур — 28,4млрд. австр. долл. (4,3%).
Рис. 1. Экспорт Австралии по странам за 2016 г.
В 2015 в Австралии наблюдалось отрицательное сальдо торгового баланса в размере $ 1,77 млрд. чистого импорта.
Рис. 2. Торговый баланс 1995-2015гг.
2.2 Анализ товарооборота Австралии и России
С началом украинского кризиса отношения России и Австралии стремительно ухудшались. 31 марта 2015 года вступили в действие расширенные австралийские санкции в отношении России, объявленные премьер-министром Австралии Тони Эбботом 1 сентября 2014 года. Взаимные санкции привели к снижению деловой активности между странами и снижению двусторонней торговли. Ранее достигнутый объем товарооборота по определенным группам товаров будет сложно восстановить в будущем. Россия не является главным торговым партнером Австралии. По итогам 2014-15 финансового года (далее — ф.г.) Россия заняла 34 место среди торговых партнеров Австралии (доля в товарообороте — 0,2%).
Россия занимает 39 строчку среди стран-поставщиков своей товарной продукции в Австралию и 33 место среди стран-импортеров.Однако по отдельным товарным позициям Россия имеет важное значение для Австралии. К примеру, по итогам 2014-2015ф.г. Россия занимала шестое место по импорту шкур овчины, седьмое место по импорту живых животных. Торгово-экономическое сотрудничество России и Австралии в 2015 году характеризуется значительным сокращением объемов российского экспорта. По данным австралийской статистики, товарооборот составил 864,9 млн. австр. долл., что на 52,9% ниже показателя предыдущего 2014 года, когда его уровень составил 1 835,4 млн. австр. долл. Экспорт российских товаров в Австралию составил 336,2 млн. австр. долл., что на 74,3% ниже показателя предыдущего года (1 307,2млн. австр. долл.).
Импорт австралийских товаров в Россию практически не изменился по сравнению с предыдущим годом и составил 528,7 млн. австр. долл.(2014 г. — 528,2 млн. австр. долл.).
В структуре российского экспорта в Австралию в 2015 году сырая нефть сохранила лидирующую позицию (59,6%),однако объем экспорта сократился на 83,7% и составил200,2 млн. австр. долл. (2014 г. — 1 225,8 млн. австр. долл.).
Второе место несколько лет подряд занимает экспорт удобрений, его доля составляет 10,3%. В 2015 году по данной позиции произошел рост на 60,9% по сравнению с 2014 годом (с 21,5 млн. австр. долл. до 34,5 млн. австр. долл.).
Третью позицию по итогам 2015 года занял экспорт сульфата меди — 31,9 млн. австр. долл. (доля в экспорте — 9,5%).
Рост составил 13,6%. Далее следует экспорт изделий из древесины (стойки, балки, панели напольные) — 19,1 млн. австр. долл. (доля в экспорте -5,7%).
В шесть раз превышает показатель2014 года (3,2 млн. австр. долл.).
Экспорт ферросплавов занял пятую позицию и составил 12,2 млн. австр. долл. (доля в экспорте — 3,6%), что на 221% выше показателя предыдущего года (3,8 млн. австр. долл.).
В импорте России из Австралии традиционно преобладают конфиденциальные товары (в основном, это глинозем), объем импорта которых составил 384,4 млн. австр. долл. (доля в импорте 77,7%), рост по сравнению с 2014 годом составил 49,8%.
Второе место занимает импорт живого крупного рогатого скота — 58,9 млн. австр. долл.(доля в импорте -11,1%), что на 5,3% ниже показателя предыдущего года (62,2 млн. австр. долл.).
Третье место занимает импорт необработанных шкур овец — 17,6 млн. австр. долл.(доля в импорте -3,3%), незначительный рост — 1,8%. На четвертом месте импорт мяса (не включает говядину) — 14,6 млн. австр. долл.(доля в импорте -2,8%), снижение составило 61,9% по сравнению с показателем 2014 года (38,4 млн. австр. долл.).
Снижение поступлений от австралийского экспорта товаров, попавших под действие санкций, было компенсировано увеличением поставок конфиденциальных товаров в Россию. Существенное снижение объемов российского экспорта было обусловлено сокращением поставок сырой нефти.
Рис. 3. Экспорт из России в Австралию за 2015 г.
В 2014-15 ф.г. австралийский экспорт услуг в Россию снизился на 14,8% и составил 138 млн. австр. долл., импорт услуг из России составил 78 млн. австр. долл. (снижение на 27,8% по сравнению с 2013-14 ф.г.).Австралийский экспорт услуг в основном был представлен личными поездками и путешествиями, связанными с образованием. На данном этапе взаимные экономические ограничения сказываются на росте взаимной торговли. Антироссийская позиция руководства Австралии также не способствует развитию российско-австралийских торговых отношений. Также очевидной проблемой для роста взаимной торговли является схожесть специализации экспорта двух стран. Россия и Австралия являются крупнейшими поставщиками энергетических ресурсов.
Рисунок 4. Импорт из Австралии в Россию за 2015 г.
По данным ФТС России в 2016 году товарооборот России с Австралией составил 532 391 430 долл. США, уменьшившись на 22,21% (152 025 239 долл. США) по сравнению с 2015 годом.
Экспорт России в Австралию в 2016 году составил 64 478 087 долл. США, уменьшившись на 37,18% (38 156 574 долл. США) по сравнению с 2015 годом.
Импорт России из Австралии в 2016 году составил 467 913 343 долл. США, уменьшившись на 19,57% (113 868 665 долл. США) по сравнению с 2015 годом.
Сальдо торгового баланса России с Австралией в 2016 году сложилось отрицательное в размере 403 435 256 долл. США. По сравнению с 2015 годом отрицательное сальдо уменьшилось на 15,80% (75 712 091 долл. США).
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЭД АВСТРАЛИИ
Австралия сегодня, к сожалению, сильно зависима от стран-импортеров и экспортеров. К таким относятся США, Великобритания, Азиатские страны, следовательно кризисная обстановка на национальных рынках данных стран автоматически отобразится на экономическом состоянии Австралии.
Для решения проблемы стоит укрепить партнерские отношения с наибольшим количеством стран. Правительство Австралии сфокусировало внимание на подписании договоренностей на интернациональном уровне для облегченного создания совместных компаний, улучшения качества продукции для конкурентоспособности, с целью увеличения экспорта. Это способствует меньшей товарной зависимости от ряда стран и становлению стабильности.
Также, одной из главных проблем для развития ВЭД Австралии является ее отдаленность от потенциальных стран-партнеров
Правительство Австралии уделяет особое внимание проблемам и перспективам развития внешнеэкономической деятельности государства, проводит активную политику в отношении зарубежных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Австралия — развитая страна, которая имеет высокий уровень конкурентоспособности экономики и уделяет большое значение развитию внешнеэкономической деятельности.
Проведенный в работе анализ показал, что крупнейшие торговые партнеры Австралии — Китай, Япония, США и Республика Корея. 22,7% товарооборота Австралии приходится на Китай. Основные направления экспорта: железная руда, уголь; услуги, связанные с образованием; природный газ, услуги, связанные с туризмом, золото и т.д.
В импорте преобладают: туристические услуги, сырая нефть, нефтепродукты, пассажирские транспортные средства, телекоммуникационное оборудование и детали и т.д.
Анализ внешнеторговой политики Австралии показал, что данная страна зависит от стран-импортеров и экспортеров с которыми укрепление внешнеэкономических отношений до сих пор являются одной из главных задач в области внешнеэкономической деятельности.
1. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Австралии за 2015 год (дата обращения 12.03.2017)
2. Официальный сайт Правительства Австралии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dfat.gov.au/ (дата обращения 12.04.2017).
3. The Observatory of Economic Complexity [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas.media.mit.edu/ (дата обращения 27.04.2017)
4. Внешняя торговля России — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russian-trade.com/ (дата обращения 27.04.2017)