Организация деятельности Федеральной налоговой службы в регионе

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его.

Так, налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Целью данной работы является анализ проделанной работы во время производственной практики в Межрайонной ИФНС №14 по Краснодарскому краю.

Основными задачами исследования является изучение работы налоговой инспекции, как в целом, так и каждого отдела.

Объектом исследования является Межрайонная ИФНС №14 по Краснодарскому краю.

Методом исследования является применение на практике теоретических знаний, приобретенных во время обучения.

Информационной базой являются данные различных форм налоговой отчетности, Налоговый кодекс Российской Федерации, научные статьи.

1. Организационная характеристика Межрайонной ИФНС№14 по Краснодарскому краю

1.1 Цели и задачи налоговой службы

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Краснодарскому краю является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Краснодарскому краю.

Инспекция имеет сокращенное наименование: МРИ ФНС России № 14 по Краснодарскому краю [14].

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательством РФ по налогам и сборам, за правильностью исчисления полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

13 стр., 6264 слов

Основные направления налоговой политики рф

... теоретические основы налоговой политики как составной части финансовой политики государства; рассмотреть основные направления современной налоговой политики РФ; исследовать проблемы современной налоговой политики РФ. Объектом исследования данной работы послужили процесс функционирования и специфика российской налоговой политики. Предметом исследования является налоговая политика. Структурно ...

Инспекция является уполномоченным территориальных органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей, требований РФ по денежным обязательствам [2].

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, правовыми актами ФНС России, правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах полномочий по вопросам налогов и сборов [12].

МРИ ФНС России №14 по Краснодарскому краю это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к прямым и косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы каждого сотрудника. Осуществить такой контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Инспекция разделена на отдельные участки — отделы. Круг задач, решаемых каждым отделом, дает возможность корректировать технологию работы инспекции, более рационально решать конкретные проблемы, обеспечивать более эффективное взаимодействие инспекции с другими органами власти и управления и с налогоплательщиками [14].

Структура МРИ ФНС России № 14 по Краснодарскому краю:

1. Руководство;

2. Отдел общего и хозяйственного обеспечения;

3. Юридический отдел;

4. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков;

5. Отдел работы с налогоплательщиками;

6.Отдел информационных технологий;

7. Отдел ввода и обработки данных;

8. Аналитический отдел;

9. Отдел урегулирования задолженности;

10. Отдел камеральных проверок;

11. Отдел выездных проверок реализует следующие функции;

12.Отдел оперативного контроля;

13. Отдел финансового обеспечения;

14. Отдел предпроверочного анализа и истребования документов;

15. Отдел оперативного контроля;

16. Отдел досудебного аудита.

1.2 Функции отделов налоговой инспекции

1. Руководство.

3 стр., 1496 слов

Финансовые документы организации

... пассивных и активных счетов. Баланс – важный финансовый документ, который предоставляется внешним агентам и используется для ... запрещены законом. Акционеры, кредиторы, государственная налоговая инспекция, сотрудники предприятия, журналисты, имеющие доступ лишь ... платежеспособности предприятия. С учетом различных потребностей на предприятии составляется обычно несколько балансов: «внутренний», ...

Руководство отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Инспекции по согласованию с Управлением. Начальник отдела находится в непосредственном подчинении заместителя руководителя Инспекции либо лица, исполняющего его обязанности (далее — руководство Инспекции).

Начальник отдела:

  • разрабатывает и представляет руководителю Инспекции для утверждения должностные инструкции сотрудников отдела;
  • вносит предложения по кандидатурам для назначения на должности, по освобождению от должности сотрудников отдела;
  • руководит работой отдела, обеспечивает решение возложенных на Отдел задач, контролирует исполнение сотрудниками должностных обязанностей и поручений;
  • согласовывает представляемые на рассмотрение руководству Инспекции проекты документов, содержащих вопросы, относящиеся к компетенции отдела;
  • планирует и контролирует деятельность отдела, в том числе по вопросам взаимодействия с другими отделами Инспекции в связи с выполнением возложенных на отдел задач;
  • обеспечивает соблюдение работниками отдела правил внутреннего трудового распорядка, а также вносит предложения руководству Инспекции о поощрении (взыскании) сотрудников отдела [14].

Начальник отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отдел настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, исполнение приказов, распоряжений, иных нормативных актов, указаний руководства Инспекции, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении отдела, обеспечение соблюдения сотрудниками Правил внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины [2].

2. Отдел общего и хозяйственного обеспечения.

Задачами данного отдела являются: прием и регистрация входящих документов, контроль исполнения служебных документов, оформление исходящих документов, работа с электронной почтой, оперативное ведение дел налогоплательщиков и ведение архива документов инспекции, работа секретариата инспекции, порядок оформления приема, перевода и увольнения работников, составление штатного расписания (оформление командировок, отпусков, документов для постановки и снятия с воинского учета, ведение учета использования рабочего времени);работа с резервом кадров, исчисление стажа работы, оформление пенсии, повышение квалификации (присвоение классных чинов, оформление наградных материалов); обеспечение безопасности инспекции, организация коммунально-эксплуатационного технического, транспортного, социально-бытового обслуживание, материально-техническое обеспечение; обеспечение охраны труда; организация и проведение конкурсов на закупку товаров, работ, услуг; формирование пакета документов налогоплательщика для направления в налоговый орган по новому месту нахождения [14].

3. Юридический отдел.

В нем осуществляется: организация защиты государственной тайны; ведение секретного делопроизводства; обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, ведомственного режима, организация обеспечения охраны; проведение мероприятий по обеспечению безопасности, анализ их эффективности и выработка предложений по совершенствованию системы безопасности в инспекции; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке; организация взаимодействия инспекции со сторонними организациями по обмену конфиденциальной информацией; обеспечение информационной безопасности, в том числе защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи.

16 стр., 7821 слов

Паспорт сделки как документ валютного контроля Российской Федерации

... перевода контрактов из одного банка в другой; паспорт валютный сделка правовой 1. Теоретические основы паспорта сделки как документа валютного контроля РФ 1.1 Правовые и организационные основы валютного контроля Контроль - обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает ...

4. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской

Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», другими федеральными законами иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, приказами, распоряжениями, инструкциями, правилами, положениями и иными актами ФНС России и Управления ФНС России по Краснодарскому краю (далее Управление), а также настоящим Положением. Отдел в своей деятельности руководствуется инструкциями на рабочие места, утвержденными ФНС России. Положение об отделе утверждается руководителем Инспекции [5].

Основные задачи отдела:

  • осуществление в пределах компетенции Инспекции действий по государственной регистрации юридических лиц;
  • ведение в пределах компетенции Инспекции в установленном порядке учета налогоплательщиков;
  • проведение контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также органами, на которые законодательно возложены обязанности представлять сведения в налоговые органы, законодательства о государственной регистрации юридических лиц и о налогах и сборах (в части учета налогоплательщиков);
  • проведение приема, регистрации и оперативной передачи на обработку в соответствующие подразделения Инспекции документов от организаций и физических лиц;
  • выдача налогоплательщикам документов по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции;
  • информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой Российской Федерации [14].

Отдел для осуществления своих основных функций имеет право:

  • вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
  • по указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять отдел в Управлении;
  • вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
  • готовить проекты приказов и других документов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
  • запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
  • работать с документами отделов Инспекции для выполнения, возложенных на отдел задач;

— осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, актами МНС России и Управления.

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий МНС России и Управления.

10 стр., 4809 слов

Отдел налоговых выездных проверок

... быть обжаловано в суд. Отдел выездных проверок (далее - Отдел) является структурным подразделением Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по ХМАО- Югре ( далее – Инспекция). Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации, федеральными законами ...

Структура отдела и численность его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции [12].

5. Отдел работы с налогоплательщиками.

Прием и регистрация налоговых деклараций, деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; прием и регистрация других документов, представленных организациями и физическими лицами. Индивидуальное устное информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование о действующем законодательстве. Публичное информирование налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование о действующем законодательстве о налогах, сборах, взносах и принятых в соответствии с ним НПА, взаимодействие со СМИ. Письменное информирование о налогах, сборах и взносах по запросам налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

6. Отдел информационных технологий.

Поддержание работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения. Администрирование сетевых ресурсов и обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств. Администрирование баз данных инспекции. Внедрение и сопровождение ведомственных прикладных программ. Консультирование пользователей прикладных программных средств общего применения.

7. Отдел ввода и обработки данных.

Обработка информационных массивов, в том числе от сторонних организаций, уполномоченных лиц; ввод данных по государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков. Ввод данных налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, бухгалтерской отчетности, поступивших на бумажных носителях и в электронном виде (на электронных носителях записи и по телекоммуникационным каналам связи).

Ввод данных деклараций о доходах и имуществе государственных служащих, специальных деклараций об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества. Ввод сведений о счетах налогоплательщиков, полученных как от налогоплательщиков, так и от банков. Контроль правильности ввода информации, анализ протокола ошибок и исправление ошибок, допущенных операторами отдела ввода и обработки данных. Прием и ввод в базу данных платежных документов, поступивших из органов федерального казначейства, финансовых органов, местных органов самоуправления и других источников, сверка с бумажными носителями электронных документов, не прошедших автоматическую разноску, корректировка по результатам сверки. Передача электронных платежных документов в государственные внебюджетные фонды [14].

8. Аналитический отдел.

Взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов (сверка по поступлениям, направление уведомлений о необходимости внесения исправлений в отчетность органов федерального казначейства, представление в органы федерального казначейства информации в соответствии с установленным порядком, обработка информации о доходах бюджетов, поступившей из органов федерального казначейства, финансовых органов субъекта Российской Федерации).

16 стр., 7510 слов

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц: действующий ...

... лиц; Анализ действующей законодательной базы по налогу на доходы физических лиц - 23 главы Налогового Кодекса Российской Федерации; Определение налоговой базы для исчисления и уплаты налога на доходы физических ... в РФ, также рассмотрение особенностей исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) отдельными категориями налогоплательщиков и с определенных видов доходов получаемых ...

Принятие решений о слиянии и разделении карточек лицевых счетов при внесении изменений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации. Разрешение проблемных ситуаций с начислением пени. Разрешение сложных ситуаций с невыясненными платежами. Мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений и начислений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации по основным налогоплательщикам. Контроль за выполнением установленных заданий по мобилизации налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Прогнозирование налоговых поступлений и других доходов в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. Обобщение аналитических материалов, подготовленных соответствующими отделами инспекции по вопросам: формирования базы налогообложения и начислений по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации; правомерности пользования льготами и отсрочками (соответствие законодательства субъекта Российской Федерации положениям закона о федеральном бюджете) и т.д.

9. Отдел урегулирования задолженности.

Мониторинг состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также эффективности мер по ее урегулированию. Направление требований об уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Подготовка и доведение до налогоплательщика решений об обращении взыскания на его денежные средства. Взыскание налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков. Взыскание задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по итогам за предшествующие годы, принятой к учету налоговыми органами в соответствии с актами сверки расчетов плательщиков страховых взносов, представленными соответствующими государственными внебюджетными фондами. Приостановление операций по счетам налогоплательщиков для обеспечения взыскания налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Подготовку предложений по предоставлению права на реструктуризацию задолженности, лишению этого права, мониторинг исполнения организациями обязательств, связанных с реструктуризацией задолженности. Подготовку договоров поручительства и договоров залога имущества, заключаемых при предоставлении отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов. Подготовку и проверку материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков. Подготовку и передачу в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах. Контроль за уплатой административных штрафов, налагаемых налоговыми органами. Подготовку документов на возврат госпошлины по заявлениям налогоплательщиков. Организацию контроля за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Работу с платежами в бюджет, задержанными неплатежеспособными банками. Контроль своевременности исполнения банками, состоящими на учете в налоговом органе, поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов [8].

10. Отдел камеральных проверок (в данной инспекции четыре отдела камеральных проверок).

Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов основных налогоплательщиков инспекции, с учетом анализа косвенной информации из внутренних и внешних источников. Проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, детективов, охранников и других лиц, в т.ч. сдающих имущество в аренду. Проведение камеральной налоговой проверки правомерности возмещения входного НДС. Проведение камеральной проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС. Проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Оформление результатов камеральной налоговой проверки. Контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами. Контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Проведение работы по проставлению отметок на счетах-фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами. Подготовка справок налогоплательщикам — экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей [14].

11. Отдел выездных проверок реализует следующие функции:

1) планирование и предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

2) проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов;

3) оформление результатов выездных налоговых проверок. Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

4) участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, состоящих на учете в данном налоговом органе, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций;

5) проведение встречных проверок по запросам налоговых органов. Проверка полноты учета выручки с использованием ККТ;

6) осуществление проверки правильности уплаты и исчисления государственной пошлины.

Допускается создание нескольких отделов выездных проверок. К наименованию отдела добавляется порядковый номер 1, 2, 3 и т.д. При этом один из отделов выездных проверок осуществляет контроль крупнейших и основных налогоплательщиков инспекции[11].

12. Отдел оперативного контроля.

Проводит контрольную работу в сфере производства этилового спирта и производства алкогольной продукции. Так же, контролирует производство спиртосодержащей непищевой продукции, оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, функционирования акцизного склада. Осуществляет регистрацию и снятие с учета контрольно-кассовой техники, подготовка и проведение проверки соблюдения законодательства о применении ККТ, оформление ее результатов [13].

13. Отдел финансового обеспечения.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента РФ, актами законодательных органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, приказами, инструкциями, распоряжениями, правилами, положениями и иными актами ФНС России и Управления ФНС России по Краснодарскому краю. Отдел в своей деятельности руководствуется инструкциями на рабочие места, утверждёнными ФНС России. В свою очередь положение об отделе, утверждается руководителем Инспекции. Основными задачами отдела является организация и обеспечение единой системы делопроизводства и документооборота в Инспекции, включая единый порядок учёта и регистрации входящих и исходящих документов, внедрение системы электронного документооборота.

Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы вправе:

  • ѕ требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  • ѕ проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
  • ѕ производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • ѕ вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • ѕ приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;
  • ѕ осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • ѕ определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике;
  • ѕ требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • ѕ взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;
  • ѕ требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  • ѕ привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • ѕ вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • ѕ заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

ѕ предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

1) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;

2) о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика;

3) о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

4) в иных случаях, предусмотренных НК РФ;

  • ѕ налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ;
  • ѕ вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах [8].

Согласно ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны:

  • ѕ соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • ѕ осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • ѕ вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  • ѕ бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • ѕ руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
  • ѕ сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • ѕ принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • ѕ соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
  • ѕ направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • ѕ представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
  • ѕ представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу;
  • ѕ осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • ѕ по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  • ѕ по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков [8].

Согласно ст.33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны:

  • ѕ действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
  • ѕ реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • ѕ корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам.

2. Экономическая характеристика МРИ ФНС России № 14 по Краснодарскому краю

2.1 Анализ показателей учёта налогоплательщиков-организаций и физических лиц

Одной из ведущих функций налоговых органов является контроль над полнотой, правильностью и своевременностью зачисления платежей в бюджет, который обеспечивается проведением проверок налогоплательщиков. Основными видами проверок являются выездные и камеральные налоговые проверки. При этом результативность налоговых проверок определяется количеством проверок, выявивших нарушения, а также суммами дополнительно начисленных платежей, восполняющих потери бюджета [7].

Таблица 1

Показатели учета налогоплательщиков — организаций и физических лиц в ИФНС России №14 по Краснодарскому краю

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение(+,-) 2014 г.к 2012 г.

Налогоплательщики-

организации, состоящие на учете в налоговой инспекции

3246

3245

3140

-106

Налогоплательщики-организации, состоящие на учете в других инспекциях

1901

2734

2840

+939

Налогоплательщики-

физические лица

10609

10238

9023

-1586

Ключевым фактором для определения эффективности работы налоговой инспекции является количество налогоплательщиков.

По результатам анализа таблицы 1 видно, что в 2014 году, в сравнении с 2012 годом, количество налогоплательщиков-организаций, состоящих на учете в налоговой инспекции уменьшилось на 106 или на 9,6%. Количество налогоплательщиков-организаций, состоящих на учете в других инспекциях, но производящих уплату отдельных видов налогов в данную инспекцию в 2013 году также увеличилось на 939 или на 49,3%. Количество налогоплательщиков — физических лиц уменьшилось на 1586 или на 8,5%.

Таким образом, мы наблюдаем увеличение показателей в данной таблице, что свидетельствует об эффективной работе налоговых органов.

2.2 Анализ структуры налоговых поступлений и задолженностей по налоговым платежам

Следующим этапом анализа является рассмотрение величины налоговых поступлений и оценка их динамики (таблица 2).

Таблица 2

Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ по МРИ ФНС №14 по Краснодарскому краю

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. в % к 2012г.

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Налоговые доходы всего,

в т.ч.:

4099711

100,0

6083261

100

6116333

100

149,1

— федеральные налоги и сборы

1006362

24,5

1030197

16,9

915708

14,0

90,9

— региональные налоги

1624678

39,6

1850426

30,4

1923753

31,4

118,4

— местные налоги

1468671

35,8

1601319

26,3

1638436

26,8

111,5

В 2014 году наблюдается существенный рост всех показателей таблицы. Так, сумма налоговых доходов за 2014 увеличилась на 49,1 % по сравнению с 2012 годом и составила 6116333 тыс.руб. Наибольший прирост заметен от поступлений местных налогов. Данный показатель в 2014 году увеличился на 11,5% по сравнению с 2012 годом. Анализируя структуру поступлений, необходимо отметить, что наблюдается снижение доли федеральных налогов в общем объеме доходов. Данные изменения можно объяснить влиянием государственной политики, направленной на стимулирование экономики регионов. В целом структуре налоговых поступлений по уровням бюджета видна положительная тенденция.

Для более подробного анализа составим таблицу (таблица 3).

Таблица 3

Анализ задолженностей по налоговым платежам и сборам в бюджетную систему РФ по МРИ ФНС России №14 по Краснодарскому краю

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. в % к 2012 г.

Задолженность всего:

— тыс.руб.

— в %

1031040

100

2133538

100

2348638

100

227,8

Федеральные налоги:

— тыс.руб.

— в %

942198

91

2000061

94

2179852

93

231,3

Региональные налоги:

— тыс.руб.

— в %

34855

3

59303

3

77257

3

221,6

Местные налоги:

— тыс.руб.

— в %

29696

3

49637

2

57871

2

194,9

Специальные налоговые режимы:

— тыс.руб.

— в %

24291

2

24537

1

33658

1

138,6

Из данных таблицы 3 следует, что задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему 2014 г. по сравнению с показателями 2012 г. увеличилась на 27,8%, в том числе задолженность по федеральным налогам и сборам и по специальным налоговым режимам увеличилась в 2 раза, по региональным налогам — на 21,6%, по местным налогам — на 94,8%.

Данная тенденция не является положительной и свидетельствует о необходимости проведения дополнительной работы с налогоплательщиками.

Таблица 4

Результаты налогового контроля по МРИ ФНС России №14 по Краснодарскому краю

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014г. в % к 2012г.

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Дополнительно начислено всего, в том числе:

1220839

100,0

1236653

100,0

1194541

100,0

97,8

— налог на прибыль организации

172833

14,1

473474

38,3

378215

31,7

218,8

— НДФЛ

18815

1,5

12375

1,0

51903

4,4

278,8

— НДС

671798

55,0

521583

42,1

587398

49,2

87,4

— налог на имущество организаций

1064

0,08

2402

0,2

2309

0,2

217,0

— УСН

8734

0,7

14253

1,1

19575

1,6

224,1

— ЕСХН

2546

0,2

4828

0,4

8084

0,7

317,5

— ЕНВД

2668

0,2

1850

0,1

2382

0,2

89,1

В 2014 году по сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение общей суммы до начисленных платежей на 7,8%. Данное изменение происходит за счет прироста по следующим видам налогов:

  • по налогу на добавленную стоимость — на 7,4%;
  • по упрощенной системе налогообложения — на 24,1%;
  • по единому налогу на вмененный доход — на 9,2%.

За анализируемый период происходит снижение суммы доначисленных платежей по налогу на имущество организаций — на 17,0%.

Заключение

За время прохождения практики в МРИ ФНС России №14 по Краснодарскому краю, была собрана информация об организационной структуре управления инспекцией, а так же по каждому отделу, на основании положений об отделах, основываясь на этих данных можно сделать соответствующие выводы о том, что налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

В отчёте были отражены и проанализированы данные по поступлению налогов и сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему, а также результаты контрольной работы налоговых органов.

На основании этих данных можно сделать вывод о ежегодном улучшении работы налоговых органов, проводимых проверок и о снижении количества нарушений налогоплательщиков, что в дальнейшем может привести к дальнейшему снижению среди них нарушителей. Деятельность ИФНС России №14 по Краснодарскому краю является эффективной, но рекомендуется усилить контрольную функцию налоговых органов по собираемости налогов и сборов в бюджетную систему государства.

Для совершенствования системы эффективного проведения налогового контроля, необходимо усовершенствовать механизм камерального анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Одним из путей решения данной проблемы является создание единой государственной интегрированной информационной базы данных на основании информации из внутренних и внешних источников.

Следует отметить, что имеющиеся в настоящее время в налоговых органах программные продукты позволяют проводить камеральную проверку, но необходима их доработка, т. к. они не содержат элементов углубленного камерального анализа. Необходимо, прежде всего, разработать систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки соотношения показателей налоговой и бухгалтерской отчетности и сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода.

Также, одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, на мой взгляд, является повышение сознательности налогоплательщика.

Список использованных источников

1. Акчурина, Е.В. Налоговая проверка и ее последствия: Учебник. /Е.В. Акчурина. М.: Экзамен, 2012. 144 c.

2. Закон Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 28.06.2013).

3. Иванова, Н.Г.; Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы: Учеб. пособие / Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А. СПб: Питер, 2013. 304 c.

4. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации / [Захаров, М.Л. и др.]; под ред. М.Л. Захарова. M.: Проспект, 2013. 720 c.

5. Кочетков, А.И. Анализ налоговых ошибок: Учебник. 4-е издание, перераб. и доп./ А.И. Кочетков. М.: Дело и сервис, 2013г.54с.

6. Куницын, Д. В. Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов: виды, особенности, проблемы использования и пути совершенствования / Д. В. Куницын, Е. С. Синицына, Л. А. Худяева // Сибирская финансовая школа. 2013. № 3. 69-82 с.

7. Мешалкин, В. И. Налоговые правонарушения и преступления/ Мешалкин В. И., Васильева М., Михалычева Ю., Буйских О. // Экономико-правовой бюллетень. 2012. №10. с. 37-42.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. М.: «ЮРКНИГА», 2014.

9. Никулкина, И. В. Общая теория налогообложения: Учебник / И. В. Никулина. М.: Эксмо, 2011. 208 с.

10. Овсянников, Л.Н. Контроль внешний и внутренний: условия взаимодействия/ Овсянников Л.Н. // Финансы. 2012. № 11. С. 17-20.

11. Основные изменения налоговой системы России в 2011 — 2013 годах. // База данных Консультант — Плюс: Версия Проф.

12. Официальный сайт УФНС по Краснодарскому краю.

13. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: Учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. / В.Г. Пансков. М.: Юрайт, 2012. 688 с.

14. Положение о Федеральной налоговой службе. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506. В ред. от 03.07.2014 г.

15. URL: http://www.nalog.ru/rn23/.