Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 4 по РСО-Алания, в которой проводилась преддипломная практика, образована путем слияния районных инспекций по Ардонскому, Ирафскому, Дигорскому и Алагирскому районам в июле 2004 года. МРИ ФНС РФ № 4, расположена по адресу г.Ардон ул. Пролетарская, 94.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №4 по РСО-Алания является территориальным органом Федеральной налоговой службы России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по PCO-Алания и подконтрольна ФНС России и Управлению.
Практика проводится на основании договора, заключённого СКГМИ (ГТУ) с налоговыми органами (базами практики).
Задачами ознакомительной практики являются:
1. закрепление теоретических знаний студентов, полученных в СКГМИ (ГТУ) по вопросам организации работы налоговых органов, и выработки у практикантов навыков самостоятельной работы по специальности;
2. знакомство с основами будущей профессиональной деятельности;
3. изучение структуры, задач и функций ФНС России;
4. приобретение навыков профессиональной работы с документами; привитие практикантам деловых качеств, организационных и коммуникативных навыков;
5. приобрести конкретные навыки работы с учётом своей предполагаемой послевузовской специализации.
Глава 1. Общая характеристика Межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 по РСО-Алания
1.1. Законодательная и нормативно-правовая база функционирования ФНС РФ.
Основополагающей правовой базой служебной деятельности налоговых органов является Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государства содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как на органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этих органов, так и на граждан и их объединения. Федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей Российской Федерации.
Структура налоговых органов Российской Федерации
... исследования является изучение структуры налоговых органов РФ, их прав и ... налоговых органов рассмотреть систему налоговых органов РФ проанализировать основные права и обязанности налоговых органов РФ Объект исследования - налоговые органы Российской Федерации. 1. Становление и развитие налоговых органов как субъектов налоговых ... качественные изменения. Но развитие России было прервано: сначала I ...
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и административно — процессуальное законодательство — относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В порядке реализации и развития принципиальных положений, заложенных в Конституции России, приняты некоторые федеральные законы, направленные на защиту прав и свобод участников правоотношений. Из числа относящихся непосредственно к деятельности налоговых органов: часть первая Налогового кодекса РФ в ред. 1999 г., Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) 1994 и 1995 г.г., Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1995 г., часть вторая Налогового кодекса РФ 2000 г.
Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21. 03. 91 № 943-1 (в ред. от 22.05.2004 г.) содержит 4 главы:
I. Общие положения.
II. Задачи, права и обязанности налоговых органов.
III. Ответственность налоговых органов.
IV. Иные вопросы деятельности налоговых органов.
В законе определено назначение и общие направления деятельности налоговых органов. Статья 1 закона относит к компетенции налоговых органов контроль за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законодательством, а также контроль за соблюдением валютного законодательства России в пределах своей компетенции.
Законом предусмотрено решение налоговыми органами поставленных профессиональных задач в форме взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, а значит и с правоохранительными органами. К органам МВД РФ персонально обращена статья 5, обязывающая оказывать практическую помощь сотрудникам налоговых органов при исполнении последними служебных обязанностей.
Глава II закона содержит полномочия налоговых органов.
Глава III предусматривает общие условия наступления ответственности налоговых органов и их должностных лиц за необоснованные действия (бездействие).
Глава IV освещает общие вопросы материально — технического обеспечения налоговых органов, бытового обеспечения и обязательного государственного личного страхования самих сотрудников. Предусмотрен порядок выплаты единовременных пособий при наступлении неблагоприятных последствий в связи с осуществлением служебной деятельности (гибель работника налоговых органов, телесные повреждения).
Государственным служащим — сотрудникам налоговых органов, присваиваются классные чины в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы: главный государственный советник налоговой службы; государственные советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; инспектора налоговой службы 1, 2, 3 ранга. Должностные лица налоговых органов являются государственными служащими.
Характеристика налоговой инспекции
... налоговая инспекция, представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации; информируют налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах ... контроль над деятельностью Инспекции. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций. 1.2 Краткая характеристика отдела общего ...
Кроме Конституции РФ и указанного закона, налоговые органы руководствуются в служебной деятельности Налоговым кодексом РФ (части 1, 2), другими федеральными законами и иными законодательными актами государства, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
1.2. Структура аппарата налоговой инспекции. Организация её работы.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Северной Осетия-Алания является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. До 01.01.03 г. Инспекция была создана по районам в Ардонской инспекции. Штат составлял 36 человек. С 01 06 04г МРИ №4 состоит из инспекции 4 районов: Ардонского, Дигорского, Ирафского, Алагирского и именуется Межрайонной Инспекции Министерством по налогом и сбором РФ №4 по РСО-Алания. Инспекция находится в подчинении Управления ФКС России по Республике Северная Осетия-Алания и ФНС России и Управления. Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдения законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными органами общественными объединениями и иными организациями.
полномочия
1. Государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств;
2. Учет всех налогоплательщиков на подведомственной территории:
3. Разделы федеральных информационных ресурсов; Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРИ)
4. Оперативно – бухгалтерский учет сумм налогов и сборов, поступивших в бюджет, а также сумм налоговых санкций:
5. Бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах.
6. Осуществлять в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов,
7. Принимает установленном порядке решения об изменений сроков уплаты налогов, сборов и пеней.
8. Представляет в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности интересы РФ по обязательным платежам и денежным обязательством.
9. Осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержании Инспекции и реализацию возложенных на нее функции.
Организация и планирование налоговой деятельности ИФНС N31 Орджоникидзевского ...
... является организация приема налоговой и бухгалтерской отчетности и информирования налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ.2)Юридический отдел выполняет следующие функции: 1. Правовая экспертиза документов, подготавливаемых в инспекции, и оказание правовой помощи подразделениям инспекции по ...
10. Организуют прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок.
11. Организует профессиональную подготовку работников аппарата инспекций, их повышение квалификации и стажировку.
12.Проводит в установленном порядке конкурсы и государственные контракты на размещение законов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции.
Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право
1. Запрашивать и получать сведенья и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности:
2. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных и установленной сфере деятельности, научили и иные организации, ученых и специалистов.
3. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам.
Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за средства, предусмотренные в федеральном бюджете.
Должностные обязанности ст. госналогоинспекторов:
- осуществление согласно утверждения работ по проведению документальных проверок соблюдение налогового законодательства.
- соблюдать требования налогового кодекса РФ 2 часть ст.
87, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 96, 31, 124. 126, 100.
- представлять начальнику отдела материалы, и протоколы об административных правонарушениях и финансовой деятельности предприятия и их должностных лиц,
- направлять материалы в органы налоговой полиции для возбуждения уголовных дел.
- передавать и представлять интересы для принятия соответствующего решение по взысканию финансовых санкций административных штрафов в арбитражном суде при рассмотрении дел, связанных с финансовыми административными штрафами.
- проводит разъяснительную работу среда налогоплательщиков по применению НКРФ и действующего налогового законодательства.
- проводить мероприятия по платежам по актам документальных проверок.
Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФКС России. Начальник Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций. Начальник имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления.
Начальник Инспекции:
- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;
- распределять обязанности между своими заместителями;
- утверждать в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников.
- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции.
- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции.
- представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период и т. д.
Я рассмотрел структуру налоговой инспекции и составил схему в соответствии с данной мне информацией.
Структура налогового органа и функции отделов:
Общий одел:
- Общее делопроизводство
- Ведение государственного архива документов
- Ведение текущего архива документов
- Планирование, координация и контроль исполнения работ
- Секретариат руководителей
- Обеспечение представительных мероприятий
- Массовая печать и размножение документов
- Прием, увольнение, перемещение персонала
- Обеспечение трудового режима
- Организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности деятельности Инспекции.
- Обеспечение прохождения государственной службы и соблюдения применения законодательства о государственной службе
- Организация и проведение мероприятий по гражданской обороне
- Организация обучения персонала
- Содержание зданий и сооружений
- Транспортное обслуживание
- Обеспечение услугами связи общего назначения
- обеспечение коммунальными услугами
- Материальное снабжение
- Выполнение функций получателей бюджетных средств федерального бюджете, определенных Бюджетным Кодексом РФ.
— Осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налогового органа и результатах его финансово-хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности.
Юридический отдел
- Представление инспекций в арбитражных судах общей юрисдикции
- Правовая экспертиза документов
- Сопровождение по процессуальным вопросом производство судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению ККМ, производству и обороту алкогольной и табачной продукции.
Отдел автоматизации информационных систем:
- Эксплуатация регламентных задач электронной обработки данных
- Обеспечение работоспособности ведомственных прикладных программных средств
- Обучение и консультирование пользователей ведомственных прикладных программ
- Обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного общего применения программного обеспечения компьютерных систем
- Администрирование сетевыми ресурсами и обеспечение защиты от потерь данных в компьютерных системах
- Обучение и консультирование пользователей прикладных компьютерных программ средств общего применения.
Отдел ввода данных
- Ввод данных в компьютерную систему
Отдел учета отчетности и анализа налоговой статистики;
- Анализ и прогнозирование налоговых поступлений
- Контроль исполнения бюджетных назначений
- Формирование налоговой статистической отчетности.
Отдел работы с налогоплательщиками.
- Прием налоговой отчетности
- Информирование налогоплательщиков по сдаче налоговой отчетности и налоговым платежам.
- Подготовка разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах по запросам налогоплательщиков.
- Персональное и публичное информирование налогоплательщиков о действующем законодательстве, о налогах и сборах.
- Сверка данных по лицевым счетам налогоплательщиков.
- Взаимодействие со СМИ
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.
- регистрация налогоплательщиков
- учет налогоплательщиков
- Введение территориального раздела ЕГРН
Отдел камеральных проверок №1
- камеральные проверки физических лиц
- Обеспечение производства по делам о налоговых и административных правонарушений налогоплательщиков
- Взыскание недоимки с налогоплательщиков и налоговых органов
- Возврат или зачет излишне уплаченных сумм.
- Возврат или зачет излишне взысканных сумм.
- Обеспечение применение санкций в соответствии с законодательством о налогах и сборах к налогоплательщикам
- Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела.
Отдел камеральных налоговых проверок №2
- Проведение камеральных проверок налогоплательщиков.
- Проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах вне камеральных и выездных проверок.
- Обеспечение производства по делам о налоговых и административных правонарушениях.
- Обеспечение применения санкций в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
- представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела.
Отдел взыскания задолженности юридических лиц.
- Взыскание недоимки.
- Возврат или зачет излишне уплаченных сумм.
- Возврат или зачет излишне взысканных сумм.
- Представительство инспекции в судебных рассмотрениях по вопросам, относящимся к деятельности отдела.
Как мне стало известно, рабочий день работников Межрайонной Инспекции начинается с 9 часов и заканчивается в 18.00. Перерыв с 13 до 14 часов.
Выходные дни – суббота, воскресенье, и все праздничные дни признаваемые нерабочими в целом по России.
Однако инспектора выходят на работу и в выходные, и в праздничные, в зависимости от объема поставленных перед ними задач.
Здание охраняется сотрудниками ОВО Ардонского РОВД. Пропуск посторонних строго по предъявлению паспорта.
Для сотрудников инспекции созданы благоприятные условия: имеется столовая, где месячная сумма оплаты за питание, составляет 400 рублей.
Во дворе имеется пруд, в нем разводят рыбок, посажены деревья и стоят беседки.
На основании выше изложенного я сделал вывод, что для благотворной работы созданы все условия.
Работа оперативно-инспекторского отдела и отдела недоимок.
Проходя практику в Инспекции я узнал что по новой структуре изменились наименование отдела.
Отдел, ранее называвшийся оперативно — инспекторным, сейчас подразделяется на отделы выездных проверок№1 и выездных проверок №2
А отдел недоимок называется отделом урегулирование задолженностей.
Отдел выездных проверок
Состоит из двух подотделов №1 и №2, в каждом отделе имеется начальник отдела и по 7 инспекторов.
Начальники отделов: Байсангуров В. — №1
Фадзаева И. — №2
Обязанности сотрудников:
-Контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящие на учете в Инспекции, правильностью внесения полнотой и своевременностью внесение в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов.
- Планирование выездных налоговых проверок.
- Организация и проведения выездных проверок по соблюдению законодательства в соответствии с ежеквартальными планами проведения выездных налоговых проверок
- Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.
- Проведение встречных проверок.
- Вносить руководству инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
- Вести переписку по вопросам.
- Давать заключение по проектам документов, представленных на заключение другим Инспекций.
- Запрашивать и получать от отделов инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам.
Отдел по урегулированию задолженностей
Численность данного отдела 5 человек. Начальник отдела – Каирова А. К.
Обязанности сотрудников:
- Урегулирование задолженностей по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему РФ по средства проведения в соответствии с решениями.
- Контроль за выполнением налогоплательщиками условий предоставления отсрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитах.
- Урегулирование задолженности списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджетов.
- Организация работы по инициированию процедуры, банкротства должников, списание безнадежной и взысканию задолженности.
- Осуществлять мониторинг состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности.
- Подготовка решений об обращении взыскание на денежных средства налогоплательщиков
- Осуществление списания задолженности, безнадежности и взыскание
- Контроль за уплатой административных штрафов
Работниками выездного отдела №2 периодически проводятся рейды и дежурства на рынках. Налогоплательщики осуществляющие свою деятельность на рынках попадают под специальный режим налогообложения, а именно является плательщиками ЕИВД.
Глава 2 . Анализ деятельности Межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 по РСО-Алания
2.1. Анализ поступления налогов и сборов за 2008 год
в МРИ ФНС РФ №4
За 2008 г. в консолидированный бюджет по МРИ ФНС РФ №4 по РСО-А мобилизовано всего 355124 т. р., что на 101,4 % больше, чем за аналогичный период 2007 г. или на 4766 т.р.
Основная часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет поступления таких налоговых платежей, как налог на прибыль организаций 48218 т.р.(13.6 %), налог на доходы физических лиц — 259874 т.р.
( 73.2 % от общего объема поступлений ), налог на имущество организаций 23287 т.р.(6,6 %).
Перечисленные налоги в совокупности обеспечили 331379 т.р. или 93,3 % от общего объема поступлений в консолидированный бюджет.
(в т.р.)
Вид налога |
2007г. |
2008 г. |
Отклонение |
Налог на прибыль |
25191 |
48218 |
23027 |
НДФЛ |
197594 |
259874 |
62280 |
Налог на имущество |
16595 |
23287 |
6692 |
Основными налогоплательщиками, обеспечившими высокий уровень поступления налога на прибыль в отчетном периоде, являются следующие предприятия: ООО «Кавказская тоннельстроительная компания»- 7421,3 т.р., ТУ-2 Южного филиала – 11844 т.р., ОАО «Стройпрогресс» — 10503 т.р.,
ООО «ТрансМостДорСтрой» -2226,2 т.р.
Выполнение задания по мобилизации налоговых платежей и сборов в федеральный бюджет за 2008 г. характеризуется следующими показателями:
(в т.р.)
Вид налога |
план |
Факт |
Уровень выполнения плана |
Всего |
109394 |
72318 |
66 % |
в том числе |
|||
Налог на прибыль |
10075 |
4481 |
44 % |
НДС |
23908 |
-13334 |
|
ПФ РФ |
73125 |
77951 |
107% |
За 2008 г. поступление платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а так же средств, в счет погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды составило 341822 т.р., что на 40104 т.р. больше поступлений единого социального налога аналогичного периода
2007 г.(301718 т.р.).
Индикативные показатели поступления в государственные внебюджетные фонды исполнены на 105 % (при плане 226730 т.р. фактически поступило 238138 т.р.)
(в т.р.)
план |
Факт |
Уровень выполнения плана (%) |
|
ОПС |
202543 |
213256 |
105 |
ФСС |
11196 |
10792 |
96 |
ФФОМС |
12991 |
14090 |
108 |
Итого |
226730 |
238138 |
105 |
Задание по мобилизации доходов и сборов в республиканский бюджет за
2008 г.составило 231640 т.р. при фактическом поступлении налогов и сборов в сумме 244264 т.р.и исполнено на 105 % ( на 12624 т.р.).
Задание по мобилизации доходов в районный бюджет за тот же период
2008 г. составило 100218 т.р. Фактически поступило — 116493 т.р., т.е. 116 %.
2.1. Показатели оценки качества работы налогового органа.
Для оценки работы налоговой инспекции применяются разные количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения и расчетов является отчетность налоговых инспекций
В отчетности основные количественные показатели приводятся в абсолютном выражении. Наибольший интерес на верхнем уровне управления налоговой системы проявляется к следующим показателям:
1) сумма поступлений налогов и сборов в бюджетную систему России на контролируемой территории – в целом и по видам бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
2) сумма, доначисленная инспекцией в ходе контрольной работы, — в целом и по видам бюджетов, ГВФ, категорий налогоплательщиков (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), видам проверок (выездные и камеральные), характеру платежей (налоги, пеня, санкции).
3) сумма, взысканные в бюджет по результатам контрольной работы (всего и в том же разбиении).
4)сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам — всего и по видам бюджетов.
5) количество налогоплательщиков, состоящих на учете,- всего и по отдельным категориям.
Качественные показатели деятельности налоговой инспекции рассчитываются по результатам ее работы в относительном выражении. К ним относятся:
1.Выполнение установленных заданий по мобилизации средств в бюджетную систему России.
2.Темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года.
3.Соотношение суммы платежей, доначисленной в ходе контрольной работы, и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы.
4.Соотношение суммы платежей, фактически поступившей в бюджет в результате контрольной работы, и суммы поступлений за отчетный период.
5. Процент взыскания доначисленных сумм.
6. Количество выездных налоговых проверок .
7. Сумма доначислений, приходящихся на одну налоговую проверку.
8.Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Показывает эффективность выбора объектов для проверки и качество их проведения.
По итогам работы за 2008 год отделом камеральных проверок № 2 было принято 1200 деклараций по упрощенной системе налогообложения, а так же 4800 деклараций по ЕНВД.
На 31.12.2008 года в бюджет республики поступило 856 тыс. руб. налога на имущество или 35 %, что по сравнению с предыдущем годом возросло на 363 тыс. руб. или на 57 %. По наиболее крупным плательщикам разосланы заказные письма о начисленных суммах. Так же ведется постоянная работа в БТИ по уточнению списков плательщиков налогов на имущество и землю. Проведено 6 рейдовых мероприятий по торговым точкам и маршрутным такси, в результате чего предъявлено 27 административных штрафных санкций на сумму 2,7 тыс. рублей. Камерально проверено 135 деклараций 3 НДФЛ на возмещение налогов из бюджета в связи с приобретением квартир и обучения.
Введение плоской шкалы и реформирование единого социального налога позволило повысить экономические стимулы для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении налоговой нагрузки на бизнес.
Кроме того, установленные специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые также предусматривают пониженные налоговые ставки, что стимулирует развитие предпринимательской деятельности. Однако, такие специальные налоговые режимы не могут применяться в отношении представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации.
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет по состоянию на 31.12.2008 года составила 228211 тыс. руб.( без ЕСН) и за 2008 год сократилась на 49509 тыс. руб.
Недоимка по налогам и сборам по состоянию на 31.12.2008 года составила 133339 тыс. руб.( без ЕСН) и за 2008 год сократилась на 22482 тыс. рублей.
Основными причинами образования недоимки по налогам и сборам являются:
- несвоевременная уплата текущих платежей муниципальными предприятиями и организациями.
- возвраты от службы ССП Минюста РСО-А постановлений о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщиков в соответствии со статьей 47 НК РФ с актами о невозможности взыскания в сумме 14531 тыс. руб.
Кроме того, для урегулирования и сокращения недоимки по налоговым платежам нет возможности инициирования процедуры банкротства в отношении предприятий, не имеющих имущества, реализация которого могла бы покрыть расходы, связанные с процедурой банкротства.
В отчетном периоде в практической работе использовались различные формы публичного и индивидуального информирования налогоплательщиков: в фойе оформлены 2 стенда в фойе инспекции с образцами различных документов, информацией б изменениях в налоговом законодательстве, реквизитах перечисления налогов.
Постоянно ведется так же информирование налогоплательщиков через средства массовой информации- информация в газете «Северная Осетия», радио и телевидения- ГТРК « Алания».
В устой форме, по телефону и при личном контакте с налогоплательщиками ведется большая работа по разъяснению поступающих вопросов. Во 2 квартале 2007 года наиболее крупным налогоплательщикам, были разосланы дискеты с реквизитами перечисления налогов в МРИ ФНС № 4, а так же с информацией о КБК.
2.3. Доначисление налогов и других платежей в результате проведение проверок
ыс. руб., в том числе
по выездным проверкам 126437 тыс. руб. (89,2%) из них
- налоги 117303тыс.руб.,
- пени 3547 тыс.руб.
- налоговые санкции 5587 тыс. руб.,
по камеральным проверкам – 17433 тыс. руб. (10,8%) из них
- налоги 15072 тыс. руб.
- пени – 139 тыс. руб.
- налоговые санкции 2222 тыс. руб.
В отчетном периоде проведено 121 выездные налоговые проверки налогоплательщиков — юридических лиц 112 и физических лиц 9 . По сравнению с отчетным периодом прошлого года количество проверок увеличилось на 2
Из общего количества выездных проверок налогоплательщиков организаций и физических лиц, комплексные проверки составляют 114 или 94 % , в том числе по юридическим — 105, по физическим — 9.
Удельный вес результативных налоговых проверок организаций, без учета проверок организаций подлежащих ликвидации, составил за 9 месяцев 2008 года — 100%, уровень результативности налоговых проверок физических лиц составил — 100%.
Дополнительно начислено налоговых платежей по результатам выездных проверок, включая санкции и пени по юридическим и физическим лицам на сумму 126437 тыс. руб. по сравнению с отчетным периодом прошлого года (за 2007 г. -37716) увеличилось на 88721 т.р.
Сумма доначислений в результате на одну проверку составила 1045.0 тыс. руб.
Минимальная сумма доначисленых на одну результативную проверку организаций составила 1,0 тыс. руб., максимальная сумма составила – 108480 тыс. руб.
Минимальная сумма доначисленых на одну результативную камеральную проверку организаций составила 100 руб., максимальная сумма составила – 2016,3 тыс. руб. по ГУП Дигорское ДРСУ ИНН 1507002261, по налогу на прибыль в связи с занижением налогооблагаемой базы.
Налоговыми органами всего проведено камеральных налоговых проверок (организаций и физ. лиц) за 2008 год 12150, что на 436 проверок больше аналогичного периода прошлого года или на 103.7 %. Нарушения выявлены в 1616 случаях, что на 334 больше аналогичного периода прошлого года или на 126.0 %, уровень результативности камеральных налоговых проверок составил 13.3 %.
В ходе камеральных проверок дополнительно начислено платежей 17433 тыс. руб., что составляет 12.1% от общей суммы доначисления. Снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 37846 тыс. руб. (за 2007 года начислено — 55279 тыс. руб.).
Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку за 1 полугодие 2008 года составила 1,4 тыс. руб., что на 3.3 тыс. руб. меньше аналогичного периода прошлого года (2007 год – 4.7 тыс. руб.)
Проведено выездных налоговых проверок организаций, с использованием целенаправленного отбора объектов 44, что составляет 39.2% от общего количества проведенных выездных проверок организаций, в том числе отобранных на основании информации из внешних источников 2 и 42 по результатам камерального анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, а также анализа основных финансовых показателей деятельности.
Удельный вес количества комплексных выездных налоговых проверок к общему количеству выездных налоговых проверок организаций и физических лиц составил 94,0 %. Удельный вес тематических выездных налоговых проверок к общему количеству выездных налоговых проверок организаций и физических лиц составил 6,0 %.
Выездные проверки:
За 2008 год доначисления по основным налогам составили:
— по налогу на прибыль 4480 тыс. руб., в том числе по выездным проверкам 452 тыс. руб., что составляет 3,1% от общей суммы доначислений.
— по налогу на добавленную стоимость 115108 тыс. руб., в том числе по выездным проверкам 110582 тыс. руб., что составляет 80,0% от общей суммы доначислений.
— по единому социальному налогу 1784 тыс. руб., в том числе по выездным проверкам 84 тыс. руб., что составляет 1,2% от общей суммы доначислений.
Наибольшие доначисления в результате проведенных проверок за 2008 год выявлены у следующих предприятий:
МП Садонское ПОЖКХ
- по НДФЛ: налогов -1885 т.р., пени – 1052 т.р., штрафы – 377 т.р.
Взыскано-500т.р.00, МП Водоканал ИНН
- по НДС: налогов – 4,9 т.р., пени – 0,2 т.р., штрафы – 1 т.р.
- НДФЛ: налогов – 1639,4 т.р., пени – 341 т.
рб., штраф – 327,9 т. рб.
Взыскано-2314т.р., Ардонская автомобильная школа РОСТО, Налог на прибыль: налог -53 т.р., пеня – 14,7 т.рб., штраф – 10,6 т.рб.
Налог на землю: налог -255,7 т.р., пеня – 51,5 т.рб., штраф – 488 т.рб.
Налог на имущество: налог – 65,3 т.р., пеня – 9,5 т.р., штраф – 91,5 т.р., Транспортный налог: налог – 1,5 т.р., пеня – 0,3 т.рб., штраф – 3,3 т.рб.
НДФЛ: налог – 120,4 т.рб., пеня – 59,7 т.р., штраф – 24,1 т.р.
Взыскано-0, МКП Спецавтохозяйство, НДФЛ: налоги – 497,8 т.р., пеня – 108,4 т.р., штраф – 99,6 т.р., Взыскано-0
ГУП ЧДРСУ ИНН 1508000482 Доначислено всего 616 т.р., в том числе
НДФЛ: налоги – 372,2 т.р., пеня – 169,4 т.р., штраф – 74,4 т.р., Взыскано-15,6., ОАО «Зарамагские ГЭС», НДС: налоги – 105311 т.р., пеня – 454,5 т.р., штраф – 966 т.р., Взыскано – 100138 тыс. руб.
С целью укрепления налоговой дисциплины, выявления предупреждения пресечения налоговых правонарушений, принимаются все предусмотренные законодательством меры, направленные на усиление контроля за выполнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом и повышением на этой основе собираемости налогов. При этом к выполнению задач связанных с усилением налогового контроля активно привлекаются правоохранительные органы, контролирующие и иные органы исполнительной власти.
Глава 3. Проблемы Межрайонной инспекции ФНС РФ № 4 и пути к их решению.
Главной проблемой любой налоговой системы на сегодняшний день является уклонения от уплаты налогов.
Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.
Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.
На мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.
Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.
Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно
Как и во всех налоговых инспекциях, основной проблемой данной инспекции является недоимка по налогам и сборам. В этом случае инспекция принимает меры по принудительному взысканию задолженности.
С начала года в адрес предприятий-должников было направлено 14533 требований об уплате налогов и сборов на сумму 381,2 млн.р., что в 1,6 раз (по количеству) превосходит показатель прошлого года. В результате погашено должниками после получения требований 128,7 млн.р., что составляет 33,6%. В том числе поступило по требования прошлого года 8,7 млн.руб., что составляет 20,5%.
На счета налогоплательщиков выставлено 4163 инкассовых поручений на сумму 250,1 млн.р., что в 1.9 раза по количеству и в 3,1 раза по сумме превосходит показатель прошлого года. Поступило со счетов налогоплательщиков денежных средств, взысканных в бесспорном порядке 59,2 млн.р. , рост составляет 14,2%.
Для обеспечения исполнения решения о взыскании налогов и сборов в соответствии со ст. 76 части 1 НК РФ за отчетный период приостановлены операции по 135 расчетным счетам.
В целях снижения уровня задолженности и недоимки по налоговым платежам, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, по состоянию на 01.01.09г. в соответствии со ст. 47 НК РФ принято и направлено в службу судебных приставов 65 постановлений о взыскании налога за счет имущества должников на сумму 24,7 млн.руб.
Кроме того, в соответствии со ст. 48 НК РФ в службу судебных приставов направлено 382 судебных приказов о взыскании транспортного налога за счет имущества на сумму 284 т.р. (что в5,3 раз превышает по количеству показатель прошлого года) и госпошлины 6700 рублей.
Погашено в результате проведения исполнительных действий 5,7 млн.р., что в 6,5 раза превышает показатель прошлого года.
В процедурах банкротства находятся 8 дел на сумму 277 801 т.р. в т.ч. в стадии наблюдения 2 дела на сумму 63651 т.р.:
Колхоз им. Легейдо – 36051т.р., Дигорское ДРСУ – 27600т.р., В конкурсном производстве 5 дела на сумму 204450т.р., Дигорский КП – 3143т.р., ПСК Кадгарон – 1331т.р., ЗАО Зарамаггэсстрой 164909 т.р., Дигорский Водоканал 29911т.р., Колхоз им. Хетогурова 5156 т.р., В стадии внешнего управления – 1 дела на сумму 9700т.р., Совхоз Коммунист – 9700т.р., Всего осуществлено зачетов и возвратов на 60579т.р., из них:
- по заявлению налогоплательщика – 59543т.р.
- по решению налогового органа — 1036т.р.
Произведено 396 зачетов переплат в счет погашения задолженности на общую сумму 12424т.р. и 15 возвратов излишне уплаченных платежей на общую сумму 14550т.р.
Заключение
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Северной Осетия-Алания является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. До 01.01.03 г. Инспекция была создана по районам в Ардонской инспекции
УФНС г. Владикавказа по РСО-А является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
В ходе преддипломной практики в МРИ ФНС РФ № 4 по РСО-А мною были получены навыки работы с налоговой документацией, работы с программой АИС «Налог», по организации работы инспекции с налогоплательщиками и СМИ, порядок работы с налогоплательщиками, порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН, порядок учета налогоплательщиков. Также был изучен порядок ведения в налоговом органе КЛС налогоплательщиков, были изучены формы и методы контрольной работы налогового органа, виды налогового контроля, отчетность налоговых органов, показатели оценки качества работы налогового органа, взаимоотношения налоговых органов с банковскими органами, органами казначейства, с таможенными, судебными органами и органами МВД.
В процессе прохождения преддипломной практики изучена организация работы налогового органа, основная задача которого состоит в обеспечении контроля за соблюдением налогового законодательства и выполнения плана поступления в бюджет налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.
В своей работе я осветил основные проблемы, связанные с совершенствованием налогообложения, а также возможные пути решения этих задач.
Очень серьёзными являются проблемы, связанные с налоговой политикой и межбюджетными отношениями.
Каждый день вводятся какие-то изменения в Налоговый кодекс, принимаются новые нормативно-правовые акты, а это говорит о нестабильности, неустойчивости налогового законодательства.
Открытой и нерешённой остаётся проблема неплатежей налогов., Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая : Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – (Серия «Высшее образование»).
4. Налоги и налогообложение. 4-е изд./Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2003.
5. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г.Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
6. Вишневский В., Веткин А. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика// Вопросы экономики, 2004
7. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21. 03. 91 № 943-1 (в ред. от 22.05.2004 г.)