Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциалов — научного, новейших технологий и техники, с одной стороны, и интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности, с другой. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение — нахождение и рациональное использование значительных финансовых средств. Привлечение частных, государственных или смешанных инвестиций с их определенными резервами, которые могут компенсировать повышенный риск, обеспечивает выход на качественно более высокий уровень хозяйствования. К тому же, как показал опыт многих менее развитых стран, успешный переход к инновационной модели функционирования национальной экономики возможен лишь при условии восприятия ею инноваций. Такая модель не будет жизнеспособной без реформирования экономической среды в целом на основе коренной перестройки хозяйственного механизма страны [12].
В настоящее время для России является актуальным вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития. Для осуществления поставленной задачи необходима разработка механизма, позволяющего перестроить все сферы общественных отношений в целях содействия развитию инновационной экономики.
Переход к экономике знаний требует формирования в стране и, соответственно, в регионах целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Дать импульс инновационному развитию экономики страны должны регионы. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. Необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. При этом важно добиться согласованности действий власти, бизнеса, науки, образования, финансовых инструментов в виде банков регионов и привлечения федеральных банков и средств массовой информации.
В целом, региональные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального инновационного потенциала и интенсификации инновационной деятельности субъектов хозяйствования, поскольку использование инноваций обеспечит соответствующим структурам, функционирующим на определенной территории, а соответственно и территории в целом, конкурентные преимущества, высокий предпринимательский доход. Это позволит усилить конкурентоспособность региона на межрегиональном и международном рынках.
Инновационная инфраструктура и ее развитие
... разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной. Тема инновационных технологий, инновационного менеджмента, инновационной инфраструктуры очень актуальна на сегодняшний день. Цели моей работы- это, во-первых,рассказать об инновационной инфраструктуре и ее развитии в ...
Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности [5].
Таким образом, целью курсового проекта является исследование инновационного развития экономики региона.
Объектом исследования выступает субъект Российской Федерации — Пермский край. Предметом исследования является региональные процессы инновационной реализации субъектов хозяйствования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к факторам и силам инновационного развития экономики региона (регион как основа инновационного развития;
- факторы, влияющие на инновационное развитие региона;
- механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона);
- провести оценку инновационного состояния и его тенденции на территории Пермского края (общую характеристику субъекта;
- анализ инновационной активности и оценку инновационного потенциала субъекта);
- разработать целевую Программу для инновационного развития экономики Пермского края.
1. Теоретические подходы к факторам и силам инновационного развития экономики региона, .1 Регион как основа инновационного развития
В современных условиях существует острая необходимость перевода экономики России на инновационный путь развития, усиление ее конкурентоспособности. Уже устоявшийся ресурсоориентированный, перерабатывающий тип национальной экономики не способен достичь желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки России, а так же занять достойное положение на мировом рынке. Решение поставленной задачи невозможно без использования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором.
Инновационное развитие страны требует организации эффективной системы управления способной объединить ее субъектов в единую структуру для достижения поставленных целей, а так же обеспечивающей выполнение основных функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, без которых невозможен ни один процесс. Данная система, включает в себя ряд уровней: индивидуальный уровень (инновационная деятельность на уровне конкретного человека), уровень предприятия (инновационная деятельность одного предприятия), региональный уровень (инновационная деятельность на уровне одного региона), федеральный уровень (инновационная деятельность в общероссийских масштабах).
При этом согласно принципу иерархии, каждый из нижестоящих уровней является управляемой подсистемой по отношению к вышестоящему уровню. А значит, следуя законам управления, эффективная их деятельность во многом зависит от посыла, данного вышестоящим уровнем-субъектом управления [15].
В настоящее время основным реальными источниками генерирования национальной конкурентоспособности, и создания современной инновационной экономики бесспорно должны стать региональные экономические системы.
Социальный капитал в инновационном cоциально-экономическом развитии ...
... характеристик человеческого капитала и уровня их востребованности в экономике региона, стало обнаружение ценностных ориентаций населения Республики Саха (Якутия) с целью определения параметров развития социального капитала региона. В исследовании использовалось следующее определение социального капитала: социальный капитал - это совокупность структурно оформленных социальных ...
«Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления» [13].
Региональная экономика — это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой — выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию [14].
В связи с различием социально-экономических условий, система управления инновационным развитием не может быть унифицированной для всех субъектов. Программа инновационного развития должна строиться с учетом особенностей для каждого региона в отдельности. Новые требования к наукоемкости производства и выпуск товаров способных составить конкуренцию на мировых рынках, требуют создание локальных альянсов ученых, предпринимателей и власти, одного из важнейших факторов достижения успеха. Пространственная близость создателей «интеллектуального капитала», «технологических ресурсов» и бизнеса принимает решающее значение для успеха инновационной деятельности, поскольку направления научной деятельности и бизнеса должны быть максимально согласованы. Поэтому объединение усилий всех субъектов инновационной деятельности в рамках одного региона является рациональным путём инновационного развития. Государственное регулирование инновационной деятельности (правовое, финансовое) должно быть построено с учетом особенностей региональных экономик. Смещение акцента в управлении инновационным развитием в регион и передача части прав региональным органам власти позволит усилить тенденции к самоорганизации регионов.
В этих условиях важное значение принимает региональный менеджмент, ориентированный на реализацию модели инновационного и устойчивого развития. Такая модель развития предполагает создание условий в регионе для функционирования высокотехнологичного и ресурсосберегающего промышленного производства, обмена знаниями и технологиями между участниками инновационной деятельности на разных уровнях, стимулирование инновационной активности, формирование и совершенствование инновационной инфраструктуры, создание эффективной системы коммуникаций между субъектами инновационной деятельности и так далее.
С позиции функционального подхода процесс управления инновационным развитием региона складывается из выполнения ряда действий, называемых управленческими функциями. Можно выделить четыре первичные, или общих функций (планирование, организация, мотивация, и контроль), которые объединяются в единую систему связующей функцией координации. Первичные функции располагаются последовательно в виде «круга управления», а связующая или функция координации внутри круга. Соединительные линии между всеми функциями указывают на то, что они взаимосвязаны и образуют единую систему управления.
Центральной функцией управления инновационным развитием на уровне региона является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности между всеми участниками инновационной деятельности на региональном уровне, путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. С помощью коммуникаций устанавливается взаимодействие между субъектами, осуществляется маневрирование ресурсами, обмен технологиями, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организации, мотивации и контроля) [17] .
Развитие малого инновационного бизнеса в России и за рубежом
... практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме. В силу своей специфики малым предприятиям ... явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени. Жизненный ... эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается распространением однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых ...
Таким образом, для перехода России на инновационные рельсы экономического развития, переход к экономике знаний, необходимо уделить особое внимание управлению инновационным развитием на региональном уровне. Управление инновационным развитием на уровне региона должно децентрализовать сложившуюся систему управления. Регион должен стать основным ядром координации науки, власти и бизнеса, площадкой для реализации государственной инновационной политики, наделенный необходимыми правами и
2 Факторы, влияющие на инновационное развитие региона и их классификация по уровням управления
Инновации как ведущее направление социально-экономического развития влияют на качество жизни человека. Реализация приоритетного инновационного развития идёт в основном за счёт внутреннего инновационного потенциала и эффективного управляющего воздействия. Все эти мероприятия, безусловно, направлены на повышение эффективности функционирования инновационной сферы. Но, с другой стороны, ещё не выработаны общие подходы к определению результативности проводимых мероприятий в инновационной сфере. Поэтому вопросы эффективности инновационных преобразований напрямую зависят от особенностей выявленных тенденций и закономерностей, сложившихся в региональных системах. Исследования факторов и условий развития социально-экономических систем с позиции инновационного подхода позволяют решать следующие задачи [16]:
- поиск наиболее существенных факторов эффективного функционирования региональных систем;
- определение институциональных условий инновационного развития региона;
- выявление взаимосвязи и иерархической структуры факторов, влияющих на инновационное развитие;
- определение оптимальных критериев соотношения научного результата и вложенных средств, то есть выбор условий, при которых можно получить максимальный выход при минимальных затратах (выбор наиболее экономически выгодного сочетания критериев);
- оценка реакции региональных систем на интеграционное воздействие выявленных факторов инновационного развития.
При игнорировании первостепенности решения поставленных задач возникает целый ряд объективных и субъективных препятствий для эффективного развития региона.
Во-первых, это сложности выявления стандартизированных факторов, на основе которых можно было бы судить об ожидаемой эффективности инновационного развития. Связано это с отсутствием универсальной системы факторов регионального инновационного развития, применимой к любым регионам.
Во-вторых, это недостатки в разработке инновационных программ с набором адаптационных процедур, корректирующих стандартные ситуации к реальным условиям функционирования структурных единиц региональных систем. Трудности исследований в этой области можно объяснить нехваткой объективной статистической информации, позволяющей производить соответствующую корректировку [17].
В-третьих, это дефицит управленческих технологий в инновационной сфере. Речь идёт о специализации и адаптации имеющего управленческого потенциала к инновационным программам развития. Игнорирование этого факта в среднем снижает эффективность инновационной деятельности на 15 — 20 %.
В-четвёртых, это недостаточное обоснование разделения полномочий на региональном уровне в вопросах управления инновационным развитием.
В-пятых, это объективные факторы, порождённые самой инновационной системой: недостаток экономических и управленческих знаний у работников, недостаточное финансирование, не систематизированные данные о региональных инновационных ресурсах.
Следовательно, отсутствие единых оценочных процедур, связанных с объективными тенденциями, происходящими в инновационной сфере, учитывающих региональную компоненту и неполноту статистических данных, не позволяет в полной мере оценить перспективы инновационного развития. Исследования в этой области проводятся либо по отдельным показателям, либо имеют обобщённый характер (относительно основных проблем инноваций).
Поэтому перспективными являются исследования по обоснованию факторов, определяющих функционирование социально-экономических систем по результатам эффективной инновационной деятельности этих систем.
На сегодняшний день можно выделить высокий потенциал региональных и муниципальных механизмов социально-экономической политики, способный влиять на инновационное управление. Уровень инновационности региона формируется в результате взаимодействия многих факторов. Общепринято считать, что всё многообразие факторов, воздействующих на формирование инновационной среды, может быть сведено к четырём группам [13]:
- социально-экономические условия развития региона;
- инновационный потенциал;
- человеческий капитал;
- управленческий потенциал.
Существуют и другие соотношения факторов, но они отличаются от приведённых данных лишь по степени детализации. Большое внимание сейчас уделяется комплексному исследованию факторов, влияющих на эффективность инновационных систем с целью координирования и интеграции социально-экономических процессов.
Предложено множество методических подходов к разработке интегральных показателей инновационного развития: нормированный интенсивный показатель, территориальный показатель, мировой показатель [12].
Однако значительная часть из них рассчитывается экспертным путём, что затрудняет их сбор и применение на практике. Ещё одна проблема такого подхода к оценке инновационного развития — отсутствие обоснованной прогнозной оценки. Поэтому выявление основных закономерностей и тенденций развития инноваций как вектора социально-экономического развития является первостепенной задачей в условиях реализации национальных проектов в сфере инновационного развития.
Сложность выявления таких факторов заключается, во-первых, в их многомерности; во-вторых, в трудности нахождения значимых факторов воздействия; в-третьих, в объективной оценке этих факторов; в-четвёртых, в учёте динамики социально-экономической системы в связи с протекающими изменениями внешней и внутренней среды социально-экономической деятельности региона.
Все факторы инновационного развития представляют собой экономические ресурсы регионов, следовательно, они участвуют во внутрихозяйственном обороте как структурные элементы региональной экономики. На уровне управления инновационными ресурсами по-разному реагируют на любые воздействия со стороны субъектов управления, и здесь очень важно выявить характер этого воздействия, степень влияния и степень реакции со стороны социально-экономических систем.
В исследовании приведена классификация факторов, влияющих на инновационное развитие региона, полученная методом многокритериальной классификации с делением на блоки, которые предполагают разложение совокупности всех факторов по принадлежности их к определённому способу воздействия на объект исследования. Для выявления степени реакции социально-экономических систем на изменение факторов инновационного развития региона была сформирована база статистических данных, за основу которой принята методика построения и соизмерения первичных групповых показателей. С целью унификации предлагается все социально-экономические показатели функционирования региона делить на блоки, в результате чего анализ региональных экономических подсистем становится возможным для любого субъекта Российской Федерации.
Классификация факторов инновационного развития выполнена по уровням управления. При этом ставится цель процедуру классификации сделать такой, чтобы можно было учесть особенности воздействия факторов на степень управляемости субъекта управления. Достижение поставленной цели создаёт предпосылки для решения задач перспективного прогнозирования развития регионов и эффективного управления инновационным развитием субъектов управления.
Систематизация и классификация факторов связаны, прежде всего, со статистической их обоснованностью. В связи с большим количеством, факторы социально-экономического развития регионов целесообразно разбить по блокам атрибутивных признаков. На основании этого принципа и обобщения исследуемых материалов были отобраны и сформированы двенадцать групп факторных признаков (таблица 1.1).
Таблица 1.1 — Факторы влияния на уровень инновационного развития региона, разбитые по социально-экономическим группам [22]
Группы факторов |
Показатели |
|
Кол-во |
Наименование |
|
1 |
2 |
3 |
Демографические |
16 |
Средняя продолжительность жизни всего населения (средняя продолжительность жизни мужчин, средняя продолжительность жизни женщин); ожидаемая продолжительность жизни при рождении; ожидаемая продолжительность жизни городского населения; ожидаемая продолжительность жизни женщин среди городского населения; ожидаемая продолжительность жизни сельского населения; ожидаемая продолжительность жизни женщин сельской местности; коэффициент смертности; численность молодёжи трудоспособного возраста; численность населения в трудоспособном возрасте; численность населения старше трудоспособного возраста; численность мужчин; численность женщин; коэффициент демографической нагрузки; коэффициент рождаемости. |
Экономические |
12 |
ВРП на душу населения; объёмы промышленного производства; ввод в действие основных фондов; индекс промышленного производства; удельный вес промышленной продукции; индекс физического объёма оборота розничной торговли; валовая прибыль экономики; степень износа основных фондов; удельный вес крестьянских хозяйств в общем объёме производства сельскохозяйственной продукции; рентабельность промышленных предприятий; уровень рентабельности проданных товаров; удельный вес производства товаров народного потребления. |
Финансовые |
11 |
Валовой региональный располагаемый доход; бюджетные региональные доходы; бюджетные региональные доходы на душу населения; бюджетные региональные расходы; бюджетные региональные расходы на душу населения; консолидированный региональный бюджет; чистая прибыль инновации; валовая прибыль экономики; сальдо первичных доходов; текущие трансферты; капитальные трансферты. |
Трудовые |
11 |
Численность экономически активного населения; среднегодовая численность мужчин, занятых в экономике; среднегодовая численность женщин, занятых в экономике; численность занятых в экономике, тысяч человек; численность безработных; коэффициент потенциального замещения; коэффициент «пенсионной нагрузки»; коэффициент общей нагрузки; коэффициент напряжённости на рынке труда; коэффициент экономической нагрузки на одного экономически активного; коэффициент вакантности. |
Социальные |
10 |
Индекс потребительских цен; среднемесячная заработная плата населения; среднедушевой доход населения, руб./чел.; доля населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума; число пенсионеров, тыс. чел.; число инвалидов, тыс. чел.; число мест в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов; число детей в домах ребёнка; нагрузка на одного социального работника, человек; среднемесячный размер льготных выплат, руб. |
Инвестиционные |
11 |
Инвестиции в основной капитал; доля инвестиций в основной капитал промышленного производства; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля государственных инвестиций в основной капитал; доля частных инвестиций в основной капитал; доля иностранных инвестиций; прямые иностранные инвестиции; доля инвестиций в нематериальные активы; портфельные инвестиции; доля инвестиций в нефинансовые активы; доля инвестиций в инновации. |
Уровень жизни населения |
13 |
Индекс развития человеческого капитала; индекс отдельной продолжительности жизни при рождении; индекс уровня образования; индекс реального ВВП в расчёте на душу населения; личные доходы населения; реальные располагаемые доходы населения; среднедушевые денежные доходы населения; реальные располагаемые доходы домашних хозяйств; модальный доход населения; децильный коэффициент дифференциации доходов населения; коэффициент Джини; коэффициент Гатева; коэффициент Салаи. |
Образовательные |
7 |
Уровень образования населения; уровень образования женщин; число студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения; число дошкольных учреждений; численность учащихся дневных образовательных учреждений; уровень образования предпринимателей; коэффициент переподготовки специалистов. |
Инновационные |
7 |
Затраты организаций на технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объёме продукции; объём инновационной продукции в общем объёме; доля инновационных предприятий; доля инноваций, приходящихся на малые предприятия; эффективность инновационных разработок; коэффициент инновационного развития. |
Экологические |
4 |
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. тонн; улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, тыс. тонн; инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды; удельный вес затрат на экологические мероприятия. |
Жилищные |
8 |
Общая площадь жилья, млн. кв. м (жилищный фонд); площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м/чел.; удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда; число семей, получивших жильё и улучшивших жилищные условия; объёмы строительно-монтажных работ; темпы роста жилищного строительства; ввод в действие объектов социально-культурного назначения; ввод в действие образовательных учреждений. |
Природные |
9 |
Земельные ресурсы; земельные ресурсы, приходящиеся на одного человека; лесные ресурсы; лесные ресурсы, приходящиеся на одного человека; водные ресурсы; водные ресурсы, приходящиеся на одного человека; доля добывающей промышленности в экономике региона; удельный вес природных ископаемых, приходящихся на одного человека; урожайность в растениеводстве. |
Для универсальности факторы инновационного развития, как прямые, так и косвенные, рассмотрены по группам социально-экономических показателей, в результате чего становится возможным управленческий подход.
Классификация факторов выполнена на основе концепции управления региональной экономикой в целом. В механизме управления выделены системообразующие факторы инновационного развития и выстроена управленческая цепь (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Механизм управления инновационным развитием по системообразующим факторам [20]
Вся группа факторов с помощью многокритериального отбора разбивается на 10 групп (рисунок 1.2) по содержательному и формальному принципам [22].
Рисунок 1.2 — Классификация региональных ресурсов как факторов, определяющих инновационное развитие социально-экономической системы
Формальные принципы исследуют общую структуру или форму социально-экономических процессов и явлений, а содержательный принцип раскрывает конкретные свойства факторов и их взаимосвязь.
Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов: во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.
Таким образом, инновационное развитие региона следует рассматривать через факторы социально-экономического функционирования региональной системы в целом. Только в этом случае возможно эффективно осуществлять управляющее воздействие со стороны федеральных, региональных и муниципальных структур управления.
3 Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона
инновационный региональный менеджмент наукоемкость
Модернизация экономики страны возможна через стимулирование инновационной деятельности регионов России. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.
Субъекты Российской Федерации многочисленны и неоднородны по объему и составу инновационного потенциала. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом регионе должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному развитию инновационного потенциала всего субъекта.
Выделяют несколько механизмов регионального стимулирования инновационного развития [19]:
— Недоиспользованные возможности. Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, однако данные разработки не могут решить наиболее актуальные проблемы и соответственно остаются невостребованными. Также необходимо улучшение законодательства, которое регулировало бы все возникающие вопросы относительно интеллектуальной собственности.
— Правительственные инновационные программы как основа инновационной политики. Существует множество различных программ, о которых будет сказано ниже (различаются эти программы по уровню создания, т.е. действие их происходит на муниципальном, региональном или федеральном уровнях).
Данный механизм является наиболее широко используемым.
— Дополнительные меры поддержки региональных инноваций. Создание благоприятных условий функционирования, обеспечение ресурсной базой, содействие в продвижении продукции и информационная поддержка это основные направления возможной деятельности региональных властей, которое может помочь в инновационном развитии.
В мировой практике апробирован ряд организационно-экономических мер, способствующих региональному инновационному развитию:
- осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;
- прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных органов власти;
- налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального инновационного развития;
- формирование научных, технологических и инновационных парков;
- создание инкубаторов малого инновационного бизнеса;
- образование под эгидой государства и местных органов исполнительной власти центров по передаче технологий из госсектора в промышленность;
- организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры.
Наиболее действенным механизмом стимулирования развития инноваций в регионах можно назвать согласованные действия правительства, бизнеса, науки, образования, финансовых организаций и средств массовой информации. Во всем мире именно регионы рассматриваются как первая ступенька инновационной деятельности развития всей страны.
Региональным органам самоуправления следует осуществлять следующие меры по поддержке изобретательской, инновационной деятельности на местах:
- подвергать вычетам в размере понесенных налогоплательщиком убытков суммы налога, уплаченные им при реализации продукции, работ и услуг, цена которой снижена по сравнению с ценой в предыдущем налоговом периоде за счет использования в продукции, работах и услугах изобретений и других объектов интеллектуальной собственности;
- применять налоговый вычет за каждый месяц налогового периода для заслуженных изобретателей СССР и РФ, уплачивающих в данном регионе региональный налог;
— освободить от уплаты долю налога на прибыль предприятий и организаций, приходящуюся на региональный налог, полученную в течение первых пяти лет благодаря использованию в собственном производстве российских изобретений и других объектов интеллектуальной собственности и другого.
Таким образом, несмотря на богатый опыт внедрения и проведения экономики инновационного типа в других странах, в РФ необходимо решать вопрос о стимулировании инновационного развития экономики как отдельно взятых регионов, так и всей страны даже и через заимствование зарубежного опыта.
2. Оценка инновационного состояния экономики и ее тенденции на территории Пермского края, .1 Общая характеристика субъекта
Пермский край — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа и образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого7 декабря 2003 года.
Административный центр — г. Пермь (1 026 477 жителей на 1 января 2014 г.), основан в 1780 г. Расстояние от Москвы до Перми 1386 км.
Пермский край включает 51 муниципальное образование первого уровня — 40 муниципальных районов и 8 городских округов.
муниципальных районов и 1 городской округ образуют территорию с особым статусом — Коми-Пермяцкий округ (город Кудымкар — окружной центр; Гайнский муниципальный район; Косинский муниципальный район; Кочёвский муниципальный район; Кудымкарский муниципальный район; Юрлинский муниципальный район и Юсьвинский муниципальный район).
Пермский край — один из экономически развитых регионов России. В 2012 году объём валового регионального продукта составил 436,203 млрд. рублей. В 2013 году средняя заработная плата составила 20 700 рублей.
Основа экономики края — высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, чёрная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс.
Нефтеперерабатывающий завод «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (ПНОС) в Перми. В Пермском крае ежегодно добывается около 10 млн. тонн нефти. Ведущая добывающая компания — ООО «Лукойл — Пермь». Добыча нефти сконцентрирована на юге (Куединский, Кунгурский, Ординский, Осинский, Частинский и Чернушинскиймуниципальные районы) и севере края (Красновишерский, Соликамский и Усольский муниципальные районы).
В Перми расположены крупные предприятия по переработке нефти (ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (ПНОС)) и газа.
Ведущей отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений, на долю края приходится 100 % производства калийных удобрений в России. В Пермском крае расположено крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийных солей. Добыча руды и производство калийных удобрений осуществляется в Березниках (ОАО «Уралкалий») и Соликамске (ОАО «Уралкалий»).
Компания «Уралкалий» — одна из крупнейших в мире производителей и экспортеров калийных удобрений.
Производство азотных удобрений размещено в Перми (ОАО «Минеральные удобрения») и Березниках (ОАО «Азот»).
Предприятия нефтегазохимической промышленности края осуществляют, в основном, первичную переработку сырья. Крупнейшие предприятия отрасли:
- ЗАО «СИБУР-Химпром» Пермь;
- ОАО «Метафракс» — Губаха;
- ОАО «Уралоргсинтез» — Чайковский.
Кроме того, в Перми расположены предприятия по производству активированного угля (ОАО «Сорбент»), стирального порошка («Хенкель-Пемос»), галогеносодержащих химических продуктов (ОАО «Галоген»), фталевого ангидрида (ОАО «Камтэкс-Химпром»).
В Губахе расположен коксохимический завод (ОАО «Губахинский кокс»).
Черная металлургия представлена заводом полного цикла (ОАО «Чусовской металлургический завод») и предприятиями передельной металлургии (крупнейшее — ОАО «Лысьвенский металлургический завод»).
Цветная металлургия базируется на переработке руды Верхнекамского месторождения калийных солей, содержащей магний и редкие металлы. Заводы расположены в Березниках (титано-магниевый комбинат корпорации «ВСМПО-Ависма») и Соликамске (ОАО Соликамский магниевый завод).
В Перми действует завод по производству вторичного алюминия (ОАО «Пермские цветные металлы»).
В машиностроении важную роль играет производство продукции военного назначения. Крупнейший центр машиностроения — Пермь; производятся авиационные и ракетные двигатели, нефтедобывающее и горно-шахтное оборудование, бензомоторные пилы, аппаратура связи, суда, кабельная и другая продукция. Крупнейшие предприятия — Мотовилихинские заводы и Пермский моторостроительный комплекс.
Отдельные машиностроительные предприятия расположены также в городах Лысьве (производство турбогенераторов), Кунгурe (производство нефтепромыслового оборудования), Очёрe (производство бурового оборудования) и Александровскe (производство горно-шахтного оборудования), а также поселках Павловский (Очёрский район), Суксун и Юго-Камский (Пермский район).
Машиностроительная отрасль края в целом находится в кризисном состоянии. Среди причин кризиса можно выделить низкий уровень государственного оборонного заказа, а также специализацию большинства предприятий на производстве не конечной продукции, а комплектующих и отдельных частей, что препятствует проведению самостоятельной сбытовой политики. Наиболее успешно развивается производство оборудования для добывающих отраслей промышленности и железнодорожного транспорта.
Лесопромышленный комплекс края базируется на использовании богатейших лесных ресурсов Прикамья. Лесозаготовительные мощности расположены преимущественно на севере края. В Пермском крае расположены три целлюлозно-бумажных комбината: Краснокамскe, Перми и Соликамскe (ОАО «Соликамскбумпром»).
На территории края находится одно из крупнейших предприятий страны, производящих фанеру — ЗАО «Пермский фанерный комбинат» (поселок Уральский, Нытвенский район Пермского края).
Крупнейший центр пищевой промышленности края — Пермь. Действуют мясокомбинат (ОАО «Пермский мясокомбинат», входит в группу «Продо»), молочный комбинат «Пермский» (филиал компании «Юнимилк»), маргариновый, мукомольный, ликеро-водочный (ОАО «Пермалко», входит в группу S.P.I.), вино-водочный заводы (ОАО «Уралалко», входит в группу «Синергия»), две кондитерские фабрики («Пермская» и принадлежащая Nestlй «Камская»), хладокомбинат (ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие», входит в «Комос Групп»), хлебопекарное производство. К числу других крупных центров пищевого промышленности относятся Кунгур(переработка мяса и молока), Краснокамск (мясоперерабатывающее и макаронное производство), а также Чайковский, Лысьва, Кудымкар, Верещагино. Действуют Пермское отделение Свердловской железной дороги (ранее — Пермская железная дорога имени Л.М. Кагановича), ОАО «Судоходная компания Камское речное пароходство», ФГУП «Пермские авиалинии», международный аэропорт Большое Савино.
Таким образом, Пермский край — динамично развивающийся регион, законодательство которого направлено на формирование организационных и финансовых основ, обеспечивающих эффективное развитие административно-территориального образования Российской Федерации. С этой целью в регионе предпринимаются попытки нормативно урегулировать работу механизмов, которые бы обеспечивали стабильную экономическую и социальную ситуацию на территории Пермского края.
2 Анализ инновационной активности субъекта
Для характеристики инновационной активности Пермского края, проведем оценку инновационной активности всех регионов Приволжского федерального округа, для чего выделим группы показателей, которые выражают и обеспечивают инновационную активность региона:
- показатели экономического развития региона (валовой региональный продукт и выпуск промышленной продукции на душу населения);
- показатели инновационного потенциала промышленного производства (доли инновационной продукции в общем объеме выпущенной промышленной продукции региона и инновационно-активных организаций в общем количестве организаций региона; число созданных и использованных объектов интеллектуальной собственности на 10 тыс.
занятых в промышленности);
- показатели наукоемкости региона (число научных организаций и исследователей региона на 10 тыс. занятых в экономике;
- затраты на научные исследования и разработки на 10 тыс. занятых в экономике;
- число поданных заявок на изобретения и полезные модели на 10 тыс. занятых в экономике;
- доля внутренних текущих затрат в валовом региональном продукте);
- показатели участия региона в международном технологическом обмене (доля экспорта и импорта технологий и услуг технического характера региона в общем объеме экспорта и импорта региона);
- показатели обеспеченности кадрами высшей квалификации в научно-инновационной сфере региона (число аспирантов и докторантов на 100 занятых, исследованиями и разработками;
- число кандидатов и докторов наук на 100 занятых, исследованиями и разработками);
- показатели степени информатизации региона (доля организаций, использовавших информационно-коммуникационные технологии;
- затраты на информационно-коммуникационные технологии на 100 занятых в экономике;
- доля организаций, имевших сайты в сети интернет;
- число зарегистрированных абонентов сотовой связи на 100 человек;
- число персональных компьютеров на 100 работников).
По каждой группе показателей определялся рейтинг регионов, а также в целом по всем показателям, что представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Соотношение высоких и низких рейтинговых позиций по регионам Приволжского федерального округа
Наименование региона |
Индивидуальная рейтинговая оценка |
Средний рейтинговый балл |
Локальные рейтинговые позиции |
Соотношение высоких и низких рейтинговых позиций |
|
высокие |
низкие |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Республика Татарстан |
1 |
4,95 |
15 |
2 |
7,50 |
Нижегородская область |
1 |
4,95 |
14 |
3 |
4,67 |
Самарская область |
2 |
5,10 |
15 |
4 |
3,75 |
Пермский край |
3 |
6,10 |
13 |
4 |
3,25 |
Саратовская область |
4 |
6,67 |
9 |
3 |
3,00 |
Республика Башкортостан |
5 |
7,48 |
4 |
4 |
1,00 |
Ульяновская область |
6 |
7,62 |
8 |
6 |
1,33 |
Удмуртская Республика |
7 |
7,76 |
6 |
8 |
0,75 |
Республика Мордовия |
8 |
8,14 |
6 |
7 |
0,86 |
Чувашская Республика |
9 |
8,81 |
7 |
8 |
0,88 |
Оренбургская область |
10 |
8,86 |
8 |
11 |
0,73 |
Пензенская область |
11 |
9,38 |
5 |
12 |
0,42 |
Кировская область |
12 |
9,71 |
2 |
12 |
0,17 |
Республика Марий Эл |
13 |
9,86 |
4 |
13 |
0,31 |
Первое место по соотношению высоких и низких рейтинговых позиций занимает Республика Татарстан, однако его средний рейтинг одинаков с Нижегородской областью, которая лидирует по восьми показателям. В то время как Республика Татарстан лидирует только по трем показателям.
Пермский край занимает третье место в этом списке, имея 13 высоких и 4 низких рейтинговых позиций, в целом средний балл оценки ставил 6.10.
Для анализа фактически сложившейся приоритетности различных групп рейтинговых инновационных показателей составим таблицу 2.2.
Таблица 2.2 — Среднее значение интегральной рейтинговой позиции и рейтинга по группам
Группы показателей |
Количество показателей в группе |
Средний рейтинговый балл |
Групповой рейтинг |
Экономического развития региона |
2 |
7,5 |
5 |
Инновационного потенциала промышленного производства |
4 |
7,21 |
3 |
Наукоемкость региона |
5 |
7,33 |
4 |
Участия в международном технологическом обмене |
2 |
6,54 |
1 |
Обеспеченности кадрами высшей квалификации в научно-инновационной сфере региона |
4 |
7,5 |
5 |
Степени информатизации региона |
5 |
6,9 |
2 |
Исходя из средних рейтинговых баллов, установлен групповой рейтинг, первые три позиции в нем занимают показатели участия в международном технологическом обмене, степени информатизации региона и инновационного потенциала промышленного производства. Две последние позиции приходятся на показатели наукоемкости региона, а также экономического развития региона и обеспеченности кадрами высшей квалификации в научно-инновационной сфере региона, что представлено в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Рейтинг регионов по группам показателей
Наименование региона |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рейтинг региона по совокупности показателей |
Республика Башкортостан |
4 |
8 |
8 |
8 |
4 |
5 |
5 |
Республика Марий Эл |
12 |
11 |
10 |
8 |
6 |
9 |
13 |
Республика Мордовия |
9 |
3 |
9 |
8 |
3 |
13 |
8 |
Республика Татарстан |
1 |
6 |
5 |
7 |
3 |
1 |
|
Удмуртская Республика |
6 |
5 |
11 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Чувашская Республика |
10 |
7 |
12 |
6 |
8 |
4 |
9 |
Пермский край |
2 |
3 |
4 |
2 |
10 |
7 |
3 |
Кировская область |
11 |
10 |
9 |
5 |
9 |
10 |
12 |
Нижегородская область |
5 |
1 |
1 |
1 |
11 |
2 |
1 |
Оренбургская область |
3 |
9 |
13 |
7 |
1 |
11 |
10 |
Пензенская область |
12 |
6 |
6 |
8 |
12 |
10 |
11 |
Самарская область |
1 |
2 |
3 |
2 |
13 |
1 |
2 |
Саратовская область |
8 |
4 |
7 |
2 |
2 |
12 |
4 |
Ульяновская область |
7 |
6 |
2 |
3 |
11 |
8 |
6 |
Исходя, из данных таблицы 2.3 установлено, что регион — Пермский край по рейтингу совокупности показателей находится на 3-ем месте, уступая Республике Татарстан, Нижегородской и Самарской областям. Это обусловлено тем, что в Пермском крае на достаточно низком уровне определена позиция наукоемкость региона, а так же экономическое развитие региона и обеспеченность кадрами высшей квалификации в научно-инновационной сфере региона.
Рисунок 2.1 — Рейтинг регионов Приволжского Федерального Округа по группам показателей
Можно выделить следующие проблемы, снижающие инновационную активность промышленных предприятий Пермского региона:
- зависимость от естественных монополий;
- высокий физический износ основных фондов;
- технологическая отсталость предприятий;
- недостаток оборотных средств и внешних инвестиций;
- нехватка квалифицированных кадров;
- проблема омоложения кадров;
- неравные конкурентные условия субъектов промышленности, вызванные причинами федерального уровня.
3 Оценка инновационного потенциала субъекта
Экономика Пермского края индустриального типа включает в себя более 500 крупных и средних промышленных предприятий различных отраслей. По объему промышленного производства в последние годы Пермский край устойчиво входит в состав 15-ти лучших регионов Российской Федерации и является одним из лидирующих регионов в Приволжском федеральном округе и на Урале.
На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Создан и успешно работает современный, мощный, диверсифицированный комплекс предприятий по добыче и переработке нефти и газа.
На долю Пермского края приходится 100% производимых в России калийных удобрений. Кроме того, химические предприятия области производят такие виды экспортноориентированной и высокотехнологичной продукции, как метанол и продукты его переработки, аммиак и азотные удобрения, уникальные хладоны и фторополимеры, флокулянты и активные угли.
Наличие специализированных научных центров и высококвалифицированных кадров обеспечивают лидирующие позиции машиностроения региона в российском производстве топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации, навигационной аппаратуры.
Металлургическая промышленность представлена предприятиями по переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также предприятиями порошковой металлургии. В регионе работает единственное в России предприятие по производству титановой губки. Половина от общероссийских объемов магния производится компаниями Пермского региона.
Лесопромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.
Следует отметить, что машиностроение, черная металлургия, химическая и лесная отрасли промышленности развиваются опережающими по сравнению с общероссийскими темпами роста объемов производства продукции.
Особую роль в успешном развитии региона занимает наличие научно-технического и инновационного потенциала. На сегодняшний день Пермский край характеризуется высокой концентрацией научных организаций и наукоемких промышленных компаний.
Основными участниками научно-технической и инновационной деятельности в регионе являются научные организации и предприятия различных отраслей промышленности. В Пермском крае осуществляют свою деятельность 3 филиала и 4 института Уральского отделения Российской академии наук, 18 учреждений ВПО (из них 11 государственных, 5 негосударственных и 2 государственных учреждения дополнительного профессионального образования) и около 35 отраслевых институтов и конструкторских бюро научных и промышленных организаций.
Регион имеет уникальные научные школы в сфере промышленности, связанные с изучением и внедрением научных разработок в области органической химии, механики твердого тела и жидкостей, микробиологии, биотехнологий, технологий использования недр, создания композиционных материалов, технологий управления производствами оптических волокон, гироскопов и навигационных систем, технологий создания авиационных двигателей, создания лекарственных препаратов. Не имеют аналогов в мире разработки пермских ученых по таким направлениям, как магнитная гидродинамика, биотехнология синтеза, рекультивация нефтезагрязненных почв, геоэкологические исследования, свайные фундаменты, порошковая металлургия.
На сегодняшний день в научных организациях и наукоемких компаниях региона работают 11627 человек из них: 573 доктора наук, 2436 кандидатов наук, 8618 научных сотрудников.
В то же время по числу организаций, ведущих подготовку аспирантов, Пермский край занимал в 2006 году последнее место среди регионов-конкурентов. По итогам 2006 года по количеству аспирантов край находился на последнем месте среди сравниваемых регионов, а по количеству докторантов — на 5.
Принимая во внимание тот факт, что около 20% докторов наук имеют возраст старше 65 лет, можно говорить о недостаточном вливании молодых кадров в научный потенциал края и проблеме старения научно-технических кадров, что может привести к слабой интеграции в мировую науку и мировой рынок инноваций.
Сохраняется положительная динамика по финансированию научных исследований и разработок. Финансирование науки в Пермском крае за последние 5 лет выросло в 3 раза, при этом затраты непосредственно на научные исследования и разработки составили 32,2 млн. дол. США при той же тенденции роста.
В регионе сформировались и развиваются научные школы и направления в сфере промышленности, связанные с изучением и внедрением научных разработок в области информационных технологий, органической химии, механики твердого тела и жидкостей, микробиологии, биотехнологий, технологий использования недр, создания композиционных материалов, технологий управления производствами оптических волокон, гироскопов и навигационных систем, технологий создания авиационных двигателей, создания лекарственных препаратов. Разработки в данных областях ведут компетентные научные коллективы, которые возглавляют ученые, признанные на российском и зарубежном уровнях.
В соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации определены тринадцать региональных технологий и производств, в отношении которых администрацией Пермского края оказывается адресная поддержка.
Положение региона, его промышленный потенциал, наличие значительных природных запасов в сочетании с трудовыми ресурсами, основу которых составляет персонал крупных высокотехнологичных промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских учреждений, создает уникальные условия для дальнейшего развития региона, делает ее максимально независимой в хозяйственном отношении.
Одной из ключевых задач, стоящих перед администрацией региона, является создание общеэкономических, нормативно-правовых, инфраструктурных и финансовых условий для дальнейшего успешного развития экономики региона.
Активно формируется региональная инновационная инфраструктура. Одним из основных направлений развития промышленности региона можно считать развитие инфраструктуры инноваций по направлениям, которые представлены в таблице 2.4.
В рамках формирования общеэкономических условий предполагается оказание адресной поддержки наукоемким компаниям и производствам в сфере налогообложения. Это оказание помощи хозяйствующим субъектам в предоставлении федеральных налоговых льгот, предоставление региональных налоговых льгот, страхование рисков инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие компании и технологии, предоставление государственных гарантий и отсрочек налоговых платежей.
Что касается формирования нормативно-правовых условий развития инновационной деятельности, то здесь первоочередными задачами являются те, которые представлены так же в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Направления в развитии инновационного климата в Пермском крае
Тип направления |
Мероприятия по направлениям развития |
1 |
2 |
Инфраструктура |
— учрежден ряд научно-образовательных центров (региональный инновационный научно-образовательный центр, научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и так далее); |
— учрежден региональный фонд поддержки венчурных инвестиций; |
|
— ежегодно проводится всероссийская конференция «Информация, инновации, инвестиции»; |
|
— формируется интегрированное, распределенное информационно-инновационное пространство; |
|
— формируется экспертная информационно-аналитическая сеть «Наука и инновации Пермского края»; |
|
— создано региональное агентство содействия привлечению инвестиций в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами в Пермском крае; |
|
— ведутся работы по формированию технопарка; |
|
— созданы центры подготовки кадров на базе образовательных учреждений для нужд наукоемких компаний. |
|
Нормативно-правовое |
— утверждение положения об учете и коммерческом использовании интеллектуальной собственности; |
— принятие распорядительных актов Губернатора Пермского края по формированию механизма поддержки инновационной деятельности на территории региона; |
|
— внесение изменений в Закон Пермской области «О науке и научно-технической политике в Пермской области» и «Основные направления научно-технической политики в Пермской области до 2015 года». |
Таким образом, инновационное развитие Пермского края — это комплекс мероприятий, направленных на повышение объемов выпуска конкурентной на мировом рынке продукции с высокой добавленной стоимостью.
Цель инновационного развития Пермского края — увеличение объемов выпуска промышленной продукции конкурентной на мировом рынке с высокой добавленной стоимостью в ориентировочном размере не менее 7 млрд. руб. в год.
В качестве положительных примеров инновационной деятельности научных организаций и наукоемких промышленных компаний можно привести следующие инновационные проекты:
- Многофункциональные информационно-аналитические комплексы идентификации объектов в задачах обеспечения безопасности (Пермский государственный технический университет).
- Нагреватели композиционные гибкие из неметаллических материалов (Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов).
- Инфраструктура управления услугами товариществ собственников жилья ТСЖ — SCS702 (ЗАО «Лаби Лабс»).
- Экспертная система трансфера технологий (Пермский государственный технический университет).
- Система автоматизации исследований социально-экономической результативности производственных и инновационных процессов промышленного предприятия (Пермский центр научно-технической информации).
- Методика оперативного управления добавленной стоимостью предприятия (АНО «Прикамский центр стратегического планирования»).
- Упругий винтовой имплантант для остеосинтеза шейки бедра (Пермский государственный технический университет, Пермская государственная медицинская академия).
- Алгоритмы криптографической защиты информации (ЗАО «Бионт»).
- Программный комплекс — электронная служба «Общественное мнение» (Пермский центр научно-технической информации).
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что Пермский край — это территория инновационного развития с огромным потенциалом и возможностями.
Тем не менее, на сегодняшний день существует реальная угроза следующих факторов:
В сфере инвестиций:
— Наличие избыточных административных барьеров и государственного регулирования, осложняющих реализацию инвестиционных проектов на территории Пермского края, а также низкая эффективность существующих инструментов поддержки предприятий-инвесторов.
— Снижение конкурентоспособности производимой продукции, низкая рентабельность производства и высокие издержки на содержание производственной базы, обусловленные тем, что инвестиции в основном направляются на обновление отдельных элементов производственных цепочек, а не на комплексную модернизацию процесса производства.
В сфере инновационного развития:
— Недостаточный темп инновационного развития экономики Пермского края вследствие слабого взаимодействия науки и производства, низкого уровня внедрения научных разработок, недостаточного финансирования фундаментальных исследований, отсутствия инновационной инфраструктуры (технопарки, технологические «теплицы»), отсутствия системы отбора и поддержки стартапов, отсутствия спроса на инновации в традиционном секторе экономики и низкого уровня инновационной активности предприятий, недостаточной квалификации выпускников учебных заведений для осуществления практической профессиональной деятельности.
Но при этом также объективно существует ряд внешних возможностей, позволяющих устранить препятствия экономического развития экономики Пермского края:
- наличие условий для диверсификации экономики;
- наличие возможности для повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала;
- наличие возможности для дальнейшего укрепления социально-политической стабильности.
В результате, устойчивое развитие экономики Пермского края требует, в свою очередь, создания эффективных механизмов и инструментов через использование методов государственного регулирования и поддержки, которые обеспечат активную инвестиционную и инновационную деятельность, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, рост уровня доходов населения.
Следовательно, необходимо разрабатывать целевые программы по укреплению и развитию экономики Пермского края через реализацию инновационных проектов и привлечения инвестиций, а также мероприятий по позиционированию территории Пермского края на российском и международном уровне.
3. Разработка целевой программы для инновационного развития экономики Пермского края, .1 Основные цели, задачи и целевые показатели Программы
Реализация Программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» должна быть направлена на решение ключевых задач по развитию инновационной экономики региона, в том числе поддержку инновационных, наукоемких разработок и технологий, создание инновационных кластеров, а также снятие рисков, отраженных в постановлении Законодательного Собрания Пермского края от 1 декабря 2011 г. № 3046:
- высокая зависимость экономики Пермского края от состояния сырьевых отраслей промышленности региона, как следствие бюджета Пермского края — от конъюнктуры мировых рынков;
- низкая доля инновационного продукта в структуре внутреннего регионального продукта, недостаточный темп развития инновационной экономики;
- недостаточный объем инвестиций на модернизацию процесса производства.
Главными приоритетами в сфере реализации Программы должно являться выстраивание системы обновления экономики в соответствии с вызовами времени и привлечение необходимых для этого материальных и кадровых ресурсов, поддержка инновационных, наукоемких разработок и технологий, а также создание инновационных кластеров.
В соответствии с этим определена цель Программы — повышение благосостояния региона, развитие региональной экономики и повышение налоговых поступлений в региональный бюджет за счет реализации регионального научно-технического и инновационного потенциала.
Достижение цели Программы должно обеспечиваться путем решения следующих задач:
- стимулирование и поддержка инновационной активности субъектов экономической, научной и научно-технической деятельности Пермского края, а также стимулирование и поддержка создания новых инновационных предприятий;
- формирование инновационной инфраструктуры, способствующей ускоренному созданию и развитию инновационных предприятий;
- формирование спроса на инновации в Пермском крае;
- развитие венчурного финансирования инновационной экономики региона;
- повышение эффективности государственного управления в сфере инновационного развития Пермского края.
Исходя из вышеуказанного, определены показатели (индикаторы) решения задач подпрограммы:
- удельный вес организаций осуществляющих инновации, в общем числе обследуемых организаций, %;
- удельный вес инновационной продукции, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями промышленного производства, %;
- количество малых инновационных предприятий, ед.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы к концу 2018 года:
- активизация инновационной деятельности во всех секторах экономики края;
- создание и развитие эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие участников инновационного процесса на всех этапах инновационного цикла;
- привлечение инвестиций в инновационную сферу, в том числе за счет эффективного сотрудничества с организациями инновационной инфраструктуры России;
- создание позитивного имиджа Пермского края как инновационно-активного региона;
- количество вновь созданных инновационных предприятий, не менее 27;
- количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест, не менее 280;
- количество инициированных инновационных проектов, не менее 135.
Подпрограмма рассчитана на период с 2015 по 2018 годы. Программа не должна иметь строгой разбивки на этапы, мероприятия должны реализовываться на протяжении всего срока реализации Программы.
2 Система мероприятий по Программе и основа их регламента
Перечень основных мероприятий сформирован таким образом, чтобы обеспечить решение конкретных задач Программы.
Решению задачи 1 «стимулирование и поддержка инновационной активности субъектов экономической, научной и научно-технической деятельности Пермского края, а также стимулирование и поддержка создания новых инновационных предприятий» способствуют следующие основные мероприятия:
- проведение образовательных мероприятий, мастер-классов, презентаций «историй успеха» ведущих предпринимателей и инвесторов сектора инновационного бизнеса в целях формирования у молодежи мотиваций и компетенций для самореализации в данном секторе;
- проведение краевого конкурса инновационных проектов для физических лиц Пермского края в целях создания ими новых инновационных предприятий;
- Проведение краевого конкурса проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для юридических лиц Пермского края;
- поддержка проведения в Пермском крае конкурсов инновационных проектов регионального и федерального уровня, в том числе конкурсов по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Решению задачи 2 «формирование инновационной инфраструктуры, способствующей ускоренному созданию и развитию инновационных предприятий, в том числе организованных инновационных кластеров» способствуют следующие основные мероприятия:
- создание организованных инновационных кластеров;
- создание и сопровождение единого информационного портала для субъектов инновационной деятельности Пермского края.
Решению задачи 3 «формирование спроса на инновации в Пермском крае» способствуют следующие основные мероприятия:
- формирование перечня инновационной продукции и услуг субъектов инновационной деятельности Пермского края и разработка мероприятий по стимулированию спроса на данную продукцию в рамках государственного и муниципального заказа, а также на частном рынке;
- организация информационно-выставочной деятельности в целях продвижения инновационной продукции и услуг субъектов инновационной деятельности Пермского края на региональный, всероссийский и международный рынок.
Решению задачи 4 «развитие венчурного финансирования инновационной экономики региона» способствуют следующие основные мероприятия:
- оказание услуг по содействию «упаковке» инновационных проектов для презентации венчурным инвесторам и участия в конкурсах инновационных проектов;
- создание венчурного фонда для софинансирования на возвратной основе инновационных проектов субъектов инновационной деятельности Пермского края.
Решению задачи 5 «повышение эффективности государственного управления в сфере инновационного развития Пермского края» способствуют следующие основные мероприятия:
- мониторинг и актуализация нормативно-правовой основы инновационной деятельности в Пермском крае;
- разработка и утверждение Стратегии инновационного развития Пермского края на период до 2026 года;
- мониторинг и прогнозирование динамики развития инновационной системы Пермского края;
- создание и обеспечение деятельности экспертной информационно-аналитической системы «Реестр субъектов инновационной деятельности Пермского края».
Основой нормативного правового регулирования в сфере реализации мероприятий по Программе являются:
- Закон Пермского края «О науке и научно-технической политике в Пермском крае» от 2 апреля 2008 г. № 220-ПК в ред. от 28 августа 2012 г.;
- Закон Пермского края «Об инновационной деятельности в Пермском крае» от 11 июня 2008 г. № 238-ПК в ред. от 6 июня 2012 г.;
- Закон Пермского края «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» № 140-ПК от 20 декабря 2012 г. в ред. от 5 июня 2013 г.
Указ губернатора Пермского края «Об основных направлениях научной и научно-технической политики Пермского края» от 1 ноября 2010 г. № 83;
- Постановление Законодательного собрания Пермского края Пермского края «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года» от 1 декабря 2011 г. № 3046 в ред. от 6 декабря 2012 г.
В рамках реализации мероприятий Программы предусматривается деятельность по актуализации следующих нормативных правовых актов:
- Закон Пермского края «О науке и научно-технической политике в Пермском крае» от 2 апреля 2008 г. № 220-ПК в ред. от 28 августа 2012 г.;
- Закон Пермского края «Об инновационной деятельности в Пермском крае» от 11 июня 2008 г. № 238-ПК в ред. от 6 июня 2012 г.;
- Закон Пермского края «О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы» № 140-ПК от 20 декабря 2012 г. в ред. от 5 июня 2013 г.
Указ губернатора Пермского края «Об основных направлениях научной и научно-технической политики Пермского края» от 1 ноября 2010 г. № 83;
- Постановление Законодательного собрания Пермского края Пермского края «О Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года» от 1 декабря 2011 г. № 3046 в ред. от 6 декабря 2012 г.
Также в рамках реализации мероприятий Программы планируется разработка и принятие следующих нормативно-правовых актов:
- Долгосрочная целевая программа «Развитие науки и инноваций в Пермском крае на 2015-2019 годы»;
- Стратегия инновационного развития Пермского края на период до 2020 года.
3 Социально-экономическая оценка ожидаемых результатов реализации целевой Программы
Прогнозируемый перечень показателей реализации целевой Программы Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Прогноз показателей после реализации Программы
Наименование показателя |
Исполнитель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Удельный вес организаций, осуществляющих инновации, в общем числе обследованных организаций, % |
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края |
12,9 |
13,6 |
14,3 |
15,0 |
Удельный вес инновационной продукции, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями промышленного производства, % |
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края |
9,0 |
11,0 |
13,0 |
15,0 |
Количество малых инновационных предприятий, ед. |
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края |
20 |
70 |
145 |
225 |
Для достижения целевых показателей будет использоваться комплекс мероприятий, направленных на формирование инновационной инфраструктуры, способствующей ускоренному созданию и развитию инновационных предприятий, в том числе организованных инновационных кластеров.
Общая потребность финансового обеспечения целевой Программы Пермского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 — Финансовое обеспечение реализации Программы
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Код бюджета |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Стимулирование и поддержка инновационной активности субъектов экономической, научной и научно-технической деятельности Пермского края, а также стимулирование и поддержка создания новых инновационных предприятий, в том числе |
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края |
832 |
40710,0 |
40710,0 |
40710,0 |
— проведение образовательных мероприятий, мастер-классов, презентаций «историй успеха» ведущих предпринимателей и инвесторов сектора инновационного бизнеса в целях формирования у молодежи мотиваций и компетенций для самореализации в данном секторе |
960,0 |
960,0 |
960,0 |
||
— проведение краевого конкурса инновационных проектов для физических лиц Пермского края в целях создания ими новых инновационных предприятий |
7500,0 |
7500,0 |
7500,0 |
||
— проведение краевого конкурса проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для юридических лиц Пермского края |
31500,0 |
31500,0 |
31500,0 |
||
— поддержка проведения в Пермском крае конкурсов инновационных проектов регионального и федерального уровня, в том числе конкурсов по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
750,0 |
750,0 |
750,0 |
||
2. Повышение эффективности государственного управления в сфере инновационного развития Пермского края, в том числе |
Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края |
832 |
800,0 |
400,0 |
400,0 |
— мониторинг и прогнозирование динамики развития инновационной системы Пермского края |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
||
— создание и обеспечение деятельности экспертной информационно-аналитической системы «Реестр субъектов инновационной деятельности Пермского края» |
400,0 |
0,0 |
0,0 |
||
3. «Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», «Ассоциации инновационных регионов России» |
Аппарат Правительства Пермского края |
875 |
5000,00 |
5000,00 |
5000,00 |
Итого: |
— |
— |
46510,0 |
46510,0 |
46510,0 |
Распределение финансового обеспечения целевой Программы по источникам финансирования представлено в таблице 3.3
Таблица 3.3 — Объемы и источники финансирования целевой Программы
Год |
Средства бюджета Пермского края |
Средства бюджета Российской Федерации |
Средства внебюджетных источников |
Средства местных бюджетов |
2015 |
46510,00 |
— |
— |
— |
2016 |
46110,00 |
— |
— |
— |
2017 |
46110,00 |
— |
— |
— |
Всего: |
138730,00 |
— |
— |
— |
Исходя, из данных таблицы 3.3 видно, что финансирование Программы будет осуществляться только из единственного источника — бюджета Пермского края, в размере 138730,00 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы должен определяться ежегодно при формировании бюджета Пермского края, и утверждаться законом Пермского края о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год и плановый период. По результатам ежегодной оценки эффективности и результативности реализации Программы возможно перераспределение объемов средств, предусмотренных на их реализацию по направлениям, отдельным мероприятиям и годам.
Оценка эффективности выполнения Программы должна проводиться для обеспечения ответственного исполнителя Программы оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий Программы, подпрограмм и решения задач и реализации целей Программы.
Ответственный исполнитель Программы должен использовать результаты оценки эффективности ее выполнения при принятии решений:
- о корректировке плана реализации Программы на текущий год;
- о формировании плана реализации Программы на очередной год;
- о подготовке предложений по корректировке Программы в случае выявления факторов, существенно влияющих на ход реализации Программы.
Оценка эффективности должна осуществляться
а) обследование (анализ) ответственного исполнителя текущего состояния сферы реализации Программы на основе достигнутых результатов;
- б) экспертная оценка хода и результатов реализации Программы.
- Степень достижения целей и решения задач Программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы, и их плановых значений по формуле 3.1:
СДЦ= (СДП 1 +СДП 2+ СДПN)/N, (3.1)
где: СДЦ — степень достижения целей (решения задач), СДП — степень достижения показателя (индикатора) Программы, N — количество показателей (индикаторов) Программы.
Степень достижения показателя (индикатора) Программы рассчитывается по формуле 3.2 или 3.3:
СДП =ЗФ/ЗП * 100 %, (3.2)
где: ЗФ — фактическое значение показателя (индикатора) Программы, ЗП — плановое значение показателя (индикатора) Программы (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений).
Или для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СДП = ЗП/ЗФ * 100%, (3.3)
— Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Пермского края и иных источников ресурсного обеспечения целевой Программы путем сопоставлена фактических и плановых объемов финансирования Программы в целом и ее подпрограмм и сопоставления фактических и плановых объемов финансирования подпрограмм из всех источников ресурсного обеспечения в целом (федеральный бюджет, краевой бюджет, внебюджетные источники) по формуле 3.4:
УФ =ФФ/ФП * 100 %, (3.4)
где: УФ — уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы, ФФ — фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы, ФП — плановый объем финансовых ресурсов на реализацию целевой Программы на соответствующий отчетный период.
— Степень реализации мероприятий целевой Программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий Программы по годам на основе ежегодных планов реализации целевой Программы.
Эффективность реализации Программы рассчитывается по формуле 3.5:
ЭЦП= СДЦ * УФ, (3.5)
где: ЭЦП — эффективность реализации программы, СДЦ — степень достижения целей (решения задач) или СДП — степень достижения показателя (индикатора) Программы, УФ — уровень финансирования реализации основных мероприятий Программы.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы определяется на основании критериев, которые представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 — Критерии эффективности реализации Программы
Вывод об эффективности реализации государственной программы |
Критерий оценки эффективности ЭЦП |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 — 0,79 |
Эффективная |
0,8 — 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
Нижняя граница интервала значений показателя (индикатора) для целей отнесения целевой Программы к высокому уровню эффективности определяется значением, соответствующим 95%-му плановому приросту показателя (индикатора) на соответствующий год; нижняя граница интервала значений показателя для целей отнесения целевой Программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже, чем значение, соответствующее 75%-му плановому приросту значения показателя на соответствующий год.
Целевая Программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если:
- значения 95% и более показателей целевой Программы соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения целевой Программы к высокому уровню эффективности;
- уровень финансирования реализации основных мероприятий целевой Программы (Уф) составил не менее 95%, уровень финансирования реализации основных мероприятий целевой Программы составил не менее 90%;
- не менее 95% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме.
Целевая Программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если:
- значения 80% и более показателей целевой Программы соответствуют установленным интервалам значений для целей отнесения целевой Программы к высокому уровню эффективности;
- уровень финансирования реализации основных мероприятий целевой Программы (Уф) составил не менее 70%;
не менее 80% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме
Если реализация целевой Программы не отвечает приведенным выше критериям, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным.
Необходимость проведения оценки эффективности Программы в течение срока ее реализации должна быть не реже одного раза в год.
В результате проведем прогнозную оценку по предложенной целевой Программе по трем вариантам, что представлено в таблице 3.5.
Таблица 3.5 — Прогноз эффективности реализации целевой Программы
Пессимистичный вариант (с достижением показателей на уровне 25%) |
Реалистичный вариант (с достижением показателей на уровне 50%) |
Оптимистичный вариант (с достижением показателей на уровне 75%) |
СДЦ 2015 = 0,75 |
СДЦ 2015 = 1,5 |
СДЦ 2015 = 2,25 |
УФ 2015 = 11627,5/46510 = 0,25 |
УФ 2015=23255/46510 = 0,5 |
УФ 2015=34882,5/46510 = 0,75 |
ЭЦП 2015 =0,75*0,25 =0,188 |
ЭЦП 2015 =1,5*0,5=0,75 |
ЭЦП 2015 =2,25*0,75 =1,688 |
Не эффективно |
Удовлетворительно |
Высокоэффективно |
Исходя, из данных таблицы 3.5 установлено, что реализация мероприятий по предложенной целевой Программе по пессимистичному варианту не эффективно, но уже при достижении 50% отметки по мероприятиям Программы показывает удовлетворительное её выполнение.
В результате, выполнение половины мероприятий по Программе и более позволит получить эффективность от реализации целевой Программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в Пермском крае.
Заключение
Основной целью модернизации и инновационного развития региональной экономики является повышение ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках. Уровень инновационного развития региона во многом зависит от деятельности трех ключевых участников инновационного процесса: государства, бизнеса и науки. Формирование эффективно действующей инновационной системы возможно при достижении одновременных парных гармонических взаимоотношений наука-бизнес, государство-наука и государство-бизнес, в результате чего образуются особенная среда — объемное пространство инноваций, способствующая созданию и распространению инноваций.
Успех развития любого региона определяется тем, каковы перспективы его развития в будущем и как на сегодняшний момент реализованы возможности региона в части формирования привлекательности и эффективного использования ограниченных ресурсов территории.
Пермский край сегодня — это крупная экономически развития территория России с достаточно высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности. Экономика Пермского края преимущественно индустриальная, доля промышленности в ВРП достигает 44% (в РФ — 31%).
Активизация темпов социально-экономического развития, усиление конкуренции на внутреннем и мировом рынках, ограниченность традиционных ресурсов роста определяют повышенное внимание к вопросам обеспечения устойчивых темпов развития регионов.
Устойчивое развитие экономики Пермского края требует, в свою очередь, создания эффективных механизмов и инструментов через использование методов инновационного регулирования и поддержки, которые обеспечат активную реализацию комплексной и сбалансированной экономической политики, что возможно через постоянное внедрение целевых Программ, следствием реализации которых будет повышение стабильности наполнения бюджета Пермского края, а значит укрепление и развитие инновационной экономики региона.
Список литературы
— Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент — СПб: «Питер», 2010.
— Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович Е.А. Управление инновациями в организациях. — М.: ОМЕГА-Л, 2006. — 452с.
— Бондарь Н.П., О.В. Васюхин, Голубев А.А., Подлесных В.И. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. — СПб.: ИД «Бизнес пресса», 2009. — 416 с.
— Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 343с.
— Галайда О.В., Мазин С., Галайда В., Уколов В. Инновационный менеджмент в государственной сфере и бизнесе М.: Экономика, 2009.
— Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. — 132 с.
— Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009. — 267 с.
— Государственно-частное партнерство в инновационных системах М.:- ЮНИТИ, 2008. — 312 c.
— Гунин В.И. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. — М.: «ИНФРА-М», 2009. — 328 с.
— Давыденко Л.Н., Смирнов М.Н. Модели инвестирования инновационных проектов: — Учебное пособие. — Мн.: ИСЗ, 2001. — 166 с.
— Инновационный менеджмент: Курс лекций: в двух частях / под ред. В.Н. Архангельского. — М.: Изд-во РАГС, 1997. — 340 с.
— Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина и др. — М.: ЦИСН, 1998. — 568 с.
— Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — М.: Дело, 2003. — 528 с.
— Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 238 с. — (Серия «Высшее образование»).
— Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учеб. для вузов / под ред. проф. В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ — ДАА, 2009. — 208с.
— Колонтай М.М. Инновационный менеджмент. — Мн.: БГЭУ, 2007. — 191 с.
— Медынский В.Г., Инновационный менеджмент. / В.Г. Медынский, М.:- Инфра-М, 2010. — 341 с.
— Методы управления инновационной деятельностью. / Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. — КноРус, 2011. — 262 с.
— Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010. — 446 с.
— Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2009.
— Основы инновационного менеджмента. Учебник для Вузов. / Ковалев Г.Д. — ЮНИТИ, 2010. — 463 с.
— Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. П.Н. Завлина и др. — М. ОАО «НПО Издательство» Экономика», 2010. — 475 с.
— Товб, А.С. Управление проектами: стандарты, методы, опыт / А.С. Товб, Г.Л. Ципес. — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2013. — 1203 с.
— Уткин Э.А. и др. Инновационный менеджмент. — М.: Акалис, 2006.
— Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — М.: ИНФРА — М, 2008 — 669 с.
— Чудаев, А.В. Построение модели управления предприятием на базе инновационно-ориентированной системы сбалансированных показателей эффективности // Экономика предприятия. — 2012. — №3. — С. 44- 45.