Отчет по производственной практике
Организация и планирование налоговой деятельности ИФНС N31 Орджоникидзевского района
1. Организация налоговой службы (территориальная ИФНС)
налоговый проверка служба
1.1 Функции отделов. Положение об отделе финансового обеспечения ИФНС
Налоговая инспекция Орджоникизовского района состоит из нескольких отделов:
1) Работа с налогоплательщиками;
2) Регистрация и учет налогоплательщиков;
3) Урегулирование задолженности;
4) Отдел информационных технологий;
5) Камеральные проверки №1;
6) Камеральные проверки № 2;
7) Камеральные проверки № 3;
8) Выездные проверки № 1;
9) Выездные проверки № 2;
10) Обеспечение процедур банкротства;
11) Отдел оперативного контроля;
12) Отдел досудебного аудита;
13) Аналитический отдел;
14) Отдел обработки данных;
15) Юридический отдел;
16) Отдел кадров;
17) Общий отдел;
18) Отдел безопасности.
Работа с налогоплательщиками
Отдел работы с налогоплательщиками — это «лицо» инспекций. В зависимости от того, как примут налогоплательщика, такое и мнение сложится у налогоплательщика о налоговой инспекции в целом. Это подразделение, с которого начинается вся технологическая цепочка. И от которого соответственно в немалой степени зависит, как эта цепочка будет функционировать. Налогоплательщик, приходя в инспекцию должен контактировать по всем вопросам именно с этим отделом. За исключением разве что регистрации и постановки на налоговый учет, контрольных функций.
Основное назначение отдела работы с налогоплательщиками — это оказание помощи налогоплательщикам. Главной задачей отдела является организация приема налоговой и бухгалтерской отчетности и информирования налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом РФ.2)Юридический отдел выполняет следующие функции:
1. Правовая экспертиза документов, подготавливаемых в инспекции, и оказание правовой помощи подразделениям инспекции по вопросам применения законодательства Российской Федерации.
2. Рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков.
3. Участие в рассмотрении представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.
4. Подготовка проектов решений по результатам налоговых проверок.
5. Производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях (в том числе нарушениях законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее по тексту — ККТ), в области производства и оборота алкогольной и табачной продукции и др.), нарушениях законодательства о налогах и сборах с последующим представлением на утверждение руководителю.
Организация и методика проведения налоговых проверок
... отдел работы с - юридический; финансовый отдел; налогоплательщиками; - отдел регистрации отдел кадров; отдел камеральных налогоплательщиков; отдел информационных проверок; - отдел контроля технологий; отдел выездных налоговых органов; отдел собственной проверок; налогового аудита; безопасности; отдел учета налоговых - контрольной работы; отдел ввода и поступлений и отчетности. - анализа налоговых ...
6. Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
8. Направление материалов в органы МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
9. Анализ судебной практики и подготовка разъяснений по ее применению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков.
3) Отдел регистрации и учета налогоплательщиков возложены следующие функции:
1. Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.
2. Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.
3. Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.
4. Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.
5. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.
6. Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
7. Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.
1.2 Нормативно-правовые акты регулирующие работу ИФНС.
1)Специальное налоговое законодательство включает:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее:
- НК РФ,
- Иные федеральные законы о налогах и сборах.
б) региональное законодательство о налогах и сборах:
- Законы субъектов РФ,
- Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
2. Права и обязанности налоговых органов
2.1 Права, обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов
Главной обязанностью налоговых органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах сборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.
Анализ эффективности контрольных работ налоговых органов
... эффективности контрольных работ в налоговых органах. Объектом исследования является система налогового контроля в Томской области. Предметом данного исследования является теория и практика осуществления налогового контроля, совокупность налоговых отношений государства и налогоплательщиков. ... систему методов и инструментов: финансовый контроль в соответствии с финансовым правом - это система ...
Налоговым кодексом РФ установлены следующие обязанности налоговых органов:
1) вести разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
2)бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.
Налоговым кодексом предусмотрена обязанность налоговых органов сообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере. Соответствующие материалы должны направляться, если выявленные при проверках и иными способами обстоятельства позволяют предполагать совершение налогового преступления.
Разъяснительная работа о необходимости уплаты налогов и соблюдения налогового законодательства может вестись налоговыми органами в различных формах и различными способами: использование средств массовой информации, направление памяток налогоплательщикам, чтение лекций в организациях, школах, проведение семинарских занятий с налогоплательщиками и т. д.
Налоговым кодексом впервые на уровне закона введена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. Ранее в соответствии со ст. 13 Закона о Государственной налоговой службе возврату подлежали только неправильно взысканные суммы налогов. Кроме того, обязанность возврата налогов была предусмотрена некоторыми законами об отдельных налогах. В настоящее время установлен общий порядок зачета или возврата для всех налогов и сборов, который определен главой 12 Налогового кодекса.
Налоговым органом, иными федеральными законами о налогах и сборах могут быть определены иные обязанности налоговых органов. Так, в соответствии с п. 3 ст. 78 Кодекса налоговый орган обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Статья 102 Налогового кодекса РФ вводит новое понятие — налоговая тайна. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;
Особенности исчиления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами
... работы –рассмотреть основные обязанности, особенности исчисления и удержания налога налоговыми агентами. Объектом изучения является теоретические и практические вопросы механизма налогового администрирования за налогообложением доходов физических лиц, удерживаемого налоговыми агентами в Российской Федерации. Предмет изучения - налоговое ...
4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
5) представляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части представления этими органами).
Следует заметить, что кроме перечисленных в ст. 32 НК обязанностей налоговые органы могут нести также и другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 32 НК).
В пределах своей компетенции должностные лица налоговых органов реализуют права и обязанности налоговых органов в строгом соответствии с порядком, установленным НК РФ. В соответствии со ст. 33 Кодекса должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Правомочия сотрудников налоговых органов правомерно поделить на две основные группы. В первую войдут правомочия, непосредственно связанные с проведением налоговых проверок, а во вторую — все иные права и обязанности, с помощью которых обеспечивается деятельность по контролю за исполнением налогового законодательства.
В соответствии с предложенной классификацией при проведении налоговых проверок сотрудник налоговых органов в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» вправе:
1) производить в организациях любых форм собственности и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, расчетов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, с получением необходимых объяснений, справок и сведений;
2) контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
3) обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для получения доходов помещения организаций и граждан;
4) требовать от руководителей проверяемых организаций и граждан устранения выявленных нарушений;
5) приостанавливать операции на счетах организаций и граждан в банке;
6) изымать документы, свидетельствующие о сокрытии и занижении прибыли (дохода);
7) применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции;
8) взыскивать недоимки по налогам, пени и штрафы в бюджет;
9) предъявлять иски в суды;
10) налагать на должностных лиц организаций и граждан, совершивших административные правонарушения — нарушения налогового законодательства, административные штрафы.
Здесь необходимо отметить, что осуществление ряда полномочий возможно только руководителем налогового органа или его заместителем. Так, руководитель налоговой инспекции организует руководство и осуществляет контроль за деятельностью инспекции, без доверенности действует от имени инспекции, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки. Руководитель налоговой инспекции или его заместитель может принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о проведении выездной налоговой проверки, утвердить постановление об изъятии документов, рассмотреть акт налоговой проверки и вынести по нему решение о взыскании недоимок по налогам, пеней и штрафов, о привлечении виновного к административной ответственности.
Налоговые проверки камеральные, выездные, встречные
... выездной налоговой проверки (ч. 4 п. 10 ст. 89 НК РФ), проводимой: вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку; налоговым органом, ранее проводившим проверку, — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, ...
Из анализа законов и подзаконных актов по организации деятельности налоговых органов следует, что налоговый инспектор обязан: ознакомить налогоплательщика с актом проведенной налоговой проверки; при установлении фактов нарушения налогового законодательства составить протокол, предъявив его для ознакомления налогоплательщику; осуществлять контроль за устранением выявленных нарушений налогового законодательства; в случаях установления фактов преступного нарушения законов о налогообложении передать материалы в правоохранительные органы; вести учет налогоплательщиков в соответствии с территориальным или линейным принципом работы.
Для правильного понимания специальных прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов необходимо учитывать следующее:
1) к должностным лицам неприменим принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Наоборот, к ним применяется разрешительный порядок: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо разрешено ему законом, т. е. действует только в рамках установленных полномочий;
2) служебные права должностных лиц налоговых органов, одновременно являются их обязанностями, и наоборот;
3) границы для реализации прав должностных лиц налоговых инспекций очерчены задачами и функциями налоговых инспекций;
4) должностные лица несут персональную ответственность за соблюдение действующего законодательства, подзаконных правовых актов, ведомственных приказов и указаний, сохранность имущества и документов, находящихся в их ведении, за соблюдение государственной, налоговой и служебной тайны, состояние трудовой и исполнительской дисциплины.
Любые права служащих налоговых органов — проводить проверки, изымать документы, предъявлять иски и т. п. — реализуются только в пределах выполнения задачи налогового органа: осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.
МНС России является исполнительным органом. Служащих налоговых органов по их полномочиям принято делить на должностных лиц, оперативный состав и вспомогательный персонал.
Должностными лицами налоговых органов являются граждане Российской Федерации — работники налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присвоены классные чины.
Ключевым должностным лицом налоговых органов является налоговый инспектор. Основной объем прав и обязанностей налоговых органов реализуется этими лицами.
Инспекторы осуществляют все основные формы работы с налогоплательщиками — от приема налоговых расчетов до проведения проверок. В настоящее время в ряде инспекций практикуется разделение функций (с учетом зарубежного опыта): ряд инспекторов осуществляет только ревизорскую работу, другие — те функции, которые не связаны с выходом на предприятия (прием и камеральная проверка деклараций, расчет окладных налогов и др.).
К специалистам относятся работники бухгалтерии, юрисконсульты и т. д.
Планирование выездной налоговой проверки
... Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. ...
Лица вспомогательного состава обеспечивают служебную деятельность должностных лиц и лиц оперативного состава (технические секретари и т. п.).
Ответственность налоговых органов и их должностных лиц определяется в соответствии с положениями ст. 35 НК РФ.
В отличие от норм, устанавливающих ответственность налоговых органов до 1 января 1999 г., нормы Налогового кодекса установили ответственность налоговых органов не только за неправомерные действия (решения), но и за бездействие указанных органов, которое повлекло причинение убытков налогоплательщику. Нормы налогового законодательства не устанавливают какой-либо специальной ответственности налоговых органов, а по сути, повторяют положение ст. 53 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Осталось без изменений положение о том, что должностные лица и другие работники налоговых органов за неправомерные действия или бездействие могут привлекаться к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Данная норма имеет отсылочный характер, и порядок применения различных видов ответственности регулируется нормами других отраслей законодательства по общему правилу.
3. Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, предпроверочный анализ
Налоговый орган выбирает для проверок тех налогоплательщиков, кто состоит на учёте в данном налоговом органе. Далее формируется план проведения проверок конкретных налогоплательщиков, выявленных в процессе отбора.
Методы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, разработанные Госналогслужбой РФ в 1997 г., были ориентированы на действовавший в то время порядок обязательных периодических документальных проверок всех налогоплательщиков и ос новывались на сочетании принципов случайного и специального отбора.
Данное сочетание давало приблизительно 50%ую эффективность проводимых проверок (получается, что каждая вторая проверка заканчи валась без обнаружения значительных налоговых нарушений).
С введением в действие ч. 1 НК РФ необходимость обязательных выездных проверок всех состоящих на учёте в налоговом органе налогоплательщиков отпала. Поэтому случайный метод отбора для проведения проверок утратил своё значение, и на первый план выступили методы специального отбора. Они обеспечивают высокую эффективность про водимых мероприятий и рациональное использование имеющихся у на логового органа ресурсов. Проводить выездные проверки целесообразно у тех налогоплательщиков, у которых велика вероятность обнаружения значительных нарушений налогового законодательства и соответственно крупных доначислений подлежащих уплате в бюджет налогов и сборов.
Однако при этом нельзя упускать из виду необходимость проведе ния своего рода мониторинга состояния налоговой дисциплины среди различных категорий налогоплательщиков. Осуществление этого (даже при полном охвате камеральными проверками всей представляемой отчётности всех налогоплательщиков) невозможно без проведения выездных проверок, отобранных методом случайной выборки.
Виды, методы и программы налоговых проверок
... прав налогоплательщика. Задачи дипломной работы: рассмотреть налоговые проверки и их классификацию; описать методы и программы проведения документальных налоговых проверок; предложить пути совершенствования камеральных налоговых проверок; предложить повышение эффективности выездных налоговых проверок. Объект исследования дипломной работы – налоговые проверки. Предмет исследования дипломной работы ...
Наиболее полного эффекта от отбора налогоплательщиков для проведения проверок можно достигнуть при комплексном использовании различных методов отбора. В свою очередь комплексное применение этих методов должно основываться на использовании всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Эта информация может быть получена из разных источников
3.1 Внешние и внутренние источники информации
К информации из внутренних источников относится информация, полученная в ходе проведения контрольной работы самими налоговыми органами. Перечень внешних источников информации является открытым и может быть существенно расширен.
Существуют определённые методы отбора налогоплательщиков по внутренней информации.
К основным методам отбора относится:
1) сравнение показателей бухгалтерской и налоговой отчётности с соответствующими усреднёнными показателями по аналогичным налогоплательщикам или по отрасли;
2) оценка динамики изменения отчётных показателей или их соотношений за несколько последовательных отчётных периодов;
3) анализ материалов предшествующих выездных налоговых проверок;
4) анализ информации о налогоплательщиках, полученной в ходе неналоговых проверок, проводимых налоговыми органами.
Сравнение представленных в бухгалтерской и налоговой отчётности показателей с соответствующими показателями, усреднёнными по отрасли или по аналогичным налогоплательщикам — один из наиболее результативных методов отбора. Для более детального анализа отбираются те налогоплательщики, отчётные данные которых резко отличаются от средних. Например, значительное увеличение (в сравнении со среднеотраслевыми) отношения материальных затрат к объёму продаж готовой продукции с большой вероятностью говорит либо о занижении налогоплательщиком объёмов продаж, либо о завышении относимых на себестоимость продукции расходов. Также необходимо объяснить те статьи расходов налогоплательщика, которые отсутствуют у других аналогичных налогоплательщиков.
Сопоставление бухгалтерской и налоговой отчётности за ряд последовательных отчётных периодов. Информация, полученная этим методом, существенно влияет на включение налогоплательщика в число кандидатов на проведение выездной проверки. При этом анализируется изменение таких показателей, как сумма начисленных налогов, обороты по реализации продукции, объёмы дебиторской задолженности, начисление и выплата заработной платы и т.п. Резкое изменение отдельных показателей или их соотношений вызывает необходимость объяснения налогоплательщика и требует самого пристального внимания и анализа со стороны налоговых органов. Например, особого внимания требуют организации, у которых (по отчётности) расходы растут и одновременно снижаются объёмы реализации.
Первые два метода основаны на анализе представленной отчётности и используются на стадии камеральной проверки для отбора налогоплательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых подле жит более подробному анализу (например, математические методы анализа, которые были разобраны в ходе описания камеральных проверок).
Информация, полученная в ходе камеральных проверок, дополняется информацией, полученной в ходе предшествующих выездных проверок соответствующих налогоплательщиков, а также информацией, полученной от других налоговых и иных контрольных и правоохранительных органов.
Оформление результатов налоговой проверки
... норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок. Целью курсовой работы является изучение порядка оформления результатов налоговых проверок, проводимыми налоговыми органами. ...
При назначении выездных проверок не должны упускаться из вида налогоплательщики, у которых значительные нарушения были обнаружены в процессе предшествующих налоговых проверок.
Метод, основанный на использование информации, полученной в ходе проверок других налогоплательщиков (в том числе и другими налоговыми органами), весьма эффективен. К примеру, если в ходе про верки находятся сомнительные сделки налогоплательщика, то это, несомненно, вызовет интерес со стороны налоговых органов к финансово-хозяйственной деятельности его партнёров по данным сделкам. При этом партнёры, как правило, состоят на учёте в разных налоговых органах, и использование этого метода возможно лишь при хорошо налаженном информационном обмене между налоговыми органами. Подобный обмен информацией может оказаться весьма полезным при выявлении категорий налогоплательщиков, требующих особого внимания. Если одним налоговым органом выявляются систематические, типичные нарушения налогового законодательства среди определённой категории налогоплательщиков, то вероятность обнаружения другим налоговым органом аналогичных нарушений среди соответствующих налогоплательщиков очень высока. Аналитическая работа такого рода должна проводиться постоянно налоговыми органами всех уровней (вплоть до МНС России).
При этом должна присутствовать обратная связь, т.е. вначале отчётная информация движется от территориальных налоговых органов в управление МНС РФ по субъектам РФ и выше, а затем аналитическая информация движется от вышестоящих налоговых органов к ни жестоящим.
По вероятности обнаружения нарушений налогового законодательства налогоплательщики делятся по отраслевому признаку, а внутри отрасли — по объёмам реализации, при этом для каждой категории определяется средний объём доначисленных сумм налогов и сборов в расчёте на одну налоговую проверку за несколько лет. Выявляются и типичные для каждой категории нарушения налогового законодательства.
Отбор налогоплательщиков осуществляется также и по внешней информации. Информация, которая была получена в ходе контрольной деятельности налоговых органов, дополняется информацией, получен ной из внешних источников. Причём такая информация из внешних источников должна, например, выявить налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность без постановки на налоговый учёт или осуществляющих отдельные виды деятельности без отражения их в представляемой отчётности. Перечень источников такой информации (отражённый на рис. 8.) не является исчерпывающим, в него могут быть включены любые источники, из которых информация о налогоплательщиках может быть получена как в силу обязанности сообщать соответствующую информацию, так в силу договора об информационном обмене, либо по запросу налогового органа. Однако определяющий фактор здесь — это инициатива самих налоговых органов
После предварительного отбора отдел, ответственный за проведение выездных проверок, с учётом заключений отдела камеральных проверок и отдела предварительного анализа основных финансовых показа телей, составляет проекты годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. После согласования с отделом камеральных проверок, отделом предварительного анализа основных финансовых показателей и отделом учёта планы утверждаются руководителем налогового органа или его заместителем.
Учет и организация выездной налоговой проверки по НДФЛ
... выездных налоговых проверок по НДФЛ Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы НДФЛ 2. Определить порядок отражения НДФЛ в бухгалтерском и налоговом учете Рассмотреть процедуру выездной налоговой проверки по НДФЛ ... признается доход, полученный налогоплательщиками. Объект зависит от вида категорий налогоплательщиков (Приложение 1). На ...
Количество выездных проверок зависит от предполагаемого объёма работы и имеющихся кадровых ресурсов. Для окончательного вклю чения налогоплательщика в план имеют значение такие факторы, как величина намечаемой к проверке организации, наличие поручений пра воохранительных и вышестоящих налоговых органов на проверку конкретных налогоплательщиков и т.п.
Как правило, в обязательном порядке в план проведения проверок включаются:
1) налогоплательщики, у которых при последней налоговой про верке выявлены факты существенных нарушений налогового законода тельства, вызывающие необходимость проверки полноты устранения налогоплательщиком выявленных нарушений;
2) налогоплательщики, не представившие в налоговый орган доку менты, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
3) налогоплательщики, о которых у налогового органа имеются сведения, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком нало гового законодательства;
4) налогоплательщики, в отношении которых необходимо проверить или уточнить сведения, полученные при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с данным налогоплательщиком (т.е. полученные в результате встречной проверки);
5) налогоплательщики, по которым имеются поручения вышестоящих налоговых или правоохранительных органов на проведение выезд ной проверки;
4. Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля
4.1Камеральная налоговая проверка, порядок проведения
Камеральная налоговая проверка — это одна из форм налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).
Целью камеральной проверки является выяснение, соблюдает ли налогоплательщик законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
Камеральная проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет (далее — отчетность).
Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, налоговики обязаны провестикамеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета).
Данный вывод подтверждается п. 2 ст. 88 НК РФ, а так же Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06.
О начале камеральной проверки налогоплательщика извещать налоговые инспектора не будут и это абсолютно законно, т.к. Налоговый Кодекс не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов).
Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету) (п. 2 ст. 88 НК РФ), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.
Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.
Все вышеизложенное касается так же и уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам).
Порядок проведения камеральной проверки.
Итак, камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Камеральная в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ).
При этом специальное решение руководителя налогового органа для проведения проверки не требуется.
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).
В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п.4 ст.88 НК РФ).
Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Обратите внимание! Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется (п.5 ст.88 НК РФ), т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.
В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п.6, 8, 9 ст.88 НК РФ).
Если налогоплательщик не использует налоговые льготы, не заявляет НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган не вправе истребовать у него дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст.88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым Кодексом (п.7 ст.88 НК РФ).
4.2 Выездная налоговая проверка, порядок проведения
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.
Как показывает практика, перспектива проведения выездной проверки заметно нервирует налогоплательщиков, и дело не только в том, что контролирующим органом могут быть выявлены нарушения. Выездная проверка — это еще и серьезный дестабилизирующий фактор, сказывающийся на повседневной работе налогоплательщика, поскольку подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения их должностных обязанностей, представление и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности, и ряд других отвлекающих моментов.
Кроме того, проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создает прекрасную почву для различного рода злоупотреблений и нарушений как со стороны налогоплательщика, так и со стороны сотрудников налоговых органов. Нередко в условиях прямого контакта налогоплательщик пытается «договориться» с проверяющим лицом в обмен на игнорирование действительных и мнимых нарушений, а необходимость достижения плановых показателей по собираемости налогов ведет к тому, что должностные лица налоговых органов порой выходят за рамки служебных полномочий, проводя отдельные контрольные действия с нарушениями и тем самым нанося ущерб деятельности налогоплательщика.
Новая редакция ст. 89 НК РФ содержит более четкие и прозрачные правила, определяющие место и время проведения выездных проверок, а также их предмет и период их охвата. Изменены нормы, касающиеся количества выездных и повторных проверок.
Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, что закреплено в подп. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ. Подпункт 2 той же статьи предусматривает исключение из данного правила: выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).
Налогоплательщик же не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.
В пункт 2 ст. 89 НК РФ внесено уточнение относительно того, какой именно налоговый орган принимает решение о налоговой проверке и соответственно проверяет налогоплательщика. Ранее этот вопрос вызывал много споров, которые разрешались судами неоднозначно. Одни утверждали, что ни НК РФ, ни иные федеральные законы не наделяют налоговые органы по месту учета налогоплательщика исключительным правом проведения выездных налоговых проверок (постановление ФАС Московского округа от 3 февраля 2004 г. по делу N КА-А40/11480-03).
По мнению других судов, налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции (п. 1 ст. 82 НК РФ) и, как следует из содержания п. 1 ст. 83 НК РФ, по месту учета налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 15 июня 2004 г. по делу N Ф09-2341/04-АК).
Теперь установлено, что налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция, расположенная по месту нахождения организации. При этом внесено важное уточнение: решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. О том, что именно хотят проверить налоговые органы, руководители организации узнают из решения о проведении проверки. Этот документ, который проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки, оформляется на бланках установленного образца. Соответствующие требования к решению утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892″Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки». В статье 89 НК РФ определены все существенные сведения, которые должны содержаться в решении о проведении выездной налоговой проверки:
1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
2) предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые службы могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать. Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Этот факт законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ. Четкое определение предмета проверки защитит налогоплательщика от повторных проверок по аналогичным основаниям. НК РФ не наделяет налоговые органы правом вносить изменения в уже принятое решение о проведении проверки, в частности, указывать иной предмет проверки. Налоговый орган может вынести новое решение о проведении проверки, где будут названы не охваченные ранее налоги, но это будет уже другая проверка.
Следует учитывать, что в НК РФ четко прописана зависимость предмета выездной налоговой проверки от проверяемого объекта. Так, если проверяется налогоплательщик, то в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предмет проверки могут составлять все виды налогов (федеральные, региональные, местные).
А если проходит самостоятельная проверка филиала (представительства) налогоплательщика, то предметом проверки могут быть только уплачиваемые им региональные и местные налоги (п. 7 ст. 89 НК РФ).
Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Такой порядок определения проверяемого периода позволяет налоговым органам фактически увеличивать на один год временные рамки налоговых проверок (например, налоговый орган выносит решение о проведении выездной проверки 29 декабря 2007 г. Это означает, что он имеет право проверить 2006, 2005 и 2004 гг. Но фактически проверка начнется лишь в 2008 г., когда 2004 г. уже выйдет за рамки трехлетнего периода).
В пункте 8 ст. 89 НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки. Таким образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал о ней.
Выездная налоговая проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (ст. 89 НК РФ).
Необходимо учесть, что не четыре (шесть) месяцев прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев т. е. максимальный срок проверки при продлении может составлять четыре (шесть) месяцев, а не шесть (восемь) месяцев.
ФНС России должна установить, исходя из ст. 89 НК РФ: основания для продления проверки до четырех месяцев; исключительные основания для продления проверки до шести месяцев; порядок документального оформления продления проверки.
Налоговые органы часто принимают решение о приостановлении выездных проверок. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам:
1) необходимо истребовать документы (информацию) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»;
2) необходимо получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) необходимо провести экспертизу. На основании ст. 95 НК РФ может быть произведена экспертиза с привлечением эксперта. Эксперт — это человек, имеющий специальные познания в определенной области. Экспертиза проводится в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, технике. Эксперта выбирает налоговая инспекция, но если выбранный ею эксперт не устраивает проверяемую организацию, то ему может быть заявлен отвод. Налоговая инспекция сможет удовлетворить отвод лишь в том случае, если будет доказано, что эксперт не обладает необходимыми знаниями, не является беспристрастным, или будут приведены иные аналогичные основания. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение экспертизы. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. Возможна также повторная экспертиза, если заключение эксперта признано необоснованным или вызывающим сомнение в правильности;
4) требуется перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке. Согласно п. 1 ст. 97 НК РФ при осуществлении налогового контроля в случае необходимости может быть привлечен переводчик. Много споров возникает из-за того, что налогоплательщик представляет документы на иностранном языке, а налоговый орган отказывает в возмещении НДС только потому, что документы не переведены на русский язык (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. по делу N Ф04/1335-405/А27-2004, постановление ФАС Московского округа от 24 января 2006 г. по делу N КА-А40/13839-05-П, постановление ФАС Московского округа от 7 декабря 2005 г. по делу N КА-А40/12189-05).
Как правило, суды принимают сторону налогоплательщика, так как налоговый орган не использует свое право на привлечение переводчика.
Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали документы. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если она была приостановлена на основании информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных органов, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.
На период приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Четкое определение даты окончания проверки гарантирует налогоплательщику стабильность в осуществлении хозяйственной деятельности, а также защищает его от произвольного и продолжительного вмешательства налогового органа в его деятельность. В пункте 15 ст. 89 НК РФ указывается, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю).
Получается, что день вручения справки — это последний день проверки. Тем не менее в п. 8 ст. 89 НК РФ указывается, что срок проверки исчисляется до дня составления, а не вручения справки о проведенной проверке.
Пунктом 15 ст. 89 НК РФ отдельно предусмотрено, что налоговый орган может направить налогоплательщику справку о проведенной проверке заказным письмом, если тот уклоняется от ее получения. Бремя доказывания факта уклонения налогоплательщика от получения справки лежит на налоговом органе. Однако существует и иная позиция, состоящая в том, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, а нарушение срока вручения справки не влечет для налогового органа никаких негативных последствий.
С 1 января 2007 г. введено ограничение на количество проводимых проверок. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговые органы не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Также налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Однако следует иметь в виду, что при определении количества выездных налоговых проверок конкретного налогоплательщика не учитывается количество выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания их проведения, т. е. по датам вынесения решения о проведении проверки и справки о проведенной проверке соответственно. Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.
Установлены два основания для проведения повторной выездной проверки:
1) повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) повторная проверка проводится налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Налогоплательщикам важно иметь в виду, что при проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Повторная выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика (плательщика сборов), может проводиться независимо от предмета предыдущей проверки.
Налоговый орган в процессе проведения проверки может определить целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого предприятия. В план проведения выездных налоговых проверок налоговые органы включают в первую очередь тех налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств и (или) у которых результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности свидетельствуют о возможных налоговых правонарушениях.
30 мая 2007 г. Федеральная налоговая служба издала приказ N ММ-3-06/333@, которым утвердила концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Данный документ закрепляет основы планирования выездных налоговых проверок. Следует сказать, что подобные документы существовали и ранее, однако они предназначались для служебного пользования и официально не публиковались. Согласно новой концепции планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения.