Отчет о прохождении практики в НПФ «СЗС»

Содержание скрыть

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона. Он заложил правовую основу для деятельности частных организаций социально-пенсионного обеспечения, уже к тому времени существовавших в России в самых различных организационно-правовых формах. На основании Указа было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам.

В настоящее время в России сложилась и реально функционирует система негосударственного пенсионного обеспечения на базе НПФ, выполняющая ряд важнейших социально-экономических функций. На сегодняшний день (начало 2011 г.) осуществляют деятельность 256 НПФ, зарегистрированных в 45 субъектах Российской Федерации.

Учебно-производственная практика проходила в негосударственном пенсионном фонде «Социальная защита старости».

НПФ «Социальная защита старости» — крупнейший в Уральском регионе. В сводном рейтинге НПФ, по данным на 01.01.2011 года, занимает 19 место среди 149 негосударственных пенсионных фондов России.

Целью учебной практики являлось подготовка студента к осознанию и углубленному изучению профессиональных и специальных дисциплин.

В ходе прохождения практики необходимо было решить следующие задачи:

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Организационно-правовая форма, форма собственности

Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и договорами об обязательном пенсионном страховании;

— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

5 стр., 2197 слов

Инвестирования средств пенсионных накоплений в России

... О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография. – М.: Инфра-М, 2013. – 123с. 48. Обзор инвестирования средств пенсионных накоплений в 2012 ... 2013. – №31. – С. 33-40. 30. Дуболазов, В.А. Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения / В.А. Дуболазов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2012. – ...

Негосударственный пенсионный фонд «Социальная защита старости» (краткое наименование НПФ «СЗС») — создан в 1995 г. одним из первых в Российской Федерации для профессионального пенсионного страхования металлургов. Бессрочная лицензия № 27/2 от 25 октября 2005 года выдана Федеральной службой по финансовым рынкам РФ (первоначальная лицензия была выдана Министерством труда и социального развития РФ на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию № 27 от 03 января 1996 года).

Филиалы Фонда расположены в г. Челябинске и г. Сатка Челябинской области.

1.2 Внутренняя среда организации

Наилучшим вариантом накопления пенсии сегодня является негосударственное пенсионное обеспечение в негосударственном пенсионном фонде.

Суть его заключается в том, что вкладчик из своей зарплаты добровольно отчисляете небольшую сумму на личный счет в НПФ. На эти взносы ежегодно начисляется доход, полученный от их размещения, и к пенсии скапливается значительная сумма, которая станет прибавкой к государственной трудовой пенсии. При этом если выплаты государственной пенсии Пенсионный фонд России рассчитывает на 19 лет (официальный срок дожития), то в НПФ человек сам определяет, сколько лет он будет получать свои вложенные и приумноженные за счет инвестирования средства. Это может быть такая же, как и в государственном фонде, пожизненная выплата, а может быть и временная, растянутая на срок от 3 до 20 лет. Вкладчик может также открыть именные счета для своих близких. Для этого вкладчику достаточно заключить с НПФ «СЗС» договор другого лица.

Кроме того, если возникнет серьезная необходимость получить деньги, не выходя на пенсию (например, на операцию, дорогостоящее лечение), вложенные средства возвращаются работнику негосударственным пенсионным фондом в виде выкупной суммы. Еще одно достоинство НПФ – это возможность передать свои накопленные средства по наследству. Но главное преимущество НПФ в том, что вкладчик или участник фонда в любой момент может получить информацию о состоянии своего именного счета. Ежегодно Фонд извещает вкладчиков о начисленном инвестиционном доходе.

Накопить негосударственную пенсию можно и с помощью работодателя за счет средств предприятия. В этом случае работник из своей зарплаты добровольно отчисляет определенную сумму на личный счет в НПФ и предприятие, где он работает, на паритетных принципах, делает точно такой же взнос из собственных средств. На эти взносы также ежегодно начисляется доход, полученный от их размещения. К моменту выхода работника на пенсию, у него на счете скапливается значительная сумма.

Негосударственные пенсионные фонды подходят и для той категории граждан, которые совмещают многие виды деятельности или работают «без трудовых книжек». В этом случае они без участия работодателя могут сейчас откладывать деньги, чтобы оградить себя от финансовых проблем в будущем.

НПФ производит выплаты негосударственных пенсий участникам независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

НПФ, являясь некоммерческой организацией, не имеет своей целью получение прибыли: доход, получаемый от инвестирования пенсионных взносов, увеличивает сумму пенсионных сбережений вкладчиков.

17 стр., 8496 слов

Пенсионный фонд России, его деятельность и проблемы

... возникновения и развития Пенсионного фонда Российской Федерации; изучить правовые основы деятельности Пенсионного фонда в РФ; проанализировать формирование и использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 - 2009 гг.; выделить проблемы развития Пенсионного Фонда РФ и ...

Крупнейшие вкладчики фонда:

Учредители фонда:

1.3 Внешняя среда организации

НПФ «Социальная защита старости» — крупнейший в Уральском регионе. В сводном рейтинге НПФ, по данным на 01.01.2011 года, занимает 19 место среди 149 негосударственных пенсионных фондов России. Это довольно высокая позиция. Конкуренцию составляют такие крупные фонды как «Благосостояние», «Лукойл-Гарант», « Европейский Пенсионный Фонд НПФ », «МЕЧЕЛ-ФОНД», «ВТБ НПФ».

Негосударственному пенсионному фонду для успешного развития необходимо учитывать такие факторы как грамотное позиционирование, эффективные каналы продаж, хороший сервис, индивидуальный подход к клиенту и, самое главное, высокий уровень надежности.

В данное время главными целями

2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет бухгалтерский учет и ведет отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (см.Приложение А).

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений;

Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, отдельно по обязательному пенсионному страхованию и отдельно по профессиональному пенсионному Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору;

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда;

Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно;

Фонд представляет годовой отчет о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом;

Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.

Отчетность негосударственных пенсионных фондов

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н, для негосударственных пенсионных фондов, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ и которые получили лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению должны сдавать отчетность, формы которой утверждены Приказом Минфина России от 21.02.2001 N 15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов»:

  • Бухгалтерский баланс по форме N 1-НПФ;
  • Отчет о прибылях и убытках по форме N 2-НПФ;
  • Отчет о движении средств целевого финансирования и резервов по форме N 3-НПФ;
  • Отчет о движении денежных средств по форме N 4-НПФ;
  • Приложение к Бухгалтерскому балансу по форме N 5-НПФ;
  • Отчет о целевом использовании полученных средств по форме № 6-НПФ.

3 ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Технико-экономические показатели работы НПФ «СЗС» за период 2008-первое полугодие 2011 гг приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1- Технико-экономические показатели НПФ «СЗС»

Наименование показателей Значение Коэффициент роста
2008 2009 2010 2011 п/г 2009г. 2010г. 2011 п/г.
1.Основные средства:
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб
12380 14500 14900 15300 1,17 1,03 1,02
2.Среднесписочная численность, чел.,всего: 44 44 42 38 1 -0,95 -0,95
Руководители
7 7 9 9 1 1,28 1
Специалисты
36 36 32 28 1 0,88 0,87
Рабочие
1 1 1 1 1 1 1
3.Годовой фонд оплаты труда,тыс.руб/год 11152,2 11246,4 11340 10168,8 1,01 1,01 0,89
4.Среднемесячная зар.плата,тыс.руб/чел 19,2 21,3 22,5 22,3 1,11 1,05 0,99

Исходя из таблицы 3.1 можно сделать вывод, что в целом НПФ «СЗС» в период с 2008 по п/п 2011 гг отработал стабильно, без резких изменений. Произошло повышение показателя среднегодовой стоимости основных средств на 2920 тыс.руб., что указывает на благоприятное развитие Фонда (Рисунок 3.1).

Годовой фонд оплаты труда уменьшился на 983,4 тыс.руб. (Рисунок 3.2).

Среднемесячная заработная плата увеличилась на 3.1 тыс.руб. (Рисунок 3.3).

Судя по коэффициентам роста в настоящее время в динамике технико-экономических показателей не наблюдается резких скачков:

Что касается среднесписочной численности, то в период с 2009г по п/п 2011г в фонде уменьшилось количество работников с 44 до 38 человек, в связи с сокращением штата. На сокращение штата повлияли последствия кризиса 2008-2009 гг. Существенно сократилось количество специалистов с 36 до 28 человек.

Рисунок 3.1-Динамика среднегодовой стоимости основных средств в период с 2008г по первое полугодие 2011г, тыс.руб

Рисунок 3.2 — Динамика годового фонда оплаты труда

в период с 2008 по первое полугодие 2011г, тыс.руб

Рисунок 3.3-Динамика среднемесяной заработной платы

в период с 2008 по первое полугодие 2011г, руб/чел

4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА НПФ «СЗС» И ФУНКЦИИ ЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Организационная структура НПФ определяется алгоритмом его работы и зависит от технологического процесса принятого в каждом конкретном фонде. Задачи каждого направления деятельности фонда тесно переплетены, поэтому можно говорить не о четком разделении обязанностей сотрудников фонда, а скорее о специализации персонала.

Структура НПФ «СЗС» представлена на рисунке 4.1 . Рассмотрим её более подробно., Рисунок 4.1 – Организационная структура НПФ «СЗС», Функции исполнительного директора:

Исполнительный директор осуществляет свои функции в пределах компетенции, установленной Федеральным законом о «Негосударственных пенсионных Фондах» и Уставом фонда, и действует на основании устава фонда и Положения об исполнительной дирекции фонда, утверждаемого Советом фонда. Исполнительный директор Фонда осуществляет оперативное руководство деятельностью Фонда и контроль выполнения поставленных задач.

Функции отдела информационных технологий:

Функции службы внутреннего контроля: Контроль правильности и достоверности отражения операций и финансовых результатов в соответствии с требованиями действующего законодательства и внутренними документами Фонда:

отчетов управляющих компаний о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов, пенсионных накоплений, имущества для обеспечения уставной деятельности;

актуарных расчетов, в том числе независимого актуария;

формирования финансового результата деятельности Фонда и соответствия дохода, начисляемого на пенсионные счета объявленной доходности Фонда к начислению;

спецотчетности Фонда в ФСФР, ЦБ и другие структуры, а также информации, подлежащей раскрытию Фондом в соответствии с действующим законодательством и своевременности ее предоставления;

назначение и выплат негосударственных пенсий и выкупных сумм участникам, выплат накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам и выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий;

Анализ ежемесячных финансовых результатов деятельности Фонда. Прогнозирование финансовых показателей развития Фонда. Разработка финансовых планов Фонда, анализ их выполнения и составление отчетов;

Активное участие в аудите с внутренними и внешними специалистами;, Разработка методических материалов, консультирование сотрудников Фонда;

Контроль обязанностей Фонда по обеспечению конфиденциальности, режима защиты и хранения информации, относящейся к конфиденциальной;

Контроль исполнения предписаний ФСФР, а также соблюдение требований действующего законодательства РФ в случае приостановления действия лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, выданной Фонду;

Контроль и оценка рисков деятельности Фонда по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию с разработкой конкретных предложений президенту Фонда по их устранению и минимизации.

Функции отдела социальных программ и организации труда:

Функции главного бухгалтера:

Ведение отчетности ФСФР;

Организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета фонда в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о его финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении;

Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику;

Возглавляет работу: по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности; по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа;

Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций;

Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов;

Обеспечивает: своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях организации;

Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;

Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы;

Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в установленном порядке в архив;

Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

Функции юридического отдела:, Функции отдела договоров и ведения реестров: